Формирование действующей толпы. На этом этапе группа уже предрасположена к совместным немедленным действиям. Появление лидеров стимулирует ее действия в общем направлении.
Так же Г. Лебон отмечал в качестве одной из ее характерных черт низкий интеллектуальный уровень. Как грипп приводит к упадку физических сил взрослого человека, так даже интеллектуально развитый индивид, будучи захваченным полем толпы, превращается в ее примитивную единицу.
В ХХ в. роль толпы во всех сферах жизни общества существенно возросла. Это объясняется большой концентрацией людей во всём мире.
Действительно, мы ежедневно оказываемся в центре самых плотных скоплений народа: в автобусах, метро, в больших магазинах, на городских рынках. Мы попадаем в мощное психологическое поле, которое не может не оказывать воздействия на наше поведение. В прошлые века большинство людей сталкивались с такими толпами крайне редко.
В условиях огромной концентрации населения в больших городах резко интенсифицировалась неформальная информация: слухи, сплетни, которые часто касались важных аспектов потребительского поведения.
Демократизация российских средств массовой информации превратила их в разносчиков слухов. Теперь газета с миллионным тиражом может сообщить любую информацию, ссылаясь на слухи в информированных кругах. [3]
3. Манипуляция потребительским поведением
Манипуляция - это вид психологического воздействия, которое ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями. [5]
Слово "манипуляция" имеет корнем латинское слово manus - рука (manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple - наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка.
Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка"
С. Кара-Мурза выделяет три главных, родовых признаков манипуляции.
Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
Во вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации - обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя "предельное самораскрытие", игру в искренность, когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.
В-третьих, манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Встречаются, конечно, талантливые самородки с мощной интуицией, способные к манипуляции сознанием окружающих с помощью доморощенных средств.
Но размах их действий не велик, ограничивается личным воздействием - в семье, в бригаде, в роте или банде. Если же речь идет об общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями).
Как мы установили, манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направленно на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Как замечает Г. Шиллер, "для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться".
Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ. Герберта Франке. В ней он даёт такое определение: "Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено".
Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на "неявное знание", которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение.
Манипуляция человеком осуществляется на уровне психических и психологических процессов.
Эмоции - основные деятели в психическом мире. Образы - строительный материал для эмоций. Сочетание воображений и чувств наиболее уязвимо перед манипуляцией.
Эмоциональное воздействие тесно связано с массовым сознанием. Этим механизмом активно пользуются телевидение и СМИ. Для понимания процессов массового сознания важно, что воображение тесно связано с имитацией - мы "воображаем себя на месте кого-то". При этом имитация часто производится непроизвольно и ускользает от критического самоанализа. Так, наблюдая движения танцующих, люди порой начинают повторять эти движения, хотя бы покачиванием рук или мысленно - при этом не отдавая себе отчета в том, что они вовлечены в имитацию. Так воображение, если его умело направлять, может привести к массовому "заражению" настроением и даже действием. Некоторые лидеры и харизматические шарлатаны обладают искусством провоцировать такие состояния.
Важнейшими мишенями, на которые необходимо оказывать воздействие при манипуляции сознанием являются память и внимание. Задача манипулятора - в чем-то убедить людей. Для этого надо, прежде всего, привлечь внимание людей к его сообщению, в чем бы оно ни выражалось. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: "Убедительно то, что остается в памяти".
Технологи манипуляции сознанием имеют неограниченный запас "раздражителей", позволяющих привлечь, переключить или рассеять внимание, а также повлиять на его устойчивость и интенсивность. Это касается всех способов подачи зрительной и слуховой информации, всех характеристик ее содержания и формы (вплоть до использования орфографических и логических ошибок как средства привлечения внимания). Понятно, что для целей манипуляции одинаково важны приемы привлечения и удержания внимания на убеждающем сообщении (захват аудитории), и в то же время отвлечения внимания от некоторых сторон реальности или некоторых частей сообщения - всегда предпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы человек не заметил "ненужной" правды.
Психические воздействия, или социальные влияния, широко распространены и проявляются в отношениях детей и родителей, учеников и учителей, мужчин и женщин, начальников и подчиненных, а также людей, абсолютно не знакомых друг с другом. Рекламная деятельность поэтому также может рассматриваться с точки зрения психологических воздействий, или социального влияния.
Проблема психологических воздействий (социальных влияний) в психологии рекламы как отрасли научного знания крайне актуальна еще и потому, что она связана с целым рядом моментов этического характера. Ведь любое воздействие, или влияние, предполагает изменение сознания человека, может представлять некое препятствие свободе выбора. Многие авторы, например известный американский психолог Б.Ф. Скиннер полагают, что все мы практически полностью зависим друг от друга, и никакого абсолютно свободного выбора, даже мысленного, вообще не существует.
Проблема психологических воздействий в рекламе тесно связана с проблемой выбора. Бизнесмены и рекламисты выбирают способы организации рекламных кампаний, например, с применением специальных технологий воздействия или без них, а потребители сталкиваются с этой проблемой, когда подвергаются таким воздействиям или, наоборот, обнаруживают необходимость самостоятельно принимать решение.
Проблема воздействий (или влияний) является одной из самых важных, так как сегодня многие рекламодатели и рекламисты, а также большое количество психологов считают, что реклама и психологическое воздействие - это, по сути дела, одно и то же. В данной области психологии обнаруживается большое количество нерешенных спорных вопросов.
Сложных проблем, с которыми сталкивается психология рекламной деятельности в вопросах психологического воздействия, влияния, манипулирования и пр., достаточно много. И здесь первая проблема - это проблема этики. Как выясняется, мало кто может взять на себя ответственность определить степень, формы и пределы психологических воздействий в рекламе. То есть по сути дела ответить на вопрос: как и чем можно или нельзя воздействовать на потребителя. Поэтому в большинстве случаев ссылаются на законы и судебную практику.
Средства психологического воздействия, манипулятивного в частности, - это приложение усилий со стороны отправителя воздействия. С точки зрения технологии ничего больше сделать нельзя - далее энергия воздействия должна работать сама - от манипулятора ее прохождение уже не зависит. Повлиять на характер прохождения с помощью иных средств воздействия можно, а провести энергию нельзя. Поэтому нам надо выяснить, что происходит с энергией воздействия после того, как она получила доступ во внутренний мир адресата: понять за счет каких внутренних процессов внешнее воздействие приводит к результатам внутри, откуда черпается энергия для такой работы.
Сначала, нужно установить контакт с человеком, затем применить определённые приёмы, которые станут средством "включения" нужных нам реакций.
Как защититься от манипуляторного воздействия?
Важнейшая на уровне психических процессов задача для адресата - не позволить манипулятору "нажимать на кнопки". Сделать это можно как обобщенными "универсальными приемами, так и действиями, направленными на блокирование автоматических реакций, составляющих передаточные рычаги манипулятивной атаки. Наиболее универсальным - и при этом достаточно специфичным для данного уровня - защитным приемом является непредсказуемость. Ее девиз: "Когда ты непредсказуем, ты неуязвим" (К. Кастанеда). Если адресат ведет себя так, что его нельзя "просчитать", то манипулятору не к чему будет подстраиваться - гораздо труднее подбирать ключи, если замки постоянно меняются.
Но в нашей культуре непредсказуемость не поощряется. Мы находимся под властью, с одной стороны, психических штампов поведения, переживания или мышления, а с другой, - ожиданий и требований окружающих людей.
Второй универсальный и столь же специфичный для защит на уровне психических процессов прием - задержка автоматических реакций. Задержка возникающих реакций может проявиться в том, что адресат будет действовать несколько осторожнее, чем обычно, или затрачивать больше времени на принятие решения. Например, ощущение некоторой неестественности ситуации может привести человека к задержке с ответом на весьма привлекательное на первый взгляд предложение - начнутся расспросы, оттягивания, окружные подходы.
4. Теории мотивации потребительского поведения
Потребительская мотивация (consumer motivation) - движущая сила, активирующая поведение и предоставляющая цель и направление для этого поведения. Личность (personality) отражает общие реакции (поступки) человека в ответ на происходящие ситуации. Эмоции (emotions) - это сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на наше поведение. Эти три фактора тесно взаимосвязаны и часто трудно разделимы. Например, самоуверенные потребители (личностная характеристика) более вероятно имеют потребность для самоутверждения (характеристика мотивации) и ищут ситуации, позволяющие им чувствовать себя могущественными (эмоциональная характеристика). Самоконцепция - это восприятие себя и чувства в отношении к себе, значимый фактор мотивации, личности и эмоций.
Теории мотивации представляют для маркетинг-менеджера полезные модели управления потребительским поведением.
Д. Мак-Клелланд 1965 г. разработал идею о том, что поведение людей мотивируется тремя базовыми обучаемыми потребностями. Это потребности в достижении, принадлежности и власти.
Люди с высокой мотивацией достижений (achievement motivation) пытаются быть впереди, стремятся преуспевать и брать на себя ответственность за решение проблем. В одном из исследований Мак-Клелланд обнаружил, что 83% студентов с высокой потребностью достижений заняли должности, требующие способности рисковать, принимать решения и достигать большого успеха, - такие как в управлении бизнесом. Мотивационная теория Мак-Клелланда означает для маркетолога, в частности, то, что продукты можно рекламировать с мотивационными темами, вытекающими из основных мотиваций потребителей. [2] <#"center">Заключение
Потребительское поведение зависит от огромного числа факторов, тем не менее хорошие маркетологи в состоянии предугадать его и использовать ради своей выгоды. Для этого они рассматривают причины, которые могут повлиять на решение покупателя приобрести данный товар, учитывают, что на результат выбора может повлиять референтная группа индивида. Также специалисты рассматривают поведение потребителей во время покупки и после её совершения, изучают степень удовлетворенности потребителя и вероятность повторной покупки. Немаловажны и действия по избавлению от товара
Манипуляция человеком вполне реальна, и современные предприниматели активно применяют различные методы воздействия на потребителя. Основной её характеристикой является скрытность. Разоблачение манипулятора может нанести ему значительный ущерб. Манипуляция применяется не только политиками и маркетологами. Встретить её можно повсюду: в семье, в бригаде, в роте или банде. Тем не менее существуют механизмы по защите от этого психологического воздействия.
Потребительская мотивация является основной движущей силой, влияющей на поведение потребителя. Мотивация представляет собой желание потребителя удовлетворить какую-либо свою потребность. Теории мотивации для маркетологов являются моделью управления потребительским поведением.
Список использованной литературы
1.В.И. Дорошев "Введение в теорию маркетинга", М.: ИНФРА-М, 2000г.
2.Е. Мазилкина "Поведение потребителей. Шпаргалка" М.: Окей-книга, 2009г.
.В.И. Ильин "Поведение потребителей: Учебное пособие", серия "Краткий курс", издательство "Питер", 2000г.
.В.Д. Камаев и др. "Экономическая теория: Краткий курс" М.: КноРус, 2011г.
5.Интернет-ресурс: www.psyberia.ru <http://www.psyberia.ru>
.С.Г. Кара-Мурза "Манипуляция сознанием", М.: Алгоритм, 2000 г.
.Д.В. Безлатный "Психология в рекламе. Искусство манипуляции общественным сознанием", издательство "Буки - Веди", 2011 г.
."Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита" М.: ЧеРо, издательство мгу, 1997. - 344 с.
.И.В. Алёшина "Поведение потребителей" М.: Экономистъ, 2006. - 525 с.
.С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева "Маркетинг: Учебник для бакалавров", издательство "Дашков и К", 2013 г.