Патриотическое воспитание детей среднего школьного возраста в образовательном учреждении

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,31 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Патриотическое воспитание детей среднего школьного возраста в образовательном учреждении















Патриотическое воспитание детей среднего школьного возраста в образовательном учреждении

Содержание

Введение

. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста

. Патриотическое воспитание: понятие, сущность, структура

. Формы, направления и средства патриотического воспитания

Заключение

Список литературы

Введение

По Ожегову патриотизм - это (греч. patris - родина, patriotes - соотечественник), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям. События, которые происходят в российском обществе на сегодняшний день, обостряют все социальные проблемы в обществе: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических молодежных объединений. Все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и истинное значение понятий «патриотизм», «интернационализм», «гражданственность», «долг», «совесть», «порядочность».

Необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому, Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, а так же другие нормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество на патриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательных учреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, ее культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

В этих условиях функционирует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных концессий.

Проблема патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на сегодняшний момент, это обусловлено следующими моментами:

необходимость более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества, их роли и места в системе воспитания, в обеспечении обороноспособности страны в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации.

обострение противоречия между огромным потенциалом патриотизма в формировании важнейших позитивных качеств, характеристик у современной молодежи и все более ослабляющейся его реализацией в условиях современной общественной жизни.

Целью данной работы является: теоретическая обоснованность и разработка модели работы учителя с детьми среднего школьного возраста по патриотическому воспитанию.

Задачи работы:

1.Выявить основные теоретические подходы к проблеме патриотического воспитания.

2.Определить психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста по формированию патриотического воспитания.

.Разработать модель работы учителя с детьми среднего возраста по патриотическому воспитанию.

.Выявить критерии результативности использования данной модели.

1. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста, который охватывает возраст от 10-11 до 15 лет.

Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые отмечаются в культурноисторической концепции Л.С. Выготского и его школы. Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

Л.С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). Л.С. Выготский особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте.

Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Учебная деятельность. Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя.

В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно - в мысли, в мечте - проработать, проиграть свои стремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой будущая жизнь может быть мысленно «продействована». В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они теперь действуют не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения.

Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. В данную сферу можно включить и воспитание патриотизма. Но усвоение этого образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий.

Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные убеждения ребенка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Таким образом, описанные нами возрастные особенности личности учащихся среднего этапа обучения являются основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога. Учитывая основные психологические новообразования среднего школьного возраста, учитель обязан также учитывать особенности проведения уроков на данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле успешного обучения: преподавание иностранного языка должно строиться на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию, совместную увлеченность коммуникационно-познавательной деятельностью. Такие условия способствуют личностно-ориентированной направленности обучения и помогают учащемуся стать активным участником учебного процесса.

. Патриотическое воспитание: понятие, сущность, структура

Проблема патриотического воспитания являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. С учетом особенностей патриотического воспитания в современных условиях цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Одину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм», а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. В монографии И.Е. Кравцова содержание данного понятия раскрыто достаточно полно: «Патриотизм - это любовь к своему Отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень мучительная, неинтересная, грязная». Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. Думается, что мнение Сухомлинского о том, что любовь к Отечеству становится силой духа только тогда когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина, совершенно правильное.

На основании проведенного анализа работ, связанных с воспитанием патриотизма, нам представляется, правомерно вкладывать в это понятие следующее смысловое содержание: патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.

Каждый человек, живущий в России должен знать, откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства. Ведь без знания своего прошлого, нет будущего. Поэтому проблема патриотического воспитания должна выйти на достойный уровень. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

. Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

. Краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

. Гражданское. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

. Военное. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучению русской военной истории, воинских традиций.

. Спортивное. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Таким образом, когда речь идет о формировании патриотизма, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. К таким педагогическим условиям В.И. Андреев относит:

. Изучение истории, традиций, культуры, своего народа, своего края, своей Родины.

. Участие в различного рода конкурсах, олимпиадах за честь школы, города, области, России.

. Дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранения природных и материальных ресурсов края, области, страны.

. Участие в детских, подростковых и юношеских движениях.

. Показ достижений и успехов России в области космоса, авиации, медицины, спорта и других областях.

. Туристические поездки по стране, встречи с интересными личностями, патриотами своего Отечества.

. Посещение всевозможных выставок, отражающих достижения российских мастеров, художников, архитекторов и т.д.

Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные формы работы и учебной, и внеклассной.

Модель работы учителя по патриотическому воспитанию с детьми среднего школьного возраста в образовательном учреждении.

Учреждения дополнительного образования (спортивные секции и соревнования, туристические походы, конкурсы рисунков, поделок, литературные конкурсы)

Образовательное учреждение

«Работа с семьёй»

Ожидаемые результаты.

В результате реализации работы ожидается:

. В школе как в образовательной системе:

создание системы гражданско-патриотического воспитания;

обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

. В образе выпускника:

в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

в исторической сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве Российского Государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Оценка результативности.

Оценка результативности реализации моей работы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

сформированность осознанного отношения к базовым ценностям.

Количественные параметры:

включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

отсутствие детей с девиантным поведением;

деятельность ученического самоуправления;

участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

проведение мероприятий.

. Формы, направления и средства патриотического воспитания

Патриотическое воспитание как сложная управляемая система, предназначенная для выполнения функций по формированию гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству у российских граждан, требует создания более оптимальных условий и координации усилий различных социальных и государственных институтов для повышения действенности и эффективности. Это вызвано необходимостью решения целого ряда проблем не только на ведомственном, региональном и муниципальном уровнях, но и значительного улучшения взаимосвязи и взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали для существенного повышения результатов работы по патриотическому воспитанию. Большое значение имеет анализ и понимание причин, сдерживающих потенциал патриотического воспитания и не позволяющих поднять его эффективность, добиваться более высоких результатов, на достижение которых направлена реализация Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

Одним из направлений повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию и, соответственно, ее результатов является рассмотрение и решение целого комплекса научно-исследовательских проблем, накопившихся в этой сфере. Особенно важное значение имеет поиск и разработка новых подходов к созданию более совершенных основ деятельности по формированию патриотизма у российских граждан, определяющих уровень ее организации и эффективности.

Одна из наиболее нерешенных проблем - определение реального состояния, уровня и оценки работы по патриотическому воспитанию, осуществляемой его различными субъектами в различных условиях и сферах деятельности, ведомствах, регионах, с различными категориями граждан. Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл, так как самое главное в нем - именно достижение поставленной цели и конкретных задач.

Между тем, в практике работы по патриотическому воспитанию зачастую проявляется совершенно другой подход: главным является сам процесс, а не его конечные результаты. Сложившаяся в деятельности субъектов патриотического воспитания подобного рода практика требует преодоления. Определение конкретных результатов должно стать нормой, важнейшим принципом патриотического воспитания независимо от того, кто, где, когда и с кем его осуществляет. При этом особое значение имеет регулярность и системность контроля и оценки результатов работы по патриотическому воспитанию как ее исполнителями (самоконтроль и самооценка), так и заказчиками в лице конкретных органов, организаций, ведомств, которые должны нести ответственность за выполнение, а тем более за невыполнение этой функции.

Главным инструментом анализа и оценки состояния и результатов работы по патриотическому воспитанию служит система критериев и показателей, разработанная не только для осуществления контрольно-аксиологической (оценочной) функции, но и для определения достижений, позитивных сторон, тенденций этой деятельности, ее неиспользованных возможностей, направлений их реализации и т.д. Поэтому умелое использование системы критериев и показателей работы по патриотическому воспитанию становится важнейшим условием повышения ее эффективности, поскольку эта проблема может и должна решаться в первую очередь на основе результатов анализа и оценки субъектов этой деятельности.

Объективная оценка результатов работы по патриотическому воспитанию достигается при комплексном использовании всех критериев, хотя и применение некоторых из них (т.е. не всех) также способствует выполнению контрольно-аксиологической функции, хотя и не в полной мере.

Что касается показателей критериев, то их общее количество в процессе использования может быть несколько сокращено, некоторые из них могут быть скорректированы, заменены другими (в зависимости от специфики работы по патриотическому воспитанию и выполняемых в ходе нее конкретных задач). Коррективы и элементы творчества должны способствовать достижению возможно более объективных результатов анализа и оценки работы по патриотическому воспитанию, а сам этот анализ должен четко обосновываться, чтобы исключить или свести к минимуму недостоверность полученных данных.

Одна из наименее разработанных проблем патриотического воспитания - методика оценки его состояния, эффективности и конкретных результатов этой деятельности. В Минобразовании России, к сожалению, пока отсутствуют документы, регламентирующие эффективный контроль и оценку воспитательной деятельности как в отношении общего образования, являющегося наиболее массовым, так и на остальных его уровнях. Соответственно все еще не определены содержание и методика работы по анализу и оценке целенаправленной воспитательной деятельности в учреждениях общего образования, реализующих общеобразовательные программы. При таком подходе воспитательная деятельность, в том числе работа по патриотическому воспитанию в общеобразовательной школе, а тем более в высшей, рассматривается, как правило, лишь в рекомендательном плане. Это входит в противоречие с действующими законодательными актами, устанавливающими развернутые, всесторонние требования к результатам образования в Российской Федерации (предполагающим включение в него воспитательного компонента).

В этой связи представляется необходимым значительно активизировать осуществление в Российской академии образования (РАО) разработки конкретных методик оценки некоторых направлений воспитания (в частности, нравственного), не получившие распространения, а тем более реализации в образовательной сфере в контексте рассматриваемой проблемы, то есть применительно к результатам работы по патриотическому воспитанию учащихся. В связи с тем, что выполненные в РАО исследования являются по своему содержанию психометрическими, представляется оптимальным объединить усилия специалистов этой области, представляющих ГНИИ семьи и воспитания РАО с учеными и разработчиками более широкого плана (социальная психология, социальная педагогика, социология, социальная философия) и создать временную рабочую группу расширенного состава для подготовки ряда конкретных методик анализа и оценки состояния, эффективности и результатов работы по патриотическому воспитанию как в образовательных учреждениях, так и вне их (в системе дополнительного образования и др.).

Результаты всестороннего анализа разработанных временной рабочей группой, а также некоторыми ведомствами, организациями и регионами России специальных методик могут стать исходным (базовым) материалом для подготовки основ методики оценки эффективности и результатов работы по патриотическому воспитанию более универсального плана, то есть предназначаемой для широкого круга специалистов, руководителей и организаторов этой деятельности с различными категориями граждан. В дальнейшем, по мере возможности эти основы должны быть апробированы в течение определенного времени в различных условиях работы по патриотическому воспитанию с учетом ее специфики в зависимости от того или иного ведомства, органа, организации, региона и т.д.

Практическое и повсеместное использование данных методик предполагает достаточно высокий уровень научно-методической подготовленности организаторов, руководителей и специалистов работы по патриотическому воспитанию. Необходимый уровень такой подготовки может быть обеспечен на курсах повышения квалификации (КПК) по соответствующей специальности, например: «Гражданско-патриотическое воспитание: содержание, формы, методы и методики (теория, опыт, организация и технологии)». Такие курсы необходимо проводить в системе Минобразования России регулярно (1-2 раза в год), причем не только в Москве, но и в административных округах Российской Федерации, существенно различающихся спецификой и проблемами патриотического воспитания в зависимости от региональных местных условий, с участием специалистов-профессионалов высокого уровня и с выдачей соответствующих сертификатов слушателям после завершения обучения.

Крайне необходимы подготовка и издание соответствующей литературы, причем не только о различных методиках анализа и оценки состояния, эффективности и результатов работы по патриотическому воспитанию, но и более общего содержания. Это позволило бы поднять уровень методической подготовки руководителей, организаторов и специалистов работы по патриотическому воспитанию, который в настоящее время довольно низкий не только по причине отсутствия необходимой методической литературы. Важно активизировать эту деятельность не только в Минобразовании России, в РАО и других ведущих образовательных учреждениях, органах и организациях федерального уровня, но и особенно в тех регионах, где накоплен огромный опыт живой, реальной, самоотверженной работы по патриотическому воспитанию, где успешно используются самые различные формы, методы и средства, достигнуты зримые, высокие результаты. Но для того, чтобы они стали всеобщим достоянием, требуется их глубокое осмысление, подготовка не только методических, но и организационно-реализационных основ, позволяющих обеспечить высокий уровень эффективности работы по патриотическому воспитанию и, соответственно, достижение ожидаемых, должных результатов в формировании патриотизма у российских граждан.

воспитание патриотизм личность

Заключение

Усилия по оптимизации и активизации деятельности по формированию и развитию у подрастающего поколения готовности к защите Отечества должны ориентироваться на конкретные и весьма специфические интересы различных категорий молодежи, исходя из особенностей каждой из них. Сама эта деятельность приобретает по своему содержанию все большую конкретность, определенную направленность, значительно полнее учитывает местные, региональные условия, происходящие события, используемые силы и средства. Формы этой работы должны стать организационным воплощением новых подходов и принципов современной социально-гуманитарной, особенно педагогической науки, способствовать развитию, обогащению каждой личности, ее самореализации.

Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей и направлений их реализации в целях обеспечения перспектив развития этой деятельности. Активная разработка ее научно-методических основ призвана способствовать значительному повышению уровня и качества работы по патриотическому воспитанию, сделать дееспособными все звенья этого процесса, завершенность которого определяется достигнутым результатом. В силу этого постоянная нацеленность на него в ходе выполнения самых различных задач при проведении тех или иных форм патриотического воспитания должна стать правилом, нормой, критерием этой деятельности всех ее субъектов, регионов, от которых во многом зависит настоящее и будущее России.

В работе рассмотрены актуальные проблемы выявления и воспитания патриотизма. В работе предложена возможная модель работы учителя по формированию патриотического воспитания, направлена на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Каждый человек, живущий в России должен знать, откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства. Поэтому проблема патриотического воспитания должна выйти на достойный уровень. Если воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Список литературы

1.Беспалова Т.М. Патриотизм в современном российском политическом процессе. - Ростов н/Д., 2004. - 21 с.

2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 <http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Farchives.ru%2Fdocuments%2Forder_gov795_2010.shtml>// Собрание законодательства Российской Федерации. № 41, 11 октября 2011 года (Часть 2).

.Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12-ФЗ) (с изм. на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).

.Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.Просвещение,1989

.Голобородько И.В. Модель формирования гражданско-патриотических качеств личности школьника в воспитательном процессе- М.Просвещение, 2010, - 56.

.Чертушкина Т.А. Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина, М.Просвещение, - 2011. - 112.

.Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников - М.Просвещение, - 2009. - 312.

.Улосевич, Л.С. «Любовь к отечеству». - М. Просвещение, 2005. - № 8.

.Иконников И.А. Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи. М.Просвещение, - 2011. - 98.

.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271)

Похожие работы на - Патриотическое воспитание детей среднего школьного возраста в образовательном учреждении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!