Гандбол: характеристика игры, основные правила

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,92 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гандбол: характеристика игры, основные правила

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение игры в гандбол имеет богатое историческое прошлое. Еще в древности существовали игры с мячом, в которых существовали элементы современного гандбола.

Время зарождения спортивной игры с мячом, зарегистрированной в международной спортивной классификации под названием «гандбол» или как его еще называют ручной мяч, принято считать 1898г, когда преподаватель физического воспитания реального училища датского города Ордруп Хольгер Нильсен ввел в уроки физической культуры женских групп игру с мячом, названную «хаандболд» («хаанд» - рука и «болд» - мяч), в которой на небольшом поле соревновались команды из 7 человек, передавая мяч друг другу и стремясь забросить его в ворота. От игроков требовалось забросить небольшой мяч в ворота соперников. Игра гандбол проходила на открытом воздухе. Время от времени правила этой игры менялись.

Исследования, проведенные в последние годы, дают предположение отнести дату зарождения гандбола к более раннему периоду. В 1890г в Чехии получает распространение народный вариант игры с мячом, названный «хазена» (бросать, кидать). Игра сводилась к нерегламентированному перебрасыванию и ловле мяча в смешанных группах без единоборства.

Уже в 1920г. в Берлине состоялись первые игры на Кубок и первенство Германии по ручному мячу. А в 1923г. ввели новые правила соревнований. Уменьшение размеров мяча, введение правила «трех секунд» и «трех шагов» значительно содействовало повышению техники игры. В 1925г. состоялась первая международная встреча Германии с командой Австрии.

В 1936 г. гандбол был включен в число олимпийских видов спорта. В Дни олимпийского турнира состоялся IV конгресс Международной федерации, который установил проведение в 1938 г. в Германии первенств мира среди мужских команд по гандболу 7x7 и 11x11. Эти чемпионаты выиграли немецкие спортсмены.

После распада СССР гандбол в Казахстане получил дальнейшее развитие, как самостоятельная Федерация РК и в 1992 г. Был принят в ИГФ.

Дебют сборной национальной команды Казахстана в официальных международных соревнованиях состоялся на чемпионате Азии среди женщин, проходившем в 1993 г. в Китае.

Огромный вклад в развития суверенного Казахстанского гандбола внёс Амиржанов Е.А. избранный президентом Федерации гандбола РК на период с 1992 по 1995 годы.

Последние одиннадцать лет, в годы признания «Казахстанского» гандбола на международной арене, Федерацию гандбола РК возглавляет Турлыханов Г.И. В эти годы национальная сборная женская команда РК неоднократно становится победителем и призером крупнейших Азиатских соревнований, трижды завоевывает право на участие в чемпионатах мира, а в 2008г. в числе 12 сильнейших континентальных команд участвует в летних Олимпийских играх в Пекине.

1. ОТБОР ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ГАНДБОЛОМ

Отбор детей в гандбольные школы ведется в сентябре-октябре каждого года. Самый лучший возраст для начала гандбольной карьеры - восемь-девять лет.

В первую очередь следует оценивать координацию движений ребенка. Это как раз то качество, на которое делается упор в группе начальной подготовки. Потом оцениваются физические данные. В современном гандболе очень важен рост. Например, в нашей гандбольной сборной, которая выступает сейчас на Чемпионатах Азии, почти все спортсмены имеют высокий рост. Рост важен в первую очередь для того, чтобы иметь возможность бросать свысока и издалека. Но и невысоким мальчикам и девочкам в гандболе найдется место - на флангах, где недостаток роста и мощи вполне можно компенсировать мобильностью и прыгучестью.

Формируются группы по возрастам, мальчики и девочки тренируются отдельно. Заниматься в группе начальной подготовки будет 3 раза в неделю по полтора часа в день. Этап начальной подготовки продлится год или два. Обычно после этого периода очень многие дети просто прекращают занятия или отсеиваются. И в учебно-тренировочную группу переходят уже только самые одаренные. Здесь уже придется заниматься по специальной программе.

Отдавая ребенка в спортивную гандбольную школу, родители должны понимать, что гандбол - травмоопасный вид спорта. Особенно часты в гандболе выбитые пальцы, растяжения и разрывы связок, сотрясения мозга.

Гандбол развивает сердечную систему, улучшает координацию движений, высокие скоростные способности.

Дети играют резиновыми мячами, подростки - уже кожаными мячами, взрослого размера.

Школьной программой по физической культуре предусмотрено ознакомление учащихся со спортивными играми, такими, как баскетбол, волейбол, мини-футбол, гандбол. Но если первые из трех названных игр в той или иной степени культивируют в школьных спортивных залах, то гандбол или, как его еще называют, «ручной мяч» незаслуженно, на мой взгляд, обделен и вниманием, и временем. Занимаясь с учащимися практическим овладением техникой и тактикой гандбола, а также изучением правил игры, можно не только добиться высоких спортивных показателей, но и приобрести необходимые знания, умения и навыки, используемые и во многих других спортивных дисциплинах.

Гандбол - универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а по атлетизму мало в чем уступает регби. Основные технические приемы гандболистов - это ускорения, бег, перемещения, отрывы, передача и ловля мяча самыми различными способами, опорные броски в прыжке по воротам, борьба за мяч и позицию и т. д., а также игра гандбольного вратаря. Все они тесно связаны с такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика, борьба и акробатика.

.1 Обучение игры юных гандболистов

Прежде чем начинать обучение гандболу в школьном зале, следует подготовить зал и приобрести необходимый спортивный инвентарь.

Стандартной площадкой для гандбола является поле размером 40x20 м. Можно также использовать имеющуюся разметку для игры в баскетбол или в волейбол и, проведя несколько линий другого цвета, получим площадку для игры в гандбол.

Уже на первоначальном тренировочном этапе можно параллельно проводить физическую, техническую и индивидуальную подготовку игроков. Основными, базовыми будут являться упражнения по общефизической подготовке, а также игровые варианты гандбола по упрощенным правилам. Комплексные упражнения лучше строить на основе соединения нескольких заданий или технических приемов в единую систему действий и в качестве задачи выносить на простейшую двустороннюю игру.

Техническая подготовка - это процесс овладения специальными двигательными навыками, развития тактического мышления, творческих способностей, набор технических приемов, характерных для конкретной спортивной игры.

Современная тактика, как в нападении, так и в защите строится, во-первых, на высоком индивидуальном мастерстве, во-вторых, на согласованных действиях между собой отдельных игроков и, в третьих, - команды в целом. Если основной принцип выполнения технических элементов заключается в том, что и как делать, то с тактической стороны важно, как и когда. Это касается тактики игры не только полевых игроков, но и вратаря.

Основой тактической подготовки игрока является овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями. Каждый гандболист должен знать содержание и классификацию тактики и довести практическое выполнение индивидуальных и групповых действий до тактического навыка.

Тактические навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия гандболиста во время игры, которые вырабатываются в процессе упражнения. Будучи применен в стандартных условиях тактический навык отличается прочностью, точностью и соответствующим ритмом. Но ситуации в игре быстро меняются и их множество. Одна тактическая задача может быть выполнена разными средствами, а разные задачи - одними и теми же. В тех случаях, когда соревновательная ситуация не соответствует выработанному стереотипу действия и гандболист не может найти связи между соревновательной, и учебной ситуациями, шаблонно применяемые тактические навыки ведут к ошибкам. Выбор соответствующего тактического навыка и его применение требуют творческого мышления.

Способность гандболиста быстро ориентироваться в выборе самого подходящего способа борьбы называется тактическим мышлением. Базой тактического мышления является способность быстро и правильно воспринимать складывающуюся игровую ситуацию и те основы тактических знаний, которые он приобретает в процессе тренировки.

В учебном процессе теоретическая и практическая части тактической подготовки должны быть настолько согласованы, чтобы игроки приобретали знания и могли их применять. Неопределенные, неустойчивые знания, не соответствующие уровню подготовленности, затрудняют мысленное решение тактических задач.

Обучение тактике начинается с общего ознакомления с игрой. Тренер знакомит своих учеников с основными правилами игры, формулирует задачи, которые должны решаться в игре, разучивает с ними основные приемы ведения игры. Чтобы дать более конкретное представление о будущей спортивной деятельности, проводится игра в гандбол по упрощенным правилам. Затем приступают к изучению отдельных тактических действий, сначала индивидуальных, групповых, а затем и командных. В результате все изученные действия составляют основу определённых тактических систем ведения игры. Такая закономерность перехода от общего к частному и обратно имеет место и при обучении командным действиям.

Разучивание любого тактического действия начинается с рассказа и показа на схеме или макете, разучивание схемы действия на площадке с пассивным противником, закрепление в двусторонней игре.

Обучение индивидуальным тактическим действиям начинается вместе с изучением приемов техники. Преподаватель, знакомя с приемом, должен рассказать ученикам о назначении и применении его в игре. Когда основы движения достаточно усвоены в простых условиях, их усложняют введением различного рода помех. На поиск рациональных способов преодоления этих помех и должна быть направлена тактика.

Для обучения индивидуальным тактическим действиям необходимо выполнять упражнения с элементами единоборства.

Первая задача - обыгрывание вратаря. Для ее решения занимающийся должен предварительно получить теоретические знания об игре вратаря и о смысловой связи действий вратаря и нападающего. Необходимо знать, изучая технику бросков с различными траекториями полета мяча: трудности, которые создает то или иное направление полета мяча, наиболее уязвимые места в защите вратаря (над головой, углы ворот, на уровне таза, наиболее уязвимые места вратаря при бросках с определенных игровых позиций. Совершенствование броска, подбор упражнений должны идти с учетом всех трех компонентов.

Вторая задача - обыгрывание защитника. И в этом случае занимающийся должен получить от тренера сведения о значении способов и вариантов броска: сбоку, с наклоном туловища. Нападающий должен знать наиболее целесообразные направления броска относительно защитника и пытаться маскировать свои действия обманными движениями. Сначала броски производят в пустые ворота с задачей обыграть противника. Далее в воротах устанавливают мишени, которые надо поразить, обыгрывая защитника. В упражнении уточняют расстояние до защитника, которое необходимо соблюдать нападающему, применяя наиболее рациональные способы броска в зависимости от поведения защитников.

Третья задача - обыгрывание одновременно защитника и вратаря. В упражнениях такой направленности занимающийся решает две задачи, но с конкретным вариантом выбора рационального решения в каждой. Теоретической предпосылкой для практического осуществления действия будут служить знания о двух вариантах броска с закрытой позиции.

При обучении применению передачи необходимо решить следующие задачи:

. Передача мяча - это средство, объединяющее гандболистов в единую систему действий. Поэтому дальнейшее изучение применения передач пойдет по пути формирования понятия о более приемлемых способах передачи мяча при различном расположении партнеров (о поступательной, встречной, сопровождающей передачах).

. Вместе с изучением техники передач у детей необходимо формировать понятия о том, какое преимущество имеет тот или иной способ передачи. Это создает предпосылки для осмысленного применения каждого способа передачи в подходящей игровой ситуации. Занимающимся необходимо знать, какова должна - быть быстрота, точность, скрытность, дальность передачи тем или иным способом.

. Следующей задачей - освоение маскировать передачи, т.е. гандболист должен научиться скрыть свои мысли при выполнении передачи. Для этого в упражнение вводятся помехи. Сначала нападающие действуют в большинстве. Основное направление обучения - в создании представления, как вдвоем обыграть одного защитника, а втроем - двух. Юные гандболисты должны усвоить, что передавать мяч партнеру нельзя, если противник находится на воображаемой линии между ними. Нужно искать позицию, чтобы он находился вне этой линии и желательно ближе к передающему игроку. В таком упражнении гандболист сам начинает создавать условия для передачи мяча партнеру, предугадывая расположение партнеров и расположение противника относительно их. Эти упражнения можно считать подводящими для изучения групповых действий.

Обучение идет с обыгрыванием пассивного защитника. При этом ставится задача, указываются направление движения и способ обыгрывания. Далее занимающийся, чередует способы обыгрывания для решения одной и той же задачи, находит варианты, как направления движения, так и сочетаний обманных действий. Обязательно нужно включать в упражнение активного защитника, чтобы выбор действия нападающего диктовался его поведением. Совершенствование финта и ухода продолжается в групповых взаимодействиях. Необходимо упражнения надо подбирать так, чтобы гандболист мог применить финт в различных ситуациях, ставя перед собой и осуществляя конкретную задачу. Например: нападающий владеет мячом, применив финт, совершает уход от противника и бросок в ворота или нападающий не владеет мячом, применив финт, делает уход, ловит мяч и производит бросок.

Открытый уход совершенствуют в упражнениях вместе с применением финта, а скрытый требует специфических ситуаций. Поэтому обучение скрытому уходу ведется в игровых упражнениях, где ориентиром служит игрок, владеющий мячом.

Обучение групповым действиям необходимо строить на базе подводящих упражнений на ориентировку. Такими упражнениями могут служить передачи мяча между партнерами с одновременным перестроением.

Перестроение игроков может идти в различных направлениях: вслед за мячом, и в противоположную от мяча сторону. Сначала такое упражнение группа выполняет, передавая один мяч, а затем вводятся два, три и более мячей. Это заставляет гандболистов быть более сосредоточенными и распределить свое внимание сразу на несколько объектов. В таких упражнениях совершенствуются внимание, восприятие, мышление, память. Когда у гандболиста появились понятия о том, как обыграть противника в большинстве, можно переходить к разучиванию сложных групповых взаимодействий, в которых количество нападающих и защитников равно.

После показа и объяснения изучаемое действие выполняется в упрощенных условиях. Необходимо сохранить ту обстановку, в которой это действие обычно применяется в игре. Например, проводить разучивание на размеченной гандбольной площадке, на определенной позиции, места защитников должны быть отмечены стойками или пассивно стоящими игроками.

Начинать обучение надо с применения поточных упражнений. Упражнение параллельное взаимодействие. Занимающиеся расположены в колонну по одному на расстоянии 20-25 м от ворот. Впереди справа и слева находятся два игрока на расстоянии 5 и 6 м от колонны. Первый в колонне поочередно передает мяч впереди стоящим, ловит и производит бросок в ворота. Задачей упражнения является освоение своевременного рывка за мячом. Для этого постепенно в упражнение вводятся усложнения. Сначала на пути передающего мяч ставятся стойки, потом пассивный защитник и, наконец, активный защитник, которых он должен обыграть финтом прежде, чем поймать мяч. У партнеров появляется необходимость во взаимодействии.

Обучения внутреннему взаимодействию игроков, построенных в три колонны. Занимающийся из левой колонны после рывка получает мяч от игрока из центральной и должен согласовать свою дальнейшую передачу мяча с действиями готовящегося к атаке ворот из правой колонны. Все игроки переходят в ту колонну, куда отдают мяч.

При изучении внешнего заслона тренер становится в центре взаимодействия, чтобы по ходу упражнения корректировать положение заслоняющего. Для другого партнера он является защитником. Игроки из левой колонны отдают мяч в правую колонну и ставят заслон тренеру. Игрок из правой колонны после выполнения финта ведет мяч мимо заслоняющего и производит бросок в ворота.

Скрестное внешнее взаимодействие изучается при выполнении следующего упражнения. Игроки из левой колонны ведут мяч, а из правой делают рывок и получают его, находясь на линии атаки ведущего. Рассчитать свои действия надо так, чтобы передача произошла именно в этой ситуации.

В таких упражнениях уточняются взаимодействия игроков в пространстве и во времени. В них может принимать участие сам тренер. Находясь в центре действия, тренер может придержать торопливого ученика или, наоборот, стимулировать быстроту его действий.

Далее взаимодействие разучивается в целом. После повторений действия в упрошенных условиях вводятся малоактивные защитники. Когда действие с пассивной защитой на различных условиях будет усвоено, можно вводить активное сопротивление. Это заставит занимающихся, делать выбор, кому завершить атаку. Строгое заучивание последовательности действий позволит выработать стереотип действий в конкретной ситуации. Далее, соединяя уже освоенные индивидуальные и групповые действия, приступают к разучиванию комбинаций.

При составлении комбинации тренер должен опираться на знание правил командных действий. Зная первоначальную расстановку игроков команды, четко представляя закономерности индивидуальных и групповых действий, можно создать множество комбинаций. Разучивать их рекомендуется с развитием действия как в одну, так и в другую сторону, как на одной, так и на другой стороне площадки.

При обучении позиционному нападению занимающиеся усваивают понятия о расстановке на площадке, о функциях разыгрывающих, крайних, игроков у линии. На основе групповых взаимодействий разрабатываются комбинации для определенных исполнителей. Причем сначала гандболистов знакомят со всей схемой комбинации, затем уточняют отдельные звенья и снова сводят воедино действия всех игроков.

Обучение стремительному нападению начинается с освоения "отрыва". Сначала гандболисты выполняют упражнения без сопротивления противника, изучая взаимодействие с партнером в поле и с вратарем. Далее в упражнение вводится противник. Например, две команды ведут игру на одной площадке (одни нападают, другие защищаются). Игроки команды, которая владеет мячом, после нескольких передач несильно посылают мяч в ворота. Вратарь, завладев мячом, ищет для передачи мяча партнеров, убегающих в сторону чужих ворот. Если партнеры вратаря не убегут от защитников, им придется прорываться к воротам, применив серию передач между собой. Так обучают "прорыву", уточняя наиболее выгодные моменты взаимодействий.

Обучение индивидуальным тактическим действиям начинается вместе с изучением приемов техники защиты. Причем при объяснении особое внимание нужно уделить выбору места относительно нападающего, моменту начала действия. Обучение всегда должно проходить в единоборстве с нападающим, которому даются определенные задания.

При обучении применению блокирования нужно определить направление полета мяча и определить варианты блокирования (подвижное или неподвижное). Чтобы принести наибольшую пользу в нападении, каждый гандболист должен владеть индивидуальными тактическими способами борьбы с противником. В практике состязаний часто складываются ситуации, когда один нападающий должен разыграть мяч и точно передать его партнеру, находящемуся в удобном положении для продолжения атаки, или когда он, получив мяч, должен самостоятельно принять решение и забросить мяч в ворота без непосредственной помощи партнеров. Только высокий уровень тактической подготовленности позволит нападающему выйти победителем в единоборстве с защитником.

Действия игрока без мяча. К действиям игрока без мяча относятся большой отрыв от опекающего его защитника и выход на свободное место для того, чтобы получить мяч от партнера и продолжить атакующие действия, или чтобы освободить партнеру часть площадки и создать ему выгодные условия единоборства с противником. Другими словами игру гандболиста высокого класса отличает стремление занять наилучшую позицию на площадке для дальнейших маневров в рамках общекомандного тактического плана.

Для решения первой задачи необходимо подбирать упражнения, в которых защитник должен реагировать на броски разными способами (блокирование сверху, сбоку на разных уровнях), с разного расстояния до защитника, с применением разных замахов. Сначала выбор направления полета ограничивается определенным заданием нападающему, а затем защитнику приходится применять блокирование мяча после произвольных бросков нападающего.

Для решения второй задачи защитник должен овладеть некоторой информацией о противнике, проявить наблюдательность, терпение и смекалку. Кроме того, здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности самого защитника. Для применения подвижного блокирования, т.е. выпрямления рук после того, как определено направление полета мяча, защитник должен обладать незаурядной быстротой и реакцией. Для применения неподвижного блокирования, т.е. загораживания какого-либо пространства (чаще сверху) до определения направления полета мяча, защитнику необязательно быть очень быстрым, но от него требуются знания, какое пространство загораживать от того или иного нападающего, и определенная сыгранность с вратарем.

Обучение групповым тактическим действиям защиты начинают вместе с изучением групповых действий нападения. Все обучение строится на противодействии нападающим. Каждое групповое тактическое действие вынуждает защитников применять конкретный контрприем. Для изучения переключения нападающие могут выполнять скрестное внешнее взаимодействие, заслон, для подстраховки нужны параллельные действия; для проскальзывания - личная опека. Начинают обучение с совместного действия двух игроков, а затем трех и более.

Обучение командным действиям начинают с ознакомления с расстановкой игроков на площадке и основными задачами игроков различного амплуа в различных системах защиты. Сыгранность обороны, ее агрессивность будут зависеть от того, насколько правильно гандболисты смогут осуществить в конкретной борьбе с противником соблюдение этих правил. Руководствуясь ими, можно оценить правильность действий защитника в той или иной ситуации, анализируя выбор им позиции. Это облегчает задачу исправления ошибок, выявления слабых сторон обороны.

Совершенствование командных защитных действий нужно вести в соответствии с правилами, которые приемлемы для всех видов и способов защиты: создание численного преимущества, пересечение передачи и правило противохода. Своевременная теоретическая и практическая проработка конкретных вариантов поможет быстро ликвидировать недостатки.

В командах высокой квалификации одним из действенных методов совершенствования технического мастерства является организация и проведение в оптимальном соотношении командной, групповой и индивидуальной тренировки, при правильном использовании средств комплексного и избирательного воздействия. При этом индивидуальная тренировка направлена, прежде всего, на устранение недостатков, подтягивание отстающих сторон технической подготовленности и дальнейшее совершенствование сильных сторон подготовленности, свойственных конкретному гандболисту, с учетом его амплуа в команде. Командная и групповая тренировка, как правило, имеет технико-тактическую направленность, где наряду с совершенствованием технических приемов одновременно совершенствуются и их тактическая направленность, различного рода взаимодействия в связках: 2х3, 3х3 и команде (6 игроков). В этом случае используют преимущественно средства комплексного воздействия. Соотношение этих форм технической подготовки непостоянно. Оно изменяется в зависимости от задач тренировочного этапа, контингента занимающихся, уровня их технической подготовленности, условий занятий.

Эффективность выполнения технических приемов в соревновательных условиях зависит не от уровня технического мастерства, но также и от уровня развития физических качеств, тактической целесообразности психологической готовности. В этой связи для успешного совершенствования технического мастерства используют такие средства и методы, с помощью которых можно одновременно воздействовать на факторы, имитирующие техническую подготовленность. Например, для повышения эффективности перемещения гандболиста целесообразно применять методы вариативного и сопряженного воздействия, позволяющие одновременно совершенствовать технику движения и развивать скоростные и скоростно-силовые качества.

Основными моментами функциональной подготовки являются:

. Стартовый рывок и бег на 20-60 м. Это тренировка взрывной скорости, для того чтобы спортсмен мог быстро убегать от опекуна в атаку. Вся игра гандбол в основном состоит из небольших перебежек, поэтому этому элементу физической подготовки следует уделять большое внимание.

. После отработки стартового рывка бег со сменой темпа, остановками и изменением направления, что соответствует основе игры в гандбол. Поставьте ограничители на полу искривлённой траектории и бегайте небольшими перебежками от фишки до фишки по такой схеме: взрывное ускорение - поворот - взрывное ускорение

. Бег спиной и боком - повышение функциональности, ловкости. Игрок с мячом должен быть в постоянном поле зрения, т.к. он может в любой момент дать вам пас, зачастую он находится позади, поэтому необходимо уметь быстро двигаться в любом положении.

. Бег на выносливость на средние и длинные дистанции - бег на длинные дистанции стоит включать в тренировочный процесс для того, чтобы спортсмен мог проводить полное время матча в хорошем физическом состоянии.

. Броски на дальние расстояния - бросок является одним из основных в гандболе, поэтому его тренировка очень важна. От скорости, быстроты броска во многом зависит, сумеет спортсмен обмануть вратаря или нет. В дополнение к тренировке к броскам на дальние дистанции добавим броски снарядов весом до 1 кг

. Легкоатлетические упражнения.

При совершенствовании бросков применяют медицинболы (900-1100 г). Важно подобрать оптимальный вес отягощения, так как, с одной стороны, необходимо ощутимо воздействовать на силовой потенциал спортсмена, с другой - не искажать структуру движения, т.е. не повлиять отрицательно на технику выполнения приема. Исследованиями установлено (В.Я. Игнатьева, 1994), что использование утяжеленного мяча (более 1000 г) отрицательно отражается на технике броска, так как гандболист вынужденно выполняет бросок такого утяжеленного мяча за счет более крупных, но медленных мышечных групп.

Добиваясь свободного и экономичного выполнения отдельных приемов, их стабильности, надежности и вариативности, следует ориентироваться на критерии оценки их эффективности. Например, основным критерием эффективности перемещений в гандболе, является скорость и экономичность маневрирования, аккумулирующие в себе высокий уровень стартовой и дистанционной скорости, быстроту выполнения остановок и поворотов, торможений и переключений с одного приема на другой. С их учетом определяется содержание тренировочных заданий и условия их выполнения.

Эффективностью бросков являются скорость и точность полетов мяча,

быстрота, скрытность и неожиданность их выполнения.

Быстрота, скрытность и неожиданность бросков совершенствуются в упражнениях комплексного воздействия, где броски выполняются в ходе ведения, обманных действий, в условиях активного противодействия защитника. При этом важен акцент на сокращение (во времени и пространстве) и скрытость подготовительной фазы броска. В связи с этим предпочтение отдается кистевым броскам.

Финты отрабатываются в условиях жесткого противоборства со стороны защитника, параллельно с ловлей и передачей мяча. Затем упражнение усложняют и выполняют уже в условиях игровой деятельности. Тренер должен стимулировать выполнение коронных финтов, творчество и импровизацию занимающихся, обращать внимание на естественность и правдивость выполнения первой фазы финта и быстроту второй.

Критерием эффективности передач является точность, своевременность, скрытность и неожиданность их выполнения. С целью совершенствования скрытности и неожиданности передач, их следует выполнять короткими кистевыми движениями, используя обманные действия - финты. В выполнении передач большой эффект дают упражнения в ходе обводки, имитации броска в ворота, торможения силового единоборства.

.2 Командные тактические действия

Освоив технические приемы, не менее важно уметь их применять с максимальной пользой.

Тактика игры находится в постоянном развитии. Это зависит от совершенствования физических способностей игроков, изменения правил игры, появления новых приемов в технике. Современная тактика как в нападении, так и в защите соситавляется, на высоком индивидуальном мастерстве, и на согласованных действиях между собой отдельных игроков и, в третьих, - команды в целом. Если основной принцип выполнения технических элементов заключается в том, что и как делать, то с тактической стороны важно, как и когда. Это касается тактики игры не только полевых игроков, но и вратаря.

Если же вновь исходить из того, что мы включаем обучение гандболу в вариативную часть учебной программы, то понятно: на это у нас будет небольшое количество уроков. Знакомить ребят с тактикой придется по ходу игровых моментов, выбирая из множества тактических вариантов всего несколько, чтобы учащиеся лучше их освоили.

Как показывает практика работы в школе, гандбол для детей не менее интересен, чем другие игровые виды спорта Но в том-то и ценность спортивных игр, что они позволяют детям не просто научиться новому, но и всесторонне развить свои физические качества. А если еще при этом игра будет доставлять удовольствие, наполнять детей положительными эмоциями, снимать напряжение в ходе учебы, можно считать что свою основную задачу

на уроке Вы как учитель выполнили.

В процессе подготовки гандболиста применяются три метода организации упражнений: регламентирования, импровизирования, моделирования.

Метод регламентирования заключает в себе строгую последовательность действий игроков. Этим методом пользуются при разучивании новых взаимодействий, при совершенствовании комбинаций с определенной концовкой для определенного игрока.

При разучивании тактического действия важно добиться определенной последовательности включения в действие всех его исполнителей. Для этого гандболисты из определенной первоначальной расстановки отрабатывают перемещения по схеме действий. Далее вводится противник, и упражнение выполняется с постепенно усиливающимся сопротивлением до тех пор, пока не будут уточнены и усвоены все детали действия. Когда стандартная схема взаимодействия усвоена, делают некоторые уточнения и поправки на неожиданное поведение защитников, конкретизируя возможные варианты завершения атаки.

При наличии в составе команды двух нападающих, обладающих сильными бросками со средних и дальних дистанций, можно с успехом применять расстановку 2-3-2 - два игрока сзади (вторая линия нападения), два у линии площади ворот, два на краях (первая линия нападения).

Команда, в составе которой есть два бомбардира и один разыгрывающий, способный координировать действия партнеров может применить расстановку 2-3 - трое в первой линии нападения, трое - во второй линии. Три игрока первой линии нападения располагаются вдоль площади ворот так, чтобы два были на флангах, а один (линейный) в центре. Игроки второй линии обычно располагаются на одной линии: разыгрывающий игрок - в центре, а два других (полусредние) - в 4 -6 метрах от него. В зависимости от и индивидуальных особенностей разыгрывающего он может находиться несколько сзади других игроков, или наоборот выходить вперед (в зону свободных бросков).

При формировании команд для двусторонних игр необходимо учитывать игровые качества и склонности занимающихся. Игроков, обладающих хорошей скоростью, умеющих уверенно ловить мяч на большой скорости, лучше размещать на флангах. Высоких игроков с сильными бросками нужно поставить в центре, во втором эшелоне нападения. В линии игроки должны владеть высокой техникой ловли мяча, хорошо завершать атаку бросками с места, с выпрыгиваниями в площадь ворот, с падениями.

Игрокам необходимо помнить, что в атаке могут участвовать два или три игрока, остальные должны занимать позиции исключающие скученность и способствующие тем самым максимально, эффективному развитию атакующих действий. Так, если защитник выдвигается к игроку, владеющему мячом, и в освободившуюся зону устремляется линейный, туда не должен перемещаться крайний нападающий

В тактических упражнениях для нападающих, организованных

методом регламентирования, уточняются: исходное положение игроков, последовательность включения в действие, способы, расстояния и скорость перемещения, способы, количество и скорость передачи мяча, расстояния между партнерами, расстояния до игроков противника, возможные варианты завершения атаки.

В упражнениях защитников уточняются: исходное положение игроков; последовательность включения в действие; направление перемещения; занимаемая позиция относительно игроков противника; варианты подстраховки.

Упражнения, построенные таким методом, четко нужно знать действия игроков, заставляют их добиваться задуманной цели кратчайшим путем, приучают к игровой дисциплине, когда все действуют по единому плану.

Метод импровизирования заключает в себе свободный выбор действий, индивидуально каждым игроком команды. Естественно, свобода эта ограничивается знанием общих правил взаимодействия. Применение этого метода развивает фантазию, инициативу игроков. В упражнениях, организованных методом импровизации, рождаются новые комбинации, игроки могут раскрыть в себе новые возможности. Неожиданный ход действия игрока партнеры могут не понять, а следовательно, и не поддержать. Поэтому эти упражнения заставляют гандболиста предельно концентрировать внимание, быстро оценивать незнакомую ситуацию и принимать решение о дальнейших действиях. Метод импровизации развивает высокую активность, внимательность, ориентировку, способность к прогнозированию ситуаций. Однако он доступен спортсменам с игровым интеллектом и достаточным уровнем технической подготовленности.

Осуществляется метод импровизирования с помощью некоторых методических приемов. В упражнениях для нападающих применяется:

. Увеличение или уменьшение числа единоборствующих игроков:

а) произвольная игра на одной половине площадки с одинаковым числом нападающих и защитников (2x3, 3x3, 4x4, 5x5, 6x6);

б) двусторонняя игра с уменьшенным числом игроков (3x3, 4x3);

в) игра против большего или меньшего числа защитников (3x5, 4x2, 4x6, 7x6 и т.п.);

г)двусторонняя игра 7x7, 8x8 полевых игроков.

. Смена амплуа в групповых и командных упражнениях:

а) несколькими игроками (линейный игрок становится разыгрывающим и пр.);

б) всеми полевыми игроками;

в) вратарем (вратарь играет в поле, а на его месте - полевой игрок).

. Ограничение площадки:

а) ограничение глубины атаки (поставить ограничивающие препятствия вдоль 9-метровой линии);

б) ограничение ширины площадки.

. Введение вспомогательного оборудования:

а) батуты, установленные поперек зоны. Передачу на завершение атаки можно разрешить только после ловли мяча от батута;

б) мишени, поставленные в воротах. Попадать нужно только в них. В упражнениях для защитников применяется:

. Увеличение или уменьшение числа игроков защиты (2x3, 2x4, 3x6, 7x6, 7x5 и др.).

. Ограничение пространства для броска определенными мишенями, установленными в воротах без вратаря.

Метод моделирования и построения заключает в себе создание условий предполагаемого соревнования. Моделированию подвергаются действия ведущего игрока или всей команды соперника, действия своей команды в численном меньшинстве и большинстве. Моделируя действия ведущего или опасного какими-либо неожиданными особенностями игрока команды противника, тренер дает задание одному из гандболистов изображать по возможности игру этого спортсмена или сам выполняет его функцию. Вся команда, действуя против "модельного" игрока, должна четко знать особенности его опасных ходов и утрированно реагировать на них. Естественно, это будет создавать трудности для партнеров, но зато создание тревожных ситуаций в тренировке исключит их неожиданность во время официальной игры.

Моделировать можно действия нападающего и защитника. Например, один из нападающих изображает бомбардира, владеющего дальним броском с 12-14 м. В зависимости от того, на какой позиции находится этот игрок, защитники уточняют свои действия. Или наоборот, цепкий защитник ни на шаг не отпускает от себя лучшего бомбардира команды противника.

Моделированию можно подвергнуть всю систему игры противника как в нападении, так и в защите. Выбор вариантов преодоления той или иной системы игры на тренировке нацелит игроков на предстоящую встречу, придаст уверенности в выборе средств игры, поможет быстро и рационально организовать свои действия на соревнованиях.

Обязательным условием для моделирования должно быть наличие исходных и конечных данных в модели. Модели упражнений могут быть двух вариантов:

Первый - принцип предполагает наличие готовой схемы действий. В этом случае готовую схему необходимо подвести под конкретных исполнителей, под конкретную позицию выполнения действия. Как правило, такую модель представляют ситуации, наиболее часто встречающиеся в реальной игровой обстановке. Например, если нападающего опекают персонально, то правильнее всего применить заслон. Это групповое взаимодействие гандболистам знакомо, и остается только уточнить с кем из партнеров опекаемый будет его выполнять.

Второй - в модели известны только исходные и конечные данные, но полностью отсутствуют сведения о функционировании этой модели. В данном упражнении пойдет поиск нескольких вариантов действий от исходного положения до конечной цели. Например, персонально опекают двух игроков нападения. В таком случае возможно применение различного рода групповых взаимодействий: заслона, скрестного внешнего и внутреннего взаимодействия, а также скрытого ухода от опекуна.

Самым важным в применении метода моделирования в тактической

подготовке гандболиста является учет временных параметров действий, которые присущи непосредственно соревновательной деятельности.

Учеными под руководством профессора Л.А. Латышкевича выделены три темпа взаимодействий: быстрый (с чередованием передачи мяча от игрока к игроку менее 1,8 с), умеренный (с чередованием от 1,7 до 2,9 с) и медленный (более 3 с). Отмечают, что чем выше темп игры, тем лучше ее результативность. При быстром темпе результативность атак оказалась в диапазоне 40%, при умеренном - 19%, а при медленном всего 13%.

Длительность результативной атаки в гандболе в среднем равна 27,8 с. а нерезультативной - 20,2 с.

Важным при моделировании является так называемая непрерывность атакующих действий, т.е. отношение количества игроков, получающих мяч в движении, к общему количеству принимающих участие во взаимодействии. Этот показатель оказывает значительное влияние на результативность при всех трех темпах атак. Это значит, что необходимо составлять динамичные модели комбинаций, где каждый игрок своим действием представляет угрозу для взятия ворот или определенным перемещением или финтом.

.3 Правила игры в гандбол

Игра в гандбол 7х7 происходит на площадке размером 40 м. в длину, разделенной средней линией, и 20 м. в ширину. По обе стороны площадки за лицевой линией стоят ворота 3 м. шириной и 2 м. высотой. На расстоянии шести метров от ворот проходит дугообразная линия, ограничивающая площадь вратаря, за которую нельзя заходить и даже наступать на нее нападающим с мячом. Параллельно ей идет девятиметровая линия, ближе которой нельзя находиться нападающим при назначении свободного броска.

Вокруг игровой площадки должна располагаться зона безопасности, ширина которой составляет не менее 1 метра вдоль боковых линий и 2-х метров сзади наружных линий ворот.

Характеристики игровой площадки не могут быть изменены в процессе игры в пользу одной из команд.

Ворота устанавливаются по центру каждой наружной линии ворот. Ворота должны быть надежно закреплены к полу или к стенке сзади них. Внутренние размеры ворот: высота - 2 метра, ширина 3 метра.

Стойки ворот скреплены горизонтальной штангой. Задняя кромка стоек ворот должна совпадать с внешней кромкой линии ворот. Стойки ворот и штанга имеют квадратное сечение со стороной 8 см. Три поверхности ворот, которые можно видеть со стороны площадки, должны быть окрашены поперечными полосами в два контрастных цвета, четко отличающимися от цвета площадки. Ворота имеют сетку, которая крепится таким образом, чтобы мяч, брошенный в ворота, обычно оставался в воротах.

Все линии на площадке являются составной частью площади, которую они ограничивают. Линии ворот между стойками ворот должны быть 8 см шириной, в то время как все другие линии должны быть 5 см шириной.

Линии между двумя соседними зонами могут быть образованы границей различных цветов этих зон.

-метровая линия - это линия длиной 1 метр, проведенная непосредственно перед воротами. Она проведена параллельно линии ворот и на расстоянии 7 метров от нее (измеряется от внешней кромки линии ворот до внешней кромки семиметровой лини).

Линия свободных бросков является пунктирной линией и проводится на расстоянии 3-х метров от внешней стороны линии площади ворот. Размеры сегментов линии, как и расстояние между сегментами составляют 17 см .

Линия ограничения вратаря - это линия 17 см длиной, проведенная непосредственно перед воротами. Она проведена параллельно линии ворот на расстоянии 4-х метров от нее (измеряется от внешней кромки линии ворот до внешней кромки 4-х метровой линии);

Центральная линия соединяет средние точки двух боковых линий. Линия замены для каждой команды включает участок боковой линии от центральной линии до точки, расположенной на расстоянии 4,5 метра от центральной линии. Линия замены заканчивается линией, которая проводится параллельно центральной линии на расстоянии 17 см внутрь от боковой линии и 15 см с внешней ее стороны

Время игры. Обычно продолжительность времени игры для всех команд с игроками в возрасте от 16 лет и старше составляет два тайма по 30 минут.

Общая продолжительность времени игры для детских команд в возрасте 11-15 лет составляет 2 х 25 минут и 2 х 20 минут для возрастных групп 9-11 лет. В обоих случаях время перерыва между таймами обычно составляет 10 минут.

Дополнительное время игры назначается после пятиминутного перерыва. Если же после первого дополнительного времени вновь не выявлен победитель, то после пятиминутного перерыва играется второе дополнительное время. Это дополнительное время также включает два тайма по 5 минут с одноминутным перерывом.

Игроки могут касаться мяча любой частью тела, кроме ног, могут свободно передвигаться по полю, ведя мяч (ударяя его одной рукой о пол), или делать пас. Перебрасывать мяч партнеру можно, если он находится не менее чем в трех метрах от игрока. В гандболе действует правило «трех секунд» (именно столько можно держать мяч, прежде чем сделать пас, бросок в ворота или ударить мяч о пол) и «трех шагов» (с мячом в руках можно сделать не более трех шагов).

.4 Техника владения мячом

Технические приемы владения мячом изучаются так: ловля и передача, ведение мяча, броски мяча по воротам, финты.

Ловля мяча - один из очень важных элементов игры. В настоящее время быстрота и точность действий в игре так возросли, что совершать ошибку при ловле мяча просто не допустимо.

Основная стойка нападающего игрока, взгляд и руки направлены в сторону летящего мяча. Туловище, руки, пальцы рук слегка расслаблены. По мере приближения мяча игрок вытягивает руки вперед ладонями вниз, чтобы встретить его. Пальцы расставлены, большие пальцы сближены, образуя вместе с ладонями и другими пальцами чашу, в которую и входит мяч.

Обучение ловле мяча осуществляется в упражнениях вместе с обучением передачам мяча.

Передача мяча осуществляется двумя руками и одной рукой. Передача мяча двумя руками от груди позволяет точно и быстро направить мяч на близкое и среднее расстояние. Кисти с расставленными пальцами равномерно обхватывают мяч на уровне пояса. Далее кругообразными движениями кистей мяч подтягивается к груди. Затем, резко выпрямляя руки и делая добавочный захлест кистями, мяч выпускают на передачу.

Передача мяча одной рукой от плеча толчком является максимально быстрой и точной передачей на короткие и средние расстояния. Рука с мячом отводится к правому плечу и сразу поворачивается так, чтобы кисть руки была сзади мяча. Выпрямляя правую руку и резко сгибая кисть, игрок передает мяч в нужном направлении.

Упражнения для обучения передаче и ловле мяча:

передача и ловля мяча в тройках со сменой мест;

передача и ловля мяча в движении вперед без смены мест игроками;

передача и ловля мяча в движении во встречных колоннах;

передача и ловля мяча в парах на месте различными способами;

совершенствование передач мяча различными способами в подвижных играх.

Упражнения для обучения технике ведения мяча:

подвижные игры с элементами ведения;

ведение мяча на месте с изменением высоты отскока мяча;

ведение мяча с обводкой препятствий;

ведение мяча в движении в медленном и быстром темпе.

Обучение броску мяча в цель (ворота) - основной технический прием в игре ручной мяч. Качество владения техникой броска определяет во многом

общий уровень подготовки игроков и команды, а также тактику их игры.

В ручном мяче существует большое количество разнообразных

бросков: сбоку, сверху, снизу, прямой и согнутой рукой, с подкруткой.

Первоначальное обучение броскам мяча необходимо начинать с броска согнутой рукой из-за головы с места. Однако, если занимающийся (особенно левша) лучше владеет броском мяча согнутой рукой сбоку, то переучивать его не нужно.

При броске мяча в цель согнутой рукой из-за головы с места нога, противоположная бросающей руке, вытянута вперед. Рука с мячом отведена назад, при этом большая часть тяжести тела перенесена на сзади стоящую, согнутую в коленном суставе ногу. Туловище развернуто в сторону бросающей руки, а взгляд направлен в цель. Для того, чтобы бросок был более сильным, сзади стоящая нога сначала сгибается, затем быстро разгибается и толкает тело вперед, при этом туловище резко поворачивается грудью к цели.

В начале обучения основное внимание обращают на технику выполнения броска, затем на скорость, точность и силу броска.

Изучение бросков в движении проводится вначале с трех-четырех шагов, затем после передачи мяча партнером слева, справа, сзади, спереди и, наконец, после ведения.

Рука с мячом вскидывается вверх, причем локоть в своем движении опережает кисть и хлестообразным движением бросает мяч.

Для обучения броску мяча в цель необходимо иметь по одному мячу на двух занимающихся. Мячи должны иметь размер по окружности 40-45см и вес не более 260г.

После этого переходят к обучению броскам в прыжке. Сначала слева от ворот, а потом из различных положений. По мере овладения бросками занимающиеся ускоряют разбег перед прыжком и увеличивают силу броска. Обучение броскам в падении следует начинать с выполнения броска из положения стоя на коленях, а падения выполнять на гимнастические маты, затем исходное положение стоя на одном колене (толчковая нога выдвинута вперед), на полусогнутых ногах.

Обучение финтам проводится почти одновременно с обучением передаче мяча, сначала без противодействия противника, затем с пассивным и активным противодействием.

Обучение технике игры вратаря начинается с овладения стойкой вратаря и перемещениями. Затем переходят к обучению навыкам задерживания мяча руками, ногами в опорном и безопорном положении.

Упражнения для обучения технике игры вратаря:

тренер выполняет несильные броски в различные части ворот. Вратарь ловит мяч и возвращает;

двое занимающихся поочередно бросают мячи в разные углы ворот. Вратарь после отбивания мяча в правом углу перемещается влево и обратно;

вратарь стоит у стены на расстоянии 3-4м от нее. Партнер бросает мяч в стену, а вратарь ловит его после отскока;

Разнообразные подвижные игры.

2. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ГАНДБОЛИСТА

Современный гандбол характеризуется высокой интенсивностью игровых действий, силовыми противоборствами по всему полю, широким разнообразием используемых игровых приемов в нападении и защите, быстрыми переключениями по ходу игры, Все это требует от спортсменов высокого уровня развития специальных физических качеств и умения реализовать их в сложной игровой обстановке.

Состояние высокой физической подготовки гандболистов обусловлено уровнем развития ряда физических качеств и функциональных свойств организма. Эти физические качества и функциональные свойства обнаруживают заметные различия в зависимости от возраста, стажа занятий и специализации гандболистов. Улучшение показателей физической подготовки может быть достигнуто в процессе специализированной подготовки гандболистов путем отбора наиболее эффективных тренировочных средств и установления оптимальных объектов их применения.

Исключительно высокая напряжённость соревновательной борьбы, связанная с возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших состязаний, неизмеримо повысило требования к качеству и стабильности физической подготовки. Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей, укрепление систем организма гандболиста для эффективного овладения навыками игры и соревновательной деятельностью.

Физическая подготовка гандболиста должна решать 2 главные задачи: всесторонне развивать всю двигательную систему игрока и совершенствовать специфические двигательные способности, от которых зависит успех в достижении высоких результатов именно в игре гандбол. Поэтому было предложено физическую подготовку гандболистов разделить на общую и специальную.

Главное место физической подготовки определяется также тем, что другие стороны подготовки спортсменов реализуются одновременно и в зависимости от уровня развития двигательных качеств, физического развития и функционального потенциала организма, что определяет сущность физической подготовки.

Наряду с развитием физических качеств на этапе начальной специализации детей занимающихся гандболом особое внимание следует уделить воспитанию спортивного интеллекта, формированию волевых черт характера, развитию оперативного мышления и памяти.

На этом этапе недостаточно общих мероприятий для воспитания личности, нужен индивидуальный подход к каждому ученику.

Определить значимость физической подготовки спортсменов особенно в игровых видах спорта возможно при анализе соревновательной деятельности, которая предъявляет максимальные требования к проявлению их физических способностей. Ведь соревнования - лучшее средство обмена передовым опытом. На соревнованиях гандболисты приобретают такие знания, которые невозможно получить на учебно-тренировочном занятии.

Для воспитания специальных физических качеств отводится важная роль в системе спортивной подготовки гандболистов. В тоже время каждое двигательное качество занимает определенное место в структуре подготовленности игроков. Степень влияния тех или иных способностей игрока на результат соревнования различна.

В спортивных играх выполняемая работа носит смешанный характер, и правильно оценить вклад аэробных и анаэробных энергосистем в обеспечение мышечной деятельности бывает весьма затруднительно.

Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под двигательными качествами понимаются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств.

Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические двигательные качества связанны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы, которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков.

Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), у других другие. Выигрывая в проявлении одних двигатель качеств, человек проигрывает в других. Физические (двигательные) качества можно разделить в зависимости от их структуры на простые и сложные.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной практике. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности.

Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интегральные, а также контрольный или соревновательный. Каждый из методов имеет свои особенности.

Изменяя интенсивность упражнения, время его выполнения, количество повторений упражнения, интервалы и характер отдыха, можно избирательно подбирать нагрузку по ее преимущественному воздействию на различные компоненты выносливости.

Проявление выносливости, можно представить как результат

различного сочетания трех ее компонентов: аэробного, гликолитического и лактатного.

Совершенствование же двигательных навыков, повышение технического мастерства приводит к максимальному снижению энергозатрат и повышению эффективности использования биоэнергетического потенциала, т.е. к увеличению выносливости.

Разработаны специальные комплексы акробатических упражнений для тренировки гандболистов. В процессе применения упражнений данного типа необходимо учитывать период и цикл подготовки, индивидуальные особенности гандболистов, общую направленность тренировочного процесса. Это позволяет избежать отрицательного влияния акробатических упражнений на специальные упражнения соревновательного характера.

Исходя из анализа специальных комплексов акробатических упражнений гандболистов современного состояния проблемы управления тренировочным процессом и опираясь на общетеоретические знания в этой области, а также на результаты многих исследований.

Гандбол относят к группе ситуационных (нестандартно изменяющихся) видов спорта. Они характеризуются изменчивостью условий выполнения, отсутствием стереотипности в выполнении движений, повторений стандартных ситуаций. Главной особенностью спортивных игр является их яркое эмоциональное напряжение, которое обуславливается исключительной степенью неожиданности действий соперника, это влечет за собою физиологические изменения в организме, которые происходят по типу стрессовых реакций.

Содержание игры требует от гандболиста проявления не отдельных компонентов ориентировочной деятельности, а всего комплекса.

Гандбол характеризуется высокими требованиями к мастерству спортсменов, проявляемому в условиях постоянно меняющихся игровых ситуаций и игровых контактов.

Поскольку большинство игровых действий гандболистов на поле выполняются на больших скоростях с постоянным противоборством соперника, что часто заканчивается. Падением спортсменов, повышается риск травматизма, особенно когда правильное падение можно наблюдать только при выполнении игроком технического приема без сопротивления противника.

Чаще же гандболисты травмируются именно при потере равновесия и координации. В связи с этим появилась необходимость изыскивать новые средства, используемые в тренировочном процессе для повышения уровня развития координационных способностей и функции равновесия спортсменов.

В настоящее время упражнения акробатического характера в гандболе рассматриваются как средство, охватывающее все основные этапы многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Специфика учебно-тренировочной и соревновательной деятельности у гандболистов требует высокого уровни развития координационных способностей и игровой ловкости, а также развития функции равновесия. При общем, достаточно высоком уровне развития физических качеств (общих и специальных), технико-тактической и психологической подготовленности, любой дополнительный фактор может стать решающим для достижения общей победы. Высокий уровень развития координационных способностей и игровой ловкости является базой, своеобразным фундаментом, на котором можно совершенствовать технико-тактическую, физическую и психологическую подготовленности.

.1 Построение тренировочного процесса

Годичный цикл состоит из подготовительного (ноября - апрель/май), соревновательного (с мая по сентябрь/октябрь) и переходного (сентябрь/октябрь по ноября) периодов. В годичном цикле уделяется много времени закладыванию базы, общий километраж не менее 11-13 тыс. км.

Лучшее время для тренировки во второй половине дня. Если вводятся 2-х разовые тренировки то 2-я тренировка - (1-1,5 часа в невысоком темпе). Конечно, 2-х разовые тренировки рекомендуются более подготовленным спортсменам.

В макроструктуре тренировки выделяют различные макроциклы, продолжительность которых может колебаться от нескольких месяцев до 4 лет. Для спортсменов первого этапа многолетней подготовки макроцикл принципиально отличается от 3 или 4-5 этапов максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсмена. Это отличие, во-первых, может быть в сроках макроцикла - до 2 лет в первом случае и до 4 лет - во втором. Если на первом этапе основная задача макроцикла заключается в создании на основе гармоничного физического развития и укрепления здоровья, технических и функциональных предпосылок для эффективной подготовки в дальнейшем, то на этапе достижений высоких спортивных результатов макроцикл продолжительностью до 4 лет вызван организацией планомерной подготовки к Олимпийским играм. В этом случае задачи и содержание каждого из годичных этапов макроцикла связаны с решением промежуточных задач подготовки спортсмена к главным соревнованиям четырехлетия.

Построение годичной тренировки на основе одного макроцикла называется одноцикловым, на основе двух макроциклов - двухцикловым, трех макроциклов - трехцикловым. В каждом макроцикле выделяют три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. Нередко при двух и трехцикловом варианте построения тренировочного процесса переходный период между вторым и третьим макроциклами не планируется, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Чтобы получить представление о периодизации спортивной тренировки, необходимо рассмотреть один большой тренировочный цикл. Он состоит из подготовительного периода, который делится на два этапа - общеподготовительный и специально-подготовительный, соревновательного периода, включающего в себя предсоревновательный и соревновательный этапы, и переходного периода. При подготовке к особо ответственным стартам может возникнуть необходимость в этапах: разгрузочном, непосредственной подготовки, участия в соревнованиях.

Микроцикл - это самый короткий тренировочный цикл. Он включает определенное количество тренировочных занятий и длится несколько дней. Как правило, микроцикл длится одну неделю. Этот отрезок времени не имеет физиологического обоснования; он, скорее, базируется на стереотипах социальной жизни: спортсмены объединяют тренировочный процесс с образовательной и профессиональной деятельностью. Однако условия тренировочных сборов позволяют делать микроциклы и короче, и длиннее.

Их основные цели - стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной, психологической подготовки базовые микроциклы составляют основное содержание подготовит периода.

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительную и модельные. Специально подготовит микроциклы, характеризуются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или высокой интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях,

Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании. Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовит и соревновательного периода.

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе.

В них могут решаться вопросы полноценного восстановления. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстановительные микроциклы завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.

Микроциклы различаются по уровню нагрузки, цели, особенностям планирования и даже длительности. Например, втягивающий микроцикл в начале сезона обычно длится целую неделю. В середине сезона такой микроцикл может быть запланирован на начало нового этапа или начало работы на тренировочном сборе. В обоих случаях его продолжительность может быть меньше (4-6 дней) и зависит от обстоятельств подготовки. Нужно отметить, что постепенность увеличения уровня нагрузки связана не только с ростом физиологических требований (то есть величиной тренировочного воздействия), но также и с психологическим компонентом. Это может быть особенно важным в условиях тренировочного сбора, где к спортсменам предъявляются новые и познавательные, и эмоциональные требования одновременно. Точно так же восстановительный микроцикл меняется по длительности в зависимости от степени утомления спортсменов и требований подготовительного процесса. Обычно в середине сезона восстановительный микроцикл после тренировочного сбора и/или после соревнования длится 3-4 дня.

Нагрузочные микроциклы включают, обычную тренировочную нагрузку; чаще они длятся одну неделю, но необязательно. Ударный микроцикл фокусируется на максимальной нагрузке, именно поэтому он может длиться меньше недели. Для достижения целей таких микроциклов необходимо использовать специальные средства восстановления. Надлежащая диета, пищевые добавки, гидротерапия, массаж, ментальная релаксация и другие могут быть составляющими такой программы восстановления. Предсоревновательным микроцикл также может быть короче или длиннее недели. Он обычно фокусируется на двух важных направлениях: обеспечении психологической, физической и технико-тактической настройки на предстоящее соревнование и осуществлении полного (или иногда частичного) восстановления спортсменов после предыдущих серьезных нагрузок. Следовательно, для этого микроцикла характерно значительное снижение нагрузки. Соревновательный микроцикл исключительно специфичен: вид спорта определяет его содержание, особенности и длительность (которая в особенных случаях может быть больше одной недели, как на многодневных велогонках).

Мезоцикл представляет собой относительно целостный этап тренировочного процесса продолжительностью от 4 до 6 недель. Наиболее популярны четырехнедельные мезоциклы.

Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать тренировочный процесс в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь необходимой преемственности в развитии различных качеств и способностей.

Типы мезоциклов: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные мезоциклы.

Основной задачей втягивающих мезоциклов является постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на решение задач общей и вспомогательной физической подготовки. В определенном объеме используют специально-подготовительные упражнения для повышения возможностей систем и механизмов, определяющих уровень разных видов выносливости: избирательного совершенствования скоростно-силовых качеств и гибкости, становления двигательных навыков и умений, обусловливающих в результате эффективность последующей работы.

В базовых мезоциклах проводится основная работа по повышению

функциональных возможностей основных систем организма спортсмена, развитию физических качеств, становлению технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется большим разнообразием средств, большой по объему и интенсивности работой, широким использованием занятий с большими нагрузками.

В контрольно-подготовительных мезоциклах синтезируются возможности спортсмена, достигнутые в предыдущих мезоциклах, т. е. осуществляется интегральная подготовка. Характерной особенностью тренировочного процесса в это время является широкое применение специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным, а также собственно соревновательных упражнений.

Предсоревновательные мезоциклы предназначены для предотвращения мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах приобретает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. В зависимости от состояния, в котором спортсмен подошел к началу предсоревновательного мезоцикла, тренировка может быть построена преимущественно на основе нагрузочных микроциклов, способствующих дальнейшему повышению уровня специальной подготовленности, или разгрузочных, способствующих ускорению процессов восстановления, предотвращению переутомления, эффективному протеканию адаптационных процессов.

Количество и структура соревновательных мезоциклов в тренировке спортсменов определяются спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и степенью подготовленности. Ответственные соревнования, например, в циклических видах спорта, охватывают обычно период от 3 до 4 месяцев. В течение этого времени, как правило, планируются 2-4 соревновательных мезоцикла. В других видах спорта, например, в спортивных играх, период ответственных соревнований значительно продолжительнее (у спортсменов высокого класса может достигать 8-10 месяцев).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Участие в игре обязывает игрока быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча, передаче его партнеру или взятию ворот. Эта готовность отражается в позе игрока, которую называют стойкой.

Главными задачами игры в защите являются: оборона своих ворот дозволенными средствами, разрушение организованного нападения противника и овладение мячом. Для решения этих задач защитнику необходимо уметь быстро передвигаться по площадке, неожиданно менять темп и направление, обладать позиционным чутьем для срыва атаки соперника. гандбол мяч тренировочный

Тактика игры находится в постоянном развитии. Это зависит от изменения правил игры, совершенствования физических способностей игроков, появления новых приемов в технике. Современная тактика, как в нападении, так и в защите строится, во-первых, на высоком индивидуальном мастерстве, во-вторых, на согласованных действиях между собой отдельных игроков и в третьих, команды в целом. Если основной принцип выполнения технических элементов заключается в том, что и как делать, то с тактической стороны важно, как и когда. Это касается тактики игры не только полевых игроков, но и вратаря.

Если же вновь исходить из того, что мы включаем обучение гандболу в вариативную часть учебной программы, то понятно: на это у нас будет минимальное число уроков. Знакомить ребят с тактикой придется по ходу игровых моментов, выбирая из множества тактических вариантов всего несколько, чтобы учащиеся лучше их освоили.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

. Соколов В.Н. Методика начального обучения в гандболе. - С.-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, - 1999. - 49 с.

. Зайцев В.П., Крамской С.И.: Физическое воспитание студентов творческих специальностей ХХПИ. - Харьков, 2002. С.43-49.

. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Учебник тренера по гандболу.- М.: ФОН, 1996.

. Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Гандбол. Тактическая подготовка. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 132 с.

. Игнатьева В.Я., Ализар Т.А., Гамаун А. Анализ соревновательной деятельности женских и мужских вратарей высокой квалификации. Методическое пособие для тренеров, спортсменов и студентов учебных заведений по физической культуре. Москва, 2008. 45с.

. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 48 с.

. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка в системе высшего спортивного совершенствования Физическая подготовка спортсменов высшего класса. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 8-24

. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 330 с.

. Горкин М.Я., Кочаровская О.В., Евгеньева Л.Я. Большие нагрузки в спорте. - К.: Здоровья, 1973. - 205 с.

. Зотов В.П., Кондратьев А.И. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации. - К.: Здоровя, 1982. -126 с.

. Ивахин Е.И., Малый А.А., Хомутов Н.И., Латышкевич Л.А., Зотов В.П. и др. Гандбол / Тематический сборник. - К.: Здоровья, 1975. - С.5-32.

. Игнатьева В.Я. Соревновательная двигательная деятельность гандболистов // Методические разработки для студентов, слушателей и аспирантов ГЦОЛИФК. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 48 с.

. Игнатьева В.Я., Атхам Камис. Контроль за физической подготовленностью гандболистов высокой квалификации различных игровых амплуа // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №3. -С.37-39.

. Изаак В.И. Экспериментальное обоснование методики физической и технической подготовки гандболистов старших разрядов Автореф. ... канд. пед. наук. - Л., 1974. - 24 с.

. Латышкевич Л.А. Гандбол Учебник для студентов институтов физкультуры. - К.: Вища школа, 1988. - 169 с.

. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: Воениздат, 1997. - 230с.

. Менхин Ю.В. Физическая подготовка спортсмена Учебное пособие Сост. Ю.В . Менхин. - М.: ГЦОЛИФК, 1993. - 88 с.

. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 178 с.

. Набатникова М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов Теория и практика физической культуры. - 1984. - №10. С.27-29.

. Озолин Н.Г. Проблемы совершенствования советской системы подготовки спортсменов Теория и практика физической культуры. -1984.-№10.-С.48-50.

. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. - К.: Здоровя, 1980.-225 с.

. Платонов В.П. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К., 1997. - 574 с.

Похожие работы на - Гандбол: характеристика игры, основные правила

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!