Эволюция принципов внешней политики России 1917-2012 годов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,02 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эволюция принципов внешней политики России 1917-2012 годов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования










Эволюция принципов внешней политики России 1917-2012 годов













Екатеринбург 2016

В России, начиная с 1917 годов, менялся не только глава государства, но и вместе с ним весь политический строй. А это значит, что у каждого лидера были свои принципы не только во внутренней политике, но и во внешней. Хотя отчасти они в чём-то повторяли друг друга. В этом нам и предстоит разобраться.

октября 1917 г. произошла Октябрьская революция, или, как ее в то время называли сами большевики, «октябрьский переворот». Международное явление, как советская внешняя политика, нельзя осмыслить должным образом без учета марксистского понимания классовой основы всякой политики и исторического процесса как истории классовой борьбы. Ленин считал, что самые глубокие корни и внутренней, и внешней политики нашего государства определяются экономическими интересами, экономическим положением господствующих классов нашего государства. Отсюда следовало, что коль скоро господствующим классом государства после Октября 1917 г. считался пролетариат, то и его внешняя политика должна отстаивать принцип пролетарского интернационализма. Иначе говоря, внешняя политика считалась как бы продолжением внутренней политики государства, но уже на международной арене.

Новое революционное государство в числе первоочередных задач должно было заниматься и проблемами внешней политики. Это находило свое отражение и в том, что среди прочих комиссариатов был создан и Народный комиссариат иностранных дел (Наркоминдел). Это связывалось с активной деятельностью, целью которой было заключение мира без аннексий и контрибуций, провозглашенного на II съезде Советов в Декрете о мире. В результате этой работы, имевшей целью поставить внешнюю политику большевистской России на службу принципам пролетарского интернационализма, в советских газетах до конца 1917 г. и в начале 1918 г. было опубликовано около ста секретных дипломатических документов, имевших тайный характер.

При этом имелась в виду в общем утопическая задача превращения советской внешней политики в открытую, призывавшую служить лишь делу пропаганды и пролетарской солидарности. Вскоре советская внешняя политика во многом стала такой же, что и в других странах. Еще более трудным делом для советской власти было налаживание какого-то подобия заграничного дипломатического аппарата. Советское правительство попыталось использовать, по крайней мере, три способа создания хоть какой-нибудь системы своих полпредов (полномочных представителей) взамен послов на Западе. Первый способ: назначение таких представителей из числа видных политических эмигрантов-большевиков, долгие годы проживавших в странах Запада. Общая суть этой внешнеполитической линии советской России формировалась под влиянием опыта Брест-Литовских переговоров и отношений с Германией. Этот опыт приводил большевистское руководство к выработке политики, которая имела бы успех на Западе.

Торговля, концессии станут новым полем боя между социализмом и капитализмом, на котором и будет решаться вопрос: сумеет ли советское государство, пойдя на некоторые уступки, получить годы для своего развития на пути социализма или же буржуазный Запад сделает их каналами своего влияния на внутреннюю жизнь страны в нужном ему направлении. Для проведения же такой политики имелось в виду использовать тактику, до того опробованную с Германией, короче говоря, «брестскую тактику», или тактику «отступления, выжидания, лавирования», как назвал ее В.И. Ленин. Этот курс, или тактика, в сущности охватывал два первые этапа внешнеполитической деятельности советского государства: один - собственно «брестский» этап, или период проведения политики в отношении многих уступок Германии в условиях переговоров и заключения Брест-Литовского мирного договора 3 марта 1918 г. и добавочных соглашений 27 августа 1918 г.

Второй представлял собой как бы проецирование той же политики, но уже применительно к государствам Антанты, которые стали проводить политику интервенции, поддержки противосоветских сил во время гражданской войны. Целью этого этапа было добиться мирного соглашения с бывшими союзниками также ценой крупных территориальных уступок («аннексий»), «дани», контрибуций и т. д. Во-вторых, коль скоро добровольные компромиссы объективно неизбежны, полагал Ленин, следует употреблять эту тактику с возможно большей пользой и выгодой для России.

Наконец, в-третьих, основной базой добровольного компромисса в области международных отношений рассматриваемого периода В.И. Ленин считал сферу экономики, где классовая борьба двух систем найдет свое проявление не в военной, а в мирных формах. Иначе говоря, удержание большевиками власти при «брестской тактике» достигалось ценой серьезных политических, территориальных и экономических уступок, на которые, по мнению Ленина, вынуждено было согласиться советское правительство ради сохранения части позиций, где могло проводить самостоятельную экономическую, политическую и социальную линию, «откупившись» от империалистических держав аннексиями и контрибуциями. Власть была сохранена, не было сделано уступок ни по одному революционному декрету (политическим, по вопросам национализации иностранной собственности, монополии внешней торговли и т. д.). политический дипломат перестройка

В конечном итоге новая власть не допустила полного развала государства и его серьезного ослабления союзниками. Есть ряд документов советской власти (кроме результатов голосования на заседании ЦК РСФСР 21 января (3 февраля) 1918 г.), где определен подход правительства РСФСР к установлению мирных политических и экономических отношений с капиталистическими странами на взаимовыгодной основе. К их числу относятся: договор о перемирии с Германией (3 декабря 1917 г.), где был зафиксированный пункт о желательности сохранить хозяйственные и культурные отношения между двумя странами; Декларация советской делегации на I пленарном заседании Брест-Литовской конференции о недопустимости с обеих сторон прибегать к мерам экономического бойкота друг друга.

Сам Брест-Литовский мирный договор 3 марта 1918 г. - «вынужденный компромисс» устанавливал дипломатические отношения советского и капиталистических государств; нота Наркоминдела правительствам стран Антанты от 17 (30) декабря 1917 г. о необходимости мирных переговоров для достижения политического и экономического сотрудничества; деятельность Комиссии внешней торговли при Президиуме ВСНХ с участием Ленина и выработка ею в марте-мае 1918 г. условий возобновления торговли с Германией и плана развития экономических отношений с США (май 1918 г.); наконец, Правительственная программа сотрудничества с буржуазными странами, представленная I съезду Совнархозов РСФСР (26 мая 1918 г.), где изложены основные формы (торговля, концессии, финансовые соглашения) и условия общения с капиталистическим миром в хозяйственно-политической области.

Все эти документы и практические шаги не были реализованы в то время, ибо если значительная часть советского руководства исповедовала прежде всего как главный во внешней политике принцип пролетарского интернационализма, то Запад, в свою очередь, по существу с первых послеоктябрьских дней встал на путь политической и экономической изоляции большевистской власти в России.

На деятельности дипломатов послереволюционной России сказалась внутрипартийная борьба различных группировок, пополнившая ряды так называемых «ссыльных дипломатов», т. е. тех видных большевиков, которых сталинское руководство выслало за границу в качестве полпредов, торгпредов и других высших должностных лиц. Складывавшийся в партии и государстве авторитарный режим лишь способствовал этому процессу, в то же время осложняя внешнеполитическую деятельность государства, ибо советские дипломаты все время находились под бдительным контролем партии и ОГПУ и не всегда могли действовать достаточно самостоятельно в соответствии с собственным пониманием складывающейся ситуации в отношениях России с другими странами Запада.

Зато, по мнению Сталина и примкнувших к нему группировок, за границей такие дипломаты не могли активно влиять на настроения внутри партии в России. Становление Сталина во главе государства сопровождалось многими политическими оппозициями (борьба с Троцким) и окончательно он укрепил свои позиции в 3 апреля <https://ru.wikipedia.org/wiki/3_%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F> 1922 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1922_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>. Основная часть внешней политики Сталина пришлась на период Великой Отечественно Войны. На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю, тем самым нарушив пакт о ненападении сроком на десять лет, подписанным в ночь с 23-24 августа 1939 года. После вторжения немецких войск на территорию Советского Союза Сталин в своем выступлении по радио 3 июля 1941 г. так оправдывал заключение договора: «Мы обеспечили нашей стране мир в течение полутора годов и возможность подготовки своих сил для отпора, если фашистская Германия рискнула бы напасть на нашу страну вопреки пакту. Это определенный выигрыш для нас и проигрыш для фашистской Германии».

В своих мемуарах У. Черчилль утверждал, что вопрос, была ли хладнокровная сделка Сталина с Гитлером «в тот момент в высшей степени реалистичным шагом», является спорным. По его мнению, уже после заключения советско-германского договора и последовавших за этим событий, включая главное - разгром Франции, Сталин проявил «полное безразличие к участи западных держав», что не позволило создать второй фронт против Гитлера в 1939-1940 гг. и положить конец немецкой экспансии. «Если брать за критерий стратегию, политику, прозорливость и компетентность, то Сталин и его комиссары показали себя в тот момент второй мировой войны совершенно недальновидными», - писал он.

В современной зарубежной литературе советская внешняя политика перед войной по-прежнему рассматривается как совокупность стратегических и идеологических интересов: для СССР Европа была одновременно и местом обеспечения своей военной безопасности, и объектом территориальных интересов, и «предмостьем для распространения революции», что нашло свое отражение в политике Сталина в 20-30-е гг. Якобы поэтому советское понимание безопасности (из-за многосторонних «гегемонистских претензий») не основывалось на желании сотрудничать с западными демократиями, а решение Сталина заключить пакт с Гитлером «носило не столько прогерманский, сколько антибританский и антипольский характер и диктовалось долгосрочными интересами».

По мнению ряда западных историков, между Германией и Советским Союзом имелось «внутреннее родство и сходство интересов», что проявилось во время «совместного разбойничьего похода на Польшу». Гитлер стремился на восток, Сталин - на запад, для продолжения мировой революции. Оба диктатора «нуждались друг в друге», каждый надеялся «перехитрить партнера». Сталин «гораздо больше опасался внутренних врагов, нежели внешних», а потому пропускал мимо ушей «все предупреждения о грядущем нападении со стороны Германии». Основываясь на скрупулезном изучении немецких источников, Г.-А. Якобсен пишет: «Не подлежит сомнению, что вопрос о том, как опередить готового к наступлению противника, не имел существенного значения для руководителей германского рейха.

Нападение на Советский Союз было, прежде всего, проявлением нацистской экспансионистской политики. Это была война на уничтожение, которую Гитлер и ему подобные пытались узаконить, провозгласив моральное право высшей расы на установление нового порядка в Европе». В начальный период войны. Сразу после нападение Гитлера на Советский Союз (22 июня 1941 - ноябрь 1942) Красной армии пришлось отступать, военные силы не были вовремя мобилизованы. Важные события в этот период это Смоленское сражение 10 июля - 28 сентября, так как это было первое отражение гитлеровскому войску; и блокада Ленинграда, продлившаяся затем 900 дней. Во втором периоде войны (19 ноября 1942 - конец 1943) произошёл «Коренной перелом», то есть переход стратегической «победы» от Германии к СССР.

В советской исторической науке термин «холодная война» первоначально употреблялся применительно к политике США и других «империалистических» государств в отношении социалистических стран, в первую очередь Советского Союза, и хронологически охватывал период после второй мировой войны до 60-х гг. Целью этой войны была попытка «переиграть» результаты второй мировой войны, лишить советский народ и «силы прогресса» плодов победы.

Сегодня большинство российских историков определяют холодную войну как политическую, идеологическую, экономическую и локальную военную конфронтацию двух антагонистических систем - капиталистической и социалистической; роль первой скрипки играли два государства (каждое на своей стороне) - США и СССР. Завершением этой войны считают конец 80-х гг. Стратегию Запада по отношению к Советской России нельзя рассматривать как просто геополитическое «сдерживание коммунизма». Главным аспектом этой войны была борьба с «русским империализмом» на территории исторической России.

Реально Сталин сделал следующее: 1) в ситуации назревавшей новой мировой войны предотвратил формирование единого фронта западных держав против СССР; 2) обеспечил фундаментальные (индустриализация) и ситуационные (политическая стратегия, обретение союзников, военно-политическое руководство) условия для победы во Второй мировой войне; 3) заложил фундамент превращения СССР в сверхдержаву (послевоенное мироустройство, обладание высоким научно-техническим, военным, ядерным потенциалом).

После смерти Сталина Первым секретарем МК ВКП(б) в конце 1949 г. был назначен Н.С. Хрущев. Его противниками были Берия и Маленков, но оба не смогли укрепить своё положение у власти. 31 октября английские и французские войска начали боевые действия против Египта. Для Хрущева, остро реагировавшего на нарушение баланса, складывавшегося в мире, это было достаточным основанием, чтобы ужесточить советскую позицию в Венгрии. Он заявил на заседании Политбюро 31 октября (цитируем рабочую запись): «Пересмотреть оценку. Войска не выводить из Венгрии и Будапешта и проявить инициативу в наведении порядка в Венгрии». Хрущеву удалось сохранить и укрепить образ СССР как угрозы для всего капиталистического мира. Брошенная им в запальчивости фраза - «Мы вас (американцев.- Авт.) закопаем» - отражала его глубокое убеждение в исторической неизбежности победы социализма над капитализмом.

Форсированное развитие советской ракетно-ядерной программы стало средством держать паритет СССР с США, странами НАТО, со всем миром. СССР уверенно втягивался в гонку вооружений. Хрущёвский период часто называют «Оттепелью». О точности этого термина нам свидетельствуют достижения СССР в науке: 4 октября 1957 года первый искусственный спутник; 12 апреля 1961 года первый полёт человека в космос вокруг Земли (Юрий Гагарин); первая в мире атомная электростанция. В последующем М.С. Горбачев дал развернутую оценку хрущевских реформ, признавал их объективный характер, обусловленный не пресловутым «волюнтаризмом» Хрущева, а условиями и обстоятельствами времени, пониманием невозможности сохранения сталинского режима.

Ключевое место среди хрущевских реформ, по общему признанию ученых и политиков, занимало разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС. Именно после этого среди прогрессивной части коммунистов развернулась дискуссия о сущности социализма, той системы, которая была создана в СССР. По мнению ряда исследователей, благодаря Хрущеву сформировалась новая система взаимоотношений не только между супердержавами (СССР и США), но и внутри мирового коммунистического движения. Одной из главных причин ограниченности хрущевских реформ считают то обстоятельство, что они проводились руками номенклатуры, которая думала не столько о самих реформах, сколько о сохранении своей власти в новых формах и условиях. В то же время историки отмечают, что в своей внутренней политике Хрущев пытался опереться на народ, в котором наблюдалось «глубокое отторжение» сталинских насилий и ужасов.

В 1964 году на смену Хрущёву пришёл Брежнев, началась эпоха «Застоя». Брежнев не скупился на критику «волюнтаристских методов» Хрущева, однако необходимо отметить, что понимание необходимости изменений в экономике страны стало вызревать уже в последние годы правления Хрущева. Для Брежнева была важна бюрократизация власти, геронтакратия (власть старших), произошёл возврат к сталинскому времени. Важным политическим для меня событием здесь является Пакт о нераспространении ядерного оружия, заключённый между СССР, США и Англией в 1968 году. Также Брежнева беспокоила ситуация в Чехословакии. По мнению Брежнева, положение в Чехословакии было настолько сложным, что его необходимо было обсудить на специальном Пленуме ЦК. Но в итоге, 20 августа ровно в 23.00 войска СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии пересекли границу Чехословакии. В условиях враждебности всего населения войска стран ОВД оказались в сложном положении.

Попытка сколотить группу противников реформ провалилась. 26 августа был подписан протокол об итогах переговоров между Политбюро ЦК КПСС и Президиумом ЦК КПЧ. Других значительных (координально что-то изменивших) событий во внешней, так и во внутренней, политике не было. Брежневскую эпоху также называли «временем консерваторов». Нередко и критики этой эпохи, и ее апологеты выделяли в своих работах какую-либо одну сторону жизни советского общества: первые - положительную, вторые - отрицательную. Одни подчеркивали, что за 20 лет рассматриваемого периода Советский Союз достиг своего апогея, а его глобальная мощь указывала на смещение соотношения сил между двумя мировыми социальными системами «в пользу социализма». Сторонники другого направления отмечали, что за внешними признаками имперского величия Советского Союза скрывались болезни системы, вступившей в стадию разложения и исчерпавшей внутренний потенциал для своего дальнейшего развития. М.С. Горбачев, предпринявший последнюю попытку реформирования советской системы, первым назвал брежневскую эпоху «периодом застоя». С легкой руки Горбачева термин «застой» получил в отечественной литературе права гражданства. В последующем он перекочевал из политического лексикона в исторические работы, став своеобразной визитной карточкой рассматриваемой эпохи.

В марте 1985 г секретарём ЦК КПСС, а позже первым и последним президентом СССР, стал М.С. Горбачев. Годы правления седьмого руководителя советского государства - М.С. Горбачева - получили название «перестройка». Придя к власти в марте 1985 г., Горбачев пообещал сделать Советский Союз сильнее, вдохнуть новую жизнь в его социалистическую систему и стагнировавшую экономику. Поездка Горбачева в Ленинград 15-17 мая 1985 г. стала политической сенсацией для страны. Перед людьми был нормальный, адекватно оценивающий ситуацию человек, говоривший дельные вещи, к тому же «своими словами».

Выступая перед партийным активом Ленинграда 17 мая 1985 г., он призывал своих слушателей перестраиваться: «...самый трудный этап - психологической перестройки... предстоит большая перестройка умов... кто не настроен перестраиваться... должен уйти с дороги, не мешать...» Люди обратили внимание на то, что эта речь транслировалась по телевидению, но не была опубликована в газетах, что в решении бюро Ленинградского обкома КПСС, принятом по итогам визита Горбачева, слово «перестройка» упоминалось только один раз, в связи с производством товаров широкого потребления. И это тоже было симптоматично - свидетельствовало, что партийный аппарат не поддерживает идей своего лидера, а это - дополнительный важный фактор доверия лично Горбачеву. Общество давало новому Генеральному секретарю такой кредит доверия, которого, пожалуй, не было ни у кого из его предшественников. «Ускорение» стало своеобразной «визитной карточкой» первых двух лет деятельности нового Генерального секретаря, на смену которой позже придут «перестройка» и «гласность». Горбачев унаследовал и другую черту политики Андропова - репрессии против части государственного аппарата как свидетельство готовности бороться с коррупцией, неисполнительностью, как способ утверждения личной власти. На этот раз репрессии из сферы внутренней торговли переместились в торговлю внешнюю, обрушились на внешнеэкономические ведомства.

Были произведены аресты в МИДе, Государственном комитете по экономическим связям, Министерстве внешней торговли. Исход перестройки, по мнению многих западных историков, определялся тем, что реформы в ходе развития «обрели собственную инерцию движения» и это вызвало распад и Советского Союза, и Коммунистической партии. Это и было окончательным результатом правления Горбачёва.

Похожие работы на - Эволюция принципов внешней политики России 1917-2012 годов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!