, выступает в педагогике ядром эстетического воспитания.
Роль художественного воспитания или эстетического воспитания в развитии личности, в её всестороннем формировании трудно переоценить. Мы знаем, что ещё в древности человечество задумывалось об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Об этом говорится в одной притче Плутарха.
Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задаёт один и тот же вопрос: "Зачем ты везёшь эти тяжёлые камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы заработать на хлеб". Третий же сказал: "Строю прекрасный храм".
Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Очень велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно выполняет познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, её взглядов и убеждений.
§ 1.3 Пути и средства воспитания художественной культуры младшего школьника
Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Ещё Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и, поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи.
Искусство и в особенности литература являются, могучим средством духовного возвышения человека.
"Чем больше я читаю, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь".
А.М. Горький
Чтобы чувствовать красоту оперного искусства, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей.
В процессе деятельности решаются следующие задачи:
передача учащимся этнопедагогических знаний об истории и культуре Беларуси (обычаях, обрядах, традициях, основах народного декоративно-прикладного искусства);
формирование способности понимать явления национальной художественной культуры и их эстетическое значение в жизни общества;
совершенствование умений воспринимать произведения искусства, получать эстетическое наслаждение от восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, высказывать эстетическое суждение, давать эстетическую оценку произведению искусства, явлению действительности;
развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, эмоциональной отзывчивости к произведениям народного декоративного искусства;
формирование интереса к художественной культуре Беларуси, уважения и интереса к культурным ценностям других народов;
формирование эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты;
развитие изобразительных умений и навыков учащихся и их творческих проявлений, стремлений и способности художественно-творческого самовыражения в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности по продолжению народных художественных традиций;
воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству.
У детей в младшем школьном возрасте прежде всего возникает интерес и желание вносить что-то новое в свои действия, творить и украшать окружающий мир с позиции своего, пусть маленького, но эстетического опыта. Ребёнку необходимо получать удовольствие от действий, которые по его мнению, неожиданно преобразили определённый объект, а также от восприятия и передачи содержания и настроения произведения. Детское восприятие должно сопровождаться чувством радости и увлечённости.
В процессе художественного воспитания младших школьников необходимо учитывать, что ребёнок данного возраста особенно чувствителен, предрасположен к восприятию красоты окружающего мира. Именно в общении с эстетическими объектами живой и неживой природы с искусством у него возникает эстетические чувства наслаждения, которые испытывает человек при восприятии прекрасного в действительности и произведении искусства.
Потребность художественного воспитания рассматривается исследователями как "наука в удовлетворении эстетического наслаждения" (П.А. Рудик), "потребность в эстетическом переживании" (В.В. Неверов), как потребность "в эстетическом наслаждении" (К. Островский).
Учитывая то, что активно-деятельностная природа потребности наиболее ярко раскрывается в младшем школьном возрасте, под эстетической потребностью учащихся начальных классов мы понимаем свойственное ребёнку от природы стремление к прекрасному, степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность.
С дошкольного возраста ребёнка привлекают яркие цвета природы, картин, игрушек. Он испытывает потребность повторить увиденное: передать цвета на листке бумаги, в своём или "композиторском" варианте спеть песенку, придумать свой "секрет", которого нет ни у кого, собрать наиболее яркие карточки для игры и др.
Мир детства огромен и индивидуален для каждого ребёнка. Педагог должен помочь младшему школьнику развить и полноценно реализовать его основную потребность - творить в правильно организованной художественной деятельности.
Потребность в творчестве, выраженная не только в самореализации, но и в желании ребёнка стать создателем новых ценностей в художественной сфере, тесно связана с эстетической потребностью.
художественная культура воспитание школьник
"Художественная деятельность развивает художественно-образное мышление растущей личности, которое по своей природе является диалектическим, чуждым одномерному видению явлений. Поэтому общение с искусством, участие в художественной самодеятельности способствуют развитию школьников как субъектов познания других людей, позволяют им творчески постигать внутренний мир другого человека" [Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. 2-е изд., переработка и доп. Мн., 1988. С.61.]
По мнению Л.С. Выготского, творческой называется такая "деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет это созданное… какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувствами, живущими и обнаруживающимися только в самом человеке" (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. С.3.)
Сфера свободного времени и досуга, в частности, всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.
В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.
Обоснование этого положения мы можем найти в работах древнегреческих философов и. в частности, в "Политике" и "Никомаховой этике" Аристотеля, где свободное время связывается со свободой жизнедеятельности человека.Ш. Фурье, В. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положения о необходимости увеличения свободного времени для всестороннего развития личности, Шопенгауэр назвал досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего "я". Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей - все это связывалось непосредственно со свободным временем.
Несмотря на то, что свободное время представляет собой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходит его физическое и духовное формирование и становление, в наименьшей степени ей уделено внимание в педагогике. Доминирующая роль в ней всегда отдаётся учебное деятельности, в процессе которой согласно теории педагогики и осуществляется воспитание. Вся прочая деятельность представляется как внешкольная или, согласно терминологии советского периода, культурно-просветительская работа.
По своей сути культурно-просветительная работа является педагогикой досуга.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.
Роль фольклора в воспитании школьников велика: произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общее интересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление перед ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях
§ 1.4 Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг - включаются в действие "новые" железы внутренней секреции и перестают действовать "старые". Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
Глава 2. Исследование средств воспитания художественной культуры младшего школьника в учреждениях социокультурной сферы
§ 2.1 Организация исследования процесса воспитания художественной культуры младшего школьника
Исследование процесса воспитания проводилось в ГУ "Замосточский центр досуга" (а. г. Замосточье Минского района) с детьми младшего школьного возраста (6-11 лет). Наблюдения велись за детьми в кружке для рисования "Винтаж". Время работы кружка 16.00 - 18.00, когда школьные занятия уже закончились и ребёнок успел подкрепиться.
Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 2 года обучения, разработана с учётом потребностей и возможностей учащихся. Занятия в кружке способствуют раскрытию творческого потенциала детей, их нравственному и эстетическому воспитанию.
Одна из задач кружка творчества - помочь детям по-настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях.
Каждый ребёнок - это свой внутренний мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, духовность и быт. Практически у всех есть способности, таланты, увлечения. Но немногие этими умениями делятся. Бывают такие ситуации, когда сделать это внутри семьи не удаётся. А это предпосылки для того, чтобы прийти на занятия в кружок, улечься и научиться, помочь другим детям.
В настоящее время невозможно представить эстетическое и художественное воспитание детей без занятий декоративно-прикладными видами искусства. В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей приобретает одну из ведущих ролей.
Цель программы кружка:
Создание условий для развития различных форм воспитания, для полноценного (духовного, интеллектуального) гармоничного развития, формирование творчески мыслящей личности посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества, содействие жизненному самоопределению обучаемых и умению реализовать на практике свои художественные замыслы.
Задачи:
воспитательные
развивающие
обучающие
Детям были предоставлены отдельное рабочее место, листы формата А4, краски гуашевые, кисточки, стаканчики с водой.
В данном случае средством воспитания выступает рисование. Руководитель дала задание: нарисовать окружающую среду, как представляет её ребёнок через 50 лет, учитывая сегодняшние развивающие технологии. Задание было высказано на уровне доступном для детей этого возраста. На кону стоял вопрос: насколько зелёной видят дети нашу планету в будущем?
Детям во время исполнения задания задавались наводящие вопросы:
Что делает воздух чище?
Нравится ли выезжать с родителями на природу?
Что нравится больше: играть в компьютерные игры или на природе с друзьями?
У кого есть домашние животные и как с ними проводят время? И т.п.
На вопросы дети охотно отвечали, что говорит о комфортной атмосфере во время проведения кружка. Это очень важно.
§ 2.2 Характеристика исследования
Методики диагностирования эстетической воспитанности
При изучении воспитанности необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшего возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.
Наблюдение
Простая и одновременно сложная, легкая, но не надежная диагностика. Она осуществляется педагогом в процессе естественно протекающей реальной жизни детей. Находясь рядом с детьми, педагог видит и слышит самые разнообразные проявления личности воспитанников, по этим наблюдениям он делает вывод. Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.
Повседневные наблюдения за детьми всегда обладают приоритетом перед особыми методиками, как бы хитры последние не были.
Беседа
Цель - позволяет установить, в ходе непосредственного общения, психических особенностей воспитанника, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.
Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.
При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:
Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.
Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.
Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.
Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.
С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.
Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.
Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.
Опросник
Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.
Анкетирование
Анкетирование - опросник, составленный как система вопросов, позволяющая обнаружить широкий круг отношений к какой-либо жизненной ценности. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа "да" либо "нет". Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому, что ответы лаконичны и единообразны по форме. Анкетирование чаще всего проводят в конце какого-то пройденного совместного периода активной деятельности, снимая результаты, хотя и очевидные, но нуждающиеся в подтверждении.
Проведение анкеты выявляет многие детали общей картины, педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка, тем самым открывается дорога профессиональной свободы и профессионального осмысления всего того, что производит педагог, что задумывает в своей работе, что предполагает получить в качестве профессионального продукта своей педагогической работы.
В нашей работе были использованы такие методики диагностирования как наблюдение и беседа.
Ребёнку была дана возможность выразить свою точку зрения через рисунок. Во время выполнения задания дети принимали серъёзный вид, что говорит о их понимании глобальности вопроса.
Рисунок Давыдовой Алины (в приложении) говорит о том, что девочка адекватно восприняла задание. На рисунке мы видим окружающую среду в ярких тонах. Изображены звери, которые обитают в других (более теплых) континентах, светящееся солнце, деревья, трава. Это горит о том, что Алина любит летнюю пору года, возможно глобальное потепление дало результат видение экзотических животных. Это говорит об адекватном восприятии мира. На рисунке не изображены городские объекты, что говорит о любви к природе, а не к городкой среде.
Вывод, с рисунка Давыдовой Алины видно, что девочка любит и ценит природу. В будующем видит её в гармоничном состоянии.
Рисунок Ивановой Натальи говорит о том,
Заключение
Сфера свободного времени и досуга, в частности, всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.
В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.
Обоснование этого положения мы можем найти в работах древнегреческих философов и. в частности, в "Политике" и "Никомаховой этике" Аристотеля, где свободное время связывается со свободой жизнедеятельности человека.Ш. Фурье, В. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положения о необходимости увеличения свободного времени для всестороннего развития личности, Шопенгауэр назвал досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего "я". Саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей - все это связывалось непосредственно со свободным временем.
Несмотря на то, что свободное время представляет собой ведущую сферу жизнедеятельности человека, в которой происходит его физическое и духовное формирование и становление, в наименьшей степени ей уделено внимание в педагогике. Доминирующая роль в ней всегда отдаётся учебное деятельности, в процессе которой согласно теории педагогики и осуществляется воспитание. Вся прочая деятельность представляется как внешкольная или, согласно терминологии советского периода, культурно-просветительская работа.
По своей сути культурно-просветительная работа является педагогикой досуга.
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Вывод: исходя из ……можно…. Появилось желание, интересное детство, образованность
Список использованных источников
1.Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М.: Флинта, 1998. - 232, [3] с.: ил. - (Библиотека педагога-практика).
2.Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешкольных учреждений / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак. - Минск: Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2001. - 192с.
.Подласый, И.П. Педагогика: новый курс. В 2 кн. Книга 2. Процесс воспитания: [для студентов вузов] / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2003. - 255, [1] с. - (Учебник для вузов).
.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Изд.5. - Минск, 1998.
.Осипова, Л.Е. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография [В 2 ч.]. Ч.1/Челябинская государственная академия культуры и искусств; [ред. - сост.Л.Е. Осипова; науч. ред.В.Я. Рушанин; редкол.: Рушанин В.Я. и др.]. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 280 c.; 21х15 см. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Сведения об авторах: с.279-280.
.Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в высших учебных заведениях в 2008/2009 учебном году: [методические рекомендации: письмо Министерства образования Республики Беларусь, 4 августа 2008 г., № 20-12/95] / Республика Беларусь. Министерство образования // Зборнік нарматыўных дакументаў / Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. - 2008. - № 20. - С.48-64.
.Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников.2-е изд., переработка и доп. Мн., 1988. С.61.
.Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2. / М.А. Бесова. - Могилев: УО "МГУ им.А. А. Кулешова", - 2004 - 104 с.
.Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192 с.
.Корниенко, С Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореферат диссертация кандидата пед. наук: 13.00.01/Кемер. гос. ун-т, - Кемерово, - 2002