Тема: Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    27,64 Кб
Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оглавление

Введение

1. Основные положения обязательного медицинского страхования

1.1 Этапы становления обязательного медицинского страхования в России

1.2 Правовое регулирование обязательного медицинского страхования

1.3 Понятие, сущность и принципы обязательного медицинского страхования

2. Характеристика системы обязательного медицинского страхования

2.1 Система обязательного медицинского страхования, как часть государственного социального страхования

2.2 Деятельность федерального фонда обязательного медицинского страхования

2.3 Проблемы и перспективы развития системы обязательного медицинского страхования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В соответствии с Конституцией РФ каждому человеку и гражданину гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Любое цивилизованное общество стремиться к усовершенствованию системы оказания медицинской помощи и улучшению уровня здоровья граждан.

О важности состояния здоровья человека говорили многие писатели и философы в разные эпохи. Об этом писал Марк Туллий Цицерон, считая что "Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья" и спустя столетия Уильям Шекспир "Здоровье - дороже золота"

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что сохранение и улучшение уровня здоровья граждан всегда является одной из первостепенных задач. Именно от состояния здоровья в первую очередь зависит будущее государства, а для того, что бы обеспечить достойный уровень оказания медицинской помощи необходимо существование системы, осуществляющей деятельность по оказанию бесплатных медицинских услуг, для чего и существует система обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в системе обязательного медицинского страхования.

Предметом исследования выступили нормы права, нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере медицинского страхования.

Целью работы является изучение сущности и структуры обязательного медицинского страхования в РФ, раскрытие основных характеристик существующей в России модели медицинского страхования, выявление наиболее остро стоящих вопросов по данной теме и возможные пути их решений.

В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: анализ, аналогия, логических обобщений, структурно-функциональный, статистический, специально-юридический и другие.

В процессе написания дипломной работы проведен анализ нормативно-правовых актов РФ, в частности: Конституции РФ, Федерального Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального Закона "Об основах обязательного социального страхования" и иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере медицинского страхования.

Теоретическую основу дипломной работы составляют труды ученых и публицистов, таких как: Г.В. Сулейманова, В.И. Стародубцев, Е.Н. Савельева, В. Гришин, А.Ф. Бородин, Т.В. Богатова, Е.Г. Потапчик, В.А. Чернец и другие.

Задачи дипломной работы:

-рассмотреть этапы становления обязательного медицинского страхования в России

-изучить правовое регулирование обязательного медицинского страхования в РФ

-определить сущность и принципы обязательного медицинского страхования в РФ

-Дать характеристику деятельности федерального фонда обязательного медицинского страхования в РФ

-выявить проблемы и перспективы развития системы обязательного медицинского страхования в РФ

Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

1. Основные положения обязательного медицинского страхования

1.1 Этапы становления обязательного медицинского страхования в России

В России медицинское страхование берет свое начало еще во времена Российской Империи и связывается с развитием в конце XIX в. земской медицины, дотируемой за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. Медицинское страхование не получило в дореволюционной России широкого распространения в силу ее аграрности и очень малого периода пореформенного капиталистического развития, а так же за неимением опыта развития данной отрасли в то время.

Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось в XVIII - начале XIX вв. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге.

Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.

этап. С марта 1861 г. по июнь 1903 г. В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд.

Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3% заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, согласно которому работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих. Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.

Фабричные страховые кассы начали создаваться в начале XX в. преимущественно на крупных предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга. Принципы их организации и функционирования были аналогичны западноевропейским.

этап. С июня 1903 г. по июнь 1912 г. Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон "О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.

этап. С июня 1912 по июль 1917 г. В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев - закон о введении обязательного медицинского страхования для работающих граждан.

В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. По закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:

-первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях;

-амбулаторное лечение;

-родовспоможение;

-больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.

К 1916 г. в России уже существовало 2403 больничные кассы, насчитывающие 1961 тысяч членов. Такие кассы просуществовали до революции, а после принятия запрета о введении государственной монополии в страховании они потеряли не только свою актуальность, но и легитимность.

этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года. После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения:

-расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих

-предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы);

-повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек;

-полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей.

5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 г. Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России "полного социального страхования".

Основные положения Декларации были следующие:

-распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;

-распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы).

-Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации.

19 февраля 1919 г.В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах, кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы стало значительное снижение уровня заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.

этап. С ноября 1921 г. по 1929 г. C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.

.11.1921 г. издается Декрет "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом", в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности.

Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст.124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды:

) Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.

) Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.

этап. С 1929 г. по июнь 1991 г. Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.

В советское время надобность в медицинском страховании отсутствовала, поскольку существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, а сфера здравоохранения полностью содержалась за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.

этап. С июня 1991 года по настоящее время. С принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

В период проведения экономических и социальных реформ, резкого снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных средств на содержание медицинских учреждений в 1991 г. был принят закон о введении в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной. Причем все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского страхования, вводились в действие, начиная только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой государственной страховой системы. Именно с этого момента можно говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

1.2 Правовое регулирование обязательного медицинского страхования

Основным источником права в России является Конституция, которая представляет собой основной закон страны, обладающий высшей юридической силой. По своей сути конституция не регулирует отдельные отношения возникающие на основании юридических фактов, но закрепляет положения, которым должны соответствовать иные нормативно-правовые акты. Как таковая Конституция закрепляет основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов. Не соответствие каких-либо нормативных актов Конституции является основанием для их отмены.

Конституция затрагивает все отрасли общественного взаимодействия, которые необходимо регулировать законодательно, в том числе и систему обязательного медицинского страхования. Так в пункте 1 статьи 41 говориться "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений." Именно эти строки дают основание для создания многочисленных актов, которые регулируют отношения в сфере медицинского страхования.

Одним из таких актов, регулирующим основные отношения в сфере охраны здоровья граждан и медицинского обеспечения является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Пусть в этом акте сказано мало непосредственно о системе ОМС, но не отнести его к основным нельзя, так как именно в нем описаны все основные права граждан, условия возникновения правоотношений между человеком и медицинской организацией и медицинскими работниками, понятия и положения о медицинской экспертизе, мероприятиями возникающими вследствие смерти человека, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, источники финансирования и полномочия субъектов по созданию актов регулирующих отношения, вытекающие из настоящего ФЗ, а так же об организации контроля за деятельностью медицинских организаций.

Одним из нормативно-правовых актов, который в дальнейшем послужил основой, для создания системы ОМС, служит Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014)"Об основах обязательного социального страхования", который в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование, как и ОМС является частью государственной системы защиты населения, от нежелательных рисков.

Исходя из прав граждан на охрану здоровья создан акт регулирующий отношения в сфере ОМС, а именно Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В данном акте перечислен круг лиц, участвующий в системе страхования, права и обязанности застрахованных лиц, страхователей и иных участников страхования, финансовое обеспечения медицинского страхования, правовые положения федерального фонда, программа ОМС и система договоров, а так же порядок контроля за деятельностью участников страхования.

Далее законом, регулирующим систему ОМС является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014)"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который регулирует отношения, связанные с уплатной страховых взносов в соответствующие фонды, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Устанавливает порядок формирования федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

В данном законе определен круг лиц, обязанных уплачивать взносы в соответствующие фонды страхования, в том числе и в ФФОМС, а так же размер этих взносов, условия предоставления отсрочки по выплате или отказу в ее предоставлении, права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов, порядок проведения контроля, а так же проверок в его рамках, право и порядок обжалования актов органов контроля.

На основании положений о ФФОМС издан Федеральный закон от 01.12.2014 N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", где на основании прогнозов на общий объем доходов бюджета фонда и общий объем расходов бюджета фонда утверждаются основные характеристики бюджета фонда на плановый период 2016 и 2017 года. Помимо прогнозируемых доходов от страховых взносов в этом акте устанавливается предположительная сумма ассигнований в фонд из федерального бюджета, а так же возможные поступления из иных источников. Так же в нем установлены особенности установления отдельных расходов бюджета Фонда в 2015 году, исполнения бюджета фонда в 2015 году и особенности установления отдельных расходов бюджета фонда в 2016 и 2017 годах.

Кроме уже перечисленных законов, имеющих прямое отношение к системе ОМС, можно отнести и такие как:

Указ Президента РФ от 29.06.1998 N 729 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования"

Указ Президента РФ от 06.02.1998 N 136 "О мерах по стабилизации финансирования системы обязательного медицинского страхования"

Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования"

Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1226 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

обязательное медицинское страхование российское

Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования"

Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования"

А так же иные нормативно-правовые акты, имеющие отношение к системе страхования, к которым относятся в том числе и законы субъектов, регулирующих не малую долю вопросов, касающихся системы ОМС, ссылки на ведение к которым можно найти в вышеперечисленных нормативных актах.

1.3 Понятие, сущность и принципы обязательного медицинского страхования

Согласно закону РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Так же законодатель дает исчерпывающее определение обязательного медицинского страхования в Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", где обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

По закону ОМС является общеобязательным и распространяется на всех граждан Российской Федерации. Объектом ОМС выступает событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи. Именно событие при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение и является страховым случаем.

В результате наступления страхового случая гражданин считается нуждающимся в страховом обеспечении по обязательному медицинскому страхованию, которое представляет из себя исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.

Страховое обеспечение осуществляется за счет средств ФФОМС, который в свою очередь формируется из страховых взносов - обязательных платежей, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.

Сумма страхового взноса, определена Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и с 1 января 2012 года тариф составляет 5,1 процента на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

Несмотря на то, что страхование на территории РФ осуществляется на обязательной основе, с гражданами заключается договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. На основании договора выдается полис ОМС. Субъекты ОМС имеют право на выбор страховой медицинской организации, из числа включенных в реестр страховых медицинских организаций. В каждом регионе есть свой список страховых организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием. Его можно найти на сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования вашего субъекта.

В настоящее время происходит замена полисов старого образца на новые. Для того что бы это сделать, гражданину необходимо подать заявление и заключить договор. После этого страховая компания в день подачи заявления должна выдать полис либо временное свидетельство об оформлении полиса ОМС. Временное свидетельство действительно до момента получения полиса, но не более 30 рабочих дней с даты его выдачи. На основании временного свидетельства гражданин уже имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи (п.2 ст.46 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. п.34, 37 Приложения N 158н).

Получив полис, в рамках системы ОМС, граждане имеют право на:

-Получение бесплатной медицинской помощи, при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации.

-Замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

-Выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

-Выбор врача путем подачи заявления в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

-Получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи.

-Защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.

-Возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

-Защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

При обращении в медицинские учреждения, включенные в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном законом порядке, гражданин обязан предъявлять полис.

Страховая организация обязана осуществлять рассмотрение обращений и жалоб граждан, проводить деятельность по защите прав и законных интересов застрахованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Принципы обязательного медицинского страхования описаны в федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014)"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и их всего шесть.

. Обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также - программы обязательного медицинского страхования).

В этом принципе раскрывается всеобщий характер обязательного медицинского страхования, закрепленный в ст.41 Конституции Российской Федерации. Соблюдение данного принципа гарантирует каждому нуждающемуся человеку бесплатное получение необходимой медицинской помощи, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

. Устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.

Это означает наличие эффективных экономических рычагов, с помощью которых государство обеспечивает беспрерывное и своевременное финансирование обязательств в рамках отношений обязательного медицинского страхования, в частности по своевременному перечислению из бюджета денежных средств медицинским организациям. По сути, финансовая система обязательного медицинского страхования провозглашена автономной.

Устойчивость и стабильность финансовой системы обеспечивается на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.

. Обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами.

Как и любое страхование, обязательное медицинское страхование обеспечивается главным образом за счет средств, которые страховщик получает от страхователей. Размеры страховых взносов на обязательное медицинское страхование установлены федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014)"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

. Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика.

Это значит, что государство обеспечивает соблюдение прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и принцип реализуется в установленные сроки вне зависимости от финансового положения страховщика, т.е. от количества денежных средств, находящихся на его счетах.

Данный принцип тесно связан с первым и гарантиями прав человека, установленных Конституцией РФ, устанавливая, что все граждане имеют равные права, независимо от имущественного положения, социального статуса и прочего.

. Создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Общедоступность должна, в первую очередь, обеспечиваться наличием медицинских учреждений вблизи населенных пунктов, для обеспечения своевременной медицинской помощи, а так же наличием разветвленной сети разнопрофильных медицинских учреждений, имеющих достойную материальную базу и возможность принимать пациентов. Качество медицинской помощи оценивается по стандартам медицинской помощи, согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации"

Так 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, а в соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством Здравоохранения.

С учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, формируются программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Помимо этого медицинские организации обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения, режиме работы, об условиях предоставления и получения медицинских услуг, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

. Паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Этот принцип означает равенство прав, предоставленных застрахованным лицам, страхователям, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, территориальным фондам, страховым медицинским организациям, медицинским организациям. Никто из них не может быть ущемлен в правах, равно как ни на кого не могут быть возложены дополнительные обязанности, помимо установленных законом или соглашением сторон.

Таким образом, на основе вышеизложенных принципов, базируется система обязательного медицинского страхования. Все эти принципы основаны в соответствии с законом и направлены на защиту прав граждан.

2. Характеристика системы обязательного медицинского страхования

2.1 Система обязательного медицинского страхования, как часть государственного социального страхования

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере социального страхования, является Федеральный закон от N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", который в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

В России существует несколько видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

) пенсия по старости;

) пенсия по инвалидности;

) пенсия по случаю потери кормильца;

) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;

) пособие по беременности и родам;

) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

) единовременное пособие при рождении ребенка;

) социальное пособие на погребение;

Исходя из данного перечня, обязательное медицинское страхование - является частью обязательного социального страхования.

Помимо этого, в вышеупомянутом федеральном законе, описываются общие права страховщика, которые в том числе распространяются и на обязательное медицинское страхование, так страховщики имеют право:

) При наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая.

) Проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Федеральным законом.

) Не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

) Взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом.

) Предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях.

) Осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

) Обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

Страховщики обязаны:

) Подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов.

) Обеспечивать сбор страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами.

) Регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости.

) Обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

) Контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

) Осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

) Осуществлять регистрацию страхователей в случаях, предусмотренных федеральными законами.

) Осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков, осуществлять в целях обязательного социального страхования информационное взаимодействие и взаимную сверку достоверности сведений, представленных для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц, путем заключения соответствующих соглашений.

) Бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и порядок передачи которой устанавливается законодательством Российской Федерации.

) Бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

Данные права и обязанности страховщика распространяются на все виды обязательного страхования, существующие в Российской Федерации. Помимо этого существуют так же и отраслевые нормативно правовые акты, по каждому виду страхования, в которых можно найти права и обязанности страховщика по конкретному виду страхования, но в любом случае, они будут созданы на основе вышеизложенных.

Так в статье 2 федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" говорится, что данный ФЗ основан в том числе и на федеральном законе от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

Обязательное социальное страхование представляет собой неотъемлемую часть государственной политики по защите населения и является основой для построения деятельности подконтрольных ему видовых систем страхования граждан. Обязательное медицинское страхования представляется, как наиболее важная часть всей этой системы, находясь на первом месте среди видов страхования.

2.2 Деятельность федерального фонда обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию.

Федеральный фонд представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования. В данном законе закреплено правовое положение Федерального фонда, которое так же определяется законом о государственных социальных фондах, другими федеральными законами и Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Органами управления Федерального фонда являются правление Федерального фонда, состоящее из 11 человек и председателя Федерального фонда, который по должности является руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Состав правления утверждается Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Правление является коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности Федерального фонда и осуществляющим текущий контроль за его деятельностью.

Федеральный фонд осуществляет ряд функций:

) Участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

) получает из органа, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование, необходимую информацию для осуществления обязательного медицинского страхования;

) вправе начислять и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени;

) устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

) издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, утверждает формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах и порядки их заполнения, если иное не установлено законом;

) осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии;

) определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования;

) ведет единый реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

) ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;

) ведет единый реестр экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

) ведет единый регистр застрахованных лиц;

) вправе обрабатывать данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования;

) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа;

) осуществляет международное сотрудничество в сфере обязательного медицинского страхования;

) вправе организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования;

) осуществляет организацию научно-исследовательской работы по вопросам обязательного медицинского страхования, в том числе в целях реализации установленных настоящей частью полномочий;

) принимает решение об образовании совещательных, координационных органов Федерального фонда, утверждает их состав и порядок деятельности.

На основе ФФОМС для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, создаются территориальные фонды. Они осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством.

Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования. Для реализации полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, территориальные фонды могут создавать филиалы и представительства.

Формирование средств ФФОМС осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а так же за счет ассигнований федерального бюджета.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями).

) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Стандартным размером страхового взноса, если иное не предусмотрено законом, считается с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. Для лиц не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам тарифы индивидуальны для различных категорий.

Идеальная модель системы ОМС предусматривает осуществление своей деятельности за счет страховых взносов, но на данный момент ФФОМС испытывает нехватку средств и нуждается в постоянных ассигнованиях из Федерального бюджета.

2.3 Проблемы и перспективы развития системы обязательного медицинского страхования

Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 апреля 2014 года составила 143,8 млн. человек; в том числе 60 млн. работающих и 83,8 млн. неработающих граждан, таким образом охватывая всех жителей Российской Федерации.

Столь крупная организация имеет множество проблем и нуждается в реформировании. Действующая система не справляется с комплексом возложенных на нее задач.

К основным проблемам системы ОМС следует отнести:

. Острая нехватка денежных средств, что связано с отсутствием ощутимого экономического роста в стране и как следствие дефицит финансового покрытия территориальных программ ОМС.

Доказано, что недостаточные объемы государственного финансирования здравоохранения приводят к ухудшению показателей здоровья населения, усилению неравенства между различными слоями населения в качестве и доступности медицинской помощи, приводит к обнищанию самых незащищенных слоев населения и резко снижает удовлетворенность населения медицинской помощью. Так, по результатам аудита Счетной палаты РФ выявлена зависимость между уровнем финансирования медицинской помощи и основными демографическими показателями (смертность трудоспособного населения, ожидаемая продолжительность жизни, младенческая смертность)

Объем государственных расходов в России на здравоохранение в 2004 году составлял 2,9% в доле ВВП, в 2006 - 3,8%. К 2015 году доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП останется на уровне 2011 года - 3,5%. Примерно на таком уровне приоритетности здравоохранения находятся развивающие страны со средним уровнем дохода Бразилия - 3,4%, Парагвай - 3,0%, Перу - 2,8%. В отличие от России, за эти деньги эти государства гарантируют там самый минимум - первичную медико-санитарную помощь и меры по обеспечению медико-санитарного благополучия (борьба с инфекционными заболеваниями, санитарные мероприятия и проч.).

Так, например, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов лица, получающие денежные пособия, в том числе по безработице. В итоге в 2013 году в среднем по Российской Федерации в систему ОМС поступило страховых взносов и налогов на 1 работающего, застрахованного по ОМС 12 332,3 рубля, а на 1 неработающего - 4 469 рублей. Между тем потребности неработающего населения, не отличаются от потребностей рабочего.

. Перенос в значительной мере финансовых расходов на граждан. Большую часть необходимых для лечения лекарств люди должны оплачивать самостоятельно, между тем цены на лекарственные средства и медицинские услуги устойчиво растут высокими темпами. Усиливается нарастание оказываемых платных услуг, а качество бесплатной медицинской помощи снижается. В наибольшей мере от этого страдают малообеспеченные слои населения. Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении качественной медицинской помощи.

. Низкий уровень заработной платы медицинских работников, что в значительной мере порождает одну из важнейших негативных проблем, а именно низкое качество оказания медицинской помощи. В связи с этим работникам медицинской отрасли приходится набить часы сверх ставки. В итоге хирург может попасть на операцию после суточного дежурства, а усталость повлияет на исход операции.

. Структурный полиморфизм территориальных систем ОМС, затрудняющий управление обязательным медицинским страхованием, не позволяющий оптимизировать и унифицировать механизмы функционирования системы ОМС на территории Российской Федерации.

. Монополизм страховых организаций, осуществляющих страхование граждан по системе ОМС. Из общей численности застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 13 наиболее крупных страховых медицинских организаций приходится свыше 80,1% застрахованных, из которых группой компаний "Росгосстрах" застраховано 20,8 млн. чел., что составляет от общей численности застрахованных 14,5%, ЗАО МАСК "МАКС-М" застраховано 20,0 млн. человек или 13,9%, СМК ОАО "РОСНО-МС" - 17,3 млн. человек (12,1%).

В рамках отдельно взятой области граждане не имеют выбора страховщика. Так на территории Псковской области свою деятельность осуществляет ЗАО "МАКС-М". Отсутствие конкуренции в свою очередь порождает безынициативность страховых компаний.

. Отсутствие динамики в структуре расходов по основным видам медицинской помощи с сохранением наиболее затратных видов ее оказания.

Так в 2001 и 2007 годах структура расходов по основным видам медицинской помощи была следующей: скорая помощь - 5,5% и 7,2%; амбулаторно-поликлиническая - 29% и 31,5%; стационарная - 64% и 58,6%; дневные стационары - 1,5% - 2,7% соответственно.

В 2010 и 2011 годах структура расходов по основным видам медицинской помощи оставалась примерно в тех же пределах и была следующей: скорая помощь - 7,1% и 7 %; амбулаторно-поликлиническая - 32% и 32,6%; стационарная - 58,1% и 57,5%; дневные стационары - 2,8% - 2,9% соответственно.

При этом финансирование программы в расчете на душу населения заметно выросло с 2001 года. (Приложение 1,2)

. Нецелевое и нерациональное использование финансовых средств. К таким относятся например: расходование средств при отсутствии подтверждающих документов; использование средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные бюджетом фонда; направление временно свободных средств нормированного страхового запаса в банковские депозиты или приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг без согласования с Федеральным фондом; приобретение лекарственных средств, оборудования, изделий медицинского назначения без необходимого экономического обоснования и другое.

Конкретным примером нерационального использования средств, может служить недостроенная больница в г. Великие Луки по ул. Больничная. Пятиэтажное здание без внутренней отделки оказалось "заморожено" в вязи с отсутствием финансирования.

. Антисанитария и неудовлетворительное состояние многих лечебных учреждений, как амбулаторных, так и поликлинических на территории Российской Федерации. Невозможность соблюдения в том числе и температурного режима. Всё это происходит из-за давности проведения ремонтных мероприятий. Помимо этого существуют лечебные учреждения, здания которых признаны аварийными, но немеющие возможности из-за нехватки средств провести необходимый ремонт или отстроить новое здание.

. Устаревшее медицинское оборудование, не позволяющее проводить необходимые обследования в рамках оказания бесплатной медицинской помощи.

В рамках исследования системы обязательного медицинского страхования, в Псковской области, городе Великие Луки и Великолукском районе был проведен интернет-опрос жителей. Вопрос звучал так "Довольны ли оказываемой медицинской помощью?" Всего в опросе участвовало 1630 жителей. Из них 81 человек, что составляет 5% от числа опрошенных, довольны качеством оказания медицинских услуг.336 человек, т.е. 20,6% ответили "В большей степени да, чем нет".695 граждан, а значит большинство 42,6% выбрали вариант "В больше степени нет, чем да" и 518 респондентов, что составляет 31,8% абсолютно не довольны качеством оказываемых услуг. (Приложение 3)

Результаты этого опроса подтверждают, что система ОМС имеет множество недостатков, а перечисленные проблемы это лишь наиболее существенные из общего числа.

В связи с комплексом проблем системы ОМС, необходимо определить направления модернизации в этой области. В первую очередь стоит разрешить проблемы с недостатком денежных средств в ФФОМС и ТФОМС.

По итогам исполнения бюджета ФОМС в 1 квартале 2015 года расходы превысили доходы в 1,2 раза. Дефицит бюджета Фонда составил более 76 млрд. рублей при запланированном по году - 43 млрд. рублей. Источником покрытия дефицита стали остатки денежных средств бюджета Фонда, которые на 1 апреля 2015 года составляли чуть более 31 млрд. рублей. По мнению Счетной палаты, в условиях низкого исполнения бюджета Фонда по доходам имеющиеся остатки могут не позволить компенсировать в дальнейшем его дефицит.

В связи с постоянным дефицитом бюджета, а так же нехватку средств для проведения ремонтно-строительных мероприятий в медицинских учреждениях и закупку нового оборудования, недостаток финансирования на неработающее население, перенос финансовых расходов на граждан, низкий уровень заработной платы медицинских работников, нецелесообразным использованием бюджета и коррупцией в сфере ОМС, следует усилить контроль за использованием средств фонда, а так же наладить борьбу с коррупцией.

Для этого необходимо:

. Увеличить количество проверок по факту использования средств в системе обязательного медицинского страхования;

. Ужесточить наказание за нецелевое использование бюджетных средств с внесением соответствующих изменений в статью 285.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, с увеличением максимальных сумм штрафов и срока лишения свободы.

. Ужесточение наказания по факту коррупции с внесением соответствующих изменений в статьи 204, 286, 290, 291, 291.1, Уголовного Кодекса Российской Федерации, с увеличением максимальных сумм штрафов и срока лишения свободы.

. Создать свободную обратную связь для граждан с Министерством здравоохранения, для сообщения фактов нарушения закона в сфере ОМС.

. Освещать в СМИ факты привлечения к ответственности лиц, нарушающих законодательство в сфере ОМС.

. Введение обязательного страхования для иностранных лиц, въезжающих на территорию РФ, с полисами со сроком действия 1 месяц, 3 месяца и 12 месяцев. Стоимость полиса сроком действия 1 месяц, будет считаться исходя из тарифной ставки на ОМС и прожиточного минимума за последний исчисляемый квартал. Перечень услуг, должен быть ограничен первостепенными нуждами.

Помимо этого, в связи с отсутствием динамики в структуре расходов по основным видам медицинской помощи с сохранением наиболее затратных видов ее оказания, следует разработать систему перераспределения этих расходов в зависимости от спроса на конкретный вид услуг, а так же улучшить качество их оказания, для предотвращения повторного обращения из-за некорректного лечения.

Не все проблемы имеют простое и мгновенное решение. Многие из них невозможно решить, без предварительного решения других, в связи с чем любые действия по реформированию, могут затянуться на годы, на протяжении которых, одни проблемы будут уходить на второй план, а другие, возможно новые, переходить на первый.

Заключение

Здоровье население является важным элементом социально-экономического развития страны. Поэтому обеспечение граждан необходимым объемом бесплатной медицинской помощи - важнейшая задача государства. Медицинское страхование в РФ - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, а здравоохранение это отрасль, по состоянию которой можно судить о благополучии государства.

За время своего существования в России, система медицинского страхования претерпела значительные изменения и прошла путь от вспомогательных и больничных касс до образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

На настоящем этапе развития система ОМС регулируется широкой нормативно-правовой базой, регулирующей отношения во всех сферах её деятельности, а так же базируется на принципах, закрепленных законодательно и направленных на защиту прав граждан.

В системе обязательного социального страхования в России, система ОМС является наиболее важной отраслью и составляет неотъемлемую часть государственной политики по защите населения и улучшению уровня жизни граждан.

При всем этом система обязательного медицинского страхования в России является малоэффективной. Идеальная система страхования не должна быть зависимой от государственных ассигнований, но в России даже поступлений значительных средств от государства наблюдается дефицит в бюджете федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В процессе изучения темы, были изучены основные проблемы, такие как финансирование системы обязательного медицинского страхования, организационные, правовые, а так же иные.

К основным финансовым проблемам можно отнести острую нехватку денежных средств в фондах; недостаток финансирования системы на неработающее население; нарастание оказания платных услуг и в связи с этим перенос дополнительных финансовых расходов на граждан; низкий уровень оплаты труда медицинского персонала; нецелевое и нерациональное использование финансовых средств, связанное с коррупцией; неудовлетворительное состояние медицинских учреждений; использование устаревшего и малоэффективного медицинского оборудования.

Помимо проблем финансирования и связанных с ним, существуют и иные. К таким относится монополизм страховых организаций. Реализации эффективной модели ОМС препятствует тот факт, что сам гражданин - получатель медицинских услуг лишен возможности выбирать страховые медицинские организации. Право выбора граждан, закрепленное законодательно, но вступает в противоречие с правом страхователей, проигрывая ему, несмотря на конституционный приоритет. Мировой опыт доказывает, что система ОМС эффективно развивается только при создании конкурентной среды для страховых и медицинских организаций.

Так же различие в работе территориальных органов различных регионов затрудняет и мешает оптимизации механизмов функционирования системы ОМС на территории Российской Федерации.

Немаловажным является отсутствие динамики в структуре расходов по основным видам медицинской помощи. Несмотря на неэффективность подобного распределения средств, фонды в процентном соотношении продолжают выделять на протяжении, как минимум, последних 15 лет значительные суммы.

Неэффективность системы так же подтверждает опрос граждан, в результате которого большинство не довольны качеством оказываемых бесплатной медициной услуг.

В сложившихся условиях были предложены пути решения, которые позволят рационально расходовать бюджетные средства, исключив возможность превышения полномочий должностных лиц сферы медицинского страхования, а так же получить дополнительных доход. Но для отлаживания механизмов по устранению проблем требуется время, а так же для воспитания в обществе понимания в необходимости законных и честных действий, а так же доверия к страхованию в целом.

Список использованной литературы

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст.4398.

2.Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.12.2014)"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст.6724.

.Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014)"Об основах обязательного социального страхования" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст.3686

.Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014)"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // "Собрание законодательства РФ", 06.12.2010, N 49, ст.6422

.Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014)"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // "Собрание законодательства РФ", 27.07.2009, N 30, ст.3738

.Федеральный закон от 01.12.2014 N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // "Собрание законодательства РФ", 08.12.2014, N 49 (часть VI), ст.6896;

.Указ Президента РФ от 29.06.1998 N 729 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования" // "Собрание законодательства РФ", N 27, 06.07.1998, ст.3147

.Указ Президента РФ от 06.02.1998 N 136"О мерах по стабилизации финансирования системы обязательного медицинского страхования" // "Собрание законодательства РФ", 09.02.1998, N 6, ст.722

.Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 27.09.2014)"Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" // "Собрание законодательства РФ", 10.08.1998, N 32, ст.3902;

.Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1226 (ред. от 04.09.2012)"Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.01.2011, N 2, ст.389;

.Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (ред. от 20.11.2013)"Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19998) // "Российская газета", N 47, 05.03.2011;

.Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н (ред. от 07.10.2013)"Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2011 N 19661) // "Российская газета", N 29, 11.02.2011;

.Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 04.11.2014)"Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // "Российская газета", N 6, 12.01.1993

.Ситуация: Как получить полис ОМС? // "Электронный журнал "Азбука права", 2015

.Г.В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование // М. 1998

.Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России // Российский медицинский журнал. - 1996. - № 1.

.Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского cтрахования // Здравоохрание РФ. - 2000. - №4.

.Бородин А.Ф. О медицинском страховании // Финансы. - 1996. - № 12.

.Статья Т.Е. Мищенко: Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования // Электронный журнал "Финансовый Эксперт" 27.12.2014

.Справочная информация: "Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи" // Специалисты АО "Консультант Плюс"

.Статья "СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" // официальный сайт ФФОМС #"justify">.Андреева О.В., Флек В.О., Соковникова Н.Ф. Анализ эффективности использования государственных ресурсов в здравоохранении Российской Федерации. Анализ м результаты // М., ООО "Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2006, 162 с.

.Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы // Отв. редактор Шишкин С.В. WP1/2002/07 Независимый институт социальной политики. - М., ООО "Пробел - 2000", 2002г.178 с.

.Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Е.В. Бушмин, О проекте Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Комментарии экспертов за 2012 год, официальный сайт ФФОМС #"justify">.Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2007 году /Министерство здравоохранения Российской Федерации. // Электрон. дан. - М., 2008. - Режим доступа: https: // www.rosminzdrav.ru/documents/7736-monitoring - Министерство Здравоохранения РФ

.Доклад о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2011 году/Министерство здравоохранения Российской Федерации. // Электрон. дан. - М., 20011. - Режим доступа: https: // www.rosminzdrav.ru/documents/6804-informatsiya-ot-23-avgusta-2012-g - Министерство Здравоохранения РФ

.Статья "Счетная палата подготовила оперативные доклады по исполнению бюджетов бюджетной системы России за I-ый квартал 2015 г." // пресс-центр счетной палаты Российской Федерации. http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21506

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!