Таможенное декларирование товаров: нормативно-правовой и практический аспекты

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенное декларирование товаров: нормативно-правовой и практический аспекты














КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Таможенное право

по теме: Таможенное декларирование товаров: нормативно-правовой и практический аспекты

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ

1.1Понятие и общие положения о декларировании товаров

1.2Формы декларирования

ГЛАВА II. ТАМОЖЕННОЕ Декларирование товаров

2.1 Виды таможенной декларации и порядок заполнения таможенной декларации

2.2 Документы, предоставляемые при таможенном оформлении

.3 Сроки подачи таможенной декларации

ГЛАВА III. ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

3.1 Понятие декларирования товаров для личного пользования

.2 Понятие товаров не для личного пользования и их документальное сопровождение

.3 Представление документов при таможенном декларировании товаров для личного пользования

.4 Применение системы двойного коридора при таможенном декларировании товаров для личного пользования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

таможенный декларирование товар

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в связи с принятием таможенного кодекса таможенного союза вводится новые понятие, такие как: понятие Единая таможенная территория таможенного союза, создаются единые условия таможенного транзита на всей территории таможенного союза, отменяются таможенное оформление во взаимной торговле и, поэтапно, таможенный контроль (на границе) товаров, происходящих с территории государств-членов таможенного союза и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории. Таможенное оформление является основной категорией российского таможенного законодательства.

Декларирование является основным элементом таможенного оформления. Так, товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

Целью настоящей курсовой работы является исследование таможенного декларирование товаров, а так же выявление пробелов законодательства в данной сфере и проблемы применения в оформлении таможенной декларации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-Охарактеризовать правовое регулирование таможенного декларирования в Таможенном союзе;

-Изложить правовое регулирование по таможенному декларированию товаров стран участниц таможенного союза;

-Рассмотреть виды таможенных деклараций порядок их заполнения, документы, предоставляемые для таможенном декларировании и сроки для ее подачи;

-Проанализировать порядок оформления товаров физическими лицами.

Объектом исследования в рамках курсовой работы выступает таможенное декларирование товаров для коммерческого и личного пользования.

Предметом исследования являются нормы таможенного законодательства таможенного союза, регулирующие вопросы, связанные с заполнением таможенной декларации, с сроками подачи декларации, с формами таможенной декларации и т.д.

Структура работы. Курсовая работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ФОРМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ

1.1Понятие и общие положения о декларировании товаров

Под таможенным декларированием понимается - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров либо для иных целей, установленных в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза (Таможенный кодекс таможенного союза как ТК или ТК ТС).

Таможенное декларирование товаров является одним из этапов помещения товаров под таможенную процедуру.

Согласно статье 174 Таможенного Кодекса Таможенного союза помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Обязанность задекларировать товар возникает при помещении товара под таможенную процедуру.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:

1)заявляемая таможенная процедура;

2)сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и получателе товара;

)сведения о транспортных средствах, используемые для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

)сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

)сведения о товарах:

- наименование;

описание;

классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

наименование страны происхождения;

наименования страны отправления (назначения);

описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

количество в килограммах (вес брутто вес нетто) и в других единицах измерения;

статистическая стоимость;

6) сведения об исчислении таможенных платежей:

- ставки таможенных платежей, налогов таможенных сборов;

применение льгот по уплате таможенных платежей;

суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с ТК ТС;

7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

) сведения о соблюдении ограничений;

) сведения о производителе товаров;

) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную декларацию;

) сведения о документах;

) сведения о лице, составившим декларацию на товары;

) место и дата составления декларации на товары.

Обязанность по таможенному декларированию товаров может быть установлена и нормами национального законодательства государств - членов Таможенного союза, при их соответствии нормам Таможенного кодекса таможенного союза. Так, в соответствии со статьей 203 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

Кроме этого, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства - члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в случаях:

) если при выпуске для внутреннего потребления этих товаров на территории государства - члена Таможенного союза ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, размеры которых ниже, чем те, которые применяются в Российской Федерации;

) если на территории государства - члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также, если при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин;

3) если ввозятся товары, происходящие из государств, не являющихся членами Таможенного союза, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, даже если эти товары приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством <garantF1://12071455.3> Таможенного союза.

1.2 Формы таможенного декларирования

Таможенное декларирование может производиться в двух формах: письменной и (или) электронной. Обе указанные формы предполагают использование таможенной декларации. Возможность подачи декларации на товары в электронном виде предусмотрена стандартным правилом 3.21 Генерального приложения к Киотской конвенции. В соответствии с пунктом 5 статьи 180 ТК ТС таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в порядке, определенном инструкцией о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа.

·структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары;

·структуры и форматы электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами. Для применения в Российской Федерации и Республике Казахстан.

Для Республики Беларусь структуры и форматы электронной копии транзитной декларации, в качестве которой используется книжка МДП с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами, не установлены, а применяются структуры и форматы электронной копии декларации на товары и транзитной декларации.

В связи с тем, что положениями Таможенного Кодекса Таможенного Союза не установлены случаи обязательного использования той или иной формы декларирования, обратимся к актам национального таможенного законодательства государств - членов Таможенного союза.

В Российской Федерации до 1 января 2014 года по выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации. С 1 января 2014 года предполагается переход на безбумажный оборот и технологию представления в электронном виде таможенной декларации. Декларация на товары будет подаваться в электронной форме, кроме тех товаров, таможенных процедур и случаев, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме. Такие перечни будет устанавливать Правительство Российской Федерации.

В случае подачи декларации на товары в письменной форме такая декларация должна сопровождаться представлением ее электронной копии. В случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, будет устанавливать, что подача таможенной декларации в письменной форме не сопровождается представлением ее электронной копии.
В Республике Казахстан согласно п. 6 ст. 278 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV "О таможенном регулировании" подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено Таможенным Кодексом Таможенного союза, решением Комиссии либо законодательством Республики Казахстан в случаях, предусмотренных решением Комиссии.
Таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (подп. 24 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Аналогичным образом понятие таможенной декларации сформулировано в статье 4 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" и статье 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь.

Это определение таможенной декларации согласуется с определением понятия "декларация на товары", которое используется в Киотской конвенции. Согласно главе 2 Генерального приложения к Конвенции декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры.

ГЛАВА II. ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1Виды таможенного декларирования и порядок заполнения таможенной декларации

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявленных таможенных процедур и лицу перемещающих товары применяются следующие виды Таможенного декларирования:

1.Декларация на товары

2.Транзитная декларация

.Пассажирская таможенная декларация

.Декларация на транспортное средство

Декларация на товары представляется при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита (п. 1 ст. 181 ТК ТС).

Декларация на товары представляет собой заявление, составленное по установленной таможенной службой форме, в котором заинтересованные лица указывают таможенную процедуру, подлежащую применению в отношении товаров, и сведения, заявления которых требует таможенная служба для применения этой процедуры.

Решениями Комиссии определены формы и порядок заполнения каждого из видов таможенной декларации:

) решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций";

) решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации";

Стандартным правилом 3.11 Генерального приложения к Киотской конвенции предусматривается, что бумажный формат декларации на товары должен соответствовать формуляру-образцу ООН. При автоматизированной очистке формат декларации на товары, подаваемой в электронном виде, основывается на международных стандартах электронного обмена информацией, определенных Рекомендациями по информационным технологиям Совета таможенного сотрудничества.

Согласно пункта 2 статьи 180 ТК ТС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза. Данное положение основывается на Стандартном правиле 3.12 Генерального приложения к Киотской конвенции, закрепившем аналогичное требование применительно к перечню данных, подлежащих внесению в декларацию на товары. В отношении каждого вида таможенных деклараций устанавливаются перечни необходимых для указания сведений.

.2 Документы, предоставляемые при таможенном оформлении

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются Таможенным Кодексом таможенного союза или решением Комиссии Таможенного союза (п. 4 ст. 180 ТК ТС). Во исполнение пункте 4 статьи 180 Таможенного кодекса таможенного союза Комиссия приняла решение "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары". Данным решением предусматривается, что при соблюдении определенных условий можно использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы в качестве декларации на товары с приложением письменного заявления или перечня товаров.

Дополнительно законодательством государств - членов Таможенного союза в рамках реализации международных соглашений, заключенных между государством - членом Таможенного союза и государствами, не являющимися членами Таможенного союза, могут быть установлены иные случаи и порядок использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары.

Непосредственно Таможенным Кодексом таможенного союза установлены случаи использования других документов вместо таможенной декларации.

Так, в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенное декларирование производится с использованием предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления, либо декларации на товары (п. 2 ст. 314 ТК ТС). В целях упрощения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях, было заключено Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях". Во исполнение указанных нормативных документов Комиссия приняла решения: "Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации" и "Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений".
Согласно пункта 2 статьи 182 Таможенного Кодекса Таможенного союза в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие необходимые сведения. Порядок подачи и регистрации транзитной декларации определен решением Комиссии.
Данным порядком предусмотрено, что таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы, содержащие сведения, указанные в пункте 3 статьи 182 ТК ТС:

·заполненные листы транзитной декларации;

·книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;

·карнет АТА, заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза 1961 года и Конвенции о временном ввозе 1990 года (далее - Конвенция о временном ввозе) с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства - члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством такого государства);

·транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.

Однако таможенная декларация является не единственным документом, представление которого необходимо для таможенного декларирования товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень таких документов установлен, он может быть сокращен в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц.

Если в документах не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация. При подаче таможенной декларации в электронной форме документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документы, установленные ст. ст. 240, 253, 265, 294, 299 и 308 ТК, не представляются таможенному органу, если в таможенный орган ранее представлялись такие документы, либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии с законодательством государства

члена Таможенного союза (п. 6 ст. 183 ТК ТС).

Кроме документов, указанных в п. 1 ст. 183 ТК ТС, согласно ст. 184 ТК ТС, представляются дополнительные документы при заявлении:

) таможенных процедур переработки (на таможенной территории, вне таможенной территории, для внутреннего потребления);

) таможенной процедуры реимпорта;

) таможенной процедуры реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

) таможенной процедуры - "свободная таможенная зона";

) таможенной процедуры - "свободный склад";

) специальных таможенных процедур.

Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств - членов Таможенного союза.

Так, в Российской Федерации сокращенный перечень документов установлен в отношении:

·товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины;

·товаров помещаемых под процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления уполномоченным экономическим оператором;

·товаров, временно ввозимых или вывозимых в качестве научных или коммерческих образцов.

Согласно пункта 2 статьи 208 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, вправе дополнительно сокращать перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), таможенной процедуры, категорий товаров и лиц.

В п. 3 ст. 183 ТК ТС закреплено положение относительно возможности представления документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, не одновременно с декларацией, а в более поздний срок. Данное положение базируется на Стандартном правиле 3.17 Генерального приложения к Киотской конвенции, предусматривающем, что в случаях, когда отдельные подтверждающие документы не могут быть представлены вместе с декларацией на товары по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, она разрешает подачу таких документов в течение определенного периода времени.

Основанием для представления документов в более поздний срок является разрешение таможенного органа, выдаваемое в письменной форме по мотивированному письменному обращению декларанта. По общему правилу таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза, - после выпуска товаров.

.3 Срок подачи таможенной декларации

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза то истечения срока временного хранения товаров, который составляет 2 месяца и по заявлению лица может быть продлен еще на 2 месяца, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом таможенного союза.

Таможенная декларация на товары вывозимые с таможенной территории таможенного союза подается до их убытия с территории таможенного союза.

Таможенное декларирование в отношении товаров являющихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления в отношении которых было приятно решение роб их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с таможенным кодексом таможенного союза подается в течение 30 дней со дня вступления в законную силу:

1.Решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;

2.Решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;

.Решения суда или таможенного органа о прекращении производства по уголовному (административному) делу;

.Решения суда или таможенного органа о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Таможенные органы регистрируют или отказывают в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 часов с момента подачи таможенной декларации в порядке определенным решением комиссии.

Нормами национального законодательства устанавливается и предельный срок для представления документов. Так, в Российской Федерации таможенные органы в письменной форме разрешают представление документов после выпуска товаров в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после дня регистрации декларации на товары. Необходимым условием получения разрешения таможенного органа является письменное обязательство декларанта представить необходимые документы и сведения в срок, определенный в разрешении таможенного органа. Отказ таможенного органа в выдаче названного разрешения должен быть мотивирован и может быть обжалован.

Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов. Допустимо представление электронных документов.

Порядок представления и использования электронных документов определен Соглашением между странами участницами таможенного союза "О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза".

Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств - членов Таможенного союза и на иностранных языках с правом требования перевода сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства - члена Таможенного союза.

В ст. 185 ТК установлены сроки подачи таможенной декларации. Стандартным правилом 3.23 Генерального приложения к Киотской конвенции предусмотрено, что установленные национальным законодательством сроки для подачи декларации на товары должны быть достаточными, чтобы позволить декларанту заполнить декларацию и получить требуемые подтверждающие документы.

Отступлением от общего правила являются и положения ТК ТС, предусматривающие первоочередной порядок таможенного оформления, а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов. В указанных случаях таможенный орган может осуществить выпуск товаров до подачи таможенной декларации при условии представления обязательства о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары (ст. 197 ТК ТС).

Согласно п. 1 ст. 336 ТК при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, декларирование осуществляется с последующей подачей таможенной декларации на помещение электрической энергии под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, соответственно, не позднее двадцатого числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической ее поставки.

Специальные сроки подачи таможенной декларации могут предусматриваться и нормами национального законодательства.

Так, статьей 194 ТК ТС предусмотрена возможность регулирования на национальном уровне положений об особенностях декларирования товаров.

В Российской Федерации Федеральным законом установлено, что применяются специальные сроки подачи таможенной декларации при подаче неполной декларации на товары, периодическом таможенном декларировании товаров, временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Таможенного союза, декларировании товара в несобранном или разобранном виде, декларировании товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода.

Стандартными правилами 3.6 и 3.7 Генерального приложения к Киотской конвенции установлено, что условия, при которых лицо имеет право выступать в качестве декларанта, определяются в национальном законодательстве и любое лицо, обладающее правом распоряжаться товарами, имеет право выступать в качестве декларанта. При этом в разъяснении Всемирной таможенной организации отмечено, что указанное Стандартное правило не должно пониматься как относящееся исключительно к собственнику товара, но толковаться в широком смысле и пониматься настолько широко, насколько это допускает национальное законодательство, с тем, чтобы в качестве декларанта могли выступать также третьи лица, действующие от имени собственников, включая получателей, перевозчиков, агентов и таможенных представителей.


.1 Понятие декларирования товаров для личного пользования

Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

Таможенному декларированию в письменной форме подлежат:

)товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;

)товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

)товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов Таможенного союза;

)транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;

)валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза;

)культурные ценности;

)товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;

)иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, иным сопровождающим его лицом либо представителем перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц - руководителем группы либо представителем перевозчика).

3.2 Понятие товаров не для личного пользования и их документальное сопровождение

При перемещении через таможенную границу гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших таможенное декларирование осуществляется путем подачи заявления в произвольной форме лицом, сопровождающим гроб с телом (останками) или урн с прахом (пеплом) умершего, с представлением документов, указанных в частях второй и третьей настоящего пункта.

При вывозе с таможенной территории Таможенного союза урн с прахом (пеплом) и гробов с телами (останками) умерших представляются следующие документы:

·свидетельство о смерти, выдаваемое отделами записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния в государствах - членах Таможенного союза, либо медицинское свидетельство о смерти, либо нотариально заверенные копии указанных документов;

·заключение в произвольной форме местных органов государственного санитарного надзора о возможности эксгумации в случае перезахоронения;

·акт (справка) в произвольной форме специализированной организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.

При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза урн с прахом (пеплом) и гробов с телами (останками) умерших представляются следующие документы:

·свидетельство о смерти, выданное уполномоченным учреждением страны отправления, либо медицинское свидетельство о смерти, либо копии этих документов;

·акт (справка) в произвольной форме организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.

.3 Представление документов при таможенном декларировании товаров

Подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся:

)документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетние);

)документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица;

)документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;

)транспортные (перевозочные) документы;

)документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов Таможенного союза;

) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;

) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;

) другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже, дополнительно к документам, представляется экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следовании через таможенную границу.

При непредставлении такой пассажирской таможенной декларации по причине ее утраты или по иным причинам, ввезенные в несопровождаемом багаже товары для личного пользования рассматриваются как ввезенные с превышением стоимостных, количественных и весовых норм ввоза товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, если физическое лицо не докажет обратное.

.4 Применение системы двойного коридора при таможенном декларировании товаров для личного пользования

В местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования, может применяться система двойного коридора.

Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций.

Требования, применяемые к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории, определяются решением Комиссии Таможенного союза.

Ввозимые физическими лицами товары в ручной клади и сопровождаемом багаже без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов декларируются путем прохождения по "Зеленному каналу" (конклюдентная форма декларирования), без заполнения пассажирской таможенной декларации.

Исключение составляют случаи обязательного письменного декларирования ввозимых товаров, в том числе не облагаемых ввозными таможенными платежами, предусмотренные законодательством. Например, ввоз физическими лицами культурных ценностей.

«Зелёный коридор». В отличие от красного коридора, он предусматривает упрощённое декларирование перемещаемых товаров, без заполнения таможенной декларации. Основной момент, на который следует обратить особое внимание при пересечении белой линии на входе в «зеленый коридор» - данное действие будет рассматриваться таможенными органами как заявление о том, что перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза товары не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, и свидетельствует о факте, имеющем юридическое значение.

«Красный коридор». Основным предназначением его является возможность декларирования физическими лицами перемещаемых ими товаров, на которые распространяется действие таможенного законодательства в части обязательного декларирования товаров в письменной форме. А также письменное декларирование товаров, которые не подпадают под данное ограничение, но по желанию физического лица могут быть задекларированы.

Порядок декларирования физическими лицами товаров в письменной форме. Декларированию в письменной форме подлежат следующие товары:

·Товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;

·Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного, не коммерческого использования. Исключением являются товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;

·Товары, ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Таможенного союза либо в случае превышения ими стоимости и/или количественных ограничений, устанавливаемых для перемещения товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов;

·Товары, на которые распространяется действие законодательства Таможенного союза в части ограничения их перемещения, кроме мер нетарифного и технического регулирования <#"justify">Перечень товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме. Обязательному письменному декларированию подлежат товары, перемещаемые в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже:

. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 1 500 евро и/или общий вес которых превышает 50 килограмм

. При единовременном ввозе на территорию Таможенного союза, наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США.

. Единовременный вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица. Суммы, превышающие указанный лимит, декларируются в письменном виде в обязательном порядке.

. При единовременном вывозе с территории ТС, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, за исключением случаев вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

5. Драгоценные металлы <#"justify">Таможенное декларирование - это заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры.

Таможенному декларированию подлежат товары:

− перемещаемые через таможенную границу;

− при изменении таможенного режима (например, таможенного режима временного ввоза на режим таможенного склада);

− являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

− являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

− являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенного режима уничтожения;

− незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

Таможенный Кодекс Таможенного Союза предусматривает следующие формы таможенного декларирования:

письменную;

электронную.

В качестве письменной таможенной декларации в подавляющем большинстве случаев при декларировании товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом используется грузовая таможенная декларация (ГТД).

Электронная форма декларирования применяется в соответствии с приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме".

Порядок заполнения ГТД установлен приказом ФТС России от 11 августа 2006 г. № 762.

Новый таможенный кодекс предусматривает большое количество вариаций декларирования, которые могут быть удобны для участников внешней торговли. Например, возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации.

Введение различных форм декларирования имеет своей целью сокращение сроков таможенного оформления товаров, возможность выбора таможенными органами еще до поступления товара трех форм таможенного контроля, которые необходимы и достаточны в каждом конкретном случае.

Внедрение новых форм декларирования (электронной), а также совершенствование таможенного законодательства в области таможенного декларирования товаров и транспортных средств позволяет намного повысить его эффективность, а значить повысить оперативность и качество таможенного оформления и таможенного контроля, как основных инструментов реализации таможенной политики РФ.

Рассмотренные основные нововведения в правовом регулировании института таможенного декларирования затрагивают как интересы лиц, перемещающих товары, так и таможенных органов. С одной стороны, новые положения призваны обеспечить ускоренный порядок таможенного декларирования, что выгодно как предпринимателям, так и таможенным органам в связи с существенным снижением временных затрат на прохождение и проведение таможенных формальностей. В то же время недостаточность правового регулирования в силу большого количества отсылочных норм в ТК затрудняет изучение и применение прогрессивных положений ТК всеми участников таможенных правоотношений. Более того, определение порядка осуществления основных таможенных операций на уровне государств - членов Таможенного союза может внести еще больше неясностей в силу отсутствия единообразия правового регулирования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

.Нормативные правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445

2.Таможенный кодекс Таможенного союза 2 июня 2010 г. Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ (с изменениями от 16 апреля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. № 50 ст. 6615.

3.Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 48 ст. 6252

2.Международные правовые акты

1.Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями <#"justify">3.Международная конвенция об упрощении гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола от 26 июня 1999 года.

4.Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 сентября 2010 года "О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза".

5.Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 "Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях" <#"justify">6.Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

7.Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».

8.Решения: решение Комиссии от 18 июня 2010 года № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации»

9.Решение Комиссии Таможенного союза от 17августа 2010 N 438 "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита" <#"justify">10.Решением Комиссии от 17 августа 2010 года № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».

11.Решение Комиссии от 20 сентября 2010 года № 377 «Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений».

12.Решением Комиссии от 20 сентября 2010 года № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций».

.Решение Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 421 (с изменениями от 19.05.2011 ) "О структуре и форматах электронных копий таможенных деклараций"

.Решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 № 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа"

3.Подзаконные нормативные акты

1.Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2009 г. № 955 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора о Таможенном кодексе таможенного союза" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 48 ст. 5835

2.Приказ ФТС РФ от 25.07.2007 N 895 (ред. от 14.01.2010) "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА" (вместе с "Таможенной конвенцией о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров", "Конвенцией о временном ввозе" (заключенной в Стамбуле 26.06.1990)) <#"justify">4.Литература

1.Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. - Проспект - 2009

2.Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.

3.Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.

4.Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах: Учебное пособие, М. 2003г.

5.Драганов В.Г., Рассолов М.М. Таможенное право общ. и особ. ч. - М.:ЮНИТИ - 2009.

.Зрячкин А.М. Таможенное право в системе российского права. - Саратов, 2000.

7.Международное частное право. / Под редакцией Н.И. Марышевой.

.Рассолов М.М.Таможенное право: Уч. для вузов / - 3 изд., пер. и доп. - ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

.Свинухов В.Г. Правовое обеспечение таможенного оформления // Право и экономика. 2005. N 9.

10.Таможенное право. Конспект лекций / Гапонов А.В. - М. - 2009.

11.Таможенное право: учебник /Под ред. М.М. Рассолова, Эриашвили - 3 изд., пер. и доп. - ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

12.Толковый словарь таможенного права / Под редакцией А.Н. Козырина. - М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2006.

.Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. - 3-e изд., перераб. - М.: Зерцало-М, 2006.

14.Халипов С.В. Таможенное право: учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

15.Чухвичев Д.В.Таможенное право: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

Похожие работы на - Таможенное декларирование товаров: нормативно-правовой и практический аспекты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!