Педагогическое творчество

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,2 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогическое творчество

Содержание

Введение

. Специфика педагогического творчества

. Методическое мастерство и педагогическое творчество

. Уровни педагогического творчества

4. Творческий потенциал личности

. Условия развития творчества педагога

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к свое деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего творческого начала.

1. Специфика педагогического творчества

Именно творческий труд является наиболее эффективным, а потому педагогическое творчество становится мощным средством формирования юного гражданина. Современная школа нуждается в творческом учителе. При этом в современной литературе творчество учителей рассматривается обычно в связи с такими проблемами, как передовой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Мы полагаем, что в современных условиях вариативности образования необходимо рассмотреть педагогическое творчество в условиях функционирования инновационных образовательных учреждений.

Учительская профессия издавна считалась творческой, но объективная потребность а массовом педагогическом творчестве особенно остро проявилась в наши дни, в связи с ускорением экономического и социального развития, глубокой демократизацией общественной жизни, повышением роли науки. Без настойчивого и повседневного поиска, без инициативы в каждой педагогической ситуации невозможно решить масштабные задачи, поставленные перед российским образованием. Педагогический поиск еще не стал массовым. В некоторых газетных публикациях передовой опыт противопоставляется до снижениям педагогики и психологии. Все более активно призывают к прямому повторению, тиражированию образцов новаторской деятельности, которой не всегда даются достаточно глубокие оценки, не выдвигаются конструктивные предложения по ее дальнейшему развитию. Творческие находки передовых учителей не достаточно осваиваются наукой. Не изжиты абстрактность, излишним эмпиризм многих исследований, наблюдается известный отрыв как теории от практики, так и практики от теории.

Преодоление указанных недостатков зависит не только от улучшения социально-экономических и организационно-методических условий (материальная база, активность шефствующих предприятий, престиж учительской профессии, качество подготовки учителей, свободное время учителя и т. д.), но во многом связано с решением проблем соотношения и взаимодействия педагогической теории и практики, освоением способов их плодотворного, взаимообогащающего сотрудничества.

Новизна и преобразование, выход за рамки известного - наиболее существенные характеристики педагогической деятельности. Педагогика как один из самых гуманных и возвышенных видов творчества, без сомнения, подчинена ее общим закономерностям. Воспитание и обучение нельзя сводить к типовым, алгоритмическим заданным действиям. Это всегда поиск, связанный с нестандартными ситуациями и направленный на реализацию индивидуальных особенностей и возможностей учителя. Подлинное воспитание и обучение - это творение новой личности, созидание человека путем пробуждения его внутренних сил и способностей. Значительную роль в творческом процессе играют предвидение, выдвижение и проверка гипотез, догадка, интуитивное предвосхищение будущего, эмоциональные ожидания.

Педагогическое творчество во многом определяется своеобразием, сложностью, уникальностью и деликатностью его предмета- формирующейся человеческой личностью. Без внутренней активности воспитанника, без его идущей навстречу влияниям деятельности все усилия оказываются тщетными. Это и определяет такую важную особенность педагогического творчества, как необходимость сотрудничества, сотворчества с воспитанниками. В передовом опыте постепенно все больше утверждается не только совместная деятельность учителя и ученика, в которой имитируется творческий процесс (яркий пример - проблемное обучение, когда учитель заранее знает и способ действий, и результат, но ученик должен их найти), но и подлинный совместный поиск (опытническая, конструкторская работа, дискуссии по проблемным вопросам, коллективное обсуждение вариантов совместной деятельности и т.д.). Своеобразие учительского труда заключается и в том, что он лимитирован во времени, а результаты творческих усилий (особенно воспитательные) проявляются не сразу, их трудно оценить и сопоставить. Ориентация на, достижение положительных результатов вовсе не означает, что педагог вообще лишен права на риск. Заранее предвидимые негативные последствия должны быть исключены, а любые просчеты должны своевременно выявляться и устраняться.

Высоко оценивая любое проявление педагогического творчества, мы должны подходить к нему дифференцированно, уметь оценить его социальную значимость, масштабность и новизну. Призывы сделать новаторство массовым, побудить всех учителей стать новаторами невозможно осуществить. В них проявляется непонимание сути революционного по своему значению явления. Новаторство в педагогике связано с открытиями. Многие педагоги прошлого и настоящего утверждают идеи, способные преобразовать педагогическую действительность. Они создают прогрессивные концепции, к которым можно отнести, например, формы соединения обучения с производительным трудом Р. Оуэна, высоко оцененные К. Марксом, воспитательные системы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Определенные черты новаторства присущи работе известных современных педагогов В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, И.П. Иванова, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, А.А. Захаренко[101, 102, 151,152, 178, 180].

Более многочисленный отряд творчески работающих учителей - это своего рода изобретатели. Они разрабатывают и внедряют новые элементы педагогических систем. Развивается и еще более массовое педагогическое рационализаторство, которое воплощается усовершенствованиях, связано с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения. Как правило, изобретатели и рационализаторы выходят на уровень педагогического мастерства. Однако между мастерством и творчеством не всегда наблюдается абсолютная синхронность. Многие находки могут рождаться у молодых учителей, еще не вполне овладевших мастерством.

Передовой опыт, новаторские решения всегда возникали на базе самых передовых идей науки, выраженных в виде законов, принципов, требований. По отдельным вопросам, когда практика не может ждать, она вырывается вперед, опережает науку, предлагая новаторские идеи и решения. Вспомним теснейшую связь теории активного развивающего обучения (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.С. Костюк и др.) и липецкого опыта проблемного обучения и опыта учителей Татарии, оптимизации и ростовского опыта преодоления неуспеваемости, совершенствования начального обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Элькоиин, В.В. Давыдов) и современной системы начального образования. Интересен опыт современных учителей-новаторов. Если в предшествующие годы кое-кто из них подчеркивал свою «независимость» от общего процесса развития научно-педагогического знания, то в последние годы все они признают себя продолжателями традиций классической и советской педагогики. И действительно, они развивают современные научные идеи педагогики, давая некоторым из них новую, более эффективную в современных условиях педагогическую инструментовку, обогащая их содержание. У В. Ф.

2. Методическое мастерство и педагогическое творчество

Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства.

Педагогическое мастерство - это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса.

К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности. В мастерстве педагога выделяют четыре части:

) мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;

) мастерство убеждения;

) мастерство передачи своих познаний и опыта;

) мастерство владения педагогической техникой. Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.

Ядром педагогического мастерства является совокупность знаний и установок личности. Успешность определяется способностями, а общность направленности и результативности - качественным овладением педагогической техникой.

Педагогическая техника - это умение найти верный стиль и тон в общении с воспитанниками.

Также необходимы правильная дикция и поставленный голос.

Педагогическое творчество - это процесс решения педагогических задач в меняющихся условиях.

Педагогическое творчество - это следствие мастерства. Творческие способности педагога формируются на базе накопленного им общественного опыта, педагогических и психологических знаний, позволяющих находить новые решения и методы, улучшать свои профессиональные навыки.

Педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов.

В творческой деятельности в целостности выражаются познавательная, эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная составляющие личности.

Чтобы обучиться творческой деятельности, необходимо присутствие устойчивой мыслительной активности и творческой познавательной мотивации у будущих учителей.

В область проявления творчества учителя входит решение как педагогических задач, так и коммуникативных, которые служат фоном для педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик к коммуникативным задачам относит умение распоряжаться своим психическим и эмоциональным состоянием, особенно в публичной обстановке. Сочетание всех творческих свойств личности педагога определяет ее креативность.

Е.С. Громов и В.А. Моляко выделяют признаки креативности: оригинальность, концентрированность, фантазию, активность, эвристичность, четкость, чувствительность.

. Уровни педагогического творчества

Объектом педагогического творчества и его конечным результатом является обучаемый. А поскольку педагогическая деятельность характеризуется двойной обращенностью (качества педагога на каком-то этапе его деятельности становятся качествами его обучаемых), то в педагогическом труде весьма важно различать объективную и субъективную стороны творчества.

Объективность творчества оценивается по конечным результатам педагогической деятельности (глубина знаний учащихся их интересы и ценностные ориентации, степень подготовленности к самообразованию, к самосовершенствованию). Субъективная же сторона творчества основывается на его процессе.

Уровни педагогического творчества рассматриваются с учетом степени сформированности умения анализировать свой труд и его качественные показатели:

«Первый уровень, информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Это уровень педагога без категории.

Второй уровень, адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учетом их личных качеств. Этот уровень деятельности педагога соответствует второй категории.

Третий уровень, рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (высокую эффективность опыта, умение решать сложные, нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности и неповторимости. На этом уровне осуществляет свою деятельность педагог первой категории.

Четвертый уровень, научно-исследовательский: педагог умеет определять концептуальную основу собственного поиска, разрабатывать собственную систему деятельности на основе исследования ее результатов. На этом уровне работает педагог высшей категории.

Пятый уровень, креативно-прогностический: педагог способен выдвигать сверхзадачи и обосновывать способы их решения; вносит существенные изменения в систему образования, трансформирует ее и, овладев механизмом диагностики, идет от алогичного к логике устоявшихся стереотипов. Это уровень педагога экстра-класса».

В зависимости от степени сложности решаемых педагогом противоречий полученные в результате этого решения неравнозначны, их можно классифицировать по пяти уровням творчества.

-й уровень - повышение эффективности дидактической системы педагога за счет внесения в нее известных инструментов (приемов, методов, форм). Результат 1-го уровня предполагает заимствование из педагогической литературы разработанных инструментов и включение их в собственную дидактическую систему.

-й уровень - повышение эффективности дидактической системы педагога, за счет внесения в нее известных инструментов с целью их применения в новой ситуации. Например, дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего задания- творчество 2-го уровня. Еще пример: групповая форма деятельности учащихся традиционно применялась при изучении нового материала; использование групповой организации при контроле знаний-также творчество 2-го уровня.

-й уровень - принципиальное изменение частей (части) дидактической системы педагога, а именно: создание нового методического приема, формы или метода. Таковы принципы укрупнения дидактических единиц (объема содержания), разработанные П. М. Эрдниевым, метод опережения за счет объединения родственного учебного материала С. Н. Лысенковой, опорные сигналы (не конспекты) В. Ф. Шаталова. Разработки 3-го уровня -это уже педагогические изобретения, однако их использование предполагает изменение не всей дидактической системы, а только одной или нескольких ее частей. Технология создания новых инструментов будет подробно рассмотрена в следующей главе.

-й уровень - создание новой дидактической системы. Новая дидактическая система может создаваться из известных инструментов, новизна ее заключается в более высоком системном эффекте по сравнению с имеющимися благодаря появлению новых связей между инструментами, новой структуры дидактической единицы. Для достижения этой цели можно избежать метода проб и ошибок, если воспользоваться законами дидактики.

-й уровень - создание принципиально нового дидактического направления. Новое направление в дидактике на сегодняшний день-это педагогика творчества учащихся или сотворчество. Педагогика сотрудничества-это вершина традиционного направления обучения, когда учитель четко указывает ученику дорогу в мир знаний и ведет его по ней.

Сотворчество - это педагогика самостоятельного творчества и учителя, и учащихся, где основу будет составлять усвоение учащимися методов деятельности через решение творческих задач, составленных педагогом. Тот объем учебной информации, который сейчас должны заучить учащиеся, будет «заучивать» ЭВМ, погружая его в свою память, задачей же человека будет совершенствование методологии, чтобы с ее помощью получать новые знания и, таким образом, самосовершенствоваться. Возможно, в деталях автор и ошибается, но только не в главном: базы знаний компьютеров избавят человека, его мозг от ненужной информации, тем самым увеличив потенциальные возможности для усвоения и развития методов деятельности (См.: Системы поддержки принятия решений - Прим. Редактора портала). Таким образом, педагогика творчества - это взаимный творческий процесс, когда учитель создает творческие задачи (отбирает их из жизненных ситуаций, а не из учебников) и вместе с учениками решает".

Педагогика сотрудничества - это вершина традиционного направления обучения, когда учитель четко указывает ученику дорогу в мир знаний и ведет его по ней. Сотворчество-это педагогика самостоятельного творчества и учителя, и учащихся, где основу будет составлять усвоение учащимися методов деятельности через решение творческих задач, составленных педагогом. Тот объем учебной информации, который сейчас должны заучить учащиеся, будет «заучивать» ЭВМ, погружая его в свою память, задачей же человека будет совершенствование методологии, чтобы с ее помощью получать новые знания и, таким образом, самосовершенствоваться. Возможно, в деталях автор и ошибается, но только не в главном: базы знаний компьютеров избавят человека, его мозг от ненужной информации, тем самым увеличив потенциальные возможности для усвоения и развития методов деятельности.

Таким образом, педагогика творчества - это взаимный творческий процесс, когда учитель создает творческие задачи (отбирает их из жизненных ситуаций, а не из учебников) и вместе с учениками решает".

4. Творческий потенциал личности

Каждый человек рождается с уникальными способностями, определенными склонностями к каким-то видам деятельности и талантам. Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Творческое начало рождает в сознании человека воображение, фантазию. Это начало есть ничто иное, как стремление всегда развиваться, идти вперед, достигать совершенства. Развитие творческого потенциала личности способно привести к гиперактивности человеческого мозга, преобладания бессознательного над сознанием и вследствие сочетания креативности и интеллекта способно породить гениальность в человеке.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающие ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Так, генетически закладывается память человека, острота его мышления (в зависимости от условий как детского, так и дальнейшего развития, может или развиваться, или притупляться), его физические данные и темперамент.

Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

Принято считать, что структура творческого потенциала личности зависит от деятельности человека и описывается пятью основными потенциалами:

1.Коммуникативным.

2.Аксиологическим.

.Гносеологическим.

.Творческим.

.Художественным потенциалом.

Для того, чтобы развить свой потенциал, вам необходимо развивать такие качества как:

1.Инициативность.

2.Способность двигаться вперед.

.Уверенность в себе.

.Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.

.Доводить начатое дело до финального конца.

Технологии развития творческого потенциала личности включают в себя такие основные компоненты как:

1.Диагностика уровня развития творческих способностей человека.

2.Мотивация личности.

.Создание условий для удачного развития и дальнейшей реализации личностного потенциала.

.Контроль за качеством выполнения данной деятельности.

.Проверка результатов совпадения запланированных и полученных. Рассмотрение и анализ полученных проблем.

Человек, если сильно захочет, способен, прислушавшись к внутреннему голосу, самостоятельно отыскать возможности, деятельность, которая поможет ему раскрыть полностью его творческий потенциал.

. Условия развития творчества педагога

Последние десятилетия для российского образования стали периодом кардинальных трансформаций. Если развитие предполагало сохранение прежнего качества системы образования при осуществлении ряда внутренних изменений на основе инноваций, то модернизация потребовала его глубокой содержательной трансформации.

Сущность инновационной деятельности состоит в обеспечении возможности создания как новой продукции, удовлетворяющей растущие потребности общества, так и новых технологий в области не только производства товаров и услуг, но и культуры и образования, способствующих их развитию путем повышения качества.

В условиях развития инновационных процессов в современном образовании повышается ответственность субъектов (участников) инновационных процессов за принятие решений, их технологическое и ресурсное обеспечение. Необратимыми могут оказаться последствия как от принятия поспешных и непродуманных решений, так и от отказа от деятельности по изменению образовательной ситуации.

Образование выступает ведущим фактором социального и экономического развития, так как важнейшей ценностью современного общества считается человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Большинство исследователей определяет инновационные процессы в образовании как некоторую систему, которая активно откликаясь на вызовы социокультурной реальности и не отвергая полностью существующих традиций, вносит принципиальные изменения в обучение, воспитание и развитие личности.

Инновационная психолого-педагогическая деятельность создает новый тип отношений как между всеми субъектами образовательного процесса. Любая инновационная психолого-педагогическая деятельность требует своих специфических приемов управления, средств, методов и форм организации, способов оценки качества полученных результатов [Дрягалова Е.А.,2013].

И.А. Ройтман в своей статье «Каким должен быть новатор?» подвергает жесткой критике педагогические концепции В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, С.Н. Лысенковой. Он указывает на некомпетентность и даже элементарную безграмотность этих ученых: «Делать перестройку в школьной практике руками профессионально некомпетентных людей, пусть и названных высоким именем новаторов, по меньшей мере смешно». «Математика - наука точная. Поэтому математику как науку связывают с такими понятиями, как математическая культура, корректность, точность, изящество и подходе к решению задач. И если перед вами выступает человек даже с красивыми словами, даже с оригинальными мыслями, но затем следуют грубейшие неоднократные ошибки в формулировках и решении задач, то грош цена предлагаемым им новациям» [Ройтман И.А., 1979, с. 127-128].

Автор уверен, что «вкусовщина, огульное охаивание достижений прежней и теперешней советской школы и безудержное, в превосходной степени, восхваление экспериментально не проверенных идей ничего, кроме вреда, не принесет» [Там же, 1979, с. 128].

Анализируя «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» модернизация образования поставила перед современной школой задачу - воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника. Одной из главных задач педагога является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся. Этому могут способствовать задания креативного характера, подобранные или разработанные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы. Они направлены на развитие операционной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности, а значит, обеспечивают высокий уровень обученности и позволяют добиться качественных знаний. Личностно-ориентированный подход к организации учебного занятия также необходимое условие для развития творческих потенций младшего школьника. Организуя учебный процесс, направленный на развитие креативности учащихся, следует соблюдать следующие требования: выделение базового учебного содержания, обязательного для усвоения, рациональная организация учебного материала, оформление его в схемах, легких для запоминания; существенное сокращение монолога учителя и увеличение времени на самостоятельную познавательную деятельность младших школьников. Эффективность занятия зависит от деятельности педагога, который должен отдавать предпочтение методам и приемам, стимулирующим сложные познавательные процессы (анализ, обобщение, оценку явлений), способствовать самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на творчество; не давать готовую информацию, а предоставлять учащимся право самим формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, вопросы; создавать доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества [Часовский Т.П., 2011, с. 20].

Вместе с тем необходимо отметить, что любые преобразования в системе образования должны осуществляться высоко эрудированными специалистами, учеными, практиками. Только с привлечением подобных людей и с широким на демократической основе обсуждением выдвигаемых идей можно достичь рационального уровня перестройки школьного образования, поэтому понимание природы педагогического творчества и новаторства, знакомство с педагогическим опытом педагогов-новаторов способствует, на наш взгляд, формированию профессионализма будущего учителя начальных классов.

Заключение

На основе изучения и анализа литературы по проблеме исследования мы выявили, что ступенями роста профессиональной педагогической деятельности учителя являются: педагогическое творчество и педагогическое новаторство.

Педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Коллективная педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого коллектива педагогов. Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Нами подчеркивалось, что подлинных педагогов-новаторов не так много, и появляются они не часто.

Концепции педагогов-новаторов отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

идеи гуманизации;

осуществление воспитания в контексте культуры;

поддержка и развитие индивидуальности;

альтернативность и гибкость методов и организационных форм воспитания.

Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечение полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности - в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.

педагогический творчество личность

Список литературы

1.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - С.230-240

2.Борисенков В.П. Краевский В.В., Кутьев В.О. Философия образования // Педагогика. -1995. - № 4. - С.2-6.

.Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества // Просвещение, 1993. - С.40-41.

.Вавилова Н.А. Педагогика сотрудничества // Сайт Социальная сеть работников образования -25.03 2012.

.Дрягалова Е.А. Анализ трудностей развития инновационной психолого-педагогической деятельности в системе общего образования в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.

.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2005. - С. 300-301.

.Кочетова А. Коллективное педагогическое творчество // Народное образование. -2004. -№ 2. - С.72-84.

.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - С.87-89.

.Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационность как один из принципов педагогики // Народное образование. - 1999. - № 5. - С.107-112.

.Левко А.И. Педагогическое творчество и его социально-культурные основания// Образование и воспитание . - 2004. - № 9. - С.33- 44.

Похожие работы на - Педагогическое творчество

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!