Контрактная система в сфере государственных закупок: региональный аспект

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,18 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Контрактная система в сфере государственных закупок: региональный аспект

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

кафедра экономического анализа, статистики и финансов




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Контрактная система в сфере государственных закупок: региональный аспект


Работу выполнил

Парафиев Дмитрий Олегович

Научный руководитель:

канд.экон.наук, доцент

Е.В. Бергаль

Нормоконтролёр канд.экон.наук, преп.

И. В. Рындина



Краснодар 2015

Содержание

Введение

. Действующая система регулирования государственных закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации

.1 История развития сферы закупок и зарубежный опыт в сфере размещения государственного заказа на обеспечение деятельности государственных органов

.3 Методика размещения заказа в ЕИС и проведение закупки

. Региональные особенности системы государственных закупок в контексте учреждений культуры

.1 Основные механизмы и ключевые направления проведения закупок бюджетных учреждений культуры в регионе

.2 Контрактная система государственных закупок в Краснодарском Историко-археологическом Музее-заповеднике Е.Д. Фелицына

.3 Контроль в сфере размещения государственного (муниципального) заказа

. Пути совершенствования сферы государственных закупок в целях повышения их эффективности

.1 Способы совершенствования государственной контрактной системы

.2 Методические подходы по усовершенствованию системы осуществления закупок в КГИАМЗ им. Фелицына

Заключение

Список использованных источников

государственный закупка бюджетный контрактный

Введение

Сфера государственного заказа является системообразующим элементом, через который происходит трансферт (движение) финансовых потоков в различные сектора экономики. Именно от эффективности работы государственного заказа зависит успешность функционирования государственного сектора в целом.

Система государственных закупок развивалась на протяжении многих лет, эволюционируя и изменяя поставленные цели размещения государственного заказа от сокращения расходов государственных средств до противодействия их расхищению.

Актуальность данной темы исследования обусловлена явной необходимостью увеличения качества контроля за расходованием бюджетных средств и увеличения эффективности государственной контрактной системы в сфере государственных закупок.

Целью настоящей работы является изучение и оценка эффективности работы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также основ правового регулирования закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации.

Для реализации цели в работе поставлены следующие задачи:

изучить теоретические аспекты действующей системы государственных контрактов и дать оценку эффективности современной системе государственных и муниципальных закупок;

проанализировать действующую систему регулирования государственных закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации, а также выявить преимущества и недостатки;

рассмотреть порядок исполнения государственного задания посредством реализации системы государственных закупок в бюджетных учреждениях;

дать рекомендации по совершенствованию контрактной системы в сфере государственных закупок.

Предметом исследования является государственная контрактная система государственных закупок.

Объектом исследования выступает система государственных закупок в Краснодарском Государственном Историко-археологическом Музее-заповеднике имени Е.Д. Фелицына.

Методологической и информационной основой исследования в этой дипломной работе послужили нормативно-правовая база Российской Федерации, мнения и заключения авторов, метод анализа, формально-юридический метод, сравнительный метод, статистическая информация и различные формы бухгалтерской отчётности.

Практическая значимость результатов исследования выражается в их ориентации на решение актуальных теоретических и практических проблем в области государственных закупок. Анализируемые в данной работе позиции аналитиков и статистические данные могут быть использованы для создания наиболее эффективной законодательной модели регулирования закупок бюджетных и автономных учреждений. Выводы, сделанные в ходе изучения выбранной темы, также могут быть использованы для совершенствования законодательства.

1. Действующая система регулирования государственных закупок товаров, оказания услуг, выполнения работ в Российской Федерации

.1 История развития сферы закупок и зарубежный опыт в сфере размещения государственного заказа на обеспечение деятельности государственных органов

Распад Советского Союза и образование нового российского государства, упразднение плановой системы экономикой, разрыв сложившихся экономических связей между регионами в результате образования новых государств ближнего зарубежья сделали актуальным вопрос о разработке и введении в действие российского законодательства о государственном заказе.

Так, в соответствии с Указом Президента, регулирующим хозяйственные связи поставки продукции и товаров, реализация продукции и товаров поставщиками покупателям, должна была осуществляться на договорной основе, предполагающей экономическую заинтересованность и ответственность сторон. Далее выходили новые указы, которые сохраняли централизованную поставку продукции, но только для нужд государства.

Первый закон Российской Федерации, который дал огромный толчок развитию современной контрактной системы, им стал закон от 28.05.1992. Уже 27 августа того же года был выпущен очередной указ президента. Выпущенный впервые в постсоветской истории, постановление разрабатывало порядок закупки и поставок продукции для федеральных государственных нужд, а также подготовки и заключения государственных контрактов. Постановление закрепляло необходимость заказчиков обеспечить конкурсную организацию размещения заказов путем проведения открытых или закрытых торгов, тендеров, конкурсов. Однако ни один нормативно-правовой акт на тот момент не давал толкование понятий «торги», «тендер», «конкурс».

Впервые термин «контрактная система» был упомянут в Указе Президента РФ №826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы». В целях исполнения Указа было создано два акционерных общества - Федеральная контрактная корпорация «Росконтракт» и «Федеральная контрактная корпорация «Росхлебопродукт». Задачами первого акционерного общества являлось участие в государственных закупках товаров общепромышленного применения и товаров народного потребления; второе же акционерное общество участвовало в государственных закупках хлебопродуктов, зерна, продуктов зернопереработки, а также их производства и хранения.

Дальнейшее развитие контрактной системы Российской Федерации развивалось постепенно. Каждый новый принятый закон либо указ формировал современную систему государственных закупок. Нельзя не согласиться с мнением А.В. Толкушкина, который в своих комментариях к государственным закупкам утверждал, что: «до 1 января 2006 года законодательство РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не имело единства.» На наш взгляд, данный факт выглядит бесспорным, а очередное совершенствование законодательства являлось вопросом времени.

Наиболее близким по характеру и содержанию с сегодняшней контрактной системой государственных закупок, является Федеральный закон, регламентирующий размещение заказов на поставки товаров, выполнению работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который вступил в силу 1 января 2006 года. Второй этап реформы связан с инициативами Г. Грефа и И. Артемьева осенью 2004 года. В июле 2005 года законопроект был принят Государственной Думой, а 01.01.2006 года вступил в законную силу. Ключевыми идеями нового положения о госзакупках стали: создание условий для конкуренции − свободный доступ в систему для новых участников; обеспечение прозрачности закупок; борьба с коррупцией; очень низкие стоимостные пороги для использования обязательных конкурентных процедур; запрет на использование квалификационных критериев и учет деловой репутации при отборе поставщиков; все государственные заказчики обязаны использовать единый формат представления данных и размещать подробную информацию о торгах на Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

В законе о размещении заказов были предусмотрены и регламентированы различные способы этой процедуры: торги в форме конкурса, аукциона, в том числе в электронной форме и способ без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика либо исполнителя, на товарных биржах).

Немаловажную роль в работе системы госзаказа сыграло установление перечня товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов, которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства (СМП).

Однако рост жалоб со стороны государственных заказчиков о низком качестве поставок и неэффективности процедур такого закона вызвал более 30 пакетов поправок в период с июля 2005 по конец 2011 гг.: 2 в 2005-2006, 7 в 2007-2008, 10 в 2009, 10 в 2010, 10 в 2011. Так, 20 апреля 2007 года была принята очередная поправка к закону о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, целью которой было сделать рынок госзаказов еще более «рыночным» и прозрачным. Закон в новой редакции позволил в полной мере участвовать во всех государственных закупках индивидуальным предпринимателям, малому, среднему бизнесу, новым организациям, компаниям с зарубежным капиталом, общественным организациям. Появились нововведения в проведении торгов по различным позициям товаров и услуг, а также совместного участия нескольких исполнителей в государственном контракте − теперь закупка может быть разбита на несколько лотов, на каждый из которых заключается отдельный контракт, а в исполнении могут участвовать несколько компаний. Ранее для этого было необходимо организовывать консорциум или другие виды сотрудничества, что усложняло процедуру. Мероприятия борьбы с коррупцией предусматривали: ставку на использование простых унифицированных процедур закупок с резким сокращением для госзаказчиков возможностей повлиять на отбор поставщиков; отбор поставщиков по критерию наименьшей цены − с тем, чтобы обеспечить прозрачность закупок и ограничить возможности для манипуляций со стороны госзаказчиков; санкции к сотрудникам госзаказчиков и членам конкурсных комиссий за нарушение закона о размещении заказов для государственных нужд; порядок принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла, выполнение (оказание) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Со временем в Российской Федерации была сформирована уникальная система размещения государственных заказов, состоящая из единого общероссийского портала (www.zakupki.gov.ru) и пяти электронных площадок, отобранных Минэкономразвития России и ФАС России по результатам конкурса. Первоначально был предусмотрен переходный период, в течение которого только федеральные заказчики должны были осуществлять размещение заказов на трех площадках (Сбербанк-АСТ, ЕЭТП, АГЗРТ) по ограниченному перечню.

На протяжении ряда лет, после принятия Федерального закона о размещении государственного заказа, в стране действовало множество информационных систем, которые использовались государственными заказчиками и муниципальными образованиями для целей размещения заказа. Это позволяло заказчикам манипулировать размещением самих заказов: публиковать информацию о проведенных торгах в изданиях, имеющих ограниченный доступ для участников размещения заказов или сообщать информацию о размещении заказа задним числом. В результате государственный заказ повлек процветание коррупции, а многие добросовестные юридические и физические лица были лишены возможности принимать участие в размещении заказа. Учитывая это, было принято Постановление Правительства, которое с этого момента регулировало создании в стране единого общероссийского портала для информационного обеспечения государственной закупочной деятельности, что в последующем нашло стало основой для дополнительных законов, посвященным сфере государственных закупок. Единый общероссийский портал (ЕИС www.zakupki.gov.ru), или официальный сайт, начал свою работу с начала января 2011 года.

Семь с половиной лет в нашей стране действовал федеральный закон о размещении государственного заказа. Он дал закупщикам новые возможности для размещения заказа с единственным поставщиком и, наедине с этим, получил статус как самый критикуемый закон, с которым часто ассоциируются самые негативные последствия начиная от размещения заказа и заканчивая исполнением контракта, либо и вовсе его неисполнением. Постоянно возникали спорные ситуации о сговоре поставщиков, недобросовестности, демпинга при проведении процедур закупок. Итак, мы имеем два нормативно-правовых акта, которые регулируют сферу размещения заказа. Это закон о размещении государственного заказа и закон, регулирующий контрактную систему в сфере государственных закупок. Под их юрисдикцию попадают закупки для муниципальных и государственных нужд. Сам факт замены одного закона другим говорит о том, что у этих двух нормотворческих документов есть много общего, что вытекает из сферы их действия и целей регулирования.

Эти два закона имеют общие преследуемые цели. Так как контрактная система закупок пришла на замену закону о размещении государственного заказа, учитывая опыт предыдущего, сразу можно сказать, что у них множество схожих позиций, но мы перечислим основные: обеспечение единства экономического цикла; эффективное использование денежных средств, в случае с Законом о размещении госзаказа речь идет о средствах бюджета и внебюджетных источниках; развитие добросовестной конкуренции; обеспечение гласности и прозрачности; предотвращение коррупции и других злоупотреблений; увеличение полномочий участия юридических и физических лиц в размещении заказов.

некоторые единые способы закупки (конкурс и аукцион). Не стоит забывать, что закон № 223-ФЗ позволяет добавить в этот список дополнительный ряд совпадений;

единый официальный информационный сайт закупок (zakupki.gov.ru);

реестр недобросовестных поставщиков;

возможность установить приоритет товаров российского происхождения, а также участия в закупке субъектов малого с среднего бизнеса;

возможность обжаловать действие (бездействие) заказчика.

Необходимо отметить, что настоящий закон контрактной системы − это первый нормативно-правовой акт в истории управления закупками в Российской Федерации, в основу которого положен типовой международный закон ЮНСИТРАЛ. ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок. Разработка первого варианта ЮНСИТРАЛ велась ещё с 1974 по 1994 гг. Разработка второго варианта велась с 1994 по 2011 гг. Второй вариант исправил недостатки первого и приспосабливался к современному устройству экономики 21 века. С годами закон «отточился» на практике, поэтому России логичнее было руководствоваться международными стандартами, которые имеют под собой проверенную почву на примере глобального мирового рынка. Типовой закон ЮНИСТРАЛ о публичных закупках - это собрание норм контроля, закупок и процедур обжалования, каких не хватало современной системе закупок России. Помимо уже приобретенного опыта проведения закупок, он позволяет проводить закупки у заграничных производителей, по правилу проведения закупок ООН и иных государств.

В целом, новшества контрактной системы касаются мониторинга, аудита и контроля за соблюдением установленных действующим законодательством требований в сфере государственных закупок. Отразим сравнительную характеристику в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика закона о размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд, и закона о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Сравнительный признак

Похожие работы на - Контрактная система в сфере государственных закупок: региональный аспект

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!