их возможностей, а, следовательно, и для более эффективного пользования каждого игрока в общих интересах команды. [15, 99]
Тактическая подготовка предполагает, прежде всего, из различных игровых комбинаций. Под комбинацией подразумевается заранее разученные и согласованные взаимодействия 2 или всех игроков команды в пределах конкретной системы направленные на создание одному из баскетболистов условий на атаки кольца.
В ходе проведения заранее разученной комбинации предполагается ее логическое развитие и завершение в зависимости от сложившейся соревновательной обстановки. Комбинации могут применяться как в динамике матча, так и в статические моменты введения или вбрасывания мяча в игру (при начальном и спорном броске, при выбрасывании из-за боковой или лицевой линии или при штрафном броске). [40, 44]
.3 Двигательно-координационные способности и основы их воспитания
Ловкость - это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в измененных условиях. Воспитание ловкости на станциях «круговой тренировки» связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь двигательного. Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность. [7, 81]
На уроках можно выделить три этапа в воспитании ловкости.
Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное - точность движений.
Второй этап: пространственная точность и координация движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени.
Третий этап: упражнения второго этапа, связанные с неожиданно изменяющимися условиями.
В процессе обучения у обучаемых формируются двигательные умения и навыки и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Эти явления взаимосвязаны, но каждому присущи определенные средства и методы. Корме того, существуют средства и методы интегрального воздействия, способствующие целостному проявлению навыков, качеств, знаний.
Формирование системы двигательных навыков и повышение уровня развития физических качеств являются одними из ведущих задач физического воспитания и спорта. Это в равной мере относится к спортивным играм. Знание закономерностей данного процесса обеспечивает рациональное содержание и построение этапов обучения приемам игры и тактическим действиям, развитии качеств, помогает правильно отобрать средства и методы, строить занятия.
Двигательные умения, навыки и суперумения - это функциональные образования в организме человека, которые возникают в процессе и в результате освоения двигательных действий при обучении. Поэтому основные положения обучения техническим приемам, тактическим действиям и развития физических качеств опираются на физиологические и психологические закономерности формирования навыков. [33, 37]
Алгоритм развития двигательного действия (технического приема) в процессе обучения:
а - незнание, неумение;
б - знание об изучаемом приеме игры, двигательная задача;
в - представление об изучаемом приеме (его «образ»);
г - двигательное умение;
д - двигательный навык;
е - суперумение (система навыков высшего порядка).
Это продвижение от незнания и неумения к совершенному и осознанному овладению комплексом навыков на основе теоретически-практических концепций обучения. Данный алгоритм создаёт благоприятные условия для эффективного построения и осуществления процесса обучения в спортивных играх: определение задач, выбора средств, методов и т.д. В конечном счете, создаются неограниченные возможности совершенствования технико-тактического мастерства в игровых видах спорта. [38, 17]
Двигательное умение. Практическое («двигательное») овладение приемом игры начинается с овладения основой техники, формирования двигательного умения, опирающегося на получение знания о приеме игры, имеющийся опыт и сформированное представление, модель, «образ приема».
Двигательное умение - это способность выполнить прием игры, решить двигательную задачу при условии концентрированного внимания обучаемого на каждом движении, входящем в изучаемый прием. Для приема игры на уровне двигательного умения характерны признаки:
управление движениями, составляющими целостный прием, не автоматизировано, создание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно при значительной степени утомления;
способ решения двигательной задачи нестабильный, происходит поиск лучшего решения.
Двигательный навык. В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык - способность выполнить прием игры, позволяющая акцентировать внимание на условиях и результатах действия, а не на отдельных движениях, входящим в него. На этом уровне для приема характерны признаки:
Выполнение движений, входящих в ДД, происходит без сосредоточения внимания на них обучаемого, т.е. автоматизировано при ведущей роли сознания: автоматизируется процесс исполнения движений, составляющих структуру приема (последовательность, координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязь двигательных и вегетативных компонентов, нет противоречия «сознание-автоматизация»).
Создание обучаемого направлено в основном на узловые компоненты приема, на учет изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи, коррекцию исполнения, в спортивных играх изменение первоначального решения: вместо броска в баскетболе, удара по воротам в футболе - передача партнеру, находящемуся в лучшей позиции.
Выраженная системность в движениях, которые объединены в целостный прием с устранением лишних движений, экономная затрата сил.
Повышенная роль двигательного анализатора, мышечное чувство приобретает ведущее значение в контроле за движениями, зрительный анализатор переключается на контроль обстановки и результаты деятельности (ведение мяча без зрительного контроля в баскетболе).
Высокая устойчивость к сбивающим факторам: прием игры уверенно выполняется в новой обстановке («чужое поле», шум зрителей на трибунах и т.п.).
Совершенное владение навыком приводит к возникновению комплексного ощущения как результат показаний всех анализаторов: чувство мяча у игрока, чувство ракетки у теннисиста.
Суперумение - система навыков высшего порядка. Возможности совершенствования двигательной деятельности беспредельны, о чем свидетельствует практика элитного спорта, балета, циркового и танцевального искусства и др. В спортивных играх важная задача состоит в том, чтобы научить свободно и эффективно владеть навыками приемов игры в сложных условиях соревновательной деятельности.
Суперумение или система навыков высшего порядка - это способность эффективно выполнить отдельный прием игры или сочетание нескольких приемов в сложных и экстремальных условиях соревновательного противоборства в игровых видах спорта. Такое комплексное умение возникает на основе надежных двигательных навыков выполнения отдельных приемов игры, высокого уровня развития физических качеств и системы специальных знаний. [18, 21]
Методы развития координационных способностей (ловкости)
Метод усложнения ранее усвоенных упражнений. Усложнения достигают изменением исходных положений, включением дополнительных движений.
Метод двустороннего освоения упражнений. Предполагается выполнение упражнений в левую и правую сторону, левой и правой рукой, ногой и т.д. Это касается также техники игры и совершенствования приемов.
Изменение (усиление) противодействия занимающихся в парных и групповых упражнениях.
Изменение пространственных границ. В знакомых упражнениях и играх изменяют границы площадки, величину дистанции, количество играющих и т.п.
Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях (по заданию, в ответ на сигналы и т.д.).
Упражнения на переключения в технических приемах и тактических действиях.
Воздействие собственно средств спортивной игры на разностороннее физическое развитие и функциональное состояние организма полностью зависит от уровня овладения навыками игры. Поэтому на начальном этапе занятий спортивной игрой упражнения по технике, тактике и двусторонняя игра могут не оказывать должной физической нагрузки на организм занимающихся. Чтобы нагрузка была оптимальной, в занятиях применяют широкий круг общеразвивающих и подготовительных упражнений.
Успешность решения задач обучения спортивным играм во многом зависит от уровня теоретической подготовленности обучаемых, овладения системой знаний. Это позволяет обучаемым правильно оценивать значение спортивных игр, понимать объективные закономерности процесса обучения, осознанно относиться к занятиям, выполнению заданий обучающего (учителя, преподавателя, тренера), в большей степени проявлять самостоятельность и творчество в процессе физкультурно-спортивных занятий в организованных формах и самостоятельно, в спортивных соревнованиях.
В процессе обучения спортивным играм обучаемые осваивают специальные знания - систему фактов и закономерностей, лежащих в основе правильной организации и осуществления спортивно-физкультурных занятий (организованных и самостоятельных). Специальные знания условно делятся на три категории: значение спортивных игр в решении задач физического воспитания и спортивной подготовки; методика обучения технике и тактике спортивных игр; методика физической подготовки.
Процесс формирования знаний должен носить деятельностный характер: вырабатывать у обучаемых умение использовать полученные теоретические знания на практике при освоении технических приемов и тактических действий, развитии физических качеств, формировании и осуществлении здорового стиля жизни. Система знаний имеет важное значение как в общем, так и в профессиональном физкультурно-спортивном образовании.
Освоение системы знаний происходит в процессе теоретических знаний (лекции, семинары, беседы, самостоятельное изучение литературы и пр.), а также в процессе лабораторных и практических физкультурно-спортивных занятий по освоению технических приемов, тактических действий и развитию физических качеств. [41, 27]
Двигательно-координационные способности и основы их воспитания
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакции к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.
Под двигательно-координационными способами понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способности поддерживать статистическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагательного усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:
) способности человека к точному анализу движений;
) деятельности анализаторов и особенно двигательного;
) сложности двигательного задания;
) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
) смелости и решительности;
) возраста;
) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая.
В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
В период то 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.
В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.
В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек. [13, 64]
Задачи развития координационных способностей
При воспитании координационных способностей решают две группы задач:
а) по разностороннему
б) специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в образовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором - избранной профессией.
В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.
Способность же быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координационных действий на другие.
В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.
Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП). [32, 88]
Средства воспитания координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличения ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регулярно двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:
подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях; - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.
При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.
Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.
Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятия. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).
Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.
Для ее снятия целесообразно использовать:
а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;
б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;
в) плавание;
г) массаж, сауна, тепловые процедуры.
Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).
Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:
а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:
) стандартно-повторного упражнения;
) вариантного упражнения;
) игровой;
) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот);
изменение способов выполнения действий (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
«зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).
Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.
Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортивной гимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), осуществляется главным образом по таким методическим направлениям:
а) совершенствование точности воспроизведения заданных (эталонных) параметров движений, соответствующих требованиям рациональной техники спортивно- технического мастерства. Применяются задания с установкой: точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления движений или положения тела. При этом ставится задача по достижению стабильности эталонных параметров движений;
б) совершенствование точности выполняемых движений в соответствии с заданными изменениями параметров. Например, увеличить амплитуду маха на определенное число градусов при размахиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто. Эти задания носят дифференцированный характер. [38, 142]
.4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (11-14 лет). Этот возраст (подростковый) характеризуется существенными морфофункциональными изменениями в связи с тем, что совпадает у мальчиков с началом, а у девочек с первой половиной периода полового созревания. Именно в этот период отмечается так называемое вторичное вытягивание, т. е. усиленный рост тела в длину. В это время (особенно в конце периода) происходит особенно интенсивный прирост мышечной массы и, следовательно, веса тела.
Характерно, что девочки-подростки, половое созревание которых начинается раньше, чем у мальчиков, как правило, опережают мальчиков по показателям длины и веса тела.
В этом возрасте существенные изменения претерпевают не только объем мышечной массы, но и функциональные свойства мышц. Мышечная сила мальчиков 12-14 лет увеличивается гораздо быстрее, чем у девочек, причем если у мальчиков одновременно увеличиваются показатели абсолютной и относительной (в пересчете на 1 кг веса) силы, то у девочек к 12-13 годам прирост общего веса тела опережает прирост абсолютной силы, что приводит к снижению относительных силовых показателей. Именно этим можно объяснить тот факт, что девочкам трудно выполнять упражнения, связанные с перемещением и удержанием веса собственного тела (висы, лазанье, прыжки).
В подростковом возрасте активно продолжается формирование скелета. Однако позвоночник, сохраняя большую гибкость, подвержен различного рода искривлениям, так как не укреплен еще к этому времени достаточно сильной мускулатурой. Поэтому подросткам противопоказаны такие упражнения, как тройной прыжок с разбега в полную силу, прыжки в глубину с высоты более 100 см и с приземлением на жесткую опору, приседания с тяжестями, превышающими собственный вес, и другие подобные упражнения.
Однообразные длительные физические упражнения могут привести к одностороннему (асимметричному) развитию мускулатуры и, как следствие этого, к искривлению позвоночного столба и нарушению осанки. Следует помнить, что у подростков тонус мышц-сгибателей превалирует над тонусом мышц-разгибателей. Поэтому, подбирая упражнения, нужно особенно следить за тем, чтобы достаточную нагрузку получили мышцы спины и шеи, препятствующие возникновению «круглой» спины и сутуловатости. Очень важно с первых занятий следить за правильной осанкой во время бега и прыжков.
Вегетативные органы и системы, а также регуляция их функций в этот период продолжают развиваться и совершенствоваться. Важная функциональная особенность ЦНС подростков, заключающаяся в большей по сравнению с взрослыми возбудимости и подвижности нервных процессов, способствует относительно быстрой врабатываемости организма. Возрастные морфофункциональные особенности мышечной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма также обеспечивают более быструю, чем у взрослых, врабатываемость. Но, несмотря на это, подростки быстрее, чем взрослые, устают от однообразной нагрузки, так как сердце подростка справляется с работой главным образом за счет увеличения частоты сокращений и поэтому затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого человека, обеспечивающее выполнение работы, прежде всего за счет увеличения ударного объема. Однообразная работа быстрее утомляет подростка, поэтому в ходе занятий необходимо регулярно изменять характер упражнений. Подростки быстрее взрослых восстанавливают силы после нагрузки.
Это нужно учитывать при дозировке пауз отдыха. Важно помнить, что в подростковом возрасте охранительное торможение не способно преодолеть влияние возбуждения, поэтому учащиеся (особенно мальчики) склонны переоценивать свои физические возможности.
На нагрузки различного характера организм подростков реагирует по-разному. Например, нагрузки скоростного и скоростно-силового характера переносятся ими легче, чем нагрузки, связанные с проявлением выносливости и силы. Исследованиями установлено, что подростковый возраст является особенно благоприятным для воспитания скоростных и скоростно-силовых качеств.
ЦНС и ее функции, а подростковом возрасте продолжают совершенствоваться. В это время уже возможен успешный контроль над инстинктивными и эмоциональными реакциями, но устойчивость процессов возбуждения и торможения по-прежнему невелика, причем чаще всего преобладают процессы возбуждения, что в свою очередь приводит к быстрой нервной и физической утомляемости. В связи с этим следует несколько снизить нагрузку для подростков в активный период полового созревания, следить за тем, чтобы на тренировках преобладала спокойная обстановка.
Бурное развитие двигательной функции, присущее подростковому возрасту, приводит к тому, что по многим основным показателям она мало отличается от двигательной функции взрослых людей. Однако на фоне общего совершенствования двигательной функции у подростков могут иметь место случаи довольно значительного ухудшения координации движений, снижение их точности. Одной из существенных причин этого явления специалисты называют перестройку моторного аппарата, выражающуюся во временном несоответствии мышечной силы и непропорционально возросшим весом. Учитывая это, для предупреждения временной дискоординации следует начинать регулярные занятия спортом до начала активного периода полового созревания и не торопиться с окончательными выводами о спортивных способностях подростка.
У подростков совершенствуется и приближается к уровню, свойственному взрослым, способность правильно организовывать свое восприятие в процессе учебных занятий. Они стремятся критически осознать сущность усвояемых знаний, выработать к ним свое собственное отношение, не просто запомнить учебный материал, но и понять, объяснить его истинность, что налагает на педагога ряд требований к качественной стороне самого обучения. [25, 26]
Выводы по I главе
Спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделялись в отдельную группу - спортивные игры, или игровые виды спорта.
Особенности спортивных игр определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.
В работе показаны и затронуты все аспекты развития ловкости баскетболистов, рассмотрены методы и средства, которые можно использовать как для развития ловкости.
Ловкость - основа успеха соревновательной деятельности баскетболиста. Тренер должен содействовать развитию ловкости выполнения технических элементов в соревновательной деятельности.
Конечно, можно сказать, что ловкость играет важную роль в баскетболе, но надо также не забывать и о тактической и технической стороне игры она тоже играет не мало важную роль в игре.
Средний школьный возраст выбран не случайно это возраст где все спортивные игры только набирают незначительные обороты так и баскетбол. Работая плодотворна в этом возрасте для развития физических качеств, технического мастерства, тактических действий можно в дальнейшем получить действительно мастеровитого обладающего всем потенциалом игрока. Это начало долгого пути, на котором будит все: победы, проигрыши взлеты и падения.
Основным средством воспитания физических качеств, являются физические упражнения, упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны. Эффективными методами воспитания физических качеств является игровой, интервальный, круговой тренировки, посменный метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.
У подростков совершенствуется и приближается к уровню, свойственному взрослым, способность правильно организовывать свое восприятие в процессе учебных занятий. Они стремятся критически осознать сущность усвояемых знаний, выработать к ним свое собственное отношение, не просто запомнить учебный материал, но и понять, объяснить его истинность, что налагает на педагога ряд требований к качественной стороне самого обучения.
Глава II. Роль баскетбола в развитии физического качества ловкость у учащихся среднего школьного возраста
2.1 Цель и задачи исследования
Цель работы исследовать роль баскетбола в развитии физического качества ловкость у учащихся среднего школьного возраста.
В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:
Задачи работы:
. Анализ научно-методической литературы.
. Разработать наиболее эффективный комплекс упражнений для развития ловкости у учащихся среднего школьного возраста участвующих в учебно-тренировочном процессе школы по баскетболу.
. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса физических упражнений на практике для развития физического качества ловкость у учащихся среднего школьного возраста школы участвующих в учебно-тренировочном процессе по баскетболу.
.2 Методы исследования
В работе использованы следующие методы исследования:
. Анализ литературных источников.
. Педагогическое наблюдение
. Тестирование.
. Метод математической статистики.
Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по: теории и методике физического воспитания и спорта, возрастная физиология, спортивные игры (техника, тактика, методика обучения), анатомия, психология, педагогика, настольная книга учителя физической культуры, книга тренера. Был проанализирован и изучен 41источник.
Педагогический эксперимент проводился в городе Сураже Брянской области в средней общеобразовательной школе № 2 с учащимися 9 Б и 9 В классов, средний возраст 15 лет. В экспериментальной группе использовался специально разработанный комплекс упражнений для воспитания координационных способностей (9 Б класс), а контрольная группа (9 В класс) работала по программе физической культуры среднего школьного возраста. Прил.5,6,7,8. С.80,81,82,83.
Возрастной и половой состав в обеих исследованных группах является идентичным. Прил.5,6,7,8. С.80,81,82,83.
.3 Организация исследования
Вся программа исследования была выполнена в три этапа.
Первый этап проводился с января 2011 года. Основной целью исследований было изучение различных методов развития ловкости на уроках физической культуры - баскетбол у детей среднего школьного возраста. Начальный этап эксперимента (тесты).
Второй этап (январь - февраль 2011 года) введение нашего комплекса в работу экспериментальной группы специальных физических упражнений на развития физического качества ловкость на уроках физической культуры с детьми среднего школьного возраста. Для решения поставленных задач были изучены школьники под наблюдением находились 47 человек. Из них 23 человека составили экспериментальную группу, 24 - контрольную. Контрольная группа занималась по школьной программе. Прил.1,2,3. С.67,68,69.
Третий этап (март 2011 года) конечный этап эксперимента (тесты), предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента, их интерпретацию и оформление результатов исследования. Прил.5,6,7,8. С.80,81,82,83.
Для оценки уровня развития координационных качеств в практике физической культуры и спорта существует множество тестов и контрольных упражнений.
За основу тестов мы взяли следующие:
Тест №1. Рывки из баскетбольной защитной стойки
Игрок из баскетбольной защитной стойки последовательно, без пауз выполняет рывки (5 метров), из исходной точки 1, в точки 2, 3, 4, 5 и 6 обязательно нанося удары рукой по набивным мячам лежащим в этих точках, возвращается каждый раз в точку 1, также нанося удар по набивному мячу, причём рывки из точки 1 в точки 2, 3, 4 выполняют лицом вперёд, возвращение в точку 1 - спиной вперёд, а из точки 1 в точки 5, 6 и обратно - боком, приставными шагами. Секундомер останавливается в момент удара игроком по мячу в точке 1 при возвращении из точки 6.
Тест №2. Ведение мяча с изменением направления («змейка»)
м (2x15 м)
По команде «На старт!» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируют время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию.
Тест №3. Челночный бег с ведением мяча 3x10 м
По команде «На старт!» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом не беря мяч в руки, и устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксируют время, которое ученик показывает, пересекая финишную линию.
Тест №4. Ловкость, проявляемая в сменах поз
По команде учителя «На старт!» учащийся занимает исходное положение стоя на линии. Услышав стартовый сигнал (хлопок, свисток), школьник мгновенно начинает выполнять смену поз (Например: быстро сесть, лечь, встать, наклониться, повернуться). Фиксируется время.
Тест №5. Метание мяча в цель
По команде учащийся занимает место у линии, готовясь к броску. Ему дается 10 попыток, для того чтобы поразить мишень. По сигналу учителя он начинает бросать мяч. После 10 бросков подводится итог промахов и попаданий, и объявляется результат.
Тест №6. Передачи мяча с противодействием соперника в игровой ситуации
Упражнение выполняют на одной половине баскетбольной площадки, в условиях жесткого противодействия соперника. Класс делится на две команды. Учитель вбрасывает мяч. Игроки команды, овладевшей мячом, стараются выполнить как можно больше передач друг другу так, чтобы мяч не достался соперникам. Допускается ведение мяча, но не более двух ударов мяча об пол. Если игрок одной из команд совершил ошибку (пробежка, фол и т.д.), мяч передают другой команде. Освобожденные от занятия учащиеся подсчитывают количество ошибочных передач, выполненных каждым игроком. Результат считается хорошим, если у ученика преобладает количество результативных передач над ошибочными, и неудовлетворительным, если ошибок больше, чем результативных передач. Также учитывается и активность учеников (подсчитывают количество перехватов).
Комплекс упражнений для развития физического качества, используемого нами в работе в экспериментальной группе
Основными методическим условием, которого нужно придерживаться в работе над развитием координационных способностей является обязательная разминка перед выполнением упражнений.
Разминка имеет профилактическое предупреждающее значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняются движения, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.
Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение мускулатуры тела и главным образом значение для выполнения движений.
В экспериментальной группе урок по баскетболу строился следующим образом:
Подготовительная часть урока 15 минут (разогрев, разминка)
Задачи подготовительной части занятия:
Организация занимающихся;
Подготовку их для наиболее успешного решения задач основной части занятия.
Средства подготовительной части занятия:
Строевые упражнения;
Упражнения на внимание;
Различные виды ходьбы, бега, прыжков;
Общеразвивающие, подготовительные, подводящие упражнения;
Ранее изученные упражнения из техники баскетбола.
При проведении подготовительной части урока необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Подготовить заблаговременно инвентарь и место для проведения занятий.
Проводить подготовительную часть без значительных пауз.
При проведении строевых и общеразвивающих упражнений пользоваться общепринятой гимнастической терминологией.
Чередовать упражнения, чтобы обеспечить нагрузку на различные части тела и группы мышц.
Чередовать силовые, по характеру выполнения упражнений, с упражнениями на растяжение и расслабление, медленные с быстрыми, а также разнообразить темп выполнения.
Использовать подвижные игры, которые являются подготовительными к баскетболу.
Начинать занятие с построения и постановки задач.
Период разогрева является важным и необходимым пунктом. Он должен длиться не менее 2-5 минут и предшествовать всем упражнениям и тренировочным заданиям.
Эта часть должна состоять из движений, имитирующих настоящие упражнения, которые вы будете выполнять в последствии.
Разогрев необходимо проводить с небольшим сопротивлением или совсем без него. Однотипные движения вызывают приток крови к мышцам и соединительным тканям и готовят суставы и связки к более интенсивной работе и непосредственно к растягиванию.
Специальные комплексы упражнений для разминки.
Упражнения в беге или ходьбе (комплекс № 1)
. Во время бега передать мяч из одной руки в другую перед собой, руки прямые.
. Мяч подбросить вверх, хлопок впереди, поймать мяч.
. Мяч подбросить вверх, хлопок за спиной, поймать мяч.
. Мяч подбросить вверх, хлопок за спиной, перед грудью, поймать мяч.
. Мяч подбросить вверх, хлопок под ногой, поймать мяч.
. Мяч за спиной, бросить его вперед-вверх через голову, поймать мяч.
. Мяч бросить вверх, присесть, коснуться руками пола, поймать мяч.
. Мяч в левой руке, сделать широкий шаг правой ногой и передать мяч под ногой в правую руку; шаг левой, мяч передать из правой руки в левую и т. д.
Упражнения в парах с ведением мяча (комплекс № 2)
. Ведение мяча.
. Ведение с изменением высоты отскока.
. Ведение с изменением направления (обводка стоек) левой, правой рукой.
. Ведение мяча приставными шагами.
. Ведение мяча с разворотами.
. Ведение мяча в приседе.
. Ведение мяча с использованием паса в стену в определенных местах.
. Ведение мяча с использованием танцевального шага.
. Ведение с ускорением в определенном месте.
Упражнения в парах (комплекс № 3)
. Пас партнеру, наклон вперед.
. Пас партнеру, наклон в сторону.
. Пас партнеру, наклон назад.
. Пас партнеру, приседание.
. Пас партнеру, упор присев, упор лежа, упор присев, и.п.
. Пас партнеру, прыжок вверх.
. Пас партнеру, прыжок вверх с поворотом на 360°.
. Пас партнеру, коснуться стены (за спиной или за партнером) и вернуться в и. п.
. Мяч поймать в прыжке и тут же вернуть его партнеру.
Растягивание
Растягивающие упражнения всегда следуют за разогревом и являются обязательными.
Первая цель любой программы по растягиванию увеличить амплитуду движения различных частей вашего тела. Хорошая амплитуда движения является ключевым компонентом хорошего состояния и здоровья. Обладание полной амплитудой движения наиболее важно для атлетов, так как физическое благополучие игроков и их игра, напрямую связаны, со способностью мускулов двигаться с полной амплитудой движения.
Если ранее, вы не уделяли достаточного внимания растягиванию, то начав выполнение программы растягивания, в полном объеме, вы почувствуете положительный эффект увеличения гибкости.
Увеличение мощи и скорости работы мышц, уменьшение времени мышечного восстановления и закрепощенности.
Растягивание, так же помогает игроку подготовиться к тренировкам и играм, не только физически, но и психологически (позволяет сконцентрироваться).
Растягивание помогает уменьшить общую мышечную боль, а так же спазм и болевые ощущения в поясничном отделе спины, свойственные профессиональным спортсменам.
Растягивание осуществляется медленным пассивным вытяжением мышц и сухожилий.
Не дёргать! В противном случае, возникает риск повреждения мышечной фасции и получения мышечного растяжения, особенно в период напряженной подготовки, когда мышцы теряют эластичность и становятся жесткими.
Внимание! Дыхание и концентрация являются очень важными в достижении гибкости.
Сосредоточьтесь на растягиваемой области в попытке смягчить (ослабить) часть тела, которую растягиваете. Старайтесь дышать спокойно, при этом не задерживайте дыхание.
При растягивании, дышите медленно и ритмично. Выдыхайте в начале движения, затем, в процессе растягивания дышите медленно. Ведите счет при выполнении растягивания, считайте не громко, это поможет вам предотвратить задержку дыхания. Прил.№4. С.73.
Основная часть 20-25 минут
Задачи основной части занятия:
Повышение физической подготовленности занимающихся;
Воспитание у занимающихся специальных двигательных качеств;
Обучение занимающихся применять приобретенные умения и навыки в различных условиях игровой деятельности.
Средства основной части занятия:
Подготовительные, подводящие, специальные по технике и тактике упражнения;
Подвижные игры;
Учебные и двусторонние игры в баскетбол.
Рекомендации по проведению основной части занятия:
Необходимо стремиться использовать максимальное количество мячей.
Применять поточную, игровую форму занятий, круговую тренировку.
При обучении элементам техники и тактики игры в баскетбол соблюдать последовательность этапов обучения, а именно: ознакомление с приемом, разучивание приема в упрощенных условиях, изучение в усложненных условиях и закрепление приема в игровых условиях.
Учебные игры должны носить целевую игровую направленность, строго регламентировать действия играющих. В двухсторонних играх занимающиеся выполняют все ране разученные технические приемы и тактические действия произвольно.
В процессе обучения игры в баскетбол используются следующие методы: словесный (вербальный), наглядный (визуальный), словесно-наглядный, целостный (основной), расчлененный, метод сопряженных воздействий, метод срочной информации, метод двигательной информации, соревновательный и игровой методы.
Общие упражнения для развития ловкости
. Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях руки. Освоив упражнение, можно делать до 10 кувырков подряд.
. Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.
. Те же кувырки, что в упр. 1, 2, но в стороны.
. Падение назад и быстрое вставание.
. Падение вперед и быстрое вставание.
. Гимнастическое (колесо) влево и вправо.
. Стойка на голове, вначале с опорой у стены.
. Стойка на руках.
. Ходьба на руках.
. Прыжки на батуте с поворотом на 180-360° с падением на спину, на колени, на живот, с поворотами на 180 и 360°, сальто вперед и назад. После приземления - немедленно встать. Можно усложнить упражнение: в высшей точке прыжка игрок ловит мяч и отдает пас.
.На линии штрафного броска устанавливается гимнастический подкидной мостик. Игрок разбегается и, отталкиваясь, забрасывает мяч в кольцо сверху. Более сложный вариант упражнения: во время разбега игрок ведет мяч, а бросок выполняет с поворотом.
. Бросок по кольцу с вращением мяча вокруг корпуса (1 или 2 раза) во время двух шагов.
Отлично помогает для развития координации, а, следовательно, и ловкости, ходьба по гимнастическому бревну, по рельсу, скамейке с вращением мяча вокруг корпуса, с финтами в сторону, вперед.
Специальные упражнения для развития ловкости
. Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130° с ведением одного или двух мячей.
. Рывок с ведением одного или двух мячей на 5 - 6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок.
. Ходьба на руках с качением мяча перед собой. Партнер поддерживает ноги.
. Командная эстафета в беге на руках (как в упр. 3) с качением мяча перед собой. Длина этапа - до 30м.
. Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.
. Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу.
. Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча.
. Рывок с ведением мяча на 5 - 6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидной доски с мячом в руках.
. Игра в (чехарду) с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки.
. Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, подскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.
. Передачи мяча в парах с сопротивлением. Игроки в паре передают друг другу мяч от земли, расстояние между ними 4-5 м. Защитник пытается перехватить мяч. Упражнение выполняется сначала на месте, потом в движении.
. То же, что и упр. 11. Передачи следуют на уровне груди. Задача защитника - увернуться от мяча.
. Игра в «пятнашки» в парах с ведением мяча обоими игроками.
. Игра в (пятнашки) в передачах. Двое водящих передают друг другу мяч и стараются запятнать остальных игроков, ведущих мячи, дотронувшись до них мячом, не выпуская его из рук. Запятнанный игрок присоединяется к водящим.
. Мяч катится по земле с постоянной скоростью. Игроки перепрыгивают через катящийся мяч на одной или двух ногах. Проводится как соревнование: побеждает тот, кто сделает больше прыжков от лицевой до центральной или противоположной лицевой линии.
. Прыжки через барьеры с ловлей и передачей мяча. Игрок перепрыгивает через 10 - 12 барьеров, стоящих подряд. Во время каждого прыжка он ловит и отдает мяч.
. Прыжки через гимнастические скамейки с ведением мяча. Прыжки выполняются на одной или двух ногах, боком или спиной.
. Игрок совершает рывок на 5 - 6 м с ведением мяча, а затем, подпрыгивая с подкидного мостика, стоящего под кольцом, забивает мяч в кольцо сверху.
. То же, что и упр. 18. Перед броском игрок выполняет в воздухе поворот на 90 или 130°.
. Прыжки через гимнастическую скамейку с одновременными передачами в стену. Выполняются одним или двумя мячами.
. Ходьба по гимнастическому бревну с одновременным жонглированием двумя мячами.
. Прыжки через скакалку с ведением мяча. Крутящие скакалку тоже ведут мяч.
. Прыжки через длинную скакалку в парах с передачами мяча. Крутящие скакалку игроки тоже отдают пас друг другу.
. Прыжки через скакалку с бросками по кольцу. Прыгающий через скакалку игрок находится на расстоянии 4-5 м от кольца. 2-3 игрока поочередно подают ему мячи. Ловля передачи и бросок по кольцу выполняются в одном прыжке.
. Броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 90 или 180°.
. Бросок по кольцу сверху после прыжка с двух ног с максимально дальнего от кольца расстояния.
. Игрок выполняет два шага после быстрого ведения и делает два оборота мячом вокруг корпуса.
. Два игрока находятся на противоположных линиях штрафного броска. По сигналу тренера они выполняют кувырок вперед и совершают рывок к центру поля, где лежит мяч. Игрок, завладевший мячом, атакует указанное тренером кольцо.
. Игроки команды делятся на две группы и встают на противоположные линии штрафного броска лицом к щиту. По сигналу тренера первые игроки каждой колонны бьют мячи в щит и бегут к противоположному щиту, чтобы успеть на добивание. Добивание мяча в щит можно выполнять только в одном прыжке. В центре поля игроки выполняют кувырок вперед.
. Игрок делает рывок от центра поля к линии штрафного броска спиной вперед, на штрафной линии выполняет кувырок назад. Тренер, стоящий на лицевой линии, пасует мяч с отскоком от пола так, чтобы игрок сумел получить его после кувырка.
. Игрок находится на линии штрафного броска спиной к кольцу, выпрыгивает, бьет мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил за спину. При приземлении игрок разворачивается, догоняет мяч и забивает его в кольцо броском сверху (для низкорослых игроков - слабой рукой).
. Упражнение выполняется двумя мячами, то же что и 31.
Примерные станции «круговой тренировки» для развития ловкости:
.Метание малого мяча в цель.
.Ходьба в полном приседе по гимнастической скамейке.
.Ведение баскетбольного мяча с обводкой стоек.
.И.п.: стойка на одной ноге, другая отведена назад хватом за низкую перекладину. Выполнение: движение вперед под перекладиной в низком приседе с прямыми руками и переходом в вис прогнувшись.
.Ходьба по гимнастической скамейке с грузом на голове (мешочек с песком).
.Игра «Бой петухов». Партнеры прыгают на одной ноге, руки за спиной.
Заключительная часть 5 минут (период охлаждения)
Предназначена для завершения работы преподавателя, приведения организма в оптимальное для последующей деятельности состояния.
Период охлаждения - это работа на более низком уровне интенсивности. Эти упражнения позволят восстановиться вашему пульсу, избежать ненужной нагрузки на сердце и подготовиться к заключительной фазе, - растягиванию.
Для решения данных задач используются следующие упражнения:
Имитационный;
На внимание;
На координацию движений;
На дыхание и расслабление;
Малоподвижные игры.
По окончанию урока учитель должен следовать короткий период, период охлаждения (выхода из рабочего, напряжённого состояния).
Растягивание.
Всегда выполняется в конце занятия, урока.
Эти упражнения повторяют программу статического или пассивного растягивания. Они позволят вашим мышцам лучше расслабиться и быстрее восстановиться.
Внимание! Никогда не пренебрегайте разогревом и растягиванием! Относитесь к этому серьезно и сосредоточено! Этим Вы оградите себя от излишнего травматизма, увеличите амплитуду своих движений и улучшите свою игру. Уделяйте этому достаточное количество времени. Лучше пожертвовать тренировочным временем, чем потратить 1-2 недели (минимум) на восстановление после травмы.
С этих же позиций, не пренебрегайте после тренировочным растягиванием (одна из наиболее распространенных ошибок).
Игнорировать заключительную часть занятия не рекомендуется.
.4 Результаты исследования и их обсуждение
Анализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых - школьников имеются существенные различия.
В экспериментальной группе до начала эксперимента (январь) показатель координационной способности в тестах (Ср. балл):
Тест №1 21.1 сек.
Тест №2 20.2 сек.
Тест №3 12.6 сек.
Тест №4 7.7 сек.
Тест №5 7.0 раз.
Тест №6 13 хор.\ 10 неуд.
В конце эксперимента (март) показатели координационной способности в тестах стали следующие (Ср. балл):
Тест №1 18.0 сек.
Тест №2 16.4 сек.
Тест №3 11.5 сек.
Тест №4 6.9 сек.
Тест №5 7.8 раз.
Тест №6 17 хор.\ 6 неуд.
Экспериментальная группа работала по методике акцентированного развития координационных способностей на уроках физической культуры по теме баскетбол с учащимися среднего школьного возраста.
В контрольной группе до начала эксперимента (январь) показатель координационной способности в тестах (Ср. балл):
Тест №1 20.1 сек.
Тест №2 18.2 сек.
Тест №3 12.2 сек.
Тест №4 7.9 сек.
Тест №5 6.7 раз.
Тест №6 14 хор.\ 10 неуд.
В конце эксперимента (март) показатели координационной способности составили в тестах (Ср. балл):
Тест №1 19.5 сек.
Тест №2 17.9 сек.
Тест №3 11.7 сек.
Тест №4 7.9 сек.
Тест №5 7.0 раз.
Тест №6 16 хор.\ 8 неуд.
Контрольная группа занималась по школьной программе физического воспитания.
Прирост в процентном (%) соотношении в экспериментальной группе составил в тестах:
Тест №1 14.6%
Тест №2 18.8%
Тест №3 8.7%
Тест №4 10.3%
Тест №5 11.4%
Тест №6 30%
В контрольной группе в тестах:
Тест №1 3%
Тест №2 1.7%
Тест №3 4.1%
Тест №4 0%
Тест №5 4.4%
Тест №6 14.2%
Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в развитии координационных способностей у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением благодаря занятиям физической культурой по обычной программе. Прил. . С. .
Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие координационных способностей, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития ловкости. Методика проведения занятий на акцентированное развитие ловкости описана в главе № I. «Характеристика спортивных игр, как средство физического воспитания среднего школьного возраста».
Поскольку возрастной и половой состав в обеих исследованных группах являются идентичным, различия в динамике развития ловкости объясняется тем, что на уроках физической культуры в экспериментальной группе даются более специальные, специализированные упражнения, направленные на развитие координационной способности баскетболистов.
Результаты тестирования показали, что в тестах показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя 3 месяца применения этой программы, оказались выше, чем у детей занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом развитии. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в тестах.
Обе программы существенно отличаются. Следовательно, на уроках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений. Хотя, хорошо известно, что использование однообразных заданий обеспечивает меньший эффект, чем разнообразие упражнений. А применение различных заданий вызывает у занимающихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Хотя, порой, они бывают сложными как в технически правильном исполнении, так и в повышенных физических нагрузках.
Кроме того, в одинаковых или похожих упражнениях, которые присутствуют в двух программах, тоже есть различия. В частности, в экспериментальной группе дозировка в таких заданиях несколько увеличена (либо в количестве подходов, либо в количестве повторений, либо в продолжительности времени отдыха сериями). Также можно увидеть различия в том, что изменяются условия выполнения.
Практические рекомендации
Специально-подготовительные упражнения для развития ловкости следует подбирать, опираясь на принцип максимального их соответствия особенностям соревновательного упражнения, как по техническим характеристикам, так и по уровню проявления физических качеств.
Выявленные в результате исследования недостатки в развитии физического качества должны вызывать коррекцию плана учебно-тренировочных нагрузок, направленную на увеличение объёма и интенсивности специально-подготовительных упражнений в строгом соответствии с адаптационными возможностями школьников.
Не следует направлять большие усилия на повышение тех возможностей школьников, которые во многом лимитированы генетически или удерживаются высоким уровнем развития других качеств, находящихся в определённом развитии с механизмом проявления его слабых сторон подготовленности. В противном случае, индивидуальные черты школьника, сильные стороны его подготовленности, являются залогом успеха, могут искажаться и притупляться, в этой конкурентной борьбе качества.
Выводы по II главе
Анализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых - школьников имеются существенные различия.
В экспериментальной группе до начала эксперимента (январь) показатель координационной способности в тестах (Ср. балл):
Тест №1 21.1 сек.
Тест №2 20.2 сек.
Тест №3 12.6 сек.
Тест №4 7.7 сек.
Тест №5 7.0 раз.
Тест №6 13 хор.\ 10 неуд.
В конце эксперимента (март) показатели координационной способности в тестах стали следующие (Ср. балл):
Тест №1 18.0 сек.
Тест №2 16.4 сек.
Тест №3 11.5 сек.
Тест №4 6.9 сек.
Тест №5 7.8 раз.
Тест №6 17 хор.\ 6 неуд.
Экспериментальная группа работала по методике акцентированного развития координационных способностей на уроках физической культуры по теме баскетбол с учащимися среднего школьного возраста.
В контрольной группе до начала эксперимента (январь) показатель координационной способности в тестах (Ср. балл):
Тест №1 20.1 сек.
Тест №2 18.2 сек.
Тест №3 12.2 сек.
Тест №4 7.9 сек.
Тест №5 6.7 раз.
Тест №6 14 хор.\ 10 неуд.
В конце эксперимента (март) показатели координационной способности составили в тестах (Ср. балл):
Тест №1 19.5 сек.
Тест №2 17.9 сек.
Тест №3 11.7 сек.
Тест №4 7.9 сек.
Тест №5 7.0 раз.
Тест №6 16 хор.\ 8 неуд.
Контрольная группа занималась по школьной программе физического воспитания.
Прирост в процентном (%) соотношении в экспериментальной группе составил в тестах: Прил. № 9.С.84.
Тест №1 14.6%
Тест №2 18.8%
Тест №3 8.7%
Тест №4 10.3%
Тест №5 11.4%
Тест №6 30%
В контрольной группе в тестах:
Тест №1 3%
Тест №2 1.7%
Тест №3 4.1%
Тест №4 0%
Тест №5 4.4%
Тест №6 14.2%
Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в развитии координационных способностей у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением благодаря занятиям физической культурой по обычной программе.
Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие координационных способностей, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития ловкости.
Заключение
В нашей работе показаны и затронуты все аспекты развития координационных качеств баскетболистов, рассмотрены методы и средства, характеристика спортивных игр, техника и тактика игры баскетбол, двигательно-координационные способности и основы их воспитания, анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
Литературные данные показали, что для воспитания координационных способностей методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений, а также правильную дозировку нагрузок.
Ловкость - это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся игровой ситуацией.
Это самое общее определение, поскольку ловкость - комплексное качество, в котором сочетаются проявление быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приемами.
Если же попытаться дать более узкое, специальное определение, то можно сказать, что ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. Различают прыжковую ловкость, акробатическую, скоростную и др.
Развивать ловкость следует с 6-8 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения.
Координационная подготовка - основа успеха соревновательной деятельности баскетболистов. Тренер должен содействовать развитию ловкости выполнения технических элементов в соревновательной деятельности, но ни в коем случае заставлять игроков торопиться, что ведет к многочисленным ошибкам. Если игрок не может быстро выполнить тот или иной технический прием, то, прежде всего, необходимо закрепить двигательный навык, применяя упражнения способствующие совершенствованию техники.
Конечно, можно сказать, что координационная подготовка играет важную роль в баскетболе, но надо также не забывать и о тактической стороне игры. Она тоже играет не мало важную роль в игре.
Между контрольной и экспериментальной группой обнаружены различия в развитии координационных способностей. Положительная динамика у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе (Тест №1 3%, Тест №2 1.7%, Тест №3 4.1%, Тест №4 0%, Тест №5 4.4%, Тест №6 14.2%).
Экспериментальная группа, и использованный нами комплекс упражнений также показал результат (Тест №1 14.6%, Тест №2 18.8%, Тест №3 8.7%, Тест №4 10.3%, Тест №5 11.4%, Тест №6 30%) и может быть использован в работе в общеобразовательной школе для развития ловкости на уроках физической культуры при изучении темы баскетбол.
Цель ВКР достигнута. Предполагаемая нами гипотеза подтвердилась. С поставленными задачами справились.
спортивный игра баскетбол
Библиографический список
1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе. Автореферат. - Омск, 2002.
. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., МГУ. 2002.
. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры. - Ташкент. 2005.
. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. Физкультура в школе №7. 2002.
. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под.ред. Ю.М. Портнова. - М., Физкультура и Спорт, 2004. - С. 26.
. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 2000. - С. 24.
. Былеев Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М.:ФиС, 2002. - С. 81.
. Берн Эрик. Лидер и группа. О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А. Грузберга Екатеринбург ЛИТУР. 2000.
. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол - Минск, Полынья. 2006.
. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М., Просвещение, 2001.
. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол. - Киев, 2004. - С. 118.
. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. - Мн., Новое знание. 2000.
. Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования. Теория и практика физической культуры №10. 2000. - С. 64.
. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. - М., А Генетю "ФАИР"/ 1997. - С. 38.
. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе: Атореферат. - М., А Генетю "ФАИР"/ 2000. - С. 99.
. Деркач А.А., А.А. Исаев. Творчество тренера. - М., ФиС. 2002.
. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. - М., Физкультура и спорт. 2003.
. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М., Физкультура и спорт.2001. - С. 21
. Дъячков В.М. Современствования технического мастерства спортсменов. - М., Физкультура и спорт. 2002. - С. 31.
. Зельдович Т., Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. - М., Физкультура и спорт, 2004.
. Зинин А.М. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт. 2000.
. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. - Волгоград, 2004. - С. 67.
. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М., Физкультура и спорт, 2004.
. Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. - М., Физкультура и спорт, 2005.
. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. - М., "Физкультура и спорт", 2000. - С. 26.
. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М., Физкультура и спорт. 1999.
. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. - М.: Физкультура и спорт. 2001.
. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии. Учебное пособие. - Краснодар: КГАФК. 1997.
. Мальчиков А.В. Социально психологические основы управления спортивной командой. - Смоленск: СГИФК. 2000.
. Матрунин В.П. Баскетбол на уроках в V-VI классах. Физкультура в школе №1. 2000.
. Манасанян Ж.А. Эфорективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста./ Автореферат. - М. 2002.
. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., Физкультура и спорт. 2001. - С. 88.
. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет: Атореферат. - Киев 2000. - С. 37.
. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол: Учебное пособие. - Алма-Ата, 2005.
. Суетнов К.В. Баскетбол в 5-8 классах общеобразовательной школы: Учебное пособие, - Алма-Ата, 2001.
. Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (V-VI классах). Физкультура в школе №4. 2003.
. Ульянов В.А. Баскетбол. Первые шаги. Физкультура в школе, №1. 2000.
. Федосеев В.В. На уроках баскетбола. Физкультура в школе, №2. 1999. - С. 17,142.
. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. - М., Физкультура и спорт, 2000.
. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. - М., Физкультура и спорт, 2000. - С. 44.
. Яхонтов Е.Р. Мини-баскетбол. - М., Физкультура и спорт, 1999. - С. 27.