Систематизация законодательства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,54 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Систематизация законодательства

План

Введение

. Понятие и формы систематизации законодательства

. Инкорпорация как форма систематизации законодательства

. Кодификация как форма систематизации законодательства

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях состояние системы права и системы законодательства России характеризуется крайне сложными и противоречивыми процессами. Это во многом детерминировано постоянными экономическими, политическими и социальными преобразованиями, проводимыми в Российской Федерации в течение последних двух десятилетий. Частота трансформации общественных отношений не только не снижается, но, напротив, стремительно возрастает, что требует интенсификации правотворческой деятельности со стороны государства, адекватного развития и повышения качества системы законодательства и системы права. Речь идет не только об улучшении законодательства или его реконструкции, но и о становлении ряда принципиально новых образований в структуре российского права, соответствующих весьма сложной экономической ситуации внутри страны и в мире в целом, потребностям инновационного развития наукоемких отраслей хозяйства, критериям правового государства и гражданского общества, общепризнанным международным стандартам.

Активизация правотворческого процесса в последние годы наряду с несомненным положительным влиянием привела и к негативным моментам в организации системы российского законодательства. В российском законодательстве содержится значительное количество формально действующих, но фактически утративших силу законодательных и иных нормативных актов. С другой стороны - правовое регулирование нередко носит эпизодический, казуистичный характер, отсутствует системность при принятии нормативных правовых актов.

Частично разрешить указанные проблемы позволяет систематизация права, которая уже проводится в современной Российской правовой действительности. Существенное значение имело принятие Гражданского, Налогового, Бюджетного, Таможенного, Трудового, Уголовного, а также ряда процессуальных кодексов.

Вместе с тем можно разделить обоснованную обеспокоенность российских правоведов в отношении того, что модернизация системы права и законодательства не сопровождается проведением глубокой кодификации и унификации правовых предписаний. За каждым кодексом «вдогонку» готовится пакет законов и подзаконных актов. Кодексы порой бывают «тонкими» по объему регулирования, сказывается отсутствие единых принципов и методологических подходов.

Вышесказанное определяет актуальность данной курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование вопросов систематизации законодательства.

Задачи исследования:

определить понятие систематизации;

рассмотреть причины и значение систематизации;

проанализировать принципы систематизации;

охарактеризовать кодификацию как вид систематизации;

рассмотреть понятие, сущность и правила консолидации;

повести анализ сущности и правил проведения инкорпорации;

дать характеристику правил учета правовых актов;

описать направления компьютеризации работы по систематизации.

1. Понятие и формы систематизации законодательства

Термин «систематизировать» означает привести в систему, навести определенный порядок. В юридической науке споров относительно понимания систематизации права практически нет. Представляется необходимым привести общепринятое определение.

Систематизация правовых актов - это деятельность, направленная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую, согласованную систему.

Работа по систематизации правовых актов - это не одноразовая деятельность. Она должна иметь постоянный характер, следовательно, представляет собой объективную закономерность развития права. Правотворчество - динамично развивающийся процесс, поэтому постоянно возникает необходимость принимать новые нормативные акты, изменять, дополнять действующие, отменять устаревшие, некоторые акты приходится укрупнять, кроме того, порой требуется делать подборки актов, регулирующих определенные сферы жизни, и комплектовать ими сборники. И.Б. Орешкина справедливо отметила исключительную важность систематизации именно в период проведения реформ в России и формирования новой правовой системы.

Практически все ученые, касающиеся этой проблемы, ведут речь о систематизации нормативных актов. В.Н. Карташов отметил, что этим систематизация не ограничивается. Систематизируются не только нормативные, но и правоприменительные, а также интерпретационные акты (например, акты судов высших инстанций, а также акты Генерального прокурора РФ, издаваемые в основном в виде сборников). Этот перечень можно дополнить правореализационными документами. Их систематизация не имеет публичного характера, а производится внутри организаций, которые имеют дело с индивидуальными актами, связанными с их деятельностью. Так, на каждом предприятии ведутся сброшюрованные подшивки приказов по личному составу, в договорных отделах систематизируются заключенные организацией договоры и т. п. Систематизаторская работа проводится в отношении практически всех юридических документов и это является залогом эффективной работы организации.

По мнению В.Н. Карташова, непосредственными предметами являются отдельные разделы (части, пункты и т. п.) этих актов, где содержатся конкретные нормативно-правовые, интерпретационные, правоприменительные предписания, подлежащие учету и группировке. С. С. Алексеев отмечал, что систематизации подлежат не только нормативные акты, но и юридические нормы. Углубленный подход все же позволяет развести понятия «объект» и «предмет» систематизации, особенно это видно при консолидации.

Субъекты систематизации можно разделить на следующие две группы.

Частные лица (граждане, организации), которые проводят правосистематизаторскую работу по собственной инициативе. Ее результатом обычно является издание сборников. Такую систематизацию еще называют неофициальной. Этими сборниками можно и нужно пользоваться, однако ссылаться на них при решении юридических дел нельзя.

Компетентные органы. Их компетенция на проведение систематизации (которую еще называют официальной) устанавливается каким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Такими органами являются, например, Государственная Дума, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд и др.

Сегодня значительную работу по систематизации (за исключением кодификации) практически всех видов правовых документов берут на себя частные лица. Это связано с распространением компьютерных технологий, развитием частного издательского дела и другими причинами. Частные лица действуют более оперативно и предлагают очень удобные формы систематизации.

Этапы проведения систематизации можно обрисовать лишь в самом общем виде, поскольку они трансформируются в зависимости от того, какой вид систематизации проводится. Непреложным принципом является последовательность их выполнения. Общие этапы проведения работы по систематизации таковы: составление плана систематизации; составление перечня правовых актов, которые необходимо систематизировать; сбор этих правовых актов; изъятие устаревших актов; внесение в правовые акты изменений и дополнений; анализ правовых актов; ревизия правовых актов; выбор критериев систематизации; размещение материала по рубрикам. Конечным результатом проведенной работы может быть сбалансированная и гармоничная система правовых актов.

Множество объективных и субъективных причин делают систематизацию крайне необходимой. К объективным причинам относятся: двухуровневая система законодательства, осложняющаяся наличием совместной компетенции федерального центра и субъектов РФ; нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства; многочисленность правотворческих субъектов (отсюда не редкими являются коллизии между нормативными актами, ими издаваемыми); наличие пробелов в нормативных актах и необходимость их устранения; накопление большого количества нормативных актов в процессе преобразований, происходящих в государстве; формирование новых отраслей законодательства; обеспечение удобства пользования нормативными актами. Субъективные причины таковы: противоречивость нормативных актов разных уровней, а порой и противоречивость положений внутри одного нормативного акта; декларативность актов и невозможность ими реально пользоваться; засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями; перекосы в соотношении законов и подзаконных актов ит.д.

Систематизация нормативных актов - очень практичная юридическая работа. Ее проведение с большой долей вероятности может привести к успеху, нежели, допустим, создание нового закона, который еще неизвестно как покажет себя на практике. Рассмотрим некоторые выгоды от проведения систематизаторской работы.

Чтобы иметь возможность использовать юридические нормы, сами юристы и все граждане, которым надлежит соблюдать законы, должны иметь более или менее точное и широкое представление о праве. Первые - по профессиональной необходимости, вторые - в основном для того, чтобы защитить свои права и интересы, а также знать свои обязанности, чтобы избежать неприятностей. Необходимость распространения сведений о праве и углубленного, специализированного знания законов вызывает потребность в систематизации, например в виде сборников. Являясь дополнением к мерам гласности в отношении законов и подзаконных актов, систематизация в различных своих видах представляет собой материальную и публичную опору науки права. Основной характерной чертой юридической документации, особенно в наше время, является ее безграничность. Требуется очень серьезная работа по классификации юридической документации, с тем чтобы классификация по возможности стала легко доступной и удобной в обращении. Систематизация важна и для дальнейшего развития права. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности.

Под принципами принято понимать фундаментальные, основополагающие идеи, которые движут субъектами права, выполняющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно сделать работу бесполезной. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно исполняться. Принципы систематизации - это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.

Систематизация права - один из видов юридической работы. Вполне понятно, что к ней предъявляются те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы. Особенно тесно систематизаторская работа связана с правотворческой. Принципы могут быть изложены следующим образом: плановость (установление этапов проведения систематизации, сроков, конкретных исполнителей и др.); стремление к минимальному количеству нормативных актов; полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их по всем основаниям); целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов); оперативность (поскольку право - это динамичная система, приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, так как последующие ее изменения только осложнят работу); непрерывность (достижение гармонии правовых актов - явление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы); экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных действий, поэтому повышение ее производительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить); доступность (поскольку юридические документы затрагивают интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать достаточно легким пользование ими); демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей); гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, поскольку правовые акты затрагивают их интересы); профессионализм (желательно, чтобы систематизаторской работой занимались знатоки этого дела); научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи).

2. Инкорпорация как форма систематизации законодательства

Инкорпорация - это менее сложный и поэтому доступный большему числу субъектов права вид систематизации.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах).

Инкорпорация - это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

Обратимся к опыту Франции, в правовой системе которой доминируют нормативные акты и где проблема наведения нормативного порядка стоит очень остро. Там считается, что формой инкорпорации могут быть не только официальные сборники, но и периодические издания, справочники. Понятие «инкорпорация» в этой стране толкуется широко: систематизации подлежат не только юридические документы, но и правовые знания о них, и тогда логично выглядит расширение форм инкорпорации.

В число официальных сборников на первое место, разумеется, следует поставить внушительный Journal Officiel de la Republique Franchise. Это издание является одновременно и юридическим, и политическим, поскольку в нем публикуются как юридические акты, так и парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате. При этом, отмечает П. Сандевуар, никто не читает названное издание целиком. Из него выбирают то, в чем нуждаются. Среди прочих официальных сборников следует упомянуть официальные бюллетени, распространяемые большинством министерств, сборники местных актов (административно-территориальных единиц), а также некоторые сборники по юриспруденции или доктринам, выходящие под эгидой крупнейших судов Франции.

Поскольку все жалуются на недостаточность опубликования законов только в указанном издании, были созданы многочисленные частные периодические издания. Эти периодические издания бывают либо общими, либо специализированными. Общие издания распространяют документацию по законодательству, юриспруденции и доктринам во всех основных отраслях права. Специализированные включают юридические журналы, предназначенные в большей или меньшей степени либо составителям доктрин, либо юристам-практикам. В качестве вспомогательных к ним можно добавить большое количество чисто профессиональных журналов, бюллетеней ассоциаций и союзов.

Эпизодические издания включают книги по праву, издаваемые отдельно или в последовательных сериях, в зависимости от их полезности и спроса (трактаты, учебники, справочники и памятки для юристов). Обычно их пишут преподаватели-профессора, намного реже - практики: судебные чиновники, адвокаты или другие лица. В настоящее время растет количество трудов, касающихся какой-либо отрасли или конкретной проблемы права. Наконец, существуют отличающиеся глубоким содержанием докторские диссертации по праву, представляющие главным образом научный интерес, наиболее полно отражающие достижения в юридических исследованиях в стране.

Юридические справочники - это тематические углубленные словари. Они очень объемны и внушительны.

Конечно, нельзя отрицать значение периодических изданий, научных трудов, справочников, парламентских дебатов для упорядочения наших знаний о праве, информированности о действующих нормативных актах. И тем не менее размытость понятия «инкорпорация» способна внести путаницу относительно того, действующий это закон или мнение какого-либо ученого или политика. Терминологическая строгость всегда идет на пользу.

В процессе инкорпорации преследуются две цели: поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии; обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию - более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях частные лица, то в случае инкорпорации главную роль играют частные лица. По субъектам различают три вида инкорпорации:

Официальная. Она осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации. Все авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. В настоящее время официальная инкорпорация в виде сборников потеряла смысл и практически не осуществляется. Однако официальной инкорпорацией в России следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» - периодическое издание, где публикуются законы, указы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не являются частными. Они финансируются из государственного бюджета и принадлежат государственным органам. Нормативные акты классифицируются прежде всего по юридической силе, затем располагаются по времени издания. На нормативные акты, опубликованные в этих изданиях, можно ссылаться в практической деятельности.

Официозная. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, поэтому тексты, помещенные в нем, не приобретают официального характера.

Эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения.

Неофициальная. Она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей. Такие сборники нужны не только юристам-практикам, но и широкому кругу населения. Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др. можно также считать неофициальной инкорпорацией.

Технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку юридических документов.

Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник:

юридическая сила. Именно этот критерий взят в качестве первоначального в «Собрании законодательства Российской Федерации». Если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу значительного объема;

хронология. Этот критерий может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в «Собрании законодательства Российской Федерации»;

системность. Это очень трудный критерий инкорпорации, хотя дает возможность более обдуманно сгруппировать правовой материал. Инкорпорация по такому критерию может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще - ее часть, поскольку современное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Обычно данный вид инкорпорации используется применительно к молодым отраслям права (например, экологическое право) или, что чаще, к подотраслям или институтам права;

предмет. Выбирается определенная разновидность общественных отношений или явление, получившее правовую окраску, и проводится сбор соответствующих нормативных актов, например касающихся образования, здравоохранения, охоты, садово-товарищеских кооперативов.

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы: нормативные акты; акты толкования (например, постановления судов высших инстанций); правореализационные акты (их образцы), например договоры; правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам).

Текст правового документа освобождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу.

В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения.

Если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при этом в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют.

Инкорпорируемые правовые акты сохраняют свои реквизиты.

Юридическая сила объединяемых правовых документов остается прежней.

3. Кодификация как форма систематизации законодательства

Кодификацию издавна считали видом систематизации наряду с инкорпорацией. Для этого были веские основания: действительно, лучшим способом устранить путаницу со множеством актов является их объединение с отбором, переработкой и согласованием всех необходимых норм.

Однако создание кодекса - дело не только не легкое, но и не быстрое. Практический опыт показывал, что иногда лучше интегрировать множество актов в один без их коренной переработки и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса. Так возник новый вид систематизации - консолидация, занимающая очень близкое положение к кодификации.

В поддержку данной позиции выдвигаются следующие аргументы:

систематизация имеет дело с законодательными актами. В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с правовыми предписаниями;

для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структуры, логики нормативного акта, использования языка.

Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой стороны кодификацию можно считать способом упорядочения нормативных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который позволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.

Кодификация - в интеллектуальном плане самый трудный вид систематизации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный период и требует объединения усилий множества высококвалифицированных специалистов. Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса РФ был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т. д.) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др.

Кодификация - это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

В Европейском Союзе существует весьма широкое понимание кодификации: это издание любых нормативных актов органами Евросоюза (инструкций, директив, постановлений и др.).

Во Франции - центре романо-германской семьи права - кодификацию понимают в узком и широком смысле. В узком смысле кодификация - это процесс создания классических кодексов, в широком - процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересматриваются, устраняются только противоречия между ними, отсекаются устаревшие положения и т. п. Более того, некоторые французские ученые и соединение нормативных актов в единый сборник готовы считать кодификацией. Здесь уже практически стирается разница между видами систематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «кодекс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно называть кодексом.

И все же слова «кодификация», «кодекс» все больше употребляются в специальном смысле: как совокупность разрозненных правовых норм, приведенных в форму единого целого.

С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для дифференциации различных правовых явлений. Использование в российской правовой науке слова «кодификация» в специфическом смысле представляется оправданным.

Кодификация существенно отличается от других видов систематизации. Ее признаки состоят в следующем:

целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта;

кодекс - это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существование других видов нормативных актов, более того - предполагает их необходимость;

цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права;

кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки;

при кодификации приходится иметь дело с правовыми предписаниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом;

собранные правовые предписания перерабатываются основательно, т. е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые правовые предписания;

все правовые предписания, намеченные для включения в кодекс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной логической схеме;

кодификация имеет определенные ограничения, которые должны быть приняты во внимание:

время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы);

скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы);

результаты кодификации всегда имеют официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по статусу самый компетентный в области правотворчества государственный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона;

кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов;

кодифицированные законы, хотя и считаются по юридической силе равноправными с законами некодифицированными, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической техники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда регулирует все тонкости общественных отношений. И если по этой причине приходится издавать закон более детальный и специализированный, нет никаких оснований оказывать преференции кодифицированному акту. Несмотря на это кодексы в системе законов занимают видное место и имеют большой авторитет. В настоящее время такую позицию принимает все большее число ученых.

Поскольку по своей сути кодификация относится к правотворчеству и лишь (исходя из ее результатов) примыкает к систематизации, правила ее проведения в большей мере входят в правотворческую технику. Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, которые применяются при создании других нормативных актов.

Кодификационная работа - очень сложная и высокозатратная. Поэтому она должна начинаться только тогда, когда вынесено решение государственного органа о ее проведении и финансировании. Именно государственный орган берет на себя решение вопроса, необходима ли кодификация.

В рабочем коллективе по подготовке кодекса должны быть собраны профессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые - юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, которая стала объектом кодификации, и политики, и практические работники с большим опытом. План работы коллектива должен быть разбит на этапы с указанием примерных сроков выполнения работ на каждом из них. Необходимы распределение обязанностей между членами рабочего коллектива и определение этапа включения их в работу. Важны сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации. Важно обобщение зарубежного опыта в сфере законодательства, являющейся объектом законопроектных работ. Необходимы предварительный анализ нормативного материала и решение вопроса о целесообразности кодификации. Создание кодекса не может быть просто модной затеей, реализацией чьей-то идеи или политических амбиций. Кодификацию следует начинать только тогда, когда это целесообразно и тем более если проявляются негативные явления, связанные с ее отсутствием. Следует изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, которые могут сказаться на действии будущего кодекса.

Важны анализ собранных для переработки нормативных актов и вычленение нормативных предписаний, которые войдут в кодекс. Одним из важных моментов является решение вопроса, однородные ли общественные отношения они регулируют; в противном случае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт.

Нормативные предписания, отобранные для переработки, должны быть классифицированы по вопросам, которые предположительно должны найти отражение в будущем кодексе. Эта классификация должна стать основой разработки структуры кодекса.

Самый ответственный этап - составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесь, как правило, не удается обойтись классификацией отобранных и переработанных нормативных предписаний. Приходится их дополнять новыми нормативными предписаниями, как бы восполнять имеющиеся пробелы в правовом регулировании этой сферы общественных отношений. Распределение структурных элементов текста между составителями должно проводиться с учетом их желания, которое обычно определяется их компетентностью в том или ином вопросе.

Текст проекта должен подвергнуться широкому обсуждению среди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынести и на суд широкой общественности.

После этого проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др.). Далее проекту кодекса с учтенными замечаниями предстоит утверждение на комиссии по кодификации.

Обычно проводится отраслевая кодификация. Однако может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например. Лесной кодекс РФ, но «Закон о несостоятельности (банкротстве)», Правила дорожного движения). Из истории известны общеправовые кодификации, например Соборное уложение. В настоящее время в развитых странах в силу возросшей сложности и специализации правового регулирования они не используются.

Следует отметить, что помимо рассмотренных выше форм систематизации, существуют и иные, среди которых следует упомянуть консолидацию.

Консолидация - это второй по сложности вид систематизации после кодификации. Предметом научного исследования консолидация стала недавно.

Ускорение изменений в социальной жизни делает кодификацию не вполне пригодной для эффективного регулирования постоянно меняющихся общественных отношений. Получается, для того чтобы кодекс, созданный с такими большими временными, материальными и человеческими затратами, просуществовал достаточно долго, в нем следует закреплять лишь самые общие положения. Но в таком случае его неизбежно придется сопровождать более детализированными законами. Вот почему практика вышла на усредненный вариант: консолидацию юридических документов.

На сегодняшний день существует большой разброс мнений по вопросу о природе консолидации. Одни ученые (А.С. Шебанов, Д.А. Керимов и др.) полагают, что консолидация является разновидностью инкорпорации. Другие исследователи (А.А. Ушаков, Н.Н. Захарова, А.С. Пиголкин и др.) считают, что она представляет самостоятельный вид систематизации. С точки зрения третьих (В.Н. Карташов), это разновидность правотворческой деятельности. Несколько иное понимание консолидации существует за рубежом. Так, в Европейском Союзе консолидацией считают включение множества законов со всеми изменениями и последующими доработками в единый закон, который не имеет формальной ценности, поскольку каждый консолидированный акт содержит перечень всех юридических актов со всеми их реквизитами. Получается нечто близкое к официальной инкорпорации. В.Н. Карташов отмечал, что консолидация очень близко стоит к кодификации и поэтому имеет прежде всего правотворческий характер, хотя в результате ее проведения достигается большой эффект и по систематизации юридических документов. Консолидация - это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт.

В последнее время в России граница между кодификацией и консолидацией еще более стала размываться. Порой законодатель называет закон кодексом, но на поверку это консолидированный акт. В качестве примера можно привести Водный кодекс РФ, где множество актов по вопросам водопользования механически расставлено по следующей схеме: собственность на водные объекты, управление в области их использования и охраны, использование водных объектов и разрешение споров.

Правила консолидации довольно специфичны и отражают прежде всего ее юридическую природу как преимущественно разновидности правотворческой деятельности:

консолидации могут подлежать не только нормативные акты, но и акты толкования (в частности, постановления судов высших инстанций), а также правоприменительные акты (обзоры судебной практики);

в консолидированном акте могут быть объединены акты не только одного уровня, но и относящиеся к разным источникам права. Так, в Федеральном законе «О ветеранах» были объединены льготы, установленные различными видами нормативных актов, но имеющие федеральный источник финансирования. Правда, возникает множество вопросов в связи с утратой юридической силы актов, вошедших в укрупненный акт. Они вполне разрешимы, но уже по правилам юридической техники, касающейся опубликования и вступления в силу нормативных актов;

консолидация осуществляется в отношении быстро меняющихся сфер общественной жизни: там, где жизнь требует незамедлительного совершенствования норм права, их уточнения, изменения, отмены (сфера образования, информационных технологий и т. п.);

юридические документы, ставшие объектом консолидации, как минимум должны регулировать вопросы, имеющие смежный характер. Жесткое требование об их однородности, как при кодификации, здесь не выдвигается;

консолидированный акт в отличие от кодифицированного новых правовых предписаний не устанавливает. Содержание правовой регламентации остается прежним;

правовые предписания, перешедшие из объединяемых актов, размещаются в определенной последовательности. Схема их расположения - ноу-хау создателей консолидированного акта;

придание акту целостности требует также использования следующих правотворческих правил: логических (устранение устаревших положений, противоречий, дублирования, неоправданных длиннот; объединение близких по содержанию норм в одну статью, пункт и т. п.); языковых (проверка текста в целях целью унификации терминологии, стиля и др.);

консолидированный акт приобретает собственные реквизиты, соответственно прежние акты утрачивают не только свои реквизиты, но и юридическую силу;

консолидация в основном имеет официальный характер. Нельзя отказать в составлении проекта нормативного акта или единого документа из множества регулирующих определенный круг вопросов, постановлений Верховного Суда РФ. Но это будет документ индивидуального пользования. Что касается обзоров судебной практики, то эти документы могут быть составлены любым лицом и будут относиться к неофициальной консолидации;

акты консолидации в основном обязательны для адресатов. О частных обзорах судебной практики этого сказать нельзя.

Процесс консолидации должен состоять из двух частей: совершение всех инкорпорациейных операций. Именно они обеспечивают добротную основу для создания консолидированного акта; выполнение правотворческих операций, направленных на внешнюю обработку объединяемых правовых предписаний.

Консолидация занимает промежуточное положение между кодификацией и инкорпорацией, но тяготеет к первому виду систематизации права. Т.Н. Радько предлагает ее называть частичной кодификацией, поскольку она по своему результату «не дотягивает» до объема и уровня кодекса.

Заключение

Систематизация правовых актов - это деятельность, направленная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую, согласованную систему. Субъекты систематизации можно разделить на следующие две группы: частные лица, которые проводят правосистематизаторскую работу по собственной инициативе (неофициальная систематизация); компетентные органы. Общие этапы проведения работы по систематизации: составление плана систематизации; составление перечня правовых актов, которые необходимо систематизировать; сбор этих правовых актов; изъятие устаревших актов; внесение в правовые акты изменений и дополнений; анализ правовых актов; ревизия правовых актов; выбор критериев систематизации; размещение материала по рубрикам.

К принципам систематизации относятся плановость; стремление к минимальному количеству нормативных актов; полнота; целесообразность; оперативность; непрерывность; экономичность; доступность; демократичность; гласность; профессионализм; научность.

Инкорпорация - это менее сложный и поэтому доступный большему числу субъектов права вид систематизации. Инкорпорация - это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

Кодификация - это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта. Кодекс - это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существование других видов нормативных актов, более того - предполагает их необходимость. Цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права. Обычно проводится отраслевая кодификация. Однако может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс». Консолидация - это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт. Консолидации могут подлежать не только нормативные акты, но и акты толкования (в частности, постановления судов высших инстанций), а также правоприменительные акты (обзоры судебной практики). В консолидированном акте могут быть объединены акты не только одного уровня, но и относящиеся к разным источникам права. Консолидация осуществляется в отношении быстро меняющихся сфер общественной жизни. Консолидированный акт в отличие от кодифицированного новых правовых предписаний не устанавливает. Содержание правовой регламентации остается прежним.

кодификация систематизация консолидация

Библиографический список

1.Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2011.

2.Гавашели Т.В. Конституционные основы систематизации российского законодательства // Вестник Академии права и управления. 2014. № 37.

.Зарапина Л.В. О систематизации законодательства // Вестник Академии права и управления. 2014. № 37.

.Иванникова О.И. Систематизация отечественного законодательства // Правовая информатика. 2012. № 1.

.Кабрияк Р. Кодификации. М., 2007.

.Казанцев С.Я. Компьютерные справочные правовые системы в юридической практике // Проблемы юридической техники: сборник статей. Н. Новгород, 2007.

.Калинин П.А. Значение и роль принципов законодательства в его систематизации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 6.

.Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. Ярославль, 2005.

.Кривченков А.С. Систематизация локальных правовых норм. М., 2010.

.Кумышева М.К. Виды систематизации законодательства // В сборнике: Общество, современная наука и образование. Материалы научно-практической конференции. М., 2012.

.Лызлов Д.Н., Картухин В.Ю. Юридическая техника. М., 2009.

.Орешкина И.Б. Систематизация нормативно-правовых актов Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

.Передовая практика ЕС по кодификации законодательства. М., 2005.

.Пилипенко А.И. Классификация и систематизация законодательства Франции//Журнал российского права. 2001. № 9.

.Радько Т.Н. Теория государства и права. M., 2011.

.Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. 2008. № 4.

.Сандевуар П. Введение в право. М., 1994.

.Теория государства и права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 2007.

.Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. О кодификациях и кодексах//Журнал российского права. 2006. № 3.

.Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. М., 2006.

.Филатова Л.В. Вопросы систематизации законодательства в учетной деятельности органов государственной власти // Юридический мир. 2012. №2

.Шминке А.Д. Система права и система законодательства России: вопросы методологии. Автореф…дисс.к.ю.н. Саратов, 2012.

.Юридическая техника. Под ред. Хабриевой Т.Я., Власенко Н.А. М., 2010.

Похожие работы на - Систематизация законодательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!