Специфика работы специализированного коррекционного образовательного учреждения
Специализированные (коррекционные) образовательные учреждения - это учреждение, созданные для лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизни деятельности.
Цель: всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями, максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения (для ДОУ) и среднего или высшего обучения (для школы).
Цель школьного обучения: обеспечение конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специализированного образовательного стандарта; обеспечение медицинского и психологического сопровождения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Перспективы:
ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии обеспечит максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития.
сотрудничество с семьёй. Важным условием коррекционной помощи детям становиться разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционного развивающего обучения.
Существует несколько подходов коррекции семейной ситуации развития аномальных детей, выявляются важные аспекты профилактической работы с родителями проблемного ребёнка, позволяющие предотвратить ряд вторичных отклонений. Разрабатываются направления и организационные формы работы специалистов с семьёй, способствующие формированию у родителей положительного отношения к малышу и обеспечивающие освоение эффективных и доступных форм взаимодействия с ребенком в бытовых, эмоциональных, игровых ситуациях.
Формы помощи родителям: "Университет для родителей", при лаборатории школьного воспитания детей с проблемами в развитии, психолого-педагогическое консультирование, помощь дефектолога, психолога в реабилитационных, Центрах, визиты спец. служб - ПМПК, ПМС центры.
Интегрированное обучение. В системе образования интеграция означает возможность выбора для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специализированном (коррекционном) образовательном учреждении или с равными возможностями в образовании: учреждение общего назначения (ДОУ, школа и пр.).
В условиях российского дошкольного образования интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления ДОУ общеразвивающего вида должны иметь массу условий - специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведение коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Наиболее реальным является применение интегрированного обучения по отношению к детям, которые несмотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизическом развития, и психологическую готовность к совместному обучению с детьми норма.
Такие условия легче создать:
а) в общеразвивающих группах д / с комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;
б) в центрах развития ребёнка, где осуществляется коррекционная работа со всеми воспитателями ДОУ; изначально должен быть заложен устав.
Ранняя комплексная помощь - эта новая быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставаний в развитии.
Особенности развития ребёнка в раннем возрасте: пластичность ЦНС и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновения вторичных отклонений в развитии.
В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные школы для хронически болеющих и ослабленных детей.
В настоящее время виды коррекционных школ определены с учетом первичного дефекта учащихся. Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными нуждами имеет свою специфику.
Специальное коррекционное образовательное учреждение 1 вида принимает в свои стены неслышащих детей. Задача педагогов - научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, дактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.
Подобную работу проводит и коррекционная школа 2 вида, но только для слабослышащих или поздноглохших детей. Она направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.
Первый и второй виды коррекционных школ осуществляют образовательный процесс на трех ступенях общего образования. Однако глухим школьникам требуется на два года больше, чтобы освоить программу начальной школы.
Третий и четвертый виды коррекционных школ предназначены для детей с нарушением зрения. Педагоги этих специальных учебных заведений организуют процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекционно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе.
В коррекционную школу 3 вида направляются незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте. В учебное заведение 4 вида принимаются дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.
Специальное коррекционное учреждение 5 вида предназначено для детей, имеющих общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию. Основная цель школы - коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут обучаться в коррекционной школе 6 вида. В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации воспитанников.
Коррекционная школа 7 вида принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития. В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам обучения в начальной школе воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.
Коррекционная школа 8 вида нужна детям с умственной отсталостью для обучения по специальной программе. Цель обучения - социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.
Почти все перечисленные виды коррекционных школ обучают детей в течение двенадцати лет, имеют в своем штате специалистов дефектологов, логопедов, психологов.
Безусловно, что дети, проучившиеся столько лет в интернатном учреждении, имеют определенные трудности в социальной ориентировке. Большая роль в интеграции особых детей в общество принадлежит не только коррекционным школам, но и родителям. Семья, борющаяся за своего ребенка, обязательно сможет помочь ему адаптироваться в окружающем мире.
Глава 2. Практический анализ управления качеством образования в образовательном учреждении
2.1 Контрольный этап экспериментальной работы
качество образование коррекционный
Практическое исследование было нами проведено на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8-го вида нашего города.
На этом этапе, исходя из цели коррекционного учреждения, была проанализирована организация учебной деятельности и выявлен ряд проблем:
несоответствие существующего регионального базисного учебного плана для Специальной (коррекционной) школы современным требованиям к социальному заказу выпускника специальной школы;
отсутствие творческих и проблемных групп учителей по изучению и применению современных педагогических технологий;
недостаточное количество форм обучения;
отсутствие вариативности образования;
отсутствие механизма мониторинга учебной деятельности;
нехватка педагогических кадров: дефектологов, психологов, социальных педагогов.
Нами были определены следующие задачи:
Расширение школьной сети вариативного образования за счет предметов школьного компонента.
Совершенствование учебного плана.
Расширение и совершенствование форм обучения.
Создание творческих и проблемных групп учителей.
Повышение педагогического мастерства педагогов через программу "Учитель-мастер".
Внедрение в практику научно проработанных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств обучения.
Ожидаемые конечные результаты.
достижение заданного качества образования;
обновление содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;
дифференциация и индивидуализация обучения;
практическая направленность обучения;
повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
максимальный учет дефекта учащихся для успешной его коррекции; повышения квалификации каждого педагога.
2.2 Формирующий этап проведения экспериментальной работы
Сущность идеи развития заключается в том, что она представляет собой программу социально-педагогического развития ребёнка в процессе обучения и воспитания в ШПД, определяет непрерывность и преемственность ступеней прохождения образования в ней.
-й этап - «Специальное обучение, направленное на адаптацию, пропедевтику первичных признаков нарушений развития, восприимчивость к обучению, научению и учению, ранняя социализация и психофизическая адаптация».
-й этап - «Программирование индивида на выполнение отдельных и определённых видов деятельности. Воспитание характера и личностного признания, индивидуализация и социальная адаптация, ориентация на творчество, вторичная социализация».
-й этап - «Гибкость, разносторонность навыков и умений в коммуникации, трудовой и познавательной деятельности; индивидуально-ориентированное образование, социальная адаптивность и интеграция, культурная социализация»
Ведущая цель образования и воспитания рассматривается нами в двух аспектах:
-ый - «Психолого-социальная профилактика и компенсация дефекта, социального отклонения в развитии личности; создание адекватной возможностям и способностям ребёнка образовательно-воспитательной среды».
-ой - «Обеспечение позитивной социальной ситуации развития ребёнка; развитие познавательных способностей и психических новообразований».
Ведущая цель программы развития образования и воспитания ШПД формулируется с позиции управления как:
«Достижение социальных и социально-педагогических результатов образования и воспитания посредством создания системы помощи, поддержки, социальной защиты ребёнка и ресурсного сопровождения функционирования всех подсистем учреждения».
На основании комплекса ведущих целей мы определяем педагогическую парадигму как «Социально - педагогическая и медико - психологическая реабилитация».
Парадигма программы развития ребёнка формулируется как «реабилитационно-коррекционное и компенсирующее образование /РККО/ - средство и способ интеграции ребёнка в: семью и сообщество сверстников, в систему формального образования, в общество - социальная зрелость, социокультурная и профессиональная адаптивность.
Парадигма РККО, её смысл с позиции ученика, как субъекта образования, нами формулируется следующим образом: «Учение - это индивидуальная деятельность ребёнка, а для педагога - её коррекция, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение с учётом имеющегося у воспитанника опыта познавательной деятельности; развитие его индивидуальных способностей и планирование индивидуальной линии, «траектории» психического и социального развития».
Определяя вышеуказанные парадигмы, мы исходим из того, что учебно-воспитательный процесс обладает неограниченным созидательным потенциалом развития личности, возникновения психических новообразований, изменения социального, психологического и педагогического статуса ребёнка, и поэтому мы апеллируем к интегральной индивидуальности наших воспитанников.
Парадигма исследуемого нами учреждения: «от ассимиляции, потери идентичности, к социализации», что составляет смысловую основу педагогической деятельности.
Структурно - организационные варианты управления коррекционной школой представлены с позиции управления на модульном уровне в виде трёх базовых моделей:
модель Образования
модель Воспитания
модель Сопровождения (обеспечения)
Каждая из моделей имеет собственную внутреннюю организационную структуру, которая состоит из реальных модулей или блоков
Ниже, в таблице 1 представлена программа, направленная на эффективное управление коррекционным учреждением, разработанная на основе программы Гречаной В.Т.
Таблица 1. Программа эффективного управления коррекционным учреждением
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯМОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯМОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И ПОМОЩИСтруктурно - организационный вариант1.Модуль начального образования 2.Модуль основного общего образования 3. Модуль углублённой трудовой подготовки.1.Модуль коррекционного образования (воспитания) 2.Модуль дополнительного образования (социального опыта, активности, самоутверждения, реализации способностей) 3.Модуль субъективной личности (социокультурной адаптации и интеграции, социального признания, трудовой и коммуникативной ориентировки)1.Модуль психолого - педагогической коррекции 2.Модуль медицинской профилактики 3.Модуль психофизического развития 4.Модуль социально- трудовой адаптации 5.Модуль информационно- диагностический 6.Модуль хозяйственно - бытовой деятельности 7.Модуль жизнеобеспечения 8.Модуль организационно- управленческийОбеспечиваются1.Кадровыми ресурсами 2.Программно - методическим и нормативным сопровождением (обеспечением) 3.Образовательными технологиями1.Эмоционально- нравственным опытом ребёнка 2.Его поведенческими ориентировками 3.Развитием когнитивных способностей 4.Темпом личностного развития и открытие «себя» в ребёнке1.Интеллектуальное функционирование 2.Адаптивное поведение 3.Эмоционально- волевые особенности 4.Психофизическое здоровье 5.Культурно- средовые особенности (ориентации).Обслуживаютобразовательный комплекс, комплекс психофизического развития, комплекс социально- трудовой адаптации, комплекс педагогической коррекции.Воспитательный комплекс, комплекс психофизического развития, комплекс социально- трудовой адаптацииВоспитательный комплекс, комплекс психофизического развития, комплекс социально- трудовой адаптации, комплекс педагогической коррекции.ПредназначеныДля реализации следующих видов образования: - одноуровневого специального (коррекционного) образования в ординарных условиях (коррекционное) - разноуровневого компенсирующего образования в ординарных условиях (компенсирующее) - профильное интегративное (профессионально- адаптивное). Типов образования: - программно - нормативного -адаптивно - профильного. Уровней обучения: - базовый (коррекционный) - дополнительный, индивидуально -ориентированный (реабилитационный)- для развития коммуникативных навыков, навыков правильного поведения, выполнение принятых правил и норм и мотивированию воспитанников - трудовая адаптация в обществе воспитанников - становление личности ученика в процессе выбора (выбор профиля трудового обучения как психологическая задача) - дифференцированный и индивидуальный подход в трудовой адаптации - начальная профессиональная подготовка детей с проблемами обучения и её взаимосвязь с предприятиями -социальная адаптация воспитанников и учеников«Организация реабилитационных мер с целью недопущения перехода функциональных расстройств в физические и психические дефекты. Профилактика и коррекция вторичных отклонений и их последствий» - обеспечить успешность учебной деятельности воспитанников в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; - всестороннее психическое развитие; - компенсация и реабилитация нарушений функций; - сохранение и укрепление соматического и психического здоровья.НаправленыНа удовлетворение потребности в образовании по ступеням обучения и проектируется по следующей схеме Категория учащихся, ступень образования вид, тип образования и обучения соц.пед организация (класс, группа) Функциональная направленность.1.Развитие личностно- ориентационных, коммуникативных, конструктивно- творческих и практических основ социализации 2.Предоставление возможностей каждому ребёнку самоопределиться в: - понимании и выборе своего индивидуального пути в жизни и своих личностных ориентациях,общекультурных, профессиональных, межличностных отношениях с другими людьми; 3.Сведению воедино предметных, профессиональных и личностных ориентаций воспитанников.1. Интенсификацию систем поддержки ребёнка. 2. Восстановление функций ребёнка и интеграцию его с социальным окружением.
2.3 Анализ эффективности реализации практической работы
Как уже было отмечено выше, нами была разработана программа, направленная на эффективное управление коррекционным учреждением и образовательным процессом в нем.
Данную программу начали постепенно поэтапно вводить в исследуемом нами образовательном учреждении. Уже за короткий период использования ключевых пунктов данной программы управления образовательным учреждением был решён целый ряд задач и получены определённые результаты, убеждающие в том, что необходимо переходить на иной вариант организационно - управленческой культуре образования и воспитания детей.
Решены следующие основные задачи:
. В целом завершено организационное и кадровое формирование данной школы. Образовательное учреждение объединяет в себе ряд комплексов и параллельных структур сопровождения образовательной подготовки воспитанников, ориентированных на различные пути и способы, варианты их адаптации и социализации в социокультурной среде.
Сформировался педагогический комплекс «начальная школа-средняя школа» и для детей района-интернат, созданы лечебно-оздоровительная служба, психологическая служба, социальная служба. Разрабатываются и ведутся программы индивидуального обучения (ПИО) на каждого воспитанника, а также карта отслеживания воспитанника. Разработана диагностика усвоения программного материала по предметам учащихся.
Отработаны направления воспитательной модели для воспитанников 1 и 2 ступени, частично разработаны программы воспитательной направленности, выделены основные внеклассные мероприятия в виде традиционных. В воспитательный процесс интегрируются новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями. Разработана диагностика воспитанности общеучебных умений и навыков воспитанников в соответствии с воспитательными блоками.
.На основе концептуальной модели школы-комплекса успешно формируется коллектив профессионалов, разделяющих идеи, цели и задачи коррекционно-развивающего обучения.
. Постоянно создаётся и совершенствуется материальная и программная база для перехода к вариативному характеру построения содержания образования и полимодульному типу организационной системы управления учреждением.
. Ведётся работа по совершенствованию форм реабилитации детей, их оздоровлению и включению в социальную жизнь.
. Проводится скоординированная работа с родителями администрацией школы с социальными службами района.
Следует отметить, что большее внимание стали уделять именно индивидуальным образовательным и реабилитационным программам. Как свидетельствуют родители учеников, дети стали ощущать большую уверенность в себе, их успеваемость также увеличилась. Дети стали более внимательными и усидчивыми на уроках.
Как видим, внедрение разработанной программы, направленной на эффективное управление коррекционным учреждением, оказало позитивное влияние на детей в краткосрочном аспекте. Есть все основания полагать, что в долгосрочной перспективе используемая программа позволит поднять управление образовательным процессом в специализированном образовательном учреждении на качественной новый уровень.
Заключение
Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном так и на региональном, уровне - нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.
Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.
Сегодня школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.
Изучение состояния преподавания и качества знаний учащихся чрезвычайно важно и значимо для решения вопросов совершенствования преподавания, для управления учебно-воспитательным процессом, т.к. своевременно полученная информация о результатах работы учителя и учебной деятельности учащихся позволяет руководителю оперативно реагировать на затруднения, оказывать адресную помощь и регулировать образовательный процесс.
В практической части нашей работы представлена программа управления качеством образовательного процесса в образовательном учреждении. Краткосрочные результаты использования данной программы, полученные нами в процессе реализации нашей экспериментальной работы свидетельствуют о перспективности её использования с целью повышения качества обучения детей с особыми потребностями.
Библиография
1.Алашеев С, Рафор С. ЕГЭ: технология достижения успеха обучения // Директор школы. 2004. № 6. С.11-21.
2.Багаутдинова, С.Ф. Оценка целостного образовательного процесса / С.Ф. Багаутдинова, Л.Н. Санникова // Качество дошкольного образования: исследования и практический опыт: сборник материалов региональной научно-практической конференции / под ред. В.В. Садырина, Е.С. Комаровой. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. - С. 24-29.
.Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков. М.: Владос, 2006. - 394 с.
.Бенин, В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: автореф. дис.... д-ра пед.наук / В.Л. Бенин - Екатеринбург, 1996. - 40 с.
.Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - 1. - С.22-31
.Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2001.359 с.
.Бордовский, Г.Л. Управление качеством образовательного процесса / Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
.Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Борякова Н. Ю. - Москва: АСТ, Астрель, 2008. - 122.
.Жукова А.И. Система внутришкольного контроля / Жукова А.И. // Завуч. - 2004. - № 4. - С.116-144.
.Жукова, Е.Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога / Е.Д. Жукова // Культура и образование. - Уфа: БГНОЦ, 2002. - С. 45 - 52.
.Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством образования // Народное образование, №9.2002. С.83-92
.Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
.Организация экстренной психологической помощи детям и подросткам в России: принципы, стандарты, практика. - М.: Смысл, 2007. - 312 с.
.Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
.Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.
.Селезнева Н.А. Качество образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.95 с.
.Сергеева В.П. Управление образовательными системами / В.П. Сергеева. - М.: ЦГЛ Народное образование", 2002. - 172 с.
.Системное развитие школы. - М.: Российское педагогическое агенство, 2002. - 304 с.
.Словарь-справочник по социальной психологии / Сост. В. Крысько. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
.Суховиенко, Е.А. Управление качеством образования и педагогическая диагностика / Е.А. Суховиенко // Профессиональное образование. - 2003. - № 10. - С.11-12.
.Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами / П.И. Третьяков и др.. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
.Ульянова Т.Д. Внутришкольный контроль как средство повышения педагогического мастерства учителя / Т.Д. Ульянова // Завуч начальной школы. 2004. - № 1. - С.79-82.
.Управление качеством профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих: Основные положения и подходы. - М.:РАГС, 2002. - 52 с.
.Яновский Б. Г. Аспекты понятия "управление качеством" // Стандарты и качество. - 2007. - N 9. - С. 82-83.
.Яновский Б. Г. Управление качеством. В чем смысл этого понятия? // Высшее образование сегодня. - 2007. - N 3. - С. 18-21