Обучение начинающих фехтовальщиков рациональной технике передвижения и применение ее в соревновательной деятельности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обучение начинающих фехтовальщиков рациональной технике передвижения и применение ее в соревновательной деятельности

Министерство Образования Российской Федерации

Новосибирский Государственный Педагогический Университет


Дипломная работа

Тема: Обучение начинающих фехтовальщиков рациональной технике передвижения и применение ее в соревновательной деятельности

Работу выполнила: студентка 6 курса

группы

заочного обучения

Беликова Анна Борисовна

 






Новосибирск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.1 История фехтования. Истоки и становление школы фехтования в России

.2 Возрастная динамика совершенствования двигательных способностей

.3 Физическая подготовка фехтовальщиков. Характеристика двигательных качеств и специфика их проявлений

.4 Техника передвижений в фехтовании

.5 Психологические основы фехтования

1.6 Сенсомоторные и личностные особенности фехтовальщиков на шпагах

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

.1 Цель и задачи исследований

.2 Методы исследований

.3 Организация исследований

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

.1 Проблемы совершенствования техники передвижения

3.2 Эксперимент

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, как на международных, так и на Российских соревнованиях, наблюдается тенденция к изменению техники передвижения ведущих фехтовальщиков.

Проанализировав результаты последних выступлений как ведущих фехтовальщиков на шпагах, так и основного состава выступающих на Российских и международных соревнованиях, можно сделать вывод, что при одинаковых общих физических, скоростных данных и арсенала технических и тактических приемов, лучших результатов добиваются фехтовальщики, умеющие рационально и эффективно передвигаться на поле боя. Основная роль в достижении высоких результатов сводится к борьбе за дистанцию. Суть этой борьбы заключается в том, чтобы, как можно более незаметно для противника войти в дистанцию позволяющую выполнить результативную атаку, исключающую возможность применения соперником защитных действий.

Для того, чтобы незаметно сократить дистанцию - эффективнее передвигаться скачками, а не шагами. Но при передвижении скачками меняется нагрузка на ноги - увеличивается частота движения ног и скорость передвижений, и при этом нужно следить, чтобы центр тяжести двигался прямолинейно. Следовательно, нужно вносить некоторые изменения в учебно-тренировочный процесс, как действующих спортсменов, так и новичков. Но именно в обучении новичков нужно уделять большое внимание психологической подготовке в технике передвижения.

Весома так же причина пересмотра техники и тактики передвижения, из-за изменения правил соревнований по фехтованию на шпагах. Раньше соревнования проводились по системе - два предварительных круга, а с 32-х или с 16-ти, проводится утешительный тур - где спортсмены после очередного боя, если не попадали в следующую ступень, имеют возможность провести дополнительные бои и при успешном проведении выйти в следующую ступень. Сейчас соревнования проводят по олимпийской системе - предварительные бои, а затем тур прямого выбывания до финала. Соответственно уменьшилось количество проводимых боев, но увеличилась динамика фехтовального поединка, следовательно, возникла проблема развития специальной выносливости и двигательных навыков у юных шпажистов, уже на самых ранних этапах обучения.

В связи с тем, что повысилась динамичность проводимых боев, целью наших исследований является - разработка новой системы обучения, позволяющая в кротчайший период времени добиться полнейшего освоения техники передвижений юных шпажистов.

ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.1 История фехтования. Истоки и становление фехтования в России.

Фехтование - один из самых древних видов спорта.

Утилитарное фехтование на различных видах холодного оружия было достаточно известно в древности (в Египте, Греции, Риме). В средние века оно считалось одной из "семи благородных страстей" рыцаря. После появления огнестрельного оружия воинам пришлось отказаться от тяжелых и уже ненужных доспехов и заменить громоздкое оружие более легким, требующим в управлении не только силы, сколько ловкости, приобретаемыми специальными упражнениями. Это обстоятельство повело к зарождению в начале 15 века в Испании фехтовального искусства, чему в большей степени способствовало производство легких и прочных толедских клинков и широкое распространение поединков среди аристократии.

В середине 16 века центром фехтования, имевшего в то время дуэльную и спортивную формы, стала Италия. В 1517г. Акиле Мароццо подробно изложил принципы итальянской школы.

В конце 17 века Парижской фехтовальной академией синтезируется испанская и итальянская школы, закладываются основы нового направления в фехтовании - французской школы. Французы облегчили и укоротили оружие, ввели маску для предохранения лица от ранений, что позволило усложнить технику приемов и увеличить быстроту их выполнения.

В настоящее время в технико-тактическом отношении разница между отдельными направлениями фехтования настолько нивелировалась, что в практике боя может отличить только специалист.

В России фехтование культивируется с начала 18 века, как средство развития ловкости, воспитания воинственного духа, как «шпажное искусство». В эпоху Петра 1 в армии много внимания уделялось приемам штыкового боя, а фехтование на шпагах стало обязательным для придворных. Фехтование считалось одним из основных средств физического воспитания русского дворянства. В военных и гражданских учебных заведениях наряду с другими предметами преподавалось фехтование.

Основные тенденции развития фехтования.

Фехтование, как и большинство олимпийских видов спорта, находится в стадии интенсивного развития. В настоящее время участнику крупнейших международных соревнований уже в первом бою отборочного турнира необходимо работать на пределе своих возможностей и сохранить высокий уровень работоспособности на протяжении всех боев личного и командного первенств.

Поиск оптимальных условий адаптации всех систем организма к предстоящей деятельности в условиях главных соревнований, умение координировать технико-тактическую, физическую, функциональную и психологическую подготовленность одна из наиболее сложных проблем подготовки.

Особого внимания заслуживает тенденция повышения эффективности действий нападения относительно действий от обороны, охватившая в настоящее время все виды оружия. Повышение эффективности действий нападения - это результат успешных разработок и внедрение в бой подготавливающих действий, где особое место занимают дистанционные подготовки, эффективность которых зависит, прежде всего, от уровня овладения современной техникой передвижений.

Расширение состава хорошо физически подготовленных, сильных разноплановых спортсменов вызвало изменения в содержании соревновательных боев в сторону повышения их динамичности. Особой заботой стало овладение преимуществом в дистанционной инициативе, эффективное использование дистанционных подготовок, овладение умением неожиданно и быстро войти в зону нанесения укола, быстро переключиться от обороны к нападению или вовремя разорвать дистанцию, все это потребовало специальной направленности и большого внимания в тренировках совершенствованию техники передвижения. Решению этих проблем должно быть отведено особое внимание в дальнейшей подготовке наших фехтовальщиков. К сожалению, этот важный раздел подготовки до сего времени не систематизирован, что негативно отражается на работе тренеров на местах с молодыми фехтовальщиками.

Фехтовальщики нового типа, работающие на выигрыш темпа, разрушающие классические представления, стали сейчас не исключением, а явлением на международной арене.

Наступил период интенсивного формирования новых технико-тактических действий в фехтовании на шпагах. Быстрые, на первый взгляд нелогичные, шаги-скачки шпажистов в стойке, позволяющие в любой момент уйти назад или броситься в атаку «стрелой», идут в разрез с представлениями о необходимости сохранения определенной дистанции. Тем самым создаются предпосылки для действия из неудобных положений, разрушение традиционной логики боевых действий. Кроме того, сейчас боец среднего роста вполне может конкурировать с рослым и длинноруким фехтовальщиком, прежде имевшим бесспорное преимущество в опережающих действиях. В настоящее время фехтование на шпагах ориентированно на выигрыш пространственно-временных характеристик боя, реализуемых в постоянно меняющейся дистанции, нетрадиционных позициях.

Современное состояние фехтования. Результаты участия сборной команды России по фехтованию на Чемпионатах мира 2009,2010, 2011 годов.

Чемпионат мира 2009г.

 8 октября 2009 года, в Анталье завершился чемпионат мира по фехтованию. Сборная России завоевала шесть медалей - три золота, одно серебро и две бронзы, заняв второе место в общекомандном зачете. Победила сборная Италии (4-2-3), третье место заняла команда Германии (1-1-3). Золотые медали в составе российской сборной завоевали: шпажист Антон Авдеев, рапиристка Аида Шанаева и шпажистка Любовь Шутова. Серебро в активе женской рапирной команды, бронза - у Артема Седова в личном турнире рапиристов и в командных соревнованиях с Алексеем Хованским, Реналем Ганеевым и Александром Стукалиным.

Шпага, мужчины.

В турнире шпажистов россиянин Антон Авдеев пробился в 1/8 финала, победив британца Томаса Кадмана (15:13). В четвертьфинале турнира, победил японца Сого Нисиду (13:12). Следующим соперником Авдеева стал южнокореец Сон Хва Джун, победив его со счетом 15:10 россиянин гарантировал себе как минимум бронзовую медаль.

Российский шпажист вышел в финал, уверенно взяв верх над испанцем Хосе Луисом Абайо - 15:6.

В финале турнира шпажистов Антон Авдеев выиграл у итальянца Маттео Тальяриола, с минимальной разницей в счете 15:14. Бронза досталась испанцу Хосе Луису Абайо и французу Жерому Жанне. Наши соотечественники в личном турнире шпажистов последний раз побеждали в 2005 году усилиями Павла Колобкова.

В командных соревнованиях наши шпажисты стартовали с победы <#"889191.files/image001.gif">

ВЫВОДЫ

Советская, Российская школа фехтования высоко зарекомендовала себя в мире, поэтому для удержания международных позиций необходимо постоянно совершенствовать технико-тактические навыки наших фехтовальщиков. Исследования литературных источников по проблеме подготовки юных фехтовальщиков на шпагах позволили установить, что формированию техники передвижения и особенностям обучения уделяется незаслуженно мало внимания, хотя от правильного передвижения очень сильно зависит спортивный результат.

Установлено, что передвижения в спорте играют разную роль в зависимости от вида спорта, которые можно разделить (классифицировать) на 3 группы: а) группа, где передвижения являются основным техническим действием для достижения соответствующего результата (легкоатлетический бег, лыжные гонки, конькобежный спорт и т.д.); б) группа, где передвижения являются составной частью спортивного результата (биатлон, футбол, хоккей, баскетбол и т.д.); в) группа, где передвижение служит вспомогательным действием для достижения результата (фехтование, гимнастика, борьба и т.д.). Хотя передвижения в фехтовании являются вспомогательным действием для достижения результатов, однако очень важно уделять внимание его обучению на всех этапах подготовки спортсменов.

Недостаточность спортивной литературы и отсутствие новейших разработок методических пособий по формированию техники передвижения юных фехтовальщиков на шпагах не дает возможности эффективно начинать подготовку молодых спортсменов, из которых в будущем, могут получиться Олимпийские чемпионы и чемпионы Мировых и Европейских соревнований.

Проведенная работа с научно-методической литературой дает обширное представление о уже имеющихся данных по нашей проблеме, что пригодиться для написания методики обучения технике передвижения шпажистов. Также она дала возможность определить гипотезу работы, цель и поставить конкретные задачи.

Внедрение новой методики обучения современной «модели» передвижения с использованием психологических воздействий позволило технически подготовить начинающих спортсменов к дальнейшей спортивной деятельности.

Проведенный в работе эксперимент позволил во-первых, доказать о целесообразности перехода начального обучения шпажистов сразу же к новой модели, а так же рациональность использования психологической подготовки детей к трудной и неординарной работе ног для более быстрого переноса изученного материала в соревновательную деятельность. Во-вторых, результаты анализа выступлений начинающих спортсменов экспериментальной и контрольной групп, наглядно доказали о пользе вышеописанных методов обучения.

Научно-педагогические исследования передвижения ведущих шпажистов позволили выявить возникновение новой структуры техники передвижения, изменение в элементах технических приемов и создать на основе этого рациональную "модель" техники передвижения. Для этой модели характерна динамичность поединков, так как большинство фехтовальщиков переменили манеру передвижения по дорожке, ранее передвигавшись шагами, теперь они передвигаются скачками. Для удобства передвижения было увеличено расстояние между ступнями ног: расстояние по старой методике соответствовало 1,5-2 стопы, сейчас оно составляет - 4стопы. Длиннее стали выпады, флеш-атаки и увеличилась скорость выполнения технических элементов.

Разработана программа тренировки юных шпажистов, которая отличается от традиционных программ тем, что в ней увеличены объемы часов в сторону специальной физической и психологической подготовок, за счет общефизической и технической подготовок начинающих шпажистов. В процессе реализации программ предусмотрен контроль двигательных действий и состояние утомления во время тренировки.

Проверка разработанной программы по формированию техники передвижения юных шпажистов показала ее высокую эффективность. Спортсмены экспериментальной группы уже на начальном этапе внедрения авторской методики обучения стали выступать лучше спортсменов шпажистов контрольной группы, учитывая, что с момента начала обучения до первых соревнований прошло лишь три месяца. А к концу эксперимента, на втором году обучения, результаты выступления на соревнованиях экспериментальной группы возросли вдвое, следовательно, мы достоверно подтвердили обоснованность применения нашей методики с начинающими шпажистами, выявив 35-ти процентную разницу показанных результатов на соревнованиях.

Для того чтобы рационально организовать тренировочный процесс тренерам, работающим с начинающими фехтовальщиками, необходимо использовать нижеследующие рекомендации и положения:

. Добиваться умения управлять нервно-мышечным аппаратом, посредством формирования навыков самоконтроля за общей тонической напряженностью и умение приводить такую напряженность к оптимальному состоянию в бою, осуществление чувственного контроля и управления ритмикой мышечных напряжений процессе двигательных действий, добиваясь высокой эффективности и в то же время экономичности при их выполнении.

. Добиваться стабильности выполнения элементов передвижений и боевых связок из них.

. Формировать на основе достигнутой стабильности вариативность выполнения элементов передвижений и адаптивность к динамичным условиям соревновательного боя.

1.  Аркадьев В.А. Ступени мастерства фехтовальщика. "ФиС", М:,2000 год.

2.      В. В. Житлов. «Индивидуальный подход к предсоревновательной подготовке фехтовальщиков.» Изд. Казан. университета, 2005 год.

3.  «Двигательная подготовка фехтовальщиков». Д. А. Тышлер, Г.Д. Тышлер. Москва,2007 год.

.    Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Биопедагогика или спортивная тренировка. Красноярск: МП «Полис», 2002 год.

.    Методическое пособие "Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка" Д.А. Тышлер и Л.Г. Рыжкова, 2010 год.

.    Методическое пособие «Фехтование. Начальное обучение. Технико-тактические приоритеты. Методики и упражнения». Д.А. Тышлер, Г.Д. Тышлер. Москва,2010 год.

7.      Методическое пособие «Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка». Д.А. Тышлер, Л.Г. Рыжкова. Москва, 2010 год.

8.  «Методика психодиагностики в спорте.» Марищук В.Л., Блудов, Плахтиенко В.А., Серова Л.К., М:, "Просвещение", 2002 год.

.    Методическое пособие "Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка" Д.А. Тышлер, Л.Г. Рыжкова. Москва, 2010 год.

.    «Обучение фехтованию». Учебное пособие для вузов. Турецкий Б.В. Академический прект,2007 год.

.    «Предпосылки формирования техники передвижений в видах фехтования.» Научно-теоретический журнал «Ученые записки», университет имени П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2008 год.

12.    «Программирование процесса обучения спортивному фехтованию и направленность его совершенствования.» Г.Д.Тышлер. Теория и практика физической культуры. «ФиС», 2008 год.

13.    Смоляков Ю.Т., Тышлер Д.А.. Фехтование на шпагах. "Высшая школа", 2000 год.

.    "Совершенствование специализированных навыков тренера по фехтованию (Теория и методика)", Ю.М. Бычков, 2003 год, Москва.

.    «Спортивное фехтование.» Учебник для вузов физ.культуры. Д.А.Тышлер, Москва, ФОН, 2000 год.

.    «Специализированная деятельность тренера на занятиях по фехтованию на шпагах.» Г. Д. Тышлер, Д. А. Тышлер, Ю. М. Бычков. Теория и практика физической культуры. - 2008 год.

.    Техника передвижений фехтовальщиков в многолетней тренировке и соревнованиях. Г.Д. Тышлер. Издательство Академический проект. 2009 год.

.    «Техника передвижений фехтовальщиков, ведущих поединок правой и левой рукой.» Г.Д. Тышлер. Теория и практика физической культуры. Москва, 2009 год.

19.    «Техника передвижений фехтовальщиков в многолетнем спортивном совершенствовании.» Г.Д. Тышлер. Вестник спортивной науки, 2009 год.

.        Тышлер Г. Д. «Методика совершенствования приемов передвижений.» Фехтование : программа для ДЮСШ и СДЮШОР. М.: Советский спорт, 2004 год.

.        Тышлер Г.Д. Техника передвижений фехтовальщиков в многолетней тренировке и соревнованиях. Монография / Г.Д.Тышлер. - М.: Академ. Проект, 2009 год.

22.    Тышлер Д.А. Спортивное фехтование. "Ф.О.Н", М:, 2007 год.

.    Учебное пособие "Физическая подготовка юных фехтовальщиков", Д.А. Тышлер и А.Д. Мовшович, Москва, ФОН, 2006 год.

24.    Учебник "Спортивное фехтование" под редакцией Д.А. Тышлера, 2001год, Москва.

25.    «Фехтование. От новичка до чемпиона». Д.А. Тышлер, Г.Д. Тышлер. Москва,2007год.

26.    «Фехтование. Начальное обучение». Д.А. Тышлер, Г.Д. Тышлер. Москва,2010год.

.        «Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка». Д.А. Тышлер, А. Г. Рыжкова. Москва,2010г.

.        «Фехтование на шпагах. Научные данные и спортивная тренировка». Мовшович А.Д. Академический проект,2008год.

29.    "Фехтование: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва", Ю.М. Бычков, Д.А. Тышлер, А.Д. Мовшович, 2004год.

30.    "Фехтование. Что должны знать спортсмены и тренеры о судействе и проведении соревнований", Д.А. Тышлер, А.Д. Мовшович, Ю.М. Бычков, Г.Д. Тышлер, В.Я. Базаревич, 2001 год.

.        "Фехтование. От новичка до чемпиона" Д.А. Тышлер и Г.Д. Тышлер, «ФиС», 2007год.

.       

Похожие работы на - Обучение начинающих фехтовальщиков рациональной технике передвижения и применение ее в соревновательной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!