Тема: Судебная реформа в современной России: слияние Верховного и Высшего арбитражного судов

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    4,45 Кб
Судебная реформа в современной России: слияние Верховного и Высшего арбитражного судов
Судебная реформа в современной России: слияние Верховного и Высшего арбитражного судов
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!













Эссе

Судебная реформа в современной России: слияние Верховного и Высшего арбитражного судов

арбитражный суд конституция

6 февраля 2014 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации». Этими двумя законами объединены два из трёх существовавших ранее судов высшей инстанции - Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Новый объединённый орган судебной власти называется Верховный Суд РФ. Иными словами, распущен один из судов высшей инстанции - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, все упоминания о нём изъяты из Конституции РФ, а все его полномочия переданы другому суду высшей инстанции - Верховному Суду Российской Федерации.

На пленарном заседании на Петербургском международном экономическом форуме 21 июня 2013 г. В.В. Путин предложил: «в целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления предлагаю объединить Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России».

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванов подчеркнул, что «речь идёт именно об объединении, а не о присоединении одного суда к другому». Этими словами он обозначил, что объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в новый Верховный Суд РФ будет произведено на равных условиях.

Законопроект «О поправке к Конституции «О Верховном суде России и прокуратуре» был внесен в Государственную Думу Президентом РФ 7 октября 2013 г., 22 ноября пакет законопроектов был принят Государственной Думой во втором чтении, а спустя пять дней его единогласно одобрил Совет Федерации.

До реформы функционировали три суда высшей инстанции: Конституционный Суд РФ, проверявший (и проверяющий, так как его судебная реформа 2014 г. не коснулась) соответствие принимаемых новых нормативно-правовых актов действующей Конституции РФ; Верховный Суд РФ, относившийся к федеральным судам общей юрисдикции (Федеральный конституционный закон о судах общей юрисдикции в Российской Федерации в ред. Федеральных конституционных законов от 01.06.2011 №3-ФКЗ, от 08.06.2012 №1-ФКЗ, от 10.07.2012 №2-ФКЗ, от 01.12.2012 №3-ФКЗ) (суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские дела, дела по административным правонарушениям); и Высший Арбитражный Суд РФ, рассматривавший экономические споры, регулировавший главным образом отношения в сфере предпринимательской деятельности.

После реформы остались два суда высшей инстанции: Конституционный Суд РФ (его функции, полномочия, структура и т.д. остались прежними, его, как уже было сказано, рассматриваемая реформа никак не затронула) и Верховный Суд РФ, более не включённый в систему судов общей юрисдикции. По делам, подсудным судам общей юрисдикции, Верховный Суд РФ осуществляет надзор за деятельностью этих судов, а также за военными судами, рассматривает уголовные, гражданские, административные дела, дела по экономическим спорам в качестве суда апелляционной и кассационной инстанции.

Была изменена также численность судей ВС РФ: до принятия закона она устанавливалась федеральным законом о федеральном бюджете (ежегодно), но фактически последние годы неизменно составляла 125 человек. В ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» в статье 3 «Состав ВС РФ» указано фиксированное число - 170 человек.

Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия (в его юрисдикции находились дела по жалобам на решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за дисциплинарные проступки - нарушения трудовой или служебной дисциплины), которое являлось самостоятельным судебным органом (однако в его состав входили судьи судов РФ Высшего Арбитражного и Верховного), создана Дисциплинарная коллегия ВС РФ, в чью юрисдикцию переданы дела, подсудные до этого Дисциплинарному судебному присутствию. Также вместо Военной коллегии ВС РФ создана Судебная коллегия по делам военнослужащих.

На такую реорганизацию судебной системы, на перенос дел, ранее рассматривавшихся Высшим Арбитражным Судом РФ, в ведомство нового Верховного Суда РФ выделили 6 месяцев, через 6 месяцев (180 дней) после подписания вступил в силу Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Также не сразу вступает в силу та статья этого закона, где местом постоянного пребывания Верховного Суда указан город Санкт-Петербург. Конкретная дата вступления в силу этой статьи указана не в законе, а будет установлена Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Судом РФ. До этого времени Верховный Суд РФ будет осуществлять свои полномочия по прежнему месту пребывания - в Москве.

Целью проведения данной реформы было, как пояснил В.В. Путин, когда озвучивал идею законопроекта, «обеспечение единых подходов» к спорам с участием физических, юридических лиц и спорам с органами государственной власти и местного самоуправления. Также председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников прокомментировал, что реформа обусловлена «частыми дублированиями решений дел по похожим спорам, где принимаемые решения были совершенно разными». То есть, очевидно, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в аналогичных ситуациях, однако участниками которых выступали различные лица (физические или юридические, или органы власти), проводили отдельные друг от расследования и принимали разные решения. Значит, чтобы упорядочить решения аналогичных дел, но с различными участниками, и чтобы можно (и удобнее) было ссылаться на решения предыдущих дел и была проведена реформа.

Стоит отметить, что подобных изменений структуры судебной власти в России не проводилось с самого принятия Конституции РФ 1993. Три суда высшей инстанции функционировали: Конституционный Суд РФ с 1991 г., Высший Арбитражный Суд РФ с 1992 г., и Верховный Суд РФ с 1993 г. и в эту структуру не вносилось изменений вплоть до 2014 года и до рассматриваемой реформы.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!