Коммерческая логистика как локомотив развития торговли в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,09 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коммерческая логистика как локомотив развития торговли в России















КОММЕРЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА КАК ЛОКОМОТИВ РАЗВИТИЯ ТОРГОВАЛИ В РОССИИ

А.И. Иванов

к.ф.н., доцент, доцент кафедры торговое дело

Пермского института (филиала)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Общепризнанным фактом является то, что локомотивом современного развития мировой экономики является торговля. Дальнейшее же развитие торговли, выход её на новый уровень связаны с процессами интеграции как на макро так и на микроуровне. Этому процессу в немалой степени содействует, а еще больше будет содействовать в будущем, развитие и внедрение в торговлю логистики.

Растущая конкуренция требует сокращения расходов. Важнейшим ресурсом для решения этой проблемы является сокращение общелогистических затрат торговых компаний, учитывая то, что логистическая составляющая деятельности ритейлеров становится все более сложной и затратной.

Без глубокой интеграции функций производителей, посредников с торговыми организациям, их конечными точками доставки организовать эффективную работу каналов товародвижения будет крайне сложно.

В сегодняшнем мире, чтобы оптимально удовлетворить спрос потребителей, и обеспечить позиции в конкурентной борьбе, отдельные предприятия вынуждены свою основную компетенцию связывать с основной компетенцией других предприятий участников товародвижения.

В настоящее время ситуация в экономике России еще такова, что для достижения долгосрочного успеха достаточно оптимизировать процессы на собственном предприятии. Но в будущем для решения этих проблем потребуется интегрировать предприятия вдоль всей цепи поставок. В этом заложен большой экономический потенциал. Подтверждением этому является опрос, проведенный в США, который показал, что среди 160 предприятий более 86% считают управление цепочками поставок важнейшим фактором успеха [3].

По некоторым оценкам реально на логистических операциях в среднем сэкономить не менее 15% [7].

Об отставании России в развитии логистики говорят данные приведенные в журнале Логинфо. Так общелогистические издержки на перемещение продукции в России превышают 350 миллиардов долларов. Их доля в ВВП приближается к 19%. Это заметно больше чем как в развитых западных, так и некоторых развивающихся странах.

В Китае этот показатель равен 18,1%, в Бразилии и Индии - 11-13%, в Италии - 9,4%, в Японии - 8,7%, в США - 8,5%, в Германии - 8,3%.

Доля же общелогистических издержек в стоимости товара по России в среднем составляет 28%. Этот же показатель в развитых странах колеблется на уровне 10% [1].

Эти показатели говорят об актуальности развития логистических систем у нас в стране на всех уровнях. Не исключением является и торговля. Умелое использование потенциала логистики позволит успешно развиваться торговым организациям как в ближайшее время так и в отдаленной перспективе.

Уже сегодня многие успехи торговли связаны с использованием потенциала логистики. Так в связи с усиливающейся конкуренцией огромную роль в выживании и развитии торговых организаций играет повышение их производительности. За последнее время наблюдается её рост, в основном благодаря внедрению именно инновационных логистических технологий, таких как кассовые сканеры и мобильное оборудование по сбору информации, технологии голосового и светового отбора при комиссионировании товара на складах торговых организаций, интегрированных и автоматизированных комплексов транспортировки и складирования и т.д. [5].

Улучшается ситуация и с использованием услуг логистических посредников. В общем, операторы стали больше заботиться о потребностях клиентов. Многие операторы стали ориентироваться на обслуживание конкретных товарных групп, приобрели опыт работы, внедрили соответствующие технологии. Было предпринято много усилий по сокращению затрат и повышению эффективности бизнеса, в частности за счет интеграции логистических функций, их рациональной координации.

Безусловно, положительным фактором для развития отечественного ритейла и его логистических систем стало появление на Российском рынке международных розничных компаний и провайдеров. Это способствует появлению высоких стандартов относительно упаковки продукции, организации её хранения и транспортировки, внедрению новых логистических технологий, обучению персонала и приобретению компаниями опыта работы и передовой практики. Причем просматривается стремление адаптировать к российским условиям передовые логистические технологии, в частности в области упаковки, этикетирования, контроля за качеством продукции и услуг.

Эксперты отмечают повышение спроса в России на современную логистическую инфраструктуру, способствующую насыщению рынка свежими товарами [2].

Уже сегодня логистика способна решить проблемы, стоящие перед торговлей в краткосрочном плане. В частности ей под силу в ближайшее время повысить уровень прозрачности в товародвижении, информированности о состоянии товара на уровне артикула для эффективной оценки и управления им, управления повторными заказами, ассортиментной политикой, ресурсами. Этого логистика в состоянии добиться благодаря развитию товарно-экономических систем.

Логистике по силу преодолеть существующее в торговле ограниченное применение электронного документооборота, повысив его долю в сравнении с бумажным оборотом.

Нуждаются в срочном логистическом решении вопросы совершенствования консолидации, синхронизации грузопотоков, которые помогут торговым организациям сгладить пики нагрузок особенно в утренние часы.

Большие надежды возлагаются на логистику и в вопросе стандартизации, совершенствования политики возвратов, процессов рекламации, реализации остатков, которым на сегодняшний день в отечественной торговле уделяется явно недостаточно внимания. Особенно быстрого решения требует логистика возврата. Во время сезонной смены коллекций, непроданные товары из торговых залов необходимо вывозить на склады переработки. Координация времени выгрузки, маршрутизация, организация возврата той же машиной, которая привезла товар, являются насущной задачей логистики.

По прежнему, актуально стоит вопрос защиты продукции от повреждений и воровства при прохождении его по каналам товародвижения.

Но, не смотря на имеющиеся успехи, проблема внедрения логистических подходов в торговлю с целью оптимизации их деятельности еще далека от решения.

Основную проблему специалисты видят в общей неразвитости рынка логистических услуг в стране, о чем уже много написано. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что клиенты логистических компаний первоначально всю продукцию доставляют в крупные города, в основном в Москву, а уже оттуда распределять по регионам. Это ведет к увеличению операционных расходов и как последствия к увеличению конечной стоимости продукции.

О слабом развитии рынка логистических услуг говорит и тот факт, что отечественные ритейлеры строят, и развивают собственные логистические системы и службы, хотя понимают, что часто это противоречит экономической целесообразности.

Среди многих представителей крупных торговых сетей уже сегодня есть понимание того, что строить свою собственную логистику сегодня не выгодно. Это отнимает много ресурсов от профильного вида деятельности: организации продаж. Кроме того собственная логистика увеличивает затраты, так как требует расходов на создание логистической инфраструктуры, найм, бучение и содержание персонала и т.д.

Эксперты согласны с мнением, что сегодня логистические компании могли бы с успехом оказывать логистические услуги ритейлерам в городах с населением меньше одного миллиона жителей, на локальных рынках, там, где не развита инфраструктура, где доля ритейлера не велика. В пользу логистического аутсорсинга выступают компании только входящие в рынок, либо нацеленные на стремительную региональную экспансию. В этом случае эффект от кооперации с оператором способен принести максимально быструю отдачу [6].

Одной из основных проблем современного российского рынка является низкое качество предоставляемых логистических услуг. Серьезной проблемой рынка логистических услуг в России является их высокая стоимость. Рынок логистических услуг в России отличается слабой прозрачностью. В частности это проявляется в том, что далеко не все логистические компании публикую свои тарифы. Следствием этого может стать необоснованное завышение цен. В стране отсутствуют достоверные информационные базы, а значит и нет доверия. Отсутствуют также сложившиеся логистические бренды. Желание передать логистику на аутсорсинг приводит к необходимости самостоятельно проводить мониторинг логистиченских компаний, что приводит к трате значительного количества времени, и отвлекает финансовые средства.

В качестве причины нежелания крупных сетей работать с логистическими посредниками является то, что при передаче логистики на аутсорсинг, могут быть утрачены собственные ноу-хау в этой сфере. Это может привести к снижению общего качества сервиса [6].

На сегодняшний день торговые организации могли бы прибегнуть к услугам провайдеров при условии оптимального сочетания цены и качества, а также оказание операторами современных высокотехнологичных услуг, оригинальных решений, способных обеспечить торговым компаниям высокие конкурентные позиции.

Уже сегодня в сфере логистики происходит переход от рынка продавцов к рынку покупателей, возрастает конкуренция среди провайдеров. А это требует улучшения качества логистических услуг и снижение цен на них. Специалисты высказываю мнение, что рентабельность логистических компаний на уровне 10-15%, является вполне адекватной.

На российском рынке в настоящее время фактически отсутствуют логистические операторы федерального уровня, которые в состоянии удовлетворить разнообразные потребности крупных сетей, оказать качественные услуги на всей территории страны.

Для того, чтобы наладить совместную эффективную работу торговой компании и логистического оператора необходимо достаточно большой промежуток времени. По оценкам ведущих экспертов в этой сфере не менее полугода. Далеко не все торговые организации согласны так долго ждать.

Для преодоления возникших на данном этапе трудностей в развитии торговой логистики крайне важным является принимать во внимание особенности, которыми обладает ритейл для построения логистической системы и как клиент логистического оператора.

Прежде всего, как отмечалось выше, логистика в торговых сетях как складская так и транспортная признается очень сложной. Так для нее характерны:

большая и при этом быстро растущая матрица единиц учета запасов, идентификаторов товарной позиции;

строгие временные ограничения и процедурная регламентация складской грузопереработки;

неравномерность поступления товаров в течение дня, недели, месяца;

использование на складе одновременно разнообразных технологий грузопереработки и необходимость совмещать несколько видов складской обработки и типов хранения, для чего необходимо разработать соответствующие технологии;

одновременное применение нескольких стратегий отгрузки, что отражается в особой стратегии размещения, отгрузки, приемки, пополнения каналов отбора, учетной политики, форматах и содержаниях отчетов;

специфическая топология склада, зонирование его по разным основаниям;

необходимость управлять движением товара на складе с учетом срока годности, партий, серийных номеров;

специализированный входной контроль при приемке товара;

использование различных видов транспортных средств, сложная маршрутизация;

необходимость работать в условиях водоворот документов, меняющихся обстоятельств, быстрого реагирования и т.д. [4].

Не менее важным для развития торговой логистики является и понимание тех тенденций, которые существуют на рынке логистических услуг, и то какими обстоятельствами они обусловлены.

В современной экономике наблюдается увеличение массы международных товарных потоков в разы. Произошло увеличение как количества источников, так и их разнообразие, отмечается процесс их дифференциации. Появились новые рынки сбыта, которые придали новый импульс развитию торговли.

Повсеместное внедрение и продуктивное использование интернет технологий ускорило движение информационных потоков в цепочке поставок, сделало рынки более прозрачными.

С появление электронной торговли бурное развитие получила и электронная логистика, которая становится составной частью дистрибьюторской, распределительной логистики. Это явление способствует дальнейшему развитию электронных торговых площадок, а также повышению эффективности сбыта малых партий продукции [5].

При этом повысились риски при сбыте продуктов, по причине роста многообразия продукции, быстро меняющихся модельных рядов, дифференциации и колебания потребительского спроса

Год от года растут экологические требований и требования по защите прав потребителей, которые также необходимо учитывать. Эти обстоятельства и многие другие факторы увеличивают конкурентное давление на торговлю.

В торговле продолжается процесс концентрации, в том числе и среди логистических предприятий торговли. Это ведет к усилению их инновационных возможностей.

Все более важным и значимым в современных условиях становится партнерство торговых организаций, логистических операторов и других участников товародвижения. Любая передовая технология окажется бесполезной, если отношения между контрагентами не будут партнерскими. Особую важность в товародвижении приобретают доверие и взаимопонимание при совместной работе с клиентами, а не только внедрение передовых технологий.

При организации логистического обслуживания важнейшим является вопрос об ассортиментной политики. Здесь наблюдается возрастающая динамика расширения ассортимента. Интервалы между внедрением и выведением на рынок новых видов продукции сокращаются. Сейчас модным становится лозунг «Каждую неделю новый товар». Просматривается тенденция увеличение собственных торговых марок торгового предприятия.

Все это оказывает огромное влияние на логистику производителя.

Не может не сказаться на развитии торговой логистики и тенденция, связанная с уменьшением запасов. В этом проявляется стремление торговцев уменьшить затраты, в связи с уменьшением оборачиваемости капитала, уменьшением расходов на хранение, обеспечить гибкость и быстроту реакции на изменение потребительского спрос, снизить риски для товаров. Быстро оборачиваемые и продаваемые товары, предполагается продавать без складирования, непосредственно через логистические единицы, с помощью технологии кросс-докинга. Предварительно отобранные пакеты достаточных объемов и при необходимой консолидации будут поставляться непосредственно от производителя торговым организациям, работающим в регионах.

Это заставляет выдвигать новые требования к политике использования складских площадей и организации труда на этапе оптовой торговли, к уровню интеграция логистики в товарно-экономическую систему.

Торговая логистика в отдельных проявлениях будет еще более специализирована, а её значение как фактора в конкурентной борьбе будет только возрастать [7].

Дальнейшему повышению производительности труда в торговле будут способствовать внедрение технологии автоматизированной инвентаризации, контроля за сроком хранения продуктов питания, защиты от краж.

Стремительно развиваются электронные ценники, кассы самооплаты, мобильные дисплеи на тележках, куда складываются продукты, мобильное оборудование для сбора и обработке данных.

Уже началось интенсивное внедрение технологии кросс-докинга, IT интеграция всех участников бизнес проекта, визуализация процессов, позволяющая отслеживать движение товаров в реальном времени. С помощью мониторов, которые устанавливаются на складе, можно отслеживать оперативную информацию о прибывающих машинах, разгружаемых, комплектуемых заказах

Не так давно производитель определял требования к организации мест стыковок с торговлей. Но сегодня ситуация изменилась. Стало ясно, что лучших результатов для потребителей можно достигнуть за счет координации усилий производителей, торговли и логистических компаний.

В настоящий момент разрабатывается, и внедряется новая стратегия в торговле - это стратегия логистического лидерства. Ключевым положением этой стратегии является создание собственного профит-центра, который представляет логистический управляющий центр, вне традиционных управляющих структур. Его основная задача - упростить, стандартизировать процессы прохождения товаров по каналам. Он призван объединить усилия производителей, поставщиков и логистических посредников под руководством торговли, и организовать управление материальным потоком по принципу вытягивания, начиная с конечных точек продаж.

Сегодня решающее значение для торговых организаций имеет анализ поведения потребителей. Все большее применение в торговле у нас в стране находит стратегическая концепция ECR «эффективная реакция заказчика», ориентированная на эффективное управление отношениями с поставщиками, эффективное реагирование на запросы клиентов.

В точках совершения покупок постоянно идет сбор информации о продажах. Это огромное количество данных сводятся в единые информационные банки, затем они анализируются, оцениваются, и доставляются всем участникам товародвижения по цепочке поставок. Большую роль здесь призваны сыграть такие базисные информационные технологии как штриховое кодирование, радиочастотная идентификация, электронный обмен и обработка данных. Поведение потребителей на точках продаж фиксируется практически в режиме реального времени. Полученная при этом информация доступна всем участникам цепочки поставок, находящихся в партнерских отношениях, в том числе и производителю. Благодаря этому цепочки поставок от производителей до потребителей, где создается добавочная стоимость, переходят со стратегии «проталкивания» на стратегию «вытягивания».

Сама концепция «эффективная реакция заказчика» в свою очередь акцентирует внимание на двух областях: области поставок и спроса.

В сфере поставок основная цель - обеспечить своевременность и эффективность поставки товаров потребителям. Для достижения поставленной цели используются целый ряд современных технологий.

Одной из них является технология (CRP) - программа постоянного пополнения склада. Суть этой логистической стратегии в том, что она позволяет снизить запасы на складах в сети поставок, на основе информации получаемой с точек продаж и со складов о состоянии и уровне запасов. Это позволяет перевести распределительную логистику производителя на принцип вытягивания. В результате, основываясь на полученной информации, он способен самостоятельно запустить поставки.

Не менее значимой для эффективности осуществления поставок является концепция VMI - управление запасами поставщика. Она предполагает такое управление поставками, когда производитель, планирует, контролирует, управляет, обеспечивает, и пополняет товарно-материальные запасы складов торговли, на основании ожидаемого размера потребления. Для этого он использует данные по покупкам, которые передаются с помощь электронного обмена данными, в том числе при помощи RFID-технологии.

Это позволяет производителю видеть актуальную ситуацию по текущему запасу на складах дистрибьютора, динамике спроса в точках конечных продаж, и принимать решение о размерах поставок. В основе этой концепции положение о том, что производитель в наибольшей степени подходит для управления запасами, так как лучше ориентируется в вопросах производственных возможностей и сроков. Помимо этого логистическая цепочка становится короче, прозрачность поставок возрастает, а уровень запасов сокращается.

Своевременно и эффективно осуществлять поставки призвана стратегия кросс-докина. При данной технологии каждый поддон, на котором формируется грузовая единица, включает грузы, которые предназначены отдельному получателю. Благодаря этому грузовая единица на распределительном складе перемещается с места получения товара к месту его выдачи. В результате пропадает потребность в процессах погрузки и разгрузки, которые требуют немалых затрат. Это обстоятельство позволяет сократить число процессов грузоперевалки по всей цепочке поставки. Грузовые единицы, в свою очередь формируются путем сведения груза к стандартизированным единицам, которые обеспечивают наибольшую эффективность в логистических системах.

Дальнейшим развитием концепции эффективной реакции заказчика в области поставок должно стать внедрение концепции «совместное планирование, прогноз и пополнение склад» (CPFR).

В области спроса основным моментом является быстрая реакция на потребности клиентов, воздействие клиентского поведения. Этому способствует, прежде всего, эффективная организация складского ассортимента. Она предполагает эффективное использование стеллажей, объединение грузов в товарные группы. Это дает возможность формировать целевой ассортимент, который соответствует потребностям покупателей. Данная работа осуществляется на основе информации о произведенных покупках, которая собирается в точках конечных продаж, и на основе демографических сведениях о потребителях, по месту нахождения точки продаж и т.д.

Также предполагается повысить координацию, совместные усилия промышленности и торговли в деле повышения эффективности стимулирования сбыта продукции, эффективности внедрения нового продукта на рынок.

Дальнейшим развитием концепции эффективной реакции заказчика в области спроса должна стать концепция «совместное управление отношениями с клиентами» (CCRM).

И концепция (CPFR) и концепция (CCRM) предполагают использование интенсивного сотрудничества внутри цепочки поставок [7].

Таким образом, коммерческая логистика уже способствует повышению эффективности торговли. Но еще большие перспективы сулит использование её в долгосрочном плане.

Специалисты едины во мнении, что развитие логистической инфраструктуры, логистических систем в регионах способствует их развитию, привлечению инвестиций, делает территории богаче.


Список литературы

1.Григорьев Л. Умение управлять цепями поставок сделает регион богаче. Логмнфо -№ 7-8 - 2013. - С.12-26

2.Европейский бизнес о розничной торговле в России - Логинфо, 2011 -№ 11 - С.9-14

.Комплексность и надежность цепи поставок // Логинфо - №10-2013 -С.10-21]

.Ли З., Ульянова И. и др. Ритейл и логистика: развиваемся вместе - Логинфо, 2012 - № 3 - С.16-24

.Современные тенденции развития торговой логистики. - логинфо, 2013 №1-2 - С. 41-50

.Собственная логистика российских ритейлеров или союз с логистическим оператором? - Логинфо, 2012 -№ 5 - С. 50-56

.Тенденции развития торговой логистики - вчера, сегодня, завтра - Логинфо, 2012 - № 9 - С.38-48

Похожие работы на - Коммерческая логистика как локомотив развития торговли в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!