Субъекты гражданских правоотношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Субъекты гражданских правоотношений















Курсовая на тему: Субъекты гражданских правоотношений

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и признаки субъектов гражданских правоотношений

.1 Субъекты гражданских правоотношений как субъекты гражданско-правовой деятельности

.2 Разграничение субъектов гражданского правоотношения и правосубъектность

Глава 2. Граждане и юридические лица как субъекты гражданский правоотношений

.1 Гражданин как субъект гражданского права

.2 Юридическое лицо - субъект гражданских правоотношений

Глава 3. Государство и муниципальное образование как субъекты гражданских правоотношений

.1 Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений

.2 Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность изучения субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что субъект является необходимым элементом любой деятельности, в том числе и той, которую отражает конструкция правоотношения.

Понятие правоотношения отражает не просто всю регулируемую деятельность, а те ее составляющие, которые необходимы для гражданско-правовой деятельности, а именно - субъект, объект, субъективные права и обязанности.

В юридической литературе указывалось на такую особенность гражданско-правового регулирования, как широкое применение поднормативного регулирования отношений, формирование содержания прав и обязанностей в допускаемых законом пределах волеизъявлением сторон. Однако так как поднормативным методом регулирования выступает обычно договор, содержащий согласованную волю сторон, то юридическое равенство субъектов гражданского права проявляет себя и в равной возможности сторон правоотношения в формировании содержания последнего.

Юридическое равенство субъектов гражданского права находит свое выражение в их общем положении (правоспособности), в структуре и содержании прав и обязанностей в конкретном правоотношении, в особенностях юридических фактов, порядке формирования содержания правоотношения, гражданско-правовой ответственности.

Изюминка гражданской правоспособности состоит в том, что она ни по характеру субъективных прав, которые может иметь ее носитель, ни по юридическим фактам, которые могут исходить от субъектов гражданского права, не заключает в себе возможности одностороннего предписания, навязывание своей воли, веления по отношению к другим лицам. Равенство субъектов гражданского права носило бы весьма призрачный характер, если бы установление правоотношения происходило вследствие одностороннего властного волеизъявления участника этого отношения.

Объектом исследования являются гражданские правоотношения.

Предмет исследования - субъекты гражданских правоотношений.

Цель курсовой работы - раскрыть правовое положение субъектов гражданских правоотношений.

Задачи работы:

раскрыть понятие и признаки субъектов гражданских правоотношений;

охарактеризовать правоспособность граждан и юридических лиц как субъектов гражданский правоотношений;

рассмотреть государство и муниципальное образование с точки зрения субъекта гражданских правоотношений.

Нормативно-правовую базу исследования составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие вопросы субъектов гражданских правоотношений.

Структура работы включает введение две главы, заключение и список использованных источников.

Глава 1. Понятие и признаки субъектов гражданских правоотношений

.1 Субъекты гражданских правоотношений как субъекты гражданско-правовой деятельности

Субъект права является определяющим для любого вида правоотношений.

Субъект права и право в субъективном смысле трактуются как продукт правопорядка: так считали известные немецкие правоведы Й. Колер, Л. Кюленбек, Й. Бирманн. По мнению дореволюционного русского правоведа Г.Ф. Шершеневича, субъект права - это тот, кому объективное право присваивает в юридическом отношении субъективное право: «Субъект права есть искусственный продукт творчества объективного права».

В свою очередь Е.Н. Трубецкой подчеркивал, что «субъектами права могут быть люди, не только действительно существующие, но и предполагаемые, имеющие родиться и прекратившие свое физическое существование, стало быть, не могущие иметь интересов». Он считал, что эта внешняя свобода не является физическим или психическим состоянием, или свойством какого-либо реального субъекта, что понятие субъекта права не совпадает с понятием конкретного, живого индивида, что объективным правопорядком за лицом признается лишь условная возможность самоопределения. Следовательно, лицо рассматривается как проекция объективного права, а субъективное право - как абстрактная возможность внешнего самоопределения личности.

С.Н. Братусь к субъектам гражданского права относил физические и юридические лица. Он писал, что личная сила индивида, выраженная в его правоспособности и в его субъективных правах, основывается на жизненных условиях, которые развиваются как общие для многих других индивидов. Ученый полагал, что материальные условия существования закрепляются законом, хотя далеко не все члены господствующего класса осознают их общезначимость и в состоянии фактически, на деле их реализовать и достичь тех результатов, которых достигает данный господствующий класс в целом.

Фактически, дискуссии о том, каким образом следует предопределять субъекта права, в советской цивилистике отсутствовали, поскольку его понятие права свелось к тщательному исследованию лишь одной характеристики - правосубъектности. Объяснялось это тем, что исследовать лицо в целом бессмысленно, поскольку это скорее предмет психологии и социологии. Поэтому большинство советских исследователей права сосредоточивались на правосубъектности, в которую, по примеру немецких пандектистов, включали правоспособность, дееспособность и иногда - деликтоспособность. Таким образом, категория «субъект права», пусть даже и признаваемая декларативно, оказалась не востребованной советской юридической наукой и практикой. Очевидно, таким образом проявилась общегуманитарная тенденция отрицания субъекта не только в праве, но и в философии, социологии, экономике. Например, известный американский философ XX в. М. Фуко заявлял, что субъект - это переменная и сложная функция разнообразных техник и практик власти и сопротивления. Этот вывод позволял ему отказывать в существовании целостному и самотождественному субъекту.

В последние десятилетия XX в. наметился новый подход к исследованию субъекта: все больше ученых говорят о «возрождении субъекта». Так, С.И. Архипов считает, что субъект права - это явление многоаспектное, имеющее множество граней, сторон, но не сводимое ни к одной из них. Поэтому он определяет его как «совокупность заключенных в специальную форму (в форму юридического лица или индивида) правовых качеств человека». Ученый также называет правовые качества, которые образуют «субстанцию» субъекта: его правовая воля, правовое сознание, правовые действия, поступки, создаваемые им правовые связи, отношения и т.д..

Для определения субъекта гражданского правоотношения чрезвычайно важной является идея многоаспектного существования субъекта права. С.И. Архипов считает, что субъект права может выступать субъектом правоотношений, субъектом прав и обязанностей, субъектом правовой деятельности, субъектом правового сознания, субъектом правового процесса. Многоаспектность субъекта права давно уже была подмечена учеными. Так, С.С. Алексеев, ссылаясь на В.Я. Бойцова, отмечает, что субъект права - понятие, отличное от понятия «субъект (участник) правоотношения». При этом исследователь поясняет, что субъект права - это лицо, потенциально способное быть участником правоотношений, а субъект правоотношений - это реальный участник данных правоотношений.

Скорректировав понимание субъекта правоотношений с позиции деятельностного подхода к правоотношению, определим его как лицо, участвующее в общественных отношениях, попадающих под определение правовых, обладающее субъективными гражданскими правами и несущее субъективные гражданские обязанности. Это собственники, кредиторы и должники, цеденты и цессионарии и иные лица - обладатели прав и обязанностей.

1.2 Разграничение субъектов гражданского правоотношения и правосубъектность

гражданский правоотношение разграничение правосубъектность

Четкого разграничение субъектов гражданского права и участников гражданских правоотношений в гражданском законодательстве не проводится. Например, в названии ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования определены как субъекты гражданского права, при этом в п. 1 этой статьи говорится о том, что последние выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Учитывая изложенные выше соображения о субъектах гражданского права, полагаем, что ст. 124 ГК РФ должна быть озаглавлена следующим образом: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты отношений, регулируемых гражданским законодательством». Важность такого изменения будет ясна из дальнейшего анализа категории «субъект гражданского права», пока же отметим, что тем самым мы можем различать «правовых людей» - лиц, действующих от имени публичных образований, и сами публичные образования.

Различие между субъектами гражданских правоотношений и субъектами гражданско-правовой деятельности представляется достаточно значительным, поскольку первый есть результат специфического видения регулируемого общественного отношения (как связи прав и обязанностей), элемент гражданского правоотношения как гражданско-правового средства, а второй - отражение реальных действий, связанных с упорядочением данного отношения. Иными словами, соотношение указанных аспектов субъекта права есть соотношение средства и действий в рамках деятельности. Сказанное позволяет заключить, что в правовой реальности действуют только физические лица, находящиеся в определенной правовой связи с государством, т.е. граждане (в том числе и иностранных государств), а также лица без гражданства (граждане). Именно они приобретают права и обязанности, а затем осуществляют и исполняют их. Их действия носят характер юридического факта и (или) правового действия по осуществлению и исполнению субъективных гражданских прав и обязанностей. В первом случае граждане выступают как субъекты реальной социальной деятельности, предусмотренной гипотезами норм гражданского права. В последнем случае они представляют собой элемент гражданско-правовой деятельности. Конкретные граждане могут совпадать с участниками правоотношений, а могут и отличаться от них. Так, если должник своими действиями исполняет субъективную гражданскую обязанность, то такое совпадение имеет место, а если от его имени действует другое лицо, то совпадение отсутствует.

Определение человека в качестве субъекта права влечет наделение его правосубъектностью. Для понимания субъекта гражданского права с позиции деятельностного подхода она требует уточнения. Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с требованиями и потребностями общественного развития.

Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

Для приобретения субъективных гражданских прав и создания соответствующих обязанностей, а также для их осуществления и исполнения необходимо обладать правосубъектностью, т.е. и правоспособностью, и дееспособностью.

Изложенное понимание субъекта гражданского права проявляет свою практическую значимость в полной мере в конструкции юридических лиц. В действующем гражданском законодательстве для них определена только правоспособность, а дееспособность закреплена за физическими лицами.

Преимущественное правовое положение субъекта может быть приобретено исключительно вследствие того, что субъективное право осуществляется. Учитывая, что осуществление субъективного права может осуществляться в форме бездействия, именно бездействие субъекта может сделать его правовое положение преимущественным. Например, такое положение возникает, если совладелец общего имущества, получив от другого совладельца извещение о продаже своей доли (п. 2 ст. 250 ГК РФ), без цели приобретения, умышленно не даст ответа для затягивания времени или предотвращения срочной выгодной продажи.

Многочисленны примеры, когда субъект приобретает преимущественное правовое положение в результате исполнения возложенной на него юридической обязанности. Так, если исполнение субъектом его обязанности предполагает встречное исполнение с другой стороны, которая его предоставляет в качестве неравноценного (например, если цена сделки или иные условия существенно отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки), это может привести к приобретению преимущественного правового положения той стороной, которая предоставила неравноценное встречное исполнение по обязательству. В отдельных случаях при наличии условий, предусмотренных ст. 61.2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ), такие сделки квалифицируются в качестве подозрительных и могут быть признаны недействительными.

Преимущества, приобретенные субъектом в результате осуществления и защиты имеющегося у него интереса, имеют свою специфику, которая состоит в том, что преимущественное правовое положение достигается не за счет наличия у лица интереса, а именно вследствие реализации последнего. То есть речь идет о ситуациях, когда не противоречащие закону или охраняемые им стремления субъекта находятся в активном состоянии или достигают своей цели. При этом преимущественное правовое положение достигается за счет активной деятельности субъекта по осуществлению или защите своего интереса в рамках правового поля, но в отсутствие субъективного права.

Примеры, иллюстрирующие случаи, когда лицо не просто обладает каким-либо интересом, но и осуществляет или защищает его, приобретая за счет этого преимущества, также многочисленны. Так, иском сособственника о переводе прав и обязанностей покупателя доли в праве общей собственности на себя (п. 3 ст. 250 ГК РФ) защищается вовсе не преимущественное право покупки... а охраняемый законом интерес сособственника в приведении его в такое положение, в котором он находился бы, если бы его не лишили принадлежавшего ему преимущественного права покупки. Точно так же иском о расторжении договора (ст. 450 - 452 ГК РФ) можно добиться только реализации охраняемого законом интереса, возникшего у одной стороны договора вследствие его существенного нарушения другой стороной либо вследствие существенного изменения обстоятельств. Субъективного права, которое здесь можно было бы защитить, просто нет.

В случаях, когда общественное отношение сторон «обременено» какими-либо преимуществами одной из них, верное теоретическое осмысление этих преимуществ и уяснение формы их выражения позволят правоприменителю правильно выбрать и применить соответствующие нормы права. Это позволит, в свою очередь, на практике правильно определять, каковы правоотношения между сторонами, насколько они сбалансированны, а также определять, не была ли поставлена какая-либо сторона в невыгодное положение за счет преимущественного положения другой стороны.

Глава 2. Граждане и юридические лица как субъекты гражданский правоотношений

2.1 Гражданин как субъект гражданского права

Гражданин - юридическое понятие. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданин (физическое лицо) как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его гражданско-правовое положение (статус).

Каждый человек участвует в гражданских правоотношениях под определенным именем и лишь в сравнительно редких случаях (например, в авторских отношениях) - под псевдонимом (вымышленным именем) или анонимно (без имени). Имя является одним из средств индивидуализации гражданина как участника гражданских правоотношений. В широком смысле понятием «имя» у большинства народов России охватываются фамилия, собственно имя и отчество (п. 1 ст. 19 ГК). Однако национальные обычаи некоторых народов России не знают такого понятия, как «отчество», и в официальных личных документах оно не указывается. Согласно закону гражданин приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности под своим именем. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается (п. 4 ст. 19 ГК).

Значение гражданства при определении гражданско-правового статуса физического лица видно на примере норм, регламентирующих статус лиц, находящихся на территории Российской Федерации, но не относящихся к числу ее граждан. Так, согласно ст. ст. 1196 и 1197 ГК гражданская правоспособность и дееспособность иностранного гражданина определяются его личным законом, т.е. по праву страны, гражданином которой он является. В данном случае по прямому указанию закона решение вопроса о применимом праве находится в зависимости от гражданства данного лица.

Гражданско-правовой статус гражданина нередко зависит и от его семейного положения. Так, законодательство придает значение состоянию лица в браке, его родственным связям. Например, согласно п. 2 ст. 672 ГК (п. 2 ст. 69 ЖК) проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. Если лицо, проживающее в данном помещении, не относится к членам семьи нанимателя, его правовой статус в сфере данных жилищных отношений будет иным по сравнению со статусом членов семьи. В соответствии со ст. 1142 ГК наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя. Следовательно, статус наследника по закону лицо может приобрести лишь при наличии указанных семейно-правовых отношений с умершим.

К числу признаков, индивидуализирующих гражданина (физическое лицо) как участника гражданско-правовых отношений, относится также состояние его здоровья. В первую очередь закон учитывает психическое здоровье. Согласно п. 1 ст. 29 ГК гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. В соответствии с п. 1 ст. 171 ГК сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, ничтожна.

Итак, правоспособность признается за всеми гражданами страны. Она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Следовательно, правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья.

Гражданская правоспособность - принадлежащее каждому гражданину и неотъемлемое от него право, содержание которого заключается в способности (возможности) иметь любые допускаемые законом гражданские права и обязанности.

2.2 Юридическое лицо - субъект гражданских правоотношений

Юридическое лицо, будучи субъектом права, обладает волей, но это воля «правового человека» - гражданина, создавшего его и действующего от его имени. Следовательно, юридическое лицо не обладает способностью к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособностью). Заметим, что это обстоятельство никак не может исключить его из круга субъектов гражданского права. Ведь отсутствие дееспособности допускается и для физических лиц - участников гражданского правоотношения, когда последние вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими, признаются судом недееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (п. 1. ст. 29 ГК РФ).

Дееспособность необходима вне пределов гражданского правоотношения, в правовой реальности. Если она отсутствует у физического лица, то восполняется посредством опеки, попечительства, патронажа. Близкий по сути механизм установлен и для юридического лица. В ст. 53 ГК РФ закреплено, что таковое приобретает права и принимает обязанности через свои органы, а также в предусмотренных законом случаях через своих участников.

В последние годы активно обсуждается вопрос о возможности гражданско-правового регулирования отношений между органом корпорации и корпорацией, сводящийся к тому, является ли орган юридического лица субъектом гражданского права. Ряд исследователей считают, что орган юридического лица в той ли иной степени обладает статусом самостоятельного субъекта права. Немалое значение при этом имеют ссылки на зарубежное право. Например, в немецкой правовой доктрине орган управления рассматривается в качестве составной части юридического лица, структурно обособленного подразделения, при этом воля такого органа считается волей соответствующего юридического лица, а в английском праве с членами руководящего органа заключается агентский договор.

Вопрос о возможности гражданско-правового регулирования отношений между органом корпорации и корпорацией должен быть решен отрицательно, поскольку очевидно, что орган юридического лица не является субъектом гражданского права, а от его имени действуют граждане, которые и несут в случаях, определенных законом, ответственность. При этом, орган не может отождествляться со всеми составляющими его лицами, ведь любой гражданин, соответствуя условиям, обозначенным в законе, может исполнять правовую роль органа юридического лица.

Таким образом, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы в лице граждан, действующих в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, что отражено в проекте Концепции развития законодательства о юридических лицах.

Глава 3. Государство и муниципальное образование как субъекты гражданских правоотношений

3.1 Российская Федерация как субъект гражданских правоотношений

В качестве участников гражданских отношений в ГК РФ перечислены Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. В теории гражданского права они именуются публично-правовыми образованиями.

По мнению О.С. Иоффе, государство - особый субъект гражданского права, особый потому, что, даже участвуя в гражданских правоотношениях, оно полностью сохраняет свое качество политической организации советского общества, качество носителя власти, носителя суверенитета.

На сегодняшний день существуют пробелы в гражданском законодательстве, регулирующем гражданско-правовой статус государства, в ГК РФ он закреплен в главе 5, состоящей всего из 4 статей: 124, 125, 126 и 127. Из этих нескольких положений определяется основное понятие и содержание правосубъектности государства. Между тем в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г., не предложено ни одного изменения в действующее законодательство в части усовершенствования правового положения публично-правовых образований.

Исходя из смысла и общих начал гражданского права, которые закреплены в статье 1 ГК РФ, следует, что участники регулируемых гражданским правом отношений участвуют в них на принципе равенства. Однако далее в ГК РФ содержатся нормы, которые свидетельствуют об обратном.

Как справедливо указывает В.Г. Голубцов, «...властная (публично-правовая) сущность государства проявляется и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается тем не менее юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов представляется как трехчленная: физические лица, юридические лица и особое лицо - государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего ряда субъектов».

Охарактеризуем наиболее распространенные случаи участия государства в гражданских отношениях, правовые основания участия которого свойственны только ему: наследование выморочного имущества; такой специфичный способ прекращения права государственной собственности, как приватизация; в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность; специальный способ возникновения права государственной собственности - реквизиция; государство выступает получателем имущества при признании сделки недействительной. Из изложенного следует, что нормы, определяющие правовое положение государства, содержатся в разрозненных статьях ГК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 124 ГК РФ к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В некоторых случаях Гражданский кодекс РФ не выделяет отдельно публично-правовые образования как субъектов гражданского права, например, в ст. 153 ГК РФ определено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (из этого следует, что это соответственно касается и договоров). Однако это положение в некотором смысле противоречит нормам международного права, которое в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации является составной частью правовой системы Российской Федерации, а именно в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года установлено то, что «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры».

В теории господствует следующее мнение: с точки зрения законодательной техники правило п. 2 ст. 124 ГК следует понимать таким образом, что в тех случаях, когда закон говорит об участии в конкретных видах гражданских правоотношений юридических лиц, он по общему правилу имеет в виду также и публично-правовые образования.

При этом непосредственно публичные образования юридическими лицами не являются, но в целом приравниваются к последним с позиций владения имуществом и участия в гражданском обороте. Аналогичным образом в ГК решен вопрос с правовым статусом граждан-предпринимателей (п. 3 ст. 23 ГК).

Данная норма служит правовой базой для распространения на публичные образования действия многих статей ГК, в которых о них прямо не упоминается, но говорится о юридических лицах. Например, публичные образования, имуществу которых причинен вред, имеют право на его возмещение на основании п. 1 ст. 1064 ГК, хотя в указанной статье сказано лишь о возмещении вреда, причиненного гражданам и юридическим лицам. Данное правило касается и участия публично-правовых образований в сделках.

В связи с тем, что государство всегда действует в публичных интересах, в том числе и тогда, когда участвует в гражданском обороте, это позволяет ему самоограничивать или расширять свою правоспособность. Так, самоограничение выражается в следующем: государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц (сделки в розничной торговле, бытовом обслуживании, сделки со специальным субъектом - страховщиком, банком, финансовым агентом и др.).

Особый статус публично-правовых образований с точки зрения его практического использования вполне оправдан. Любое другое решение этого вопроса возможно путем либо отказа от гражданской правосубъектности публично-правовых образований, что практически невозможно, либо применения к ним общих правил, связанных с юридическими лицами, например правил о порядке создания и прекращения юридических лиц, что также невозможно.

Необходимо разделить нормы, регулирующие правовой статус и формы участия государства и муниципальных образований в гражданских отношениях, так как их правовой статус различен. Это подтверждается и тем, что статус их органов регулируется разными законами: Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Различия выражаются в основаниях возникновения и прекращения права муниципальной и государственной собственности (например, на бесхозяйные вещи, находка, реквизиция, конфискация и т.д.), в том числе различен перечень имущества, который может находиться исключительно в государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, государство является сложной органичной системой. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде посредством органов государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как собственник принадлежащего ему имущества государство, не обладая сознанием и волей, участвует в гражданском обороте посредством различных государственных органов, как наделенных, так и не наделенных правами юридического лица.

.2 Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений

Местное самоуправление - это территория, определенная границами и проживанием населения, на которой реализуются функции жизнеобеспечения самим населением с помощью избранных ими органов.

Решая задачи территории, обеспечения местного населения всем необходимым для жизнеобеспечения, органы местного самоуправления вступают в различного рода гражданские правоотношения. Такую деятельность органов местного самоуправления необходимо обозначить как хозяйственную.

Новое российское законодательство рассматривает хозяйственную деятельность органов местного самоуправления как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ. То же содержание характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако хозяйственная деятельность органов местного самоуправления отличается рядом признаков, что позволяет говорить о хозяйственной деятельности как более широком понятии, чем предпринимательская.

Среди этих признаков в первую очередь необходимо заметить то, что не все муниципальные органы, учреждения, организации могут заниматься хозяйственной деятельностью, а непосредственно те, которым предписано это делать по уставу муниципального образования. Такое предписание определяет правоспособность муниципальных органов.

Также необходимо выделить, прежде всего, цель хозяйственной деятельности - направленность на извлечение прибыли.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В статье 132 обусловлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Таким образом, муниципальные образованияобладают самостоятельностью в решении всех вопросов, касающихся жизнеобеспечения своей территории.

Именно эта основная цель выделяет хозяйственную деятельность муниципальных организаций из более широкого понятия хозяйственной деятельности как деятельности по производству и реализации материальных благ. В то же время необходимо обратить внимание, что применения общего понятия хозяйственной деятельности, субъектами которой являются физические и юридические лица, не может отождествляться с понятием хозяйственной деятельности, субъектом которой являются муниципальные организации. Если в понятии хозяйствующего субъекта обусловлено, что он является главным действующим лицом рынка и стержнем любой экономической системы, построенной не на государственно-монополистических, а на конкурентных началах, то муниципальные организации осуществляют хозяйственную деятельность не в своих личных интересах, а в первую очередь в интересах населения муниципального образования в целом.

Во-первых, муниципальные организации не могут распоряжаться денежными ресурсами свободно так, как распоряжаются ими физические и юридические лица.

Во-вторых, полученная прибыль муниципальных органов также регулируется рамками местного бюджета и учитывается на специальном балансе. Прибыль не может быть направлена по свободному выбору, как это делают предприниматели, а только должна быть направлена на цели, которые установлены полномочиями муниципальных организаций.

К сожалению, до сих пор гражданское законодательство хозяйственную деятельность муниципальных организаций ставит на одну ступень с хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц. Поэтому правильное определение хозяйственной деятельности муниципальных организаций имеет важное практическое значение.

В соответствии со ст. 124 Гражданского кодекса РФ муниципалитеты, как публичные образования, приобретают гражданские права и обязанности в соответствии с гражданским законодательством и именуются субъектами таких правоотношений. В то же время ГК РФ не определил в ст. 125 порядок участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях, а передал эти права органам местного самоуправления, которые могут выступать от имени муниципальных образований, в связи с чем возникают некоторые проблемы в правоспособности быть участником гражданских правоотношений.

Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между ее субъектами.

Муниципальные организации могут выступать самостоятельно в договорных отношениях, если они обладают обособленным имуществом, не входящим в муниципальную собственность, а также муниципальные предприятия, которым муниципальное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. В другом случае, только по поручению собственника муниципального имущества, собственником муниципального имущества в соответствии с гражданским законодательством являются муниципальные образования.

Гражданская правоспособность муниципального образования и его муниципальных организаций наступает в соответствии со ст. ст. 49, 51 ГК РФ, так же как и правоспособность юридического лица.

Мы вначале уже высказывались о том, что нельзя признавать муниципальные образования правоспособными, предусмотренными для юридических лиц, так как муниципалитеты являются публично правовыми образованиями, и их правоспособность не может быть тождественна правоспособности различных юридических лиц. А вот муниципальные организации обладают правами юридического лица и могут выступать в гражданском обороте, но не самостоятельно, а от имени муниципального образования.

Заслуживает внимание и вопрос участия населения местных сообществ в гражданских правоотношениях.

Конституция Российской Федерации в п. 1 ст. 130, а также Закон о местном самоуправлении в п. 3 ст. 2, п. 2 ст. 50 рассматривают население как самостоятельный субъект права муниципальной собственности в решении вопросов местного значения.

Между тем ни одно из законодательств не определяет форму владения, пользования и распоряжения населения муниципальной собственностью.

Хотя в ГК РФ в гл. 3 и предусматривает способность граждан (физических лиц) иметь гражданские права и нести обязанности, но такое право, прежде всего, относится к личным имущественным и неимущественным правам гражданина. Такие выводы вытекают из положений ст. 8 ГК РФ, которая делает ссылки на основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с данной нормой закона гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя не предусмотрены законом или таковыми актами, но в силу общих начал смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Следовательно, на основании закона о местном самоуправлении население муниципального образования можно признать субъектом гражданского права в силу закона.

Местное самоуправление представляет собой важный социальный институт в организационном демократическом обществе. Это относительное обособленная социальная система, система органов и организаций, призванных самостоятельно решать вопросы местного значения, повышая эффективность экономического развития своей территории через договорные отношения. И в этом ему должен помочь не только ГК РФ, в котором необходимо предусмотреть специальный раздел, касающийся муниципальных образований, но и специальный закон о муниципальной собственности. Так как общие положения, которые предусмотрены в ГК РФ для граждан и юридических лиц, не могут применяться к местному самоуправлению, поскольку муниципалитеты не обладают правом свободного регулирования местного бюджета, а действуют только в его рамках.

Важным направлением в гражданских правоотношениях муниципальных организаций является момент заключения договора в соответствии с главой 28 ГК РФ. И здесь важно администрации муниципального образования правильно поставить работу по организационно-методическому руководству, в рамках которого она призвана оказывать методическую помощь подведомственным муниципальным учреждениям, предприятиям в договорной работе.

Итак, органы местного самоуправления (исполнительной власти и представительной) согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Относительно органов государственной власти данный статус не закреплен (логика законодателя в данном подходе не понятна). В этой связи необходимо ввести аналогичные нормы по законодательному определению правового статуса органов государственной власти.

Органы государственной власти и местного самоуправления не во всех случаях своего участия в гражданских правоотношениях представляют интересы тех публичных образований, частью которых они являются. Нередко они, обладая статусом юридического лица, выступают в гражданских отношениях от собственного имени и в своих интересах. Таковы, в частности, отношения, связанные с удовлетворением хозяйственных нужд государственных органов и органов местного самоуправления.

Заключение

Итак, исследование субъектов гражданских прав показало, что для приобретения субъективных гражданских прав и создания соответствующих обязанностей, а также для их осуществления и исполнения необходимо обладать правосубъектностью, т.е. и правоспособностью, и дееспособностью.

Определение человека в качестве субъекта права влечет наделение его правосубъектностью. Для понимания субъекта гражданского права с позиции деятельностного подхода она требует уточнения. Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с требованиями и потребностями общественного развития.

Правоспособность является той общей правовой категорией, которая предопределяет и обеспечивает равенство сторон в конкретных гражданских правоотношениях. Правоспособностью наделяются все субъекты: граждане и те организации, которые обладают признаками юридического лица.

Особенность гражданской правоспособности состоит в том, что она ни по характеру субъективных прав, которые может иметь ее носитель, ни по юридическим фактам, которые могут исходить от субъектов гражданского права, не заключает в себе возможности одностороннего предписания, навязывание своей воли, веления по отношению к другим лицам. Равенство субъектов гражданского права носило бы весьма призрачный характер, если бы установление правоотношения происходило вследствие одностороннего властного волеизъявления участника этого отношения.

Гражданин (физическое лицо) как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его гражданско-правовое положение.

Юридическое лицо не обладает способностью к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособностью). Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы в лице граждан, действующих в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, что отражено в проекте Концепции развития законодательства о юридических лицах

Государство - особый субъект гражданского права, особый потому, что, даже участвуя в гражданских правоотношениях, оно полностью сохраняет свое качество политической организации советского общества, качество носителя власти, носителя суверенитета.

Как собственник принадлежащего ему имущества государство, не обладая сознанием и волей, участвует в гражданском обороте посредством различных государственных органов, как наделенных, так и не наделенных правами юридического лица.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Гражданское законодательство хозяйственную деятельность муниципальных организаций ставит на одну ступень с хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц.

Юридическое равенство субъектов гражданского права находит свое выражение в их общем положении (правоспособности), в структуре и содержании прав и обязанностей в конкретном правоотношении, в особенностях юридических фактов, порядке формирования содержания правоотношения, гражданско-правовой ответственности.

Список использованной литературы

1.Венская конвенция о праве международных договоров заключена в г. Вене 23.05.1969 // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLII. М., 1988. С. 171 - 197

.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.

.Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст.3431.

.Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032

.Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.

.Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 03.02.2015 № 6 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. Ст. 5005; 2015. № 6. Ст. 884.

.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 03.02.2015 № 8 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822; 2015. № 6. Ст. 886Проект Федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

.Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11

.Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., БайгушеваЮ.В. [и др.] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учеб.-практич. комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010.

.Алексеев С.С. Общая теория права. - М: Норма, 2011

.Архипов С.И. Субъект права (теоретическое исследование): Дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.

.Белов В.А. Гражданское право: Общая часть: Учебник. М., 2012.

.БелоножкинА.Ю. Преимущественное правовое положение субъектов гражданских правоотношений // Гражданское право. 2010. № 4. С. 13 - 16.

.Голенков С.И. Судьба субъекта в новоевропейской философии // Mixturaverborum' 2008: небытие в маске: Сб. ст. / Под общ. ред. С.А. Лишаева. Самара, 2008. С. 35 - 43

.Голубцов В.Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности // Журнал российского права. 2010. № 10

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1, 2, 3 / Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов, П.В. Крашенинников и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013. 336 с.

.Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: ВолтерсКлувер, 2008.

.Иоффе О.С. Избранные труды: В 4 т. Т. II. Советское гражданское право. СПб.: Издательство "Юридический центр "Пресс", 2014.

.Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву. - М: Юнити, 2010

.КутафинО.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. 2012. № 1. С. 83

.МодинН.А. Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений в современном российском праве // Российская юстиция. 2011. № 5. С. 60 - 62.

.Родионова О.М. Механизм гражданско-правового регулирования в контексте современного частного права. М.: Статут, 2013. 336 с.

.СадриеваР.Р. Особенности гражданско-правового статуса Российской Федерации как субъекта гражданских правоотношений // Бизнес, Менеджмент и Право. 2011. № 1. С. 95 - 99.

.Федосеев С.В. К проблеме правосубъектности органов управления акционерным обществом // Законодательство. 2010. № 7.

.Харьков В.Н. Особенности правового положения субъекта Российской Федерации как участника земельных отношений // Новая правовая мысль. 2013. № 3. С. 88 - 94.

.ЯнишевскийВ.А. Российская Федерация как субъект гражданско-правовой ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2005.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!