Развитие исследовательской деятельности дошкольников

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие исследовательской деятельности дошкольников

Введение

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Дошкольники прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Цель: разработать программу игрового занятия для детей средней группы по опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

раскрыть сущность процесса опытно-экспериментальной деятельности дошкольников;

показать основные моменты и формы опытно-экспериментальной деятельности;

в ходе опытно-экспериментального занятия повысить кругозор детей, развить наблюдательность, повысить уровень коммуникативных и творческих способностей дошкольников среднего возраста, развить память, внимание, воображение.

1. Проблема развития исследовательской деятельности дошкольников в научно-методической литературе

В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Поощрять поисковую активность детей и активизировать внимание ребенка. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.

В работах многих отечественных психологов-педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. У детей средней группы главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Ребенок 4-5 лет разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Возрастает объем памяти: ребенок выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Речь становится предметом активности ребенка. Он использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. Мышление неразрывно связано с речью дошкольника, оно становится наглядно-образным. Ребенок мыслит образами предметов, красками. В среднем дошкольном детстве ребенку приходиться разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их. Ребенок использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки - рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Определяет предметы в мешке на ощупь.

Таким образом, основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия. Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовым уровнем.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Ребенок на 5 году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развивается мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точны, ловки, что помогает ему овладеть умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда. Он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования). Проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняется в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психологические процессы, и особенно память.

Развивается познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность. Ребенок уже может представлять себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов, представляет будущие конструкции, поделки, создает замыслы, ищет способы воплощения. К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую работу или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

В этой познавательной деятельности - экспериментировании, выделяют основную особенность: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый вид характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В педагогике исследовательская деятельность понимается, как исследовательское обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

предлагает возможные решения;

проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

делает выводы в соответствии с результатами проверки;

применяет выводы к новым данным;

делает обобщения.

Существует три уровня исследовательского обучения:

на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;

на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);

на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Отправными моментами могут быть:

реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет специально организованное педагогом наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка - это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях. Например, исследовать свойства песка - посмотреть из каких он состоит песчинок, отметить его свойства - рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого. Осенью познакомить детей с таким природным явлением, как ветер. Весной понаблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду и формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате могут быть созданы мини-лаборатории в уголках природы. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач - научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет? если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В Уголках экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Так, если детей младшего дошкольного возраста отличает любопытство и любознательность, то и хозяин их Уголка - Зайчик-Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется.

Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их Хрюша-Удивлюша, Утенок-Удивленок или другие персонажи.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика-Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка - все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук - друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен -

Ведь оно разбиться может.

А разбилось - не беда,

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок -

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок -

Рядом веник и совок.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Главными задачами во взаимодействии с родителями являются следующие задачи:

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

создать атмосферу общности интересов;

активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации необходимо донести до родителей важность повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Разрабатываются папки-передвижки с советами родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предлагается картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома, например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое время года, если воду заморозить в холодильнике).

2. Разработка занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Группа: средняя.

Тема: «Что мы знаем о воде?».

Цель игрового занятия: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воде, ознакомления с ее свойствами, развитие наблюдательности, формирование целостной картины мира, обогащение словарного запаса, способствовать сплочению детского коллектива.

Задачи:

. Закрепить знания детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение ее для всего живого.

. Развивать любознательность, мышление и речь детей: ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

. Воспитывать бережное отношение к воде, взаимопомощь, сочувствие.

. Развивать внимание детей при выполнении заданий в ходьбе и беге, упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры, развивать ловкость и координацию движений.

Методы и приемы: игровой ( внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты), наглядный (схемы, математическое панно, слайды).

Формы работы: познавательно-исследовательское занятие с игровыми элементами.

Предварительная работа:

наблюдение за дождем, лужами, ручейками, росой, облаками, туманом, инеем, за снегом, сосульками, морозными узорами на окне.

чтение рассказов. Слушание разных вариантов музыкальных произведений, отражающих поведение воды.

подборка слайдов «Кому нужна вода»;

опыты (превращение снега в воду, воды в лед, изменение цвета и вкуса воды, запаха)

беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»

Материал: математическое панно, плакаты «Помыл руки, не забудь плотно закрыть кран»; кукла гномик; символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

(стук в дверь)

Воспитатель: Ой, ребята, кто- то к нам пришел в гости. Давайте посмотрим кто это? А вы кто?

Гномик: Я гномик.

Воспитатель: Как тебя зовут?

Гномик: Петя.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гномиком.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ты к нам в гости пришел?

Гномик: Да.

Воспитатель: Ребята, а кто знает из какой сказки к нам гном в гости пришел?

(ответы детей)

Воспитатель: Но когда ходят в гости обычно радуются этому. А ты пришел грустный. У тебя что то случилось?

Гномик: Да, вот только я не знаю, как вам это рассказать. Вон там, далеко-далеко, в моем лесу была речка. Вот….. такая большая. Текла себе, текла. Мы ею любовались, мы в ней купались, рыбу ловили. А теперь с ней что- то случилось. Она перестала течь и стала твердая-твердая и холодная, как камень. Мы с моими братьями очень переживаем. И поэтому меня послали к вам, в детский сад, чтобы, вы, ребята, мне помогли. Вы мне поможете?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, ребята, большая беда приключилась. Ведь без воды ни как нельзя. Ведь вода всем нужна

Просмотр слайдов «Кому нужна вода?»

Воспитатель: А где же ты живешь, гномик?

Гномик: Вон там, далеко, пойдемте, покажу. Только путь к нам в лес очень трудный.

Воспитатель: Ребята, надо пройти аккуратно, чтобы не упасть и не заблудиться. Лес то очень большой.

(полоса препятствий)

Гномик: Вот мы и пришли. Это наши домики, а вот мои братья. Здесь мы живем.

Воспитатель: Как у вас здесь красиво. Ребята, посмотрите сколько домиков. Сколько их? Давайте посчитаем.

Дети: Семь.

Воспитатель: Правильно, семь гномиков. Ой, ребята, а вы ничего не замечаете?

Дети: Нет гномика.

Воспитатель: Правильно, ребята, одного гномика не хватает. А в каком домике не хватает гномика? Какого он цвета? Какая цифра на нем написана? Сколько гномиков в этом домике? А если один придет, сколько будет? А если сверху посчитать, то какой гномик по счету ушел, а снизу?

(ответы детей)

Правильно ребята, какие вы молодцы. Дока а где же ваш гномик, куда он подевался?

Гномик: Это наш Соня, он, наверное опять где- то уснул.

Воспитатель: Катюша, пойди, посмотри, случайно не заснул он на нашей кроватке? Вот он Соня. Давайте мы его в его домик посадим. Сколько теперь гномиков в этом домике?

Дети: шесть.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

(на проекторе появляется замерзшая речка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с их речкой? Кто-нибудь догадался, что произошло?

Дети: Да, она замерзла.

Воспитатель: Правильно, она замерзла и стала твердая, как камень. Кто-нибудь знает, почему это случилось?

Дети: На улице зима.

Дети: Вода, река замерзает.

Воспитатель: Правильно, конечно же речка просто замерзла. Но ты, гномик, не переживай, придет весна, ярко засветит солнышко и речка опять зажурчит и потечет. Так что ты успокой своих братьев - гномиков и знайте, что зимой, при морозе вода замерзает.

Гномик: Да, наверное, это все верно, но мы не можем ждать до весны. Нам нужна вода сейчас. В нашем лесу кроме этой речки воду больше брать негде.

Воспитатель: Хорошо, гномик, мы сейчас с ребятами подумаем, что же мы можем для вас сделать. Кто знает, как можно помочь?

Дети: Снег растопить.

Воспитатель: Правильно. А как?

Дети: Поставить его в теплое место и тогда снег растает и превратится в воду.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А еще в речке можно сделать прорубь и оттуда брать воду. А еще в прорубе можно ловить рыбу (на проекторе показывается прорубь).

Гномик: Спасибо, вам, ребята. Мы обязательно сделаем прорубь в нашей речке.

Воспитатель: Гномик, а наши ребята тебе могут рассказать о воде еще очень много-много интересного. Хочешь?

Гномик: Да.

Рассказы детей сопровождаются показам фотографий с опытом на проекторе.

Первый ребенок.

Вода - это жидкость. Она течет, ее можно налить во что-нибудь: в стакан, ведро, лейку. Ее можно перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Спасибо, правильно. А для того, чтобы, ты, гномик и ребята лучше это запомнили, я приготовила вот такой символ.

Второй ребенок.

Вода - бесцветная. Если в стакан с водой положить какой-нибудь предмет, то мы его сможем увидеть. А если в стакан с водой добавить краску, то она окрасится и предмет мы уже не увидим.

Воспитатель: Правильно, вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Третий ребенок.

Вода не имеет вкуса. Если в нее добавить соль, то вода будет соленая, если добавить сахар, то вода будет сладкая.

Воспитатель: Спасибо, правильно. Оказывается вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Четвертый ребенок.

Вода не имеет запаха.

Пятый ребенок.

Вода может принимать разную форму. Если воду поставить в морозилку, то она превратится в лед.

Гномик: Сколько интересного вы мне рассказали о воде, но я всего и не запомнил.

Воспитатель: А ребята тебе помогут. Никита расскажи нам по символам все, что мы говорили о воде.

Гномик: Спасибо, вам большое. Я обязательно расскажу своим братьям о том, что узнал.

Воспитатель: А ты, гномик, знаешь, что воду надо беречь, и когда помоешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Гномик: А зачем ее беречь? Вон сколько воды много.

Воспитатель: Да, воды очень много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают очень много сил. И мы все должны беречь воду и не засорять ее. А чтобы ты не забывал про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки закрой кран»

Гномик: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран надо всегда плотно закрывать.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы у себя в умывальной комнате повесим такую же памятку? Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот гномик, мы помогли тебе и твоим братьям.

Гномик: А за то, что вы нам помогли. Мы с моими братьями хотим вам подарить разноцветные льдинки.

Воспитатель: Спасибо. А теперь нам с ребятами пора возвращаться домой. До свидания! (возвращение через полосу препятствий)

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись обратно в группу. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось? Что интересного запомнилось в нашем путешествии?

(ответы детей)

исследовательский дошкольник экспериментирование

Заключение

В деятельности наших педагогов традиционно присутствует деятельность по ознакомлению с окружающим. Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность в дальнейшем к обучению в школе.

Список использованных источников

1.Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса; под ред. Дьяченко О.М. - М.: ПЕPСЭ, 2003. - 144 с.

2.Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-синтез, 2012.

.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2014. - 280 с.

.Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. - М.: Знание, 1994. - 159 с.

.Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. - М.: Мозайка - Синтез.2006. - 64 с.

.Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше / С.В. Коноваленко. - М.: 2000.

.Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. - М.: Московский центр качества образования, 2014. - 160 с.

.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.

.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой - М.: Мозайка - Синтез. 2009.

Похожие работы на - Развитие исследовательской деятельности дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!