Тема: Философия Аристотеля

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    11,01 Кб
Философия Аристотеля
Философия Аристотеля
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

. МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ. УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ

. ЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ

. ЭТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Вся мудрость Древней Эллады как бы сосредоточилась в гении Аристотеля. Его философия явилась не только обобщением, но и своего рода логической переработкой предшествующей ему философской мысли. Сохранилось много работ Аристотеля, хотя и немало было утрачено. В основном его труды были записаны его учениками. В конце средних веков (после 1200 г.) работы Аристотеля были упорядочены и систематизированы в качестве учебного материала для преподавания в различных образовательных центрах Европы. Однако сам Аристотель был ищущим философом, а не человеком, создавшим замкнутую и завершенную систему мышления, которая давала ответы на любые вопросы. Именно поэтому теории и мысли Аристотеля всегда будут оставаться актуальными.

Таким образом, целью нашей работы является изучение основных идей великого философа Аристотеля.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть учение Аристотеля о четырех первоначалах в контексте его теории метафизики;

проанализировать логические идеи Аристотеля;

охарактеризовать этические, социальные и политические взгляды философа.

Основными источниками для написания работы послужили учебники по философии и ее истории, а также некоторые выдержки из трудов самого Аристотеля.

1. МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ. УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) вслед за Сократом и Платоном продолжал отстаивать принципы философского рационализма против релятивизма и скепсиса. Как и Платон, в противовес софистам Аристотель признавал, что сущности вещей неизменны и независимы от человеческой субъективности, «и истина здесь в том, чтобы мыслить это сущее...».

Однако по вопросу о том, что же собой представляют эти устойчивые сущности, каков их способ существования, Аристотель расходился с Платоном. Критикуя своего учителя, он возражал против вынесения идей в особый, высший мир и, значит, удвоения мира. Аристотель считал, что такая теория не способна последовательно, без противоречий и натяжек объяснить, каким образом вещи причастны идеям, как трансцендентные неподвижные идеи могут быть причинами существования, движения и изменения вещей.

Действительно существуют, согласно Аристотелю, не «идеи», как их представляет Платон, а только единичные вещи. Именно они сами и есть сущности. Этот человек, эта лошадь, эта вещь - основные, первые сущности, тогда как общие понятия (видовые и родовые), например, понятие «человек» - производные, вторые сущности.

Но ведь вещи, принимаемые Аристотелем за первые сущности, изменчивы, возникают и исчезают - можно ли в таком случае говорить о наличии устойчивых, невозникающих и неисчезающих сущностей (а значит и о возможности истины как чего-то определенного и неизменного)? На этот труднейший для греческих философов - от Гераклита и Парменида до Демокрита и Платона - вопрос Аристотель нашел утвердительный и аргументированный ответ.

Реально не существует формы без материи, как и материи без формы. Материя, наряду с формой, - сопричина вещей, «как бы их мать». Аристотель сравнивает форму с мужским, то есть активным, началом, а материю - с женским, пассивным. Материя, по его словам, «домогается» формы, «так же как женское начало домогается мужского».

У всякой вещи и всякого движения и изменения есть свои причины. Все многообразие причин Аристотель сводил к четырем:

форма, или сущность;

материя, или субстрат;

начало движения;

цель.

Все движущееся приводится в движение чем-нибудь другим, а другое - третьим и т. д. Этот причинный ряд, по мнению Аристотеля, не может уходить в бесконечность, его увенчивает первое движущее начало или божество. Сам же перводвигатель неподвижен, вечен, един и единствен. Божество «движет, само будучи неподвижным», как целевая причина, как предмет любви. Божество - высший ум, блаженный, вечный, мыслящий сам себя.

С точки зрения учения о форме и материи, Аристотель рассматривал и соотношение души и тела: тело - материя, которой душа дает формы. Душа есть энтелехия тела, то есть форма, реализующаяся в движениях и изменениях тела. Будучи бесплотной, она реальна как сила, движущая телом.

В формах деятельности души выделяются ступени. Ниже всех растительная душа, которая управляет питанием и размножением. У животных над этой ступенью возвышается животная душа, от нее зависят чувственность и подвижность тела. У человека растительная и животная душа являются материей для реализации высшей формы - разума. В разумной душе Аристотель различает страдательный разум, представляющий собой индивидуальную форму проявления разума в данном человеке, и деятельный разум, чистый разум вообще. Именно деятельный разум бессмертен, тогда как более низкие ступени деятельности души прекращаются со смертью индивида [4, с. 70-72].

2. ЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель не только разработал свою концепцию основ сущего, но и исследовал саму способность мышления знать (а не только мнить) сущность вещей. Он создал логику как науку о формах правильного мышления, позволяющую разоблачать непреднамеренные ошибки в умозаключениях или преднамеренный софистический обман. Софистике Аристотель противопоставил доказательное знание, которое «необходимо исходит из истинных, первых, неопосредствованных, более известных и предшествующих [посылок]...».

Сущности вещей не воспринимаются непосредственно. Их нельзя познать также и путем простого абстрагирования того одинакового, которое обнаруживается при сравнении множества восприятий. Сущности вещей постигаются путем дедуктивного рассуждения, то есть логического выведения искомых понятий (сданных сущностях) из более общих, фундаментальных понятий. Наиболее общие понятия, которые сами уже не могут быть выведены из других, открываются путем теоретического предположения. А предположения возникают спонтанно, не дедуктивно, однако их возникновение провоцируется наведением, то есть индукцией, попытками усмотреть общее во множестве отдельных фактов и мнений. Такое исследование, направленное на установление общих принципов, Аристотель называет диалектикой.

Высшим очевидно достоверным началом является закон противоречия, гласящий: «невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении...» Это положение - «начало даже для всех других аксиом».

Среди понятий, посредством которых мы мыслим и характеризуем сущности, имеются несколько наиболее общих, невыводимых из других. Аристотель насчитывал их десять и называл категориями. Это - «сущность», «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «положение», «обладание», «действие», «страдание».

Аристотелевская логика не является собственно философской дисциплиной, но служит орудием («органоном») теоретического мышления вообще. Она сыграла выдающуюся роль в формировании стиля научного исследования и изложения [4, с. 72-73].

По сути, именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке.

Закон исключенного противоречия: невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету. Так, по отношению к Сергею не могут быть одновременно истинными два следующих утверждения: «Сергей ниже Татьяны» и «Сергей выше Татьяны».

Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложными. В нашем примере одно из двух утверждений «Сергей и Татьяна одинакового роста» или «Сергей и Татьяна неодинакового роста» должно быть истинным. Если истинно второе утверждение, то можно на предмет истинности проверять новые два высказывания: «Сергей ниже Татьяны» и «Сергей выше Татьяны». Сравнение двух последних высказываний является бессмысленным, если Сергей и Татьяна одинаковы по росту.

Закон тождества: А есть А (Аристотель не приводил такую формулировку, но она соответствует его воззрениям). Так, в нашем случае речь идет об одном и том же Сергее и той же самой Татьяне, причем в одно и то же время.

Аристотель гордился своим учением о силлогизме (буквально: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе - особенное, третье - вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение:

И все греки - люди,

То все греки смертны [1, с. 35].

аристотель метафизика закон идея

3. ЭТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АРИСТОТЕЛЯ

Неотъемлемой частью творчества Аристотеля являются его социальные взгляды - мысли о развитии и организации общества и учение о государстве, изложенные в трактате «Политика». Человек рассматривался им как общественное существо (zoon politicon). Государство, по Аристотелю, - развитое сообщество общин, а община - развитая семья. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносил на государство. Сущность же государства Аристотель видел в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Мыслитель различал три хорошие и три дурные формы государства. Хорошие: монархия, аристократия, полития, последней Аристотель отдавал предпочтение. В политии (смешение олигархии и демократии), по мнению философа, поляризация бедных и богатых устраняется преобладанием зажиточных средних слоев. Плохие формы государственного устройства - тирания (возникает как деформация монархии); олигархия (деформация аристократии); демократия (деформация политии).

Основными задачами государства Аристотель считал предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и держание рабов в повиновении. В связи с этим он отвергал спекулятивное государство Платона. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность, на орудия труда, рабов и землю.

Человеческая природа, полагал философ, несовершенна, и поэтому жизнь нуждается в ряде благ, которые по отношению к главной цели выступают как низшие и подчиненные. Необходимы и телесное здоровье, и пища, и определенные условия жизни, а также богатство - орудия, которые человек избирает в качестве средств для достижения поставленной цели. Под богатством мыслитель понимал «накопление хозяйственных благ, необходимых и полезных для государственного и хозяйственного общения». Аристотель смотрел на богатство исключительно с потребительской точки зрения рабовладельца. Для него быть богатым означало скорее пользоваться, чем владеть.

Античный философ различал два противоположных типа хозяйства - «экономику» и «хрематистику». «Экономика», согласно Аристотелю, является правильным типом хозяйственной деятельности. Ее цель - разумное удовлетворение хозяйственных потребностей «дома» или «семьи» - первичной единицы общества и государства. «Экономика» доставляет семье все, что необходимо для того, чтобы ее члены могли достичь высшей цели - блаженства. Приобретение, осуществляемое «экономикой», - «приобретение, согласное с природой». В противоположность «экономике» «хрематистика» представляет собой отрицательный и осуждаемый Аристотелем тип хозяйственной деятельности. Цель «хрематистики» философ видел в служении не высшим задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению. «Экономика» распространяется на все виды приобретения богатства, соответствующего природе. «Хрематистика», напротив, есть приобретение хозяйственных благ, противоречащее природе, не знающее предела стремлению к владению. Родилась «хрематистика» из обмена. Последний же возник ради целей жизни и был согласован с природой и необходим, так как восполнял недостающее для самодостаточности. Однако с появлением денег, ставших средством менового обращения и сбережения ценностей, обмен утратил непосредственную связь с удовлетворением потребностей и стал орудием беспредельного обогащения. Из этого нового менового оборота естественно развилась «хрематистика». Ее задача - беспредельное порождение богатства и хозяйственных благ. С возникновением денежного обмена хозяйственными благами начинают называть все то, «ценность чего измеряется деньгами». Таким образом, естественное стремление к увеличению хозяйственных благ постепенно перерождается в противоестественное и безграничное стяжательство, ибо люди начинают заботиться только о жизни, а не о высшем благе.

Политические и экономические взгляды Аристотеля находятся в тесной связи с его этическими воззрениями, образуя единый комплекс «философии о человеческом», занимающейся сферой практической деятельности и поведения человека. В «Никомаховой этике» мыслитель выступает как представитель аретологического эвдемонизма («арете» - добродетель), связывая счастье с добродетелями человека. Добродетели Аристотель делит на две группы - дианоэтические (разумные) и этические. Первые относятся прежде всего к интеллектуальной и умственной деятельности, вторые - к характеру человека. Дианоэтические добродетели возникают преимущественно путем обучения, этические же являются результатом привычки. Гарантию добродетельной жизни Аристотель видит в уклонении от крайностей. Он отвергает чрезмерное обогащение, чрезмерную власть, чрезмерную роскошь. Греческий мыслитель предупреждал, что «смесь» из власти и денег чрезвычайно ядовита. Люди должны стремиться либо к получению «прибыли», либо к почету, т.е. к управлению государством. Идеал Аристотеля - умеренность. Жизнь, в которой преобладают усилия, направленные на приобретение власти и наслаждений, Аристотель называет паразитической и характеризует ее как животную, свидетельствующую о «рабском образе мышления». Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую, т.е. наполненную политической деятельностью, либо теоретическую, наполненную познавательной деятельностью и размышлениями. Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Философ особо подчеркивал, что «для обладания добродетелями знание значит мало или вовсе ничего». Эта мысль древнего мудреца не беспочвенна.

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические идеи Аристотеля. Искусство вместе с наукой философ относил к, высшим ступеням человеческой познавательной деятельности. Важными для понимания искусства являются мысли Аристотеля, касающиеся взаимоотношения содержания и формы произведения. Форма как активный принцип творит из материи действительность. Однако в вопросах художественного творчества Аристотель строго не подчинял содержание форме. Художественность формы оценивалась в соответствии с тем, насколько выражение внутренних взаимосвязей, характерных для изображаемой действительности, делало это изображение правдоподобным.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления. Оно дало начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии. В заключение напомним важную для нас мысль Аристотеля: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» [3, с. 47-51].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно придти к следующим выводам:

Форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная - сущность вещи; материальная - субстрат вещи; действующая - то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая - во имя чего совершается действие. Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя - это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт.

Превыше всего Аристотель ставит разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всех добродетелей является справедливость.

В своих политических воззрениях Аристотель во многом повторяет Платона. Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается польза для всех) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых). Аристотель критически относился к демократии, ибо считал, что ее принципами являются неоправданная свобода и нищета, в том числе духовная.

Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные проблемам логики. Логическое мышление Аристотеля развивалось в тесной связи с его философскими воззрениями и почти две тысячи лет определяло дальнейшее развитие этой дисциплины. Аристотель заложил основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего. Эти законы не утратили своего значения и в настоящее время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Канке В. А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 288 с.

2.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.

.Философия: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Я. С. Яскевич, Ю. Ю. Гафарова, В. С. Вязовкин и др.; Под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.: РИВШ, 2004. - 314 с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!