Тема: Психология семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    7,93 Кб
Психология семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Психология семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!














Психология семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья


Т.В. Гармаева

Ю.А. Митрофанова

Для любого ребенка важное место в жизни занимает семья, особенно, если он имеет ограниченные возможности здоровья. Благодаря семье дети усваивают нормы и законы человеческого общества, за счет чего ускоряется и даже в некоторой степени упрощается процесс социализации. Данный социальный институт общепризнан главным фактором развития и становления личности ребенка, поэтому важно, в какой семье он воспитывается.

Семья с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это семья, имеющая особый статус, в которой на первом месте стоит не только воспитание ребенка, но и решение его проблем, среди которых закрытость от общества, общая эмоциональная обстановка в семье. Наличие в семье ребенка с ОВЗ не редко является причиной низкой заработной платы родителей и, следовательно, низкого качества жизни в связи с недостатком времени для карьерного роста, отсутствия времени на отдых и на социальную активность.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. №181, «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, последствием травм или дефектами, и приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». При этом следует пояснение: «ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». Нарушение может отражаться на способности осуществлять ту или иную деятельность. По времени появления оно может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным. [5]

Современная патология детского возраста характеризуется участившимся переходом острых заболеваний в хронические и нарастанием хронической патологии внутренних органов. При этом в развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10000 детей, и их число постоянно увеличивается. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. составляют дети и подростки. Отмечается рост наследственной и врожденной патологии. Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 тыс. таких детей, растет детский травматизм, высок уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

Большинство детей с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью: они быстро становятся вялыми и раздражительными и не могут длительное время удерживать внимание на одном задании. Если у ребенка не получается что-либо сделать, то у него пропадает интерес, сопровождающийся иногда двигательным беспокойством, проявляющимся в суетливости, жестикуляции. У других детей с ОВЗ проявляется повышенная возбудимость, беспокойство, раздражительность, упрямство, быстрая смена настроения. При воспитании такого ребенка необходимо быть терпеливым и доброжелательность и ни в коем случае не повышать голос. Особенно это касается чрезмерно впечатлительных детей, которые болезненно реагируют на тон голоса, а настроение матери (преимущественно на ухудшение).

Для детей с ОВЗ необходимым условием воспитания является четкое соблюдение режима дня, особенно детьми с нарушением сна, нервная система которых не отдыхает, а активно работает в течение ночи, чему способствует беспокойный сон и страшные сновидения. Родителям таких детей так же рекомендуется избегать активных игр перед сном, просмотра телевизора и других раздражителей.

У многих детей с ОВЗ ограничены представления об окружающем мире, поэтому очень важно и нужно расширять кругозор ребенка, знакомить с различными предметами и приучать к различным явлениям, не перегружая его впечатлениями. Особый уход требуется ребенку с ярко выраженным чувством страха, в преодолении которого ребенку должны помочь родители путем ознакомления с предметами, которых он боится. Очень важно воспитывать в ребенке активность для того, чтобы в нем не выработались такие качества как неуверенность и боязливость. Необходимо ребенка научить не только простейшим навыкам самообслуживания, но и постоянно давать определенные поручения, для того, чтобы у него появился интерес к труду, чувство радости и уверенность в своих силах.

В ходе любой деятельности у ребенка развивается интеллект. Некоторые родители, боясь, что ребенок не справится с заданием, ни к чему его не привлекают и тем самым не развивают самостоятельность, что приводит к вялости и пассивности. Так как у детей с отклонениями в развитии тяжело формируются тонкие ручные навыки, которые необходимы при самообслуживании, для того, чтобы их развивать требуются специальные занятия, поэтапно. На первом этапе ребенка необходимо обучить умению произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, соразмерять двигательные усилия в соответствии с размером, весом и формой предметов.

Для того чтобы ребенок научился самостоятельно есть, он должен уметь подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и тоже подносить его ко рту, брать ложку, самостоятельно есть (вначале ему предлагается густая пища), затем он должен научиться держать кружку и пить из нее. Ребенку с отклонениями, чтобы овладеть всеми этими навыками, следует предоставлять как можно больше самостоятельности.

Для создания благоприятных условий воспитания и обучения общим правилам поведения ребенка с ОВЗ необходимо, прежде всего, знать особенности его заболевания и развития. Необходимо, чтобы ребенок принимал себя таким, какой он есть, чтобы у него правильно развивалось отношение к себе и к своей болезни. Именно родители должны дать понять ребенку его принадлежность и показать, что болезнь - это лишь одна из сторон его личности, но у него так же есть качества и достоинства, которые необходимо развивать и не зацикливаться на проблемах и болезнях. Дабы не вызвать одиночества у ребенка, ни в коем случае, нельзя его стыдиться. Ребенок, получивший хорошее воспитание, построит свою жизнь, получая новые впечатления и положительные переживания, станет полноценной личностью. Важно привить ребенку двигательные и социальные навыки, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

Часто семья с таким ребенком получает негативную реакцию со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом. Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВ, воспитывающихся в детских интернатах. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время наметилась положительная тенденция установления контактов родителями таких детей друг с другом. [1] воспитание поддержка дети ограниченный

Такие семьи сталкиваются еще с одной существенной проблемой - это необходимость ранней, этапной, длительной, комплексной медико-социальная реабилитация детей с ОВ с учетом индивидуального подхода. Она предполагает медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы. Тогда как в нашей стране в связи с изменением социально-экономической обстановки медико-социальная помощь резко ухудшилась. Проблема в этом случае также заключается в несвоевременности лечения, диагностики и оказания социальной помощи. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2-3 году жизни; только у 9,3% семей из 243 диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).

Не смотря на ряд существующих проблем, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. Но всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с нею, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок-инвалид должен чувствовать любовь и понимание близких людей, всегда готовых прийти на помощь.

В свою очередь, и семье должен кто-то прийти на помощь в решении многих психологических проблем, так как иначе получается некий замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка. Задачи психологической работы с такими семьями будут заключаться в обеспечении психоэмоционального комфорта наряду с полноценным социальным, эмоциональным, интеллектуальным и физическим развитием ребенка. Должны быть созданы определенные психолого-педагогические условия для раскрытия потенциала ребёнка для обучения. Наряду с этим, еще одной из важнейших задач оказания психологической помощи семьям с детьми с нарушениями развития является предупреждение у них вторичных дефектов. Кроме того, важно адаптировать такие семьи так, чтобы они могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно. При этом важно помнить, что психологическая работа должна включать всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (дети, родители, педагоги) в составление и реализацию индивидуальной программы оказания своевременной и эффективной помощи.

Таким образом, главным источником благоприятного формирования личности ребенка с ОВ является его социальное окружение, которое должно оказывать положительное воздействие на индивида, путем включения его в жизнь общества, благодаря которой мы должны добиться полноценного равноправия между людьми, не заостряя внимание на нарушении здоровья. И кроме этого психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку оказывает значительное влияние на адаптацию ребенка с ОВЗ в рамках современного общества. Только совместными усилиями педагогов, врачей и родителей, воспитывающих ребенка и содействия социума к оказанию всех видов поддержки таким семьям, возможно достичь того качества жизни, которое поможет им чувствовать себя полноценной частью нашего общества. [4]

Литература

1.Лёвина Т.В. Семейное воспитание ребенка с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / Т.В. Лёвина. - Режим доступа: #"justify">.Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М., 2008.

.Федосеева О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 346-349.

.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф3 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563

.Татьяна Владимировна Гармаева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии детства Митрофанова Юлия Александровна, студентка группы 07240

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!