Влияние учебно-тренировочных занятий по волейболу на физиологические показатели учащихся

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,41 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние учебно-тренировочных занятий по волейболу на физиологические показатели учащихся

Введение

волейболист спортивный игра

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Практически во всех образовательных учреждениях спортивные игры включены в учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе, используются в учреждениях общеобразовательной школы, высшего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека.

Физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных способностей (Н.А. Фомин, В.П. Филин, 1982; Н.А. Фомин, А.Г. Хрипкова, М.В. Антронова, Д.А. Фарбер, 1990; Ю.Н. Вавилов, 1991).

Физическое воспитание школьников должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и физической подготовленности, которые направлены на обеспечение базы в освоении физической культуры для жизнедеятельности, для развития личности, для формирования здоровья и здорового образа жизни.

Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств школьников посвящены работы B.C. Фарфеля, В.И. Филипповича, З.И. Кузнецовой, А.А. Гужаловского и других специалистов в области физической культуры, считающих, что двигательная подготовленность является важным компонентом здоровья учащихся, а её улучшение одной из главных задач физического воспитания в школе. Для целесообразной и эффективной организации занятий физической культурой необходимо иметь истинную информацию о влиянии занятий физической культурой и спортом на физиологические показатели занимающихся.[1]

Каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к уровню развития функциональных систем и физической подготовленности занимающегося.

В своей работе, я попытаюсь определить, на какие физиологические показатели воздействуют занятия волейболом.

Актуальность данной работы заключается в том, что учебно-тренировочные занятия волейболом влияют на развитие физиологических показателей.

Практическая значимость.

Волейбол занимает достойное место в системе физического воспитания

учащихся общеобразовательной школы. Регулярные занятия волейболом и применение специальных упражнений волейболистов, не только развивают физические качества, но и улучшают физиологические показатели занимающихся.

Научная новизна. Это попытка определить изменения физиологических показателей при использовании специальных упражнений на учебно-тренировочных занятиях волейболом

Цель исследования. Перед исследованием была поставлена цель - выявить динамику изменения физиологических показателей под влиянием специальных упражнений волейболистов, использованных при проведении учебно-тренировочных занятий по волейболу.

Гипотеза исследования. Занятия в спортивной секции волейбола, не только развиваются физические качества, но и улучшаются физиологические показатели занимающихся.

Объект исследования: Применение специальных упражнений волейболистов в учебно -тренировочном процессе, влияют на развитие росто-весовых показателей и выносливость.

Предмет исследования:

Росто-весовые показатели и выносливость школьников занимающихся волейболом.

Цель: На основе исследования различных физиологических показателей занимающихся определить динамику изменений росто - весовых показателей и выносливости волейболистов.

. Изучение научной литературы по проблеме исследования

. Изучение механизмов применения специальных упражнений волейболистов в учебно-тренировочном процессе

. Выявить изменения росто-весовых показателей и выносливости в процессе занятий волейболом.

1. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу - спортивные игры, или игровые виды спорта.

Особенности спортивных игр определяются спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игровых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определенное место площадки соперников и не допустить такового в отношении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита-нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т. п.

В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.[2]

Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств.

В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания, естественно, при соответствующей деятельности тренеров, воспитателей, педагогов и др.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсюда требование надежности, стабильности навыков и т.д.[3]

В командных играх соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником.

Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата.

.1 Из истории развития игры волейбол

В 2000г. исполнилось 105 лет с того дня, когда в 1895г. в США преподаватель физической культуры колледжа Уильям Морган предложил игру, которая получила название волейбол (англ. volleyball - «отбивать мяч на лету»). Для игры использовалась резиновая камера, наполненная воздухом, сетка устанавливалась на высоте около 2м. Мяч подолгу находился в воздухе, поэтому нередко встречался перевод названия игры «летающий мяч», «мяч в воздухе» и др. В 1900г. волейбол выходит за пределы США и приобретает популярность на всех континентах.

В 1947г. в Париже была учреждена Международная федерация волейбола - Federation internationale de Volley-ball (FIVB - ФИВБ), в которую вошли 14 стран. В 1948г. членом ФИВБ стала Всесоюзная секция волейбола. В настоящее время число членов ФИВБ превышает 210. ФИВБ объединяет национальные федерации, содействует развитию волейбола в мире, проводит официальные соревнования, совершенствует эту игру. Первым президентом ФИВБ был Поль Либо, в 1984г. президентом был избран Рубен Акоста.

В 1948-1949 гг. состоялись первые чемпионаты Европы и Мира среди женских и мужских команд, волейбол включается в программу Олимпийских игр (1957г. - мужчины, 1962г. - женщины). Впервые в рамках Олимпийских игр турнир по волейболу состоялся в 1964г. С 1965г. для мужских команд и с 1973г. для женских проводятся соревнования на Кубок мира, с 1990г. у мужчин вводятся Игры Мировой лиги, с 1993г. - соревнования Гран-при у женщин для сильнейших национальных команд. В 1993г. олимпийским видом спорта признан пляжный волейбол.

Представление о расстановке сил в мировом волейболе дают результаты крупнейших международных соревнований. Так, до 80-х гг. среди мужчин сильнейшими были национальные сборные команды СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии; среди женщин - команды СССР, Польши, Чехословакии, Японии, Кореи, ГДР, Венгрии. В 80-е и особенно 90-е гг. в число сильнейших выдвигаются у мужчин команды США, Италии, Бразилии, Кубы, Нидерландов; у женщин - США, Кубы, КНР, Перу, Бразилии.

В 40-е и 50-е гг. отечественные волейболисты выходят на международную спортивную арену, где достойно представляют нашу страну, о чем можно судить по результатам чемпионатов Европы и мира. Большой вклад в развитие отечественного волейбола внесли мужские команды ЦСКА, «Динамо», МАИ (Москва), «Автомобилист» (Ленинград), женские команды «Локомотив», «Динамо», ЦСКА, тренеры А.Чинилин, М.Сунгуров, Г. Ахвледиани, Н. Михеев, О. Чехов, А. Якушев, Ю. Клещев, В. Платонов, Н. Карполь; спортсмены Г. Кундиренко, А. Чудина, Л. Стрельникова, Л. Булда-кова, А. Рыжова, Н. Смолеева, Т. Третьякова, Ю. Чесноков, Н. Фасахов, Г. Мондзолевский, Н. Буробин, А. Савин, Ю. Старунский, В. Кондра. Конечно, это далеко не полный перечень команд, тренеров и спортсменов.

В процессе развития волейбола совершенствовались правила игры, техника и тактика, появились разновидности вида спорта. Уровень игры и правила тесно взаимосвязаны: на определенном этапе развития игры существующие правила начинают сдерживать дальнейшее совершенствование и в них вносятся изменения, открывающие новые возможности улучшения техники, тактики, зрелищности волейбола, интереса к нему различных категорий населения.

Первые правила игры были обнародованы в 1897г., размер площадки был 7,6 х 15,1 м (25 х 50 футов), высота сетки 198см (6,5 фута), мяч представлял собой резиновую камеру в кожаном или матерчатом футляре, окружность его была 63,5-68,5 см (25-27дюймов), вес 340г. Количество игроков и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при «своей» подаче. Размер площадки изменялся так: 10,6 х 18,2 м, 9,1 х 18,2 м и с 1925 г. становится 9 х 18 м. Высота сетки изменялась так: 213 см, 228 см, в 1917 г. - 243 см, в 1934 г. для женщин - 224 см. Окружность мяча и вес в 1925 г. были соответственно 66-69 см и 275-285 г. С 1922 г. разрешалось 3 касания мяча. В 1965г. разрешено блокирующим повторное касание мяча. В 1976г. разрешено после состоявшегося блокирования еще 3 касания. В 1918г. определяется количество игроков в команде -шесть. С 1947г запрещена игра впятером (только шесть). С этого же года соревнования для мужских команд проводятся из 5 партии, в 1950г это разрешено для женщин. В 1890г. счет в партии устанавливается в 21 очко, в 1917г. - 15 очков. В 1949г. разрешены 3 перерыва (тайм-аута) в одной партии (60 с, с 1957г. -30 с) замены игроков (до 1957г. - 12, с 1957г. - 4, с 1961г. - 6). В 1970г. разрешено блокирование подачи, в 1984 г. запрещено. В 1988г. решающая партия играется по системе «тай-брейк» (каждый розыгрыш мяча - очко, независимо от того, кто подавал). В 1965г. блокирующим разрешен перенос рук в пространство соперника. В 1996г. разрешены касание мяча любой частью тела и активная игра ногой.[5]

С 1999г первые четыре партии играются по системе «тай-брейк» до 25 очков 5-я партия по той же системе до 15 очков. Разрешена игра свободного защитника - «либеро». Этот игрок одет в отличную по цвету от команды майку. Либеро заменяет любого игрока на задней линии, эта замена не входит в число разрешенных. Этот игрок не имеет права выполнять нападающий удар по мячу выше верхнего края сетки. Он не может подавать, блокировать.

Во взаимосвязи с правилами изменялась сама игра. Вначале это было развлечение, приятное времяпрепровождение, но шли годы, и игра превратилась в современный и очень популярный вид спорта. Это можно проследить на примере отечественного волейбола.

По первым правилам 1925г. игра проводилась на площадке 18 х 9м для мужских команд и 15 х 7,5м - для женских; высота сетки соответственно 240 и 220см; состав команды 6 человек; игра из трех партий. Первая подача производилась по сигналу судьи, последующие после объявления счета игры счетчиком и команды «внимание» Счетчик очков был от каждой команды, они сравнивали свои подсчеты, споры разрешал судья. Команды выигрывали очки как со своей, так и с чужой подачи.

В тактическом отношении команды играли довольно однообразно первый пас в зону 3, затеи в зону 4, где игрок производил бросок через сетку. В 1928г. команда дальневосточников впервые применила нападающий удар, появляется блокирование как противодействие нападающему удар. В 1938г. вводится линия нападения, что требовало от игроков хорошо играть как в нападении, так и в защите. После Великой Отечественной войны и до 1968г. отмечается особо бурный рост в развитии волейбола, проводятся крупнейшие международные соревнования, совершенствуются техника и тактика игры, растет спортивное мастерство волейболистов, отечественный волейбол демонстрирует, мировой класс игры.

В настоящее время национальные команды укомплектованы высококлассными игроками. В сборных мужских национальных командах нападающие игроки имеют рост, как правило, более 200см, связующие (пасующие) игроки приближаются к этому уровню. Так, в сборной России средний рост игроков составляет 201см, 12 игроков имеют рост 200сми выше, два игрока - С. Динейкин и А. Казаков - соответственно 216 и 217см. В сборных женских командах рост нападающих составляет 185-190 см, пасующих - 180 - 184 см. Игроки с такими данными имеют высокий уровень физической и технико - тактической подготовленности. Игроки с меньшими ростовыми данными должны компенсировать это виртуозным технико - тактическим мастерством при атлетической физической подготовленности.

Таким образом, современный волейбол - олимпийский и профессиональный - необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это силовая подача в прыжке, мощные нападающие удары у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии.

Однако волейбол интересен также тем, что он удовлетворяет самые разнообразные запросы и потребности, он существует в различных ипостасях: игра с полными составами (6х6), игра неполными составами (5х5, 4х4, 3х3, 2х2, 1х1), игра на ограниченной площади, игра на время, игра с ограничением в счете, два мяча через сетку (пионербол).

Виды (варианты) волейбола. Существуют различные вида (варианты) игры в волейбол, по которым проводятся различные соревнования.

В соответствии с правилами соревнований по волейболу игра проводится на игровом поле размером 9х18 м. Для детей младших возрастных групп и новичков возможно уменьшение размеров площадки, при этом целесообразно уменьшать расстояние между лицевыми линиями, не уменьшая расстояния между боковыми линиями.[6]

Игра полными составами - «шесть на шесть». Этот вариант позволяет принять участие в игре максимальному количеству желающих. Расположение игроков на площадке должно быть таким, чтобы в каждой расстановке были игрок, лучше других владеющий навыком второй передачи, и игрок, владеющий навыком нападающего удара и блокирования.

Игра неполными составами. Существует много вариантов, приведем основные из них.

Игра «пять на пять». Практически ничем не отличается от игры «шесть на шесть». Применяются два способа расстановки игроков: первый - «углом вперед», когда три игрока у сетки и два - на задней линии (3 + 2); второй - «углом назад», когда два игрока у сетки и три - на задней линии (2 + 3).

Игра «четыре на четыре». Применяют три способа расстановки игроков: первый - два игрока у сетки, зоны 4 и 2, два игрока на задней линии, зоны 1 и 5 (2 + 2); второй - три игрока у сетки, зоны 2, 3, 4 и один - на задней линии, зона 6 (3 + 1); третий - один игрок у сетки, зона 3, три игрока на задней линии, зоны 1, 6, 5 (1 + 3). Способ расстановки игроков обозначается в положении о соревновании, игроки Должны соблюдать расстановку, записанную в протоколе игры. Для каждого способа определены функции игроков, находящихся на передней (задней) линии. Если это в положении не обозначено, команда выбирает в каждом отдельном случае тот или иной способ расстановки и выполнения функций играющими.

Игра «три на три». Основной способ размещения игроков на площадке - один игрок у сетки, зона 3, и два - на задней линии, зоны 1 и 5. При любой расстановке все игроки могут участвовать и в блокировании, и в нападении. Очередность подачи надо соблюдать по первоначальной записи в протоколе. Обычно при своей подаче у сетки располагают лучшего блокирующего, а при подаче соперника - лучшего нападающего.

Игра «два на два». В зависимости от возможностей игроков их размещают двумя способами: первый - в зонах 1 и 5 (0 + 2), второй - в зонах 3 и 6 (1 + 1). Первый способ применяется при подаче соперника и при слабом нападении, второй используется при своей подаче, когда у соперника сильный нападающий. При подаче соперника в зоне 3 располагается слабейший по нападению игрок, а в зоне 6 - игрок, умеющий принимать и нападать. Как и в предыдущих вариантах, надо соблюдать очередность подачи.

Игра «один на один». При этом варианте предполагается, что игрок может владеть мячом от одного до трех поочередных ударов. В зависимости от подготовленности играющего можно устанавливать допущение, что после приема мяча разрешается касание мячом земли или пола (но не посторонних предметов), однако не более одного-двух раз, с последующим касанием его принимающим игроком (не более двух раз) и направлением на сторону соперника.

Похожие работы на - Влияние учебно-тренировочных занятий по волейболу на физиологические показатели учащихся

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!