Тема: Совершенствование системы безналичных расчетов в коммерческих банках Республики Казахстан

  • Вид работы:
    Диссертация
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    26,73 Кб
Совершенствование системы безналичных расчетов в коммерческих банках Республики Казахстан
Совершенствование системы безналичных расчетов в коммерческих банках Республики Казахстан
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время на рынке банковских услуг наблюдается неуклонный рост доли безналичных расчетов, в том числе и с использованием пластиковых карт. Во многом это объясняется удобством такой формы расчетов, сокращением расходов на поддержание наличного оборота (по статистике примерно пятая часть каждого наличного тенге уходит на поддержание его же собственного обращения), а так же просто нехваткой наличных денег. В любом случае, сегодня не найти банк, который не занимается безналичными расчетами, а в скором времени, учитывая тенденцию, не останется банков, не реализующих карточные продукты. Безналичный расчет используется в таких сферах хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ и услуг, получение и возврат банковских кредитов, выплаты и использование фактических доходов. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость, деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Осуществление безналичных платежей и расчетов с использованием пластиковых карт, дает не только преимущества, но и следующие проблемы.

Со времени своего появления банки неизменно вызывали преступный интерес. И этот интерес был связан не только с хранением в кредитных организациях денежных средств, но и с тем, что в банках сосредотачивалась важная и зачастую секретная информация о финансовой и хозяйственной деятельности многих людей, компаний, организаций . В настоящее время значение информации, хранимой в банках, значительно увеличилось. В результате повсеместного распространения электронных платежей, пластиковых карт, компьютерных сетей объектом информационных атак стали непосредственно денежные средства как банков, так и их клиентов. Совершить попытку хищения может любой - необходимо лишь наличие компьютера, подключенного к сети Интернет. Причем для этого не требуется физически проникать в банк, можно «работать» и за тысячи километров от него. В наши дни в связи со всеобщей информатизацией и компьютеризацией банковской деятельности значение информационной безопасности банков многократно возросло.

Компьютеризация банковской деятельности позволила значительно повысить производительность труда сотрудников банка, внедрить новые финансовые продукты и технологии. Однако прогресс в технике преступлений идет не менее быстрыми темпами, чем развитие банковских технологий. В настоящее время свыше 90% всех преступлений связано с кражей пластиковых карт и считывания при помощи специальных устройств ценной для клиента информации так же существует большая угроза с пластиковыми картами при посещении стран с высоким уровнем риска карточного мошенничества .На данный момент банкам необходимо уделять пристальное внимание обеспечению технической модернизации и устранение частых проблем возникающих при осуществлении безналичных расчетов и использования пластиковых карт в своей деятельности. Данная работа сопряжена, с расширением спектра предлагаемых услуг, снижением расходов на оборот наличности, а так же с целью получения дополнительных доходов для повышения конкурентоспособности и престижа коммерческого банка.

Именно проблемы и перспективы использования безналичного расчета и пластиковых карт является сейчас наиболее актуальной и наиболее неисследованной. Если в обеспечении физической и классической информационной безопасности давно уже выработаны устоявшиеся подходы (хотя развитие происходит и здесь), то в связи с частыми радикальными изменениями в компьютерных технологиях требует постоянного совершенствования банковских технологий и системы защиты пластиковых карт и безналичного расчета.

Цель магистерской работы: Детальное или глубокое изучение безналичных расчетов и использование пластиковых карт в АО «Народном Банке Казахстана», разработка рекомендаций по совершенствованию безналичных расчетов и пластиковых карт.

Для достижения этой цели в рамках магистерской работы необходимо решить следующие задачи:

Дать научно-теоретическую характеристику основам формирования и функционирования рынка безналичных расчетов и операций с пластиковыми карточками в Республики Казахстан

Проанализировать современное состояния рынка безналичных расчетов и пластиковых карт в Республики Казахстан.

Провести краткий экономический анализ деятельности АО «Народного Банка» на рынке банковских услуг в Республики Казахстан.

Произвести анализ безналичных расчетов и расчетов с использованием пластиковых карт на примере АО «Народного банка»

Выявить проблемы и перспективы развития рынка безналичных расчетов и пластиковых карт на примере АО «Народного Банка» Республики Казахстан.

Выработать пути совершенствования использования безналичных расчетов и пластиковых карт в АО «Народном Банке Казахстана»

Объектом исследования магистерской работы является АО «Народный Банк» Республики Казахстан.

Предметом исследования является деятельность банка по осуществлению безналичных платежей и операций с пластиковыми картами, применение и внедрение новых видов платежных инструментов.

В рамках разработки проекта были использованы нормативные документы, положения ЦБ РК внутренние положения коммерческого банка, словари, методические и учебные пособия, периодическая литература, ресурсы Internet.

Для решения задач, поставленных в рамках магистерской работы, применялись следующие методы: планирование, прогнозирование.

Изложенный в магистерской работе материал может иметь определенную ценность для работников банков при решении практических задач в рамках внедрения и развития нового вида банковских услуг: производство и реализации карточных продуктов (в частности кредитных карт).

1. Теоретические основы организации системы безналичных расчётов и использование пластиковых карт в Республике Казахстан

.1 Понятие и экономическое значение безналичных расчетов в современном денежном обороте Республики Казахстан

Выполнение банками функции безналичных расчетов связано, прежде всего, с концентрацией и хранением на банковских счетах свободных денежных средств хозяйства, государства и населения. Коммерческие банки открывают своим клиентам различные виды счетов: текущий, лицевой, депозитный, контокоррентный, ссудный и т.д. В условиях коммерческого расчета и самофинансирования текущий счет является главным счетом в банке. С помощью этого счета производятся все денежные операции по оплате сырья, материалов, выплате заработной плате, взносам в бюджет, а также поступления денежной выручки от реализации товаров, работ и услуг.

Банковский счет - это способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приему депозита (вклада) и совершению банком операций, связанных с осуществлением банковского обслуживания клиента, предусмотренного договором, законодательством и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банковские счета могут открываться и вестись как в тенге, так и в иностранной валюте и подразделяются на текущие, сберегательные и корреспондентские счета.

Текущие сберегательные счета - банковские счета физических и юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц (филиалов и представительств).

Корреспондентские счета - банковские счета банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

При открытии текущего или корреспондентского счета по договору банковского счета банк обязуется принимать деньги, поступающие в пользу клиента, выполнять распоряжения клиента о переводе (выдаче) клиенту или третьим лицам соответствующих сумм денег и оказывать другие услуги, предусмотренные договором банковского счета [1].

Договор банковского счета должен содержать следующее:

) предмет договора;

) регистрационный номер налогоплательщика-клиента, указанный в документе, выданном органом налоговой службы, за исключением случаев, когда представление такого документа при открытии банковского счета не требуется;

) порядок распоряжения деньгами, находящимися в банке;

) условия оказания банком услуг и порядок их оплаты.

В договоре банковского счета могут быть предусмотрены иные условия, согласованные сторонами.

В договоре банковского счета должны также содержаться дополнительные требования, установленные законодательством.

Для открытия банковского счета клиенту необходимо представить:

для юридических лиц-резидентов Республики Казахстан и их обособленных подразделений (филиалов и представительств):

документ с образцами подписей и оттиска печати;

оригинал документа, выданный органом налоговой службы, подтверждающий факт постановки клиента на налоговый учет;

копию документа установленной формы, выданного уполномоченным органом, подтверждающего факт прохождения государственной регистрации (перерегистрации);

для филиалов и представительств - копия доверенности, выданная юридическим лицом-резидентом Республики Казахстан руководителю филиала или представительства;

нотариально удостоверенную копию устава (для обособленных подразделений - Положения) либо документа, подтверждающего факт деятельности клиента на основании типового устава;

для государственных учреждений, финансируемых из государственного бюджета - разрешение Министерства финансов Республики Казахстан;

В течение трех рабочих дней после открытия банковского счета юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, банки обязаны уведомить об этом соответствующие органы налоговой службы.

Платежи и переводы денег, осуществляемые через корреспондентский счет банка-нерезидента, открытый в уполномоченном банке, производятся только в безналичном порядке. Выдача выписок по банковским счетам производится банками в соответствии с договором. Банк вправе предоставлять услуги по передаче (доставке) клиенту выписок по их счетам электронным способом либо нарочно, если это предусмотрено в договоре. Приостановление расходных операций по банковским счетам или арест денег, находящихся на банковском счете, производится согласно законодательным актам Республики Казахстан на основании соответствующих решений (постановлений) уполномоченных органов, обладающих правом приостановления расходных операций на банковском счете или ареста денег клиента, находящихся на банковском счете.

Возобновление операций по банковским счетам производится на основании соответствующих письменных уведомлений уполномоченных органов об отмене решений (постановлений) о наложении ареста на деньги, находящиеся на банковском счете, или приостановлении расходных операций на банковском счете.

При недостаточности денег на банковском счете, к которому предъявлены решения (постановления) уполномоченных органов о наложении ареста, банк принимает к исполнению указанные решения (постановления) и приостанавливает расходные операции до накопления необходимой суммы, указанной в решении (постановлении) о наложении ареста.

При отсутствии денег на банковском счете, к которому предъявлены решения (постановления) уполномоченных органов о наложении ареста на деньги клиента, находящиеся на таком счете, банк не позднее трех рабочих дней после получения такого решения уведомляет соответствующие органы о невозможности его исполнения с указанием причин и запрашивает указанные органы о дальнейших действиях по исполнению решений (постановлений) о наложении ареста.

При поступлении в банк решений уполномоченных органов о приостановлении расходных операций на банковском счете, банк приостанавливает совершение расходных операций на таком счете.

Юридические лица, их филиалы или представительства представляют в банк документы с образцами первой и второй подписи (подписей) и оттиска печати, составленные на государственном и русском языках.

В документах с образцами подписей и оттиска печати, представляемых юридическими лицами, их филиалами или представительствами, правом первой подписи обладает руководитель и/или другие уполномоченные им лица. Право второй подписи предоставляется главному бухгалтеру и/или другим уполномоченным лицам.

Данные полномочия предоставляются на основании учредительных документов, либо приказов руководителей соответствующих юридических лиц, филиалов или представительств, либо иных документов, на основании которых предоставлены такие полномочия.

Если в штате юридического лица, филиала или представительства отсутствуют лица, которым может быть предоставлено право второй подписи, документ принимается банком с образцом только первой подписи, о чем делается соответствующая запись в данном документе.

В документах с образцами подписей и оттиска печати должен быть образец оттиска печати юридического лица, филиала или представительства юридического лица.

Данное требование не распространяется на юридических лиц-нерезидентов Республики Казахстан, их филиалов и представительств, у которых отсутствует печать вследствие специфики законодательства страны происхождения таких юридических лиц. Запрещается принимать образцы оттиска печатей, предназначенных для специальных целей ("отдел кадров", "для пакета" и других). Банк вправе требовать нотариального удостоверения подписей лиц, внесенных в документ с образцами подписей и оттиска печати. В населенных пунктах, где отсутствуют нотариусы, подписи лиц, внесенных в документ с образцами подписей и оттиска печати, удостоверяются местным органом исполнительной власти. В случае временного предоставления клиентом права подписи другому лицу, оформляется временный документ с соответствующими образцами подписей

В случае переименования юридического лица, утери или износа печати, банк вправе предоставить клиенту необходимый срок для изготовления новой печати. В период изготовления печати банком и клиентом устанавливается порядок оформления платежных документов без печати клиента, который должен быть указан в договоре. Необходимое количество экземпляров документов с образцами подписей и оттиска печати, представляемых клиентом для открытия счета, определяется банком.

При этом один из экземпляров должен постоянно находиться у операционного работника банка, другой - в деле клиента банка. Остальные экземпляры хранятся в порядке, установленном внутренними правилами банка. При замене хотя бы одного образца подписи либо оттиска печати, в банк представляется новый документ с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенный в порядке, указанном в Инструкции.

Конкретное применение тех или иных документов определяется формой безналичных расчетов. Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов. Порядок их оформления регламентируется Постановлением Правления Национального банка Республики Казахстан от 25 апреля 2000 года N 179 «Об утверждении Правил использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан», которое предусматривает единый документооборот в банках[2]. При безналичных расчетах применяются формы, основанные на следующих основных расчетных документах: платежные поручения; платежные требования-поручения; чеки; аккредитивы. Безналичные расчеты могут быть также организованы с использованием векселя, и пластиковой карточки.

Помимо форм расчетов можно говорить о способах и видах платежа.

Выделяются следующие способы платежа:

  1. перечисление денежных средств с расчетных и других счетов плательщиков на счета получателей;
  2. зачет взаимных требований плательщиков и получателей (клиринг) с перечислением на соответствующие счета участников зачета лишь незачётной суммы;
  3. гарантированный платеж получателя, который может осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без такового.

По видам выделяются следующие платежи: полной суммой, частями, по сальдо взаимных требований.

Все расчетные документы вне зависимости от формы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать следующую информацию: наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; номер корреспондентского счета, и название банка плательщика; наименование плательщика и номер его расчетного счета в банке, а также его расчетный номер налогоплательщика (РНН); наименование получателя средств, номер его расчетного счета и РНН; наименование, номер корреспондентского счета и банк получателя; название платежа; сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью; на первом экземпляре поручения - оттиск печати.

Расчетные документы принимаются к исполнению при наличии подписей лиц, имеющих право подписи при совершении расчетно-денежных операций по счетам в банке. Расчетные документы по операциям предпринимателей, без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии в них одной подписи, указанной в карточке, с образцами подписей, без оттиска печати. Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Прием документов производится в дни и время работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком в течение операционного дня, проводятся в тот же день. За несвоевременное или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление сумм, причитающихся клиенту, он, владелец счета, вправе потребовать от банка уплаты в пользу штрафа в размере 0,5% несвоевременно зачисленной и списанной суммы за каждый день задержки, если иное не предусмотрено договором между банком и владельцем счета. Расчетные документы предоставляются в необходимом количестве экземпляров для банка и всех участвующих в расчетах сторон.

Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Списание средств со счета плательщика производится на основании первого экземпляра документа или на основании документа, переданному по телефаксу. При использовании систем типа клиент - банк списание средств может происходить по электронной копии платежного документа.

Участниками платежной системы Казахстана являются нефинансовый сектор (предприятия, организации, фирмы), личный сектор и финансовый сектор (банки и другие кредитные учреждения).

Нарушение договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

Экономическое значение безналичных расчетов велико, так как:

  1. безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временно свободные денежные средства предприятий, хранящиеся в банках, являются одним из источников кредитования;
  2. безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве;
  3. четкое разграничение безналичного и наличного денежного оборотов создает условия, облегчающие планирование денежного обращения и безналичного денежного оборота. Расширение сферы безналичного оборота позволяет более точно определять размеры эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.

С одной стороны, развитие безналичных расчетов приводит к сокращению потребности в наличных деньгах и к экономии издержек обращения. Чем крупнее платеж, тем сильнее проявляются эти преимущества. Однако, если сумма уплаты незначительна, то более экономичен взнос наличными. С другой стороны, безналичные расчеты могут заменять собой банкнотное обращение. Особое значение приобретают безналичные расчеты при попытках стабилизации валюты, так как они облегчают переход от «падающих» денег к золотому обращению (или к валюте, имеющей золотое обеспечение). Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способность денег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание (например, развитая чековая система), тогда чрезмерное форсирование их, подобно чрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитие безналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как и эмитирование банкнот.

Таким образом, можно сказать, что безналичные расчеты - совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода. Их назначение состоит в погашении денежных и кредитных обязательств юридических и физических лиц на основе функционирования денег как безналичного средства платежа [3].

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы, как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования.

Второй принцип организации расчетов - осуществление расчетов по банковским счетам. Клиенты вправе открывать необходимое количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законом.

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого безусловного выполнения обязательств.

Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств.

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдением договорных условий.

Безналичные платежи в Казахстане производятся путем:

-выдачи платежного документа, содержащего денежное обязательство,

либо указание о выплате денег;

предъявления платежного документа, содержащего денежное -обязательство, либо указание о выплате денег;

передачи платежного документа или электронного сообщения, содержащего указание о выплате денег.

Осуществление безналичных платежей может производиться как с использованием банковского счета клиента, так и без него в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении платежей и переводов денег является Закон Республики Казахстан "О платежах и переводах денег" от 29.06.1998 г. Виды и порядок оформления и использования платежных документов при проведении безналичных платежей и переводов денег, права, обязанности и ответственность участников платежей и переводов денег определяют "Правила использования платежных документов и осуществления безналичных платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан".

Отношения, возникающие при осуществлении платежей и переводов денег в Республике Казахстан, кроме отношений, связанных с осуществлением переводов денег организациями почтовой связи закреплены в Законе Республики Казахстан от 29.06.1998 г. № 237-1 "О платежах и переводах денег".

На территории Республики Казахстан применяются следующие способы осуществления платежей и переводов денег:

-передача наличных денег;

предъявление платежных поручений;

выдача чеков;

выдача векселей или их передача по индоссаменту;

использование платежных карточек (в том числе микропроцессорных

платежных карточек);

прямое дебетование банковского счета;

-предъявление платежных требований-поручений;

предъявление инкассовых распоряжений;

иные способы, установленные законодательством Республики Казахстан. Правила и особенности применения способов осуществления платежей и (или) переводов денег и основные требования к содержанию указаний устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан.

Расчеты платежными поручениями - самая распространенная в настоящее время форма расчетов. Платежное поручение - способ проведения платежа и (или) перевода денег, предусматривающий предъявление отправителем указания банку-получателю о переводе определенной в данном указании суммы денег в пользу лица, указанного в поручении либо требовании в качестве получателя денег при совершении перевода денег, а также при безналичных платежах, осуществляемых без перевода денег. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаям делового оборота. Права и обязанности между отправителем и банком-получателем, связанные с использованием платежного поручения, устанавливаются в договоре между ними, а их фактическая реализация возникает с момента предъявления в банк-получатель платежного поручения. Банк-получатель после получения такого указания должен его акцептовать либо мотивированно отказать в его акцепте. В случае акцепта платежного поручения банком-получателем у отправителя возникает право требования по исполнению акцептованного платежного поручения.

Платежное поручение на перевод денег принимается банком получателем в течение десяти календарных дней с указанной в нем даты выписки. Кроме платежного поручения или заявления на перевод денег, отправитель обязан по требованию банка-получателя в соответствии с законодательством Республики Казахстан предъявить документы, подтверждающие обоснованность платежа.

Выдача чека - способ осуществления платежа, при котором платеж производится путем выдачи чекодателем одноименного платежного документа чекодержателю. Выдача чека не является исполнением денежного обязательства чекодателя, во исполнение которого такой чек был выписан. Исполнение указанного обязательства происходит в момент получения денег по чеку.

Чеки подразделяются на покрытые и непокрытые. Покрытыми являются чеки, которые обеспечены депозитом, предварительно внесенным чекодателем в банк. Непокрытые - чеки, которые не были предварительно обеспечены депозитом. Чеки могут содержать гарантию банка по их оплате, в том числе по непокрытым чекам. Права и обязанности чекодателя и банка, связанные с использованием чека, возникают на основании договора об использовании чеков между чекодателем и банком. Права чекодержателя возникают с момента получения чека от чекодателя. Реализация указанных прав и обязанностей производится с момента выдачи чека чекодателем.

У чекодержателя возникает право денежного требования к банку чекодателя в сумме, указанной в чеке. Банк чекодателя оплачивает чек, предъявленный чекодержателем, либо мотивированно отказывает в его оплате в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан. Отказ в акцепте указания банком-получателем производится:

-при необеспечении отправителем суммы денег, необходимой для осуществления перевода;

если платежный документ содержит признаки подделки;

при несоблюдении отправителем требований, установленных законодательством и(или) условиями договора к порядку составления и предъявления указания о переводе денег;

при несоблюдении иных требований, установленных законодательством и(или) условиями договора[4].

Прямое дебетование банковского счета - способ осуществления платежа, при котором производится изъятие денег у отправителя и передача их в пользу бенефициара на основании предварительного разрешения отправителя денег об указанном изъятии, действующего в течение определенного периода времени и/или в пределах определенной суммы денег. Для осуществления платежа путем прямого дебетования банковского счета между отправителем денег и его банком заключается договор, в соответствии с которым отправитель дает согласие на изъятие денег с его банковского счета на основании требований бенефициара за поставленные товары, выполненные работы либо оказанные услуги (далее договор прямого дебетования банковского счета).

В договоре прямого дебетования банковского счета указываются документы бенефициара, при наличии которых банк отправителя денег осуществляет платеж путем прямого дебетования банковского счета. Договор может быть заключен в форме заявления отправителя денег, в соответствии с которым отправитель дает согласие банку на изъятие денег в пользу бенефициара путем прямого дебетования банковского счета.Условия договора прямого дебетования банковского счета могут быть указаны в договоре, заключенном между отправителем денег и его банком, и являющемся основанием для предъявления требований банка к отправителю денег (договор банковского счета, договор банковского займа и другие).

Платеж путем прямого дебетования банковского счета осуществляется на основании договора между отправителем денег и его банком, в соответствии с которым отправитель дает согласие на изъятие денег с его банковского счета на основании требований бенефициара за поставленные товары, выполненные работы либо оказанные услуги с приложением соответствующих документов к указанному выше договору.

Права и обязанности отправителя денег и его банка при проведении платежа при прямом дебетовании банковского счета возникают с момента заключения соответствующего договора между отправителем денег и его банком. У банка возникает обязанность исполнения требований третьих лиц, предъявляемых к банковскому счету клиента в пределах суммы денег и (или) периода времени, предусмотренных в указанном договоре.

Платежное требование-поручение - способ осуществления платежа, при котором банк отправителя денег предъявляется требование отправителя к отправителю денег о выплате суммы, указанной в требовании, на основании и с приложением документов, подтверждающих указанное требование. Платежное требование-поручение подлежит исполнению банком отправителя денег только при наличии акцепта отправителя денег. Если отправитель предъявит в банк отправителя денег платежное требование-поручение с приложением к нему документов, содержащих согласие отправителя денег на безакцептное изъятие денег с его банковского счета, такое платежное требование-поручение не требует акцепта отправителя денег.

Порядок предъявления платежных требований-поручений, а также требования о необходимости приложения к ним оригиналов либо копий документов, подтверждающих обоснованность изъятия денег, устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.

Права и обязанности при платежах с использованием платежных требований-поручений возникают с момента их предъявления в банк отправителя денег. Банк отправителя денег не позднее рабочего дня, следующего за днем получения платежного требования-поручения, должен передать полученное платежное требование-поручение отправителю денег для акцепта, за исключением случаев, когда в банк отправителя денег предъявлено платежное требование-поручение, не требующее акцепта отправителя денег. Отправитель денег после получения платежного требования-поручения должен его акцептовать либо мотивированно отказать в его акцепте. В случае акцепта платежного требования-поручения отправителем денег либо банком отправителя денег, если платежное требование-поручение не требует акцепта отправителя денег, у отправителя платежного требования-поручения возникает право требования по его исполнению.

Документарные расчеты - это платежи, осуществляемые банком при представлении документов, предусмотренных письменным соглашением между покупателем и продавцом и применяемых в банковской практике: коносамент, транспортные накладные, транспортные документы при смешанных видах перевозки, курьерские и почтовые квитанции, страховые полисы, коммерческие счета, сертификаты качества, варранты, свидетельства о происхождении товара, справки о весе груза и иные документы.

Формами документарных расчетов являются документарный аккредитив (далее - аккредитив) и документарное инкассо (далее - инкассо). Аккредитив -обязательство банка, принятое им по просьбе и в соответствии с инструкциями клиента или по собственному усмотрению, произвести платеж указанному бенефициару или его приказу, или акцепт и оплату переводных векселей, выставленных бенефициаром, или предоставление их против предусмотренных аккредитивом документов к установленному сроку, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив представляет собой сделку, обособленную от договора купли-продажи или иного договора.

Инкассо - это операции банка, осуществляемые на основании представленных инициатором платежных и других предъявляемых при документарных расчетах документов, предусмотренных соглашением между покупателем и продавцом, а также на основании иных документов, предусмотренных законодательными актами, в целях получения акцепта и/или платежа. Применение аккредитива и инкассо производится в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

Инкассовое распоряжение - способ осуществления платежа, используемый для изъятия денег с банковского счета отправителя денег без его согласия. Изъятие денег с банковского счета клиента без его согласия производится с использованием инкассовых распоряжений.

Инициатор представляет в банк отправителя денег инкассовое распоряжение с приложением оригиналов исполнительных документов либо их копий, подтверждающих обоснованность данного взыскания на основании норм, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, за исключением случаев представления инкассовых распоряжений органов налоговой службы и таможенных органов. Инкассовые распоряжения органов налоговой службы на взыскание задолженности по обязательным пенсионным взносам предъявляются в банки с приложением списков вкладчиков накопительных пенсионных фондов, в пользу которых взыскивается задолженность. В инкассовом распоряжении указывается назначение платежа и делается ссылка на законодательный акт, предусматривающий право изъятия денег без согласия отправителя денег. Исполнение инкассового распоряжения органов налоговой службы о взыскании налоговой задолженности и при недостаточности денег на банковском счете отправителя денег производится по мере поступления денег на такой счет. Права и обязанности участников платежа возникают с момента предъявления инициатором инкассового распоряжения в банк отправителя денег.

Банк отправителя денег после получения такого указания должен его акцептовать либо обоснованно в письменном виде отказать в его акцепте. В случае акцепта ин кассового распоряжения банком отправителя денег у отправителя инкассового распоряжения возникает право требования по его исполнению. Инкассовое распоряжение для изъятия денег без согласия отправителя денег предъявляется на основании исполнительных листов или приказов, выдаваемых по решениям, приговорам, определениям и постановлениям судов или судебного приказа о взыскании денег.

Взыскатель денег представляет в банк отправителя денег инкассовое распоряжение с приложением оригиналов исполнительных листов или приказов, выдаваемых по решениям, приговорам, определениям и постановлениям судов или судебного приказа о взыскании денег, подтверждающих обоснованность данного взыскания либо их копий.

Инкассовые распоряжения органов налоговой службы и таможенных органов предъявляются без исполнительных документов, подтверждающих обоснованность данного взыскания. В инкассовом распоряжении указывается па-значение платежа со ссылкой на законодательный акт, предусматривающий право изъятия (взыскания) денег (его дату и номер) с банковского счета отправителя денег без его согласия [5].

Сумма платежа/перевода денег, указанная в исполнительном документе (при его наличии), должна совпадать с суммой, указанной в инкассовом распоряжении.

Вексельное обращение включает в себя выпуск на территории Республики Казахстан простых и переводных коммерческих векселей, передачу права требования но векселям, в том числе выпущенным за пределами нашей страны, исполнение обязательств по таким векселям и операции, связанные с ними, их учет учетными конторами и переучет Национальным банком.

Вексель - платежный документ строго установленной формы, содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство. Вексель выдается для отсрочки платежа по договорам купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг (за исключением финансовых услуг). Банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, при наличии соответствующей лицензии вправе осуществлять с векселями следующие виды операций: принятие векселей на инкассо, предоставление услуг по оплате векселей плательщиком, оплата домицилированных векселей, акцепт векселей в порядке посредничества [7].

На современном этапе в осуществлении платежей за поставленный товар и оказанные услуги используются коммерческие векселя. Коммерческий вексель - вексель, выданный на основе договоров купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг (за исключением финансовых услуг).

Первое международное соглашение было достигнуто в Женеве в 1930 г. на конференции по законодательству о переводных векселях. Многие страны подписали и ратифицировали соглашение. В начале 1995 г. Республика Казахстан также подписала и ратифицировала Женевское соглашение, на его базе был принят Закон "О вексельном обращении в Республике Казахстан" от 28 апреля 1997 г. Согласно этому Закону операции по учету векселей осуществляют только учетные конторы. Банки вправе авалировать векселя только при наличии лицензии на выдачу банковских гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме. Векселя на территории Республики Казахстан могут выпускаться на обычной и вексельной бумаге. Требования, предъявляемые к степеням защиты вексельной бумаги, производимой на территории страны или ввозимой на ее территорию, а также технические требования к вексельной бумаге, устанавливаются Национальным банком республики. По форме составления вексель может быть простым и переводным, которые выполняют функцию кредитных денег и являются средством платежа и кредитования. Вексель удобен, так как значительно ускоряет расчеты между поставщиками и потребителем.

Сумму векселя составляет денежная сумма, на которую он выписан. В сумму векселя не включаются проценты, указанные в нем, пеня и другие издержки, связанные с операциями по векселю. Валютой векселя, выданного на территории Республики Казахстан, является тенге. Юридические и физические лица вправе использовать простой и переводный вексель в расчетах между собой при условии, что это предусмотрено в соответствующем договоре и не противоречит настоящему Закону. Расчеты векселями через учетные конторы осуществляются в порядке, устанавливаемом Национальным банком [8].

Порядок пересылки векселей, принятых на инкассо, учреждениями связи определяется нормативными правовыми актами уполномоченного органа, изданными по согласованию с Национальным банком, и договором между учреждением связи и учетной конторой. Всякий переводный вексель, даже если он выдан без указания о приказе, может быть передан посредством индоссамента.

Индоссамент - передаточная надпись на обороте векселя или на аллонже, удостоверяющая переуступку прав по этому векселю другому лицу. Индоссант -лицо, передающее вексель, индоссат - лицо, в пользу которого переводится вексель по передаточной надписи

Если векселедатель поместил в переводном векселе слова "не приказу" или какое-либо равнозначащее выражение, то документ может быть передан лишь с соблюдением формы и с последствиями обыкновенной цессии. Индоссамент может быть совершен даже в пользу плательщика независимо от того, акцептовал он вексель или нет, либо в пользу векселедателя, либо в пользу другого обязанного по векселю лица. Эти лица могут, в свою очередь, индоссировать вексель [9].

безналичный пластиковый платежный банк

1.2 Современное состояние рынка пластиковых карточек в Республики Казахстан

Пластиковая карточка - это персонифицированный платежный документ, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в банках и их филиалах, банкоматах.

В экономической литературе существуют различные подходы к пониманию понятия пластиковых карт. По мнению автора Рудаковой О.С., пластиковая карта представляет собой документ в виде карточки из негибкого пластика, не подлежащий передаче и помогающий ее держателю оплачивать товары и услуги и получать со счета денежные суммы [10].

Автор Гинзбург А.И. считает, что пластиковая банковская карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских банкоматах [11], а автор Еремина Н.В. придерживается следующего понятия: пластиковая карта - это общий термин, которым называют все виды карт, которые могут отличаться техническими возможностями, назначением и видом предоставленных ими услуг[16].

Пластиковые карточки по сравнению с наличными деньгами, обладают рядом преимуществ.

С точки зрения клиентов привлекательность карточек заключается в следующем:

с одной стороны, снижение риска (можно не носить с собой большие суммы денег), с другой возможность моментально оплатить покупку.

не нужно заботиться о конвертации валюты. Это сделает банк, причем так, что клиент выиграет на разнице между курсом обмена в магазине и курсом, по которому конвергацию осуществляет банк.

строже становится контроль и планирование бюджета.

при утере карточки достаточно лишь сообщить в банк, чтобы все расчеты по ней были немедленно заблокированы.

на внесенные в банк денежные средства (как правило, на средний остаток выше какой-то оговоренной суммы) можно получать проценты.

престижность (особенно в тех странах, где карточки пока не стали обще употребительными), свидетельствующая к тому же об умении обращаться с современными техническими средствами, используемыми в финансовой сфере

Минусы кредитных карточек для клиента связаны прежде всего с затратами которые он вынужден нести:

за удобство, которое дает применение карточек, приходится платить.

Выигрыш магазина состоит в следующем:

можно привлечь больше клиентов, причем состоятельных, и значительно увеличит товарооборот

не нужно заботиться о конвертации денег и инкассации выручки

гораздо проще решать проблемы безопасности (чеки - «слипы» с подписями владельцев карточек, которые остаются в магазине и означают поступление денег на его счет, не представляют интереса для грабителя).

человек с карточкой на руках более склонен совершать покупку, чем владелец наличных.

повышается престиж, рейтинг магазина.

В то же время магазину придется пойти на некоторые дополнительные издержки:

нужны начальные затраты на покупку или аренду соответствующего оборудования и последующие текущие затраты на поддержание его в рабочем состоянии.

определенную сложность могут представлять процесс авторизации карточек, вообще отношении с процессинговым центром, обслуживающим карточки данного эмитента.

Банк заинтересован работать с карточками исходя из следующих соображений:

они позволяют увеличить объем привлеченных ресурсов. Имеются ввиду, во-первых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои спецсчета в банке. Во-вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки прибегают для обеспечения большей надежности «карточных» операций

повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов[12].

Что касается менее приятной стороны «карточного» бизнеса, то для банка она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками (вступления в уже существующую систему или организацию собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связи с магазинами).

Графические данные пластиковой карточки обеспечивают возможность визуальной идентификации карточки. Карточки, обслуживание которых основано на таком принципе, могут с успехом использоваться в малых локальных системах - как клубные, магазинные карточки и т. п. Однако для использования в банковской платежной системе визуальной «обработки» оказывается явно недостаточно. Предоставляется целесообразным хранить данные на карточке в виде, обеспечивающем проведение процедуры автоматической авторизации. Эта задача может быть решена с использованием различных физических механизмов.

В настоящий момент в системе электронных платежей существует три механизма:

использование карточек со штрих-кодом;

карточек с магнитной полосой;

смарт-карт (чип-карт) .

Карточки со шртих-кодом слабо защищены от подделки. Карточки с магнитной полосой («магнитные карточки») на сегодняшний день наиболее распространены.

Их защищенность существенно выше, чем у карт со штрих-кодом. Однако такой тип карт относительно уязвим для преступного посягательства. Сегодня им на смену приходят «чиповые», или «смарт-карточки». В них носителем информации является микросхема. Такая карта не размагничивается, ее труднее подделать. Чиповые карты позволяют лучше контролировать процесс обслуживания. Кроме того, с их помощью возможно осуществлять дисконтные и бонусные программы для клиентов. ) [13].

Существуют различные виды пластиковых карточек: личные и корпоративные, локальные (обслуживаются только на территории страны-эмитента) и международные, дебетовые (или дебетные), кредитные и дебетно-кредитные, «золотые», виртуальные, мультивалютные, бонусные, зарплатные. Личная карточка выдается персонально лицу. Корпоративная карточка - эффективный инструмент, позволяющий управлять расходами предприятия, связанными с выполнением сотрудниками служебных обязанностей. Дебетная карточка позволяют клиенту банка получать наличные в банкоматах и оплачивать покупки своими же деньгами, имеющимися на его счете в банке. Кредитная карточка позволяет осуществлять платежи в пределах суммы займа (лимита), представленного банком-эмитентом. Кредитный лимит устанавливается банками исходя из платежеспособности и кредитной дисциплины клиента. Высокий кредитный рейтинг позволяет увеличивать кредитный лимит, чтобы занимать больше денег у банка. Овердрафт - когда клиент допускает перерасход - ведет к снижению кредитного рейтинга. Кроме того, на сумму овердрафта начисляются более высокие проценты по сравнению с кредитом в пределах лимита. С помощью дебетно-кредитной карточки можно распоряжаться как собственными средствами, так и займом банка.

«Золотая» карточка - кредитная карточка, лимит которой не ограничен.

Бонусная карточка - позволяет не только приобретать товары и услуги но и зарабатывать при этом бонусы, которые можно потратить (обменять) мгновенно после оплаты за покупку, либо накапливать для совершения более крупной покупки. Мультивалютная карточка - карточка, предназначенная для оплаты товаров и услуг за рубежом.Виртуальная карточка - карточка, используемая для покупок в Интернете. Большинство карточек, эмитируемых и распространяемых в Казахстане, являются дебетовыми. Однако в последнее время у населения все больший интерес вызывает возможность срочного получения денежных средств без необходимости обращения в банк, в любое удобное для клиента время. Такую возможность предоставляет кредитный лимит, устанавливаемый держателям платежных карточек. В связи с этим на рынке наблюдается рост числа займов, предоставляемых банками своим клиентам посредством платежных карточек. Соответственно отечественный рынок постепенно заполняется дебетовыми карточками с кредитным лимитом и чисто кредитными платежными карточками, что в значительной степени способствует его дальнейшему развитию [14]. Важно отметить, что в 2012 году для держателей платежных карточек в Республики Казахстан действует обширная, разветвленная инфраструктура, в число которой входят порядка 23007 POS-терминала, 7046 банкоматов и 814 импринтеров. Данное оборудование рассредоточено по всем регионам республики. При этом к воплощению возможности оплаты товаров и услуг посредством платежных карточек подключено 10097 торговых точек, в которых установлено оборудование для обслуживания платежных карточек. Таким образом, внедрение карточного продукта послужило началу развития розничных безналичных форм расчетов, которые являются неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг экономически развитых стран. Вместе с тем рост числа безналичных платежей, осуществленных держателями платежных карточек, непосредственно отражает переход на новый качественный уровень взаимодействия банковской системы страны и ее населения. В настоящее время с помощью платежной карточки можно расплатиться за товары и услуги в магазинах и ресторанах, оплатить коммунальные услуги, услуги связи, налоги и таможенные платежи, погасить кредиты, перевести деньги с карточки на карточку, заказать товары и услуги через Интернет или посредством использования телефона. Поэтому все больше жителей Казахстана предпочитают использовать платежные карточки при проведении безналичных платежей в пользу поставщиков товаров и услуг. Так, в Казахстане в среднем на 2 человека приходится одна платежная карточка. В Казахстане единственным органом, лицензирующим деятельность, связанную с выпуском платежных карточек, устанавливающим требования к их выпуску и использованию, является Национальный банк.

По состоянию на 1 января 2012 года выпуск платежных карточек фактически осуществляет 21 банк и АО «Казпочта». Банками второго уровня выпускаются платежные карточки локальных систем: выступают карточки Altyn Card (эмитент АО «Народный Банк Казахстана»),SmartAlemCard (АО «БТА Банк»), TemirCard (ДО АО «БТА Банк» АО «Темiрбанк») и локальные карточки АО «Ситибанк Казахстан». Кроме того, банками Казахстана выпускаются и распространяются платежные карточки международных систем: VISA International, Europay International, American Express International, China Union Pay и Diners Club International. Состояние рынка платежных карт в Казахстане. Можно сделать следующий вывод, что состояния выпущенных банками платежных карточек на 1 января 2012 года составило 7,7 млн.единиц платежных карточек, а количество держателей данных карточек составило 7,2 млн.чел (по сравнению с 2010 годом - рост 11,1% и 9,1%).Наиболее распространенными платежными карточками на 1 января 2012 г. являются карточки международных систем, их доля 97,9 %,доля карточек локальных систем-2,1%.На 1 января 2010 года данное соотношение составляло 97,3 % и 2,7% соответственно, в 2012 году количество держателей карточек локальные системы уменьшилось на (-15,8). Произошло увеличение количество банкоматов по сравнению с 2010 годом и на 17,4% (1047шт), так же увеличилось количество торговых предприятий в 2012 году на 25,1% (2029 ед.), Среднемесячные остатки на счетах, по которым осуществляются операции с использованием платежных карточек увеличились по сравнению с 2010 году на 16,8 % и составили в 2012г. 10097млн.тг.При этом следует отметить, что в основном банками Казахстана выпускаются дебетовые платежные карточки (90,8%), доля кредитных карточек составляет - 9,1%, предоплаченных карточек - 0,1%. Использование на территории и за пределами Республики Казахстан платежных карточек, выпущенных казахстанскими эмитентами (без учета оборота по карточкам American Express International, Diners Club International, Visa International и Europay International, распространяемых казахстанскими банками) в январе 2012 года наглядно показана на Рисунках 1,2,3.

Рисунок 1.Удельный вес количество платежных карточек в обращении (тыс. ед.)

Рисунок 2.Удельный вес количество держателей пластиковых карт (тыс. чел.)

Рисунок 3.Удельный вес количество банкоматов (шт.)

Анализируя и рассмотрев рисунки 1,2,3 можно сделать следующий вывод, что лидирующие место на 1 января 2012 года по использованию платежных карточек выпущенных казахстанскими эмитентами занимает город Алматы данное обстоятельство объясняется развитостью данного региона как города республиканского значения, крупнейшего финансового, научного, образовательного, культурного и туристского центра республики, а также в большей степени развитием в нем всех сегментов рынка платежных карточек , количество платежных карточек в обращении 1821,5(тыс. ед.) 23,7%, количество держателей пластиковых карточек составляет 1594,5(тыс. чел.) (22,4%),количество банкоматов(шт.) составляет 20%. Помимо Алматы использованию платежных карточек выпущенных казахстанскими эмитентами распространено в таких регионах как: город Астана, Карагандинская и Восточно-Казахстанская области. Наименее благоприятная ситуация сложилась в Северо-Казахстанская обл. количество платежных карточек в обращении составило 191,2 (тыс. ед.)2,5%, количество держателей пластиковых карточек составляет 182,3 (тыс. чел.) (2,6%),количество банкоматов(шт.)составило 2,9%, так же на последним месте находиться Акмолинская обл. количество платежных карточек в обращении составило 240,8 (тыс. ед.) 3,1%, количество держателей пластиковых карточек составляет 229,6 (тыс. чел.) (3,2%), количество банкоматов(шт.) составило 3,5%.

Состояние проведение платежей на рынке Казахстана наглядно показана на Рисунках 4,5.

Рисунок 4. Количество (тыс. транзакций) по выдачи наличных и безналичных платежей в Республики Казахстан

Рисунок 5. Объемы проведения по снятию наличных и безналичных платежей в Республики Казахстан

Анализируя и рассмотрев рисунок 4 и 5 можно сделать вывод что несмотря на то, что в стране наблюдается тенденция устойчивого развития рынка пластиковых карточек, быстрого роста платежей с их использованием не происходит. По данным таблице видно что платежная карточка в основном используется для получение наличных денег, так в январе 2012 года количество тыс. транзакции по выдачи наличности составил 6804,3 доля выдачи денежных средств локальных систем составило 160,8 тыс.транзакций, международные системы составили 6643,5тыс.тразакций, а безналичные платежи составляют 1603,6 тыс.транзакций, доля безналичных платежей локальных систем составляет 31,6 тыс. транзакций, международные системы составляют 1572 тыс.транзакций (по сравнению с 2010г- рост операций по выдачи наличных на 28,4% и безналичные платежи на 39,7%). Объемы проведение по снятию наличных в 2012 году составляют 170926,2млн.тг, доля локальных систем составляет 4096,9 млн.тг, доля международных систем составляет 166829,3 млн.тг, безналичных платежей в 2012г. составляют и 23270,5 млн.тг доля локальных систем 462,3 млн.тг, международные системы 22808,2 млн.тг (по сравнению с 2010 г - рос операций по выдачи наличных 23,9% и безналичные платежи на 42,5%).

В связи с этим, в направлении прогрессивного развития безналичных платежей, казахстанскими банками все время разрабатываются, совершенствуются и внедряются передовые карточные продукты и услуги, способствующие расширению границ использования платежных карточек [15]. К перечню таких внедрений можно отнести следующие: осуществление безналичных форм расчетов через банкоматы, через Интернет-банкинг и Mobile-банкинг (оплата услуг сотовой связи, кабельного телевидения, коммунальных услуг, услуг Казахтелекома); безакцептное списание денег с карт счетов за услуги, требующие ежемесячной оплаты; оплата товаров и услуг в сети Интернет посредством виртуальных карточек. Вместе с тем банками постоянно проводятся различные дисконтные программы, привлекающие население к использованию платежных карточек в торгово-сервисных точках. Кроме того, внедрение схемы проведения таможенных платежей посредством платежных карточек также в значительной степени способствует увеличению потоков безналичных платежей в регионах республики. Так, на данный момент приблизительно в 127 таможенных постах установлены POS-терминалы АО «Народный Банк Казахстана»,заключившего соглашение с Таможенным комитетом на реализацию вышеуказанной схемы. Теперь проведение таможенных платежей с использованием пластиковых карточек представляет собой ускоренный, безопасный и взаимовыгодный процесс для всех участников внешнеэкономической деятельности [17].

Объем транзакций в разрезе систем платежных карточек казахстанских эмитентов наглядно показан на Рисунках 6,7.

Анализируя и рассмотрев рисунок 6 и 7 можно сделать следующий вывод, что наибольшим спросом среди населения страны пользуются карточки системы VISA International, что объясняется популярностью и распространенностью данной карточки во всем мире.

Из карточек локальных платежных систем в 2012 году наиболее распространенными являются карточки Altyn Сard (удельный вес количества в обращении составляет - 1,39% и в сумме составляет 1,38%, в 2010г. это соотношение составляло -1,9% и 1,41%).

Рисунок 6. Удельный вес количества карточек в обращении на 01.01.2010 г.

Рисунок 7. Удельный вес количество карточек в обращении на 01.01.2012г.

Сведения по безналичным платежам с использованием платежных карточек в разрезе видов операций за 2012 год представлены (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Использование платежных карточек в разрезе видов операций за 2012год

Вид операцийДоля от общего количества платежаДоля от общей суммы платежаОплата товаров и нематериальных ценностей37,1%40,1%Таможенные платежи1,8%36%Переводы с одного счета клиента на другой банковский счет1,8%4,3%Оплата услуг операторов сотовой связи43,9%3,2%Снятие депозита1,8%2,4%Погашение займов0,9%1%

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!