Виды общения
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Категория общения в психологической
науке…………………………………..5
Виды общения……………………………………………………………………..7
Трансактный анализ общения…………………………………………………..11
Трудности в процессе общения…………………………………………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список
литературы………………………………………………………………17
Введение
Взаимодействие
человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений,
которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные
отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества,
взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе.
Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются
субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.
Основной путь
исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение
различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав
данной группы.
Всякое
производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность
не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если - не будет установлен контакт
между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное
взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо
учеников, он должен вступить с ними в общение.
Общение - это многоплановый процесс
развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной
деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками,
который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая
сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но
и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает
восприятие общающимися друг друга.
Категория «общение» является
одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление»,
«деятельность», «личность», «отношения».
Целью данной работы является изучение видов общения.
Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение
проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в
психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее
перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением
методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в
последние два десятилетия.
Главной задачей контрольной работы является определить
категорию общения в психологической науке и определить его виды.
Категория
общения в психологической науке
Общение, так же как
деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом
только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача
выявления специфически психологического аспекта этой категории. При этом вопрос
о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из
методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства
общения и деятельности. Исходя из этого принципа, общение понимается очень
широко: как такая реальность человеческих отношений, которая представляет собой
специфические формы совместной деятельности людей. То есть, общение
рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи
понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две
стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как
элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие. Наконец,
общение можно интерпретировать как особый вид деятельности.[1]
Необходимо
отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности
основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения
«субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия
человека.
Виды общения
Общение
чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
Различают межличностное
и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными
контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое
общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также
коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное
и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются
конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами,
которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В
случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных
ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).
В ролевом общении
человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или
иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения
человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная
единица, выполняющая определенные функции.
Общение может
быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в
его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный
признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать
интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием
людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может
быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной
информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих
совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение
бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение
является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в
более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды
опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи
дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).[3]
В социальной
психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.
Императивное общение – это авторитарная,
директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над
его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям
или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная
незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве
средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.
Сферы, где
достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник –
подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в
чрезвычайных обстоятельствах. Можно выделить и те межличностные отношения, где
применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские
отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических
отношений.
Манипулятивное общение – это форма межличностного
взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих
намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает
объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление
добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном
общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как
носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек,
выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге
часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже
начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения,
руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.[4]
Манипуляции
используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а
также в средствах массовой информации. При этом владение и использование
средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как
правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы
взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения,
построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.
Объединенные на
основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют
различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий
другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не
видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.
В свою очередь, диалогическое
общение – это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью
взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь
глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для
взаимного развития.[5]
«Контакт масок» - формальное общение, когда
отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются
привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и
т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть
истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим
в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы
«отгородиться от собеседника».[6]
Примитивное общение, когда оценивают другого
человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в
контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если
получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Светское
общение. Суть
светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают,
а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому
что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и
не определяют характера коммуникаций.[7]
Трансактный
анализ общения
Трансактный
анализ общения выделяет три основные позиции: Родителя, Взрослого, которые
могут неоднократно сменять одна другую в течение дня – или одна из них может
преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого
как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что
его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности.
При общении с
коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую
спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки,
равноправие в общении.
С позиции
Родителя играются роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога,
врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра».
С позиции
Ребенка- роли молодого специалиста, аспиранта - соискателя, артиста – любимца
публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца,
знающего себе цену, др.
В позиции Родителя
могут быть две разновидности:
- «карающий
Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
- «опекающий
Родитель» - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает,
сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
В позиции Ребенка
выделяют: «послушного Ребенка» и «бунтующего Ребенка» («Не хочу. Не буду,
отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!»).
Наиболее успешным
и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых. Могут
друг друга понять и два Ребенка.
Трасакция –
единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций
каждого
Общение Родителя
и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым,
ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную
«взрослую» позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в
позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.
Общение Взрослого
и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и
ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого,
либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции «опекающего
Родителя».
Общение Родителя
и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить
как спокойный характер («послушный ребенок»), так и конфликтный характер
(«бунтующий ребенок»).
Встречаются
замаскированные виды общения, где внешне (социальный) уровень общения не
совпадает, маскируют истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и
покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а
фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно
это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель). [9]
Трудности в
процессе общения
В процессе
общения человека с человеком могут встречаться трудности, которые часто
препятствуют достижению индивидом целей и меняются в зависимости от
обстоятельств.
Со стороны личности
трудности общения могут возникать в связи с мотивами общения. Если человек
испытывает потребность в самоутверждении, то отсутствие со стороны другого реакции,
признающей его первенство, будет раздражать и создавать препятствия в виде
появления состояния определенной напряженности, возникающей между партнерами.
Это зависит и от из ролевого положения.
Особую группу
трудностей общения составляют нарушения стратегий, заранее разработанных
участниками. Например, неожиданная форма контакта, несовпадение ожидаемого
поведения с реальными действиями партнера по общению могут привести к полной
растерянности.
Недостаточная
ориентировка в условиях и содержании общения ведет к растерянности или
психическому перенапряжению, в результате чего взаимодействие сторон рискует
окончиться конфликтом.
Эту же группу
трудностей составляют проблемы социальной перцепции. Стереотипы восприятия,
предвзятость и предубеждения, негативные установки партнеров по отношению друг
к другу, несовпадение ценностных ориентаций на уровне базовых социальных
установок, смысловых пластов сознания и формальное подведение образа другого
под категории «плохой – хороший», «надежный – ненадежный» и т.п. существенно
искажают представление людей друг о друге и вызывают негативные реакции во
время встреч, бесед, переговоров, возбуждают недоверие и снижают эффективность
установления отношений.
Очевидна и
важность умения не только говорить, но и слушать. В силу привычки постоянно
говорить, давать другим указания, как это часто бывает у некоторых людей,
навыки внимательного слушания, основанного на межличностном понимании, могут
ослабевать. У некоторых людей, напротив, затруднено формирование навыков
говорения, им нередко бывает трудно «выдавить из себя слово». Эти
индивидуальные различия являются одним из факторов затрудненности общения.
Обучение тактикам
общения предполагает знание и учет расстояний, определяющихся отношениями между
людьми. Нарушение этих расстояний приводит к психологическому дискомфорту
общающихся. Эти расстояния подразделяются на зоны пространств: интимного, личностного,
ролевого, социального. В разных культурах эти зоны несколько отличаются, что
определяется такими факторами, как возраст, индивидуально-психологические
особенности, принадлежность к определенной культуре и т.д., но в среднем они
колеблются от 0-15 см до 15-46 см при интимных отношениях, от 35-60 до 80-120 –
при межличностных отношениях, от 120 до 210 см при ролевых взаимодействиях и в
самых крайних случаях могут достигать 3,6 м. [10]
Социальные
пространства – это пространства взаимодействия групп людей, массового общения с
аудиториями. Они начинаются с расстояния 3,6 м и представляют собой
общедоступную зону индивида. Вхождение в зону другого человека, несоответствующее
установившимся с ним отношениям, вызывает выделение большого количества
адреналина, покраснение кожи, учащение сердцебиения и другие физиологические
реакции, характерные для стресса.
В западных
странах на допросах в полиции часто практикуют метод «территориального»
вторжения, чтобы сломить преступника. Но такая тактика пространственного
нарушения совершенно недопустима в дружеских, приятельских, товарищеских
отношениях. Она представляет собой некоторую опасность и при общении начальника
с подчиненными.
Психологические
барьеры, т.е. препятствия, преграды, в общении могут возникать как в связи с
эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и в связи с несовпадением смыслов
высказываний, просьб, приказов и т.п. В состоянии субъекта при возникновении
барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание
стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).
Барьер общения
(психологический) – психологическое состояние, переживаемое как неадекватная
пассивность, препятствующая общению.
В целом барьеры
общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные.
Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического
барьера заранее воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя,
разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.
Барьеры в общении
связаны с предвзятостью и беспричинностью негативных установок, возникающих в
ряде случаев по первому впечатлению. Отрицательные установки могут вводиться в
опыт человека кем-то из людей. У застенчивых сильным препятствием в общении
становятся ожидание непонимания или беспокойство о том, будет ли общение
успешным. В отношениях людей разных поколений возникают барьеры возраста.
Иногда человек сам создает себе препятствия в общении в силу своих неверных
представлений о других людях.[11]
Заключение
По мере развития
речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и
воспринимаемой в процессе общения информации, а при процессе изучения –
пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная
сторона общения.
Дальнейшее
развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком
культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции.
Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только
выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым
содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
Связь общения с
совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но
возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной
деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной
деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми,
общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать
должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как
сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как
коммуникация (общение первого рода).
Таким образом, с одной стороны, деятельность
выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является частью,
стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство
во всех случаях.
Список литературы
1. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для
пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.
3. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. СПб., 1992.
4. Леви-строс К. Путь масок. М.: 2001.
5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени
педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2005.
6. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский
центр «Академия», 2003.
[1] Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб.
Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000.
с. 23-24
[3] Андреева Г. М. Социальная
психология. М., 2006. с. 63-68
[4] Андреева Г. М. Социальная
психология. М., 2006.с. 70-73
[5] Там же
[6] Леви-строс К. Путь масок. М.:
2001. с. 120-129
[7] Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб.
Пособие для пед. вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2000. с.
50-52
[8] Берн Э. Трансактный анализ и
психотерапия. СПб., 1992. с. 230-232
[9] Берн Э. Трансактный анализ и
психотерапия. СПб., 1992. с. 232-238
[10] Петровский А.В. Введение в психологию. М.:
Издательский центр «Академия», 2003. с. 118-120
[11] Общая психология: Курс лекций
для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. - М.:
ВЛАДОС, 2005. с. 152-156