Особенности подбора упражнений при разучивании двигательных действий у учащихся основной школы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности подбора упражнений при разучивании двигательных действий у учащихся основной школы

Содержание

Введение

Глава 1. Литературный обзор по теме исследования

1.1 Общая характеристика двигательных действий

1.2 Особенности детей основной школы

1.3 Анализ комплексной программы по физической культуре

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Методы исследования

2.2 Организация исследования

2.3 Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

Библиографический список

Введение

Актуальность исследуемой темы заключается в том, что на сегодняшний момент предметно организованное содержание уроков физической культуры находится в глубоком противоречии с многообразными и разнообразными средствами физического воспитания, в частности, с запросами разностороннего совершенствования физических качеств, гармонического физического развития опорно-двигательного аппарата: рук, туловища, ног.

Так, О.П. Юшков указывает, что отдельные функциональные структуры организма и опорно-двигательного аппарата, с одной стороны, во многом определяют успешность учебной деятельности школьников и профессиональной деятельности взрослого человека, а с другой - лимитируют активность и эффективную жизнедеятельность [21].

Согласно мнению Ж.К. Холодова, организация учебного процесса по четвертям и полугодиям не обеспечивает поступательного развития двигательных качеств на протяжении всего года [18].

При прохождении раздела легкой атлетики, спортивных игр и лыжной подготовки повышаются показатели быстроты, выносливости, но резко снижаются показатели координационных способностей, собственно - силовых и скоростно-силовых качеств, гибкости. Уроки гимнастики содействуют повышению показателей координации движений, силовых и скоростно-силовых качеств, гибкости, но при этом существенно снижаются показатели быстроты и выносливости, отмечает В.П. Филин [17].

В связи с этим необходим поиск новых адекватных средств подбора упражнений, направленных на разучивание двигательных действий школьниками. Особое внимание в этом аспекте обращают на себя учащиеся основной школы.

Цель работы - изучить особенности подбора упражнений при разучивании двигательных действий у учащихся основной школы.

Объект исследования - разучивание двигательных действий учащимися основной общеобразовательной школы.

Предмет исследования - особенности подбора упражнений при разучивании двигательных действий учащимися основной общеобразовательной школы.

Выявленный объект и предмет, а также цель работы, определили ряд задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели:

-проанализировать литературу по проблеме исследования;

-проанализировать основные средства и методы формирования двигательных действий у учащихся основной школы;

выявить показатели развития двигательных действий учащихся 9 классов до эксперимента.

Гипотеза: мы предполагаем, что подбор специальных упражнений позволит повысить эффективность обучения двигательным действиям учащихся основной школы.

Методы исследования:

. Анализ научно-методической литературы.

. Педагогическое тестирование.

Методологической основой исследования являются труды отечественных авторов Ц.О. Желязкова, В.М. Зациорского, Е.Н. Захарова, В.А. Маслякова и др.

Глава 1. Литературный обзор по теме исследования

.1 Общая характеристика двигательных действий

Двигательная деятельность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребёнка.

Отдельное двигательное действие (например, приседание) - основной элемент физического упражнения (процесса многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия - прыжка, наклона и т.п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий - подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т.п.) [2].

В качестве физических упражнений используются различные по сложности, двигательному составу и структуре движения и двигательные действия:

-простые движения и их сочетания (аналитические). Составляют основу упражнений, избирательно направленных на воспитание различных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), на обучение сложным двигательным действиям, а также воздействующих на организм в целях развития, поддержания и восстановления его функций. В качестве физических упражнений широко используются также целостные естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т.д.)

-другие действия, имеющие прикладное значение для жизни, спорта и военной подготовки [11].

С позиции системно-структурного подхода и теории структурности двигательные действия рассматриваются как системы, состоящие из иерархически соподчиненных подсистем низшего порядка. Система в целом и ее подсистемы имеют свои структуры.

В двигательных действиях как системах выделяют пространственные, временные и динамические образующие элементы, представляющие собой состав системы, ее сопоставляющие части, а также системообразующие связи, которые отражают взаимодействие и субординации (соподчиненность) образующих систему элементов. Системообразующие связи составляют структуру системы [9].

Образующие элементы системы движений в двигательном действии обеспечивают решение определенной двигательной задачи и имеют свои отличительные особенности - характеристики и их меры.

В системе движений пространственные, временные и динамические элементы объединяются в подсистемы высшего порядка и системы.

Пространственные образующие элементы - это положения тела, позы и суставные движения, которые обеспечивают решение простой двигательной задачи.

Положения тела определяют по взаимному расположению линии отсчета, проведенной на теле (линия, соединяющая проекции головок плечевой и тазобедренной костей), и осей системы прямоугольных координат в инерциальной системе отсчета, т.е. по отношению к линии горизонта.

Положения тела разделяют на:

-вертикальные - стойки (основная на лопатках, на голове и руках), висы и упоры;

-горизонтальные - лежа на животе, на спине горизонтальные равновесия;

наклонные - упор лежа сзади, наклонный выпад и др. [10].

Позу тела определяют по взаимному расположению его биозвеньев относительно друг друга в соматической системе отсчета.

Различают позы: прогнувшись; согнувшись; в группировке; широкая стойка ноги врозь; выпад с наклоном; основная стойка руки в стороны, вперед, на пояс и др. [11]

Некоторые физические упражнения исполняются без изменения положения и позы при произвольном сохранении неподвижного состояния тела в соматической системе отсчета (стойка в прямолинейном движении при спусках на лыжах, равновесия, положение тела при спрыгивании с высоты и др.)

При исполнении большинства физических упражнений положение тела и позы непрерывно изменяются. При этом могут изменяться:

-только положения при сохранении заданной позы (прямое тело при махе назад на перекладине, сохранение группировки при исполнении серии акробатических кувырков и др.);

-только поза при сохранении положения (приседание и вставание, ходьба, равномерный бег по прямой и др.);

и положения и позы (исполнение длинного кувырка; прыжок в высоту способами перекат, перекидной; подъем разгибом на брусьях; стартовый разгон и др.) [21].

Суставные движения - это простые движения двух биозвеньев относительно друг друга в одном суставе, направленные на решение простой двигательной задачи.

Движения в суставах ограничены суставными сумками, связками, сухожилиями, мышцами и происходят по дугам окружностей вокруг суставных осей. Поэтому в каждом суставе количество простых двигательных задач, решаемых суставными движениями, зависит от количества степеней свободы движений. В одноосных суставах (межфаланговые) с одной степенью свободы происходит сгибание и разгибании; в двуосных (лучезапястный, локтевой, голеностопный, коленный) с двумя степенями свободы возможны сгибание и разгибание, отведение и приведение, пронация и супинация; в трехосных суставах (плечевой, тазобедренный) с тремя степенями свободы решаются задачи сгибания и разгибания, отведения и приведения, пронации и супинации или исполнения круговых движений.

Пространственные образующие элементы объединяются в пространственные подсистемы высшего порядка, что положительно сказывается на возможности людей совершать различные движения. Так в двигательной деятельности человека суставные движения объединяются в группы одновременных, ряды последовательных и поочередных движений. Благодаря этому объединению количество степеней свободы биозвеньев тела увеличивается и этим обеспечивается возможность решения любых двигательных задач [18].

Одновременные движения используются в разных суставах в одно и то же время. Например, движение в суставах маховой ноги и рук при отталкивании в прыжках в длину с разбега.

Последовательные движения характеризуются тем, что исполнение последующего движения биозвеньев в одних суставах начинается тогда, когда предыдущие движения биозвеньев в других суставах еще не закончены. Например, для создания непрерывной тяги при плавании кролем, гребковые движения руками исполняются последовательно, «наслаиваясь» одно на другое.

Поочередные движения происходят в разных суставах, следуют поочередно одно за другим. Например, при исполнении подъема разгибом на брусьях, разгибание в тазобедренных суставах из положения упора на руках согнувшись, притормаживание ног и разгибание рук в плечевых суставах при выходе в упор происходят поочередно.

С возрастанием количества участвующих в двигательной деятельности человека суставных движений, количество степеней свободы подвижных звеньев его тела может увеличиваться до ста и более. Это обуславливает практически неограниченные двигательные возможности человека. Мерами пространственных образующих элементов являются пространственные характеристики (координата, перемещение, траектория).

К временным образующим элементам относятся фазы, периоды, циклы.

Фаза - это наименьший временной элемент, обеспечивающий решение определенной двигательной задачи.

Например, при отталкивании прыжка в длину с разбега в фазе амортизации решается задача подготовки к отталкиванию за счет изменения направления скорости и наращивание силы упругой деформации растягивающихся мышц. В фазе отталкивания решается задача сообщения предельного ускорения основному центру массы (ОЦМ) тела ученика в направлении вылета путем преодоления моментов инерции ускоряемых биозвеньев быстрым сокращением ранее растянутых мышц [18].

В движениях человека фазы объединяются во временные подсистемы движений: периоды и циклы.

Периоды - это объединения фаз, имеющих общие особенности. Например, периоды опоры и периоды полета при беге, периоды скольжения и стояния лыжи в попеременных ходах, периоды использования потенциальной и накопления кинетической энергии в движении снизу вверх во время исполнения оборотов на перекладине и др.

Цикл - это повторность периодов. Например, повторность периодов одиночной и двойной опоры в ходьбе, опоры и полета в беге и др.

За цикл принимают и одноактные двигательные действия. Например, метание, прыжок, подъем, спад, переворот, оборот и др.

Для оценки временных образующих элементов и подсистем движений в педагогической практике используют меры их измерения: момент времени, длительность движения, темп и ритм.

Динамические образующие элементы - это движения в пространстве и времени, которые направлены на решения задач накопления механической энергии ускоряемыми биозвеньями, биокинематическими цепями и всем телом человека и ее передачи от одного биозвена к другому, от одной биокинематической цепи к другой и всему телу, а также связанными с ним внешним телом.

Энергообеспечивакщие движения решают задачу накопления механической энергии биозвеньями, биокинематическими цепями и всем телом человека в биодинамической основе двигательного действия.

Энергокорректирукщие движения обеспечивают передачу механической энергии одного биозвена, биокинематической цепи или всего тела другому биозвену, другой биокинематической цепи, всему телу или связанному с ним внешнему телу. Энергокорректирующие движения проявляются в биодинамической основе (которую они составляют вместе с энергообеспечивающими движениями), а также обуславливают эффективность завершающих движений двигательного действия (цикла, периода) [16].

Мерами взаимодействия энергообеспечивающих и энергокорректирующих движений будут количество движения (в поступающем движении) и кинетический момент (во вращательном движении).

Таким образом, двигательное действие - это целенаправленный двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи. Двигательные действия состоят из движений (механические перемещения тела или его частей) и поз.

.2 Особенности детей основной школы

Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, а так же оптимального развития тех или иных качеств. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их благоприятными условиями для развития каких-либо своих способностей. На этой основе и строится вся физическая подготовка и совершенствование детей в школе [20].

Сенситивные периоды для развития различных физических способностей проявляются гетерохронно. Поэтому в разных возрастных группах тренировочные воздействия на развитие тех или иных способностей должны быть наиболее адаптированы для этого возраста. При этом происходит наиболее выраженное развитие физических способностей - силы, быстроты, выносливости, гибкости и др., наилучшим образом проходят адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма, что благоприятно отражается на здоровье и качестве всей последующей жизни. Сенситивные периоды развития двигательных действий учащихся основной школы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сенситивные периоды развития двигательных действий (по Л.П. Матвееву)

Двигательные действияВозрастной период, летМальчикиДевочки11121314151112131415Развитие опорно-двигательного аппарата+++++++Развитие плечевого сустава+++++++Развитие мышц позвоночного столба+++++++

Основной школьный возраст (подростковый возраст) охватывает учащихся основной школы в возрасте от 11 до 15 лет (V-IX классы). Основной школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.

Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания [17].

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.

Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.

Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков - брюшной, у девочек - грудной.

Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков - с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек - с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей основного школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Особенности психологического развития учащихся основной школы заключается в том, что функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.

Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах.

Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.

Таким образом, основной школьный возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей основного школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. Особенности психологического развития учащихся основной школы заключается в том, что функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их благоприятными условиями для развития каких-либо своих способностей. На этой основе и строится вся физическая подготовка и совершенствование детей в школе.

.3 Анализ комплексной программы по физической культуре

Учебная программа Т.В. Мамченко «Физическая культура для учащихся 5-9 классов» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17.12. 2010 г. № 1897) [18], фундаментального ядра содержания общего образования и основной образовательной программы ООО МБОУ г. Абакана «Лицей».

Цели и задачи физического воспитания обучающихся 5-9 классов направлены на:

-cодействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

-обучение основам базовых видов двигательных действий;

формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

формирование представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.

В среднем школьном возрасте (с 10-11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т.е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.

В 5-9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подходы особенно важны для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.

С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол. При наличии в школе, регионе определенных традиций и соответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Наиболее целесообразными в освоении в 5-7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8-9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.

Начиная с 7 класса в содержание программного материала включены элементы единоборств. Этот материал, во-первых, способствует овладению учащимися жизненно важными навыками единоборств, во-вторых, оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия с использованием единоборств содействуют также воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, уверенности.

Для обучения двигательным действиям учащихся основной школы используются следующие методы:

-метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный);

-метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный);

метод сопряженного воздействия.

Метод расчлененно-конструктивный предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в следующих случаях:

-при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить его целостно;

-если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;

если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.

Сущность метода целостно-конструктивного упражнения состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре без расчленения на части. Целостный метод позволяет разучить структурно несложные движения (например, бег, метания, ловля предмета) и применяется на любом этапе обучения. Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники. Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах возможно закрепление ошибок. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно.

Метод сопряженного воздействия применяется преимущественно в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

Для развития двигательных действий учащихся основной школы используется комплекс упражнений, который рекомендуется выполнять на уроках физической культуры после общей разминки.

Особенности подбора упражнений заключаются в необходимости гармоничного развития всех двигательных действий учащихся основной школы.

Именно поэтому, в программе по физической культуре ООО МБОУ г. Абакана «Лицей» выделяют упражнения, направленные на развитие опорно-двигательного аппарата, плечевого сустава, а также мышц позвоночного столба.

Для развития опорно-двигательного аппарата предлагается использовать упражнения с отягощением (набивные мячи, гантели, скамейки):

1.Из основной стойки приседания с выносом рук с гантелями вперед и вставать на носки, отводя руки назад.

2.Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени.

.Из положения сидя руки сзади поднимание ног в угол с последующим возвращением в исходное положение.

.Различные виды бега и прыжков.

Для развития плечевого сустава используются следующие упражнения:

1. Метание малого мяча в цель.

. Введение баскетбольного мяча с обводкой стоек.

Для развития гибкости плечевого сустава, опорно-двигательного аппарата, и поясничного столба используются следующие упражнения:

. Исходное положение (И.п.): лежа на спине. Выполнение: поднять прямые ноги, коснуться пола за головой, вернуться в и.п. с прямыми ногами.

. И.п.: стойка ноги врозь, мяч набивной за головой. Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо.

Развитие двигательных действий учащихся 9 классов осуществляется посредством подвижных игр (эстафеты, выжигало и т.п.), выполнения общеразвивающих упражнений (бег, прыжки, приседания и т.п.), упражнений с партнером (прыжки с сопротивлением), акробатических (кувырки вперед и назад), на гимнастической стенке (подъем ног под прямым углом из виса на руках), с предметами (метанием мяча в корзину, метание гантели в цель); прыжков в длину с разбега; длинных кувырков через препятствия; стойки на руках; кувырков назад через стойку на руках; акробатические комбинации и т.п. Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.

Согласно программы Т.В. Мамченко, каждый раздел направлен на развитие двигательных действий школьников 9 классов:

-в разделе «Гимнастика», на изучение которого выделяется 21 час, осуществляется развитие мышц плечевого сустава и позвоночного столба;

в разделе «Лыжная подготовка», на изучение которого выделяется 24 часа, осуществляется развитие опорно-двигательного аппарата;

в разделе «Спортивные игры», на изучение которого выделяется 30 часов, осуществляется развитие мышц позвоночного столба, опорно-двигательного аппарата, а также мышц плечевого сустава.

Таким образом, учебная программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования и основной образовательной программы ООО МБОУ г. Абакана «Лицей». Для обучения двигательным действиям учащихся основной школы используются следующие методы: метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); метод сопряженного воздействия. В программе по физической культуре ООО МБОУ г. Абакана «Лицей» выделяют упражнения, направленные на развитие опорно-двигательного аппарата, плечевого сустава, а также мышц позвоночного столба.

подросток двигательный физкультура

Глава 2. Организация и методы исследования

.1 Методы исследования

Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы:

. Анализ научно-методической литературы проводился с целью выявления особенностей подбора упражнений направленных на развитие двигательных действий. Двигательные действия состоят из движений (механические перемещения тела или его частей) и поз. Основной школьный возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей основного школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. Для обучения двигательным действиям учащихся основной школы используются следующие методы: метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); метод сопряженного воздействия. В программе по физической культуре ООО МБОУ г. Абакана «Лицей» выделяют упражнения, направленные на развитие опорно-двигательного аппарата, плечевого сустава, а также мышц позвоночного столба.

. Педагогическое тестирование.

Нами были подобраны контрольные испытания (тесты), направленные на выявления уровня развития двигательных действий учащихся 5-9 классов.

В качестве контрольных испытаний для определения показателей развития двигательных действий учащихся 5-9 классов были выбраны контрольные упражнения (тесты) из «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха и А.А. Зданевича [9].

Таблица 2

Тесты для проверки уровня развития двигательных действий учащихся основной школы согласно В.И. Ляха, А.А. Зданевича

№ п/пФизические способностиКонтрольное упражнение (тест)Возраст, летУровеньНизкийСреднийВысокийНизкийСреднийВысокийМальчикиДевочки1.Развитие опорно-двигательного аппаратаБег 30 м, сек.155,55,3-4,94,56,05,8-5,34,92.Челночный бег 3x10 м, сек.158,68,4-8,07,79,79,3-8,88,53.Прыжок в длину с места, см15175190-205220155165-1852054.6-минутный бег, м1511001250-135015009001050-120013005.Развитие мышц позвоночного столбаНаклон вперед из положения стоя, см1548-1012712-14206.Развитие мышц плечевого суставаПодтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз;1537-810---на низкой перекладине из виса лежа (девочки); кол-во раз15---512-1316

Все упражнения проводились в первой трети учебного занятия, после выполнения общеразвивающих упражнений.

. Бег на 30 метров. Выполняется на открытом воздухе с низкого старта. Тест направлен на определение развития скоростных способностей учащихся. При выполнении фиксируется скорость выполнения данного теста.

. Челночный бег 3х10 метров. Выполняется на открытом воздухе или в помещении спортивного зала. Первоначальные 10 метров выполняются с низкого старта, остальные 20 метров пробегаются из положения стоя без остановок. Тест направлен на определение координационных способностей учащихся. Фиксируется время выполнения данного теста.

. Прыжки в длину с места. Выполняется из положения стоя в спортивном зале или на открытом воздухе. Тест направлен на определение скоростно-силовых способностей учащихся. При выполнении теста фиксируется дальность прыжка.

. 6-минутный бег. Тест направлен на определение развития выносливости учащихся. При выполнении теста фиксируется расстояние, преодоленное за время выполнения теста (т.е. за расстояние, преодоленное за 6 минут).

. Наклон вперед из положения стоя. Тест направлен на определение гибкости учащихся. Фиксируется прогиб учащихся относительно прямого угла наклона учащихся из положения стоя.

. Подтягивание на высокой (мальчики), низкой (девочки) перекладине из виса (мальчики), лежа (девочки). Тест направлен на определение силовых способностей учащихся. Подтягивание мальчиков происходит на высокой перекладине. Из положение стоя мальчики удерживаются за высокую перекладину и подтягиваются за счет силы рук, удерживая ноги в прямом положении, дотягиваясь подбородком до перекладины. Девочки выполняют подтягивания на низкой перекладине из положения лежа, поднимая корпус силой рук, дотягиваясь грудной клеткой до перекладины.

2.2 Организация исследования

Исследование проводилось в ООО МБОУ г. Абакана «Лицей» в 9-х классах. В ходе исследования было выбрано две группы по 10 человек в каждой (5 мальчиков, 5 девочек) - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). Эксперимент проходил при выполнении условий идентичности, т.е. равенство начальных данных и условий работы.

На первом этапе, проходившем с января по апрель 2014 г. осуществлялся анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, были сформированы контрольная и экспериментальная группы, а также подобраны и проведены контрольные упражнения (тесты) для определения показателей развития двигательных действий учащихся 9 классов.

.3 Результаты исследования и их обсуждение

До эксперимента были выявлены показатели развития двигательных действий учащихся 9 класса. Результаты тестирования КГ представлены в таблице 3.

Таблица 3

Средние показатели развития двигательных действий КГ

до эксперимента.

Двигательные действияФизические упражненияМальчики Девочки Развитие опорно-двигательного аппаратаБег 30 м, с55,5Челночный бег 3х10 м, с89Прыжок в длину с места, м1701656-ти минутный бег, м12501150Развитие мышц позвоночного столбаНаклон вперед из положения стоя, см710Развитие мышц плечевого суставаПодтягивание, штук710Данные, представленные в таблице 3 позволяют выявить, что в ходе проведения контрольных упражнений большинство испытуемых КГ продемонстрировали низкие показатели развития двигательных действий.

Результаты тестирования ЭГ представлены в таблице 4.

Таблица 4

Средние показатели развития двигательных действий ЭГ до эксперимента.

Двигательные действияФизические упражненияМальчики Девочки Развитие опорно-двигательного аппаратаБег 30 м, с65Челночный бег 3х10 м, с710Прыжок в длину с места, м1781606-ти минутный бег, м12001100Развитие мышц позвоночного столбаНаклон вперед из положения стоя, см811Развитие мышц плечевого суставаПодтягивание, штук69

Данные, представленные в таблице 4, позволяют определить, что при выполнении контрольных упражнений участники ЭГ также вывили преобладание низких показателей развития двигательных действий учащихся 9 классов.

Сравнение показателей развития двигательных действий КГ и ЭГ представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели развития двигательных действий КГ и ЭГ до эксперимента

Двигательные действияФизические упражненияГруппа Мальчики Девочки Развитие опорно-двигательного аппаратаБег 30 мКГ55,5ЭГ65Челночный бег 3x10 мКГ89ЭГ710Прыжок в длину с местаКГ170165ЭГ1781606-минутный бегКГ12501150ЭГ12001100Развитие мышц позвоночного столбаНаклон вперед из положения стояКГ710ЭГ811Развитие мышц плечевого суставаПодтягиваниеКГ710ЭГ69

Данные, представленные в таблице 5 позволяют говорить об идентичности развития двигательных действий в КГ и ЭГ. Кроме этого, в каждой группе наблюдается преобладание низких показателей развития двигательных действий.

Таким образом, проведенное исследование показало необходимость разработки методики, направленной на повышение уровня развития двигательных действий учащихся 9-х классов.

Выводы

В итоге, можно сказать, что поставленная цель была достигнута посредством решения следующих задач:

-проанализирована литература по проблеме исследования. Анализ научно-методической литературы показал, что двигательное действие - это целенаправленный двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи. Двигательные действия состоят из движений (механические перемещения тела или его частей) и поз. Основной школьный возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей основного школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. Особенности психологического развития учащихся основной школы заключается в том, что функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их благоприятными условиями для развития каких-либо своих способностей. На этой основе и строится вся физическая подготовка и совершенствование детей в школе;

-проанализированы основные средства и методы формирования двигательных действий у учащихся основной школы. Учебная программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования и основной образовательной программы ООО МБОУ г. Абакана «Лицей». Для обучения двигательным действиям учащихся основной школы используются следующие методы: метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); метод сопряженного воздействия. В программе по физической культуре ООО МБОУ г. Абакана «Лицей» выделяют упражнения, направленные на развитие опорно-двигательного аппарата, плечевого сустава, а также мышц позвоночного столба;

выявлены показатели развития двигательных действий учащихся 9-х классов. Для проведения тестирования было сформировано две группы КГ и ЭГ. В данных группах были проведены контрольные упражнения, направленные на выявление уровня развития двигательных действий. Результаты исследования показали, что участники КГ и ЭГ идентичны по показателям развития двигательных действий и демонстрируют низкие показатели их развития, что говорит о необходимости разработки и внедрения методики развития двигательных действий учащихся 9 классов.

Библиографический список

1.Агафонов, Э.В. Методика изучения физической культуры в школе [Текст] / Э.В. Агафонов. - Красноярск. 2009. - 152 с.

2.Алиханов, И.И. Методика развития двигательных действий школьников [Текст] / И.И. Алиханов. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 308 с.

.Верхошанский, Ю.В. Основы физической подготовки школьников [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 331 с.

.Годик, М.А. Спортивная метрология [Текст] / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 192 с.

.Желязков, Ц.О. Сущности спортивной формы [Текст] / Ц.О. Желязков // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7. - С. 15-18.

.Зациорский, В.М. Воспитание физических качеств [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 236 с.

.Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафронов. - М.: Лептос, 2010. - 368 с.

8.Коробков, А.В. Физическое воспитание [Текст] / А.В. Коробков, В.А. Головин, В.А. Масляков. - М.: Высшая школа, 2011. - 230 с.

9.Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Учитель, 2012. - 169 с.

.Малиновский, С.В. Развитие двигательных действий в спортивных играх [Текст] / С.В. Малиновский. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 167 с.

.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 543 с.

.Матущак, П.Ф. Развитие двигательных действий [Текст] / П.Ф. Матущак. - Алма-Ата, 2010. - 204 с.

.Озолин, Н.Г. Развитие физических способностей школьников [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 128 с.

.Сапин, М.Р. Анатомия и физическая культура детей и подростков [Текст] / М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. - М.: Академия, 2010. - 456 с.

.Стрельников, В.А. Особенности проведения уроков физической культуры в школе [Текст] / В.А. Стрельников. - Улан-Уде, 2008. - 125 с.

16.Тараканов, П.Н. Развитие основных физических качеств [Текст] / П.Н. Тараканов, С.Н. Никитина. - Л., 2009. - 200 с.

17.Теория и методика физической культуры [Текст] / Под общ. ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 362 с.

.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17.12. 2010 г. № 1897) // СПС «Консультант Плюс»

.Филин, В.П. Воспитание физических качеств у школьников [Текст] / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 237 с.

.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2010. - 355 с.

.Чумаков, Е.М. Физическая подготовка в общеобразовательной школе [Текст] / Е.М. Чумаков. - М.: РГАФК, 2009. - 285 с.

.Шахмурадов, Ю.А. Особенности физической подготовки в школе [Текст] / Ю.А. Шахмурадов. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 189 с.

Похожие работы на - Особенности подбора упражнений при разучивании двигательных действий у учащихся основной школы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!