Педагогические взгляды Сухомлинского. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,35 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагогические взгляды Сухомлинского. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра профессиональной педагогики





Контрольная работа по дисциплине «Социальная педагогика»

Выполнил: студент группы СПД-212

Ефремова Анастасия Сергеевна








Екатеринбург - 2016 г.

Задание 1. Сухомлинский « Как любить детей». Духовная общность между учителем и ребёнком. Защитное воспитание по В. А. Сухомлинскому

«Любить ребёнка - значит защищать его от того зла, которое ещё окружает многих детей в жизни (мы имеем прежде всего семью). Ежегодно, когда школьный порог переступают первоклассники, с тревогой смотришь в глаза детям, которые несут в своём сердце открытую рану. Я хорошо знаю этих детей, знаю их родителей, знаю боли и тревоги детской души, знаю, что отдельных детей надо уже не воспитывать, а перевоспитывать. Эти дети у меня на особом учёте, их воспитание я называю защитным воспитанием - оно является важной составной частью моей педагогической системы.

С какими же ранами приходят дети, искалеченные злом семейного окружения?

По моему мнению, очень опасная рана ( а опасна она тем, что поражает сердца детей даже во многих, на первый взгляд, благополучных семьях) - одиночество, когда ребёнок знает и чувствует, что он никому не нужен. Речь идёт здесь о том, что мать или отец

Отказываются от ребёнка, что его оставили на произвол судьбы. Такие случаи бывают редко, и о них следует говорить особо. Речь идёт о намного более сложном явлении духовного одиночества. Ребёнку присуща способность жить сердцем, отдавать его близкому человеку, другому существу или даже неодушевлённым предметам. Эта работа любить бескорыстно облагораживает душу ребёнка, делает его жизнь богатой, светлой. У подавляющего большинства детей, пришедших в школу, есть кто-то другой, кому-то они отдали свою душу, и это даёт им счастье, полноту духовной жизни. А у некоторых детей жизнь сложилась так, что они никому не смогли отдать своего сердца и чувствуют себя одинокими, не знают счастья духовной близости, родства. Это бывает в тех семьях, где самые близкие ребёнку люди-мать, отец-лишены сердечной чуткости, не способны откликнуться на стремление детского сердца завязать искреннюю задушевную дружбу. Эмоциональное невежество родителей, ограничивающихся материальными потребностями, иногда животными инстинктами, - всё это калечит детскую душу: в школу такие дети приходят глухими к добру; их сердце - как задубевшая подошва. Защитить ребёнка от духовного одиночества, пробудить способность жить сердцем - одна из важнейших задач защитного воспитания.

Есть ещё более грозное одиночество: отдельные дети понимают, что родились они на свет случайно, ни отцу, ни матери не нужны. Эти дети приходят в школу с тяжёлой психической травмой. Они, как правило, несут в своём сердце открытую рану - озлобленность. Озлобленный ребёнок не верит в человечность. К искреннему, сердечному слову учителя он проявляет настороженность и недоверие. Защитное воспитание детей с этой травмой требует глубокой, самоотверженной любви воспитателя к человеку, высокой культуры чувств, тонкой способности отделять зло от личности ребёнка.

С тяжёлой раной приходят в школу дети, которых в семье воспитывают в духе обмана, нечестности, эгоизма, неуважения к людям. Они не способны чувствовать сердцем человека рядом с собой, не верят в добро. Если не защитить детей от зла, господствующего в семье, они вырастут жестокими людьми, готовыми во имя собственной выгоды пойти на всё, вплоть до измены, до зверского желания уничтожить того, кто стоит у них на пути. Лишённые защитного воспитания, с раной в сердце, которой не заметил воспитатель, эти дети, став взрослыми людьми, часто становятся на путь самых страшных преступлений.

С искалеченным сердцем приходят в школу дети, с первых шагов своей сознательной жизни подвергающиеся телесным наказаниям. Отец, который бьёт ребёнка, убивает в его сердце самое дорогое: ту способность жить сердцем, о которой говорилось выше. Пинки, подзатыльники, удары ремнём - не только насилие над телом. Это также и удары по чуткому детскому сердцу. С каждым ударом оно становится всё менее чувствительным к этим самым ударам, становится толстокожим. Воспитанный в раннем детстве в духе насилия над телом и духом, ребёнок становится невосприимчивым к каким бы то ни было мерам воспитательного влияния. Часто он жесток и бессердечен.

Защитное воспитание этих детей является, по сути, испытанием педагогической культуры учителя - испытанием его любви к человеку.

В своеобразном защитном воспитании нуждаются и заласканные в семье дети, избалованные полной и ничем не ограниченной свободой самовыражения. Есть некоторая часть детей, родители которых не приучают к подчинению личных интересов интересам других людей. Эти дети приносят из семьи дикий, нелепый принцип: « Я так хочу - так и делаю, мне нравится - значит, можно». Несчастлив тот ребёнок, в душе которого живёт животная уверенность в том, что его интересы самые важные. Он становится хамом, наглецом, хулиганом, если не защитить его от «благ» полной свободы самовыражения. Советы и требования учителя о поведении в коллективе такой ребёнок переживает как личное оскорбление.

Защитное воспитание - это глубоко индивидуальное творчество педагога. Тут надо уметь так прикоснуться к болезненному, искалеченному сердцу ребёнка, чтобы воспитание не обернулось для него страданием. От духовного одиночества самой лучшей защитой является пробуждение чувства любви, симпатии к человеку - учителю или старшему товарищу-школьнику, к кому-нибудь из таких же одиноких людей - к старику или старухе, к женщине-матери, потерявшей своего сына.

Сближение с человеком начинается с того, что воспитатель учит одинокого ребёнка сопереживать: рассказывать ему о горе, трагедии, пережитых тем, с кем он намеревается с того, что воспитатель учит одинокого ребёнка сопереживать: рассказывает ему о горе, трагедии, пережитых тем, с кем он намеревается сблизить своего воспитанника. Сопереживание-это первый шаг к познанию человека сердцем. Ребёнка, который по тем или иным причинам в семье не познал любви к самому близкому, самому дорогому существу, я учу близко принимать к сердцу чужое горе. Чем глубже сопереживание, тем более чутким становится ребёнок к людям, которые его окружают.

В защитном воспитании одиноких детей очень важно, чтобы ребёнок не почувствовал воспитательной преднамеренности: учитель старается сблизить его с кем-то специально для того, чтобы воспитать … Если к этому «запланированному добру» добавляется ещё хоть маленькая капелька равнодушия - ребёнок воспротивится, возненавидит и учителя, и того, с кем учитель собирается его сблизить. Сближение одинокого ребёнка с другим человеком должно происходить в естественных условиях. Человек, которому ребёнок отдаст своё сердце, должен иметь в своём сердце что-то такое, что обогатило бы ребёнка духовно. Развеять детское одиночество может только духовно богатый и щедрый человек.

Стать другом такого ребёнка, пробудить в его сердце чувство любви, полюбить его всеми силами своей души - это требует большого искусства. Озлобленные равнодушием родителей, дети очень насторожены, они с недоверием относятся к ласке, хотя она им необходима, как влага томимой жаждой земле. Но начинать надо не с проявления ласки. Я стараюсь найти с ребёнком такой общий духовный интерес, такую деятельность, чтобы ребёнок почувствовал во мне человека и потянулся к человеческому. Как правило, эта общая деятельность рождается в коллективе. Потом ребёнок становится моим товарищем, мы словно забываем, что мы - учитель и воспитанник. Духовное общение становится для нас потребностью. У ребёнка исчезает подозрительность и озлобленность. За любовь и сердечность ребёнок платит искренней готовностью отдать богатства своей души, чем-то утвердить свою симпатию. Личная дружба-это удовлетворение потребности в человеке - одна из высших моральных потребностей, которые школа должна утверждать с детства.

Самым действенным способом защиты ребёнка от обмана, нечестности, эгоизма является пробуждение уважения к самому себе, пробуждение чуткости к человеческому в себе. Воспитание таких детей требует длительной индивидуальной работы. Здесь надо также найти общность духовных интересов, чтобы увидеть дорожку к человеческому сердцу. Чаще всего основой этой общности у меня является книга. Книгой и разговором о книге я открываю ребёнку глаза и сердце на добро и зло, добиваюсь того, что он восхищается добром и презирает зло.

Как бы ни было поражено детское сердце уродством домашней атмосферы, в нём теплится искра сопереживания, и чем меньше ребёнок, тем больше в нём способность сопереживать.

Воспитание детей, сердце которых искалечено побоями, грубым окриком, бранью, требует не только бережности, чуткости, но и большой настойчивости. Миссия педагога состоит прежде всего в том, чтобы защитить ребёнка от насилия над телом и душой. Я добиваюсь того, что отец перестаёт бить ребёнка. Но во многих случаях побои и брань уже огрубили детское сердце, сделали его жестоким и глухим к добру. Тут сложнейшие инструменты педагогического искусства должны быть использованы для того, чтобы пробудить в детском сердце чуткость к тончайшим способам влияния на человеческую душу - прежде всего к красоте и к слову учителя. Я стремлюсь к тому, чтобы ребёнок, искалеченный побоями и бранью, никогда не слышал крика, угрозы, никогда не ждал наказания.

Потом я начинаю пробуждать его сердце красотой. Лечение красотой - так можно назвать одну из граней моей педагогической системы. Об этой грани не расскажешь в двух словах. Здесь надо характеризовать сложность и многогранность тонких духовных влияний на чувства, сердце, а через сердце и на разум. Перед ребёнком с огрубевшим, «толстокожим» сердцем я раскрываю красоту природы, музыки, живописи. Это требует времени и большого терпения. Иному ребёнку приходится открывать глаза на десятки картин природы, пока сердце его, образно говоря, не встрепенётся, не ощутит оттенков красоты. Весною и летом, осенью и зимой я хожу с детьми в лес, в поле, сад, в дубраву, на луг - слушать музыку природы. Это один из самых действенных способов лечения красотой. Пробуждая сердце, красота будто бы открывает сокровеннейшие уголки, и они становятся чуткими к слову учителя.

Важнейшим способом защитного воспитания детей, искалеченных побоями и бранью взрослых, является забота о живых существах, цветах, растениях - обо всём живом и красивом.

Очень большого внимания и педагогического такта требует защита детей, избалованных ничем не ограниченной свободой самовыражения, от произвола родителей, - ибо только произволом можно назвать удовлетворение детских капризов, жизнь по принципу «мне всё дозволено». Не надо пытаться сразу, с первого дня сломить волю такого ребёнка. В воспитании таких детей я придерживаюсь принципа столкновения желаний, интересов. Я добиваюсь того, чтобы ребёнок, избалованный произволом родителей понял: мои желания, мои интересы вполне законные и мотивированные, сталкиваются с такими же законными желаниями и интересами других людей. Мне хочется удовлетворить своё желание, но и другому человеку хочется удовлетворить своё желание, которое противоречит моему. Я убеждаю ребёнка: если ты и тот человек, с желанием которого столкнулось твоё желание, будете действовать только в своих собственных интересах, жизнь превратится в ад, человек опустится до уровня пещерного дикаря. Такая «свобода» будет приносить только несчастье и страдания. Следовательно, чтобы пользоваться благами подлинной свободы, надо урезать свободу своего самовыражения, ограничить свои желания, помнить, что принцип « мне всё дозволено» - это звериный закон дикарей и хулиганов.

А чтобы ребёнок всё это осмыслил, он должен на собственном опыте убедиться, что без ограничения свободы самовыражения, без умения урезывать желания не может быть настоящей свободы.

Чтобы защитить ребёнка от зла, преодолеть зло и утвердить добро, надо видеть, понимать прошлое и представлять будущее ребёнка, чётко наметить перед собой идеал воспитания. Надо любить в ребёнке всё человеческое, чистое, благородное».

Задание 2. ФЗ РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Мнения о вступившем в силу с 1.09.12 законе. Обсуждение закона. ТВ - примеры

В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ <#"justify">Но если проследить правовую историю вопроса, то принятие ФЗ является логическим звеном в цепи законодательства. В 1959 году была принята Декларация прав ребенка, принцип 2 которой гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства».

Конвенция о правах ребенка, вступившая в силу 02.09.1990 г., развивает это положение в ст.17: « Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают ребенку доступ к информации», при этом в подпункте «е» содержится уточнение: государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию и развитию.

ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Наиболее полно вопрос защиты прав ребенка в информационном пространстве рассматривается в ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», статья 14 которого так и называется: «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию».

Давно и успешно существуют Закон «О рекламе» и Закон «О средствах массовой информации», где содержатся запреты, связанные с пропагандой употребления табака, алкоголя, наркотиков, пропагандой порнографии, насилия, жестокости и т.д.

Современная информационная среда (долее - ИС), включающая в себя печать, телевидение, радиовещание и Интернет, активно вытесняющий все остальные источники информации, все больше и больше проникает в нашу повседневную жизнь. Это новая среда обитания, и подростки не просто пользуются информационной средой, они живут ею.

Рост числа и мощности находящихся в индивидуальном пользовании компьютеров, увеличение объема информации делают информационную среду одновременно и потрясающе комфортной, и очень опасной.

С какого рода информацией сталкиваются российские дети и подростки в такой доступной и притягательной информационной среде?

Экспертные исследования телевизионных программ позволили сделать вывод о том, что на основных каналах российского телевидения примерно 8 программ в день посвящены криминальным новостям, показываются шокирующие сюжеты. В неделю на одном канале зритель может увидеть до 1500 убийств. По подсчётам зарубежных исследователей, в наиболее популярных телевизионных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. На российских телеканалах транслируется огромное количество именно импортной низкопробной продукции. Поэтому даже ребёнок, проводящий у телевизора, например, всего лишь 2 часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии.

Возросшая агрессивность окружающей среды провоцирует рост подростковой преступности. Кроме этого растет число игроманов и интернет-зависимых подростков, учащаются случаи психических и нервных расстройств.

В современной науке возникло новое направление: информационная экология. Она признает право человека на доступ к информации, но считает, что человек должен жить в условиях благоприятной, облагороженной информационной среды. Неблагоприятная, «загрязненная» информационная среда будет отрицательно влиять на личность и психическое здоровье человека, как влияет и плохая экология на организм. Это право закреплено в ст.42 Конституции РФ. И если не предпринимать государственных мер, это право будет нарушаться.

Закон охватывает практически все информационные сферы (телевидение, радио, печатная продукция, интернет-ресурсы). Вся информация Законом разделена на две группы:

) информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, внутри которой выделяется информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено;

) иная информация.

Ограничивается оборот информации, содержащей, в частности, описания жестокости, насилия, катастроф, изображения половых отношений. Имеет значение и учитывается форма распространения информации (телевидение, Интернет, зрелищные мероприятия и др.).

Вся информационная продукция классифицируется по пяти категориям: "до 6-ти лет", "с 6-ти лет", "с 12-ти лет", "с 16-ти лет", "запрещенная продукция". Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и распространителями с привлечением экспертов. При проведении классификации оценке подлежат, в том числе, тематика, жанр, содержание, художественное оформление, особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории, вероятность причинения содержащейся информацией вреда здоровью и развитию детей. Сведения о результатах классификации должны содержаться в сопроводительных документах к информационной продукции.

Закон состоит из 7 глав, включающих в себя 23 статьи.

Глава 1 включает в себя статьи, определяющие сферу действия закона, основные понятия, используемые в законе, виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.

Глава 2 определяет классификацию информационной продукции.

Глава 3 определяет требования к обороту информационной продукции.

Глава 4 определяет порядок проведения экспертизы информационной продукции.

Глава 5 определяет порядок организации надзора и контроля в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Глава 6 определяет ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Глава 7 содержит статьи, определяющие порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.

Для исполнения закона разработаны Методические рекомендации по его применению.

Мнение экспертов.

Притом, что абсолютное большинство граждан России понимают, что подобный закон просто необходим, он подвергся острой критике. К сожалению, негативных оценок оказалось больше, чем положительных. Как считает большинство экспертов, закон далек от совершенства, что неизбежно приведет к многочисленным спорным ситуациям.

Эксперты Общественной палаты провели собственное исследование, которое показало, что 93% жителей России в возрасте от 10 до 17 лет пользуются интернетом, чтобы получать новую для них информацию и совершенно не интересуются насилием, наркотиками и порнографией (результаты нашего исследования прямо противоположны). В ФЗ слишком много запретительных мер, считают они, но нет инструментов формирования «позитивной информационной среды». Нужно чтобы государство поощряло создание новых каналов коммуникации для молодежи (из новостей 26.12.2012 г.).

Экспертное мнение Центра безопасного Интернета в России в целом положительное, хотя эксперты прогнозируют ряд технических сложностей, связанных с воплощением этого закона в жизнь: в соответствии со ст.14 ФЗ придется оснастить места коллективного доступа детей в Интернет контентными фильтрами, защитные механизмы которых соответствуют требованиям настоящего Закона.

Виктор Монахов, старший научный сотрудник сектора информационного права Института государства и права РАН, считает государство не готовым к исполнению положений ФЗ: «Степень готовности власти к вступлению закона в силу оцениваю как явно недостаточную. Этот закон, к сожалению, лишь один из многих, которым предоставлена отсрочка от вступления в юридическую силу, чтобы подготовить их к нормальной жизни».

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов в оценке закона тоже неоднозначен: «Я бы разделил вопрос на две части - отношение к маркировке и отношение к закону. Еще лет 7 назад мы с Константином Эрнстом обсуждали необходимость маркировки. То есть идея правильная, на мой взгляд, потому что родители в первую очередь должны знать, кому предназначен этот продукт. Но есть вторая история: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет… А все из-за того, что закон написан в спешке».



Заключение

Основные положения гипотезы подтвердились, за исключением того, что ведущим мотивом посещения Сети оказалась не коммуникативная, а развлекательная цель. Интернет действительно активно вытесняет телевидение. Мы с ребятами подсчитали, что 82% учеников нашей школы проводят в Интернете более 3-х часов в день, из них 70% - игроки (а ведь это время можно было бы потратить на активный отдых и полезные дела!). И абсолютно не безразлично, с какого рода информацией сталкиваются дети в это время на бескрайних просторах информационной среды. 65% опрошенных однозначно считают, что сцены насилия на экране провоцируют агрессию и противоправное поведение у подростков. Выявился и особо чувствительный к сценам насилия возраст (5 - 12 лет).

Конечно, наивно полагать, что возрастные ограничения на экране не спровоцируют у ребенка желание нарушить запрет. Реакция на возрастные ограничения на телеэкране ожидаема: не переключают канал 65% опрошенных, причем в старшей возрастной группе этот процент значительно возрастает (85% против 55%). Не обращают внимание на возрастные ограничения и половина родителей (51%), причем родители подростков старшей возрастной группы не реагируют на это значительно чаще, тогда как родители младшей возрастной группы еще пытаются бороться (72% против 40%).

В ходе исследования я пришла к следующим выводам:

Информация о возрастных ограничениях полезна, но целесообразнее проводить тщательную экспертизу до выхода информационной продукции.

Необходимо воспитывать ответственность и сознательность родителей в этом вопросе, ведь все - и хорошее, и плохое - закладывается в семье.

Нужно объединить усилия всего общества, чтобы законодательство в этом направлении совершенствовалось и развивалось.

В целом Закон нужен и важен как еще один шаг на пути к формированию безопасной информационной среды для детей и подростков. Лучше вместе идти вперед методом проб и ошибок, чем проявлять преступное бездействие.

сухомлинский учитель ребенок воспитание

Литература

1.Манифест гуманной педагогики / [ Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики; Артёмовский Центр Гуманной Педагогики].- Донецк: издательство « Ноулидж» (донецкое отделение), 2011- 43 с.

.Молчанова К. А. Учитель / К. А. Молчанова- Т.: Ассоциация гуманно-личностной педагогики в Эстонии, Таллинн.- 2012.- 32с.

.Сухомлинский В. А. Как любить детей.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, Антология гуманной педагогики

. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

. Смирнова Е.О., Радеева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. М.: Владос, 2000. 186 с.

. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. // Информатика и образование. - 1998. - № 6-8. - с. 39-50.

Похожие работы на - Педагогические взгляды Сухомлинского. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!