Московская художественная школа

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,19 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Московская художественная школа

Введение

Монгольское завоевание нанесло колоссальный ущерб русским землям. Однако оно оказалось в состоянии затормозить, но не остановить прогрессивное развитие Руси. Началось объединение северо-восточных земель вокруг Москвы. Выгодное географическое положение этого княжества в центре пересечения речных и сухопутных путей привело к быстрому возрастанию его значения в экономическом отношении. Государственная дальновидность московских правителей содействовала превращению Москвы в крупный политический центр. Естественно, что Москва становилась и важнейшим культурным центром Руси.

Московские художники тех лет, и это надо особенно подчеркнуть, были в основном иконописцами. Мастерство стенного письма ни процветать, ни получить здесь большого развития не могло. После подъема 40-х гг. XIV в., когда при росписях московских храмов москвичи руководствовались советами многоопытных во фресковом искусстве греков, здесь был построен только один каменный храм в Чудове монастыре. На рубеже XIV - XV вв. в Москве творил величайший из мастеров Древней Руси Андрей Рублев (род. около 1360 - ум. 1430), ставший, по существу, основателем самостоятельной московской художественной школы.

. Московская художественная школа

Московская художественная школа, формируясь в обстановке начавшегося национального подъема, утверждала новые эстетические идеалы. Живопись московской школы в XIV в. развивалась на основе синтеза местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Расцвет московской школы в конце XIV - начале XV вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублёва, Даниила Чёрного, в творчестве которых глубокий философский смысл сочетался с проникновенным лиризмом, с непосредственностью чувства. Искусство Андрея Рублева и его сподвижников не содержало в себе мотивов недоступной мирянам святости небожителей киевских мозаик или фанатической одержимости праведников и отшельников новгородских росписей. Персонажи творений московских художников стояли несравнимо ближе к реальным людям, хотя и сохраняли неземную величавость. Художники-иконописцы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: легкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа). Для московской живописи этого времени была характерна и еще одна особенность. В ряд иконописных сюжетов и образов вместе с такими как Христос, Богоматерь, апостолы стали входить и реальные канонизированные светские и духовные лица. Традиции искусства Рублева и его последователей получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций.

При перестройке Московского Кремля творческое сотрудничество местных мастеров с приглашёнными в Москву псковскими и итальянскими зодчими дало возможность усовершенствовать технику строительства, обогатить арсенал форм и выразительных возможностей древнерусской архитектуры. Формирование в конце XV в. Русского централизованного государства во главе с Москвой определило новый расцвет московской школы.

2. Архитектура Московского Кремля

Наиболее существенной переменой в общем архитектурном облике Москвы конца XV века было строительство нового каменного Кремля (приложение 1), еще более выделившего его ансамбль среди деревянной городской застройки, в следствии чего Кремль окончательно стал доминирующем центром столицы. Это способствовало и его новому значению как месту пребывания правительства Русского государства. Строгий характер архитектуры кремлевских стен и башен, которые не имели в то время высоких шатровых надстроек, свидетельствовало об их крепостном, оборонительном назначении. Внутри кремлевских стен, кроме царских хором и соборов, были расположены монастыри и усадьбы наиболее знатных представителей боярства и духовенства. Территория Кремля была прорезана несколькими улицами с деревянными мостовыми, сходившимися к центральной соборной площади.

Новые кремлевские стены и башни строились в 1485 - 1495 гг. Это грандиозное строительство в основном было проведено силами русских зодчих и строителей, работавших, как и в более ранние периоды, артелями, под руководством приглашенных московским правительством итальянских специалистов крепостного дела. Строили крепость итальянские мастера - Аристотель Фьораванти, Петр Антонио Солари, Марко Руффо, большие специалисты по фортификации. Но строили они не просто крепость, а святой город. Легендарный Царьград был заложен по трем углам на все стороны по семи верст. Итальянские мастера с каждой стороны Кремля возвели по 7 краснокирпичных башен, считая угловые, стараясь соблюсти одинаковое расстояние от центра - Успенского Собора. Именно в таком виде и границах Московский Кремль дошел до наших дней. Расположен на высоком левом берегу Москвы-реки - Боровицком холме, при впадении в неё реки Неглинной. В плане Кремль - неправильный треугольник площадью 27,5 гектара (приложение 2). Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная - к Александровскому саду, восточная - к Красной площади.

Первым начали строить новый Успенский собор, ибо старый, построенный Иваном Калитою, к тому времени уже сильно обветшал. Строительство в 1471 году первоначально было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину, однако доведённое до сводов здание рухнуло в 1471 году при землетрясении - «известь была неклеевита, а камень нетвёрд». Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который воздвиг к 1479 году существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. В 1484 - 1486 годах псковскими мастерами была возведена новая Ризоположенская церковь, а в 1484 - 1489 годах - новый Благовещенский собор на подклете прежнего храма. В 1485 году началось возведение нового Великокняжеского дворца, продолжавшееся с большими перерывами до 1514 года. Ранее всего была построена парадная часть дворца, от которой до наших дней сохранилась построенная в 1487 - 1491 годах итальянскими зодчими Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари Грановитая палата. Строительством княжеских хором и внутренней стены, отделявшей их от остальной территории Кремля, занимался Алевиз Фрязин; он же перенёс на новое место парадную часть дворца - с южной стороны на восточную, обращённую к Соборной площади. Несмотря на то, что строительством дворца руководили итальянские зодчие, его архитектура полностью сохранила принципы сооружения древнерусских хором: на едином высоком каменном подклете были возведены отдельные каменные и деревянные объёмы. Со строительством в 1505 - 1508 годах Алевизом Новым Архангельского собора и Боном Фрязиным колокольни Ивана Великого и возведением между ними здания Казенного двора формирование Соборной площади как главной площади Московского Кремля в основном завершилось.

В 1508 году вдоль стен был вырыт ров, вода в который поступала из Неглинной. Кремль окончательно превратился в неприступную, окружённой водой со всех сторон крепость, обособленную от разросшегося к тому времени города. В XVI веке строительство в Кремле сводилось в основном к обновлению и совершенствованию уже существующих зданий и ансамблей. В 1532 - 1552 годах к колокольне Ивана Великого пристроили Воскресенскую церковь, в середине века перестроили Благовещенский собор, на Митрополичьем дворе появились церкви Соловецких чудотворцев и Трёх Святителей, неоднократно перестраивался и расширялся великокняжеский (затем царский) дворец. Иван Грозный долгое время жил на «опричном дворе» вне Кремля; после отмены опричнины для царя выстроили новые Постельные палаты в четыре покоя неподалёку от церкви Спаса на Бору.

Отличительными чертами Московского Кремля являются свободная асимметрия в построении ансамбля и гармоничное сочетание разнообразных архитектурных объемов, тесно связанных с окружающим пейзажем. Красочная живописность кремлевского ансамбля имеет вместе с тем черты подлинно реалистического искусства, свойственные лучшим произведениям русского народного зодчества. Сложная композиция архитектурного ансамбля Кремля тесно связана с потребностями жизни, назначением сооружений, обладает большой художественной выразительностью и архитектурным единством.

3. История создания стены и башен

Существующие стены и башни были построены в 1485 - 1516 годах. Общая протяжённость стен - 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина - от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста (приложение 3), всего зубцов по верху стены - 1045. Снизу зубцы кажутся небольшими, но на самом деле имеют высоту до 2,5м и толщину 65-70см. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружной стороны стены гладкие, с внутренней - оформлены арочными нишами - традиционный приём, призванный облегчить и упрочнить конструкцию сооружения. Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные - квадратное (приложение 1). Самая высокая башня - Троицкая, она имеет высоту 79,3 м.

В 1485 - 1516 годах строительство стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый. Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Для защиты Московский Кремль имеет непрерывающийся верхний ход на стенах шириной 2м, который позволяет обойти его по периметру. Но снаружи этот ход не виден, так как защищен зубцами. Начиная от Спасской башни территория Кремля была увеличена в восточном направлении. Первой в 1485 году с южной стороны была заложена Тайницкая башня, а уже через пять лет вся южная часть крепости была построена. Она была построена раньше всех, поскольку выходила к реке и имела наиболее важное стратегическое значение. Так же она была очень удобна для торговли, ведь именно здесь причаливали прибывшие по Москве-реке купеческие суда. Но Иван III приказал убрать все постройки к югу от кремлевских стен. Для строительства стен и башен использовался крупный кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем, который остался от Белокаменного Кремля. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда. Стены были окружены слухами, где велись подземные войны. Эти системы позволяли не допустить подкопа под Кремлем.

Башни можно разделить на два типа - проездные, с воротами, и глухие. Сейчас для проезда в Кремль открыты ворота лишь трех башен: Спасской (приложение 4), Троицкой и Боровицкой. Но раньше их было больше. Главный въезд в Кремль, был по деревянному подъемному мосту через ров и Спасские ворота, в древности носившие название Фроловских. В XVI веке Спасские ворота были надстроены деревянной шатровой башней, в которой были помещены кремлевские куранты - большие городские часы со звоном. Современное каменное шатровое завершение Спасских ворот, как и других ворот и башен Кремля, относится к более позднему времени (XVII в). Первоначально башни заканчивались зубцами и имели невысокую деревянную кровлю, которая шла также вдоль всей кремлевской стены. Всходы на стены имели Спасская, Набатная, Константино ‒ Еленинская, Троицкая, Боровицкая, Благовещенская и Петровская башни.

Если присмотреться к форме башен, то можно заметить, что угловые имеют круглую или многогранную форму, а внутри содержат потайные ходы и колодцы для снабжения крепости водой, а все остальные - четырехугольную (приложение 1). Это объясняется практическими соображениями: угловые башни должны были «смотреть» на все внешние стороны, кроме самого кремля, а остальные - вперед, так как с боков они были прикрыты своими соседями. Также проездные башни были дополнительно защищены отводными башнями-стрельницами, из которых сохранилась лишь одна - Кутафья. Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в готическом стиле.

Спасская башня. Самая знаменитая башня Московского Кремля - Спасская (71м со звездой) (приложение 4). Спасская башня была парадным въездом в Кремль. Идущая внутри Кремля улица от Спасских ворот тоже называлась Спасской и была главной магистралью крепости. Так как неподалеку находился храм Фрола и Лавра, не сохранившейся до наших дней, то изначально Спасскую башню называли Фроловской. Специальным царским указом в 1658 г. Фроловская башня была переименована в Спасскую. Новое название ее связано с изображением Спаса, написанного над ее воротами со стороны Красной площади. Сейчас она выходит на Красную площадь, а в шатре башни установлены знаменитые часы - куранты. Башня была построена в 1491г. Пьетро Антонио Солари. Об этом говорят надписи, вырезанные на белокаменных досках, помещенных над проездными воротами башни. Со стороны Красной площади надпись сделана на латинском языке, со стороны Кремля - на русском языке славянской вязью. Она расположилась на месте Фроловской стрельницы 1367-1368 годов. Внутри Спасской башни были помещения, которые нередко становились тюрьмой, особенно во время соляного и медного бунтов.

Спасская башня не всегда была такой высокой - её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине XVII века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Нижний четверик башни был завершен поясом из арок, украшенных белокаменным кружевным узором, башенками, пирамидками, изваяниями фантастических животных. По углам возвышались белокаменные пирамидки с золочеными флюгерами. В нишах аркатурного пояса были установлены белокаменные статуи - «болваны». Как известно из документов, царь Михаил Федорович дал распоряжение сшить для них однорядки - одежду, чтобы прикрыть их наготу (по обычаям того времени считалось неприличным выставлять статуи без одежды). В пожар 1654 г. статуи обгорели и рассыпались. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее. Внутренние стены нижнего четверика - двойные. Между ними устроены обходные галереи и междуярусные лестницы. С верхней площадки нижнего четверика поднимался двухъярусный четырехгранник меньшего размера с белокаменными деталями и колонками по углам и с часами - замечательным техническим новшеством того времени. Выше часов четырехгранник переходил в восьмерик с открытыми арочными звонами. Завершалась башня восьмигранным кирпичным шатром с черепичным покрытием.

Фролошские ворота с древнейших времен считались главными, «святыми» воротами Кремля и особо почитались в народе. Через Спасские ворота проходили торжественные шествия духовенства, въезжали в Кремль цари, императоры и иностранные послы. Здесь запрещалось проезжать на лошадях верхом и проходить с покрытой головой, даже цари обязаны были снимать шапку. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшими донскими казаками.

Первой русской иконой типа «Спас с припадающими» считается образ Спаса Смоленского (приложение 5), написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и помещенный над Фроловскими воротами Кремля. В 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея прямо на стене над Фроловскими воротами со стороны Красной площади была написана фреска, заменившая икону. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в. На надвратной фреске Спас Смоленский изображён Спаситель в полный рост с раскрытым Евангелием на словах «Рече Господь… Аз есьмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» в левой руке, с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. За огнем лампады следил причт храма Василия Блаженного. Сохранилось предание, что, когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима. В 1895 году надвратную икону реставрировали, нанеся новый слой.

В середине XVII века по центральным районам Русского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного (приложение 6), которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году. Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в Новоспасском монастыре. Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над Фроловскими воротами со стороны Кремля, через которые образ привезли в Москву. В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.

С древнейших времен на Спасской башне существовали часы. Предполагают, что они впервые могли быть установлены сейчас же после постройки башни, в 1491 г. Однако упоминание в летописях о часовщиках Спасской башни относится только к XVI в. Эти часы просуществовали до 1625 г., когда были заменены новыми. Их устанавливали под руководством Христофора Галовея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан, его сын и внук, а тринадцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов. Часы имели вращающийся циферблат, разделенный на 17 часов, также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное славянскими буквами и арабскими цифрами. При этом вращался сам циферблат, а единственная неподвижная стрелка в виде золочёного солнца указывала время. В 1705 году по указу Петра I Спасские часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате. Современные куранты были изготовлены братьями Николаем и Иваном Буденоп в 1851-1852 годах и установлены на 8-10 ярусах Спасской башни. Металлические конструкции с винтовой лестницей к часам внутри башни сделаны по проекту архитектора К. Тона. При взятии Кремля в дни октябрьских боев 1917 г. Спасские часы были повреждены снарядом. По указанию В. И. Ленина их исправил в 1919 г. мастер Н. В. Беренс.

4. Основные соборы Московского Кремля

московский художник искусство собор

Благовещенский собор. Изящный златоглавый собор Благовещения Пресвятой Богородицы (приложение 7) расположен рядом с Большим Кремлевским дворцом, в юго-западной части Соборной площади. Благовещенский собор - известнейший московский храм, расположенный на Соборной площади Кремля и освященный во имя праздника Благовещения. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей; его протопопы одновременно были духовниками царей. В петербургский период придворный статус протопресвитеров собора сохранился.

Изначально на месте нынешнего каменного собора располагалась деревянная Благовещенская церковь, построенная на каменном фундаменте в начале XIV века. Начавшаяся при Иване Калите, масштабная перестройка Кремля коснулась и Благовещенского собора. В 1484 году здание было разобрано и заложено заново. Иконостас и иконы старого храма были сохранены и перенесены в новый. Строительные работы велись русскими (псковскими) мастерами в течение пяти лет. Это здание собора сохранилось и до наших дней. Псковские зодчие сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью - оригинальные пояски на главах, и много других элементов. Из перечисленных в летописи зданий сохранились церковь Ризположения в Кремле и Духовская (в летописи Троицкая) в Троицко-Сергиевой Лавре. Во всех этих зданиях можно найти характерные признаки псковского зодчества: квадратные в плане столбы, повышенные подпружные арки, но встречаются и раннемосковские элементы: узорчатые пояса, украшающие стены, килевидная форма закомар и порталов. Кроме того, собор построен из кирпича, в то время как основным строительным материалом в Пскове был белый камень. Поэтому несмотря на то, что большинство исследователей благовещенский собор относят к псковским постройкам, некоторые из них (Максимов П.Н.) считают его созданием московских мастеров. Строительство Благовещенского собора закончилось в 1489 году, и митрополит Геронтий освятил великолепный собор. В то время собор украшали три купола. Но в середине XVI века над собором вознесли уже девять куполов. Это объясняется тем, что посвящен он был именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы - Царицы Небесной Церкви, которая состоит из девяти чинов Праведников Небес и девяти чинов Ангелов. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.

Современный Благовещенский собор Московского Кремля включает в себя части, построенные в разное время. Типологическая основа - четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Основной объем, построенный в конце XV века, повторял план, а возможно, и габариты ранее существовавшего храма начала XV столетия. Отличие нового храма от предыдущего заключалось в том, что он был окружен со всех сторон галереями-папертями. Считалось, что все галереи, кроме восточной, сооружены одновременно с собором, но до середины XVI века были открытыми. Однако исследования 60-х годов XX века показали, что своды северной и западной галерей выложены из того же кирпича, что и сам собор, что позволяет предположить, что они одновременны или близки по времени основному объему храма. С восточной стороны к храму примыкала Казенная палата, возведенная одновременно с собором и разобранная в XVIII веке. Стены собора членятся лопатками на три неравные части и завершаются килевидными закомарами, не соответствующими форме сводов. В центральной части мастера применили ступенчатую систему сводов (повышенные подпружные арки под центральным барабаном), что повлекло за собой появление ряда кокошников в основании главы. Здание богато декорировано. Стены собора украшены аркатурным поясом, в который были вписаны щелевидные окна. В центральных, повышенных пряслах стен были размещены киоты с двускатными или килевидными завершениями, обрамленные полуваликами. Киот на западной стене (над хорами) сохранился до наших дней, остальные известны по старым изображениям здания. Аркатурно-колончатый пояс перенесен также на главы храма. На стенах храма - изображения прославленных византийских императоров, русских князей Владимира Мономаха, Александра Невского, Даниила Московского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III. Среди этих мудрецов, изображенных со свитками в руках - Аристотель, древнегреческий поэт Менандр, Плутарх, Платон, древнеримский поэт Вергилий.

Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи великого князя. К восточным столпам изначально примыкал иконостас, лишь незначительно ниже существующего. Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм пропорций - коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий барабан центральной главы. В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные низкие своды. Устройство хор уже архаично для конца XV века.

Иконостас Благовещенского собора - один из древнейших русских иконостасов. В его состав входят иконы XIV-XIX веков. Многие исследователи считают, что некоторые иконы принадлежат кисти прославленного Феофана Грека, а часть икон праздничного ряда - величайшему художнику русского средневековья Андрею Рублеву.

Собор сильно пострадал в ноябре 1917 году, во время Великой Октябрьской Революции, во время артиллерийского обстрела Кремля. Годом позже Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. Лишь с 1955 года Благовещенский собор вновь открыт для посетителей как музей.

Архангельский собор. Архангельский собор (приложение 8) расположен в южной части Соборной площади, напротив Благовещенского собора. В крупных княжеских городах-резиденциях обязательно старались возвести храм во имя Святого Архангела Михаила - покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. Вот и в Москве первый собор Кремля был воздвигнут в честь святого Архангела Михаила. Известно, что ещё в XII веке на месте нынешнего Архангельского собора находилась деревянная церковь Михаила Архангела.

В 1333 году по приказу Ивана Калиты в Кремле был возведен белокаменный храм в память избавления Руси от эпидемии чумы. Это храм завершил ансамбль площади, где уже стояли храмы Спаса на Бору, св. Иоанна Лествичника и Успенский собор. Сведения о соборе, воздвигнутом при Иване Калите, крайне скудны. Он был построен за очень короткое время, одно лето 1333 года, поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Храм был возведен из белокаменных блоков, его пол выстилался из кирпича и керамических плит с желтой и зеленой поливой; стены были украшены фресками.

В 1505 году храм разобрали, с тем, чтобы возвести на его месте новое здание - еще лучше прежнего. Постройкой храма руководил итальянский зодчий Алевиз Фрязин. За три года он возвел новый Архангельский собор, поражающий очевидцев своей красотой. Новое здание храма стало великолепным образцом архитектуры, воплощенной в лучших традициях древнерусского зодчества и венецианской архитектуры эпохи Возрождения. Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля. Итальянский зодчий не только отдал дань традиционному пятиглавию, как Фиорованти в Успенском соборе, но и вернулся к крестово-купольной системе с применением, в основном, полуциркульных сводов и крестчатых в плане столпов вместо крестовых сводов с круглыми столпами Аристотелева храма. Это вызвало прежнюю дробность и неравномерность членений внутри собора, отличавшую древнерусские храмовые постройки. Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем, высота основного объема 21 метр. Собор увенчали пять сверкающих куполов: золоченых и серебряных.

В XVI в. собор был расписан (предположительно эта роспись датируется 1564 - 1565 гг.), но эти ранние фрески сохранились только в дьяконнике, где была устроена усыпальница царя Ивана Грозного. В 1652 - 1666 гг. обветшавшая роспись была сбита и заново исполнена по снятым со стен прорисям. Поэтому фрески XVII в. восходят в своем иконографическом составе и композиционных схемах к XVI в. В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты С. Резанцем, Я. Казанцем, С. Ушаковым, Ф. Зубовым, И. Владимировым и Ф. Козловым. Росписи Архангельского собора неоднократно реставрировались. Серьезная реставрация и поновление иконостаса были произведены после 1812 г.

Ныне существующий иконостас, установленный на месте прежней алтарной преграды, был сделан в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым. В 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми (одновременно была изготовлена и резьба царских врат). Большая часть икон написана в 1680-1681 гг. Д. Золотаревым, Ф. Зубовым и М. Милютиным. Главной святыней собора является храмовая икона «Михаил Архангел с житием» одна из самых древних на Руси житийных икон этого небесного воителя.

Архангельский собор еще со времен своего основателя - Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей. Самая древняя гробница - Ивана Калиты, умершего в 1342 году, - находится у южной стены собора. Всего в соборе 54 захоронения или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя захоронениями). Гробницы представляют собой надгробия из белого камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени похороненного князя или царя. Погребения в соборе продолжались до Петра I. В средней части собора находятся захоронения первых царей династии Романовых. В настоящее время в архангельском соборе проводятся торжественные богослужения. Он, как и в прежние времена, поражает великолепием своего убранства - луковичными куполами, фасадами, украшенными пилястрами, декоративными арками, богато декорированными порталами.

Успенский собор. Успенский собор (приложение 9) Кремля располагается в центре Соборной площади, ориентируя вокруг себя все остальные памятники. Этот монументальный храм по праву считается главным храмом земли русской. На протяжении веков он был связан с важнейшими событиями в жизни страны. Именно здесь венчались на царство русских царей (в 1547 году здесь венчали на царствие Ивана Грозного, в 1721 состоялась коронация Петра I), избирались главы русской церкви, оглашали государственные указы и служили молебны перед военными действиями. Здесь нашли свое упокоение мощи святителей митрополитов.

История Успенского собора начинается с XII-XIII веков, когда на месте старой деревянной церкви по указу московского князя Даниила Александровича возвели первый Успенский собор, просуществовавший около четверти века. В XIV веке Иван Калита решил перестроить каменный храм, сделать его самым величественным и роскошным на Руси. Этому была довольно веская причина. В связи с переездом митрополита из Владимира в Москву, в столице необходим был новый храм, затмивший бы собор во Владимире по красоте и величию. В 1470-х годах началась перестройка Успенского собора. Сначала постройкой собора руководили русские зодчие, но при возведении сводов возведенный ими собор рухнул. Продолжить работу государь пригласил уже новых мастеров - знаменитого зодчего из Италии - Аристотеля Фиораванти с учениками. Фиораванти закончил строительство к 1477 году. А в 1479 году состоялось торжественное освящение Успенского собора.

Архитектура Успенского собора довольно необычна для русского зодчества. В плане это шестистолпный пятиглавый собор. Строгий мерный ритм расстановки столбов отразился во всем композиционном строе здания, проникнутом беспримерной для русского зодчества математичностью построения. Вместо привычной крестово-купольной системы, когда центральные членения храма перекрываются сводами, образующими в плане крест, причем обычно они (центральные членения) шире боковых, здесь одинаковые квадратные клеточки-ячейки плана перекрыты одинаковыми же крестовыми сводами (в плане ребра такого свода образуют крест). Четыре столба собора круглые, два восточных - квадратные. Квадратные столбы и примкнувшая к ним алтарная преграда обособляют внутри восточную часть собора. Деление на неравноценные восточную и западные части подчеркнуто и тем, что в алтаре добавлены два дополнительных массивных столба, поставленных в середине пролетов арок, переброшенных к восточной стене. Собор имеет три придела. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные - круглые - столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Архитектура и стенопись храма воссоздают образ космоса. Своды собора символизируют небо, поддерживаемое столпами собора. Над внутренним убранством собора трудились лучшие мастера того времени. Интерьер собора являет собой огромный торжественный зал. Уникальная роспись стен, многочисленные иконы и различная церковная утварь причисляются к бесценным произведениям мирового искусства. В Успенском соборе находится величественный пятиярусный иконостас, традиционный для русских церквей. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» - моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. В ризнице собора хранился яшмовый сосуд для драгоценного мира, которым русских царей помазывали при венчании на царство - так называемая Августова Крабия.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок. Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками, они устроили в соборе конюшню. А перед бегством из Москвы они вывезли из собора более пяти тысяч тонн серебра и около трехсот килограммов золота. После войны из возвращенного серебра была отлита центральная люстра храма.

Успенский собор является первопрестольным храмом Российского государства. Служба в Успенском соборе восстановлена в 1990 г. Патриарший Успенский собор Московского Кремля - одна из величайших святынь всей России.

5. Основные постройки Московского Кремля

Грановитая палата. Грановитая палата (приложение 10) - памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487-1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. В первом летописном упоминании фигурирует как "палата большая великого князя на площади", впоследствии могла называться Большой Золотой или просто Большой палатой. Эта палата была построена на месте древней гридницы (столовой) и являлась передним приёмным покоем дворца. Грановитая палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани, победы под Полтавой, заключения Ништадтского мира со Швецией.

Грановитая палата представляет собой большое квадратное в плане помещение со столбом посередине, на который опираются четыре крестовых свода. В свое время это был самый большой зал на Руси, площадью около 500 м2. В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668 году роспись возобновил Симон Ушаков, составлявший подробную опись сюжетов и расшифровку надписей, что случилось в 1672 г. по указанию царя Алексея Михайловича. При Петре I роспись была уничтожена, своды выбелены, а стены затянуты малиновым бархатом с вышитыми на нём золотыми двуглавыми орлами. Такой вид палата сохраняла до 1881 года, когда её роспись была возобновлена палехскими иконописцами братьями Белоусовыми, в соответствии с описью Симона Ушакова. Грановитая палата была переделана в 1684 году архитектором Осипом Старцевым. Сдвоенные стрельчатые окна были растёсаны и украшены нарядными белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой; была устроена тайная смотрильная палатка. Смотрильная палатка находилась на западной стороне палаты, над Святыми сенями, напротив царского места, где стоял трон. В окне была вставлена смотрильная решётка, которая завешивалась занавеской. В это окно царицы и царевны наблюдали различные пышные церемонии, включая приёмы послов.

К палате примыкала открытая парадная лестница, которая вела к Соборной площади в обширные сени, расположенные рядом с главным залом. С Красного Крыльца Грановитой палаты русские цари кланялись земным поклоном народу после коронации в Успенском Соборе. Оно располагалось на южной стороне фасада. Лестница, ведущая от Крыльца, выстроена из белого камня. Пролёты каменных перил украшены фигурами львов. Над боковыми фронтами Красного Крыльца установлено два двухглавых орла. Раньше лестницу покрывала медная <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D1%8C> кровля <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F> в виде шатров. На вершинах шатров были установлены орлы. Во время пожара 1696 года кровля лестницы сгорела и больше не восстанавливалась.

Колокольня Ивана Великого. Церковь-колокольня (приложение 11), расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове), колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. В 1329 году на этом месте была построена церковь Св. Иоанна Лествичника типа «иже под колоколы». В 1532 - 1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня, которая была полностью перестроена и приобрела вид, близкий к современному, в третьей четверти XVII века. В 1600 году при царе Борисе Годунове, предположительно - «государевым мастером» Фёдором Савельевичем Конём, к двум ярусам колокольни «Иван Великий» был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. В XVI-XVII веках к ней пристроили Успенскую церковь-звонницу, а затем еще и Филаретовскую пристройку с шатровым завершением - самую низкую часть. В старину у колокольни читали царские указы-громогласно, «во всю Ивановскую», как тогда говорили.

Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Карнизы и другие архитектурные детали выполнены из белого камня. Постройка такого высотного сооружения была большим техническим достижением древнерусской архитектуры. Верхний цилиндрический ярус здания окружен в основании кокошниками.

Если назвать точное число колоколов, установленных на Филаретовской пристройке, звоннице и колокольне Ивана великого, то оно будет равно 21. На звоннице и Филаретовской пристройке подвешены только три колокола. Самый большой из них - Успенский, ещё называемый Праздничным. Точное значение его массы - 65 тонн 320 килограмм. Этот колокол был отлит известными мастерами-литейщиками 19 века Русиновым и Завьяловым. Успенский колокол по праву считается самым большим из реально действующих колоколов и лучшим в плане звуковых характеристик - чистоте тона и силе звука.

Постройкой башни - колокольни, получившей впоследствии популярное название Ивана Великого, завершается строительство кремлевского ансамбля на рубеже XV и XVI вв.

6. Храм Василия Блаженного

Настоящее название храма - собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (приложение 12). Это православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.

По приказу царя Ивана Грозного в 1552 году в честь взятия Казанского ханства был заложен храм, освященный в честь Святой Троицы. В 1554 году на его месте Иван Грозный велел построить собор Покрова Богородицы с приделами, прославлявшими победу над татарами. В народе именовался Покрова на Рву, так как собор был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. - Рождества Богородицы) над могилой блаженного Иоанна Московского. Авторами собора Василия Блаженного считают двух русских зодчих - Постника и Барму. Согласно легенде, Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они больше не смогли построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Позднее в одном из пределов храма был погребен самый почитаемый юродивый на Руси - Василий Блаженный. За свою историю собор многократно горел и восстанавливался. В 1670 - 1690 гг. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена сохранившаяся поныне многоцветная раскраска стен. Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили.

Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально - в честь свв. Киприана и Иустины), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469 - 1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский. В 1670-х годах построена шатровая колокольня. Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов), ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней. Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый). Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич - плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь - кажется, что именно она и есть главная. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи. В 1680 году собор значительно реставрируют. В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания. Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761 - 1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади. Аналой устанавливался на Лобном месте, здесь располагалось духовенство, а сам собор служил громадным алтарем своеобразного храма под открытым небом.

В середине 20-х годов XX века собор Василия Блаженного получил статус музея, и 1934 года он числится филиалом Государственного Исторического музея. В храме-музее представлено 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI - XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописи. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись, и церковная утварь, стены собора оформлены фресками. Среди особо ценных экспонатов - потир XVII века (литургический сосуд для освящения вина), принадлежавший царю Алексею Михайловичу. Здесь собрана интересная коллекция колоколов отлитых в России, Белоруссии, Голландии, Франции и Германии, а также оружие времён Ивана Грозного. Покровский собор включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Заключение

Сейчас, в наши дни, вся архитектура Московского Кремля, главные храмы Соборной Площади, Благовещенский, Успенский и Архангельский, и, конечно же, собор Покрова Пресвятой Богородицы, а в народе просто храм Василия Блаженного, играют огромную роль не только для истории Москвы, но и для культурного развития населения нашей страны и зарубежных гостей. Это огромное культурное наследие нашего народа, нашей истории и страны, которое, несомненно, нужно беречь.

Соборы внутри Кремля мне, к сожалению, удалось увидеть вживую лишь раз в жизни, на экскурсии в начальной школе. Но между тем они оставили большое впечатление на всю жизнь.

Поражает сама мысль о том, что эти произведения архитектуры, возведённые в глубоко в древности, до сих пор стоят, можно сказать, целые и даже в наши дни могут радовать глаз каждого, кто решит посетить Красную Площадь и непосредственно Кремль. Этот факт говорит о большом мастерстве зодчих тех времен, если не о гениальности. Да, Кремль, храмы Соборной Площади и собор Покрова Пресвятой Богородицы претерпели множество реставраций, они многократно страдали от пожаров, но не смотря на всё это они до сих пор стоят, и я искренне надеюсь, что будут стоять ещё не один век.

Но один реставраций мало. Эти памятники культуры нужно оберегать и от самих туристов, ведь известно немало случаев, когда случайно повреждали тот или иной памятник, что-то крали. Конечно, уследить за огромным потомком людей изо дня в день тяжело, но если каждый из нас будет бережно относиться к наследиям нашей культуры, то нам удастся их сохранить ещё на многие годы.

Многие из нас бывали на Красной Площади, видели Кремль и храм Василия Блаженного, но мало кто посещал их. Лично я считаю, что это должно быть долгом каждого жителя Москвы - посетить хоть раз в жизни Кремль с его соборами и собор Покрова Пресвятой Богородицы. Каждый должен ознакомиться с их историей, судьбой, ведь все мы живём здесь, видим это своими глазами, но даже представления не имеем, какая, порой нелёгкая, история у этих величественных архитектурных сооружений.

Сама лично я рада, что смогла более подробно ознакомиться с историей Московского Кремля, Благовещенского, Успенского и Архангельского соборов и храма Василия Блаженного.

Список источников

1.#"justify">Приложение 1




Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5



Приложение 6



Приложение 7



Приложение 8



Приложение 9



Приложение 10



Приложение 11



Приложение 12


Похожие работы на - Московская художественная школа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!