Украинское культурно-просветительское движение в Полесском воеводстве в 20-30 гг. ХХв.

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    83,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Украинское культурно-просветительское движение в Полесском воеводстве в 20-30 гг. ХХв.

Учреждение образования

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Исторический факультет








Курсовая работа

Украинское культурно-просветительское движение в Полесском воеводстве в 20-30 гг. ХХв.


Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры

истории славянских народов

Савич А. А.




Брест 2015

Содержание

Введение

. Специфика национальной политики Польского государства в Полесском воеводстве

. Организационная структура и специфика деятельности украинских культурно-просветительских и политических организаций в Полесском воеводстве в1920е- 1930е г.г. ХХ в

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Сегодня тема становления национальных идей и национального самосознания приобретает все большее значение. Немаловажным аспектом данной темы является деятельность культурно-просветительских организаций. В данной работе сделана попытка проанализировать деятельность таких украинских организаций в период их идеологического и институционального оформления на территории Полеского воеводства такого многонационального государства как II Речь Поспалитая.

В следствие появления новых концепций и точек зрения по данной проблематике, а также влияния данной темы на международную обстановку считаю необходимым не предвзято и избегая идеологических клише взглянуть на эту проблему и сделать выводы о том, каким же было межнациональное и межкультурное взаимодействие на территории Полесского воеводства в 1920е-1930е годы ХХ века.

Таким образом, объектом курсовой работы являются украинские культурно-просветительские организации 20-30х годов ХХвека.

Предметом данной работы служит специфика становления, деятельности и взаимоотношений данных организаций с государством и другими культурно-просветительскими и общественно-политическими организациями.

Цель курсовой работы-изучение деятельности украинского культурно-просветительского движения на территории Полесского воеводства в 1920е-1930е годы ХХв.

Задачами работы являются:

1. изучение целей и методов деятельности украинского культурно-просветительского движения

2. Изучение организационной структуры украинского культурно-просветительского движения,

3. Изучение национальной политики и отношения властей Польского государства к культурно-просветительскому движению в Полесском воеводстве ,

4. Изучение места и роли украинского движения в развитии национально-созидательных и политических процессов в Польском государстве в 1920-1930е гг ХХв .

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.

Работа создана на основе исследований белорусских, украинских ученых по данной теме и архивных материалов.

Основным методом исследования в данной работе является архивная эвристика.

1. Специфика национальной политики Польского государства в Полесском воеводстве

Полесский регион издревле являлся территорией активного межнационального и межкультурного взаимодействия. Для многонациональной II Речи Поспалитой национальный вопрос имел огромное значение. Включение в состав молодого Польского государства новых территорий потребовало от властей выработки концепций взаимодействия с этими территориями. Основными из них стали федералистская и инкорпорационная.

Федералистская концепция предусматривала культурную и некоторую государственную автономию в составе Польского государства. Инкорпорационная модель предусматривала включение "крэсов всходних" в общепольский культурный и государственный ареал, а также активную культурную ассимиляцию в том числе насильственными методами. В соответствии с этой концепцией признавалась высшей и лучшей, нежели культура национальных меньшинств. Она должна была исполнить цивилизаторсую миссию по отношению к населению новоприсоединённых территорий. Инкорпорационной концепции придерживались правые политические силы в Польском государстве, в частности национал-демократы(эндеки). Её разработчиком явился один из лидеров эндеков-Р. Дамовский.

Федералистская концепция в первые годы была поддержана властями Польского государства. Её основы изложил Ю.Пилсудский в обращении к населению ВКЛ 22 апреля 1919года.Однако время показало, что данная приверженность федерализму была лишь политическим ходом. Польскому государству, вступившему в ряд военных конфликтов была нужна поддержка и мирный тыл. Вскоре Пилсудский отошел от этой концепции. Доминирующие позиции как в государственных проектах, так и в общественном мнении заняла инкорпорационная концепция.[1, с.375 ]

Кроме двух стержневых концепций существовали и другие. Свой вариант предложили консерваторы во главе с С. Цат-Мацкевичем. Предполагалось провести постепенную инкорпорацию и сделать упор не на культурную ассимиляцию, а на государственную. Объявлялось несостоятельным применение насильственных методов, которые могли лишь привести к отторжению местного населения.

Существовала и либерально-демократическая концепция, предусматривающая территориальную автономию для украинцев и белорусов, а также отказ от антисемитизма и национализма. Данную концепцию в своих программах использовали либеральные и социалистические партии. Она имеет множество схожих черт с набирающей в то время популярность регионалистской теорией, признающей наличие этнических особенностей в отдельных регионах, как проявление разнообразия единой общепольской этнической общности и культуры. Тем не менее украинцев Полесья следовало рассматривать отдельно от западноукраинцев.

Особую позицию заняли коммунисты. Они отдавали преимущество классовым интересам, выступали против национального угнетения, поддерживали национальные меньшинства. Основное средство решения национального вопроса-пролетарская революция. Польские коммунисты выступали за самоопределение национальных меньшинств и воссоединение Западной Беларуси с БССР.[2, с.25-27 ]

В первые три года правительство фактически не создало единой целенаправленной программы по включению данной территории в общепольскую социально-культурную и политическую среду. Оно ограничивалось лишь полумерами и рекомендациями по приобретению приверженцев среди местного населения и по возможности изоляции лиц не лояльных к Польскому государству.[ Ф.1-О.8-Д.1087]

Ситуация начала меняться с 1923года -период управления воеводством Владимира Сикорского. Появилась исследовательская работа Константина Сраковского "Национальный вопрос в Крэсах Всходних" Однако целостная программа была подготовлена уже новым воеводой Станиславам Довноровичем в феврале 1923года. "Очерк программы государственных задач и работы на Полесье" предусматривал, что Полесье должно было быть отделено от остальных северо-восточных земель с белорусским населением. Оно должно было стать польским форпостом на вновь присоединенных землях. Процессам обретения национального самосознания на выделенных территориях необходимо было придать пропольскую направленность. В нелегком деле ассимиляции было решено сделать ставку на местных крестьян. С этой целью была начата деятельность по укреплению сотрудничества с Православной Церковью, а также принято решение об увеличении территории Полесского воеводства за счет Новогрудского.[Ф.1-О.8-Д.1089 ]

Немаловажным аспектом являлось положение о необходимости создания городского осадничества. В СМИ была развернута активная пропаганда выгод Полесья. В 1924году продолжателем Давноровича стал Казимеж Младеновский (1924-1926)[приложение А].Главным вектором активности властей он определил удовлетворение материальных и культурных потребностей местного населения. [Ф.1-О.8-Д.1090 ]

Началась разработка правовых основ для включения национальных меньшинств в польскую социально-культурную общность.31 июля 1924года польский сейм принял "Крэсовые законы": закон о государственном и служебном языке в государственных учреждениях и органах самоуправления, закон о языке и организации школьного дела среди национальных меньшинств, закон о языке в судах, прокуратуре и нотариальных учреждениях. Эти законы устанавливали права украинцев, белорусов и литовцев в пользовании родными языками при обращении в государственные органы. Тем не менее государственным объявлялся лишь польский язык.

В 1926 г. после введения "санации" внимание в области национальной политики сконцентрировалось на проверке лояльности местного населения к польской администрации. Большую известность приобрела концепция регионализма, разработанная Волынским воеводой Генрихом Юзэвским. Она предусматривала индивидуальный подход к регионам в области национальной политики с учетом особенностей региона. Существовала такая программа и для Полесья.

Тем временем национальные движения, в том числе и культурно-просветительские набирали все большую активность. Такая ситуация не могла остаться незамеченной. Польские власти решили активизировать деятельность в области национального вопроса на Полесье. Проводником этой политики стал новый Полесский воевода Вацлав Костак-Бернацкий (1932-1939)[приложение Б ]. Он приступил к активной популяризации польского языка и культуры, ограничивал деятельность национальных организаций. В проведении своей политики воевода опирался на данные переписи от 1931 года.

В соответствии с ним большинство населения(62, 4%) составляли "тутэйшие", что подтверждало слабую национальную идентификацию у населения, а значит необходимость активизации национальной политики в отношении "полешуцкой группы".[Ф.1-О.9-Д.45 ] Костак-Бернацкий в своей деятельности на посту воеводы был достаточно самостоятелен и использовал своеобразные методы. Их он изложил в приказе ко всем членам управления и полиции. "Тех полешуков, которые не заявили о своей национальности следует считать поляками не смотря на вероисповедание и говор. К тем же, кто определяет себя как украинец, белорус или россиянин следует относится с тактом и не проявлять неприязни. Необходимо обращаться к ним исключительно на польском языке. Не следует обращаться к ним на ты или затруднять для них обращение в администрацию, а напротив опекать их и способствовать восприятию ими польскости, которую представляют управления. Необходимо любым удобным способом противодействовать недобросовестной эксплуатации полешуков купцами и частными работодателями.

В случае появления на территории антипольских кружков и агитаторов следует доложить об этом поветовому старосте и составлять об этом докладные записки. О всех выявленных фактах ненадлежащего обращения с полешуками или в целом гражданами в организациях следует доложить непосредственному начальству, которое должно сообщить об этом мне." [Ф.1-О.9-Д.46 ]

В свете сотрудничества властей с православной церковью все острее становился вопрос об употреблении польского языка в богослужении. Костек-Бернацкий был ярым противником употребления в богослужении русского, белорусского или украинского языков. В крайнем случае с разрешения местных органов допускалось употребление "ломаного" говора. Тем не менее Костек-Бернацкий не желал широкомасштабного конфликта с церковью и отвергал практику разрушения храмов. Также воевода не допускал проведения католических миссий и неоунии.

К середине 1930х годов наблюдается утверждение в необходимости скорейшего включения "полешуцкого племени" в состав польского народа. В 1935 году при Совете Министров создается профильный Комитет по делам национальностей.

Было принято решение о возврате к колонизаторской концепции. Включать жителей Полесья в систему государственных органов считали все же не безопасным. Предполагалось, что на слабо заселенных полеских болотистых территориях будет несложно изменить национальный состав населения. Необходимым посчитали проведение мелиоративных мероприятий, постройку городов и поселений, а также выплату дополнительных пенсионных отчислений тем кто переезжал на полеские территории. Этими людьми в основном и должны были стать около 200тыс. пенсионеров, которые исполнили бы роль оплота польской культуры и традиций.[3, с.218-225]

Именно эта стратегия использовалась в области национальной политики вплоть до 1939года. Она не принесла ощутимых результатов в ассимиляции, а скорее привела к обратному эффекту. Недоверие со стороны государства и исключение местного населения из государственного механизма привело к отстранённости и абстрагированию местного населения от доверенных лиц режима.

В конечном счете политика ассимиляции не принесла результатов. Полеский край и сегодня является многонациональным регионом с большим разнообразием культурных традиций.

. Организационная структура и специфика деятельности украинских культурно-просветительских и политических организаций в Полесском воеводстве в 1920е-1930еггХХв

В 20-30гг ХХ в. на территории Полесского воеводства действовали сразу несколько культурно-просветительских и национально-освободительных движений. Одним из самых активных являлось украинское движение. В соответствии с переписью населения 1921 г. на территории Полесского воеводства украинцы составили 6, 6% от общей численности населения или 63 808 человек.[приложение В]

Несмотря на сравнительно небольшую численность населения украинские культурно-просветительские организации были достаточно влиятельны. В Бресте и Кобрине действовали украинские кооперативные банки и украинские торговые кооперативы, которые содействовали материальному обеспечению украинского культурно-просветительского движения.

В 1920-е гг. в Брестском Полесье действовала украинская организация "Просвіта на Поліссі", имевшая свои кружки в 53 селах Брестского и 44 селах Кобринского поветов.[Приложение Г ] Кроме того, в Полесье действовали филиалы общества "Рідна Хата", с центром в Холме. Из украинских политических партий ведущую роль играл "Сель-Союз" (с осени 1926 г. - Українське Селянське-Робітниче Соціалістичне Об'єднання, сокращенно "Сель-Роб"). В Полесье действовало более 100 отделений "Сель-Роба", вокруг которого на территории Западной Украины объединялось до 50 тысяч человек. Распространялась украинская пресса из Галичины и Волыни, приезжали с украинскими пьесами театральные труппы. [Ф.1-О.8-Д. 301]

Созданное в 1925 г. Украинское Национально-Демократическое Объединение, самая популярная на тот момент в Западной Украине партия, в своей "Платформе" подчеркивало украинскую принадлежность Полесья. [Ф.1-О.9-Д. 133]

Основа украинского просветительского движения Полесья была сформирована в последнее десятилетие существования Российской империи. В это время возникли и начали распространять свое влияние образовательные организации (публичные библиотеки, самодеятельные театральные труппы), местная интеллигенция начала принимать участие в деятельности национальных организаций. [4]

В Бресте 1 декабря 1918года основан Украинский драматический кружок "Просвита".Изначально в него входило лишь 32человека.15 декабря 1918 подобная организация возникла в Кобрине. Непосредственными инициаторами создания Просвиты были: в Бресте Холмский комиссар образования Карп Дмитриюк, в Кобрине Леонтий Квартерук. Председателем первой избран Антон Павлюк, второй-Семен Бигалович. Создавались "Просвиты" в других, меньших населенных пунктах. Просуществовали они недолго, поскольку в начале февраля 1919года все украинские учреждения были ликвидированы польскими войсками. На частных собраниях в 1921году решено восстановить Просвиту. Василий Дмитриюк избран будущим председателем, а Прокоп-секретарем. [ 5, с.111-115]

Написанный с помощью Тимоша Олесиюка устав передан на регистрацию 6 августа 1921. Наиболее активных просвитян: Михаила Ольхового, Григория Дрозда, Николая Маланчука, Андрея Туровского и Петра Лещинковича, Дмитриюк записал в планируемую Раду. Поводом к возобновлению деятельности Просвиты в Бресте стала смерть 24 июня 1922года инициатора распространения просветительского движения в городе и окрестностях Карпа Дмитриюка.

В декабре 1922 года было подано прошение о перерегистрации кружка как товарищества "Просвита на Полесье". Сначала, полесский воевода устав проигнорировал. Василий Дмитриюк, на тот момент выбран послом в Сейм от Блока национальных меньшинств. По делу регистрации он дважды посещал воеводу Станислава Довнаровича. 23 марта 1923года решением № 161 Полесского воеводского управления организация была официально утверждена.[6, с.1 ]

Центральная управа располагалась в Бресте.[7, с.137-141]Для собрания общества приход Братской Свято-Николаевской церкви по улице Дубровского(теперь Советская) выделил старый дом около церкви. Позже, под влиянием антиукраинских настроений консистория полесского епископа начала судебное дело, с целью лишить организацию права аренды помещения. Организация была вынуждена переехать на улицу Переца 68 (теперь ул. 17 сентября). 6 мая 1923 в церковном доме собралось 46 членов организации, которые избрали состав будущей Управы: В. Пантелевич, В. Дмитриюк, М. Крыжановский, Г. Дрозд, М. Макарук и П. Прокоп. Избранники не смогли разделить между собой должности и отреклись от мандата.

Очередное собрание посвященное переизбранию Управы назначенное на 20 мая не состоялось, по причине малой явки. Оно было перенесено на 3 июня 1923года. На собрании упомянутого числа в присутствии 50 лиц в Управу переизбраны: В. Криницкий, В. Пантелевич, М. Крыжановский. Также туда попали П. Прокоп, В. Пархотик, Лещукевич и Н. Горщарук. Возглавил Просвиту В. Криницкий.[ 8, с.56-59]

В различные периоды организацию возглавляли: Владимир Криницкий (3.06.1923 - 21.07.1937-1938), Павел Артемюк (20.02.1927 - 20.10.1927 - 30.02.1930 - 15.06.1930 -), Николай Крыжановский(Ноябрь 1928-май 1929), Василий Криницкий (июнь 1929 - ноябрь 1929), Александр Базилевич (ноябрь 1929-30.02.1930, 24.03.1931 - сентябрь 1932). Второе по значительности место среди членов Главной Управы занимали заместители председателя товарищества. Существовала практика избрания одновременно двух заместителей.

Заместители председателя "Просвита на Полесье": Владимир Криницкий головы (март 1923 - июнь 1923), Василий Пантелевич(Март - июнь 1923), Николай Крыжановский (29.08.1926 - декабрь 1927), Павел Артемюк (29.08.1926), Никанор Горщарук (20.02.1927-20.10.1927), Иван Паренюк (20.10.1927, 30.02.1930 - 15.06.1930), Петр Прокоп (1933- 1934), Андрей Гриневич (5.01.1937). [Ф.1-О.8-Д. 299 ]

Секретареат общества: Петр Прокоп (март июнь 1923), Александр Богдюкевич (29.08.1926), Игнат Олесиюк-Олесиевич (20.02.1927 - 20.10.1927), Андрей Гриневич (июнь 1929 -30.02.1930), Николай Яковенко (2.03.1930 - 1933).

Казначеи: Никанор Горщарук (29.08.1926), Александр Базилевич (май 1928 - июнь 1929 - 30.02.1930), Захар Чайковский (20.02.1927- 20.10.1927), Петр Довбачук (5.01.1937).

Другие члены Главной Управы: Григорий Дрозд-председатель культурно-просветительской секции (март - июнь 1923), Михаил Ольховой - председатель хозяйственной секции (март-июнь 1923), Николай Крыжановский (6.05.1923), Дмитрий Рафалович(20.02.1927), Игнат Король - представитель Брестского уезда, Григорий Якубовски, Михаил Грот - представитель Пинского уезда (20.02.1927), Якуб Черник - представитель Кобринского уезда (20.02.1927), Семен Лось - представитель Дрогичинського уезда (20.02.1927), Иван Паренюк (20.02.1927), Максим Шийко ( 6.05.1928- Июнь 1929 - 30.02.1930 - 5.01.1937 ), Павел Германович (июнь 1929), Василий Рудицкий (23.04.1929, ноябрь 1929 - январь 1930), Игнат Король (6.05.1928 ), Владимир Сиско(6.05.1928 ), Виктор Соловей (6.05.1928 ), Николай Фещенко-Чопивский (30.02.1930), Михайло Гончаров(5.01.1938).[ Ф.1-Ф.1-О.9-Д.914]

В 1923 появился круг лиц заинтересованных украинской литературой в Кобрине. Под влиянием Кобринской ячейки 14 сентября 1923года организована Просвита в с. Стригово, позже Городце.

Юридических оснований для существования этих просветительских центров не было. Для того, чтобы сделать филиалы в поселах и, прежде всего, в Кобрине легальными, в марте 1925 по инициативе Дмитриюка в устав общества внесены соответствующие изменения. Специфика деятельности организации заключалась в создании широкой сети культурно-просветительских учреждений (библиотек-читален, театральных кружков) и активном рекрутировании в них членов. [ Ф.1-Ф.1-О.9-Д.918]

Взрывной процесс расширения организации был связан тем, что во многих селах до того уже проводились национальные акции. Влиянием на массовые организации и возможностью легальной работы были заинтересованы также местные коммунисты. Рост количества библиотек-читален в уездах сразу сказался на характере работы высшего органа организации - Учредительного Собрания.

Высший орган общества собирался один-два раза в год:06.05.1923, 03.06.1923, 29.08.1926, 20.02.1927, 22.04.1928, 23.06.1929, 30.03.1930, 5.01.1937, 21.07.1937, 05.01.1938.

Традиционно, во время собрания избирали новую Главную Управу общества.

Большое количество делегатов на фоне разницы политических взглядов превратила избирательные собрания в бурные сборища. Ссоры между участниками съезда Просвиты в 1927году привели к тому, что собрание было сорвано. Все чаще недоразумения превращались в конфликт между читальнями и Управой. Ситуацию усложняло то, что члены организации зачастую не умели разделить политическую и образовательную деятельность.

На Собрание общества в 1928году прибыло 100 участников. В них принял участие посол в Сейм, деятель партии Сель Роб Николай Хам. Ему предоставили слово, как члену Львовской Просвиты. Вместо того, чтобы обсудить организационные вопросы развития движения, посол начал характеризовать политическую ситуацию в стране с леворадикальных позиций. Поскольку собрание приобрело политический характер, представитель уездного старосты вынужден был собрание распустить. [Ф.1-О.9-Д.1326 ]

В 1927 году была внесена поправка к §9 Устава. Она требовала от руководителей общества, в том числе и читален, отказаться от членства в политических партиях. Вторым шагом, который должен был повысить уровень ответственности отдельных членов за судьбу общества, стало увеличение взносов. В начале деятельности общества членские взносы составляли 50 грошей. Постепенно они выросли до одного злотого. Теперь они увеличены до трех злотых.

Просвита вела очень активную культурно-массовую работу. В агитационных целях проводились культурно-массовые мероприятия, такие, как дни памяти украинских писателей (в частности, проживавшего на Брестчине Александра Стороженко), многодневные экскурсии для молодежи, посещения украинских театров. В 1924 г. в Бресте была открыта семиклассная украинская гимназия.[Ф.2-О.3-Д.158]

Необходимо отметить, что руководители и многие члены Просвиты в то же время все же оставались и членами СельРоба, УНДО или КПЗБ. Такое активное развитие украинского культурно-просветительского и политического движения вызвало опасения у польских властей. В 1928году была арестована группа просвитян, которые одновременно были членами Сельроба, часть из них принадлежала к коммунистической партии. Аресты А. Карпука, Ф. Маслиевича, П. Куреши, Д. Рафаловича и С. Наумлюка имели тяжелые последствия для Просвиты как на уездном, так и воеводском уровне.[Ф.1-О.10-Д.138 ] Стали приниматься решения о закрытии кружков и библиотек "Просвиты".Одновременно с прямыми репрессиями староства начали регулярно отказывать обществу в про-ведении публичных мероприятий и организационных собраний. Таким образом, деятельность части читален была парализована. Наряду с инертным отношением части членов в просветительскому делу, этот фактор стал причиной ликвидации широкой организационной сети в Кобринском, Дорогичинском, Брестском уездах. [Ф.1-О.10-Д.1507 ]

Закрытие сельских читален вело к упрощению организационной структуры. Исчезала необходимая правовая почва функционирования отделов. Брестский уездный отдел "Просвиты на Полесье "ликвидирован в 1930 году. В 1933 году староства по причине нарушений устава общества (нехватало одного до десяти заявлений, необходимых для ее существования) ликвидировали филиал в Кобрине. К 1931 году число кружков сократилось до 56, а в 1933 году их осталось лишь 2.[Ф.1-О.10-Д.1518] В связи с сокращением кружков "Просвита" стала стремительно терять популярность, сокращалось поступление финансовых средств. Помощь в финансировании пытались оказывать кооперативные украинские банки, но это не приносило особых успехов. В апреле 1933 года были закрыты последние библиотеки-читальни "Просвиты" в Бресте, Орехове Брестского повета и Блотах Кобринского повета. В 1935 году "Просвита" фактически перестала функционировать.

Формально "Просвита на Полесье" существовала еще несколько лет. Тяжелым ударом стал арест главы общества П. Артемука. Без суда и следствия его направили в лагерь в Березе-Картузской. Репрессии негативно повлияли на членов организации. Отсутствие дальнейшей перспективы делало их пассивными. Если на собрание общества в1930году прибыли 30 делегатов, то в 1938 году в организации остался всего 21 член. Формально общество существовало до момента принятия воеводской властью решение от 17августа 1938 года о его ликвидации.[ Ф.1-О.10-Д.1519]

Неофициальной причиной репрессий стала причастность просвитян к организации поездки Брестской молодежи в молодежные лагеря Галичины летом 1938года. Участники поездки продолжили собираться на частной квартире, имели намерение создать в городе филиал одной из украинских партий. На основании этой информации уездный староста подал в прокуратуру дело о нарушении руководством устава организации и финансовых махинациях. Ликвидацию "Просвиты на Полесье" должны были провести в течение месяца. В октябре 1938 года куратор ликвидации А. Богдюкевич заявил, что вовремя провести ее невозможно и он от кураторства в этом деле отказывается. Все формальные требования по ликвидации выполнены только к 21 февраля 1939года.

Несмотря на то, что общество просуществовало всего 15 лет и почти все время было вынуждено преодолевать различные административные преграды его члены сделали много. Наиболее значительными достижениями "Просвиты на Полесье" в развитии национальной культуры были:содержание частной украинской школы им. А. Стороженко, проведение школьных плебисцитов1925, 1926 и 1932, организация трехмесячных инструкторских культурно-просветительных курсов для руководителей читален, организация украинского церковного съезда в Бресте (15.01.1928).

Просвиту справедливо называют матерью всех украинских институтов. Она способствовала развитию в регионе профессиональных сценических коллективов, росту количества подписок и читателей национальной прессы, распространению воздействия украинских партий, популяризации национальных форм кооперации, украинизации церкви и др.

Немаловажную роль в деятельности украинского культурно-просветительского движения сыграло украинское педагогическое товарищество "Ридна Школа". В 1930 гг. оно распространило свою деятельность на Волынь и Полесье. В 1932 году по инициативе "Ридной Школы" был проведен плебисцит относительно открытия украинских школ. Агитационная кампания проводилась в Брестском, Дрогичинском и Кобринском поветах. Активное участие в ней принимали православные священники.[Ф.1-Ф.1-О.9-Д. 806] Однако первые акции не привели к ощутимым результатам. В сентябре 1937 г. было решено вновь провести плебисцит и агитацию по вопросу открытия украинских школ. В ответ на эти действия последовала жесткая реакция польских властей. 15 декабря 1937 г. общественно-политический отдел воеводства разослал поветовым старостам требования с целью недопущения собраний и сбора подписей организацией "Ридна Школа".[Ф.1-О.10-Д.1517] Деятельность "Ридной Школы" была разрешена в основном на территории Галиции. Далее культурно-просветительская деятельность осуществлялась в основном через выпуск газет и журналов, а также проведение экскурсий.

Отчаянное положение культурно-просветительского движения в 1930-х гг. вынудило его деятелей искать поддержки у белорусского национального движения. В январе 1933 г. группа белорусских писателей и деятелей ТБШ выступила против закрытия отделений "Просвиты". Школьный секритариат ТБШ 17 июля 1936 г. обратился к "Просвите" и "Ридной Школе" с предложением о взамозащите интересов в Польском сейме. Однако попытка наладить взаимодействие оказалась безуспешной. Причиной отсутствия договоренности явились претензии украинских политических партий на Кобринский, Брестский, Столинский, Пружанский поветы.[9, с.6-9] полесский украинский просветительный политический

В целом политика польских властей к середине 1930-х гг. принесла свои результаты. Украинское культурно-просветительское движение ослабло, благодаря в т.ч. и минимизации влияния СельРоба и УНДО на полесских землях, которые оказывали активную поддержку "Просвите" и "Ридной Хате". В 1932 г. СельРоб был закрыт.[Ф.1-Ф.1-О.9-Д.807]

В девяностые годы ХХ в. в Брестской области вновь активизировалось украинское просветительское движение. Его приверженцы организовывали фестивали, концерты, съезды, издавали газету. В феврале 1990 в Бресте основано Украинское общественно-культурное объединение Брестской области"Берестейщина". Главной целью объединения стала защита этнической идентичности украинского населения Берестейщини, сохранения и дальнейшее развитие украинского языка, культуры, традиций. Созданы ячейки в Бресте, Брестском, Каменецком, Дрогичинском, Кобринском, Жабинковском и Пинском районах. С апреля 1991 выходила газета "Голос Берестейщини" (за неимением средств нерегулярно). В мае 1994 в Бресте начала работу созданная за счет добровольных пожертвований граждан и организаций Украинская библиотека, которая фактически выполняет функции украинского культурно-информационного центра.[ 10, с.26-27]

Главным очагом просвещения стало областное общественное объединение "Просвита Берестейщины им. Т. Шевченко "основаное 27 июня 1995. который в течение 1996 -1998 издавало газету "Брестский край". Тираж этого еженедельника в 1998г. составил 1700 экземпляров. Однако эта газета, как и "Голос Берестейщини", прекратила свое существование. В своих уставных положениях организация декларировала, что она "продолжает традиции общества" Просвита ", которые существовали в 20-30-х гг. нашего века на украиноязычной части современной Брестской области (Берестейщины). "Просвита как и в 20-30х годах продолжала оставаться автономной структурой и не являлась частью всеукраинской Просвиты. Однако экономические проблемы затрудняли работу организации. Из её состава вышло Кобринское отделение. Вскоре работа организации фактически прекратилась. Она не смогла пройти перерегистрацию.

Однако в современной Беларуси Просвита вновь возродилась. 27 февраля 2005года состоялась учредительная конференция Брестского областного общественного объединения "Просвита" имени Тараса Шевченко.[ 11, с.35-48]

Учредителями данного объединения выступили более двух десятков человек - представители интеллигенции, рабочие, пенсионеры. На конференции обсужден и утвержден Устав организации, ее цели и задачи. Председателем общественного объединения избран Михаил Петрукович.

За пределами Берестейщины достаточно активно действует Ассоциация Украинцев Беларуси "Ватра", которая объединяет национально-культурные общества, функционируют в Минске, Гомеле, Молодечно и Кобрине. [ 12]

Заключение

Таким образом, политика, проводившаяся польскими властями в отношении жителей Полесья и национально-культурных организаций носила дуалистический характер.

Политика пассивного ожидания легкой культурной ассимиляции не принесла ощутимых плодов. Затем она сменилась заигрыванием с местным населением в попытках привлечь его на свою сторону. Надо сказать, что такая политика смогла дать небольшой результат. Активизировались процессы изучения территории Полесья, польский язык стал постепенно приобретать популярность у местного населения. Однако результат был все же не тем, на который рассчитывали местные власти.

Было решено перейти к более активным действиям. Полесье должно быть стремительно ассимилировано за счет осадничества и активной социально-культурной и языковой политики и вскоре стать польским форпостом на вновь присоединенных землях. С введением санации было решено прибегнуть к жесткой политике в отношении культурно-просветительских организаций, создаваемых национальными меньшинствами. Важнейшую роль среди таких организаций сыграли украинские Просвита, Ридна Школа, Сельроб и УНДО. Несмотря на сравнительно недолгий срок деятельности и территориальную ограниченность украинское культурно-просветительское движение на Брестчине смогло внести весомый вклад в популяризацию образования и культуры, становление национального самосознания местного украинского населения и отстаивание прав национальных меньшинств в Польском государстве.

Для минимизации влияния таких организаций на население местные власти прибегли в том числе и к репрессивным методам. К середине 30х годов ХХвека такая политика смогла принести результат. Большинство украинских организаций прекратили активную деятельность, однако выполнить основную задачу-ассимилировать Полесье , польским властям не удалось.

Полеский регион и по сей день остаётся полиэтническим и поликультурным регионом, являющим собой пример мирного сосуществования народов, что весьма актуально в современных условиях.

Список использованных источников

1.       Войцех Сляшынскі Палессе ў палітыцы Польскай дзяржавы ў1918-1939гг./Войцех Сляшынскі//ARCHE № 3, 2011с.370-382

2.      Віктар Хвірысюк Палескае ваяводства ў 1920-1925 гг.:міжнацыянальныя дачыненні і палітычнае становішча/Віктар Хвірысюк//Палессе-скрыжаванне культур і часу:маэтэрыялы навук.-краязн. канферэнцыі., Пінск, 25-27 верасня 1999г /Загародзе №2- Пінск. 2000г.-с.25-27.

3.      Вабішчэвіч, А.М. Нацыянальна-культурнае жыццё Заходняй Беларусі (1921-1939 гг.):манаграфія/А.М.Вабішчэвіч;Брэсц.дзярж.ун-т імя А.С.Пушкіна-Брэст:БрДУ, 2008.-319с.

.        Полещук Ю. Polexia [Электронный ресурс]-Режим доступа:Polexia-zhurnal.lib.ru/p/poleshuk_i/pl.shtm-Дата доступа :15. 04. 2015

.        Олександр Вабищевич Украінський культурно-просвітній рух на Поліссі(1920-30рр.)/Вабищевич О. М.//Памятки Украины 2002г.3-4 с110-115

.        Ласкович В. Деятельность украинских культурных организаций:Просвита на Полесье/ Ласкович В.// Берестейский край- 1997г 2/11с.1

.        Виктор Мисюк Просвита на Полесье 1923-1938гг./Виктор Мисюк//Науковы записки 2013г. -С. 137-141

.        Леонюк В. Словник Берестейщини / В. Леонюк. - Львів: Афіша, 1996. - С. 56-59.

.        Володимир Сергийчук Етнічні межі та державній кордон Украіні/Володимир Сергийчук//Гістарычная Брама - 1997г 1/6 с.6-9.

.        М. Петрукович Украінці Підлящя і Берістійшчіны: історія, мова, культура/М. Петрукович//Оберегі пам·яті., 1996-С.26-27

.        Вінніченко І. Украінці Берістійшчіны, Підлящя й Холмщини в першій половіні ХХ століття:Хроніка подій.-К., 1997.-С.35-48

12.    Андрій Попок Украінці в суміжніх пострадзянскіх державах: на шляху до новой ідентічності[Электронный ресурс]-режим доступа: <#"887611.files/image001.gif">

Похожие работы на - Украинское культурно-просветительское движение в Полесском воеводстве в 20-30 гг. ХХв.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!