Сущность и функции права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,91 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и функции права














Курсовая работа

Сущность и функции права

Введение

Общество как сложная система определенных отношений граждан и их ассоциаций, отражающая многогранные интересы индивидов, может успешно функционировать только на основе соответствующих правил (социальных норм), призванных регулировать жизнь общества. Регулирования общественных отношений присуще уже родовому обществу, хотя оно происходило преимущественно на основе обычаев и разнообразных табу. Формирование первоначальных государственных образований обусловило необходимость государственно-властного регулирования общественных отношений с помощью права. Такое регулирование сначала сводилось, в основном, к санкционированию обычаев (обычного права), использование с этой целью религиозных норм, которые признавались как общеобязательные. Со временем происходит утверждение социальных норм, которые фиксируют лучшие образцы поведения и соответствующие результаты жизнедеятельности людей.

Понятие «право» является одним из сложных вопросов в юриспруденции. Право как социальный феномен и регулятор общественных отношений появляется еще до государства. Поэтому термин «право» ассоциируется со словами «правда», «справедливость». И такое совпадение не случайно, поскольку основой права являются общечеловеческие идеи и ценности справедливости, гуманизма, равенства, свободы.

Право в широком смысле слова представляет собой порядок в обществе, основанный на этих общечеловеческих идеях и ценностях, обеспечиваемый сознанием человека и принудительной силой государства.

С появлением государства право обрело новую характеристику, и стало выражаться в виде писанных норм, обеспеченных силой государства.

Понятие «право» используется в общественно-политической литературе в нескольких аспектах:

для характеристики совокупности норм, с помощью которых осуществляется регуляция общественных отношений;

для определения возможностей, которые имеет социальный субъект;

для оценки действительности, достоверности определенных социальных явлений и т.п.

Тема данной работы является актуальной по следующим причинам.

Системный подход к исследованию процессов и явлений образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного стиля нового научного мышления.

Анализ функций права как единой целостной системы позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций. В реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому ни одна из них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе.

Предметом исследования выступает непосредственно право, объектом исследования - сущность права и функции права.

Целью данной работы является теоретическое изучение вопроса сущности и функций права.

Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

изучить понятие права в современной юридической науке, рассмотреть понятие сущности права:

раскрыть понятие функций права, изучить их классификацию.

Данная отрасль знания отражена в многочисленной литературе, рассмотрена и представлена во многих работах исследователей и ученых. Можно назвать работы С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, А.И. Коваленко, С.А. Комарова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, Л. Петражицкого, Т.Н. Радько, Л.И. Спиридонова.

В работе используется Конституция Российской Федерации[1], а также литература по изучаемой теме.

1. Понятие и сущность права

право юридический общество

1.1 Понятие права в современной юридической науке

Право является продуктом развития общества. Оно выступает как регулятор общественных отношений и без этого существование цивилизованного общества невозможно.

Существует несколько наиболее важных теорий права: теория естественного права, историческая школа права, юридический позитивизм, нормативизм, социологическая теория права, психологическая теория права и марксистско-ленинская теория права, но не смотря на противоположность научных представлений о праве, существующие учения имеют ряд общих положений о праве:

право - это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества, а не отдельным классам;

право частной собственности является основой всех прав человека;

право - это мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Право как сложное общественное явление в современной юридической науке используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязанию людей, например право человека на жизнь. Эти притязания обусловлены природой человека и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Этот смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право» и т.п.

В-третьих, этим термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает организация, юридическое или физическое лицо (право человека на труд, отдых, охрану здоровья, для организаций - право на деятельность в определенной сфере жизни и т.д.). В этих случаях о праве говорится в субъективном смысле, как о праве, которое принадлежит отдельному лицу - субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д. [2].

В-пятых, термином «право» обозначают установленные государством нормы, различные возможности людей (например, право на жизнь, право на образование, право старшинства) и некоторые другие явления. Поэтому говоря о понятии права, нужно прежде всего исходить из смыслового значения термина «право» и различать в связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле.

Право в общесоциальном смысле - это признаваемая в обществе, социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по своей сути является естественным правом. Оно возникает само по себе, естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой жизнью, вытекающее из общественных потребностей.

Сформировавшись в системе общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством [2].

Право в юридическом смысле - это установленные или санкционированные государством, государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом смысле - это и есть то, что представители естественно-правовой, психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.

Позитивное право не тождественно естественному праву. Во-первых, они не совпадают, поскольку естественное право может закрепляться не только в нормах позитивного права, но и в других социальных нормах. Во-вторых, та свобода, возможность поведения, которая закреплена в нормах позитивного права, не всегда есть социально оправданная свобода или возможность. Не нужно забывать, что нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством. Государство же закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства - это не обязательно интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А такая свобода не равнозначна естественному праву.

Для юридической науки и особенно для юридической практики законы, установленные государством, т.е. позитивное право, есть право, право в юридическом смысле. Именно это право официально действует в обществе и именно оно изучается юридической наукой и применяется на практике.

Таким образом, право в юридическом смысле - это прежде всего нормы, установленные или санкционированные государством. В таком качестве право обладает рядом признаков, которые позволяют охарактеризовать его и составить о нём определенное представление. Поскольку любое понятие отражает предметы и явления в их существенных признаках, для характеристики понятия права можно сформулировать признаки права, то есть те существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм. К ним относятся: нормативность, социальность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственно-волевой характер, процедурность, неперсонифицированность, институциональность, объективность, гарантированность (приложение А). Таким образом, определение общего понятия права (правового закона, т.е. позитивного права, соответствующего объективным требованиям права) можно сформулировать так: право - это соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения [3].

1.2 Сущность права

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.Ж. Руссо - общая воля, Р. Иеринга - защищенный интерес, Л. Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.

Многозначность определений права, неутихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно поэтому, поправляя И. Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще» [3]

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые заключаются в следующем:

) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам [4].

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника - формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать, иллюзию того, что субъективное право - «дар» государства, законодателя, благо, отпущенное сверху. Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным.

Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведением естественного права в закон [5].

Принципиальный подход к познанию сущности предметов и явлений сформулирован марксизмом-ленинизмом. Он состоит прежде всего в утверждении, что явления и их сущность никогда не совпадают, хотя сущность всегда так или иначе проявляется и потому может быть выяснена. В.И. Ленин писал и о том, что «мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь условными гранями, но и сущности вещей также». Одновременно В.И. Ленин подчеркивает, что сущность и закон понятия однопорядковые, что явления лежат на поверхности, более изменчивы, не так «плотно» держатся, несущественное «не так «крепко сидит», как «сущность»» [6].

Известно, что сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе [7].

При рассмотрении сущности права можно выделить следующие подходы к изучению сущности права: классовый и общесоциальный.

В рамках классового подхода право определяется как система гарантированных государством юридических нор, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

Общесоциальный подход рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду с основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал [7].

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория «ценность права», под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности.

Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством:

регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);

защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);

обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);

решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);

определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);

утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.

Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков: право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи и свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества [8].


2. Функции права: понятие и их классификация

.1 Понятие функций права

В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права.

Почти вековой опыт активного исследования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права - в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им определенной направленности, стабильности, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества. Другие ученые полагают, что функции права - это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения [9].

Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что в конечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Последнее связано с тем, что как социальное назначение, так и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понимании функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.

В этой связи следует акцентировать внимание на нецелесообразности отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия социальному назначению права и наоборот.

Понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот - это реализация его социального назначения [10].

Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответствующей его социально роли - закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений [10].

Направление воздействия - наиболее существенный компонент функции права, оно является своего рода ответом права на потребности общественного развития, результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право. Раскрывая понятие «функция права», следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».

Правовое воздействие - это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей (информационное и ценностно-ориентационное влияние права).

Правовое регулирование - это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений и др.) упорядочение общественных отношений. Оно является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.

Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие «функция права» охватывает оба названных вида воздействия [11].

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Таким образом, под понятием «функции права» следует понимать основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления [11].

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;

функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить другими регуляторами;

постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность и длительность ее действия. О постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления. Они изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики;

содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-правовой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;

функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов [12].

В юридической литературе кроме термина «функции права» иногда употребляют термин «функционирование права». Оба этих понятия очень близки, но не совпадающие.

Функционирование права - это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

2.2 Классификация функций права

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Система функций права непосредственно связана с системой права. Профессор Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права:

общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права;

отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права;

межотраслевые (присущи двум и более отраслям права, например, охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права);

правовых институтов (свойственные конкретному институту права);

нормы права или отдельных норм (свойственные конкретному виду норм права)[13].

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права - это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права (Приложение Б).

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Общесоциальные функции, в свою очередь, можно разделить на основные и неосновные социальные функции.

Основные социальные функции:

) Экономическая (упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.). Как одна из важнейших социальных функций имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. На основе правовых норм возникали урегулированные правом экономические отношения. Важнейшей формой таких отношений был и остается договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они определяют условия наступления тех или иных правовых последствий.

Из договора чаще всего вытекают и определенные санкции для стороны, не выполняющей свои обязанности. Кроме того, правовые санкции устанавливаются за совершение в сфере экономики умышленных преступлений (мошенничество, вымогательство, хищение, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и др.).

Таким образом, экономическая функция права осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики[14].

) Политическая функция - состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т.д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

) Идеологическая (воспитательная) функция - выражается в формировании у участников общественных правоотношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм. Представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных групп и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан[14].

Неосновные социальные функции:

) Экологическая функция. Основными объектами данной функции являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.

В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.

Появление экологической функции связано с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из проблем его существования[15].

Следует отметить, что Конституция Российской Федерации (статья 42) закрепила в качестве основного конституционного права граждан России их право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением[1].

) Функция регулирования социальных отношений и обеспечение социальных прав (социальная функция в узком смысле этого слова). Вполне возможно обозначить понятием «социальная» самостоятельную сферу, употребляя его в узком смысле, когда имеются в виду пенсионные и семейные отношения, бытовое, медицинское обслуживание, система социальных льгот, досуг и т.д. Таким образом, важнейшими объектами социальной функции права являются трудовые, пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры, закрепление льгот для различных слоев населения[16].

Так, статья 41 Конституции Российской Федерации предоставляет право каждому гражданину на медицинскую помощь, развитие физической культуры и спорта; статья 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Статья 44 Конституции РФ обязывает граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Из приведенных (и других) положений усматривается, что Конституция Российской Федерации весьма широко охватывает социальную сферу, закрепляет и регулирует важные стороны социальной и культурной деятельности людей[1].

В развитии конституционных положений отраслевое законодательство конкретизирует и расширяет возможности граждан пользоваться социальными благами, избирать вид трудовой деятельности, получать образование, медицинскую помощь, пенсию, выбирая наиболее удовлетворяющий их вариант, вид и форму.

) Информационная функция права. Право - это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести определенные сведения до всех субъектов права. Правовая информация - это властная информация, посредством ее выражается (и соответственно формулируется) определенное мировоззрение. Информационная функция является в известной мере подфункцией, элементом идеологической (воспитательной) функции. Информационная способность права является одним из существенных факторов, позволяющих относить его к элементам духовной культуры общества. Разумеется, право в первую очередь возникает не как информатор, а как регулятор общественных отношений. У государства и общества достаточно много каналов, посредством которых осуществляется информирование субъектов права. Но, возникнув как регулятор общественных отношений, право одновременно начинает выполнять роль информатора их субъектов. Законодатель, концентрируя определенную жизненную информацию, через правовые предписания доводит ее до участников регулируемых общественных отношений. Таким образом, не имея изначальной предназначенности выполнять информационную функцию, право объективно, наряду со своими чисто юридическими задачами, приобретает и информационные качества[17].

Например, трудно переоценить информацию, содержащуюся в Конституции РФ: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (статья 1); столицей Российской Федерации является город Москва (статья 70); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (статья 4) и т.д.[1].

Благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и управления, что правомерно и что запрещено, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка. Нормы уголовного права, например, информируют граждан об охраняемых уголовным законом материальных и духовных ценностях, последствиях нарушения установленных запретов. Нормы трудового права - о правах и обязанностях руководителя и работника и т.д.[18].

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то основные собственно юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи. Основные собственно юридические функции права делятся на регулятивную и охранительную.

В системе функций права главенствующее (определяющее) место занимает регулятивная функция: выражение права в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществление права в общих или конкретных правоотношениях, определение компетенции государственных органов и юридических лиц, установление правового статуса, правосубъектность граждан - во всех этих формах проявляется основное назначение права - регулировать общественные отношения.

Особенности этой функции заключается прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую [19].

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтахполитических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).

Регулятивная динамическая функциявыражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.

Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;

закрепление и изменение правового статуса граждан;

определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

установление правового статуса юридических лиц;

определение (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;

установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям[19].

С учетом сказанного, регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей насубъектов права.

Другая собственно-юридическая функция права - охранительная.

Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Таким образом, можно сказать, что право охраняет общепризнанные, фундаментальные общественные отношения и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. На это следует обратить внимание, так как ряд ученых полагают, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращение нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них - негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.

Рассматривая систему функций права, следует учитывать, что она не является раз и навсегда данной и неизменной. Как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права - правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции [20].

Заключение

Сущность права рассматривается как мера свободы. Человек свободен в рамках своих прав в своих действиях, а общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.

Правовые идеи и политические решения, воплощенные в соответствующие законодательные акты, становятся правовыми нормами после апробации и реализации их в деятельности и поведении граждан, приобретения ими доминирующих тенденций в общественной жизни.

Важность права проявляется и в том, что оно, с одной стороны, определяет сферу властных полномочий, а с другой - регламентирует пределы неподвластности социальных субъектов, обеспечивает сферу их свободы и независимости от власти, возможность саморегулирования общественных отношений.

Право регулирует и регламентирует важнейшие общественные отношения, которые имеют большое значение для государства, объединения людей и отдельных лиц. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью таких средств, как разрешение, обязательства и запрет, они дают наибольший эффект при условии их тесной взаимосвязи. С помощью этих средств развитие общественных отношений направляется в направлениях, определенных правовыми нормами.

Процесс правового регулирования общественных отношений является сложным социальным явлением, на которое влияет множество различных факторов. Здесь важными являются объективные условия жизнедеятельности граждан, совершенство законодательных актов, уровень политической и правовой культуры общества и т.д.

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) / Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации #"justify">2 Комаров, С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юрайт, 1998. - 416 с.

Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие / 1 И.В. Григорьева. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 304 с.

Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: Учебник / М.:Юристъ, 2004. - 512 с.

Алексеев, С.С. Общая теория права. Курс в 2 т. Том 1 - М., 1994.

Общая теория права и государства / под ред. д.ю.н., проф. В.В. Лазарева. / изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

Явич, Л.С. Общая теория права. / Л.С. Явич - Л.: изд-во ЛГУ, 1976.

Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 552 с.

Теория государства и права: конспект лекций / Шевчук Д.А. - Эксмо, 2009. - 299 с.

Общая теория государства и права: С.А. Комаров - Москва, Юридический институт, 2001 г. - 352 с.

Основы государства и права (+ электронный учебник): Под редакцией А.В. Малько - Москва, КноРус, 2010 г. - 336 с.

Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2: М.Н. Марченко - Москва, Проспект, 2015 г. - 644 с.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Юриспруденция, 2000.

. Хрестоматия по теории государства и права: Т.Н. Радько - Москва, Проспект, 2015 г. - 718 с.

Теория права и государства: учебник для вузов. / Под ред. С.С. Алексеева. - М., 2008.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2008.

. Теория государства и права в вопросах и ответах: А.В. Селянин - Москва, Феникс, 2014 г. - 208 с.

. Теория государства и права: М.И. Абдулаев - Москва, Санкт-Петербург, Издатель, 2010 г. - 468 с.

. Теория государства и права. Учебник для бакалавров: М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина - Санкт-Петербург, Проспект, 2015 г. - 432 с.

Проблемы теории государства и права. Учебник: Т.Н. Радько - Москва, Проспект, 2015 г. - 608 с.

. Теория государства и права. Учебник и практикум: Протасов В.Н. - Москва, ЛКИ, 2015 г. - 487 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!