Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Проблема сохранения здоровья и гармонического развития дошкольника через игру решается следующими педагогами, как: Ю.Ф. Змановский, Л.Н. Волошина, В. Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров, Э. И. Александрова, К. К. Утробина. Наряду с перечисленными авторами мы в нашей школе - комплекс используем такие игровые технологии, как интеллектуальная игра преследования ЖИПТО Г. Томского и методика «Дары Фрёбеля». Настоящей находкой для педагогов стало знакомство с интеллектуальной игрой ЖИПТО и последующее её внедрение в воспитательно-образовательный процесс.
ЖИПТО - это интеллектуальная игра преследования, которая имеет версии для всех возрастов и на любой вкус (существует более 2400 версий), выступает эффективным стимулятором научного, профессионального, художественного, литературного и математического творчества. Такой игровой стимулятор является ценной находкой для интеллектуального и творческого развития одаренных детей, а также детей с ограниченными возможностями, от детского сада до университета в рамках здоровьесберегающего образовательного пространства» [3]
Применение интеллектуальной игры ЖИПТО способствует и гармоничному физическому развитию (развитию двигательных и физических качеств дошкольников), а также и решает проблему оздоровления детей.
Использование интеллектуальной игры преследования Г. Томского ЖИПТО на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста.
Игра ЖИПТО является одной из главных форм для закрепления пройденного материала. Благодаря интересной интриге в игре, у детей поддерживается интерес и казалось бы, скучные упражнения и движения выполняются детьми с удовольствием. Например, те же наклоны, прыжки, упражнения с предметами или без них дети выполняют с интересом, чтобы продвинуться вперед, сделать свой ход на поле, и достичь цели. Игра ЖИПТО является также лучшим, эффективным средством в развитии творческих способностей у детей при интеграции предметов. Например, с удовольствием дети выполняют задания по физической культуре и казахскому языку, физкультуре и развитию речи.
На занятиях физической культуры можно использовать как напольное поле ЖИПТО, так и мини- поле на доске, которое служит планом для занятия. Можно использовать поле в электронном варианте, (на интерактивной доске), которое также может служить планом или маршрутом, по которому дети путешествуют, преодолевая какие - то препятствия, выполняют задания, идут к своей цели.
Игра ЖИПТО способствует активизации мыслительной деятельности, предоставляет возможность проверить или развить свои способности.
Играя в ЖИПТО, дети с большим удовольствием и без особого напряжения занимаются физкультурой. Движения, связанные с каким - либо образом или сюжетом, увлекают их, образ подталкивает к исполнению подражательных движений. Например, образ «батыров», «здоровячков» и др. персонажей стимулирует к лучшему, качественному выполнению заданий даже таких робких нерешительных детей. Частая смена двигательной деятельности на занятиях с разной физической нагрузкой сосредотачивает внимание детей, дисциплинирует и снимает напряжение. Одновременно на занятиях формируется у детей творческое воображение. Его развитию способствуют специальные игровые задания, при выполнении, которых, дети производят действия с каким-то предметом. При этом дети придумывают новые способы применения предметов. Например, гимнастическая палка - весло, зонтик, карандаш, и т.д. Передвижение фишек по игровому полю ЖИПТО является вспомогательным приемом обучения. Этот прием помогает активизировать внимание ребенка и максимально поддерживать интерес на протяжении всей игры (продолжительность прохождения игры около 25-30 минут). Игра ЖИПТО может использоваться, как целое занятие и как часть занятия. На физкультурных занятиях в дошкольном возрасте, играя в ЖИПТО, можно применять такие сюжеты, в которых: «преследователь» - кот, который создает препятствия «убегающим» - мышкам. В ходе занятия «убегающие» - мышки преодолевают препятствия, выполняя задания. На каждом этапе поля, задания меняются. Дети, выполняя эти задания, совершенствуют свои двигательные умения и навыки по физическому воспитанию. Одно поле ЖИПТО может быть использовано несколько раз, игры и упражнения могут меняться в зависимости от поставленной задачи. Несомненно, интеллектуальная игра ЖИПТО дает свои положительные результаты. Успех и богатство возможностей использования в образовании игры ЖИПТО объясняется тем, что поле для игры может быть на любую тему, а тема преследования дает неограниченные возможности для творческой деятельности детей. Обучаясь этой игре, дети развивают логическое мышление и важные личностные качества: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность. Также развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила. Дети в игре учатся планировать свои действия, обдумывать их, размышлять в поисках результата, проявляя при этом свое творчество.
Важное место в системе дошкольного воспитания отводится основным теоретическим и методическим принципам системы Ф. Фребеля, которые остаются актуальными в настоящее время и используются в современной практике дошкольной педагогики.
В системе Фрёбеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры.
Обучение детей в детских садах Фрёбеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Ф. Фрёбель разработал свой дидактический материал, так называемый, «Дары Фрёбеля». [4]
Ф. Фрёбель выделял физическую культуру как пятый вид деятельности ребенка. Воспитатель, по его мнению, должен пронаблюдать и поддержать первоначальные и закономерные проявления овладения своим телом через гимнастику. Включение игр с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» направлено на решение следующих задач: [5]
создание разнообразной физкультурно-игровой, здоровьесберегающей среды, направленной на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие детей;
ознакомление с правилами подвижных игр, формирование умения четко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Также возможна интеграция в игры с использованием игрового набора
«Дары Фрёбеля» мягких модулей, рекомендованных к использованию
во время образовательного процесса по решению
задач в образовательной области «Физическая культура». Мягкие модули являются развитием идей Ф. Фрёбеля, дополнением к «дарам». Сочетание разных мягких модулей и игр направлено на:
развитие и обучение основным видам движений;
создание эффекта новизны за счёт смены переносного оборудования и внесения новых пособий;
объединение разных пособий в комплексы;
размещение дополнительных пособий;
различное пространственное положение пособий;
создание игровых зон.
Использование мягких модулей способствует закреплению двигательных умений и навыков в основных движениях. Темы занятий: «В гости к зайке» - дети пролезают в круг, прыгают с круга на круг. На занятии «Научим Незнайку» мягкие модули помимо использования в основных движениях, используются в игре «Подарок другу» с целью развития у детей ориентировки в пространстве. С помощью своего тела и мягкого модуля выложить букву.
Достаточно высокая двигательная активность проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность за выполнение правил и достижение определенного результата. В процессе выполнения двигательных заданий различной сложности дети перепрыгивают через барьеры, пролезают под дуги, ходят по наклонному буму, прыгают с круга на круг, метают в круг и т.д. У них совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются быстрота движений, ловкость, координация и выносливость.
«Дары Фрёбеля» способствуют всестороннему развитию личности ребенка: развитию мышления, воображения, активной речи, развитию сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, пальцев, а также раскрепощению ребенка, умению свободно чувствовать себя в коллективе. Модули Ф. Фрёбеля являются эффективным средством развития творчества у детей. Поэтому так необходимо использовать «Дары Фрёбеля» в воспитательно-образовательном процессе ДОО.
В процессе развития двигательной активности, ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает её способами и опытом их реализации. Развивая двигательную активность, мы развиваем и творческую деятельность ребенка, его познавательные способности, волевые качества, эмоциональную сферу.
1.Приобщение к физической культуре посредством:
- Развивающих подвижных игр;
командных игр с правилами и сигналами;
общеразвивающих упражнений;
упражнений в равновесии, бросках, ловли, метания;
совершенствования и автоматизации основных видов движений.
2.Развитие двигательных способностей и навыков с помощью:
- выполнения имитационных движений;
выполнения упражнений на образное перевоплощение;
выполнения статических поз;
Вся работа по развитию двигательной активности у детей через использование модулей Ф. Фрёбеля осуществлялась поэтапно.
Была проведена большая предварительная работа с детьми по ознакомлению с игровыми наборами Ф. Фрёбеля. Для родителей проведены консультации о важности развития двигательной активности у детей «Двигательная активность детей» и «Дары Фрёбеля» - их значение в развитии ребенка». Также родители были ознакомлены с литературой «Дары Фрёбеля». Высокий результат развития двигательной активности у дошкольников достигается при совместном взаимодействии детей, педагогов и родителей. После того, как дети и родители познакомились с игровыми наборами Фрёбеля, у детей стал проявляться более глубокий интерес к играм, а особенно когда родители были привлечены к изготовлению шаров по образцу игрового набора №1. И, следовательно, стали улучшаться и совершенствоваться двигательные навыки детей по основным движениям: бег, метание, прыжки, ползание. Также возможна интеграция в игры с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» мягких модулей, рекомендованных к использованию во время образовательного процесса по решению задач в образовательной области «Физическая культура».
Так в интегрированном занятии по казахскому языку и физической культуре с использованием модулей Ф. Фрёбеля на тему «Научим Незнайку» целью занятия являлось - развитие коммуникативно-языковой компетентности и двигательной активности детей дошкольного возраста на основе межпредметных связей и сохранения здоровья на занятии.
В результате использования игрового набора «Дары Фрёбеля» к концу учебного года достигли положительных результатов в развитии двигательных навыков. У детей развились физические качества: сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость. Особенно «Дары Фрёбеля» способствуют развитию мелкой и крупной моторики рук.
Использование игровых технологиий в физическом воспитании детей играет большую педагогическую роль. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
игровой физический дошкольник
Список использованной литературы
1.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. Управление ДОУ. - 2012. - №5.
2.Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. Старший воспитатель. - 2007 - №6.
4.Дары Фребеля и игры с ними.
5.В.В. Кожевникова, А.В. Соколова Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическая культура» Методические рекомендации. Москва ООО «Издательство ВАРСОН» 2012.