Тема: Философские проблемы физики, рассматриваемые с точки зрения последователей методологического Анархизма Фейерабенда

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    7,11 Кб
Философские проблемы физики, рассматриваемые с точки зрения последователей методологического Анархизма Фейерабенда
Философские проблемы физики, рассматриваемые с точки зрения последователей методологического Анархизма Фейерабенда
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






Реферат

«Философские проблемы физики, рассматриваемые с точки зрения последователей методологического Анархизма Фейерабенда»

Учебный предмет: Философия

Оглавление

Введение

1. Пауль (впоследствии Пол) Фейерфбенд и его концепция «эпистемологического анархизма»

. Позиция Фейерабенда и два принципа концепции: несоизмеримости и пролиферации

. Исторические феномены науки и мифа, как разные сообщества с собственными парадигмами

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Пол Фейерабенд - известный методолог науки, его труды глобально и динамично подвергаются обсуждению в нынешних дискуссиях по логике научного исследования. В работах ученого изучается я место и роль науки в современном обществе на данном этапе, ведется критика методологических научных стандартов, предложенных зарубежными философами-позитивистами, имеет разработку оригинальная концепция теории познания. В данных трудах рассматриваются в целом все проблемы нынешней методологии науки. Обсуждение методологических вопросов автор связывает с большим социальным контекстом.

1. Пауль (впоследствии Пол) Фейерфбенд и его концепция «эпистемологического анархизма»

Пауль Фейерфбенд рожден в Вене в 1924 г. Докторскую степень получает в Венском университете. Здесь он изучает: историю, математику и астрономию, в Веймаре - драматургию, в Лондоне и Копенгагене - философию. В 1958 г. живет в Америке и работает профессором философии Калифорнийского университета в г. Беркли. Параллельно является профессор философии в Федеральном технологическом институте в Цюрихе. Главными трудами признаны: «Против метода. Очерк анархистской теории познания» (1975); «Наука в свободном обществе» (1978); «Прощай, разум!» (1987).

Фейерабенд разработал и именовал концепцию «эпистемологического анархизма. С точки зрения методологии, анархизм является следствием двух принципов: принципа пролиферации и принципа несоизмеримости. Согласно принципу пролиферации, нужно изобретать (размножать) и разрабатывать теории и концепции, несовместимые с существующими и признанными теориями. Данный факт говорит - каждый ученый (человек) - может изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее, сколь бы абсурдной и дикой она ни казалась окружающим. Принцип несоизмеримости, гласящий, что теории невозможно сравнивать, защищает любую концепцию от внешней критики со стороны других концепций.

История науки подсказала Фейерабенду еще один аргумент в пользу анархизма: нет ни одного методологического правила, ни одной методологической нормы, которые не нарушались бы в то или иное врем тем или иным ученым.

. Позиция Фейерабенда и два принципа концепции: несоизмеримости и пролиферации

Фейерабенд, как и Кун, приходит к выводу о неверности прежней кумулятивной модели развития науки. История говорит, что подчас догматичная теория не является частным случаем новой и не «дедуцируется» из нее. Этой «дедуцируемости» не требует и последовательный принцип эмпиризма, суть которого состоит в утверждении, что «именно «опыт», «факты» или «экспериментальные результаты» служат мерилом успеха наших теорий… Это правило является важным элементом всех теорий подтверждения (confirmation) и подкрепления (corroboration)» [1, с. 160].

И тут на смену прежнему принципу «инвариантности значений» должен прийти «тезис о несоизмеримости теорий», говорящий, что нет конкретных логических и эмпирических факторов непредвзятой оценки конкурирующих теорий, с которой в обязательном порядке должны согласиться сторонники и одной, и другой альтернативы. Другой главный принцип концепции развития науки Фнйнрабенда - принцип теоретического и методологического плюрализма или «пролиферации» (proliferation - размножение) теорий и идей.

Оно не есть постепенное приближение к истине. Оно - увеличивающийся океан взаимно несовместимых [2] <#"justify">. Исторические «феномены» науки и мифа, как разные сообщества с собственными парадигмами

С точки зрения Мартина Хайдеггера (1889-1976), развитие техники опасно и может погубить цивилизацию. Хиросима и Чернобыль показали другие опасности научно-технического развития. Но изгнание науки из школ и уравнивание в правах с античным мифом не является решением этой проблемы. Фейерабенд выступает против вытеснения наукой[8] <#"center">фейерфбенд эпистемологический анархизм

Заключение

В целом Фейерабенд, ярко представил ряд проблем, хотя и в гипертрофированном виде, и способствовал активизации работы постпозитивистской мысли в различных направлениях. Это видный представитель постпозитивизма. Критика Фейерабенда расшатывает привычные представления во многом в том же направлении, что и критика Куна. Но если Кун затем строит позитивную модель развития науки то Фейерабенд не ставил себе целью создание новой концепции. Позиция Фейерабенда напоминает позицию древнегреческих софистов. Последние указали на проблемы, которые затем решались Сократом, Платоном и Аристотелем. Мне представляется, что проблемы, высвеченные Фейерабендом, во многом были решены концепцией Куна, суть которой составляет система названных четырех взаимосвязанных понятий. В этом смысле куновскую концепцию (критическая часть которой, во многом совпадающая с критикой Фейерабенда, легла в основание постмодернизма) можно отнести к «постпостмодернизму», т.е. к позитивным концепциям, учитывающим проблемы, поставленные постмодернистами.

Список источников и использованной литературы

1. Георгий Литичевский. Любовь и метод.

2. История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

3. Карпенко Ю. Ассимиляция наукой древних знаний: личное бессмертие.

. Словарь философских терминов. Под ред. Кузнецова В.Г., - М., 2004.

5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М., 1978.

7. Фейерабенд П. Проблемы эмпиризма. Философские заметки. М., 1981.

. Философский энциклопедический словарь. М., 2001.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!