Виды производственных норм в строительстве

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    93,97 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды производственных норм в строительстве

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Сибстрин)

Кафедра технологии и организации строительства








Реферат

Виды производственных норм в строительстве

Проверил: Козлинская Л.А.










Новосибирск 2015

Введение

Важным инструментом поддержания необходимого экономического равновесия в условиях рыночных отношений - являются нормативы, выполняющие роль обоснованного измерителя предстоящих затрат и результатов производственно-хозяйственной деятельности субъектов. Под сметными нормативами в строительстве понимается обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат для определения сметной стоимости строительства и реконструкции зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий всех отраслей хозяйства и промышленности.

В строительной отрасли, рост производства, повышение качества труда, рост его производительности зависят от соблюдения количественных и качественных пропорций между важнейшими элементами производительных сил: предметами труда, средствами труда и непосредственно трудом. В нормативах отражены наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и методы производства работ.

строительный норматив сметный

Виды производственных норм

Размеры затрат труда, необходимых для выработки доброкачественной продукции, и суммы заработной платы, причитающейся за выполнение этой работы, определяются производственными нормами и расценками. В настоящее время в строительстве действуют три разновидности производственных норм: "Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонто-строительные работы (ЕНиР)", " Ведомственные нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ВНиР)", " Местные нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (МНиР)". Существуют также "Типовые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ТНиР)".

ЕНиР утверждены Государственным строительным комитетом (Госстроем) СССР, Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам (Госкомтрудом) и ВЦСПС после выхода постановления от 17.09.86 № 1115. ЕНиР состоят из ряда сборников, причем некоторые сборники делятся на выпуски. Перечень сборников ЕНиР приведен в "Общей части" единых норм и расценок.

На строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы не охваченные ЕНиР, министерства и ведомства могут разрабатывать ведомственные нормы и расценки - ВниР.

ВНиР обязательны для применения на стройках только тех ведомств и министерств, которые их разработали и утвердили. ВНиР утверждаются руководством министерства или ведомства по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза, регистрируются в Госстрое с присвоением установленных индексов и порядковых номеров. ВниР могут применяться и на стройках других ведомств после согласования с соответствующей профсоюзной организацией и распространения их действия приказом руководства соответствующего ведомства. ВНиР также состоят из ряда сборников.

ТНиР разрабатываются центральными научно-исследовательскими институтами на новые виды работ, выполняемые по типовой технологии в различных организациях.

На строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы не охваченные ЕНиР, ВНиР и ТНиР разрабатываются методами технического нормирования местные нормы и расценки - МниР.

МНиР утверждаются и вводятся в действие руководителем строительной организации по согласованию с профсоюзным или другим представительным органом, отражающим интересы рабочих.

Тарификация работ в сборниках произведена в соответствии с ЕКТС работ и профессий рабочих: вып. 3, разд. «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы».

Структура ЕНиР

Сборники ЕНиР обычно состоят из вводной и технологической частей и ряда параграфов. В технических и вводных частях, а также в параграфах норм помещены различные пояснения, поправки и коэффициенты к нормам времени и расценкам, входящим в состав сборника.

Каждый параграф сборников ЕНиР имеет шифр.

В сборниках, которые не разделяются на выпуски, шифр состоит из двух чисел: первое указывает номер сборника, а второе - параграф внутри сборника.

Каждый сборник ЕНиР разбит на отдельные выпуски,шифр параграфа обозначается тремя числами, первое указывает номер сборника, второе - номер выпуска и третье - параграф внутри выпуска.

Шифры сборников норм и расценок применяются во всех случаях, когда нужно сослаться на соответствующий параграф ЕНиР.

Кроме шифров м наименований в параграфах ЕНиР,как правило, приводятся:

краткая характеристика машин (для механизированных процессов)

краткие указания по производству работ (для отдельных сложных строительных процессов или новых видов работ)

состав работ, в котором перечисляются основные операции, предусмотренные нормами

расчетные составы звеньев (численность рабочих и их разряды)

таблица норм времени и расценок и, если необходимо, примечания к таблицам.

Нормами и расценками ЕНиР учтено и отдельно не оплачивается время, затрачиваемое рабочими на подготовку рабочего места и приведение его в порядок после окончания смены, получение материалов из приобъектных складов и подноску их к месту работ на расстояния, указанные в технических частях к нормам, получение и подноску инструментов и мелких приспособлений со сдачей их после окончания работ на склад и пр.

К нормам и расценкам применяются повышающие коэффициентыы при производстве работ в зимнее время, выполнении работ в эксплуатируемых цехах без их остановок и в др. случаях, оговоренных в "Общей части" к "Единым нормам и расценкам".

Система сметных нормативов

Сметные нормативы обязательны для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, и носят рекомендательный характер для всех юридических и физических лиц, финансирующих строительство за счет собственных средств.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

ГСН (государственные сметные нормативы);

ОСН (отраслевые сметные нормативы);

ТСН (территориальные сметные нормативы);

ФСН (фрменные сметные нормативы);

ИСН (индивидуальные сметные нормативы).

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

К ГСН относятся сметные нормативы, входящие в состав гр. 8 подгр. 81, 82 и 83 "Документы по экономике".

К ОСН относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

К ТСН относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта РФ. ТСН предназначены для организаций, производящих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта РФ, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

К ФСН, или собственной нормативной базе пользователя, относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровней с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и ЕР, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.

К элементным сметным нормативам относятся ГЭСН (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

К укрупненным сметным нормативам относятся:

) сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:

нормативы накладных расходов,

нормативы сметной прибыли,

сметные нормы дополнительных затрат при производстве СМР в зимнее время,

сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений,

индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен,

нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора);

) УСН и показатели, в том числе:

укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС),

укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР),

сборники показателей стоимости на виды работ (ПВР),

укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства,

укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);

прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);

прейскуранты на строительство зданий и сооружений;

сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ),

сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);

показатели по объектам-аналогам;

Для повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе УСН применяются поправки, учитывающие:

изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;

нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий, сооружений;

региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;

различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях; иные факторы.

Такое иерархическое построение системы нормативов создает все предпосылки для их своевременного обновления в рамках субъектов РФ, что обеспечивает правильное и точное определение цены строительной продукции.

Вместе с тем на сегодняшний день отсутствует единая, обязательная нормативная база для предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств, а основные положения по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве, действующие в Российской Федерации, носят для них рекомендательный характер.

Единственная существовавшая в эпоху плановой экономики ЭСН-84 не отвечает сложившимся условиям и требованиям. Связано это с тем, что в условиях перехода России к рыночной экономике потребовалась более точная и достоверная оценка стоимости строительства объектов на всех стадиях инвестиционного процесса.

Кроме того, применение индексов, учитывающих инфляционный рост, при пересчете расценок 1984 г. к текущим ценам, как показывает отечественный и зарубежный опыт, приводит к большим погрешностям в расчетах стоимости строительства и, как следствие, к возникновению противоречий между заказчиками и подрядчиками при формировании договорных цен и взаиморасчетах за выполненные работы.

СНиР-91, которая разрабатывалась с учетом устранения недостатков базы 1984 г., не была полностью завершена, а главное - в ней не удалось реализовать принцип калькулирования элементных сметных норм, НР и прочих затрат под технологию выполнения СМР, соответствующую календарным графикам их выполнения исполнителями. В базе не были учтены нормы и расценки на зарубежные материалы и технологии, которые с середины 1990-х гг. заполнили российский строительный рынок. Приходилось искать нестандартные приемы учета новых технологических и проектных решений.

Несмотря на то что ГЭСН-2001 разрабатывались в новых экономических условиях деятельности инвестиционно-строительного комплекса, в них также не удалось избежать многих недостатков. Они не отражают всего многообразия современных отечественных и зарубежных технологий строительства, новых средств механизации и транспорта, материалов и оборудования, объективно необходимых производственных затрат. Кроме того, среди разработанных на основе ГЭСН-2001 ФЕР и ценников отсутствуют ФЕР для Москвы (базовый вариант расценок разработан для Московской области)[1].

Сметно-нормативная база 2001 г.

Разработка Сметно-нормативной базы 2001 г. осуществлялась в несколько этапов. Работа над базой началась в 1998 г. с осуществления постановления Госстроя России от 11 февраля 1998 г. № 18-15 "О переходе на новую Сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" и выполнения первого этапа "Разработка ГЭСН, уточнение лимитированных и прочих затрат, применяемых при составлении сметной документации".

На основании постановления Госстроя России от 27 января 2003 г. № 14 с 1 сентября 2003 г. необходимо "считать утратившими силу нормативные документы Госстроя СССР (приложение № 1), составленные в уровне цен, предусмотренном Сметно-нормативными базами 1991 и 1984 годов".

Общие положения о порядке перехода на новую Сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве изложены в постановлении Госстроя России от 8 апреля 2002 г. № 16 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве 2001 года" и в письме от 11 сентября 2003 г. № НК-5636/10.

МДС 81-35.2004 приняты и введены в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. №15/1.

В соответствии с поручением Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. № ВЯ-ПЮ-14161 положения, приведенные в МДС 81-35.2004, распространяются на все предприятия строительного комплекса РФ при определении сметной стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы. В методических документах по сметному ценообразованию в строительстве (МДС 81-33.2004, МДС 81-25.2001, ГСН 81-05-01-2001, ГСН 81-05-02-2001) предусмотрена многовариантная система нормативов, в том числе и индивидуальные нормы.

Окончательное решение о выборе варианта принимается заказчиком и подрядчиком при заключении договора подряда. Порядок определения затрат по приобретению и доставке материалов, погрузочно-разгрузочным работам, заготовительно-складским и снабженческо-сбытовым расходам приведен в МДС 81-2.99. Что касается порядка исчисления средств на возмещение затрат, связанных с отчислениями на пользователей автомобильных дорог, то указанный налог утратил свое значение с 1 января 2003 г.

Государственные элементные сметные нормы предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки ЕР различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, применяются при разработке ПОС и ППР, для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей. Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, могут служить основой для определения производственных норм расхода материалов и их списания.

Сборники ГЭСН-2001 отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и не подлежат корректировке в случаях, когда применяются иные типы и виды машин по сравнению с машинами, использование которых предусмотрено сборниками ГЭСН, или в тех случаях, когда в ГЭСН предусматривается использование машин, а фактически строительные работы осуществляются либо вручную, либо с применением средств малой механизации.

В состав ГЭСН входят:

сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН);

сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно- строительные работы (ГЭСНр);

сборники Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм);

сборники Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп).

Для специального технологического оборудования министерствами, ведомствами и другими отраслевыми структурами разрабатываются ВЭСНп.

Сборники ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями - заказчиками и подрядчиками - независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ, к капитальности, классу точности и качеству которых предъявляются повышенные требования, а также на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря. Для таких видов работ разрабатываются индивидуальные ЭСН, или поправочные коэффициенты, учитывающие соответствующие особенности производства работ.

Таблицы ГЭСН содержат следующие нормативные показатели:

затраты труда рабочих - строителей, монтажников (человеко-час);

средний разряд работы (звена рабочих);

затраты труда машинистов (человеко-час);

состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента (машино-час);

перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

В сборниках ГЭСН состав применяемых машин и механизмов, как правило, приводится без указания конкретных марок (указываются только тип и основная характеристика машины). При составлении смет основанием для установления марок строительных машин является проектная документация: ППР или ПОС. При этом корректировка норм машинного времени (машино-час), приведенных в ГЭСН, не допускается.

Наименования материальных ресурсов (материалы, изделия и конструкции) представлены в ГЭСН в сокращенных вариантах по обобщенной номенклатуре, без указания дополнительных технических характеристик и марок (не влияющих на числовые значения норм) с приведением нормируемого расхода ресурсов, а в отдельных случаях и без него. По некоторым материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений, в таблицах сметных норм, как уже отмечалось выше, указываются только наименования материалов, а в графах расхода приводится литера "П". При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным (рабочим чертежам) с учетом минимальных, трудноустранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов и изделий от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при употреблении в дело.

Нормы расхода неоднократно используемых (оборачиваемых) материалов и деталей (опалубка, крепления и др.) определены с учетом нормального числа их оборотов и норм допустимых потерь после каждого оборота.

В ГЭСН учтены работы по выгрузке строительных материалов, изделий и конструкций на приобъектном складе, горизонтальное и вертикальное перемещение материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до места их установки, монтажа или укладки в дело. Нормы на демонтаж учитывают вертикальное и горизонтальное перемещение материалов, изделий, конструкций и мусора, получаемого при демонтаже (разборке) оборудования до места его складирования на строительной площадке.

ГЭСН предусматривают выполнение строительных работ в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами.

При производстве работ в условиях, осложненных внешними факторами, а также в производственных условиях, более сложных, чем это предусмотрено сборниками ГЭСН (в том числе при реконструкции, расширении и техническом перевооружении предприятий, зданий и сооружений), к нормам затрат труда рабочих-строителей, машинистов и нормам времени эксплуатации строительных машин и механизмов применяются коэффициенты.

В сборниках ГЭСНп, учитывая специфические особенности ПНР, приводятся:

сведения о составе звена (бригады) исполнителей ПНР (количество, специальности ИТР и рабочих);

затраты труда в целом на звено (человеко-час).

В таблицах сметных норм ГЭСНп не указываются следующие ресурсные показатели:

расход материальных (в том числе энергетических) ресурсов, сырья и полуфабрикатов, используемых при проведении ПНР;

затраты труда эксплуатационного персонала, привлекаемого для участия в пуске и комплексном опробовании оборудования;

применение механизмов, в том числе контрольно-измерительных приборов.

Указанные затраты определяются на основании проектных данных.

При использовании ГСН (ФЕР) для определения сметной стоимости строительства (ремонта, реконструкции и т.п.) объекта (стройки) из норм нельзя убирать якобы неиспользуемые машины и механизмы. Нормы составлены с учетом среднеотраслевых оптимальных и организационных уровней строительного производства, с использованием строительных материалов, изделий и конструкций, а также учитывают выполнение работ отечественными строительными машинами и автотранспортными средствами.

Сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов и в сторону уменьшения не корректируются (абз. 3 п. 2.2 разд. II "Общие сведения..." МДС 81-35.2004). В случаях, когда технология работ и потребность в ресурсах отличаются от предусмотренных в сборниках действующих ЭСН, для выполнения необходимого вида работы нужно составлять индивидуальную норму на основе ЕНиР, ВНиР, ТниР и т.п., используется действующая нормативная база по труду. На основании актов, составленных совместно подрядчиком, заказчиком и проектной организацией, подтверждающих необходимость разработки новых норм, разрабатываются ИСН. Новые нормы составляются на основе данных хронометражных наблюдений методом технического нормирования или рассчитываются на основе технологических карт трудовых процессов.

При отсутствии в сборниках ГЭСН норм на отдельные виды конструкций и работ, а также в тех случаях, когда технология и расход ресурсов в конкретных условиях выполнения строительных работ отличаются от технологии и расхода ресурсов, принятых в сборниках ГЭСН, следует разрабатывать индивидуальные (фирменные) сметные нормы.

Для разработки индивидуальных норм рекомендуется использовать один из трех методов.

Первый метод заключается в подборе аналогов по отдельным элементам затрат из имеющихся в ГЭСН, которые максимально соответствуют конкретным индивидуальным условиям устройства таких конструктивных элементов или выполнению видов работ, и в формировании на этой основе нормы.

Второй метод предусматривает хронометраж работ по устройству индивидуальных конструктивных элементов. Хронометраж имеет целью определить величину затрат труда с учетом разряда выполняемых работ, затрат по эксплуатации строительных машин в машино-часах, расход строительных материалов, конструкций, узлов, деталей, а также других затрат. На основе этих данных составляется индивидуальная ЭСН.

Третий метод предусматривает сочетание элементов первого и второго методов, т.е. применение аналогов по одним видам затрат и хронометраж по другим.

При отсутствии в сборниках ГЭСН необходимых сметных норм на демонтаж (разборку) конструкций зданий и сооружений, внутренних санитарно-технических устройств и наружных сетей затраты на демонтаж должны определяться по соответствующим нормам сборников ГЭСН с применением к нормам затрат труда рабочих-строителей, машинистов и нормам времени эксплуатации машин и механизмов понижающих коэффициентов.

На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, т.е. работы, которые объединяют в сборники ЕР. Сборники ЕР разработаны в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 г.). Сборники ЕР на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и ПНР по уровню применения подразделяются на ФЕР, ТЕР и ОЕР.

Сборники ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории РФ, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).

ФЕР в комплексе с другими нормативно-методическими документами Росстроя предназначены:

для расчетов стоимости строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовке тендерной документации, а также пересчета объектных и локальных смет из федерального в региональный уровень цен;

сметных расчетов и расчетов за выполненные работы (при отсутствии в субъекте РФ территориальной сметно-нормативной базы ценообразования ТЕР-2001);

контроля показателей стоимости по элементам ПЗ при разработке сборников ТЕР;

формирования сметной документации и расчетов за выполненные работы по решению государственного заказчика (главного распорядителя средств федерального бюджета) при определении стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета.

В территориальные сборники ЕР включаются ЕР, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования РФ (региона).

Отраслевые сборники ЕР разрабатываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.п.).

Основой для разработки ЕР в базисном уровне цен служат:

сметная стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, установленная на измеритель вида работ, исходя из норм их расхода по ГЭСН-2001 и каталога СЦ на материалы, изделия и конструкции по базисному району;

СЦ на материалы, изделия и конструкции, которые в среднем включают сложившиеся на 1 января 2000 г. отпускные (оптовые) цены и транспортные затраты в размере до 13% отпускных цен, учитывающие доставку от франко - склада изготовителя до франко - приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения;

затраты по доставке материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до рабочей зоны (место укладки в дело), учтенные нормами ГЭСН-2001;

затраты на оплату труда строительных рабочих, установленные в соответствии с нормативной трудоемкостью, на измеритель вида работ по ГЭСН-2001 с учетом разрядности работ и среднестатистической ставки рабочего четвертого разряда в размере 9,62 руб. на человеко-час, исчисленную исходя из среднемесячной оплаты труда рабочих-строителей в IV квартале 1999 г. при нормативной продолжительности работы 166,25 ч в месяц согласно постановлению Минтруда России от 7 февраля 2000 г. № 2092;

стоимость эксплуатации строительных машин, установленная исходя из нормативного количества машино-часов по нормам ГЭСН-2001 и сметных расценок ФССЦ с учетом внесенных дополнений и изменений.

затраты на оплату труда рабочих (кроме затрат труда, учитываемых в стоимости эксплуатации строительных машин) по состоянию на 1 января 2000 г.;

стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины, по состоянию на 1 января 2000 г.;

стоимость материалов, изделий и конструкций (кроме материалов, конструкций и изделий, стоимость которых не учитывается в ЕР) по состоянию на 1 января 2000 г.;

нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в ЕР;

наименования и нормы расхода материалов, изделий и конструкций, характеристика которых принимается при составлении смет по проектным данным.

По структуре Сметно-нормативная база 2001 г. схожа со Сметно-нормативной базой 1984 г. Подробнее оценить преимущества и недостатки обеих баз можно при помощи сведений, приведенных в табл.1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика сметно-нормативных баз 1984 и 2001 гг.

Сметно-нормативная база 1984 г.

Сметно-нормативная база 2001 г.

В ЭСН имеется статья затрат "Прочие машины и механизмы"

В ГЭСН статья затрат "Прочие машины и механизмы" отсутствует, указаны конкретные машины и механизмы

В ЭСН имеется статья затрат "Прочие материалы"

В ГЭСН статья затрат "Прочие материалы" отсутствует, указаны конкретные материалы

Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты, приспособления, устройства в составе машин и механизмов норм ГЭСН не содержатся

В состав машин и механизмов норм ГЭСН входят малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты, приспособления, устройства

Все затраты стоимости машино-часа малоценных инструментов учитываются в нормах НР

Затраты стоимости машино-часа малоценных инструментов частично учтены в ГЭСН, а частично в нормах НР

ЭСН разработаны по многим видам материалов

ГЭСН разработаны по одному материалу-представителю

Вспомогательные ненормируемые материалы учтены в размере 5% основной заработной платы

Вспомогательные ненормируемые материалы составляют 2% стоимости основных материалов

Отсутствуют шифры и коды на материальные ресурсы

Материальным ресурсам присвоены шифры и коды, что значительно облегчает определение сметной стоимости строительства ресурсным методом

Имеется деление на местные и привозные материалы

Отсутствует деление на местные и привозные материалы

База для начисления HP - ПЗ и основная заработная плата, база для начисления СП - сумма ПЗ и HP

База для начисления и НР, и СП - фонд оплаты труда (отход от затратного метода определения стоимости)

Узкая номенклатура нормативов HP и СП по видам CMP

Широкая номенклатура нормативов IIР и СП по видам СМР

Отсутствуют укрупненные нормативы НР и СП

Имеются укрупненные нормативы НР и СП

Норма СП составляет 8% суммы ПЗ и НР

Норма прибыли составляет 5-6% суммы ПЗ и НР

Районный коэффициент начисляется дополнительно на средства на оплату труда

Районный коэффициент входит в статью ПЗ - средства на оплату труда

Доля средств на оплату труда в сметной стоимости составляет 25-28%

Доля средств на оплату труда в сметной стоимости составляет 8-10%

Отсутствует показатель - средний разряд работ

Имеется показатель - средний разряд работ

Не разработаны дифференцированные поправочные коэффициенты к нормам затрат времени эксплуатации строительных машин и механизмов и к нормам затрат труда рабочих-строителей

Применяются дифференцированные поправочные коэффициенты к нормам затрат времени эксплуатации строительных машин и механизмов и к нормам затрат труда рабочих-строителей

Прочие расходы (доплаты за выслугу лет, аккордная оплата труда, расходы на дополнительные отпуска) начисляются дополнительно к стоимости CMP

Прочие расходы (доплаты за выслугу лет, аккордная оплата труда, расходы на дополнительные отпуска) входят в статью ПЗ - средства на оплату труда

Разработка сборников EPEP на федеральном уровне

Разработка сборников ТЕР непосредственно в регионах

Применимы только усредненные нормативы

Предоставляется возможность разработки и применения ИСН

Широкая номенклатура расценок по видам CMP

Сокращенная номенклатура расценок по видам СМР


На основании анализа сведений, приведенных в таблице, оценим основные достоинства Сметно-нормативной базы 2001 г. по сравнению со Сметно-нормативной базой 1984 г.

К преимуществам Сметно-нормативной базы 2001 г. можно отнести:

сокращение номенклатуры сметных норм, введение универсальных единиц измерения в расценках, в результате чего однородные расценки объединены в одну;

пересмотр номенклатуры машин и механизмов, материалов, технологий, в основе которого заложено состояние современного уровня техники и технологии;

расширение номенклатуры сборников на монтажные работы с 36 до 40, что позволяет учитывать в сметной документации дополнительные виды работ;

введение более гибкой дифференциации коэффициентов, применяемых для определения стоимости демонтажа оборудования, а также разработка различных схем учета стоимости демонтажа в зависимости от параметров оборудования;

расшифровка статьи затрат "Прочие машины и механизмы" по конкретным видам машин и механизмов;

расшифровка 5% размера средств на статью затрат "Прочие материалы" по конкретным видам;

максимальный учет в расценках местных условий производства СМР и других территориальных особенностей, влияющих на стоимость строительства, поскольку сборники ТЕР разработаны в региональных центрах по ценообразованию в строительстве (а не на федеральном уровне);

предоставление возможности конкретным предприятиям разрабатывать индивидуальные сметные нормы в случаях, когда нормы, необходимые для определения сметной стоимости производимых ими работ, отсутствуют в сборниках ГЭСН. Ряд индивидуальных сметных норм утверждается на федеральном уровне, утвержденные индивидуальные сметные нормы будут выпускаться как дополнения к существующим сборникам, что позволит предприятиям при необходимости использовать их при разработке сметной документации. Это обеспечит постоянное пополнение Сметно-нормативной базы 2001 г. и будет способствовать появлению возможности учета индивидуальных условий строительства;

отход от затратного метода определения стоимости СМР, так как базой начисления НР и СП является фонд оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов[2].

Новая сметно-нормативная база 2014 г. (ГЭСН, ФЕР, ФССЦ, ФСНБ)

Приказом Минстроя России от 07 февраля 2014 г. № 39/пр определена дата введения в действие новой редакции государственных сметных нормативов - 1 апреля 2014 года.

Приказом от 30 января 2014 года № 31/пр «О введении в действие новых государственных сметных нормативов» введена в действие и внесена в федеральный реестр сметных нормативов новая редакция государственных сметных нормативов, включающая: государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001), федеральные единичные расценки (ФЕР-2001), сборники сметных цен на материалы (ФССЦ-2001), сборники цен на эксплуатацию строительных машин, сборник тарифов на перевозку грузов. Одновременно с вводом новой редакции базы в действие (внесение ее в федеральный реестр сметных нормативов) исключены из реестра ранее утвержденные Минрегионом России и Госстроем сметно-нормативная база и дополнения к ней, выпущенные в период с 2008 по 2012 годы.

Отличием новой редакции государственных сметных нормативов от ранее действовавшей ФСНБ-2001 (редакции 2009) года является включение в нее большого количества изменений и дополнений к нормам и расценкам практически во всех сборниках. В соответствии новым приказом наибольшие изменения затронули сборники на строительные работы и работы по монтажу оборудования.

Добавлено около 6500 новых видов строительных материалов, изделий и конструкций, а также новых типов машин и механизмов. Уточнены цены почти для 300 машин и для 100 материальных ресурсов. Из базы исключены около 250 материалов и механизмов, являющихся устаревшими и крайне редко применяемыми в современном строительстве. Наибольшие изменения коснулись части 5 «Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ».

Новая редакция ФСНБ содержит около 1000 новых норм и расценок. Из нее исключены почти 2500 норм и расценок по работам, описывающим устаревшие технологии производства работ, откорректировано более 10000 норм и расценок.

Перечень частей сборников, которые затронули наибольшие изменения и дополнения:

Государственные сметные нормативы Государственные элементные сметные нормы и Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы:

Часть 1 «Земляные работы»;

Часть 4 «Скважины»;

Часть 9 «Строительные металлические конструкции»;

Часть 13 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии»;

Часть 15 «Отделочные работы»;

Часть 16 «Трубопроводы внутренние»;

Часть 20 «Вентиляция и кондиционирование воздуха»;

Часть 26 «Теплоизоляционные работы»;

Часть 27 «Автомобильные дороги»;

Часть 28 «Железные дороги»;

Часть 33 «Линии электропередач»;

Часть 37 «Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений»;

Часть 44 «Подводно-строительные (водолазные) работы»;

Часть 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений»;

Государственные сметные нормативы Государственные элементные сметные нормы и Федеральные единичные расценки на монтаж оборудования:

Часть 8 «Электротехнические установки»;

Часть 10 «Оборудование связи»;

Часть 13 «Оборудование атомных электрических станций»;

Часть 14 «Оборудование прокатных производств»;

Часть 16 «Оборудование предприятий черной металлургии»;

Часть 22 «Оборудование гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений»;

Государственные сметные нормативы Государственные элементные сметные нормы и Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы:

Часть 1 «Электротехнические устройства»;

Часть 2 «Автоматизированные системы управления»;

Часть 3 «Системы вентиляции и кондиционирования воздуха»;

Часть 6 «Холодильные и компрессорные установки»;

Часть 7 «Теплоэнергетическое оборудование»;

Государственные сметные нормативы Государственные элементные сметные нормы и Федеральные единичные расценки на ремонтно-строительные работы [3]:

Часть 58 «Крыши, кровли»;

Часть 61 «Штукатурные работы»;

Часть 64 «Лепные работы»;

Часть 66 «Наружные инженерные сети»;

Часть 69 «Прочие ремонтно-строительные работы»

Сметные нормы затрат труда и заработной платы

В составе затрат на оплату труда рабочих отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих, включая рабочих, не состоящих в штате, и линейного персонала при включении его в состав работников бригад (участков), занятых непосредственно на строительных работах, а также рабочих, осуществляющих перемещение материалов и оборудования в пределах рабочей зоны и от приобъектного склада до места укладки или монтажа.

Затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин и механизмов, включаются в состав затрат на эксплуатацию строительных машин.

В указанных статьях не отражается оплата труда рабочих вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации; рабочих, занятых на некапитальных работах (включая работы по возведению временных зданий и сооружений) и других работах, осуществляемых за счет накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объектов к сдаче в эксплуатацию и т.п.), а также оплата труда рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе.

Расчет средств на оплату труда зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и наличия исходной информации по конкретной строительно-монтажной организации.

Размеры средств на оплату труда могут индексироваться в соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами и производиться независимо от источника финансирования строительства.

Основой всех форм и систем оплаты труда, применяемых в строительных организациях, является тарифная система, обеспечивающая 68 соответствие квалификации и оплаты труда работников сложности выполняемых ими работ.

Тарификация работ и присвоение квалификации разрядов рабочим производятся по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно- строительные работы"), утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.07.85 №226/125/15-88, с последующими изменениями и дополнениями к нему.

При выполнении более сложных специальных работ в особых условиях используются повышенные тарифные ставки.

При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) размер средств на оплату труда в текущем (прогнозном) уровне цен требуется определить на основе показателей трудоемкости работ, рекомендуется использовать следующую формулу:


где З - расчетная величина средств на оплату труда в текущем (прогнозном) уровне цен по объекту (его части), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;

трудоемкость работ (затраты труда рабочих, строителей и монтажников), которая определяется по нормам, применяемым в подрядной организации, по объекту (его части), чел.-ч или тыс. чел.-ч;

Зфактмес - фактическая (на момент расчета) или прогнозируемая (договорная) на будущий период среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации, руб.;- среднемесячное количество часов, фактически отработанных одним рабочим в конкретной организации в предшествующий период (как правило, год), не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтрудом России.

Указанную формулу можно использовать также при определении стоимости строительства базисно-индексным и другими методами.

При применении индексного метода составления сметной документации, когда расчеты строятся на основе сметной величины заработной платы, учтенной в действовавшей нормативной базе, для определения размера средств на оплату труда в составе прямых затрат может быть применена следующая формула:


где Зс и Зм - суммарная по объекту (его части) величина основной заработной платы соответственно рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 01.01.91 (или с 01.01.84 с коэффициентом 1,25);

Иот - индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда в строительстве, который определяется как отношение среднемесячной фактической оплаты труда одного рабочего (Зфактмес) к месячной тарифной ставке рабочего среднего разряда, учтенной в сметно-нормативной базе, действовавшей на 01.01.91.

При определении в составе прямых затрат размера средств на оплату труда по видам и комплексам работ, конструктивным элементам и объектам в целом на основе тарифных ставок, устанавливаемых Отраслевыми тарифными соглашениями, может применяться следующая формула:


где Т - нормативные затраты труда рабочих на выполнение конкретного объема работ по их видам, комплексам, конструктивным элементам или объекту в целом, чел.-ч; р - расчетное число часов работы одного рабочего в месяц, не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтрудом России;

С1 - месячная тарифная ставка рабочего первого разряда при работе в нормальных условиях труда, устанавливаемая Отраслевыми тарифными соглашениями и индексируемая ежеквартально в установленном порядке (п. 4.4 Рекомендаций), руб.;

Кт - тарифный коэффициент среднего разряда выполняемых работ или соответствующего ему среднего разряда рабочих, принимаемый по действующей в организации тарифной сетке;

Кр - районный коэффициент к заработной плате;

Кп - коэффициент премиальных выплат, производимых из фонда оплаты труда и носящих систематический, регулярный характер (Кп >= 1);

ПВ - прочие выплаты, производимые за счет средств на оплату труда, включаемые в прямые затраты;

Кi - коэффициенты (в долях единицы), учитывающие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам работников за особые условия труда, режим работы и др.

Тарифный коэффициент Кт определяется по среднему разряду работ, указанному в укрупненных нормах, или на основе квалификационного состава звена (бригады) рабочих, выполняющих этот вид работ, путем межразрядной интерполяции по формуле:


Км и Кб - меньший (предшествующий) и больший (последующий) тарифные коэффициенты тарифной сетки;

Рс и Рм - средний и меньший (предшествующий) разряды.

Коэффициент премиальных выплат Кп определяется на основе данных органов Росстатагентства России или самих организаций о сложившемся в предыдущий год удельном весе премий, носящих регулярный, систематический характер и выплачиваемых из средств на оплату труда, в общем заработке рабочих-строителей и механизаторов с исключением из него указанных выше прочих выплат (ПВ). К таким премиям относятся премии по сдельно-премиальной, аккордно-премиальной, повременно- премиальной и подобным им системам оплаты труда.

Если, например, в строительной организации удельный вес указанных премий в среднемесячном заработке рабочих составляет 10%, то коэффициент премиальных выплат будет равен:


При начислении премий на сдельный заработок или тарифные ставки и оклады их размер может быть учтен в составе коэффициентов Кi вместо коэффициента премиальных выплат к общему заработку Кп.

Коэффициенты, учитывающие надбавки и доплаты за условия труда, режим работы и т.п. (Кi) могут применяться в своей совокупности только в случаях, когда имеет место объективное сочетание этих условий.

Структура сметных цен на материалы, изделия и конструкции

В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м3, м2, т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса. Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации независимо от того, кто их приобретал - заказчик или подрядчик.

на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных- ведомостях или в локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнении работ), с сопоставлением полученных результатов с данными из проектных материалов (ведомости потребности материалов - ВМ, сводные ведомости материалов - СВМ) и выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта;

по проектным материалам (проекту или РД): ВМ и СВМ, а также- спецификации в составе РД.

Стоимость материальных ресурсов определяется:

в базисном уровне цен - по Сборнику сметных цен на материалы,- изделия и конструкции (СНиП 4.04-91) и действующим региональным сборникам (каталогам) сметных цен;

в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий- и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, оплаты процентов за кредит, предоставляемый поставщиком в соответствии с договором поставки, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.

Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, с учетом правил, предусмотренных СП 81-01-94.

Сметные цены на материалы предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ и применяются при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, а также при разработке расценок на конструкции и виды работ.

При составлении смет в зависимости от согласованных с заказчиком условий стоимость материалов, изделий и конструкций для строительных работ может приниматься в базисном (на 01.01.2000г.) или текущем уровнях цен на основании:

сборников (каталогов) средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений федерального, территориального или отраслевого уровней;

фактических текущих сметных цен, которые формируются по условиям поставки (комплектации) конкретных объектов строительства на основании данных бухгалтерского, складского и производственного учета, а по материалам поставки заказчика - по данным заказчика;

различных справочно-информационных материалов, «банков цен» на материалы, прайс-листов.

Сборники (каталоги) сметных цен на материалы по своему назначению подразделяются на:

федеральные,

территориальные,

отраслевые.

Федеральный сборник сметных цен на материалы разработан в уровне цен для базового района страны (Московская область). Территориальные сборники на материалы включают в свой состав набор материалов, применяемых в соответствующем регионе, и разрабатываются для административно-территориальных единиц Российской Федерации (регионов). Отраслевые сборники на материалы включают в свой состав набор материалов, используемых для производственных объектов, и разраба- тываются для специализированных видов строительства (энергетическое, транспортное, водохозяйственное, горнокапитальное, газопроводы, связь, отдельные виды промышленных объектов и т.д.). Отраслевые сборники на материалы, привязанные к местным условиям строительства, предназначены для составления сметной документации по специализированным стройкам, в том числе линейным.

Как правило, сборники (каталоги) сметных цен на материалы состоят из следующих частей:

Часть I «Материалы для общестроительных работ».

Часть II «Строительные конструкции и изделия».

Часть III «Материалы и изделия для санитарно-технических работ».

Часть IV «Бетонные, железобетонные и керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы».

Часть V «Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ».

Каждый сборник включает техническую часть, разделы по видам материалов, изделий и конструкций, содержание (оглавление) и алфавитный указатель.

Сметная цена на материалы сформирована на основе следующих ее составляющих элементов:

отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);

наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций (как правило,- учтены в отпускной цене);

таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы. Также,- как правило, учтены в отпускной цене);

стоимости транспортировки (автомобильные, железнодорожные,- тракторные, речные и морские перевозки) и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ - в составе единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно- строительные работы);

заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

Сметные цены материалов, изделий и конструкций определяются по следующей формуле:

Цсм = (Цпост + 3тр +3тар) х Кзс,

где Цсм - сметная цена материалов франко-приобъектный склад строительной площадки;

Цпост - отпускная цена (оптовая или розничная) поставщика (завода или снабженческо-сбытовой организации) на материалы, изделия и конструкции

- затраты на транспорт;

Зта - затраты на тару и реквизит;

Кзс - коэффициент, учитывающий заготовительно-складские расходы подрядных строительно-монтажных организаций, который, в соответствии с рекомендациями Госстроя России о размере заготовительно-складских расходов, определяется отдельным расчетом, но не должен превышать:

для строительных материалов и изделий - 1,02;

для оборудования - 1,012;

для металлоконструкций - 1,0075.

Определение текущей сметной стоимости материалов В практике сметного дела и расчетов за выполненные строительно- монтажные (ремонтно-строительные работы) можно выделить следующие основные варианты определения текущей сметной стоимости материалов, изделий и конструкций:

Вариант I. СРЕДНИЕ ТЕКУЩИЕ СМЕТНЫЕ ЦЕНЫ

Данный вариант предусматривает использование текущих средних сметных цен, рекомендуемых на уровне территории, где производятся работы. Уровень текущих средних сметных цен определяется на основе данных регистрации (мониторинга) цен, которую осуществляет специализированная организация - региональный центр по ценообразованию в строительстве, межведомственная комиссия и т. п. Указанные организации, как правило, выпускают на уровне территории специальные Сборники (каталоги) средних сметных цен (или на электронных носителях) ежемесячно или ежеквартально.

Данный вариант определения цен рекомендуется использовать на объектах бюджетного финансирования, при составлении смет на этапе проектирования и в других случаях, когда получение данных о фактической стоимости материалов затруднительно.

Вариант II. СРЕДНИЕ ТЕКУЩИЕ СМЕТНЫЕ ЦЕНЫ С КОРРЕКТИРОВКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ

Данный вариант предусматривает использование лишь отдельных составляющих текущих средних сметных цен - оптовой (отпускной) цены или затрат на транспорт. В одном случае оптовая (отпускная) цена принимается как средняя, а транспортная составляющая считается по фактическим данным, в другом - принимается фактическая оптовая (отпускная) цена, а затраты на транспорт - по среднему значению.

Для корректировки средних транспортных затрат могут быть приняты:

вместо средних расстояний перевозки, учтенных при разработке- средних сметных цен, - фактические по конкретной транспортной схеме доставки на конкретный объект;

вместо средних тарифов (цен) на перевозку грузов - фактические, или, как расстояние перевозки, так и тарифы на перевозку принимаются по факту.

Вариант III. ФАКТИЧЕСКИЕ ТЕКУЩИЕ ЦЕНЫ

Формируются по условиям поставки (комплектации) конкретных объектов строительства на основании данных бухгалтерского, складского и производственного учета. По материалам поставки заказчика сведения о ценах формируются по данным заказчика.

Данный вид цен рекомендуется использовать на этапе расчетов за выполненные строительно-монтажные работы или когда в распоряжении составителя сметы имеются данные о фактической стоимости материалов.

Вариант IV. ИНДЕКСИРОВАННЫЕ СМЕТНЫЕ ЦЕНЫ

Формируются путем индексации базисных цен на 01.01.2000 г. с применением текущих индексов по статье прямых затрат «Материалы». При составлении смет рекомендуется индексировать общую стоимость материалов по разделу или смете, а не базисную стоимость отдельных материалов, так как в последнем случае это может привести к значительной погрешности.

В практике сметного дела могут одновременно использоваться несколько вариантов определения текущей сметной стоимости материалов в зависимости от согласованных с заказчиком условий.

Сметные цены эксплуатации строительных машин

В составе локальных сметных расчетов (смет) затраты на эксплуатацию строительных машин определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин.

Нормативная потребность в строительных машинах может определяться:

на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной- ведомости или в локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на машины, применяемые на объекте (при выполнении работы), с сопоставлением полученных результатов с данными ПОС, согласованного с подрядчиком, или ППР с выбором наиболее приемлемого для пользователя варианта;

по данным ПОС, согласованного с подрядчиком;

по данным ППР.

Определение стоимости эксплуатации строительных машин осуществляется:

в базисном уровне - по Сборнику сметных норм и расценок на- эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91);

в текущем (прогнозном) уровне - на основе информации о текущих- (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин.

Информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена в РЦЦС, от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или других организаций, в распоряжении которых находится строительная техника.

Для определения стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин расчетным путем может быть использован порядок.

Текущий уровень сметных цен на эксплуатацию соответствующего вида строительных машин может быть определен на основе базисного уровня цен, приведенных в Сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91), и индексов изменения стоимости машин, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах на эксплуатацию машин. При этом может быть использован как прямой счет (путем калькулирования), так и метод унифицированных ресурсно- технологических моделей (РТМ) по соответствующим группам машин, в которых приводятся данные о потребности в материальных ресурсах, и базисная стоимостная оценка этих ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем цен.

Подрядным организациям, имеющим на своем балансе строительные машины, а также получающим их для работы из других организаций, рекомендуется вести на компьютерной основе и постоянно поддерживать в рабочем состоянии ведомости исходных данных о стоимости эксплуатации строительных машин. Ведомости следует заполнять по форме таблицы СНиП 4.03-91 с указанием по каждой машине стоимости по элементам затрат в базисном и в текущем уровне цен.

При использовании строительных машин на условиях лизинга (аренды) следует руководствоваться письмом Госстроя России от 18.03.98 № ВБ-21- 98/12 "Об учете лизинговых платежей в сметной документации". Размер лизинговых платежей по этим машинам определяется как разница между полной суммой лизинговых платежей и постоянными эксплуатационными затратами, учтенными в стоимости эксплуатации строительных машин. Постоянные эксплуатационные затраты определяются по расчету, исходя из балансовой стоимости отданных в лизинг машин. В сводный сметный расчет на строительство необходимые для указанных целей средства включаются отдельной строкой в гл. 9 "Прочие работы и затраты" (графы 7 и 8).

Порядок расчета сметных норм и расценок на эксплуатацию машин подробно изложен в МДС 81-3.99 «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (Госстрой России, 1999 г.).

Затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов определяются исходя из данных о времени использования (нормативной потребности) необходимых машин (в машино-часах) и соответствующей цены (сметной расценки) одного машино-часа (маш.-ч) эксплуатации машин и механизмов.

Как правило, при составлении смет стоимость машино-часа работы строительных машин и механизмов принимается по Сборникам сметных норм и расценок в ценах на 01.01.2000 г. или в текущем уровне цен на эксплуатации строительных машин и автотранспортных средств территориального уровня или федерального, с использованием поправочных коэффициентов для приведения в уровень цен региона.

Если в регионе существуют только сборники в базисном уровне цен, то используются индексы (коэффициенты) к статье прямых затрат «Эксплуатация строительных машин и механизмов» от базовых цен на 01.01.2000 г. к текущему уровню.

Сметные расценки в сборниках исчислены в расчете на 1 час календарного среднесменного времени эксплуатации машин, которое включает:

время выполнения технологических операций (для автотранспортных- средств, в т. ч. время их перемещения с базы механизации (строительной площадки) на строительную площадку (базу механизации);

время замены быстроизнашивающихся частей, режущего инструмента- и сменной (рабочей) оснастки;

время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной- площадки;

время технологических перерывов в работе машин при выполнении- строительно-монтажных работ;

время подготовки машин к работе и их сдачи в конце смены или по- окончании работ;

время на ежесменное техническое обслуживание машин;

время перерывов в работе машиниста (машинистов экипажа, отдых,- личные надобности), регламентированных законодательством о труде.

В Федеральном сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств показатели затрат на оплату труда рабочих, управляющих машинами, дифференцированы по тарифным разрядам и установлены исходя из суммы 1760 рублей в месяц для среднего тарифного разряда 4,3.

При получении электроэнергии от передвижных электрических станций затраты на электроэнергию, используемую строительными машинами, корректируются в сметах с учетом конкретно применяемых марок электрических станций. Расход энергоносителей учтен в сметных расценках для летних условий производства строительно-монтажных работ.

Затраты на повышенный расход энергоносителей при работе строительных машин и автотранспортных средств в зимнее время учитываются сметными нормами 86 дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время. Затраты на перебазировку строительных машин приводятся в графе 13 выходных таблиц сборника. Для строительных машин, по которым нормативные показатели затрат на перебазировку, охватывающие монтаж, демонтаж и транспортировку машин, в выходной таблице не приведены, эти затраты учитываются в локальных (объектных) сметах дополнительно отдельной строкой в соответствии с МДС 81-3.99 и конкретными условиями перебазировки машин. В тех случаях, когда фактические затраты на перебазировку строительных машин отличаются от нормативных показателей, приведенных в сборнике, более чем на 10 процентов, норма- тивные показатели корректируются в локальных (объектных) сметах отдельной строкой. В сметных расценках сборника учтены затраты на пусконаладочные работы, производимые при перебазировке строительных машин.

В разделе 40 «Сметные цены на эксплуатацию автотранспортных средств» учтены нормы накладных расходов в размере 120 процентов и прибыли в размере 65 процентов от фонда оплаты труда водителей.

Сметные расценки на плавучие земснаряды, станции перекачки, гидромониторно-насосно-землесосные установки и станции, на замораживающие станции являются комплексными и учитывают затраты по всему комплексу машин, входящих в состав соответствующего технологического комплекса.

Для машин, технические характеристики которых отличаются от учтенных в сборнике, допускается применять методы интерполяции и экстраполяции.

При использовании метода экстраполяции отклонение технической характеристики новой машины от крайнего значения параметрического ряда расценок сборника не должно превышать 10%. Расценки сборника разработаны для машин отечественного производства. Для импортных строительных машин, не имеющих машин- аналогов отечественного производства, или применение машин-аналогов отечественного производства невозможно, следует разрабатывать индивидуальные сметные расценки.

Сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин, дифференцированные по типоразмерным группам, объединены в следующие разделы, соответствующие видам строительных, монтажных, специальных строительных работ, работ по монтажу технологического оборудования, а также видам машин.

Разделы сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию машин дополняются и уточняются по мере внедрения в практику строительного производства новых средств механизации строительных, монтажных, 87 специальных строительных работ и работ по монтажу технологического оборудования.

При необходимости калькулирования, например, дополнительной единичной расценки текущий уровень сметных цен на соответствующий вид строительных машин и механизмов может быть определен по расчетам, выполненным в соответствии МДС 81-3.99 «Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств», или на основе базисного уровня цен, приведенных в Сборниках текущих единичных расценок по графе на эксплуатацию строительных машин (ФБР и ТЕР), с применением соответствующих текущих (прогнозных) индексов изменения стоимости машин и механизмов.

Основной расчетной формулой является:

Смаш =А+Р+Б+З+Э+С+Г+П,

где Смаш - сметная расценка на эксплуатацию машин;

А - амортизационные отчисления на полное восстановление, руб. В основу расчета принимается средневзвешенная восстановительная стоимость, определенная на основе рыночных цен на машины данной типоразмерной группы;

Р - затраты на выполнение всех видов ремонтов, диагностирование и техническое обслуживание;

Б - затраты на замену быстроизнашивающихся частей;

- оплата труда плата машинистов;

Э- затраты на энергоносители;

С - затраты на смазочные материалы;

Г- затраты на гидравлическую и охлаждающую жидкость;

П - затраты на перебазировку машин.

Рассчитанный показатель Смаш. делится на годовой режим работы, определяемый по формуле:

Т = [365 - (52 х 2 + Пд + М + Р + П)] X Крс х Кс,

где 365 - количество дней в году;

- количество недель в году;

количество выходных дней в неделе;

Пд - количество праздничных дней в году;

М, Р, П - количество целодневных перерывов в работе машины в течение года (М - природно-климатические условия; Р - ремонт и техническое обслуживание; П - время перебазировки). Показатели М, Р, П устанавливаются на основе статистических данных;

Крс - нормативная продолжительность смены, маш.-ч/смена;

Кс - коэффициент сменности работы машины.

Восстановительная стоимость импортных машин определяется по формуле:

Вси= Цк + Зд + Зс. + Тп. + Тпр.,

где Цк - контрактная цена машин данной типоразмерной группы без учета стоимости запасных и быстроизнашивающихся частей. Показатель (Цк) в валютном эквиваленте принимается по контрактам или по данным фирм- изготовителей машин, входящих в данную типоразмерную группу;

Зд - затраты по доставке машин данной типоразмерной группы на основании контракта без включения затрат по доставке запасных и быстроизнашиваемых частей;

Зс - затраты по страхованию машин при их доставке (принимается по контракту);

Тп - ввозная таможенная пошлина;

Тпр - затраты на оформление таможенных процедур[6].

Формы учета и отчетности в строительстве

НИПИстатинформ Госкомстата Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 «О первичных учетных документах» разработал Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденный Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №100. В Альбом также включены межотраслевые формы №КС-6, №КС-11, №КС-14, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 года №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

Ниже, в таблице приведен перечень форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.

Номер формы

Наименование формы

КС-2

Акт о приемке выполненных работ

КС-3

Справка о стоимости выполненных работ и затрат

КС-6

Общий журнал работ

КС 6а

Журнал учета выполненных работ

КС-8

Акт о сдаче в эксплуатацию временного (не титульного) сооружения

КС-9

Акт о разборке временных (не титульных) сооружений

КС-10

Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений

КС-11

Акт приемки законченного строительством объекта

КС-14

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией

Акт о приостановлении строительства

КС-18

Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству

При оформлении хозяйственных операций организации обязаны применять унифицированные формы первичной документации (статья 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон №129-ФЗ)).

Взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками оформляются Актом о приемке выполненных работ по форме №КС-2 и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме №КС-3.

Форма №КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных СМР производственного, жилищного, гражданского и других назначений.

Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма №КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат». Она составляется на объем выполненных в отчетном периоде строительных работ на основании акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2) и подписывается заказчиком (генподрядчиком) и подрядчиком (субподрядчиком).

Для определения количества выполненных СМР на каждом объекте ведется журнал учета выполненных работ (форма №КС-6а), который применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляется акт приемки выполненных работ (форма №КС-2).

Журнал учета выполненных работ ведет исполнитель работ по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.

Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Выполненные работы и затраты отражаются в справке исходя из договорной стоимости.

Акт о приемке выполненных работ составляется после завершения этапа работ, когда подрядчик (субподрядчик) выполнил СМР, а заказчик (генподрядчик) не имеет к ним претензий. На основании акта(формы №КС-2) данные из этого документа подрядчик переносит в справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3). Заказчик на основании справки (форма №КС-3) расплачивается с ним. Акт подписывают представители подрядчика, ответственного за сдачу объекта, и заказчика, принявшего объект.

Акт о приемке выполненных работ составляется в двух или трех экземплярах: 1-й подрядчику, 2-й заказчику, 3-й инвестору (по требованию)[4].

Список литературы

1.     Курс лекций по дисциплине "ценообразование и сметное дело", Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2007г.

2.      Ценообразование и сметное дело в строительстве[Электронный ресурс]: Студми. Учебные материалы для студентов (studme.org). 2013 - 2016гг

.        Статья " Новая сметно-нормативная база 2014 г. (ГЭСН, ФЕР, ФССЦ, ФСНБ)". [Электронный ресурс]: Электронное издательство Студия Компас, www.steps.ru

.        Статья " Формы учета и отчетности в строительстве". [Электронный ресурс]: ИА Клерк.Ру, www.klerk.ru, 2001-2016гг.

Похожие работы на - Виды производственных норм в строительстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!