Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Человек как субъект исторического процесса






Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

Уральский государственный экономический университет

Кафедра менеджмента

Специальность «Менеджмент»







Контрольная работа

по дисциплине: «Философия»

по теме:

Человек как субъект исторического процесса





Исполнитель: студентка I курса

Симаковская Е.Н.








Екатеринбург - 2015


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1.Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса

2.Понятия «народ», «массы», «элита». Философская мысль о роли народных масс в истории

3.Роль личности в истории. Условия, масштабы, способы влияния личности на социальные изменения. Проблема культа личности в истории

Заключение

Список используемой литературы




ВВЕДЕНИЕ


Важным аспектом философского понимания общества является рассмотрение его в динамике, в процессе изменения и развития, в историческом плане. Жизнь общества развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс.

Что движет историю? Самым общим ответом на этот вопрос будет: историю движут народные массы. Признание определяющей роли народных масс не означает отрицания или принижения роли личности в истории. Именно конкретные личности, находясь во главе различных социальных общностей, ответственны за принятие управленческих решений. Высшая степень проявления роли личности в решении социальных проблем находит выражение в признании этой личности как великой или выдающейся.

Цель работы - изучить роль и влияние человека на исторический процесс.

Исходя из данной цели ставим следующие задачи:

.Познакомиться с источниками, субъектами и движущими силами исторического процесса.

.Ознакомиться с понятиями «народ», «массы», «элита».

3.Изучить философскую мысль о роли народа.

.Проанализировать роль личности в истории, условия, масштабы, способы влияния личности на социальные изменения.

.Изучить проблему культа личности в истории.




1. Источники, субъекты и движущие силы исторического процесса


Когда мы обращаемся к социальному развитию, закономерно встает вопрос: что движет им и кто субъекты этого развития?

Источниками исторического процесса являются результаты взаимодействия трех независимы друг от друга миров:

-во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека;

-во-вторых, это мир бытия «второй природы»;

-в-третьих, это мир человеческой субъективности.

Таким образом, источниками исторического процесса являются:

.природные и климатические условия, которые влияют на политическое устройство общества;

2.процесс разделения труда и развития техники;

.морально-религиозное, духовное развитие и совершенствование общества.

Человеческое общество - это высокоорганизованная, самоуправляемая система, по сложности, превосходящая любую самоорганизованную систему в природе. Характерная ее особенность состоит в том, что ее развитие осуществляется через деятельность людей, преследующих свои цели. Следовательно, участниками исторического процесса являются все люди. Однако, субъектами они становятся лишь в той мере и тогда, когда действуют сознательно, т.е. осознают:

а)свое место в историческом процессе;

б)социальное значение своей деятельности;

в)направленность исторического процесса.

Таким образом, субъектами исторического процесса могут выступать: политические партии, классы, нации, народности, отдельные личности, элитарные группы и т.д., включая народы и человечество в целом, которые четко осознают свое место и роль в истории.

Сознательность и стихийность - качественные характеристики различных по своим последствиям форм деятельности людей или типов субъект-объектного взаимодействия. Основания разграничения этих форм деятельности лежат в соотношении целей и результатов деятельности субъекта, в их соответствии или несоответствии. Сознательная деятельность - это такая осознанная, целенаправленная деятельность субъекта, результаты которой соответствуют предварительно поставленной цели. Стихийная - это тоже осознанная, т.е. Осуществляемая с участием сознания, целенаправленная деятельность, но результаты ее не соответствуют заранее поставленной цели. Однако нет либо только сознательной, либо только стихийной деятельности. Во всякой сознательной деятельности могут иметь место элементы стихийности, и наоборот, во всякой преимущественно стихийной деятельности всегда имеют место элементы сознательности.

Деятельность людей является движущей силой исторического процесса и выступает единством исторически конкретных объективных условий и субъективных факторов.

Объективные факторы:

)природные и климатические условия жизни общества;

2)состояние материального производства;

)существующая социальная структура общества;

)потребности людей в обеспечении необходимых условий жизни и интересы, которые являются главным побудителем человеческой деятельности.

Потребности (нужда в чем-либо) могут быть как естественными (биологическими), так и социальными (созданными обществом). Интересы (отношение человека к самой потребности) делятся на личные, групповые и общественные.

Перед субъектами исторического процесса всегда стоит проблема осознать свои интересы. Если они осознаются, то субъект создает свой мысленный план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель, выбирает необходимые средства и предпринимает действия по достижению цели. При достижении поставленной цели, возникают другие потребности. И так до бесконечности. На этой основе сформулирован закон повышения потребностей.

)общественные противоречия, которые всегда являются постоянно движущейся силой и источником общественного развития (важнейшее противоречие между потребностями и их удовлетворениями).

Субъективными факторами являются: сознание, духовный мир людей; умение и навыки производительной деятельности; социальный опыт; уровень культуры; организаторские, волевые качества; организованность в деятельности людей.

Таким образом, субъективные факторы - это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Объективные и субъективные факторы исторического процесса активно между собой взаимодействуют. Как только люди осознают объективные обстоятельства своей жизни, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, они действуют уже не стихийно, а сознательно. Что бы удовлетворять возрастающие материальные и духовные потребности людей (членов общества), необходимо постоянно расширять общественное производство материальных благ и духовных ценностей, что ведет к постоянному пассивному, непрерывному развитию общества.


2. Понятия «народ», «массы», «элита». Философская мысль о роли народных масс в истории


Кто движет историю - выдающиеся личности? Элита? Массы? Историческая наука как память человечества сохранила имена исторических деятелей, правителей и полководцев, с которыми связываются важнейшие исторические события прошлого. Отсюда часто делался вывод, что эти выдающиеся исторические личности являлись авторами и главными действующими лицами истории.

Представители этой точки зрения говорили, что массы не способны к творчеству, что они никогда не будут подняты до уровня личности, что масса враждебна индивидуальности. Ф. Ницше утверждал, что народ - «бесформенный материал, из которого творят, простой камень, который нуждается в резчике». Отсюда следовал вывод о необходимости вождя, сверхчеловека, с сильной волей к власти. Дальше говорилось, что общество и личность враждебны друг к другу, всегда неизбежен конфликт между общественными и личными интересами, так как личность желает сохранить свою индивидуальность, а общество стремится подчинить ее себе. На борьбу с обществом могут выйти только «сильные личности», а соответственно они и занимают ведущую роль в историческом процессе в идеалистическом понимании истории. история народ культ личность

К этой точке зрения примыкает и концепция элиты. Эта концепция видит в народе, массе пассивную и разрушительную силу. Носитель творческого начала - элита, состоящая из наиболее одаренной части данного народа, наиболее образованные, волевые, энергичные, а потому и обладающие реальной властью людей.

Большие коллективы, массы рядовых людей общественная мысль прошлого и настоящего зачастую именовала и называет сегодня «народом», «народными массами». Марксизм утверждает роль народных масс как движущих сил истории. Народ - главный творец, субъект истории. Народ творит историю тем, что производит своим трудом ценности культуры. Движущей силой истории является классовая борьба. Классовая борьба - это борьба угнетаемых, эксплуатируемых народных масс против угнетателей.

Роль народных масс в истории:

)Народные массы - это решающая сила исторического процесса; народ является творцом истории. Именно его деятельность является определяющей силой в изменениях общества;

2)Эта сила исторически развивается и возрастает, так как в ходе истории все более широкий круг общественных явлений, преобразований осуществляется народными массами.

Однако общество не однородно. Внутри него функционируют классы, нации, всевозможные коллективы и другие социальные общности. Каждая социальная общность объединяется каким-то объективным общим интересом. Интерес той или иной общности - то не только общее мнение, общая позиция, но и общее действие. Этот интерес реально существует, функционирует в обществе через социальное действие, социальную активность. Следовательно, социальные общности являются объединениями людей, руководящих программой деятельности для реализации ее в жизнь. Поэтому они являются важными движущими силами общественной жизни.

В обществе, основанном на частной собственности, борьба социальных групп, общностей, классов, народностей носит объективный характер.

Роль классовой борьбы тесно связана с ролью народных масс в истории, ведь народ, начиная с рабовладельческой формации, состоит из классов и роль соответствующих классов в истории есть не что иное, как определенное выражение развития роли народных масс.


3. Роль личности в истории. Условия, масштабы, способы влияния личности на социальные изменения. Проблема культа личности в истории


В последней трети XIX в. - начале ХХ в. идеи личности-одиночки, способной совершить благодаря силе своего характера и интеллекта невероятные вещи, в том числе повернуть ход истории, были очень распространены, особенно среди революционно настроенных молодых людей. Это сделало популярным вопрос роли личности в истории, в формулировке Т. Карлейля, взаимоотношений «героя» и массы.

Проблема роли личности в истории имеет два аспекта, связанных со смысловым содержанием термина «личность»:

)человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

2)устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Первый аспект - каждый индивид есть личность, активно действует в обществе и выступает как его движущая сила. Именно в личностях, их действиях находит свое воплощение роль народных масс, классов и др. социальных общностей в истории.

Второй аспект - роль исторической личности, вписавшей свое имя в те или иные периоды истории народа или человечества.

Первый аспект понимает человека как субъект исторического процесса. Ведь народ, класс, нация сами по себе не действуют. Именно от личности, ее действий, конкретных поступков зависит неповторимость общественной жизни. Поэтому роль личности в качестве движущей силы истории всеобща и абсолютна. Движущей силой истории является каждая личность. Следовательно, каждая конкретная личность является творцом истории, ее действительной движущей силой.

Одновременно, каждая личность есть носитель индивидуальных, присущих только ей качеств. Отсюда второй аспект рассмотрения ее роли.

В понимании данного вопроса сформировались два подхода:

)личность в истории играет главенствующую роль;

2)личность в истерическом процессе никакой роли не играет, поскольку деятельность личности зависит от объективных условий, и изменить ход событий во всемирно-историческом масштабе не дано.

Роль личности «великого человека», по мнению Г.В. Плеханова, проявляется в том, «что он видит дальше других и хочет сильнее других». Из этого следует, что в реальной истории отдельны стран и народов личность играет чрезвычайно важную роль.

Роль исторической личности есть результат двух слагаемых:

-Во-первых, социальных условий, общественных потребностей;

-Во-вторых, индивидуальных качеств конкретной личности.

Решающее значение принадлежит социальным условиям. Различные социальные обязательства требуют различных личностей, обладающих определенными качествами.

Выдающаяся личность формируется как своеобразное сочетание общественной потребности и воспитания выдающихся качеств, т.е. она с одной стороны, аккумулирует в себе социальную энергию тех сил, которые она представляет, а с другой стороны, соединяет эту энергию со своими качествами, придает ей мощный дополнительный импульс.

Таким образом, роль исторической личности сводится к следующему:

.Она оптимальным образом выражает интересы определенных социальных сил;

2.Она сама, являясь неповторимой индивидуальностью накладывает свой отпечаток на ход истории.

Социальные изменения - это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться на уровне межличностных отношений, организаций и институтов, малых и больших социальных групп, на социетальном и глобальном уровнях.

Выделяют четыре вида социальных изменений.

. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи, в структуре любой другой общности -малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, в структурах власти, социокультурных ценностей и др.

. Изменения, затрагивающие социальные процессы, или процессуальные социальные изменения.

. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.

. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения

Все эти виды изменений тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов.

Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология. Все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, носят идеологический характер. И чем более фундаментальные изменения происходят, тем более заметна в них роль идеологии. Ведь идеология есть определенная совокупность идей и представлений, которая выражает интересы классов, других социальных групп, всего общества, объясняет сквозь призму этих интересов социальную реальность и содержит директивы (программы) для действия (поведения).

Идеологии не могут быть нейтральны по отношению к социальным изменениям: с их помощью социальные группы и классы требуют соответствующих изменений либо сопротивляются им. Роль идеологии более заметна, когда осуществляются глубокие преобразования, и менее, когда происходят сравнительно мелкие, неглубокие перемены.

В абсолютных монархиях императора, короля, царя, султана и т.д. практически обожествляли. Утверждалось, что монарх- воплотитель воли бога или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китая имперского периода, древнего Египта и Римской империи. В китайских монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения.

Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах и авторитарных режимах харизматических лидеров-вождей, которым необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причем диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты; художники, композиторы, писатели, поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов. Их биографии и труды в обязательном порядке изучались в учебных заведениях и правящих партиях. Народ должен был славить вождей и подносить им дары. В их честь прижизненно ставились многочисленные статуи и памятники, переименовывались города и назывались многочисленные объекты.

Термин «культ личности» возник в период борьбы с наследием сталинизма в середине 50-х годов в СССР. По отношению к буржуазным и фашистским деятелям он обычно не использовался. Хотя сейчас иногда применяется в качестве отрицательного эпитета в рамках пропагандистской риторики, направленной против личности того или иного деятеля.

Разоблачителем культа личности конкретно Сталина был Хрущев, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина

После разоблачения культа личности Сталина, в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

Выдающиеся личности определенно играют важную роль в исторических событиях как руководители, организаторы и вдохновители борьбы масс и классов, но решающая роль в истории принадлежит народным массам.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Несомненно, если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает загнивать. Общество - живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть, обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Человек является субъектом истории, прежде всего, как главная производительная сила общества, субъект общественного производства экономического, политического, духовного, социального. Именно мы, люди, осознающие свои достижения и недостатки, творим свою собственную историю.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Учебники, монографии, брошюры

1.Савкин Н.С., В.А. Абрамов, А.И. Белкин Философия: Учебник - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 356 c.

2.И.А. Акимова,Н.Г. Багдасарьян, Е.А. Гаврилина, В.Г. Горохов, А.В. Литвинцева,И.Е. Моторина, Г.В. Панина, Ю.П. Полуэктов, А.В. Чернышева;под ред. И.А. Акимовой Социология. Курс лекций: учеб. пособие - М.: Изд-во МГТУ нм. Н.Э. Баумана. 2010. - 95.

.Е.А. Атманских, В.В. Егоров, Л.В. Епина, Н.М. Лазарева, Т.В Рыбченко, А.В. Сарапульцева, А.М.Тихомирова, В.П. Червонный. Курс лекций: учебное пособие - Екатеринбург, 2008

.Философия. Тематический словарь. Часть I

Электронные ресурсы

5.Евразия. Массы и выдающиеся личности

6.Философия: конспекты лекций. А.М. Бушуев