развитием сети учреждений образования;
созданием социально-экономических условий для получения образования в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, в том числе бесплатного;
финансированием из средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования;
сохранением в государственных учреждениях образования мест, предназначенных для получения образования гражданами за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
установлением ежегодно учредителями государственных учреждений образования, государственных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, контрольных цифр приема для получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся;
предоставлением возможности выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;
созданием необходимого количества мест в организациях для прохождения практики, производственного обучения обучающихся;
созданием специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, их интеграции в общество, социализации" [3, с.7].
Анализ пунктов, определяющих основные направления по созданию равных условий для получения образования, показывает, что эти условия можно поделить на несколько смысловых групп. Так, можно выделить: усовершенствование системы образования и повышение качества образовательных услуг; создание безбарьерной среды и специальных условий для получения образования всем без исключения гражданам; обеспечение свободы выбора на право получения образования всем людям, независимо от политического, национального и религиозного мировоззрения.
Нужно отметить, что реализация основных принципов доступности образования пронизывает все ступени образовательного процесса: от дошкольного образования до послевузовского.
Таким образом, право на образование у граждан Республики Беларусь на современном этапе развития государства реализуются успешно, согласно демократическим принципам.
2. Создание условий, обеспечивающих равные права для всех обучающихся
В отчете ЮНЕСКО по осуществлению Конвенции и Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования указывается, что дискриминация и отсутствие равного доступа к образованию - это две главные проблемы в реализации положений международных актов [6].
Конференция приняла итоговый документ, в котором содержатся основные выводы и рекомендации состоявшегося форума. В частности, призыв к государствам-членам ООН "принять на вооружение метод инклюзивного образования при планировании, осуществлении, мониторинге и оценке политики в области образования в качестве пути дальнейшего ускорения достижения целей Образования Для Всех (ОДВ), а также содействия построению более инклюзивного общества" [4].
Впервые за существование суверенной Республики Беларусь, был издан Кодекс об образовании - основной документ, который регулирует все образовательные процессы, определяет основные термины и описывает общую концепцию системы образования. Нововведением было то, что в такой серьезный образовательный документ была включена статья "Специальное образование" [3, с.11]. Эта часть Кодекса посвящена теме создания специальных условий, которые помогают обучающимся, вне зависимости от их потребностей, получить дошкольное, общее среднее образование не в закрытой системе (специальных школах или на дому), а наравне с другими обучающимися и вместе с ними, исходя из своих возможностей.
Создание условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития подразумевают обучение и воспитание с привлечением педагогической, медицинской, социальной и других типов помощи. Такие вспомогательные условия компенсируют затруднения в освоении программ специального образования. К вспомогательным средствам относятся: технические средства социальной реабилитации, учебные планы специального образования и программы специального образования, учебники и учебные пособия специального образования, специальные методики обучения, создание адаптивной образовательной среды.
Обучающиеся, вне зависимости от базовых возможностей, имеют равные права для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования. Для компенсации особых потребностей создаются специальные условия, которые обеспечиваются созданием безбарьерной среды, доступом к информационно-коммуникационным ресурсам с помощью технических средств социальной реабилитации, педагогической, медицинской, социальной и других видов помощи [2, с.14].
Доступность образования также определяется его доступностью с точки зрения финансовых возможностей граждан. Бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования утверждается Основным Законом республики - Конституцией. Любой обучающийся получает общее среднее образование без финансовых вложений. Кроме того, в Беларуси утвержден принцип обязательного образования для всех без исключения несовершеннолетних на уровне базового среднего образования. В отношении профессионально-технического и высшего образования действует принцип равных прав на получение выбранного образования.
В Республике Беларусь созданы необходимые базовые условия для обеспечения равного доступа к образованию для всех. Существующая нормативно-правовая база стоит на защите прав и интересов обучающего, гарантируя ему доступ к образованию, согласно его базовым способностям, вне зависимости от других характеристик: его семьи, сферы обитания, социального окружения.
Государство активно способствует усовершенствованию и развитию всех нормативно-правовых и средовых условий. Забота о качестве образования, о равном доступе к нему приближает общество и образование к инклюзивной модели.
образование право беларусь гражданин
Заключение
Равный доступ граждан Республики Беларусь к образованию закреплен в нормативном поле страны. Идея доступного образования пронизывает все документы, относящиеся к этому вопросу, начиная от Конституции и заканчивая локальными нормативно-правовыми актами.
Конвенция о правах ребенка определяет для государств, подписавших ее, основные пункты, которые делают образование доступным для всех. Это бесплатное и обязательное начальное образование, развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, доступность высшего образования, доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей, содействие регулярному посещению школ [3].
Статья 3 Кодекса определяет основные направления развития системы образования по созданию равного доступа к образованию. Обобщая изложенные пункты, можно отметить следующие приоритетные направления. Это, в первую очередь, качественное и количественное развитие сети учреждений образования, их грамотное финансирование и планирование возможных затрат. Также важное значение имеет сохранение мест в учреждениях образования с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов и грамотное планирование по сохранению таких мест в будущем. Уважение национальных традиций обучающихся, их индивидуальных потребностей и особенностей, свобода выбора учреждения, специальности, формы обучения и многого другого - неотъемлемая часть организации доступности образования. Создание условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития также является обязательным условием доступности образования для всех.
На практике, задачи по созданию условий для равного доступа к образованию в государстве, решаются следующим образом. Доступность образования достигается созданием среды, адаптивной для всех обучающихся, вне зависимости от их базовых возможностей. Обеспечение всеми необходимыми нормативными и средовыми ресурсами позволяет получить образование всем гражданам страны. Бесплатность общего среднего образования - необходимое условие для того, чтобы образовательные услуги были доступны всем без исключения жителям Республики Беларусь.
В Республике Беларусь задачи по созданию условий для равного доступа к образованию реализовываются успешно. Об этом убедительно свидетельствует наличие обязательного бесплатного общего среднего образования, полный охват им всех детей страны. Наличие вариативных программ обучения и создание безбарьерной среды позволяют получить образование гражданам, не зависимо от их особых потребностей.
Список использованных источников
1.Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
2.Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 <http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/44/25> Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс] / URL: <http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon> (дата обращения 10.12.2015)
.Кодекс Республики Беларусь об образовании: Кодекс Респ. Беларусь, 13 января 2011 г. №243-З: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ.22 декабря 2010 г.: в ред. от 26 мая 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
.Инклюзивное образование: ключевые понятия/ сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. - М.: Владимир: Транзит - ИКС, 2009
.Михалева Т.Н. О праве на образование: международные договоры и законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / URL: http://elib. bsu. by/bitstream/123456789/122104 /1/ mihaleva_2014_6_ Aktyaln_Problem. pdf
.Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания, 1994. ЮНЕСКО, 1994г. 2013/[Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0022/002221/222100r. Pdf