Средний балл по
детскому саду
|
Общий средний
балл
|
Научно-теоретическая
подготовка
|
Научно -
методическая подготовка
|
Психолого -
педагогическая подготовка
|
|
0,78
|
0,76
|
0,72
|
0,75
|
Таким образом, по самооценке профессиональной деятельности
педагога большинство воспитателей выявлено, что ни один из воспитателей не
имеет критический (до 0,3 балла) уровень общей профессиональной подготовки.
Педагоги имеют допустимый (до 0,6 баллов) - 15%, оптимальный (до 0,8 балла) -
70% и выше оптимального - 15% - уровень профессиональной подготовки к
педагогической деятельности на сегодняшний день.
Результаты по методике "Опросник по определению стиля
общения воспитателя с детьми":
Обработка результатов анкетирования воспитателей показала,
что 90% воспитателей в своей работе придерживается демократического стиля
воспитания. При демократическом стиле воспитания воспитатель стимулирует
самостоятельность ребенка.
Дети обсуждают с ним проблемы жизни в детском саду, семье и в
результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует
воспитатель, или оно должно быть им одобрено. Воспитатель проявляет определенную
терпимость к критическим замечаниям детей, стремится понять их, вникнуть в их
личные дела и проблемы.
% воспитателей свойственен авторитарный стиль воспитания
ребенка, основные черты автократического. Но при этом детям позволяет
участвовать в обсуждении проблем общественной жизни, вопросов, их
затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает воспитатель в
соответствии со своими установками.
По результатам исследования, можно сделать вывод о
необходимости разработки проекта профессионального саморазвития педагогов.
2.2 Проект
профессионального саморазвития педагогов
Пояснительная записка
Дефицит свободных мест в дошкольных учреждений определяет
рост количества потребителей образовательных услуг в сфере дошкольного
образования. За последние несколько лет ситуация сложилась таким образом, что
родители, пытаясь "устроить" ребенка в муниципальное дошкольное
образовательное учреждение, особо не задаются вопросами о качестве
предоставляемых услуг. Получив "заветные" путевки, они продолжают
поиск дополнительных образовательных возможностей за пределами стен детского
сада. Опросы показывают, что примерно 50% родителей дополнительно (кроме группы
детского сада) оплачивают разнообразные занятия в "школах раннего
развития", "академиях", "клубах", "творческих
коллективах" и т.д. Тем более очевидной является проблема выбора
образовательных услуг родителями "неорганизованных" детей.
Вариативность дошкольного образования, как явление в целом
положительное, имеет ряд негативных последствий, таких как осуществление
образовательного процесса в условиях, не адекватных возрасту детей дошкольного
возраста, использование образовательных программ по принципу "лоскутного
одеяла". Изменить негативные тенденции в дошкольном образовании призван
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
одно из назначений которого - нормативно - правовое регулирование содержания,
условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех
учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования.
Основой стандарта дошкольного образования является создание
требований к дошкольному образованию, центрированных на воспитывающем взрослом,
на организации и качестве деятельности педагога дошкольного образования.
Сочетание традиционных и альтернативных видов дошкольного
образования - один из ярких признаков возрастающего спроса, развития
потребительской инициативы. В связи с этим остро встает вопрос о расширении
видов образовательных услуг внутри учреждения, с тем, чтобы педагогический
коллектив определял, проектировал зону развития запросов родителей, был на
несколько шагов впереди своего главного заказчика и обеспечивал высокое
качество предоставляемых вариантов дошкольного образования.
Основная идея проекта заключается в поиске
путей преодоления противоречия между возрастающими требованиями к уровню
качества дошкольного образования и несовершенством системы сопровождения
личностного и профессионального развития педагогов внутри учреждения.
Методическая служба в том виде, в котором она существовала и
продолжает существовать в дошкольных учреждениях, неэффективна при переходе
деятельности педагогического коллектива из режима функционирования в режим
развития. Следует отметить несоответствие традиционных форм и методов
организационно-методической деятельности дошкольного учреждения современным
демократическим ценностям и перспективам развития системы образования как
сотрудничества, сотворчества педагогов, родителей, детей.
Центр развития ребенка - это учреждение нового типа, которое
требует иных моделей управления развитием профессионального сообщества и
образовательного учреждения в целом.
Отсюда вытекает необходимость создание качественно новой стратегии
развития профессионального сообщества, кадрового потенциала учреждения,
инновационных форм взаимодействия педагогов, родителей, воспитанников.
Анализируя деятельность ДОУ, можно констатировать сильные
стороны в организации профессионального саморазвития педагогов:
Достаточно полноценное учебно-методическое оснащение
(пополнение фонда научно-методической литературы, пособий и информационной
базы; оснащение групп и кабинетов узких специалистов необходимым современным
многофункциональным дидактическим, раздаточным материалом; создание и развитие
развивающей предметно-пространственной среды);
Научно-методическое обеспечение (освоение и реализация
программы развития через различные формы методической работы);
Материально-техническое и финансовое обеспечение (реализация
перспективного плана развития материально-технической базы ДОУ, оснащение новым
техническим оборудованием, проведение профилактических и ремонтных работ);
Нормативно-правовое обеспечение;
Обеспечение психологической поддержки (осуществление
педагогом-психологом профессиональной, диагностической, коррекционной помощи
педагогам);
Обеспечение технологической готовности педагогов (внедрение в
практику работы инновационной и проектной деятельности);
Использование разнообразных форм повышения квалификации
педагогов (обучение педагогов на курсах повышения квалификации; участие в
методической работе детского сада, города, городских методических объединениях,
муниципальных, региональных и всероссийских образовательных выставках и
конференциях, конкурсах, обобщение и пропаганда передового педагогического
опыта);
Подготовка и проведение аттестации педагогов;
Наличие высокого творческого потенциала (готовность педагогов
к инновационной деятельности, обеспечение реализации инновационных стратегий,
организация творческих отчетов и мастер-классов педагогами-новаторами).
Реализация требований ФГОС ДО напрямую зависит от
готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.
Система профессиональной компетентности педагога дошкольного
образования включает в себя совокупность компетенций: методологическую, психолого
- педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную,
акмеологическую, икт - компетентность.
Однако, можно обнаружить следующие проблемы в развитии
профессиональной компетентности педагогов:
Недостаточная мотивация роста профессиональной деятельности;
Недостаточная мотивационная и технологическая готовность
молодых специалистов к проектной деятельности;
Недостаточно высокий уровень работы педагогов в проектном
режиме;
Недостаточно высокий кадровый потенциал (укомплектованность
штатов, категорийность педагогических кадров);
Недостаточно высокий уровень партнерских отношений в
педагогическом взаимодействии специалистов ДОУ с коллегами, детьми, родителями.
Таким образом, актуальность и необходимость разработки
проекта "Сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ в условиях
реализации ФГОС ДО" становится очевидной.
Новизна проекта заключается в том, что сопровождение
профессионального саморазвития специалистов ДОУ имеет ценность и значимость не
только для педагогов, но и для конкретной образовательной ситуации, для
успешного развития ДОУ, и как явление профессионально-личностной культуры в
целом.
Основной замысел программы состоит в том, чтобы:
Повысить уровень мотивационного роста педагогов ДОУ;
Обеспечить научно-методическую поддержку;
Организовать проектную и инновационную деятельность;
Создать целостную систему методической работы для обеспечения
непрерывности образования педагогов ДОУ;
Оказание психолого-педагогической помощи молодым
специалистам;
Осуществление педагогического взаимодействия будет
осуществляться на высоком уровне партнерской позиции;
Обобщение прогрессивного педагогического опыта.
Изучая вопросы профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образования, мы сделали вывод, что в психолого-педагогической литературе
нет однозначной трактовки этого понятия. Проанализировав разнообразные подходы
к определению профессиональной компетентности, мы определили ее как
интегральную характеристику, определяющую способность и готовность эффективно
решать профессиональные задачи, возникающие в процессе педагогической
деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта.
Таким образом, проблема управления процессом сопровождения
профессионального развития специалистов ДОУ в условиях модернизации образования
требует исследования с позиции использования компетентностного подхода.
Мы пришли к выводу, что повышать профессиональную
компетентность педагога нельзя насильственно, нельзя навязывать ему пути
саморазвития. Это может привести к формализму. Необходимо учитывать
профессиональные и личностные потребности и интересы, индивидуальные
психологические особенности, уровень профессиональной подготовленности, а также
способность к самоопределению, самореализации и саморазвитию конкретного
педагога.
На основании исследований отечественных педагогов и
психологов мы понимаем сопровождение как новую образовательную услугу,
направленную на развитие внутреннего потенциала саморазвития педагога и
сохранение его уникальных личных и профессиональных качеств.
Цель программы: Обосновать и представить
оптимальную эффективную модель повышения профессиональной компетентности
педагогов с учетом особенностей их профессиональной позиции, образования, стажа
работы через включение их в коллективную мыследеятельность.
Задачи:
· Выявить критерии определения эффективности
повышения профессиональной компетентности педагогов (кластеры профессиональной
компетентности);
· Выявить уровень профессиональной
компетентности педагогов;
· Создать условия для реализации опытно -
экспериментальной работы, проектной и инновационной деятельности;
· Создать условия для повышения уровня
партнерских отношений в процессе педагогического взаимодействия;
· Разработать целостную систему методической
работы для обеспечения непрерывности образования педагогов ДОУ (целевая и
комплексная программы сопровождения процесса саморазвития педагогов);
· Разработать систему мониторинга
результативности развития профессиональной компетентности педагогов.
· Повысить мотивацию роста профессиональной
деятельности и общекультурный уровень;
· Проводить мониторинг результативности
развития профессиональной компетентности педагогов.
Предполагаемый результат:
· Повышение уровня мотивационного
профессионального роста педагогов;
· Стремление педагога к осуществлению
инновационной и проектировочной деятельности, рост интеллектуального
потенциала;
· Использование педагогами разных
педагогических технологий в образовательной деятельности;
· Создание перспективного планирования
методической работы;
· Обобщение прогрессивного педагогического
опыта;
· Развитие профессиональной позиции
педагогов (ориентировка на партнерские позиции)
Целевые индикаторы:
· Осознанное вовлечение педагогов в процесс
экспериментальной деятельности;
· Внедрение в образовательный процесс
инновационных проектов;
профессиональное саморазвитие педагог дошкольный
· Качественное изменение квалификации
педагогов, обеспечивающих работу ДОУ;
· Оснащение деятельности ДОУ современными
информационными технологиями;
· Наличие портфолио у детей и педагогов.
Актуальность проекта
Качественная реализация требований ФГОС ДО напрямую зависит
от готовности и способности педагогов на высоком уровне осуществлять
воспитательно - образовательный процесс, вести научные исследования, осваивать
новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и
нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется повышению
профессиональной компетенции современного педагога. Вместе с тем, когда
деятельность образовательного учреждения находится в режиме развития,
становятся актуальными вопросы управления саморазвитием педагогов, обеспечение
методического и психологического сопровождения направленного на создание
целостного образовательного пространства, стимулирующего его развитие.
Детский сад сегодня - это сложный организм, который:
стремится к развитию,
создает необходимые условия для удовлетворения потребностей
ребенка, семьи, общества,
обеспечивает условия для творческой профессиональной работы
педагогов,
стремится отвечать современным требованиям развития общества.
Внедрение ФГОС ДО напрямую зависит от уровня подготовки
педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения -
компетентный, являющийся примером благородства, человеколюбия, порядочности,
гражданственности. От профессионализма педагогов напрямую зависит качество
творческого развития детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. Чтобы
не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания,
овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и
тем самым обеспечить возможность для своего развития. Способность преодолевать
жизненные коллизии, умение находить новые нестандартные решения проблем - эти
качества стали актуальными в условиях современного мира. Изменения,
происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных
учреждений.
Однако, можно констатировать следующие проблемы в развитии
профессиональной компетентности педагогов:
недостаточная мотивация роста профессиональной компетенции;
недостаточная мотивационная и технологическая готовность
молодых специалистов к профессиональной деятельности;
недостаточно высокий кадровый потенциал (укомплектованность
педагогических кадров);
недостаточно высокий уровень партнерских отношений в
педагогическом взаимодействии специалистов детского сада с коллегами, детьми,
родителями.
Поэтому сегодня проблема сопровождения саморазвития педагогов
образовательного учреждения приобретает актуальность. С позиции социального
подхода в процессе образования можно выделить две составляющих цели
образования:
заказ государства - установление четких приоритетов в
содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала,
который нужен в современном государстве от каждого человека, в нем
проживающего;
частный (внутренний) заказ - осмысленный ответ самого
человека на вопрос: "Чему и зачем я намерен учиться?".
Становление педагога как профессионала достигается постоянным
трудом. Но иногда педагоги останавливаются в своем развитии, не стремятся к
самосовершенствованию, саморазвитию. Это проявляется в усталости, пресыщенности
впечатлениями, отсутствии мотивационной готовности, профессиональном выгорании,
неосознании педагогических идеалов и выливается в педагогическую несостоятельность.
Избежать подобного развития событий можно, изменив управленческие подходы к
оказанию профессиональной помощи педагогическим кадрам.
Успешно организованное социально-психологическое
сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти
в ту "зону развития", которая ему пока ещё недоступна. С целью
создания условий для профессионального общения педагогов, совершенствования их
педагогического мастерства в образовательном учреждении необходима программа
профессионального сопровождения педагогических кадров и младших воспитателей.
Технологией реализации программы может быть тьюторинг. Мы
определяем тьюторинг как процесс построения длительного направленного
продвижения и сопровождения педагогов в условиях специально организованного
развивающего взаимодействия, где отношения тьюторов и специалистов
образовательного учреждения индивидуализированы, персонифицированы, то есть все
успехи и неуспехи, идеи, открытия, оценки, предпочтения, проблемы и трудности
становятся нашим общим достоянием, предметом дальнейшего развивающего
взаимодействия.
Проект методического сопровождения начинающих педагогов на
этапе вхождения в профессию должен помочь им успешно адаптироваться в
пространстве детского сада, а также повысить процент желающих продолжить работу
в образовательном учреждении.
Сопровождающий педагога - ближайший советник и помощник во
всех затруднениях. Задача сопровождающего - помочь обучающемуся взрослому
достичь высокого уровня ответственности и осознанности обучения, чтобы создать,
развить свои профессиональные способности, построить движение подопечного в
поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное
(человеческое желание. интересы). Сопровождающему необходимо строить
пространство опробования. Оно возникает, если у подопечного есть
творчески-продуктивная задача. Работа сопровождающего направлена:
на построение (на материале реальной жизни подопечного)
практики расширения его собственных возможностей,
на самоопределение,
на подключение субъектного отношения к построению
собственного продвижения к успеху.
Основные задачи организации тьюторинга:
· Создание целостной системы методической
работы для обеспечения непрерывности образования педагогов образовательного
учреждения;
· Развитие у руководителей и педагогов детского
сада умений формулирования запроса на консультационное сопровождение;
· Развитие у педагогов-исследователей умения
учиться и развиваться самостоятельно;
· Повышение уровня мотивационного роста
педагогов образовательного учреждения;
· Организация проектной и инновационной
деятельности;
· Развитие умения участников эксперимента
оценивать свою деятельность результаты профессионального развития;
· Осуществление индивидуального контроля за
процессом и результатом исследовательской деятельности и профессионального
развития;
· Развитие навыков самоконтроля;
· Использование различных индивидуальных
способов самоуправления исследовательско-профессиональной деятельностью;
· Оказание психолого-педагогической помощи
молодым специалистам;
· Осуществление педагогического
взаимодействия на высоком уровне партнерской позиции;
· Обобщение прогрессивного педагогического
опыта;
· Осуществление выбора форм, способов и
средств саморазвития в условиях экспериментальной деятельности;
· Определение совместно с педагогами и руководителями
ОУ форм представления результатов саморазвития.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
актуальность внимания к профессии воспитателя;
определение миссии педагога-новатора;
обеспечение теоретической, психологической и методической
поддержки педагогов;
стимулирование повышения научно-методического уровня
овладения педагогами современными образовательными технологиями;
активизация деятельности педагогических кадров по повышению
профессионализма и самореализации;
информационное взаимообогащение.
Сопровождающий:
проводит индивидуальные консультационные занятия,
ориентирующие педагога в проблемном поле исследования и поиске адекватной
методологии рассмотрения путей решения избранной проблематики;
индивидуально консультирует по различным вопросам,
а также помогает
· определять цели и оптимальные шаги их
достижения;
· повышать самостоятельность и
ответственность обучаемых;
· получать удовлетворение от своей
деятельности;
· учиться находить новые пути эффективного
сотрудничества;
· быстро принимать нужные решения в трудных
ситуациях;
· согласовывать индивидуальные цели с целями
образовательного учреждения;
· осознавать свои возможности и
образовательные перспективы, делать осознанный заказ к обучению;
· составлять свою индивидуальную образовательную
программу;
· открывать новые возможности.
Продуктами совместной работы могут быть портфолио,
индивидуальные образовательные планы и программы, исследования и проекты и т.д.
В результате реализации программы сопровождения создаются
условия для реализации ценности индивидуализации, свободы, самоопределения,
осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему,
перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманизации
образования: научить педагога использовать себя в связи со своими целями и
образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.
Принципы сопровождения процесса профессионального
развития педагогов ДОУ:
1. Принцип личностно - ориентированного подхода.
Сопровождение строится на основе запросов, проблем педагогов,
целей и задач, поставленных участниками экспериментальной, исследовательской
педагогической и управленческой деятельности, выявленных в результате
мониторинга и диагностирования.
. Принцип системности.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется через
систему (совокупность) этапов: диагностики, проектирования, планирования,
консультирования, и психолого-педагогического образования специалистов ДОУ.
. Принцип интеграции.
Виды и формы организации сопровождения направлены на
организацию коллективной и индивидуальной мыследеятельности, построенной на
интеграции развития практических умений в реальных ситуациях взаимодействия с
детьми, родителями, коллегами и осмысления психолого-педагогических основ
педагогической деятельности.
. Принцип педагогической компетентности.
Содержания психолого-педагогического сопровождения основано
на опыте и профессиональных интересах, уровне профессиональной компетентности
педагогов ДОУ.
. Принцип всеобщности.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в
отношении каждого педагога, работающего в ДОУ.
. Принцип успешности.
Психолого-педагогическое сопровождение создает такие условия,
чтобы педагоги почувствовали и поверили в свои разносторонние способности в
условиях личностного и профессионального саморазвития.
. Принцип мобильности.
Содержание сопровождения саморазвития педагогов постоянно
корректируется, изменяется, развивается в соответствии с объективными и
субъективными условиями развития образования.
Стратегия реализации программы сопровождения
саморазвития педагогов в режиме ОЭД
I этап - подготовительный (аналитико - диагностический).
Цель: Обеспечение правовой базы опытно-экспериментальной
деятельности; разработка программы опытно-экспериментальной деятельности.
Содержание:
· Изучение затруднений и интересов в
профессиональной деятельности педагогов;
· Изучение научной и учебно-методической
литературы;
· Разработка структуры и содержания
портфолио педагогов;
· Определение педагогами тем по
самообразованию и проектной деятельности;
· Прохождение курсов повышения квалификации
или профессиональной переподготовки;
· Повышение высшего профессионального
образования;
· Создание ВТК по основным направлениям
работы ДОУ;
· Создание экспериментального совета
педагогов (руководителей ВТК) как органа самоуправления;
· Внесение изменений в систему годового
планирования деятельности учреждения (план работы ВТК, годовой план работы
Центра развития ребенка);
· Подобрать диагностический инструментарий
для определения уровня профессиональной компетентности.
Методы работы: проблемно-ориентированный анализ,
разработка диагностического инструментария, анкетирование, теоретическое
моделирование.
Ожидаемые результаты:
Разработка Программы опытно-экспериментальной деятельности;
Выявление педагогических проблем методом самодиагностики;
Амплификация педагогических знаний;
Разработанная структура и содержание портфолио педагогов;
Выбор тем по саморазвитию и проектной деятельности педагогов
(формулировка темы, определение цели, задач и плана работы).
II этап - основной (организационно-исполнительский).
Цель: Осознанное вовлечение педагогов в процесс
экспериментальной деятельности. Разработка оптимальной эффективной модели
повышения профессиональной компетентности педагогов с учетом особенностей их
профессиональной позиции, образования, стажа работы через включение их в
коллективную мыследеятельность. Реализация инновационной и проектировочной
деятельности.
Содержание:
· Создание условий, обеспечивающих
эффективность работы всех участников педагогического процесса;
· Разработка и реализация инновационных
процессов;
· Создание системы методической работы:
посещение и проведение мероприятий, открытых занятий и т.д.;
· Создание и ведение глоссария;
· Оформление методической копилки;
· Обобщение прогрессивного педагогического
опыта;
· Установление сотрудничества с
заинтересованными организациями;
· Обеспечение научно-консультативной
поддержки, установление сотрудничества;
· Вовлечение родителей, специалистов
социальных институтов детства, педагогов ДОУ в единую творческую деятельность;
· Психолого-методическая работа с
педагогами;
· Мониторинг хода и результатов работы;
· Повышение квалификации педагогов;
· Овладение педагогами перспективными
технологиями развивающего образования (проектный метод, эксперимент).
Методы работы: проектирование, моделирование, эксперимент.
Ожидаемые результаты:
Включение инновационных процессов в жизнедеятельность ДОУ.
Формирование нового качества методической работы,
своевременная ее корректировка.
Эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного
процесса;
Удовлетворенность всех участников образовательного процесса
жизнедеятельностью ДОУ;
Осуществление мониторинга эффективности образовательного
процесса.
III этап - завершающий (рефлексивно-обобщающий).
Цель: Систематизация материалов опытно-экспериментальной
деятельности в Программу повышения профессиональной компетентности педагогов
Содержание:
· Оценка результатов реализации задач
экспериментальной деятельности;
· Организация разнонаправленной и
разноуровневой рефлексивной деятельности всеми педагогами ДОУ;
· Обсуждение результатов мониторинга,
принятие тактических и стратегических решений по его результатам;
· Обобщение опыта и результатов деятельности
за 5-летний период и подготовка презентации результатов;
· Создание методических рекомендаций для
педагогических коллективов ДОУ по развитию профессиональной компетентности
педагогов;
· Определение перспектив развития ДОУ.
Методы работы: анкетирование, экспертиза, диагностика.
Ожидаемые результаты:
· Повышение профессиональной компетентности
педагогов;
· Систематизация материала по развитию
профессиональной компетентности педагогов ДОУ;
· Самообразование и саморазвитие всех членов
педагогического сообщества;
· Работа педагогического коллектива ДОУ в
инновационном режиме;
· Атмосфера сотрудничества, совместного
творчества;
· Устойчивое мотивационно-оценочное
отношение к себе как к профессионалу;
· Обобщение прогрессивного педагогического
опыта;
· Составление адаптивных и индивидуальных
программ по самообразованию;
· Психолого-педагогическая рефлексия
деятельности.
Общий продукт: Создание Программы повышения
профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Формы предоставления результатов проекта:
Отчеты с приложениями по завершению каждого этапа
эксперимента;
Организация и проведение краевого семинара;
Статьи в издания городского и краевого уровня;
Презентация "Результаты опытно-экспериментальной
деятельности ДОУ.
Формами предоставления результатов эксперимента
являются:
Отчеты с приложениями по завершению каждого этапа
эксперимента;
Организация и проведение краевой стажерской практики;
Отчет о деятельности краевой экспериментальной площадки;
Статьи на сайте ДОУ, в издания городского и краевого уровня;
Разработана программа сопровождения профессионального
саморазвития педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО;
Видеофильм "Мы вместе" о результатах
опытно-экспериментальной деятельности ДОУ;
Видеофильм "Социализация детей дошкольного возраста в
условиях реализации ФГОС ДО".
. Сопровождение реализуется тьюторами в соответствии с
разработанными ими документами:
Комплексная программа сопровождения,
Целевая программа сопровождения процесса саморазвития
педагогов ДОУ,
Карта профессионального роста.
Разработаны методические рекомендации для воспитателей по
организации конструктивного взаимодействия с детьми в процессе игровой
деятельности.
. Комплексная программа сопровождения педагогов содержит:
формы и виды сопровождения,
цели и задачи повышения уровня профессиональной
компетентности педагогов,
основные идеи,
продукты сопровождения.
. Целевая программа сопровождения процесса саморазвития
педагогов ДОУ содержит информацию о педагогах ДОУ (Приложение 4):
образование, должность и стаж педагогической деятельности,
проблема саморазвития,
способы, формы и виды сопровождения,
сопровождающие: тьютор, консультант,
способы отслеживания результатов саморазвития.
. Карта профессионального роста имеет трехуровневую структуру
и состоит из компонентов (Приложение 5).
базового (инвариантного) (содержание определяется тьюторами
согласно их планам сопровождения),
вариативного (содержание определяется результатами
мониторинга и диагностирования педагогов),
инициативного (содержание определяется потребностями и
заявками педагогов).
. Карты профессионального роста заполняются индивидуально или
в малых группах в процессе непосредственного профессионального общения с
тьюторами. Позиция последнего - не сформулировать за педагога, а подвести его к
самостоятельному высказыванию собственной мысли.
Таким образом, разработан проект профессионального
саморазвития педагогов:
На первом этапе разработали комплексную программу, в которой
раскрыты основные формы сопровождения педагогов, определены цели и задачи
каждой конкретной формы, прописаны их основные идеи и продукты деятельности.
Изучили затруднения и интересы в профессиональной деятельности педагогов,
используя анкетирование и тестирование. На основе полученных данных разработали
целевую программу сопровождения процесса саморазвития педагогов ДОУ.
На втором этапе идет активное и осознанное вовлечение
педагогов в процесс экспериментальной деятельности. Педагоги осваивают метод
проектов и другие педагогические технологии, активно участвуют в системе
методической работы, повышают свой профессиональный уровень через участие в
конкурсах профессионального мастерства, выставках и конференциях педагогических
идей и проектов городского, краевого и всероссийского уровней. Педагоги
демонстрируют более высокий уровень.
На третьем этапе предполагается систематизация материалов
эксперимента в Программу повышения профессиональной компетентности педагогов.
Программа содержит оценку результатов реализации задач экспериментальной
деятельности, организацию разнонаправленной и разноуровневой рефлексивной
деятельности всеми педагогами ДОУ, обсуждение результатов мониторинга, принятие
тактических и стратегических решений по его результатам, обобщение опыта и
результатов деятельности за 5-летний период и подготовка презентации
результатов, создание методических рекомендаций для педагогических коллективов
ДОУ по развитию профессиональной компетентности педагогов, определение
перспектив развития ДОУ.
Заключение
Возникшие в современном обществе социальные потребности в
переосмыслении квалификации работников образования обуславливают необходимость
пересмотра роли и места профессионального развития в педагогической практике.
Процесс профессионального саморазвития характеризуется
целостностью и непрерывностью, Это выражается с одной стороны, в устойчивой и
согласованной связи и в преемственности функций различных форм повышения
квалификации, с другой - в сочетании эмпирической деятельности с коллективной
методической работой и самообразованием.
Повышение профессионального саморазвития педагогов с помощью
метода проектов основывается на системном подходе, которая базируется на
системном анализе. Это способствует выявлению основных противоречий в работе,
определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет
выработать план действий, реализующемся при целенаправленном руководстве и
контроле деятельности педагогов.
Социально-экономические перемены общественной жизни нашей
страны внесли соответствующие изменения и в российскую систему дошкольного
образования, ставшей многофункциональной по своему предназначению. Достижение
нового современного качества дошкольного образования за счет обновление
содержательной и структурной сторон воспитательно-образовательной деятельности
в каждом из образовательных учреждений для детей дошкольного возраста во многом
зависят от системы его управления и каждого конкретного руководителя.
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного,
свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в
связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению
сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического
мастерства призвана специально организованная методическая работа.
Проектная работа - в дошкольном учреждении - это целостная,
основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система
взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и
профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
В детских садах сложились определенные формы повышения
квалификации воспитателей, однако, между различными видами проектной работы
часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей
воспитателей.
Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения
заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем
эффективные методы повышения педагогического мастерства.
В заключение можно отметить, что четко выстроенная система
работы в дошкольном образовательном учреждении позволяет повысить
профессионализм каждого педагога.
Список
литературы
1. Бабанский
Ю.К. Избранные педагогические труды / сост.М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика,
2010. - 558 с.
2. Багаева
И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у
будущего учителя / И.Д. Багаева - Усть-Каменогорск, 2011. - 338 с.
. Белая
К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.:
ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
. Волосовец
Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном
учреждении / Т.В. Волосовец, О.Н. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 232 с.
. Жук
А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.
- метод. пособие / А.И. Жук., Н.Н. Кошель. - 2-е изд. - Минск: Аверсэв, 2014. -
335 с.
. Загвязинский
В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: ИНФРА, 2011.
- 160 с.
. Зеер
Э.Ф. Психология профессионального развития. / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2011.
- 280 с.
. Зинченко
В.П. Сознание и творческий акт. / В.П. Зинченко. - Mосква: Языки славянских
культур, 2010. - 592 с.
. Кан-Калик
В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - М.:
Педагогика, 2012. - 144 с.
. Клименко
Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология:
проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита,
июнь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый. 2011. С.30-39.
. Кокоткина
О.А. Как организовать работу по самообразованию / О.А. Кокоткина // Дошкольное
воспитание. 2012. № 8. С.36.
. Коломинский
Я.Л. Диагностика педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломинский, Е.А.
Панько. - М.: Мир, 2013. - 319 с.
. Кузьмина
Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного
обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 2012. - 255 с.
. Кухарев
Н.В. Стимулирование педагогического творчества: учебно-методическое пособие для
педагогов / Н.В. Кухарев, В.С. Решетько. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011. -
143 с.
. Макаренко
А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика,
1983-1986. Т.1: [Педагогические произведения 1922-1936 гг.] / Сост.: Л.Ю.
Гордин, А.А. Фролов. - 2013. - 365 с.
. Поташник
М.М. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и
методическое пособие / под ред.М. М. Поташника - М.: Педагогическое общество
России, 2013 - 448 с.
. Свирская
Л. ФГОС дошкольного образования / Л. Свирская, Л. Роменская. - Великий
Новгород: НИРО, 2014. - 60 с.
. Сластенин
В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / В.А.
Сластенин. - М.: Прометей, 2013. - 178 с.
. Сластенин
В.А. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития
учителя. / В.А. Сластенин, М.И. Кряхтунов. - М.: ИНФРА, 2011. - 364 с.
. Соколова
О.В. Условия развития профессионального мастерства педагогов ДОУ / О.В.
Соколова, С.Н. Юревич // Магнитогорский государственный университет. -
Магнитогорск. 2014. С.3.
. Шумакова
К.С. Тьюторинг как форма повышения квалификации педагогов / К.С. Шумакова //
Педагогическое образование в России. 2012. №1. С.135-140.
Приложение 1
Анкета "Общие сведения о педагоге"
1. Ф. И.О. ___________________________________________________
. Дата рождения _____________________________________________
. Семейное положение _______________________________________
. Сведения об образовании (что, где, когда окончил, наличие
сертификата) ____________
. Специальность
______________________________________________
. Должность _________________________________________________
. Общий трудовой стаж _______________________________________
. С какого года работает в ДОУ
________________________________
. Повышение квалификации ___________________________________
№
|
Какие курсы,
семинары, учебы
|
Когда
|
Где
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. Аттестация (категория, где, и когда прошел аттестацию)
. Какой опыт обобщал и когда
_________________________________
. Поощрения _______________________________________________
. Взыскания _______________________________________________
. Выполняемая общественная работа __________________________
Заполняется на каждого воспитателя.
Приложение 2
Шкала самооценки профессиональной компетентности
педагога
Оцените свои личностные качества.
- ярко выражены, 4 - высоко выражены, 3 - средний уровень, 2
- минимальный уровень, 1 - отсутствует (обведите кружочком).
1.
|
Чувство объекта.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
2.
|
Чувство такта.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
3.
|
Чувство меры.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
4.
|
Чувство
причастности.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
5.
|
Чувство
ориентира.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
. Индивидуальные личностные качества:
1.
|
Душевная
чуткость.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
2.
|
Чувство
деликатности.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
3.
|
Чувство юмора.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
4.
|
Чувство
интуиции.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
. Качества, основанные на психологических механизмах:
1.
|
Рефлексия.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
2.
|
Идентификация.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
3.
|
Эмпатия.
|
4
|
3
|
2
|
1
|
4.
|
Децентрация.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
. Качества, основанные на педагогических способностях:
Оцените уровень своих умений.
1.
|
Проектировочные.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
2.
|
Конструктивные.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
3.
|
Коммуникативные.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
4.
|
Организаторские.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
5.
|
Гностические.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Оцените свою способность к творчеству.
1.
|
Владение
приемами научного анализа и синтеза.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
2.
|
Умение внедрять
науку в практику.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
3.
|
Владение
основополагающими идеями внедрения.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
4.
|
Способность
разрабатывать научно-практические методы внедрения.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
5.
|
Способность
видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми учитель успешно
продвигается к вершинам профессионализма.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
6.
|
Умение
использовать опыт других учителей применительно к условиям собственной
деятельности.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
7.
|
Способность
прогнозировать педагогическую деятельность, создавать педагогические
инновации.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
8
|
Умение
сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать вредные стереотипы
в образовании.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
9.
|
Умение принимать
оптимальные решения в конкретных ситуациях.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
10.
|
Умение
переносить знания в различные педагогические и условия.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Оцените свой профессионализм самосовершенствования.
1.
|
Умение видеть
пробелы в знаниях психолого-педагогической литературы и устранять их через
самообразование.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
2.
|
Умение видеть
пробелы в знаниях методической (по предмету) литературы и оперативно
устранять их.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
3.
|
Умение
справедливо оценивать свои знания в области специальной литературы (по
предмету), оперативно и систематически устранять имеющиеся пробелы.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
4.
|
Справедливо
оценивать пробелы в знаниях художественной литературы, искусства, музыки и
устранять их.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
5.
|
Видеть
личностные недостатки и уметь организовывать себя на их устранение,
систематически заниматься самовоспитанием.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
6.
|
Умение
правильно выбирать приемы внутренней саморегуляции (самоконтроль, самоотчет,
самоодобрение, самовнушение и др.).
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
7.
|
Умение
правильно выбирать приемы самопринуждения (самоосуждение, самозапрещение,
самонаказание и др.).
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
8.
|
Организовывать
себя заниматься обобщением передового педагогического опыта с целью его
внедрения в практику своей работы.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
9.
|
Заниматься
психолого-педагогическими исследованиями в целях достижения высокой
продуктивности собственного труда, на их основе формулировать и решать
педагогические задачи.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
10.
|
Умение обобщать
результаты своих исследований в виде научно-практических статей, методических
пособий, рекомендаций.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
11.
|
Выступать с
научными докладами о достижениях педагогической науки, передового
педагогического опыта.
|
5
|
4
|
3
|
2
|
|
Приложение 3
Методика "Опросник по определению стиля
общения воспитателя с детьми"
Инструкция воспитателю.
Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий
вариант ответа.
Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;
б) говорить только то, что захочет;
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его
отсутствие дидактический материал для занятий, то вы:
а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому
принять нужное решение;
б) представите самим детям разбираться в проблеме;
в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый
материал.
Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок
сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен. Как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу;
б) проявите заинтересованность и выясните причину такого
поведения;
в) скажите ему: "Вот всегда бы так занимался".
Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие
в занятиях. Как вы поступите:
а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого
состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей;
б) предложите ему заняться чем-либо другим;
в) заставите ребенка принять участие.
Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка. Что
предпочтете сделать:
а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают,
занимаются;
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
в) займетесь своими делами.
Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:
а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на
них не стоит обращать особого внимания;
б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с
помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним
нужно относиться бережно.
Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его
воспитывать и обучать;
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а
сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению
активности самого ребенка;
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности
и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и
не нарушал дисциплину.
Ваше отношение к активности ребенка:
а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие;
б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и
воспитание;
в) положительно тогда, когда активность согласована с
педагогом.
Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он
уже делал это. Ваши действия:
а) не обратите на это внимание;
б) предложите выполнять задание;
в) предложите другое задание.
Какая позиция, по-вашему, болев правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем;
б) если он не осознает заботу, то это его дело, но
когда-нибудь он об этом пожалеет;
в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и
любовь?
Обработка ответов
Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.
Обработка ответов.
Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.
Варианты
ответов
|
Вопросы
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
А
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
Б
|
3
|
1
|
3
|
1
|
2
|
2
|
3
|
1
|
2
|
1
|
В
|
1
|
2
|
1
|
3
|
1
|
3
|
1
|
2
|
3
|
3
|
Общая сумма баллов характеризует склонность воспитателя к
определенному стилю:
· 30 баллов - предпочтение к
демократическому стилю;
· 19 баллов - выраженность либерального
стиля общения;
· 9 баллов - выраженность авторитарного
стиля.
Приложение 4
Комплексная Программа сопровождения
Формы, виды
сопровождения
|
Цель и задачи
уровня профессиональной компетентности
|
Основная идея
|
Продукт
|
Педсоветы
|
- Обсуждение
состояния работы и путей ее совершенствования; Повышение уровня образовательной
работы в ДОУ; Обсуждение и выбор образовательных программ, форм, методов
образовательного процесса;
|
- Организация
выявления, обобщения, распространения и внедрения педагогического опыта;
Решение конкретных задач ДОУ.
|
- Протокол
заседания; Доклад; Материалы контроля; Конспекты открытых занятий;
Диагностические срезы знаний детей по реализуемой задаче; план подготовки к
педагогическому совету; Выставка новинок литературы и наглядного материала,
сделанного педагогами по обсуждаемому вопросу; Тематический каталог Детские
работы; Анкеты.
|
Консультирование:
индивидуальное и групповое: информационное проблемное
|
- повышение
уровня профессиональной компетентности педагогов в области педагогики и
психологии; активное вовлечение педагогов в творческо-исследовательскую
деятельность; воспроизведение и творческая реализация материала; помощь при
возникновении профессиональных потребностей.
|
- Знакомство
педагогов с новыми достижениями педагогической и психологической науки,
новинками методик и технологий дошкольного воспитания.
|
- Тезисы;
Алгоритм (схема); Конспект консультации; Методические рекомендации;
Методические разработки; Методическая копилка; Памятки для педагогов.
|
Школа молодого
и начинающего специалиста (ШМНС)
|
-
индивидуальное сопровождение молодых и начинающих педагогов; повышение уровня
профессиональной компетентности начинающих педагогов в области педагогики и
психологии; помощь при возникновении профессиональных потребностей;
сопровождение по темам саморазвития.
|
- Рассмотрение
различных, наиболее сложных для педагогов вопросов, не связанных единой
проблемой, сочетание теоретических занятий, где освещаются вопросы методики,
с практическим показом работы с детьми, а также проведение собеседований по
материалам занятий, наблюдение за работой начинающего воспитателя с целью
выявления степени усвоения темы.
|
- Карты
наблюдений; Памятки для педагогов; Конспект; Методические рекомендации.
|
Семинары:
научно - теоретический
|
- повышение
теоретического уровня воспитателей по конкретному вопросу воспитательно-образовательной
работы с детьми;
|
- обсуждение
вопросов теории, проблем практики, знакомство с передовым опытом;
|
-
Аналитическая справка просмотренных мероприятий; Реферат; Видео - модуль
Презентация Слайд-шоу
|
-разработнический
семинар - практикум
|
-формирование
умения разрабатывать педагогические проекты, рабочие программы в соответствии
с требованиями ФГОС ДО;
|
-разработка
проектов, программ; участие в конкурсах разного уровня.
|
|
- семинар -
практикум
|
- повышение
уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических
навыков, необходимых в работе с детьми.
|
- включение
практических заданий, наблюдений работы коллег с последующим обсуждением.
|
|
Портфолио
педагога
|
- демонстрация
успешности педагога как личности и профессионала; учет результатов,
достигнутых педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной,
творческой, социальной, коммуникативной; систематизация опыта, накопленная
специалистом, его знания, определение направления его развития, а также
объективная оценка его профессионального уровня; организация рефлексии
образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов и продуктов,
анализ и оценку, проведенные автором.
|
- Способ
фиксации, накопления и анализа индивидуальных, профессиональных и личностных
достижений человека (педагога).
|
-
Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются
индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных
видах деятельности: (печатный и мультимедийный)
|
Мастер - класс
|
- передача
педагогического опыта путём прямого и комментированного показа методов и
приёмов работы общественно признанного педагога; педагог - мастер
осуществляет учебную, методическую и транслирующие функции с целью повышения
профессионального уровня слушателей; создание условий для полноценного
проявления и развития педагогического мастерства педагогов края на основе
организации инновационного пространства для профессионального общения по
обмену опытом работы, трансляции опыта лучших педагогов; передача учителем -
мастером инновационного педагогического опыта в практическую деятельность
педагогов - последователей путем прямого и комментированного показа действий,
методов, приёмов и форм педагогической деятельности, научно - методического
обеспечения; рефлексия собственного профессионального опыта участниками
мастер - класса; оказание помощи участникам мастер - класса в определении
задач саморазвития, формировании индивидуальных программ профессионального
роста
|
- Сообщение
педагога о своей творческой лаборатории в форме дискуссии, круглого стола и
показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных
инновационных приемов и способов организации детей; Использование
наглядности, подтверждающей опыт.
|
- Конспект
мастер-класса; Методические рекомендации; Методические разработки;
Педагогическая копилка; Мультимедийный продукт; Видео - модуль; Продукты
деятельности (поделки, вышивки, создание печатного материала: стих, сказка и
пр.)
|
Открытая
непосредственно - образовательная деятельность, культурные практики, сюжетно
- ролевые игры, мероприятия
|
- обучение,
передача педагогического опыта.
|
- Демонстрация
уровня профессионализма педагогов.
|
- Конспекты
занятий; Методические разработки; Карты анализа занятия.
|
Вебинары,
видеосалоны
|
- Передача
коллегам профессионального опыта организации работы с детьми в детских садах
города, края.
|
- Показ
конкретных наиболее эффективных форм, методов организации педагогического
процесса для ознакомления и обучения других воспитателей (занятия, игра,
труд, режимные моменты и др.).
|
- Конспекты
проведенных мероприятий; Методические разработки; Карты анализа просмотров.
|
Обобщение
педагогического опыта
|
- Описание
совокупности знаний, умений, навыков, приобретенных педагогом в процессе
профессиональной деятельности, как основы педагогического мастерства.
|
- Описание
профессионального опыта в различных формах обобщения: показ работы,
выступление на педагогическом совете, семинаре, консультации с рассказом об
опыте. Раскрытие системы работы, истоков опыта и путей становления.
|
- Творческие
работы; Самоанализ; Авторские программы; Методические разработки.
|
Совместные
проекты деятельности всех участников педагогического процесса.
|
- реализация
авторского потенциала педагогов; творческое преломление содержания программы.
|
- Раскрытие и
активизация творческих возможностей всех участников педагогического процесса
через организацию эффективного взаимодействия.
|
- Новые
проекты; Выставка творческих работ; Тематические папки; Презентации;
Видеоматериал.
|
Педагогическая
студия
|
-создание
методического пространства, позволяющего педагогам повысить профессиональный
уровень и уровень методического мастерства, определить своё место в
педагогической практике. создание условий для формирования мотивации педагога
на преобразование своей деятельности, использование в педагогической практике
эффективных технологий, форм и средств обучения, систем работы,
обеспечивающих решение задач, стоящих перед современным образованием.
|
|
- Сценарный
план проведения педагогической студии; Продукты деятельности (видеозаписи,
поделки, пооперационные карты, дидактические игры, создание мультфильма,
создание печатного материала: стих, сказка, лэпбуки, матрицы, технологические
карты организации культурных практик и пр.) Методические разработки.
|
Арт-технологии
в работе с педагогическим коллективом
|
-Развитие
конструктивного общения и улучшение психологического климата в коллективе;
Формирование команды; Развитие навыков планирования времени
(тайм-менеджмент); Нахождение творческих решений в профессиональной
деятельности; Осознание миссии и постановка целей организации; Раскрытие
внутреннего потенциала руководителя, становление творческого лидера; Развитие
психологической устойчивости; Снятие напряжения, преодоление стрессовых
состояний и нагрузок, снижение уровня тревоги.
|
- Изготовление
поделки из конкретного или спонтанного материала (пескотерапия, космический
песок); Методические разработки.
|
Тренинги
|
- Активное
обучение навыкам поведения и развития личности; Систематическая тренировка
или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга.
|
- Освоение и
последующее применение тех или иных упражнений, ориентированных на развитие
или демонстрацию психологических качеств или навыков.
|
- Методические
разработки; Картотека тренинговых упражнений.
|
Приложение 5
Карта профессионального развития
Ф.И.О.
Категория __________________________
Стаж _______________________________
Образование________________________
Дата заполнения ____________________
Проблема: _________________________
Мне это нужно, потому что
Содержательный
компонент
|
Процессуальный
компонент (формы сопровождения)
|
Результаты
моего развития (продукт)
|
Критерии моего
профессионального развития
|
Показатели,
индикаторы роф. Развития (колич. показатели)
|
Эффекты
сопровождения
|
Ответственные,
сроки
|
Базовый
(инвариантный)
|
|
|
|
|
|
|
Вариативный
компонент
|
|
|
|
|
|
|
Инициативный
|
|
|
|
|
|
|