Изучение и анализ потребности в товаре (на примере ОАО 'Разгуляй')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    234,39 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение и анализ потребности в товаре (на примере ОАО 'Разгуляй')

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический

университет»

(КубГТУ)

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра маркетинга и управления предприятием







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

на тему: «Изучение и анализ потребности в товаре» (на примере ОАО «Разгуляй»)

Выполнил студент группы 14б-ДМэ-1

Грищенко Илья Александрович





Краснодар

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

(КубГТУ)

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра маркетинга и управления предприятием

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой МиУП,

проф. ________ М.Б. Щепакин

указание № 03 от 21.10.2015 г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы

студенту Грищенко Илье Александовичу

факультета ДДО МИППС

направление 080200.62 - Менеджмент

Тема курсовой работы: «Изучение и анализ потребности в товаре» (на примере ОАО «Разгуляй»)

Объем работы: 53 с.

Рекомендованная литература: 1. Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия. Теория и практика: учеб. пособие для ВУЗов / Т.Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2013. - 536 с.; 2. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. - 2-е изд. - М.: Изд-во «Финпресс», 2014. - 687 с. 3. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2012. - 488 с.

Срок выполнения с 02.09.15 по 22.12.15 г.

Дата выдачи задания 02.09.15 г.

Дата сдачи работы на кафедру 24.12. 2015 г

Руководитель курсовой работы, профессор   М.Б. Щепакин

Задание принял студент                                             И.А. Грищенко

Реферат

Курсовая работа 53 с., 13 рис., 2 табл., 15 источников

ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ, КАЧЕСТВО, ЦЕННОСТЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ, РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА, АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРЕ, ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРЕ, РАСЧЕТ ЗАТРАТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Тема: «Изучение и анализ потребности в товаре» (на примере ОАО «Разгуляй»).

Объект: ОАО «Разгуляй»

Цель: выявить потребности в товаре и разработка мероприятий по по удовлетворению потребности в товаре предприятия ОАО «Разгуляй».

Рассмотрены факторы удовлетворения потребителя, понятия качество, ценность. Дана краткая характеристика предприятия, потребительского рынка, рассмотрены и проанализированы основные экономические показатели. Проведен анализ маркетинговой деятельности компании. Рассмотрены тенденции развития рынка по Краснодарскому краю. Разработаны мероприятия по удовлетворению потребности в товаре предприятия и рассчитаны затраты на разработанные мероприятия для ОАО «Разгуляй».

Рассчитан экономический эффект от введения инноваций в деятельность компании ОАО «Разгуляй», экономический эффект составил 3608 тыс. руб.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические аспекты анализа потребности в товаре

.1 Основные факторы удовлетворения потребителя

.2 Определение потребности в товаре

.3 Потребность в товаре

. Анализ товарной деятельности предприятия

.1 Общие сведения о компании

.2 Анализ основных экономических показателей компании за 2014 г.

.3 Оценка емкости и доли рынка для фирмы

.4 Анализ основных тенденций развития рынка сельхозпродукции

.5 Анализ потребности в сельхозпродукции

. Разработка мероприятий по совершенствованию продукции

.1 Описание и обоснование предложенных решений

.2 Таблица 3.1 - Смета, средства, которые необходимо закладывать в новый ассортимент товаров

.3 Оценка экономической эффективности от реализации предложений

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Введение


Анализ потребности в товаре фирмы ОАО «Разгуляй», рассмотренная в этой работе произведена для того, чтобы выяснить место товаров фирмы ОАО «Разгуляй» в экономике и разработать мероприятия, для улучшения деятельности фирмы на рынке сельскохозяйственных товаров. Мероприятия направлены на увеличение известности агрохолдинга и изменение имиджа за счет изменения упаковки. Планируется, что данные решения помогут увеличить объемы продаж и выйти на количественно новый уровень.

Курсовая работа посвящена увеличению потребности в товаре ОАО «Разгуляй».

Предметом курсовой работы является анализ потребности в товаре фирмы ОАО «Разгуляй».

Цель - разработка мероприятий по совершенствованию товара предприятия ОАО «Разгуляй».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

оценить емкость и доли рынка для фирмы;

проанализировать основные тенденции развития рынка сельхозпродукции;

проанализировать основные экономических показателей компании за 2014 г.;

проанализировать потребности в сельхозпродукции.



1. Теоретические аспекты анализа потребности в товаре


1.1 Основные факторы удовлетворения потребителя


Для того, чтобы грамотно формировать и развивать потребительский спрос, основанный в первую очередь, на потребностях населения, необходимо подробно изучить факторы, методы и средства формирования данных потребностей.

Понятие «формирование потребностей» населения рассматривается в двух аспектах:

как объективный процесс формирования потребностей. Это условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения;

как целенаправленное воздействие общества и государства на процессы развития потребностей (методы, инструменты и средства формирования потребностей).

Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают:

общие закономерности формирования потребностей. Данные закономерности присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, (например: рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствование);

специфические закономерности формирования потребностей. Это отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.

В зависимости от воли и сознания индивида факторы формирования потребностей подразделяют на:

объективные;

субъективные.

К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. Из всего многообразия существующих классификаций можно выделить основные виды данных факторов формирования потребностей:

экономические;

социальные;

демографические;

национально-культурные;

физиологические;

политические;

географические.

Экономические факторы формирования и удовлетворения потребностей обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения, отношениями собственности, их вещественным содержанием. К данной группе факторов относятся: производство, накопление, распределение и перераспределение благ; собственность на средства производства; сосредоточение земли, капитала и рабочей силы у различных категорий населения. Классовая имущественное расслоение общества на собственников земли, рабочей силы и капитала повлекло дифференциацию уровня благосостояния людей. Каждая из категорий собственников имеет различные доходы, разный уровень удовлетворения неодинаковых по своей структуре потребностей, формирование которых определяется их положением в обществе, прежде всего в отношении средств производства. Денежные доходы являются существенным фактором, влияющим на потребности людей. Для богатых людей более существенными являются потребности в самоутверждении, а для бедных - экономические потребности. Богатые люди предпочтение отдают качеству, престижности, эстетическим свойствам товаров, а бедные - цене и надежности товаров [1].

Экономические факторы влияют на уровень инфляции, уровень и соотношение цен, размер и прирост сбережений, уровень занятости или безработицы и т.д.

В группе экономических факторов можно выделить:

торгово-экономические (емкость и насыщенность рынка, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость (субституция), процесс морального старения товаров, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама);

инфраструктурные факторы (развитие сети предприятий сферы сервиса, методы и формы торговли и т.д.);

производственные (объем, структура и ассортимент производства товаров, качество и уровень конкурентоспособности товара, проявления научно-технического прогресса, политика импортирования, доля нетоварного потребления, уровень научно-технического прогресса) и т.д. [2, с. 320].

К социальным факторам формирования потребностей относятся: распределение населения по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ жизни, уровень образования и профессиональная принадлежность и т.д.

Все факторы формирования потребностей взаимодействуют между собой и образуют взаимосвязанные группы. Например пенсионное и социальное обеспечение относится к социально-экономическим факторам.

Существенное влияние на структуру потребностей оказывают демографические факторы. К ним относятся: численность и половозрастная структура населения, размер, состав и жизненный цикл семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений и т.д. Потребности женщин несколько отличаются от потребностей мужчин. У женщин более развит вкус, они более требовательны к товару, у них более выражены потребности в экономии средств. С возрастом у людей менее выражена потребность в модных изделиях, более выражены материальные потребности, например, приобретение удобных изделий.

Некоторые авторы в рамках демографических факторов рассматривают национальность, расу, гражданство. Однако, большинство ученых рассматривают национально-культурные факторы как отдельную группу факторов, определяющих специфику потребительской корзины населения. Национальный состав населения, исторически сложившиеся обычаи и система моральных ценностей, образ жизни, религиозные традиции, господствующее мировоззрение и стереотипы, потребительская культура, отношение к моде проявляются в структуре потребностей тех или иных национально-этнических групп.

Физиологические факторы - это естественные (физические) свойства человека, обусловленные его биологической природой и определяющие естественные границы потребления и потребительские привычки. К ним относятся характеристики физического состояния, антропологические особенности и т.д.

Политические факторы обусловлены существующими социальными и политическими системами, демократическими преобразованиями, наличием социальных институтов по защите прав потребителей и выравниванию уровней благосостояния членов общества и т.д. Данные факторы значительно влияют на «общественный выбор» (насильственным или ненасильственных путем).

Географические факторы, в первую очередь, связаны с природно-климатической средой проживания. Климатические условия, запасы природных ископаемых, энергетических ресурсов, плодородие земельных угодий и т.д. в значительной мере определяют группы потребностей жителей тех или иных географических регионов. Так, природно-климатические условия России требуют значительно больших затрат электроэнергии для поддержания жизнеобеспечения населения и реального сектора экономики, соответственно потребности в электроэнергии будут больше, чем во многих других странах, расположенных в других климатических зонах [3, с. 147].

Рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей - это средства формирования потребностей. К ним относятся:

воспитательно-пропагандистская деятельность;

рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге.

Для руководства предприятия очень важно осознать различные способы, которыми качество товаров или услуг может воздействовать на организацию, и учитывать их при разработке и выполнении программы по гарантии качества. Приведем некоторые из основных видов воздействия качества на организацию:

полное разорение предприятия;

обязательства;

производительность;

затраты и цены.

Слабые проекты или дефектные товары и услуги могут привести к потере бизнеса. Отсутствие должного внимания к качеству может нанести ущерб имиджу коммерческой организации и привести к уменьшению ее доли на рынке, или же оно может привести к усиленной критике и/или контролю за деятельностью правительственного учреждения или некоммерческой организации.

Разрушительные последствия для самих основ организации - это реакция потребителя, который получает дефектный или не удовлетворяющий его товар или услугу. Недавние исследования показали, что удовлетворенный потребитель мало кому расскажет о своем удачном опыте, а вот неудовлетворенный расскажет в среднем 19 другим. [4, с. 88].

Доступность - это наличие запасов там, где они нужны потребителям. Доступность запасов обеспечивается множеством разных способов. Наиболее распространенная практика сводится к накоплению запасов в ожидании заказов от клиентов. Определение надлежащего количества и местоположения складов, а также политики складского хранения запасов - одна из основных задач при проектировании логистической системы10. Обычно планирование запасов опирается на прогноз потребностей в них и может предусматривать различные стратегии для отдельных видов товаров - в зависимости от их относительной популярности на рынке, относительной значимости для всего производственного процесса, прибыльности и рыночной стоимости. Запасы можно подразделить на две категории: (1) текущие (базовые) запасы, формируемые исходя из прогнозных потребностей и обеспечивающие доступность продуктов и услуг для потребителей; (2) страховые (буферные) запасы, предназначенные для покрытия спроса, превышающего прогнозный, и для приспособления к неожиданным колебаниям хозяйственных условий.

Кроме того, показатели насыщения спроса можно использовать для дифференциации уровней сервиса по отдельным продуктам. Вернувшись к нашему предыдущему примеру, допустим, что обязательно требуются все 50 единиц продукта; тогда насыщение спроса на 94% будет означать недовыполнение заказа и, вероятно, вызовет недовольство клиента. Если же основная часть из этих 50 единиц представлена продуктами, пользующимися относительно вялым спросом, норма насыщения 94% окажется вполне удовлетворительной. Возможно, потребитель согласится на отсрочку части поставки или даже пойдет на уменьшение размера заказа. Таким образом, компании могут вычленить те продукты, которые имеют наибольшее значение и норма насыщения спроса на которые должна быть выше. Стратегии, учитывающие норму насыщения спроса, позволяют оправдывать ожидания потребителей [5, с. 215].

Оба показателя - и вероятность дефицита, и норма насыщения спроса - зависят от принятой практики размещения заказов. Скажем, если для пополнения запасов фирма часто заказывает небольшие партии товаров, вероятность дефицита возрастает вследствие возможной неравномерности поставок. Иными словами, каждому заказу сопутствует равный шанс задержки с доставкой. Следовательно, чем больше число заказов, от которых зависят страховые запасы, тем чаще будет возникать нехватка. С другой стороны, если фирма пополняет запасы, делая меньше, но более крупных заказов, то вероятность дефицита снижается, а ожидаемая норма насыщения спроса растет. Показатели вероятности дефицита и насыщения спроса находятся между собой в обратном соотношении и зависят от размера заказа.

Полнота охвата заказами. Полнота охвата заказами показывает, как часто складывается ситуация, когда все запасы фирмы заказаны потребителями. Это наиболее строгий критерий доступности, ибо предполагает, что полная доступность всех запасов является стандартом приемлемой деятельности. Полнота охвата заказами определяет потенциальную частоту, с которой потребители могут получить совершенный заказ при безупречном исполнении всех остальных функций.

Все эти три критерия доступности в комплексе показывают, в какой мере стратегия управления запасами фирмы отвечает ожиданиям потребителей. Кроме того, они позволяют судить, соответствует ли степень доступности принятому фирмой базовому уровню сервиса.

Гибкость. Гибкость операций означает способность компании удовлетворять исключительные запросы потребителей. Компетентность фирмы в логистике непосредственно связана с тем, насколько успешно она справляется с неожиданными обстоятельствами. Вот типичные ситуации, требующие гибкости: модификации в базовом комплексе логистических услуг, такие как разовые изменения условий поставки; поддержка уникальных планов продаж и маркетинга; внедрение нового продукта; завершение жизненного цикла продукта; сбои в поставках; отзыв продукта (изъятие из обращения); приспособление уровня сервиса к конкретным рынкам или потребителям; затрагивающие логистику модификации продукта, такие как изменения в ценообразовании, ассортименте или упаковке. Результативность и эффективность логистики во многом зависит от того, в какой мере она обладает свойством гибкости. Как правило, общая компетентность фирмы в логистике предопределяется ее способностью “играть на новом поле”, когда это нужно для удовлетворения запросов ключевых потребителей. Вспомогательная рубрика, описывающая пример с компанией Picker International, хорошо иллюстрирует, что такое гибкость логистики [6, с. 118].

Ключевым фактором качества логистики служит система оценки результатов. Конечно, потребителям важнее всего доступность запасов и функциональность логистики. Однако высокий уровень сервиса достижим только при условии точной и объективной оценки достижений и неудач. Такая оценка качества зависит от трех составляющих: избранных показателей оценки (переменных параметров), единиц измерения и оценочной базы.

 

1.2 Определение потребности в товаре


Необходимость определения потребности в товарах

Потребность является исходным и главенствующим понятием рынка. Она представляет собой особую движущую силу, выражающую объективный характер бытия человека и обуславливающую необходимость потребления определенных благ. Под потребностью понимается желание или необходимость обладать (пользоваться) данным товаром (услугой), нужным для самого воспроизводства жизни (в производственной сфере - обеспечения производственного цикла) и поддержания определенного уровня жизни. По тому, в какой степени насыщаются потребности общества в целом, отдельных групп потребителей и каждого человека, можно судить об уровне развития экономики, о ее соответствии природе и запросам людей ее структуре и приоритетных направлениях развития.

Своевременное и точное выявление потребности в товарах (как продовольственных, так и непродовольственных) служит существенной предпосылкой для закупок требуемых товаров и предоставления их на потребительском рынке в необходимых количествах. Если потребность в товарах оценена слишком высоко, то вследствие этого возникают излишки товара, которые приведут к ненужным повышенным издержкам. Если она определена слишком низко, это вызывает перебои в обеспечении потребителей товарами и неудовлетворение покупательского спроса. Покупатели в таком случае могут обратиться к конкурентам, снизится оборот и потеряется некоторая доля рынка. Дня бесперебойной продажи и гарантированного товарооборота коммерсант должен обеспечить широкое предложение товаров в нужном количестве.

Потребность в товаре - это обоснованный расчет объема и ассортимента конкретных видов товаров, необходимых для максимального удовлетворения спроса обслуживаемого населения.

Коммерсант должен знать, что целью определения потребности в товарах является предоставление покупателям необходимых товаров в нужном количестве, нужного качества и в нужное время. А это, в свою очередь, позволит торговой фирме успешно функционировать на потребительском рынке, реализовывать товары и получать прибыль через удовлетворение покупательского спроса.

Основная информация для расчета количества товара, необходимого для удовлетворения спроса обслуживаемого населения

При определении количества товаров коммерсант должен иметь следующую информацию:

о спросе и конъюнктуре рынка, включающую анализ спроса и предложения на рынке и его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности, степени и условий рыночной конкуренции;

об объемах и структуре производства и предложения;

о потребителе и его запросах (численность обслуживаемого населения, его половозрастной и социальный состав, образование, денежные доходы и распределение их между отдельными группами населения, покупательная способность, образовавшиеся сегменты потребителей, а также покупательский спрос в пределах каждого сегмента и т. д.);

о рациональных и физиологических нормах потребления;

о степени обеспеченности обслуживаемого населения отдельными товарами (в частности, товарами длительного пользования);

о товаре (потребительские свойства товаров, технические характеристики, конкурентоспособные свойства, жизненный цикл товаров и т. д.);

о конкурентах (объем и структура предлагаемых товаров, положение на рынке и доля в объеме продаж данных товаров на рынке, свойства и цена этих товаров, имидж фирмы, практика деятельности на рынке и т. д.);

о торговой деятельности своей фирмы и ее возможностях на данном этапе (динамика и структура товарооборота и товарных запасов за несколько лет, финансовые возможности, наличие складских и торговых площадей, кадровый потенциал и его профессиональный уровень и т. д.).

Определение источников информации, требуемой для расчета количества товаров.

Если необходима информация, характеризующая рынок, на котором действует коммерсант, то следует использовать внешние источники информации. Если требуется информация о состоянии дел внутри фирмы, то следует использовать внутренние источники информации.

Источниками внешней информации являются:

данные государственной статистики о производстве и продаже потребительских товаров;

нормы и нормативы потребления;

материалы, опубликованные в периодической печати и характеризующие потребительский рынок республики и отдельных регионов;

консультации, полученные у специалистов по маркетингу и маркетинговых служб, а также специальных организаций, проводящих рыночные исследования и анализирующих конъюнктуру рынка;

данные о товарных запасах и товарооборачиваемости;

материалы оперативного учета реализации товара;

материалы об изучении спроса обслуживаемых покупателей.

Одним из важнейших видов информации для коммерсанта при определении потребности в товарах является информация о спросе.

Основанием для определения спроса могут быть:

запросы и поступления заказов от непосредственных покупателей товаров (путем регистрации в предусмотренных для этого специальных журналах либо книгах фиксируются заказы покупателей для их выполнения);

регулярные устные опросы, которые могут проводиться коммерсантом среди покупателей (путем устного опроса покупателя выявляется его отношение к потребительским свойствам товаров и его намерение приобрести этот товар или по конкретным причинам отказаться от него);

анкетирование покупателей с целью выявления требований к конкретному товару и спроса на него (с помощью заранее разработанного и подготовленного специального опросного бланка-анкеты определяется спрос на конкретные виды товаров и намерение покупателя по их приобретению);

статистика фирмы по продаже (путем анализа такой статистики появляется возможность получить справки о предыдущем обороте по отдельным товарным группам и товарам и на основании их выявить спрос на товары);

статистика семейных бюджетов (путем анализа такой статистики появляется возможность судить о структуре покупок в семьях различных социальных групп с разным уровнем доходности, а соответственно выявлять спрос на различные товары групп населения с разным уровнем денежных доходов);

статистика фирмы о товарных запасах по внутригрупповой структуре отдельных товарных групп (анализ такой статистики дает возможность выявить, какой товар и какое его количество имеется в наличии, его оборачиваемость и скорость реализации, а соответственно есть ли на него спрос);

результаты выставок-продаж товаров (путем анализа объемов продаж товаров, представленных на выставке-продаже, выявляется спрос на эти товары);

презентации товаров (на основании заявок покупателей и заключенных с ними договоров на приобретение презентуемых товаров появляется возможность выявить спрос на новые и малоизвестные товары).

При изучении покупательского спроса коммерсант должен учитывать, что он может изменяться под действием различных групп факторов:

экономических (денежные доходы и покупательные фонды населения, их динамика и распределение, уровень цен и инфляция, уровень жизни, степень обеспеченности товарами длительного пользования и др.);

социальных (социальная структура обслуживаемых покупателей, их образовательный уровень и профессиональный состав, национальные обычаи и традиции, мода и т. п.);

демографических (изменение численности обслуживаемого населения и его половозрастного состава, изменение размера и состава семей);

природных (изменение климатических условий, температуры, влажности; сезонность спроса и предложения).

Методы определения потребности в товарах

При определении потребности в товарах коммерсант должен ориентироваться на используемые в практике метода:

экстраполяции динамических рядов продажи товаров;

использования коэффициента эластичности;

нормативный;

балансовый;

на основе оперативных данных об изменении покупательского спроса на потребительском рынке;

экономико-математическое моделирование и др.

Выбор метода расчета потребности в товарах в каждом конкретном случае зависит от экономической ситуации, условий, в которых работает торговое предприятие, целей прогноза, а также от информационного обеспечения.

Метод экстраполяции динамических рядов продажи товаров

Необходимой информацией при использовании этого метода являются данные об объемах продаж различных товаров за достаточно продолжительный период, что уменьшает погрешность в расчетах.

Динамику можно прогнозировать исходя из средних темпов роста (снижения) при условии, что спрос на данный товар имеет некоторую устойчивую тенденцию к повышению или снижению. Однако в условиях инфляции использование этого метода затруднено.

Потребность в товарах методом экстраполяции динамических рядов продаж товаров определяется следующим образом: на основе данных фирмы об объемах продаж товаров выстраивается динамический ряд, затем по приведенной ниже формуле рассчитывается среднегодовой темп роста (снижения) объемов продаж, по среднегодовому темпу роста (снижения) и последнему показателю динамического ряда объемов продаж рассчитывается потребность в товарах на следующий период.

Совокупное потребление - это суммарные денежные расходы, которые население тратит на покупку товаров и услуг.

Совокупное сбережение - это суммарный отложенный спрос домашних хозяйств, отказ от текущего потребления с целью его увеличения в будущем.

Потребление выступает главным компонентом совокупных расходов.

Личные сбережения - та часть дохода, после уплаты налогов, которая не потребляется.

Минимальный уровень потребления существует всегда.

Доля дохода, идущая на потребление, называется средней склонностью к потреблению, доля дохода, который сберегается, - средней склонностью к сбережению.

Статистика показывает, что с увеличением дохода средняя склонность к потреблению падает, а средняя склонность к сбережениям возрастает.

Изменение величины потребления вследствие изменений в доходе называется предельной склонностью к потреблению, т. е. это отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменениям потребления. Изменение величины сбережений от изменений в доходе называется предельной склонностью к сбережению.

Факторами, определяющими динамику потребления и сбережений, являются:

доход домашних хозяйств;

уровень накопленного ими богатства;

уровень цен в экономике;

величина потребительской задолженности;

уровень налогообложения;

проводимая в стране социальная политика;

экономические ожидания, связанные с будущими доходами.

Эти факторы приводят к сдвигу кривой потребления и кривой сбережений. Наклон кривых определяется величинами предельной склонности к потреблению и сбережению.

Кейнсианская экономическая теория главным фактором, определяющим личные сбережения, считает доход после уплаты налогов. Чем больше располагаемый доход, тем больше потребление и сбережение.

Классическая экономическая теория главным фактором динамики сбережений считает динамику рыночной ставки процента. Процентный доход представляет собой своего рода вознаграждение за сбережения. Чем больше будут размеры этого вознаграждения, тем большими будут и размеры накоплений [7, c. 133].

 

1.3 Потребность в товаре

потребитель товарный рынок емкость

Нужда - это испытываемый человеком недостаток чего-то необходимого.

Нужды можно разделить на:

физические - пища, одежда, безопасность

социальные - нужда в общении и привязанности

индивидуальные - потребность в знаниях и самовыражении

Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Так, например, ощущая голод американец думает о гамбургере, россиянин о пельменях, а москвич о суши.

Потребности людей практические не ограничены. Каждый покупатель предпочитает выбирать товары <#"888546.files/image001.jpg">

Рисинок 2.1 - влияние стоимости энергоресурсов на рынке сельхозсырья и продовольствия

Долгосрочные изменения спроса на продовольствие в первую очередь являются результатом роста численности населения и доходов, но, кроме того, на них влияют изменения относительных цен и эволюция режимов питания. Спрос на сельскохозяйственное сырье, например, каучук, связан с экономическим ростом в более широком контексте. Долгосрочное расширение предложения, прежде всего, происходит под воздействием технологического прогресса, который снижает затраты [14].

2.5 Анализ потребности в сельхозпродукции


Анализ потребности в сельскохозяйственной продукции будет осуществляться при помощи анкеты(Приложение А).

Рисунок 2.2 - ответы на 1 вопрос

1. О продуктах фирмы ОАО «Разгуляй» впервые узнали по телевизору

(50%) - значит это самое эффективное средство для проведения рекламной компании.

Рисунок 2.3 - ответы на 2 вопрос

2. 50% опрошенных пользуются товарами более 2-ух лет, это значит что товар нравиться потребителям и конкурентоспособен.


3. Вычислим среднее потребление картофеля (кг в месяц):


Где Л - количество человек, m - масса (кг)

Рисунок 2.5 - ответы на 4 вопрос

4. Вычислим среднее потребление свеклы (кг в месяц):

Рисунок 2.6 - ответы на 5 вопрос

5. Вычислим среднее потребление риса (кг в месяц):


Рисунок 2.7 - ответы на 6 вопрос

6. Вычислим среднее потребление круп (кг в месяц):

Рисунок 2.8 - ответы на 7 вопрос

. Вычислим среднее потребление моркови (кг в месяц):


Рисунок 2.9 - ответы на 8 вопрос

8. Вычислим среднее потребление других овощей (кг в месяц):

Рисунок 2.10 - ответы на 9 вопрос

9. 45% респондентов приобрели товар на рынке, 25% приобрели товар в магазине продуктов, следовательно необходимо более активно использовать другие способы реализации: интернет и торговые центры.

Рисунок 2.11 - ответы на 10 вопрос

10.Три четверти респондентов довольны товаром фирмы, это хороший показатель.

Рисунок 2.12 - ответы на 11 вопрос

11. 70% респондентов регулярно используют товар фирмы ОАО «Разгуляй».

Рисунок 2.13 - ответы на 12 вопрос

12. Для 85% опрошенных товары фирмы важны.

. 50% считают качество товаров фирмы ОАО «Разгуляй» не отличимым от конкурентов, это связано с самим товаром - сельхозпродукция не имеет резких качественных отличий.

. 50% считают качество продукции средним, а 25% хорошим, следовательно нет нужды проводить мероприятия по улучшению качества.

. 90% ответили, что рекомендовали бы товар фирмы своим знакомым.

Вывод: так как товар фирмы ничем не выделяется на рынке и он нравится потребителям, то целесообразно и достаточно сделать его более заметным, поэтому будет создана новая заметная упаковка.

3. Разработка мероприятий по совершенствованию товарной продукции


3.1 Описание и обоснование предложенных решений


Таким образом, проведенный анализ выявил перспективы и трудности в деятельности агрохолдинга. В этой связи были разработаны следующие предложения по совершенствованию деятельности:

1. Предложение по совершенствованию внешнего вида упаковки, за счет разработки нового дизайна в Офсетная типогрфия «Б+» в Краснодаре <http://www.offsetbplus.ru/> (50 тысяч рублей), приобретения новой упаковочной линии в ВКП «Сигнал-Пак» :Упаковочная машина МС 24 (280 тысяч рублей), Весы конвейерные УКВ-2 (200 тысяч рублей), Весовой дозатор с подающим транспортером 1110 (200 тысяч рублей), Отводящий транспортёр КУП-2 (200 тысяч рублей) . В «DNS» купить 5 компьютеров (250 тысяч рублей), 3 принтера (60 тысяч рублей). Доставка всего оборудования стоит 170 тысяч рублей, установка 100 тысяч рублей. Зарплата 4 работников 100 тысяч рублей. С тоимость разработки ролика в «Студии Видеотон» продолжительностью 30 секунд 300 тысяч рублей. Стоимость покупки покетов в компании «Упакмаркет» 200 тысяч рублей. Стоимость покупки электроэнергии в ОАО "Кубанская энергосбытовая компания" <http://energybase.ru/sale/kubansbyt> 100 тысяч рублей.

. Проведение рекламной кампании на канале «Кубань24», стоимость за 60 дней составляет 150 тысяч рублей.

. Заключение договоров с крупными риэлторами такими как «Лента», «Ашан», «Пятерочка», «Магнит» .

Совершенствование внешнего вида упаковки, за счет разработки нового дизайна, приобретения новой упаковочной линии поможет привлечь новых клиентов, победить в конкурентной борьбе.

Проведение рекламной компании сделает фирму известной и повысит ее авторитет.

Заключение договоров с крупными риэлторами поможет продвижению товара и увеличит объемы продаж.

Таким образом, при выполнении всех рекомендаций агрохолдинг сможет улучшить дизайн и увеличить долю предприятия, что в свою очередь приведет к повышению имиджа компании и росту ее конкурентоспособности.

Предлагаемые основные мероприятия по повышению конкурентоспособности анализируемого предприятия заключаются в следующем.

Рассмотрев возможности агрохолдинга ОАО «Разгуляй», его слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, в работе была определена стратегия развития организации. Так как она работает на рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет стратегия, нацеленная на завоевание конкурентных преимуществ, предусматривающая более глубокое проникновение на рынок с помощью применения нового дизайна упаковки, а также формирования благоприятного имиджа, например, с помощью проведения массовой рекламной кампании. Главной стратегией компании должна стать комплексная стратегия по предоставлению товаров более высокого качества и их продвижению. Исходя из этого, стратегией маркетинга избирается стратегия расширения спроса за счет введение гибкой ценовой политики и неценовых факторов конкурентной борьбы.

Цель, которую ставит перед собой руководство агрохолдинга - расширение рыночной доли. Стратегические возможности и угрозы, которые требуют концентрации всех необходимых ресурсов для их реализации и соответствующие угрозы, требующие повышенного внимания и постоянного мониторинга, должны находится под постоянным контролем высшего руководства компании [17].

Таблица 3.1 - Смета, средства, которые необходимо закладывать в новый ассортимент товаров.

Статьи затрат

Сумма, тыс.руб.

Материальные затраты: - упаковочная машина МС 24 - весы конвейерные УКВ-2 - весовой дозатор с подающим транспортером 1110 - отводящий транспортёр КУП-2 - 5 компьютеров - 3 принтера - энергия - сырье

1690 280 200 200 200 250 60 300 200

Переменные затраты: - доставка линии - установка линии - зарплата - разработка нового дизайна упаковки - разработка рекламного ролика - стоимость показа ролика на ТВ

1070 170 100 100 50 500 150

Амортизация

200

Прочее

100

Итого

3060


3.2 Оценка экономической эффективности от реализации предложений


Дополнительный товарооборот под воздействием мероприятий рассчитаем следующей формуле

Тд = (Тс×П×Д)/100 (1.1)

Тд = (716760/360×10×360)/100 = 71676

где Тд - дополнительный товарооборот, руб;

Тс - среднедневной товарооборот до начала рекламного периода, руб;

П - прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный периоды, %;

Д - количество дней учета товарооборота в рекламном и послерекламном периодах.


Э = [(Тд×Нт)/100]-(Зр + ЗД) , (1.2)

Э = [(71676×10)/100]-(3060+ 500) = 3608

где Тд - дополнительный товарооборот под воздействием предложения, руб;

Нт - торговая надбавка на товар к цене реализации, %;

Зр - затраты на реализацию предложения, руб;

ЗД - дополнительные затраты по приросту товарооборота, руб.

В данном случае сопоставляется полученный эффект от внедрения мероприятий с затратами на его осуществление Результаты такого соотношения могут сопоставляться в трех вариантах:

эффект от рекламного мероприятия равен затратам на его проведение;

эффект от рекламного мероприятия больше затрат на его проведение (прибыльное);

эффект от рекламного мероприятия меньше затрат на его проведение (убыточное) [14, с. 323].

Однако этих данных еще не достаточно. Более точно эффективность затрат характеризует ее рентабельность. Рентабельность Р - это отношение полученной прибыли к затратам, она определяется по формуле 1.3

Р = (П / З) × 100%, (1.3)

Р = (3608 / 3060) × 100% = 118%

где П - прибыль, полученная от применения мероприятий, руб.;

З - затраты на мероприятия, руб.

Заключение


Одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики в ближайшее время будет оставаться сельское хозяйство, это вызвано политической обстановкой в мире. Век Интернета открывает поистине огромные возможности для торговли и продвижения товара, эта информационная среда является просто бесценным коммерческим инструментом, предоставляющим огромные возможности в организации информационного взаимодействия между компаниями, заказчиками и партнерами, уникальный охват аудитории и быстродействие при продвижении и продаже товаров, удобство и доступность при организации сервисного обслуживания. Новые технологии дают и новые возможности, позволяющие оптимальным путем с минимальными затратами донести необходимую информацию заинтересованным потребителям.

В ближайшее время можно прогнозировать стабильный рост сельского хозяйства в России. Развитие новых товаров позволит занять экономические ниши здорового и полезного питания.

Рассмотрены факторы удовлетворения потребителя, понятия качество, ценность. Дана краткая характеристика предприятия, потребительского рынка, рассмотрены и проанализированы основные экономические показатели, а также проанализированы основные тенденции развития рынка сельхозпродукции, основные конкуренты компании, проведён анализ целевой аудитории. Проведен анализ маркетинговой деятельности компании. Рассмотрены тенденции развития рынка по России. Разработана концепция и рассчитаны затраты на разработанные мероприятия для ОАО «Разгуляй». Предложения включают в себя рекомендации по продвижению новых товаров и проведения рекламной компании, приуроченной к расширению ассортимента компании.

В ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты товарной политики. Были произведены расчеты примерных затрат на реализацию предложений и экономической эффективности от их применения. Рассчитан экономический эффект от введения инноваций в деятельность компании ОАО «Разгуляй», экономический эффект составит 1104 тыс. руб что даёт основания говорить об эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию товарной политике агрохолдинга.

Список использованных источников


1.         http://econominfo.ru/view-article.php?id=317

2.       Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. - М.: ЗАО «Бизнес-школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 2013. - 640 с.

3.      Диксон П.Р. Управление маркетингом./ Пер. с англ. - М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2014. - 560 с.

.        Федько В.П., Федько А.Г. Основы маркетинга. - Ростов н/Д: Март, 2011

5.        Ким. С.А. Маркетинг: учебник. - М.: «Дашков и Ко», 2010. - 257 с.

6.      Кирюков С.И. Управление маркетинговыми каналами. - М.: Изд-во "Высшая школа менеджмента", 2010. - 368 с.

.        Коготкова И.З. , Гусева М.Н. Маркетинг в строительстве: учеб. пособ. - М.: Книжный мир, 2011. - 320 с.

.        Кот Д. Копирайтинг: как не съесть собаку. Создаем тексты, которые продают. - СПб.: Питер, 2011. - 252 с.

.        Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер/ пер с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 216 с.

.        Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, В. Вонг, Дж. Сондерс; пер с. с англ. - М.: «Вильямс», 2012. - 752 с.

.        Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг; перс. с англ. - М.: «Вильямс», 2009. -1200 с.

.        Котлер Ф. Триас де Бес Ф. Латеральный маркетинг. - М. Альпина Паблишер, 2010. - 206 с.

13.    <http://www.raz.ru/>

. http://bukvi.ru/ekonomika/mirovya/mirovoj-rynok-selskoxozyajstvennyx-tovarov-tendencii-i-xarakteristika.html

.        https://ru.wikipedia.org/wiki/Центральный_федеральный_округ

Приложение А


Анкета

Здравствуйте, потратьте, пожалуйста, несколько минут своего времени на заполнение следующей анкеты. Ваше мнение поможет улучшить качество продукта.

. Где Вы узнали о продуктах фирмы ОАО «Разгуляй» впервые?

. По телевидению

. По радио

. В газете

. В журнале

. В Интернете/на веб-сайте

. У знакомых или друзей

. Как долго Вы пользуетесь товарами фирмы ОАО «Разгуляй»?

. Менее 1

. Месяца 1-6

. Месяцев 6-12

. Месяцев 1-2 года

. Более 2-х лет

. Сколько килограммов картофеля в месяц вы потребляете?

. Меньше 2

. 2-5

. 5-8

. 8-11

. 11-14

. Сколько килограммов свеклы в месяц вы потребляете?

. Меньше 2

. 2-5

. 5-8

. 8-11

. 11-14

. Сколько килограммов риса в месяц вы потребляете?

Меньше 2

. 2-5

. 5-8

. 8-11

. 11-14

. Сколько килограммов круп в месяц вы потребляете?

. Меньше 2

. 2-5

. 8-11

. 11-14

. Сколько килограммов моркови в месяц вы потребляете?

. Меньше 2

. 2-5

. 5-8

. 8-11

. 11-14

. Сколько килограммов других овощей в месяц вы потребляете?

. Меньше 2

. 2-5

. 5-8

. 8-11

. 11-14

Где Вы купили товары фирмы ОАО «Разгуляй»?

. В магазине продукты

. В магазине с льготными продуктами

. В универмаге

. В аптеке

. На рынке

. В торговом центре

. В Интернете

.Вы были довольны товарами фирмы ОАО «Разгуляй»?

. Совсем недоволен/льна

. Недоволен/льна

. Доволен/льна

. Очень доволен/льна

. С какой частотностью Вы пользуетесь продуктами фирмы ОАО «Разгуляй»?

. Ежедневно

. Один раз в неделю

. Более одного раза в неделю

. Каждые две недели

. Один раз в месяц

. Один раз в год

. Менее одного раза в год

. Каково для Вас значение продуктов фирмы ОАО «Разгуляй»?

. Очень важное

. Важное

. Не важное

. Я им никогда не пользуюсь.

. По сравнению с другими продуктами этого вида качество наших продуктов:

. Намного хуже

. Хуже

. Тождественное

. Лучше

. Намного лучше

. Оцените, пожалуйста, общее качество наших продуктов:

. Очень низкое

. Низкое

. Среднее

. Высокое

.Вы бы рекомендовали наши продукты другим лицам?

. Да

. Нет

Спасибо за Ваше мнение.

Похожие работы на - Изучение и анализ потребности в товаре (на примере ОАО 'Разгуляй')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!