Тема: Особенности физического воспитания детей и молодежи в современном педагогическом пространстве

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    4,77 Кб
Особенности физического воспитания детей и молодежи в современном педагогическом пространстве
Особенности физического воспитания детей и молодежи в современном педагогическом пространстве
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!













Особенности физического воспитания детей и молодежи в современном педагогическом пространстве

Здоровье - это великая ценность каждого человека, но в настоящее время предметом общественной тревоги стало отмечающееся ухудшение здоровья подростков и молодых людей, которое обусловили следующие факторы: чрезмерная учебная нагрузка, введение новых предметов при сокращении учебной недели, увеличение учебной информации и резкое снижение двигательной активности. Вырастить здорового гражданина - комплексная государственная задача. Вырастить здорового ребенка - одна из главных задач каждой семьи. Все перспективы социального и экономического развития, обеспечения обороноспособности, высокого уровня жизни, науки, культуры - все это будет итогом достигнутого здоровья детей, подростков и молодёжи, их физической, интеллектуальной работоспособности. [1]

Здоровье молодого человека находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. В связи с этим дополнительному образованию детей и молодёжи в современном общественно-педагогическом сознании отводится роль одного из ведущих средств личностного, духовного и физического воспитания. Общепризнана направленность данного образования на многоплановое развитие личности человека. Что касается физической компоненты этой цели, то она реализуется в работе по формированию навыков здорового образа жизни, внедрению принципов жизнесохранного поведения, развитию физической культуры и спорта. [2]

К сожалению, имевшее место в предыдущие годы, ослабление внимания административных структур к данной проблеме, сокращение финансового и ресурсного обеспечения физкультурно-массовой работы, коммерциализация спорта, уменьшение количества действующих спортивных сооружений, доступных для широких слоёв населения, привели к резкой дифференциации в возможностях физического развития подростков и молодёжи, к утрате ценностей физической культуры для большого контингента молодого поколения.

Но в настоящее время происходит возрождение спортивно-массовой работы. Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Введение в школьную программу уроков ОБЖ также направлено на приобретение детьми и подростками знаний в области жизнесохранности и здоровьесбережения. На это же ориентированы и дополнительные образовательные программы, направленные на совершенствование физических кондиций и формирование навыков личной самообороны.

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования, цель физического воспитания подрастающего поколения состоит в том, чтобы содействовать формированию гармоничной, всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение каждым человеком основами личной физической культуры, под которой понимается единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

При этом наряду с решением данных задач несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых и нравственных качеств.

В основе принципов физического воспитания должны лежать идеи развития, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений воспитанников, их интересов и склонностей. Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества - идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности. [3]

Суть физического воспитания на основе деятельностного подхода заключается в том, что этот подход ориентирует молодого человека не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение особыми способами физкультурно-оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. [2]

Важнейшими условиями перестройки педагогического процесса в физическом воспитании является четкое осознание цели совместной деятельности ученика и учителя, перевод его на принципы демократизации и гуманизации. В соответствии с этими принципами предстоит переориентация учебно-воспитательного процесса с воспроизведения образцов готовых знаний, двигательных умений и навыков на формирование у детей, подростков и молодёжи осознанной потребности в физическом совершенствовании и воспитании привычек к здоровому образу жизни. В этих целях учебный процесс должен быть в первую очередь насыщен сведениями из области личной и социальной гигиены, физиологии, психологии, теории и методики физического воспитания, которые формируют научно обоснованные взгляды на социально-биологическую сущность, на роль и возможности физической культуры в развитии человека. В этом смысле учебные занятия по физическому воспитанию должны постепенно превратиться в уроки познания себя, своего организма, своих нравственных и волевых качеств, духовных и физических возможностей.

Библиографический список

обучение здоровье воспитание физический

1.Левашов В.В. Школа Борьбы «СОМАС». МБУДОД «ЦДТ» Промышленного р-на г. Оренбурга, 2013, C. 3-7

2.Зайцева Т.А. Организационно-педагогические условия реализации программ дополнительного образования детей и взрослых в регионе: дис…. канд. пед. наук: 13.00.01 СПб., 2006 154 с. РГБ ОД, 61:06-13/2769

.Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков. Физическая культура, №1, 1996.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!