Патриотическое воспитание младших школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    100,81 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Патриотическое воспитание младших школьников

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Проблемой является то, что в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития Казахстана, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности Казахстана. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет. Поэтому тема и является актуальной.

Цель данной работы - выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.

Задачи данной работы:

обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;

выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;

показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Объект исследования - процесс патриотического воспитания школьников.

Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию младших школьников.

Гипотеза исследования: если подойти более ответственно к работе по воспитанию патриотизма младших школьников, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным.

Можно предположить, что если на основе базисной программы разработать комплекс занятий, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, то можно получить следующие результаты:

повысить уровень развития школьников;

обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране

Методы исследования:

изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

наблюдение за деятельностью школьников; беседа

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Глава 1. Педагогические основы патриотического воспитания

.1 Задачи и принципы патриотического воспитания

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонационального Казахстана является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в Казахстане и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит в Казахстане на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность Родине, уважение к государственному флагу, гимну и гербу.

Указ Президента Республики Казахстан «О Государственной программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы» в соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях создания целостной системы патриотического воспитания граждан ПОСТАНОВЛЯЮ:

.     Утвердить Государственную программу патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы (далее - Программа).

2.      Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.

.        Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

.        Министерству образования и науки Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

.        Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.

.        Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

В условиях социальной нестабильности и отсутствия действенных идеологических установок оказалось весьма сложным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо в нем сформировать. В результате распространение получили различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка с неадекватным толкованием понятий "Отечество", "гражданство", "патриотизм", "интернационализм", "национализм", "шовинизм", "фашизм", "сионизм", "антисемитизм", "космополитизм" и т.д. В столь опасной ситуации происходит отход граждан Казахстана от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового - казахстанского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

Патриотизм это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения

В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего Казахстана нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Республики Казахстан. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан.

В реализации этой программы огромное значение имеет раскрытие сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы народов. Рассмотрим ключевые понятия.

Как говорится в учебниках по политологии, Казахстанский патриотизм - это отношение граждан к своей Родине - Республике Казахстан, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинств); культурам, традициям, соотечественникам [7,102].

Дружба народов Республики Казахстан - это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей [7,108].

Дружба народов Казахстана и казахстанский патриотизм взаимосвязаны друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей стране) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.

Казахстанский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Республики, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубежных стран. В казахстанском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины. родной республики, области или национального округа.

В казахстанском патриотизме должны найти сочетание идеи народов Казахстана с общенациональной, общеказахстанской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни, В казахстанском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Республики.

Политологи отмечают, что цели образования и воспитания в многонациональном государстве формируются в соответствии с интересами этноконфессионального состава населения, характером взаимоотношений народов и национально-территориальных образований, входящих в республику. Эти цели, естественно, отражают уровень развития общества. При этом важно заметить, что свободное от диктата общество способно выдвигать реально достижимые цели, если оно пришло к пониманию того, что только хорошо осознанные перспективы намеченного дают педагогам верное направление, помогают им добиться успехов [9,81].

Для Казахстана, одной из крупнейших многонациональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования - это формирование у своих граждан казахстанского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель - воспитание культуры межнационального общения - дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих республику.

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов Казахстана, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего республиканского Отечества, мы определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них: любви к Отечеству - Республике Казахстан и ее многонациональному народу; Казахстанского патриотизма, в котором общеказахстанское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу); уважительного отношения ко всем народам Казахстана, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; любви к родному языку, культуре и истории своего народа; уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии казахстанской государственности; уважения к русскому и казахскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимо-сближения народов Казахстана и СНГ; дружеского отношения к народам СНГ, формирование чувства принадлежности к Содружеству Независимых Государств;

·    уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;

·        глубокого уважения к Конституции и другим законам РК;

·        уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

·        глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);

·        уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;

·        уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;

·        уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;

·        непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

·        веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

·        уважения к положениям Конституции о том, что Казахстан является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер.

Итак, мы рассмотрели цель и задачи патриотического воспитания граждан. Перейдем к рассмотрению соответствующих принципов, каковыми, как известно, в педагогике принято считать вытекающие из цели воспитания и установленных наукой теоретических положений основополагающие, фундаментальные идеи, исходные положения и системы требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное функционирование воспитательного процесса. В принципах воспитания выражены основные требования к содержанию, методам и средствам воспитательной работы.

При решении воспитательных задач педагог руководствуется принципами воспитания. Он призван учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.

Органы власти и общественность призваны, руководствуясь принципами государственной национальной политики, регулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную родину. Такое регулирование осуществляется на уровне этнических общностей и на­ционально-территориальных образований.

Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских взаимоотношений народов Казахстана (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию [4,89]. К принципам патриотического воспитания мы относим направленность воспитания на:

·    укрепление единства и целостности Республики ;

·        учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

·        сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов Казахстана, их сплочение в едином республиканском государстве;

·        содействие развитию национальных культур и языков народов Казахстана;

·        содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

·        развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

·        обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

·        обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

·        укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;

·        гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

·        сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

·        обеспечение взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;

·        предотвращение межнациональных конфликтов;

·        учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

·        распространение объективной информации о совместной жизни и проблемах народов Казахстана, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;

·        учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;

·        сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов

·        защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;

·        овладение русским языком - средством межнационального общения и взаимосближения народов Казахстана и СНГ;

·        обеспечение культурного взаимодействия Республики Казахстан и стран СНГ в рамках общеевразийского этнокультурного пространства.

.2 Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-патриотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Демилитаризация школы, которая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарницы» и «Орлята», хотя и сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями».

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. Любовь, которую мы не только чувствуем, но и как бы слышим и в словах М. Шолохова, и в прозаическом стихотворении Федора Крюкова «Родимый край»: Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.

Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок под лавкой в уголке, из серебра узор чеканит в окошке месяц молодой... Укропом пахнет с огорода... Родимый край...

Кресты родных моих могил, и над левадой дым кизечный, и пятна белых куреней в зеленой раме рощ вербовых, зерно с буреющей соломой и журавель, застывший в думе, - волнует сердце мне сильней всех дивных стран за дальними морями, где красота природы и искусство создали мир очарований. Тебя люблю, родимый край.

Напев протяжный песен старины, тоска и удаль, красота разлуки и грусть безбрежная - щемят мне сердце сладкой болью печали, невыразимо близкой и родной.

Молчание мудрое седых курганов и в небе клекот сизого орла, в жемчужном мареве виденья зипунных рыцарей былых, поливших кровью молодецкой, усеявших казацкими костями простор зеленый и родной... Не ты ли это, Родимый край?

Во дни безвременья, в годину смутную развала и паденья духа я, ненавидя и любя, слезами горькими оплакивал Тебя, мой Край Родной...»[8,59]

Это произведение, созданное в 1918 г. (приведено в сокращении), не утратило своей свежести и актуальности и в наши дни.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Казахстан-наш общий, большой, единственный, наша Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или поселок несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своего Казахстана. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания страны, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания речных глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в СССР в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами» [4,102].

«Краеведение - это прежде всего краелюбие», - напомнил на учредительной конференции Союза краеведов Казахстана избранный председателем профессор С.О.Шмидт [15,73]. «Самый массовый вид науки», - говорил о краеведении академик Д.С.Лихачев.[8,61] Высокая наука смыкается здесь с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь краеведческий клуб - единственное, пожалуй, место, где седовласый профессор может обсуждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далекого хутора [4,63].

Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить.

Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:

«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?» [5,71].

Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А.Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок [12,104]. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т.п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население

В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.

Основными источниками краеведческой информации являются:

·    периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);

·        художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает дей­ствительность);

·        архивные фонды;

·        фонды музеев;

·        всякого рода планы и карты;

·        материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

·        материалы статистики;

·        устные свидетельства старожилов.

Основные принципы краеведческой работы:

• системный подход;

• предельная достоверность фактов;

• синхронность отдельных направлений поиска (например искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Хорошо, когда школьная поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных музеев или осуществляется под их патронажем. В этом случае успех обеспечен. К примеру, поисковые экспедиции школьников г. Таганрога многое дали литературному музею А.П. Чехова; государственный музей «Почтовая станция» в г. Аксае начинался со скромного музея одной из школ города.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если отнестись к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы.

Для того чтобы младшие школьники смогли в полной мере почувствовать особенности школы, проникнуться ее традициями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.

В книге Ш.А.Амонашвили «В школе - с шести лет» автор называет ряд свойств, имеющих особое значение для эффективной организации учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы. К этим свойствам относятся: недостаточность социально-нравственного опыта; преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности; стремление к игровой деятельности [2,79].

Попробуем проследить на примерах работы многих школ, как решаются задачи военно-патриотического воспитания младших школьников с учетом особенностей этого возраста, что можно сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной работы.

Многие учителя с первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.

Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, учителя составляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается на внеклассных занятиях, например: «Володька-партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.

В ряде школ умело используется чтение художественных произведений, посвященных юным героям. Нам кажется, что с огромным интересом будут читать третьеклассники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара.и др., к сожалению, забытые сейчас книги. На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей - пионеров и школьников. Потом можно проводить военно - патриотические игры, которые тоже забыты, можно возродить тимуровскую работу, оказывая постоянную помощь ветеранам войны и не только в дни праздников.

Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах, для участия в них в школу прибывают ветераны Великой Отечественной войны. Далее можно, а проводить смотр войск. Каждый класс имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов. Судейство организуют старшеклассники. Почетное жюри - ветераны. Таким образом, смотр войск фактически открывают уроки мужества, преломляя преемственность поколений в военно-патриотической деятельности школьников.

Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов школы под руководством учителей делают искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь-готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

В школах целесообразно проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РК (такую работу в доступной форме вполне можно начать в младших классах); конкретно для младших школьников можно было бы посоветовать темы: «Почему флаг нашей Родины - именно такой «Герб РК, «Как создавался Герб РК».

Таким образом, военно-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: «Зарничка», смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-патриотического воспитания младших школьников - своевременное приобщение их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.

Но не патриотическое воспитание можно проводить и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина - строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.

Так что все за то, чтобы вначале, пойти именно на уроки - с учетом их важности и того парадоксального обстоятельства, что наиболее важное звено системы военно-патриотического воспитания- урок - не получило должного раскрытия в работах специалистов.

Дисциплинированность как одно из важнейших качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга формируется именно на уроке.

Когда и где в школе формируется высокая дисциплинированность - на уроках или в процессе внеклассной работы, в начальных, средних или старших классах? Ответить можно однозначно: и на уроках, и вне их, с первой минуты обучения в школе и до последней. Но, называя вещи своими именами, признаем: формирование дисциплинированности в таком диапазоне времени и пространства возможно лишь в тех школах, где есть коллектив учителей-воспитателей - единомышленников. А что является показателем, лакмусовой бумажкой наличия такого коллектива (т. е. настоящего, а не только по штату) в школе? Единство требовании учителей к учащимся - в большом и малом, на уроке и вне урока и т. д.

Поэтому, если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда, прежде всего, сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все - «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Чисто ли в школе? Един ли стиль оформления вестибюля, актового зала, лестниц и т.д.? Все ли уроки начинаются и заканчиваются строго по звонку? Каждый ли учитель умеет выслушать ученика до конца, не позволит себе кричать на своего воспитанника, делать замечания в оскорбительной, унижающей достоинство ребенка форме? Все эти и многие другие вопросы - составные части одного большого вопроса: есть ли настоящая школа?

Единство требований учителей в области военно-патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся.

Правильный режим определяет деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитывает культуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности к воспитанникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоциональную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Значимость дисциплинированности велика для носителей любой профессии. Очевидно и другое: без высокой дисциплинированности нет и не может быть воина, как не может быть и армии без дисциплины наивысшего порядка. Именно дисциплинированность - представляет собой не только непременную предпосылку, орудие решения задач, но и устойчивый сплав морально-политических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых особенностей человека. Вот почему есть необходимость использовать в практике средней школы, и в частности в организации четкого режима школьных занятий.

Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе военно-патриотического воспитания.

Видимо, есть необходимость обратить внимание учителей средней школы на важность строгого и четкого режима учебных и внеучебных занятий. В заключение разговора о распорядке школьной жизни заметим, что внимание, уделенное в нашей работе этому вопросу, объективно оправданно. Во-первых, адрес у разговора достаточно широкий: вся школа, все учителя, организация работы на уроках и во внеурочное время. А во-вторых, согласимся с тем, что распорядок школьной жизни - неотъемлемая составная часть воспитывающей атмосферы, создаваемой усилиями всех учителей и учащихся.

Глава 2. Методика осуществления патриотического воспитания в начальной школе

.1 Современная проблематика патриотизма

Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета государства, его национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание предполагает формирование граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

Цель патриотического воспитания - развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Как раскрыть современную проблематику патриотизма? Как донести до сознания самых разных людей с различными интересами и взглядами патриотическую идею?

Подобными вопросами сегодня задаются многие из государств, обретших независимость в течение нескольких последних десятилетий. Очевидно, что патриотическая идея должна отвечать запросам сегодняшнего дня, быть ясной и понятной современным людям с их представлениями и интересами. Казахстан, отмечая в текущем году 20-летие своей независимости, демонстрирует понимание того, что патриотическая идея сегодня, безусловно, востребована самыми разными группами общества, а современная патриотическая идеология должна принимать во внимание имеющиеся достижения в процессе государственного строительства, а также долгосрочные перспективы и вызовы.

Особое внимание в Казахстане уделяется патриотическому воспитанию казахстанской молодежи. В организациях образования с 2003 года проводится республиканская военно-патриотическая акция «Патриот». В целях формирования казахстанского патриотизма в учебных заведениях проводятся «Уроки мужества», акция «Доброе сердце», операция «Поиск» и Дни воинской славы. Возрождена практика создания военно-патриотических клубов и проведения военно-спортивных игр.

Следует отметить, что информационно-идеологическое сопровождение указанных мероприятий вполне достаточно, качественно и эффективно. Комплексность, взвешенность и уместность - главные черты современных мероприятий в русле патриотической политики.

Сегодня от юношеского интереса к прошлому страны, уважения ее государственной символики, гражданской лояльности, гордости за свою великую культуру зависит завтрашний суверенитет и целостность Казахстана.

Воспитание патриота - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Направлять действия молодежи в нужное русло должны как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи».

Раздумья о том, с чего для каждого из нас начинается Родина, - самые важные моменты в становлении гражданина, в поиске своего места в жизни, в жизни своей страны и своего народа, частью которого является каждый из нас.

Знание истории своей страны, уважение своей культуры - это тот фундамент, на котором держится чувство национального достоинства. Без такого фактора, как национальная идентичность и национальное самоуважение, невозможно эффективное развитие общества. В связи с этим воспитательные системы строятся на основе использования авторских программ «Атамекен», «Достар», и многих других.

Важное место в системе воспитательной деятельности в организациях образования отводится изучению и пропаганде государственных символов Республики Казахстан среди детей и учащейся молодёжи. В республике действуют более 200 детских и молодёжных организаций: «Болашак», «Айналайын» (Карагандинская область), «Мын бала», «Болашак» (Алматинская область), «Шугыла»(Актюбинская область), «Мурагер» (Костанайская область),«Достар» (Жамбылская область), «Жайык жастары» (Западно-Казахстанская область), «Зелёная республика» (Южно-Казахстанская область) и др., которые в значительной степени способствуют формированию гражданственных и патриотических качеств личности. В последние годы активизировалась деятельность местных исполнительных органов по открытию детских и молодёжных дворовых клубов. Их число составляет 542. Такие клубы являются важной социально-педагогической основой для организации досуга детей и учащейся молодёжи.

Традиционным стало проведение республиканских слётов военно-патриотических клубов, военно-спортивных игр «Улан», «Жас кыран», «Алау», конкурсов солдатской песни «Майские звёзды», уроков Мужества, операций «Поиск», Дней воинской славы, открытых дверей в войсковых частях и высших военных училищах, вечеров «Отечества достойные сыны», республиканских военно-патриотических акций «Патриот», «Мурагер», «Забота».

Значительную роль в формировании казахстанского патриотизма и подготовке офицерских кадров для Вооружённых Сил страны играют республиканские военные школы-интернаты. За последние три года 527 или 45% выпускников данных школ продолжили обучение в различных военных вузах. В целях распространения лучшего опыта работы органов и организаций образования по воспитанию подрастающего поколения, оказания им практической помощи проводятся научно-практические конференции, Республиканские конкурсы профессионального мастерства «Лучший классный руководитель», «Лучший организатор-воспитатель», Республиканские семинары, тренинги; круглые столы, мастер классы, интерактивные уроки в режиме онлайн и др.

В то же время имеются серьёзные нерешенные проблемы. В первую очередь в сфере организации свободного времени детей и учащейся молодёжи. Итоги данных исследований показали, что 69%- детей предоставлены сами себе. 59% опрошенных отметили рост общественной пассивности среди одноклассников, 54% - формальную работу органов ученического самоуправления.

Тревожная ситуация выявлена в плане нравственно-духовного, этического развития детей и учащейся молодёжи. Отмечаются несформированность ценностных ориентаций и патриотических чувств отмечается в следующих ответах: политической жизнью страны интересуются - 16% школьников, обсуждают эти вопросы с учителями лишь -2%,хотят жить на родине -30% учащихся, за границей -47%.


За последние годы произошли существенные сдвиги в переориентации детей и учащейся молодёжи на ценности западной культуры за счёт вытеснения отечественных фильмов, мультфильмов, передач зарубежными, причём далеко не самыми лучшими. Идеология сексуальной революции, подхваченная прессой и пронизывающая множество шоу-программ на телевидении, оказывает негативное влияние на подрастающее поколение, утверждая «разврат» как социальную норму.

Основными причинами такого положения являются отсутствие взаимопонимания и заботы со стороны взрослых, неблагоприятная семейная атмосфера, неспособность молодого человека справиться со стрессами, отсутствие жизненных навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Происходит отчуждение семьи от организаций образования, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.

Сегодняшние школьники - это будущие граждане страны. Школа не имеет права выпускать из своих стен «средних», недостаточно развитых и воспитанных учащихся. Что ждет этих ребят? При нынешнем характере нашей жизни они просто не смогут найти работу. Только самые способные, трудолюбивые и упорные, целеустремленные определяют свое место в жизни общества.

Как утверждают казахстанские социологи, в современных условиях многие родители, воспитывающие своих детей в духе «социальной конкуренции» уделяют большое внимание получению ими престижного образования. Увлекаясь, разнообразными формами образования и информированности своих детей они упускают главное, а именно основные ценности традиционного воспитания.

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.

Патриотизм, по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой [4,81].

Учителя, неоправданно отодвинули на второй план проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

.2 Проблемы патриотического воспитания в Казахстане

патриотический воспитание школьник

В реальном воспитательном процессе эффективность патриотического воспитания школьников во многом зависит от убеждений, личностных моральных качеств, гражданской активности и профессионального мастерства учителя.

В последнее десятилетие двадцатого века мы наблюдали процесс ликвидации основ социалистической государственной и общественной системы, попытки создания фундамента принципиально иных условий нашей жизни. Этот сложный и противоречивый процесс продолжается и в настоящее время и не привел пока к желаемым позитивным результатам в важнейших сферах общества и государства. Разрушение прежних устоев, неопределенность, отсутствие новой, хорошо продуманной и отвечающей всем запросам современного общества идеологии, способной изменить ситуацию, в частности в процессе воспитания подрастающего поколения, к лучшему, является характерной чертой современного этапа развития нашего общества, нашего образования. Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Вначале эта работа осуществлялась на уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.

На уроках звучат произведения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Ришата Абдуллина, Кенена Азербаева, Тулегена Момбекова и др колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, казахские народные песни, стихи о Казахстане. Затем углубляется и расширяется работа по русской тематике. Учащиеся встречаются с народными мастерами. Уроки проводятся в занимательной игровой форме. В содержание уроков включается больше исторического материала. Обязательно учащиеся знакомятся с традициями, обрядами, преданиями своего народа (ведь каждая нация, богата своими национальными особенностями) рассказывается о городах, о своем родном городе. Во внеурочное время проводятся различные праздники и экскурсии.

Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить писателей, работников музеев. Совместно с мастерами провести занятия, где школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины.

Основываясь на программе Н.В.Черных, можно проводить урок необычный на первый взгляд. «Родная сторона». Уроку всегда предшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением открывали для себя заново красоту этих домов. После экскурсии они увлеченно работают над созданием образа дома. Кто-то сделал его из бумаги, кто-то нарисовал, и получилась красивая улица, которая надолго останется в детской памяти.

В работе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства - слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что: учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В последнее время в СМИ прочно укоренилась незаслуженно уничижительная, по любому поводу, формулировка «возрождение Казахстана». Однако задумаемся: Казахстан по прежнему остается уникальным природным комплексом единственной страной в недрах которой присутствует вся таблица Менделеева, так что заявления об «умирании Казахстана» мягко говоря, преждевременными.

Другое дело - забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов Казахстана.

Но символами Казахстана являются не только герб, флаг и гимн. Для нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт - блюд национальной кухни и художественных промыслов.

Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции, но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для Казахстана можно и долго.

И если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. В начальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятиях (Приложение 1).

Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей и если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

Заключение

Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов Казахстана чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народа Казахстана раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и, воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Список используемой литературы

1.      А. Я. Бруштейн, Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 - С. 59

2.      Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 - 224 с.

.        Агапова И.А.Патриотическое воспитание в школе.- М.2002.

.        Айталы А. Улттану.- Алматы: Арыс, 2003

.        Алмонд Г. Верба И. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992, №4, С.23-26.

.        Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.

.        Быков А. Организационно - педагогические вопросы патриотического
воспитания в школе. Воспитание школьников. № 6, 2006 г.

.        Валиев И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся.- Уфа. 1991.

.        Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995.-238с.

.        Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 г.

.        Джаббаров А.Д. Подготовка студентов педвузов к патриотическому воспитанию учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1980.-21с.

.        Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17

.        Ибжарова Ш.А. Основополагающие ценности гуманитарного образования и проблема качества высшего педагогического образования. / Материалы международной научно-практической конференции «Качество педагогического образования: проблемы и перспективы». А.:КазНПУ им. Абая, С. 499.

.        Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. - М.,1980.

.        Кирьякова А. В. Ориентация школьников на социально- значимые ценности: Дисс.... доктора пед. наук. - Л., 1991. 343 с.

16.    Кишибеков Д. Ұлттық идея ұйыстырсын./ Егемен Казакстан, 29.06.2005, 5 с.

.        Книга Ш.А.Амонашвили «В школе - с шести лет»

.        Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика - 1998 - №5 - С. 52

.        Комплексная программа воспитания в организациях образования РК на 2006-2011 г.

.        Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. - М., 1987.219

.        Кукушин В.С. Литературное краеведение. - Ростов н / Д: ГинГо, 1997.

.        Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. - М., 1976.

.        Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М., Юрайт, 2001 - 607 с.

.        Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия. Воспитание школьников. № 5, 2007 г.

.        Нысанбаев А. Жаһандану және Қазақстанның орнықты дамуы.- Алматы, 2002

27.    Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. - Минск, 1981.

.        Прохорова О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи. Воспитание школьников.№3, 2006г.

.        Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. - М., 1987.

.        Сыдыков Е. Воспитательная система вуза: Конценция, опыт, традиции // высшая школа Казахстана, 2003, №2, С.14-21.

.        Туристско-краеведческие кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 1988.

.        Указ Президента Республики Казахстан «О Государственной программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы»

Похожие работы на - Патриотическое воспитание младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!