Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    73,14 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан

Министерство образования и науки Республики Казахстан Костанайский социально-технический университет

Имени академика Зулхарнай Алдамжар

Факультет «Экономики, права и управления»

Кафедра Юридических дисциплин

Специальность 050301 «Юриспруденция»




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан



Дипломник: Райкин Бахтияр Куатович

Руководитель дипломной работы: ст. преподаватель Узакбаева А. Б.








Костанай, 2009

Содержание

Введение

. Правовой статус человека и гражданина в РК

. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в РК

.1 Судебный способ защиты прав, свобод человека и гражданина

.2 Не судебный способ защиты прав, свобод человека и гражданина

. Международные способы защиты прав, свобод человека и гражданина

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность работы обусловлена наличием ряда взаимосвязанных факторов, характеризующих современное состояния способов защиты прав и свобод человека и гражданина в Республики Казахстан и проводимых исследований в изучении причин их несовершенности.

Проблема выбора - одна из вечных наиболее важных и сложных проблем человечества. Права и свободы - одни из вечных наиболее важных и сложных проблем юриспруденции и правовой жизни. Они непосредственно связана с проблемами соотношения естественного и позитивного права, в целом определяет то или иное понимание сущности права и отношений правозаконности.

Проблема эта пронизывает все правовое и законодательное поле, начиная с конституционных основ и судебной деятельности вплоть до административных решений чиновников низового звена. Постоянно в правовых спорах возникает вопрос - все ли права и свободы установленные государством соблюдаются. Вопрос о защите прав и свобод на сегодняшний день абсолютно во всех странах стоит очень остро и потому заслуживает особого внимания.

Права и свободы должны соответствовать действующим законам и нормам принятыми или санкционированными государством.

Обращаясь к рассмотрению указанной темы, стоит отметить, что вопросы способов защиты прав и свобод человека и гражданина Республики Казахстан достаточно давно привлекали внимание отечественных ученых, среди которых такие как, Г. Сапаргалиев, Абдрасулов Е.Б., Мурзаев К., Сабикенов С. Н., Серикбаев А.С.и др.

В ходе анализа структуры предстоящего исследования определены цель и задачи исследования:

Целью исследования является систематизирование знаний, фактов в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Республики Казахстан и законодательства на основе изучения монографий, учебных пособий и иной источниковедческой базы, определить проблемы их соотношения, и на этой основе выявить специфические особенности присущие данным институтам.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

изучение статуса человека и гражданина РК;

охарактеризование способов зашиты прав и свобод человека и гражданина РК;

определение и разграничение судебных и не судебных способов защиты прав и свобод человека и гражданина в РК;

изучение международных способов зашиты прав и свобод человека и гражданина.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты прав и свобод человека в Республики Казахстан. Предметом исследования являются понятие и особенности способов защиты в РК, а также международные способы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Практическая значимость исследования заключается в обобщении

теоретических, научных взглядов на совершенствование способов защиты прав человека и гражданина в Республике Казахстан. Что представляет интерес при подготовке студентов при рассмотрении подобного рода вопросов в рамках изучения таких дисциплин как теория государства и права, Конституционное право Республики Казахстан, история государства и права, политология, социология и др.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении имеющихся научных подходов в изучении социальных факторов влияющих на совершенствование способов защиты прав и свобод человека и гражданина в Республики Казахстан, выделении «узловых» факторов формирующих способы защиты прав человека в Республике Казахстан.

Методологическая основа исследования формируется на методах логического толкования, обобщения, анализа и сравнения. В работе разъясняется смысл и общие положения научных теорий формирования избирательной системы Республики Казахстан. Приводятся примеры, аргументы, отражаются различные научные точки зрения на существующую проблематику в оценке факторов влияющих на совершенствование способов защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан. Теоретическая основа исследования базируется на примерах международной практики, научной и специальной юридической литературе.

Новизна работы заключается в вычленении и систематизации социальных и социально-политических факторов влияющих на совершенствование способов защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан.

Нормативно правовую базу проводимого исследования составляют нормы законодательства Республики Казахстан.

Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.

Первая глава «Статус человека и гражданина в Республике Казахстан».

В ней раскрывается правовой статус человека и гражданина в Республике Казахстан. Раскрывается разница между правовым статусом человека и правовым статусом гражданина.

Вторая глава «Способы зашиты прав и свобод человека и гражданина в РК» состоит из двух частей. В ней анализируется теоретический материал, определяющий способы защиты прав, свобод человека и гражданина. В частности рассматриваются судебный и не судебные способы защиты прав и свобод человека и гражданина в РК.

В третьей главе «Международные способы зашиты прав и свобод человека и гражданина» раскрывается разнообразие международных способов защиты прав, свобод человека и гражданина. Рассматриваются и раскрываются ратифицированные Республикой Казахстан международные договора и пакты.

1. Правовой статус человека и гражданина

Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., является актом, положившим начало новому этапу конституционного развития независимого, суверенного государства. Принятие Конституции Республики создала правовую основу конституционного строя, закрепило основополагающие принципы деятельности как государственного механизма, так и общественно- политических институтов, установило конституционный статус человека и гражданина, определило основы экономического строя.

Права человека - сложное многомерное явление, политико-правовая категория, представляющая собой систему принципов и норм взаимоотношений личности и государства, обеспечивающих индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные социальные блага. Признание в Конституции Казахстан прав и свобод человека означает, что Республика исходит из принятия их в качестве одной из фундаментальных ценностей человеческого бытия и главного ориентира в развитии общества[1., 73-74].

Правовой статус человека суть его положение, зафиксированное в международных пактах, определенный стандарт, к которому стремится национальное законодательство. В принципе подобным статусом должен обладать каждый человек, проживающий на территории любого государства, ибо он является членом общечеловеческого сообщества. Правовой же статус гражданина - это правовой статус человека, который дополнен соответствующими правами и свободами национальным законодательством государства.

Национальное законодательство демократического государства, регулируя вопросы свободы личности, призвано:

признать за каждым человеком необходимые для жизнедеятельности его естественные права;

закрепить за каждой личностью права, характеризующие ее как гражданина;

гарантировать права и свободы, обеспечить их охрану и защиту;

предусмотреть обязанности личности и ее ответственность за их исполнение.

Отражение в национальном законодательстве комплекса названных вопросов образуют институт правового статуса (правового положения) личности. В его состав входят нормы различных отраслей права: административного, конституционного, трудового, гражданского и др.

Таким образом, правовой, правовой статус человека и гражданина представляет собой закрепленное нормами права фактическое положение личности. Закрепление юридическими нормами отношений и связи личности с коллективом, обществом, государством, другими лицами. Это фактическая свобода личности, закрепленная в законе. Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, законных интересов, установленной всей правовой системой.

Термин «личность» - собирательное понятие. Поэтому можно говорить о правовом статусе гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. В целом содержание правового положения человека и гражданина охватывает собой совокупность закрепленными нормами права прав, свобод и обязанностей физических лиц и юридические гарантии их реализации и отражает специфику взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими.

Наука конституционного права изучает не все проблемы, касающиеся правового статуса, нормами конституционного права регулируются лишь основы правового положения человека и гражданина, закрепленные Конституцией. Поэтому понятия «основы правового статуса человека и гражданина» и «конституционный статус человека и гражданина» равнозначны. Конституционный статус можно классифицировать по различным основаниям. Так, по субъектам различают:

конституционный статус человека;

конституционный статус гражданина;

конституционный статус иностранного гражданина, проживающего на территории государства;

конституционный статус лица без гражданства, проживающего в приделах страны.

По объему прав, свобод и обязанностей выделяют:

базовый (основной);

полный;

ограниченный (специальный) статус [2., 108-109].

В конституции РК закреплены основополагающие принципы правового статуса человека и гражданина. К этим принципам, можно отнести следующие:

Не отчуждаемость прав и свобод человека. Права признаваемые естественными, дарит не государство. Оно лишь признает, фиксирует и создает гарантии их реализации и соблюдения;

Конституция запрещает злоупотреблять правами, свободами. В Конституции прямо записано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность;

Запрещается незаконное ограничение конституционных прав и свобод. При этом Конституция указывает приделы и основы ограничения. Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законом. Во-вторых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. В-третьих, гражданин в полной мере может пользоваться политическими правами и свободами без всяких ограничений;

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина как принцип означает возможность и реальность использования ими своих прав и свобод. Человек дееспособный сам должен заботиться о реализации своих прав и свобод, используя предусмотренные в законе условия и гарантии.

Принцип обусловленности содержания и применения законов и иных нормативно правовых актов конституционными правами и свободами человека означает, что права и свободы человека, провозглашенные в Конституции, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативно правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод.

Важным принципом правового статуса человека и гражданина является единство, неразрывность прав, свобод и обязанностей [3., 106-109].

Современное понимание прав человека, возникло по окончании Второй Мировой войны. До того отношение государства к его гражданам считалось внутренним делом каждой страны, и не было заботой международного сообщества. Неслыханные зверства нацистского режима в отношении иностранных и собственных граждан породили призывы к принятию международных стандартов защиты человеческого достоинства, которым надлежало стать обязательными в отношениях государства с каждым, кто оказывается под его юрисдикцией.

Когда в 1945 г. победившие союзники собрались в Сан - Франциско для принятия Хартии Организации Объединенных Наций, права человека занимали приоритетное место в повестке дня. Предложение включить в Хартию всеобъемлющий международный пакт «о правах» было отвергнуто, но заключительный документ пятикратно упоминал права человека, а его ст. 68 обязала Совет по экономическим и социальным вопросам ООН создать комиссию по правам человека. Комиссия ООН по правам человека сразу же после ее создания взялась за разработку стандартов, которые в максимально возможной степени отражали бы общие ценности всех стран и культур мира в отношении прав человека. Значительной проблемой для разработчиков был правовой характер будущего документа. Ряд стран хотел заключить обязательный для соблюдения договор, подлежащий ратификации всеми членами ООН; другие государства выступали за сильную и убедительную по формулировкам декларацию, не имеющую при этом силы закона. В итоге возобладал прагматизм: было решено прописать оба документа, начав с декларативного. Так возникла Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. без единого голоса против. На основе ВДПЧ затем возникло два договорных документа: Международный Пакт о гражданских и политических правах и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба были приняты в 1966 г. По состоянию на 8 мая 2006 г. эти Пакты были ратифицированы, соответственно, 156 и 153 странами, включая все страны Центральной Азии.

Часто ВДПЧ, МПГПП и МПЭСКП фигурируют под общим названием «Международный Акт о правах человека».

Провозглашенные в трех пактах ценности не новы - ведь их целью было выведение единых, консенсуальных стандартов, каковые отражали бы чаяния всего человечества. Важность этих документов, прежде всего, заключается в их правовом статусе - в том, что они содержат перечень четко сформулированных обязательств государства в отношении каждого человека, оказавшегося под его юрисдикцией. Более того, в пактах заключен принцип, согласно которому каждое нарушение означенных прав не является внутренним делом страны, а вызывает законную обеспокоенность всего международного сообщества.

Всеобщая Декларация остается флагманским по своему характеру международным документом о правах человека. Она вдохновила страны мира на принятие не только МПГПП и МПЭСКП, но и на многие другие международные и региональные документы договорного характера, а также на включение соответствующих формулировок во многие национальные конституции[4., 8-10].

По большому счету мы можем говорить о двух подходах разных стран мира к имплементации международного права на национальном уровне.

Согласно первому, т.н. дуалистическому подходу, международное право и внутреннее законодательство рассматриваются как отдельные сферы. Напрямую применять в судах международные нормы невозможно; единственным путем является перенос международных норм в национальное законодательство путем принятия закона об инкорпорировании международного договора или нормы обычного права во внутреннюю правовую систему. Впрочем, такой подход таит риск, что государство осуществит вышеуказанное с огрехами (в том числе переводческими), и то, что запрещено в международном праве, может оказаться дозволенным законом конкретной страны.

Второй, т.н. монистический подход рассматривает международное и национальное право как нечто единое. Суды имеют право применять положения международных договоров (и, порой, даже нормы обычного права) точно так, как они применяют положения внутреннего законодательства. В большинстве стран, где возобладал такой подход, международное право стоит иерархически выше внутреннего законодательства, за исключением конституции; следовательно, в случае противоречия между международным правом и внутренним законодательством предпочтение отдается первому.

На практике, многие страны пытаются найти компромисс между дуалистическим и монистическим подходами и редко строго следуют лишь одному из них.

Статус международного права в правовой системе Казахстана определен в ст. 4 Конституции:

Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда Республики. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения[5].

Согласно п. 1, в судах граждане могут ссылаться не только на международные договоры, но и на иные обязательства Казахстана, - очевидно, на правила обычного права п. 4 требует опубликования договоров, к которым присоединился Казахстан; ведь, по всей видимости, это служит предисловием возможности их применения.

Согласно п. 3, при несовпадении положений национального закона и договора преобладает положение договора, за указанным исключением.

Если международный договор устанавливает нормы, отличные от содержащихся в этом Законе, применяются нормы международного договора.

Несмотря на указанное в законах Казахстана о статусе международного права, одна из структур ООН в 2003 г. выразила обеспокоенность по поводу того, что положения международных договоров не применяются во внутреннем судопроизводстве [6., 31].

Конституционные идеи правового государства должны найти свое воплощение в формировании законодательства на идеях права, справедливости, гуманизма, в создании эффективных средств укрепления правопорядка, материальных, организационно - правовых, политических гарантий прав и свобод человека и гражданина. В то же время следует повышать ответственность государственных служащих и иных граждан, которые должны неукоснительно выполнять свои конституционные обязанности. Чрезвычайно важное значение имеет реализация конституционной идеи социального государства. Эта работа в первую очередь осуществляется государственными органами, которые должны создавать необходимые условия для самореализации и экономической свободы личности, гармонизировать сферы социальной жизни, оказывать помощь социально уязвимым слоям общества, не допуская патернализма, поляризации общества, противостояния различных социальных групп.

2. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в РК

.1 Судебный способ защиты прав человека и гражданина

Решение сложных задач преобразования казахстанского общества в огромной степени зависит от укрепления государства. Сильное государство - это правовое государство, основанное на приоритете прав человека и обязанности его признавать, соблюдать и защищать их. Упрочение государственности должно начинаться с совершенствования существующих и создания новых процедур, институтов и механизмов, которые призваны обеспечить реальность провозглашенных в Конституции Республики Казахстан прав человека. Прямое, непосредственное действие Конституции не означает, что содержащиеся в ней нормы о правах человека могут быть реализованы вне конкретных процедур и механизмов, то есть юридических гарантий, установленных законом. Решение проблемы прав человека не сводится лишь к расширению круга прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, или укреплению их гарантий. Речь в действительности идет о качественном обновлении всей концепции прав и свобод человека, гражданина и практики их конституционного обеспечения. И в процессе такого обновления чрезвычайно важно иметь в виду, что данная проблема имеет как внутригосударственные, так и международные аспекты, что обусловлено характером изучаемой проблемы[7].

В соответствии с Конституцией РК и статьей 22 Конституционного закона "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" Верховный суд наделен правом, принимать общеобязательные нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства. Верховный суд, учитывая актуальность и практическую востребованность, обобщил судебную практику по соблюдению судами принципов гласности судопроизводства и обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному права на защиту. Пленарное заседание Верховного суда исходит из того, что нарушение принципов уголовного процесса, в том числе гласности и обеспечения права на защиту, в зависимости от его характера и существенности, влечет признание состоявшегося производства не действительным, отмену вынесенных решений либо признание собранных при этом материалов не имеющими силы доказательств. В этой связи судам предписано не допускать случаев незаконного ограничения гласности, обеспечить возможность свободного доступа в залы судебного заседания всех заинтересованных лиц и представителей средств массовой информации. Верховный суд закрепил, что гласность обеспечивает доступность участников процесса ко всем материалам дела, публичность провозглашения судебного решения, извещение и ознакомление сторон с поступившими жалобами других участников процесса, осведомленность о времени и месте разбирательства дела в суде любой инстанции и об исполнении принятых судебных актов. Гласность предполагает открытость и прозрачность действий судьи и всей судебной системы. Осуществление судопроизводства на принципах приоритета охраны прав, свобод человека и гражданина, неприкосновенности, уважении чести и достоинства личности, презумпции невиновности, состязательности, равенства всех перед законом и судом неразрывно связано с обеспечением конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи адвоката (защитника). В соответствии с этим, Верховный суд впервые закрепил правило, по которому право на защиту должно реализовываться с участием профессиональных адвокатов или иных лиц допущенных в качестве защитника. Супруги (супруга), близких родственников или законных представителей подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, представителей профсоюзов и других общественных объединений, - только при условии наличия у них специальных юридических знаний и способности оказать подзащитным реальную квалифицированную юридическую помощь. Органы дознания, следствия и суды обязаны выяснить этот вопрос и, если защитник, избранный подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным, не способен представлять интересы подзащитного, обсудить вопрос о привлечении к делу профессионального адвоката. В этом случае супруг (супруга), близкие родственники или законные представители подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, представители профсоюзов и других общественных объединений могут участвовать в деле наряду с адвокатом. Отказ от услуг адвоката не может быть обусловлен отсутствием средств на оплату его труда. Такой отказ признается вынужденным и не должен приниматься органами, ведущими уголовный процесс. Как существенное нарушение права на защиту рассматривается принуждение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого к даче показаний, к признанию предъявленного ему обвинения, к выдаче вещественных доказательств и совершению иных действий, сопряженных с нарушением его права не свидетельствовать против самого себя. Добытые таким способом доказательства признаются не имеющими юридической силы, как полученные незаконным способом. Эти меры служат дополнительной гарантией всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, постановления справедливого, законного и обоснованного приговора [8]. Принятые нормативные постановления <jl:1035463.0 1035464.0 > Верховного суда направлены на последовательную реализацию конституционных принципов демократического государства, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы. Проблема защиты основных прав и свобод человека относится к числу универсальных - это ценности, подлежащие первоочередной защите во всех сферах общественной и государственной жизни. Правильно отмечалось в юридической литературе, что в общей шкале гуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности, составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Он - средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, укрепления его статуса, достоинства [9., 289]. Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути. Джефферсон в свое время говорил: «Ничего не остается неизменным, кроме врожденных и неотъемлемых прав человека».

Несмотря на то, что в современном мире проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства и возникла необходимость в создании международно-правовых институтов, все же ведущая роль в механизме защиты прав и свобод человека сегодня и в обозримом будущем остается за национальными институтами. Одной из гарантий защиты прав человека является «эффективное и справедливое право применение. Обусловлено это двумя основными причинами:

применение права - это властная государственная деятельность, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь, т.е. устранение препятствий на пути реализации интересов субъектов правоотношений;

субъект правоотношения может обратиться в компетентный орган непосредственно за защитой законного интереса, а право применитель должен содействовать его охране либо осуществлению» [10., 146].

Действительно, в механизме действия права, охватывающем основные элементы правовой системы: нормотворчество; нормативно-регулирующую систему (действующие нормы и институты права); информационную, контролирующую и надзорную систему; объект правового регулирования (отношения, деятельность и т.д.); цели и эффективность регулирования- совершенно особое место занимает правоприменительная деятельность государственных органов, так как во многих случаях именно через нее реализуется социально полезное правовое воздействие.

В свою очередь, в правоприменительной деятельности государственных органов по обеспечению эффективного воздействия правовых норм на общественные отношения огромная роль отводится судебной системе, которая выступает в качестве носителя судебной власти, а суды (судьи) являются элементами, из которых строится судебная система. Это особенно актуально для современного этапа, характеризующегося быстрым процессом формирования и развития правового государства, институтов демократического общества. Упрочением гарантий осуществления политических, экономических, социальных прав и свобод граждан.

Многие органы государства частично или полностью выполняют правозащитную функцию, но она все же не отражает их социальной роли и предназначения. Судебная власть носит ярко выраженный правоохранительный характер, вследствие чего судебная форма защиты прав и охраняемых законом интересов является наиболее развернутой и детально урегулированной. Деятельность суда по защите прав называется правосудием, в то время как деятельность иных органов по такой же защите правосудием не является. Этим подчеркивается коренное отличие правосудия от иных форм защиты прав и интересов, которое обеспечивает действенное соблюдение гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Говоря о приоритетных направлениях дальнейшего реформирования судебной системы, главной становится работа по реализации задач, вытекающих из ежегодного Послания Главы государства. Среди них - упрощение судопроизводства, обеспечение объективности, стабильности и исполнения судебных решений, усиление гарантий защиты прав граждан, обеспечение независимости суда как гарантии справедливого правосудия, повышение квалификации судей, усиление роли адвокатов в судебном процессе, обеспечение открытости и прозрачности судебных процедур. Право на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом, закрепленное в ст. 8 <#"justify">В поисках защиты прав, свобод гражданин РК может обратиться в комиссию по правам человека. Комиссия по правам человека - один из наиболее распространенных в мире типов национальных правозащитных учреждений. В нашей стране этот орган был создан Указом Президента республики в 1994 году. Основной деятельностью Комиссии является помощь главе государства в отправлении им своей важнейшей функции - быть гарантом прав и свобод человека и гражданина в Казахстане. Являясь консультативно-совещательным политическим органом, Комиссия взаимодействует с государственными органами, судами, прокуратурой, полицией, а также с неправительственными, которые стали ее естественными партнерами в деле защиты законных прав и интересов казахстанцев. Комиссия взаимодействует и со многими другими международными организациями, в частности, с представительствами управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организации по миграции, Европейской комиссии, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), а также Центра ОБСЕ в Астане. Регулярно проводим совместные международные конференции, семинары, "круглые столы", тренинги для сотрудников госорганов, других организаций.Комиссия сотрудничает с национальными учреждениями по правам человека Азербайджана, Армении, Грузии, Кыргызстана, Литвы, Молдовы, России, Узбекистана и Украины. Сейчас устанавливаем более тесные контакты с аналогичными учреждениями стран Евросоюза, Юго-Восточной Азии, США и Канады. Будем развивать сотрудничество в сфере прав человека и с дипломатическими представительствами, аккредитованными в Казахстане. Комиссия создана для актуализации проблем, связанных с правами человека, в государственной политике, выработки обоснованных рекомендаций по их решению, а также совершенствованию правозащитных механизмов. В своих ежегодных и специальных докладах президенту страны она дает собственную оценку ситуации с правами человека, указывает на недостатки в законодательстве и правоприменительной практике, вносит рекомендации, которые вырабатываются на основе изучения международного опыта с привлечением широкого круга независимых экспертов. Необходимо отметить, что не всегда те или иные рекомендации комиссии воспринимались однозначно и положительно. Поэтому ее важнейшей заслугой считаем ту кропотливую и системную работу, которая велась и ведется для просвещения и убеждения лиц, от которых зависит принятие решения в целесообразности предлагаемых новшеств, в правозащитную систему страны. Главным же направлением деятельности Комиссии остается рассмотрение дел и обращений граждан, у которых нарушены те или иные права, ущемлено достоинство. Построение демократического, правового государства, предполагает развитие такого достаточно нового для стран постсоветского пространства несудебного способа защиты прав граждан, как обращение во внесудебные органы по защите прав человека - в комиссии по правам человека либо к Уполномоченным по правам человека. Конечно, основным правовым механизмом защиты прав граждан является судебная система. Вместе с тем анализ жалоб и заявлений граждан, поступивших в адрес Комиссии по правам человека, свидетельствует о том, что граждане зачастую не желают прибегать к судебной защите своих прав. И в первую очередь, по причине не оперативности судов, обременительной для них процедуры оплаты судебных расходов, дорожающих услуг адвокатов. И здесь, по всей видимости, следует принимать меры к тому, чтобы конституционные гарантии судебной защиты личности не оказались под угрозой, поскольку у некоторых граждан сформировалось неверие в эффективность судебной власти. Из многочисленных причин обращений особое место занимают жалобы на нарушение сроков исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Как правило, это длительное их неисполнение. Есть судебные решения, которые, по всей вероятности, не будут исполнены никогда. Это, в первую очередь, касается решений о взыскании задолженности с обанкротившихся банков, предприятий и других коммерческих структур. В жалобах заявители указывают факты того, что некоторые руководители вообще не реагируют на судебные решения и не собираются их выполнять. Одним из основных социально-экономических прав является, право на труд и на вознаграждение за него, без какой бы то ни было дискриминации, и не ниже установленного законом, минимального размера оплаты труда.

В ходе изучения нами был решен ряд поставленных в начале исследования задач, а именно, изучены способы защиты прав и свобод. Выявлены специфические особенности современной защиты прав в судебном и вне судебном порядке, а также Международные способы защиты прав и свобод человека.

В результате исследования законов, статей, приказов и указов Президента Республики и монографий нами была достигнута цель данной дипломной работы, а именно, систематизированы знания, факты в области способов защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан.

Список используемой литературы

Конституция РК. Научно-правовой комментарий. Под редакцией Г. С. Сапаргалиева. Алматы: Жеті жарғы, 2004. - 584 с.

Конституционное право РФ. М.И. Кукушкин 1995г. - 368 с.

Конституционное право РК; Академический курс Г. С. Сапаргалиев Алматы; «Жеті Жарғы» 2005. - 544 с.

Пособие по свободе слова для стран Центральной Азии.

ARTICLE 19/АРТИКЛЬ 19. 6-8 Amwell Street London EC1R1UQ

Великобритания. 2007 г. - 160 с.

Конституция РК от 30 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями по состоянию 21 мая 2007г. п. 2 ст. 12

Пособие по свободе слова для стран Центральной Азии.

ARTICLE 19/АРТИКЛЬ 19. 6-8 Amwell Street London EC1R1UQ Великобритания. 2007 г. - 160 с.

Деятельность Конституционного совета по обеспечению прав человека и гражданина. С. Н. Сабикенов член Констинуционного Совета РК, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Национальной Академии наук РК

Комментарий к нормативным постановлениям Верховного суда РК « О соблюдении принципа гласности судопроизводства по уголовным делам» и « О практике применения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего право на защиту». Секретарь пленарного заседания Баишев

Теория государства и права. Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько-М.: Юрист, 2006 г.- 360 с.

Малько А. В., Субочев В. В. Гарантии осуществления законных интересов. Правоведение. 2007 г. №6 - 355с.

Бюллетень Верховного Суда РК. 2008. № 2

Мурзаев К. Применение права судебными органами. Вестник КазГу. Серия юридическая. 2000 г. № 4

Сабикенов С.Н. Законность - основа осуществления судебной деятельности Материалы научно-практической конференции, посвященной 30-летию Алматинского горсуда. - Алматы, 2000 г.

Завадская Л.Н. Судебное решение - акт защиты права. Лившиц Р.З., Малеин Н.С., Славин М.М. Теория права: новые идеи. - М., 1991 г.

Абдрасулов Е.Б. Толкование закона и норм Конституции: теория, опыт, процедура. Алматы, 2002 г.

Абдрасулов Е.Б., заведующий Центром по исследованию судебной системы Верховного суда Республики Казахстан, д.ю.н., профессор

Указ Президента Республики Казахстан от 17 августа 2006 года №158 «Об образовании специализированного финансового суда в городе Алматы»

Указ Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года №803 «Об образовании специализированных межрайонных экономических и административных судов»

Комментарий к Указу Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 года № 646 «О Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы»

Указ Президента Республики Казахстан «О концепции развития системы ювенальной юстиции в РК на 2009-2011 годы»от 19 августа 2008 года № 646

Закон Республики Казахстан «О присяжных заседателях» Астана, Аккорда 16 января 2006 года №121-ΙΙΙ

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 78 Об организации прокурорского надзора за законностью исполнения законов о судопроизводстве с участием присяжных заседателей

Расширенное совещание, посвященное введению в республике судебного санкционирования ареста. «Арест через суд: актуальные вопросы» Сауле Ахметова

Председатель Верховного суда Кайрат Мами

Сборник материалов международной научно-практической конференции «Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Республики Казахстан и ее роль в защите прав человека и гражданина» Алматы 2002 Ваисов Мерей, Заместитель Генерального прокурора

Конституция РК от 30 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями по состоянию 21 мая 2007г. ст. 83

Сборник материалов международной научно-практической конференции

Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Республики Казахстан и ее роль в защите прав человека и гражданина. Алматы 2002 Онгарбаев Саттыбек, Прокурор Алматинской области

Сборник материалов международной научно-практической конференции

Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Республики Казахстан и ее роль в защите прав человека и гражданина. Алматы 2002

Бахтыбаев И. Ж., первый заместитель Генерального прокурора Республики Казахстан, государственный советник юстиции 2 класса, к.ю.н.

Указ Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 с изменениями <jl:2033370.0 > по состоянию на 29.08.2006 г. «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека»

Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М., 1996 г.- 365 с.

Национальные независимые институты по защите прав человека в Республике Казахстан. Астана, 2000 г.-19 с.

Башимов М. С. директор Института европейского права и прав человека, член Академии европейского права, кандидат исторических наук (Астана)

Научно- правовой комментарий. Сапаргалиев Г. С. Алматы «Жеті жарғы», 2004 г.- 584 с.

Похожие работы на - Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!