Тема: Философия всеединства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    17,44 Кб
Философия всеединства
Философия всеединства
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение

философия ганди соловьев всеединство

Философия издревле служила человечеству в качестве всеобъемлющей научной дисциплины, позволяющей познавать и осваивать мир. Сегодня ее предмет и объект значительно сузились, но существенно расширились задачи. В числе этих задач:

обучение индивидов самостоятельному мышлению и познанию своего места и роли в мире;

поиск смысла и целей существования индивидов и всего общества, определение основных проблем современности и нахождений путей их решения с точки зрения сущности человеческого бытия;

дальнейшее раскрытие понятий «духовность», «мораль», «личность», «общество», «сознание» и других в контексте эволюции человеческой цивилизации.

Все это определяет актуальность написания нашей контрольной работы по философии, в которой мы уделим значительное внимание онтологическим, аксиологическим и этическим вопросам. Также мы сможем ближе ознакомиться с религиозной философией и кратко с философией сознания, представляющими собой актуальные направления исследований современной философии.

Перед нами стоят следующие задания:

проанализировать философию всеединства В. Соловьёва;

изучить возможность применения идей мыслителя и общественного деятеля Махатмы Ганди для решения глобальных проблем современности;

написать краткое эссе на тему: «Страдание - да ведь это единственная причина сознания» (Достоевский).

Целью написания контрольной работы является закрепление философских знаний и развитие навыков самостоятельного исследования, а также рассуждения.

1. Философия всеединства В. Соловьёва: структура и содержание

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) - один из выдающихся русских и мировых мыслителей ХХ века родился в 1853 году в Москве в украинско-польской аристократической семье. Одним из предков этого рода являлся сам Г.С. Сковорода (1722-1794) - известный украинский философ. Быть может, таким образом, судьба указывала, что в семье Соловьёвых должен появиться еще один великий мыслитель. Соловьёв получил прекрасное образование в Московском Университете и уже в 21 год показал себя, как зрелый философ, выступивший со своей работой «Кризис западной философии». Как ни парадоксально, но будущий великий идеалист в юности являлся закоренелым материалистом. Молодой Владимир перестал читать Библию, посещать церковь, что вызывало конфликт с отцом - весьма верующим человеком. Философ много путешествовал, его привлекали идеи Ф. Шеллинга (1775-1854), И. Фихте (1762-1814), И. Канта (1724-1804), А.С. Хомякова (1804-1860).

Философ преподавал сначала в Московском университете, затем в Санкт-Петербурге, он также пробовал себя на поприще литературы, занимаясь поэзий и публицистикой. Но особе место в его жизни занимала, конечно же, философия. В определенный момент в 1870-е гг. в мировоззрении мыслителя происходит коренной перелом - он обращает свои взоры к религиозной философии, а именно к философии христианства. Становясь глубоко верующим человеком, Соловьёв старается дать вере научное обоснование. С этого времени выходит ряд важных публикаций автора: «Философские начала цельного знания» (1877), «Чтения о богочеловечестве» (1878), «На пути к истинной философии» (1883), «Россия и Вселенская церковь» (1889), Общий смысл искусства (1890) и др. В них ученный создаёт свою систему теософии (учение о Божественной мудрости), разрабатывает учение о праве и истории. Миру открывается и учение Соловьёва о всеединстве, в частности о влиянии всеединства на культуру и искусство.

В 1881 г. Соловьёв публично отказывается от преподавательской карьеры и просит помилования для убийц императора Александра II. В обществе его поступок оценивают неоднозначно, у философа возникают проблемы с властями, а также с церковными иерархами. Светская часть общества воспринимает его либо как сумасшедшего, либо как «блаженного», а духовенство запрещает публикации, как еретические и опасные для православной церкви материалы.

Но все это не останавливает философа, он читает лекции на основе своих трудов, выступает как проповедник новых идей. Современники отмечали большую эмоциональность, порывистость Соловьёва, душевное не спокойствие. В своих трудах и выступлениях он отзывался с большим душевным переживанием о людях и проблемах общества, как бы предчувствуя катастрофические социально-исторические перемены и желая предотвратить их негативные последствия.

Одинокий, не имеющий семьи, увлечённый лишь своими идеями Владимир Соловьёв скончался в 1900 г. в Подмосковье в имени своего близкого друга тоже религиозного философа Сергея Трубецкого (1862-1905). Личность и философия Соловьёва и по сей день остаются загадочными и малоизученными. Советская научная школа выступила со строгой критикой его учения и на долгие годы «забыла» о наследии мыслителя.

Но учение Соловьёва - это первая в России целостная философская система, которую можно сравнить с европейским классическим идеализмом. Она является синтезом традиционных для европейской культуры форм рационального мышления с религиозно-мистическим мировоззрением. Основой этой системы выступает концепция всеединства, глубинное содержание которой заключается в том, чтобы утвердить христианство не только как форму личной веры, но и как исходную основу самой культуры. По словам Соловьёва, смысл концепта всеединства заключается в том, чтобы «ввести религиозную истину в форму свободно-разумного мышления». Т.е. трансформировать эту истину как интуитивное откровение или как экзистенциально-личностный опыт - переживание в общепризнанную субстанциональную основу человеческого бытия в рамках христианской цивилизации. Эта проблема весьма актуальна, если учесть, что в наше время христианство обретает новую популярность в России и мире, а проблемы отношений религии и философии не решены.

Поскольку идея всеединства определяет сущность философской рефлексии Владимира Соловьёва, рассмотрим семантику (смысловое содержание) развертывания концептуальных структур органического синтеза всеединства.

В трактате о «Философских началах цельного знания» Соловьёв раскрыл учение о сущем и бытии, при этом мистический реализм вошёл в конфликт с рациональным методом. Наследуя традиции немецкого идеализма, философ рассматривал Абсолют как единство противоположностей. При этом, инобытие, по сути тождественное бытию в мире, он включил в структуру Абсолюта как «свое другое». Рассмотрение Сущего у философа отличается от понимания Бога в христианской традиции, которая допускает наличие непреодолимой границы между Творцом и творением. Но тот, кто принимает принцип совпадения противоположностей, должен выбрать одно из двух: или отказаться от онтологического расхождения добра и зла, или ввести зло, негативное в сам Абсолют как его момент, как это было у в Я. Бёме (1775-1624), Ф. Шеллинга и самого Соловьёва. Однако, по мнению, некоторых исследователей, было бы неправильно назвать теории Соловьева «христианской философией», ведь в них сильны и нехристианские идеи, в них много от пантеизма. В.С. Соловьёв был, действительно, верующим человеком, но в его синтетический замысел входило включение и таких положений, что совсем несовместимы с христианством. А.Ф. Лосев (1893-1998) писал о том, что теоретические работы мыслителя являются классическими по форме, но небезупречными по смыслу: Соловьёву не удалось избегнуть пантеистических тенденций.

В понимании Абсолюта философ опирался на пантеистическую традицию и одновременно на догмат о Троице. Тринитарная структура Абсолюта оказалась для него ключом к философскому дискурсу троичности в разных жизненных сферах. Так, бытие, по Соловьёву, содержит в себе волю, представление и чувство; человеческая деятельность - жизнь, знание, творчество. Отсюда всеединство - единство Блага, Истины и Красоты.

Метафизика всеединства содержит в себе мистико-богословский и эстетичный аспекты, утверждая в Абсолюте начало красоты. Для Соловьёва важны эти оба аспекта метафизики, так как он признает возможность непосредственного влияния трансцендентных сил на человека, отождествляя это влияние с интеллектуальным созерцанием идей. Последнее рассматривается как пассивное состояние (медиум), в котором не принимает участие воля. Трубецкой охарактеризовал его философию так: «Своеобразная черта философии Соловьёва… заключается в том, что для нее общее познание приобретает мистическую окраску откровения, тем самым затмевается осознание специфических способностей как откровения, так и познания». Само умозрительное познание поднимает человека в высшую сферу бытия. Интеллектуальная интуиция как высшая форма ума, благодаря которой приоткрываются вечные истины, осуществляет прорыв в трансцендентный мир, не доступный не только воображению, но и уму.

Цель всеединства по Соловьёву: Богочеловечество и Всемирная Церковь

Соловьев считал важнейшим то, что в искусстве в отличие от познания, действительно и материально осуществляется преобразование мира, при этом не последнее место в этом процессе отводится всеединству. Н.А. Бердяев (1874-1948) писал об этом: «У него было видение целостности, всеединства мира, божественного космоса, в котором нет отделения частей от целого, нет вражды и раздора, нет ничего отвлечённого и самоутверждающегося. То было видение Красоты. То была интуиция интеллектуальная и эротическая. То было искание преображения мира и Царства Божьего.»

Целостная истина является победой христианских идей в будущем. Соловьёв связывает ее с коечной целью всеединства, со становлением Всемирной церкви, в которой, как в единой и нераздельной целостности, сольется все человечество. Он подразумевал универсум Церкви, именуемый «кафоличностью», и отмечал, что в ней исчезнут все конфессии и национальные особенности, общественные положения, все отдельное и разъединенное. Но единство в Боге не однообразно; это безусловная полнота всякой жизни. «При естественной непохожести людей - настолько же неминуемой, сколько и желательной, было бы очень грустно, если бы все люди были духовно и физически на одно лицо, они могут быть равны не сами по себе, а только через одинаковое свое соотношение с чем-нибудь другим, общим и важным». Таким высшим именно и есть Церковь, что вводит каждого в богочеловеческую Целостность - Всеединство.

Процесс совершенствования человека Владимир Соловьёв считал именно богочеловеческим: «Явление Богочеловека есть не только опосредствованное звено между человеком естественным и духовным, но имеет и более глубокое содержание. Оно неразрывно связано со всем мировым процессом, и с определением этого явления изменяется содержание и целесообразность мироздания». Разделяя человека естественного и духовного, философ не считает, что первый лишен элементов духовности. Однако эти элементы духовности в естественном человеке не способны сами по себе совершенствоваться. Для достижения совершенства естественный человек должен быть освещён благодатью, то есть достичь целостности, всеединства. Это освещение не отменяет естественного происхождения человека, а совершенствует или завершает его моральный принцип. Человек рассматривается как необходимое условие и предпосылка Богочеловечества.

Не возражая самого факта эволюции, философ в тот же время возражает принцип, «что высшие формы или типы бытия приоткрываются после низших, что они суть произведения или создание этих низших… каждое появление нового бытия есть… новое образование собственного положительного содержания высшего типа… Значит, что условие явления происходит от естественной эволюции природы, которая раскрывается от Бога». Соловьёв утверждал, что полнота христианства принадлежит не к внебожественному миру как к таковому, но к миру, соединенному с Богом, который действует в одном направлении с Ним и воплощает во времени его вечную сущность. Использование этой боголюбивой власти требует свободного подчинения и живого содействия со стороны всего человечества. Эта идея религиозной этики коллективного человека развита философом в труде «Оправдание добра». Франк С.Л. (1877-1950) по этому поводу делал ударение на том, что русское мировоззрение, в противоположность западному, содержит в себе ярко выраженную философию «Мы» или «Мы-философию». Для нее последним основанием жизни духа, его сущности является «Мы», а не «Я». «Мы» понимается не как высшее единство большинства «Я», что только приходит к синтезу, а как первично данное неразложимое единство, из лона которого только и вырастает «Я» и с помощью которой это «Я» становится возможностью «Я» и «Ты».

В работе «Философские начала цельного знания» Соловьёв называет идеальное человечество Софией, которая разделяется на Абсолютную Богочеловеческую Софию и Софию тварную. Они связаны между собой таким образом, что Абсолютная София выступает моделью для Божественной, а Божественная София выступает моделью для тварной Софии. Когда в «Чтениях о Богочеловечестве» у него речь идет о человеческом обществе и оно именуется Софией, то это - тварная София, которая в книге «Россия и Вселенская Церковь» будет им именоваться Душой Мира, полнотой или абсолютной всецелостью (всеединством) бытия, универсальной субстанцией абсолютного единства и Премудростью Божьей. А личность Богочеловека, соединяющая в себе Божественную и человеческую природу, выступают парадигмой истории человечества.

Настоящей сущностью Богочеловечества мыслитель считает Церковь, которая реально объединяет человечество с Богом. Все церковные формы, полагал он, соединятся в Единую Всемирную Церковь, где осуществится полнота синтеза восточной и западной культуры. Примирение двух культур проложит путь философскому осмыслению духовного взаимодействия Запада и Востока и прольет свет на так называемую «русскую идею», покажет место России и ее историческую роль в этом процессе. Соловьёв считал, что Запад, Восток и Россия составляют «три силы», которые действуют в истории человечества: «Раз мы признаем существенное и реальное единство человеческого рода - а признать его приходится, ибо это есть религиозная истина, оправданная рациональной философией и подтвержденная точной наукой, - раз мы признаем это субстанциональное единство, мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, - вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога». (Соловьёв В. «О христианском единстве»). Каждая нация должна стремиться к органическому единству, которое породит христианское единство - всеединство.

После боговоплощения высшее человеческое единство - всемирное тело - реально существует на земле в Богочеловечестве. Оно не совсем совершенное, но оно существует. Как подчёркивают другие исследователи, по мнению Соловьёва, содержание истории - это процесс слияния, которое через усилие внутренней жизни Богочеловечества должен стать единой целью всего человечества.

2. Значение философии всеединства для философии и культуры современности

У В. Соловьёва много настоящих прозрений о связи целостности жизни и цельного знания с секуляризацией культуры. Построение целостной культуры имеет собственную диалектику, и это есть построение христианской культуры, так как нам нужно осознать, что западная культура неотделима от восточной. «Но если общая теоретическая цель человеческого знания состоит в том, чтобы понять смысл вселенной, то ни новая философия, ни новая наука не представляют нам прямого пути к достижению этой цели». (Соловьёв В. Сочинения. Т.2.) Понять содержание мира - означает, прежде всего, понять внутреннее и необходимое соотношение между двумя сторонами действительного познания. «Неудача европейского рационализма на этом пути обусловлена тем, что великое умственное развитие новой Европы - как в своем чисто философском, так и в своем положительно-научном разветвлении - страдает каким-то общим коренным недугом». Под этим недугом мыслителем понимается абстрактное философствование, отвлеченное от чего-то истинного, не являющегося просто идеей человеческого разума. Преодоление этого «недуга» открывает новые перспективы. Для Соловьёва это преодоление заключается в философском признании человеческим умом той положительной истины, которая дается в Откровении: «ум получает твёрдую предметную опору для своей метафизической работы и переносит философию из области человеческих измышлений в область божественной истины». (Соловьёв В. Сочинения. Т.2.)

Владимиру Соловьёву удалось противопоставить секулярной культуре в свое время адекватную критику этой культуры с религиозно-философских позиций, которая ни в чем не уступали ей. И именно в этом отношении у Соловьёва есть чему поучиться. Можно считать утопическим его стремление к всеобъемлющему синтезу всех тенденций религиозной и философской жизни в пределах «вселенского учения», которое служило своеобразным примером применения ключевой для философа идеи «всеединства» к судьбе культуры. Но невозможно возражать, что во многом благодаря заслугам Соловьёва и его философии всеединства христианская мысль в форме этой самой философии на некоторое время снова стала движущей силой для развития культуры в целом.

Таким образом, новая религиозная философия, у истоков которой стоял Соловьёв, оказалась целиком достойной реакцией христианства на модернизм. И потому возникает закономерный вопрос: «Можно ли ожидать, что современная христианская традиция окажется способной даты адекватный ответ на вызовы постмодернизма? Пригодиться ли ей в этом теория всеединства?» Этот вопрос остается открытым. Но если христианство как смыслообразующее ядро культуры не хочет исчезнуть, то оно может воспользоваться тем шансом, который лежит именно в этом направлении. Приверженцы христианства будут правы не тогда, когда они в очередной раз скажут: «Мы предупреждали», а только тогда, когда они смогут сказать: «Мы предотвратили». Так как, как справедливо сформулировал сам Соловьёв, «все испытывается своей противоположностью». А потому выход из культурного кризиса может заключаться лишь во взаимной проблематизации культурных противоположностей. Только так противоположности будут по-настоящему учитывать друг друга и окажутся в такой ситуации, когда они не смогут плюралистично игнорировать оппонента и вступят в настоящую борьбу и взаимодействие.

3. Актуальность философских идей Махатмы Ганди для современного общества

На наш взгляд главными проблемами современного общества являются проблемы популяризации философии потребления, насилия и агрессии, что ведёт к ряду других глобальных социально-экономических проблем: несправедливому распределению доходов в мире, усилению нетерпимости, милитаризации, возникновению локальных конфликтов, грозящих перейти в мировую войну, росту экологических проблем и т.д.

Философия Махатмы Ганди (1869-1948) (Мохандаса Карамчанды «Махатмы» Ганди) - выдающегося философа, общественного деятеля и политического лидера ХХ века, творца идеологии «ненасилия» на наш взгляд позволяет разрешить острые проблемы современного мира.

Современные философы и общественные деятели видят прогресс человечества лишь в сфере научно-технического прогресса, но как показывают реалии жизни, НТР не делает человека счастливее и не ликвидирует насущные проблемы. Ганди же в своей философии став ударение на том, что прогресс человечества это прогресс отдельных людей, а прогресс одного человека - это духовное самосовершенствование по принципу ахимсы - любви и не причинения вреда всему живому. Поэтому каждый человек должен совершенствоваться морально: уметь прощать, помогать ближнему, довольствоваться минимум материальных благ. Таким образом, Ганди был одним из первых, кто высказался за антипотребительство, за простой образ жизни, снижение уровня индустриализации, «примирение человека с природой». Если современное общество возьмёт на вооружение эти идеи, то снизиться ресурсная нагрузка на планете, уменьшиться вероятность развития финансовых кризисов, появится возможность более справедливого распределения доходов. А, значит, исчезнут социальная напряжённость, поводы для вооружённых столкновений, улучшится качество жизни миллионов людей.

Немаловажно в учении Ганди и то, что он уравнивал все религии и призывал их к диалогу, тем самым, упраздняя корни для религиозных конфликтов. Универсальная религия должна объединить мир: «Эта основа, является верой в установленное моральное руководство вселенной… Эта религия превосходит и индуизм, и ислам, и христианство и т.п. Она не заменяет их, но, находясь в полной гармонии с ними, дает им право на существование» - писал мыслитель.

Ганди же напоминает, мораль начинается с совести отдельного индивида, а отдельный индивид - это часть жизни Бога, создавшего этот мир. Поэтому люди должны осознать присутствие Бога в их жизни, как Истины и Правды, как общей морали и начать вести размеренный простой образ жизни, где труд чередовался бы с духовным самосовершенствованием, самообразованием. При этом сам человек сможет оставаться скромным, любящим, умиротворённым, правдивым, бесстрашным действуя лишь по зову свободной воли. Ведь от рождения каждый из нас содержит в себе добро и зло, первое следует развивать, второе - искоренять. Сама Ганди один день недели уделял молчанию, чтению и получению новых знаний. Он собственноручно ткал такни и шил себе одежду, максимально упрощал свой быт, чего требовал и от своих последователей. Если же человек и достиг богатства, то, по его мнению, он должен не забывать о бедняках.

Однако, мыслитель видел и признавал, что не все люди захотят идти путем добра. В обществе очень много зла и несправедливости, но бороться с ним лидер и философ призывал без применения насилия - путем сатьяграхи. Сатьяграха включает акции гражданского неповиновения, прекращение сотрудничества, в том числе торгово-экономического, бойкот и протест. Эта идея Ганди не является сугубо теоретической, она была использована его народом неоднократно на практике, благодаря чему Индия обрела независимость. Современное человечество должно понять, что гонка вооружений, особенно ядерная, милитаризация, эскалации конфликтов, централизация власти и злоупотребление ею ведут человечество к саморазрушению, поэтому насилие и несправедливость должны быть искоренены. Прежде всего, в ход должны идти ненасильственные методы борьбы, как гуманные и эффективные способы борьбы со злом. Высшим проявлением этой философии является принцип сатьяграха ашраму - разумного служения родине. Это очень важно понять, ведь многие «патриоты» считают, что любовь к родине может сочетаться с ненавистью к другим народам, а насилие - неотъемлемая часть укрепления отечества. Внутри же любой страны люди не могут быть равны по своим способностям, но должны быть равным по правам и экономическим возможностям. А руководить должны лишь честные, умные политики.

Однако, навязывать людям свои идеи законодательно Ганди не считал нужным, он полагал, что главный двигатель общества - это совесть, мораль. Для развития же морали в обществе должны быть очень хорошо развиты система воспитания и образования, как залог будущего благополучия.

4. «Страдание - да ведь это единственная причина сознания» (Достоевский)

Как понять нам это высказывание Достоевского и согласиться ли с ним? На протяжении своей жизни каждый человек сталкивается с физическим и моральным страданием. Еще у Аристотеля страдание выступало в качестве одной из философских форм или категорий. Наряду с другими компонентами оно, по мнению мыслителя, позволяет человеку усваивать информацию извне. В философии христианства страдание выступает главным путем к спасению души, т.к. оно при наличии терпения очищает душу человека, делает его праведным. Европейские философы А Шопенгауэр (1788-1860) и С. Кьеркегор (1813-1855) в своих этических учениях приходят к выводу, что страдание - неизбежно.

С категориальной точки зрения у страдания должна быть противоположность - наслаждение. При этом если мы будем рассматривать сознание не как сугубо психическое явление, но соотношение людей с миром, то идея Достоевского может быть волне оправдана. Индивид осознает своё место по отношению к предметам и явлениям мира через страдание или наслаждение. Но страдание может оказывать гораздо большее преобразующее влияние, т.к. человек всеми силами будет стараться изменить предметы и явления, чтобы они перестали быть источниками страданиями, в то время как к разным источникам наслаждения разные индивиды могут оставаться индифферентны. Прибегнем к методу аналогии в нашем рассуждении. Если ребёнок обжог руку, он начинает сознавать, что такое огонь, если личность испытала страдание, она начинает осознавать, что является его причиной, а значит, расширяет своё сознание до понятий добра и зла, до истинного философского сознания.

Заключение

В данной контрольной работе мы рассмотрели три важных для современной философской науки вопроса, а именно: проанализировали идею всеединства В. Соловьёва и ее влияние на современную философию христианства, изучили возможность применения идей мыслителя и общественного деятеля Махатмы Ганди для решения глобальных проблем современности, а также написали краткое эссе, в котором рассуждали над высказыванием писателя Ф. Достоевского «Страдание - да ведь это единственная причина сознания».

В результате мы смогли понять, что всеединство по Соловьёву - это единство различных элементов человеческого и божественного бытия, формирующее полноту миру. На аксиологическом уровне всеединство представлено Истиной, Добротой и Красотой (в частности искусством), а на онтологическом - Софией Божественной (высшей мудростью) и Софией тварной (материальным мир и людьми). Объединение двух Софий в Боговоплощении должно произойти посредством цельной истины, цельного сознания и создания Вселенской Церкви. В этом учении главной заслугой Соловьёва стала адекватная критика светской культуры и материалистической философии. В современном мире духовность, основанная на всеединстве Истины, Доброты и Красоты крайне необходима обществу, неспособному решить многие наболевшие вопросы, в т.ч. отношений различных религий, развития потребительского общества, усиления культа насилия.

Эти проблемы в своем философском учении старался решить и Махатма Ганди, призывая людей к моральному самосовершенствованию, антипотребительству и ненасильственной борьбе со злом и несправедливостью. Поэтому его идеи можно счесть очень актуальными для современности, как и признать страдание в качестве источника философского сознания, позволяющего определять то самое добро и зло.

Список использованной литературы

1.Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. - М.: Реабилитация, 1999. - 464 с.

2.Ганди М. Моя вера. Пер. Звернев Я., Прокошина Ж. - М.: Йога Экс-Пресс, 2009. - 256 с.

.Гончарук Е.А. Страдание в системе философско-антропологического знания // Психология и психотехника. 2014. №7. С. 692-700.

.Гутова С.Г. Духовная эволюция человека в философии всеединства Вл. Соловьёва // Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 30. №4. С. 3-6.

.Ермолин А.В., Азов А.В. Софиология и всеединство в философии В.С. Соловьёва, Л.П. Карсавина и С.Н. Булгакова // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1. №1. С. 302-304.

.Жордис К. Махатма Ганди. Пер. Колодочкиной Е. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 334 с.

.Киселев Г.С. Религиозные смыслы мира человека // Вопросы философии. 2011. №5. С. 18-29.

.Кудрявцев-Платонов В.Д. Философия религии. М.: ФондИВ, 2008. - 676 с.

.Маслин М.А. История русской философии. - М.: Инфра-М, 2013. - 640 с.

.Сидорин В.В. Об одной попытке философии истории В.С. Соловьёва // Историко-философский ежегодник. 2012. №2011. С. 330-340.

.Соловьёв В.С. Сочинения в 2 томах. Под ред. А.Ф. Лосева. Т1. - М.: Мысль, 1990. - 892 с.

.Соловьёв В.С. Сочинения в 2 томах. Под ред. А.Ф. Лосева. Т2. - М.: Мысль, 1990. - 822 с.

.Соловьёв В.С. О христианском единстве. - М.: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино. - 334 с.

.Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Владимира Соловьёва. - М.: Медиум, 1995. - 606 с.

.Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. - 608 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!