Университетская культура в Средневековье

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,4 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Университетская культура в Средневековье

Введение

Культура университетов складывалась долгое время и в три этапа.

Первый этап характеризовался отсутствием высших учебных заведений, однако в то же время в древней Греции открывались знаменитые семинары античности. На первом этапе сформировалась общая картина развития образования, в частности высшего, которая актуальна и для современности. Это связано с тем, что были сформированы принципы фундаментального университетского образования, куда входило и воспитание, каноны взаимодействия преподавателя и обучающегося, формат лекций и публичных дискуссий, методы изучения и решения разного рода задач, а также организация изучения трудов философов и великих политиков.

Второй этап сложил воедино новые правила и принципы. Отныне закреплена специализация учителей; работников науки и студентов; начинаются выплаты жалований и стипендий; установился срок обучения; внедрены экзамены; практическая направленность для науки усиливается; выполняются эксперименты в целях науки и учебы; принимаются задания государства и его поручения; из других стран приглашены выдающиеся ученые, инженеры; начат сбор самой современной научной литературы; формовка специализированных сообществ.

Третий этап ознаменован распространением грамматических, риторских, философских, медицинских, юридических, архитектурных учебных заведений.

Как зарождаются и появляются университеты

Университеты начинают появляться в 11 веке, когда в западной Европе наступает период подъема, наступает Средневековье в его привычном смысле, со всеми принадлежностями феодального общества. Начало этого периода характеризуется Григорианской реформой и усилением позиции папства. В то же время наблюдается подъем городов, усиление сеньориальных отношений. На фоне этих процессов начинают образовываться первые университетские корпорации.

Первые университеты не образовывались по чьему-то указу, они возникали сами по себе. Отсюда можем сделать вывод, что высказывания наподобие «Филипп Август основал в 1200-м году Парижский университет» или «Фридрих Барбаросса основал Болонский университет» неверны априори. Эти школы образовывались самостоятельно, обретая единственную мыслимую в то время и весьма комфортную форму взаимной присяги (conjuratio), которую вскоре стали называть universitas - «сообщество равных между собой людей, принесших друг другу взаимную клятву, обладавшую тем, что потом будет называться юридическим лицом» Universitas - это не только союз магистров и студентов, любая городская организация, любая мануфактура считалась universitas. Впоследствии, в начале 18 века, это слово стали употреблять только для учебных заведений.

Я не могу говорить о наличии в 11 и 12 веках университетов в привычном понимании, скорее о предуниверситетских студиях, учебных центрах.

Это важная, богатая традициями и очень интересная эпоха. В это время были проведены трансформации в римском праве, было создано каноническое право, рациональная теология.

Цель образования университетов

Когда в западной Европе в Средневековье возникла специфичная общественно-политическая ситуация, когда церковная власть начала метить на общественную и духовную власти. Церковь начала создавать кризисное напряжение в становлении культуры и составляла заинтересованность, от Рима и других европейских монархий, в становлении образования, в развитии прослойки грамотных специалистов, умеющих влиять на ситуацию с двух противоположных сторон - Церкви и светской власти. Сам по себе факт наличия отличного от других класса образованных специалистов, общественная выделенность которых формулировалась и укреплялась надлежащими дипломами университетов и званиями, содействовало укреплению статуса структур власти в средневековой жизни социума. Отсюда вытекает, что в период позднего Средневековья в европейских странах начинают образовываться новые университеты, в которых открывается сопротивление за подчинение союзов ученых. Чем больше укреплялись дискретные структуры государства, тем больше становилось заметным наличие и влияние в жизни университетов. Для города считалось привилегией открыть университет. Так, в 1200 году указом Филиппа 2 Парижский Университет и его статус был официально закреплен. В 1224 Фридрих Второй утвердил Неаполитанский университет, где впервые в истории начали изучать и дискутировать по натурфилософским трактатам Стагирита и сочинениям его исламских единомышленников и критиков. В то же время на Сицилийском полуострове открывается специализированная школа переводчиков с арабских языков. В поддержку к развитию учения Аристотеля в средних веках Карл Пятый, который сам читал труды Аристотеля, предписал Николаю Орёму перевести на французский язык «Этику Никомаха» и это было весьма весомо, так как перевод на латинский был воплощён еще от лица Роберта Гроссетеста. Помимо этого, он ещё написал комментарии на произведение Стагирита «Политика». В комментарии легко читались призывы к реформам, которые предполагали утверждение общего блага для граждан, активное участие аристократии в роли управленцев государства. В связи с этим Николай приводил к примеру заседание магистров университета Парижа в роли органа совещательного управления. По его мнению, церковная власть должна пользоваться принципом совещания в принятии решения. Видимо в его видении это позволило бы перейти противоречия во власти.

Концепция университета

Университет в Средневековье был частью развития западноевропейского движения цивилизации. В некотором смысле его предками были образовательные заведения древности. Например, школы в Афинах, школы права в городе Бейрут, так же сюда можно отнести университет императора в Константинополе. Их стилизация и построение внутренних процессов подобно Античности. Например, в школах права присутствовал обязательный к прохождению курс на пять лет с разграниченными циклами. В Константинополе были созваны и объединены преподаватели права, философии, риторики и грамматики.

Однако, в Античности не имели место некоторые обязательные предпосылки:

)не присутствовала унифицированная религия - Христианство;

)отсутствовала необходимость в массовом выпуске образованных профессионалов;

)не было явного раздела церковной власти и политической;

)не было явной дискретности знания;

)преобладал аграрный тип устройства страны.


В Средневековье еще не существовало разделения образования на высшее и среднее. По этой причине в университетах имели место младший факультет и старшие.

После того как школяр изучит латынь в начальной школе, он мог поступить в университет на факультет подготовки. На подготовительном факультете школяр изучал свободные искусства, каких было семь и состояли они из «тривиума» - «перекресток трёх знаний», в него входили грамматика, риторика и диалектика и «квадривиума» - «перекресток четырёх знаний», в него входили музыка, астрономия, геометрия, арифметика. И только после того как студент изучил философию, он имел право поступить на старший факультет, например богословский, медицинский, юридический.

Рассмотрим подробнее подготовительный факультет. Занятия планировались на год вперед. В конце Средневековья в германских отделениях появилось разделение учебного года на большой и малый ординарный периоды. Учебный план также составлялся на все продолжение года.

Разделяли три основных формы подачи материала. Лекции - это систематическое, полное разложение предмета обучения. Лекции были обязательными и необязательными, иначе ординарные и неординарные. Первые считались важнее, и для них выделялось время сутра, для более продуктивной работы. Вторые же ценились не так сильно и назначались на вечернее время. Длилась лекция от 1 до 2 часов. Обязательным условием на лекции для школяров было наличие учебника для индивидуального знакомства с материалом. В связи с дороговизной книг в те времена, школяры брали тексты в аренду и напрокат. А вот в 13 веке университеты начинают сами копировать тесты. Лекции читались в нанятых помещениях или дома у лектора, так как специальных аудиторий не существовало. Они появились только в 14 веке с прообразом парт. И все же занятия проводились почти в одном месте. Например, в Париже таким местом являлась улица Фуар.

Репетиция - это доскональный разбор выбранного текста со всех сторон с учетом всех аспектов и противоречий. Так же подразумевалось повторение пройденного материала.

Диспут - именно диспут должен был обучить школяров всем аспектам спора, умению отстоять свою точку зрения, защитить полученные знания. Здесь на лидирующее место ставилась диалектика. Самый продуктивный метод в этом направлении был предложен Пьером Абеляром «за и против, да и нет». Два раза в месяц один человек из числа магистров вел диспут по обширной теме и в выводе приводил тезисы или (если они были) вопросы, для последующих споров.

На протяжении всего дня мог проходить диспут о самых немыслимых проблемах и вещах.

Власти университетов стремились к академизму на диспутах. Были запрещены повышенные тона, оскорбления, резкие слова и выражения. Несмотря на это, зачастую диспут переходил в силовое противостояние между магистрами и школярами. Даже дубовые барьеры не спасали ситуацию.

В конце своего обучения, студент проходил экзамен, который принимала коллегия магистров совместно с деканом. Студент показывал знания по необходимым книгам, доказывал, что участвовал в нужном количестве проводимых диспутов. Учитывалось здесь и поведение студента. Потом он был допущен к общественному диспуту, где студент отвечал на все предлагаемые вопросы. За это он получал первую степень бакалавра. Затем в течение двух лет бакалавр был ассистентом магистра, и здесь его наградой было «право на преподавание». Так студент становился лиценциатом. По прошествии ещё полугода он получал степень магистра, был обязан прочитать праздную лекцию для бакалавров и магистров, давал клятву, устраивал пир.

Жизнь интеллектуалов нового типа

В предыдущие времена интеллектуалы обычно обживались при дворе монарха или, как было чаще всего, в монастырях. Они жили в городах и обучали всех желающих, коих становилось с каждым днем все больше. Неспроста образовавшуюся науку назвали наукой школьников (схоластика). Мыслители этой эпохи взяли за основу логику Аристотеля, пусть и формально, но применили ее к недавно открытым областям знания. Была основана система, определяющая алгоритм действий для тех случаев, когда мнения авторитетных лиц по волнующему вопросу расходились. Это имело высокую значимость, так как ничего в те времена не делалось без обращения к компетентным лицам. Интеллектуал в новом понимании был специалистом в области науки и мышления, а не практиком. Не нужно было отлично владеть римским правом, чтобы судить крестьян в феодальных поместьях Англии. Социум жил по своим законам. Травмы и болезни лучше лечил не приспешник медицины, Галена и Гиппократа, а необразованный хирург, знающий примитивные методы врачевания. Обычный монах-францисканец увлекал паству проповедью так, как этого бы не сделал ученый-теолог. Однако, человек прошедший курс университетского образования умел мыслить логически, а это означало, что у него была возможность определить проблему, сформулировать её и соответственно справиться с поставленной задачей. Начиная с этого периода, реформации в мире пошли быстрыми темпами.

Формирование университетских корпораций

В начале 18 века в Париже, Оксфорде, Монпелье, Болонье сами по себе возникли университеты. И их стали называть «материнские». И не спроста, ведь именно они были факелоносцами в этой области. А теперь дадим определение таким терминам, как корпорация и соприсяжничество. Отто Герхард Эксле дал такое определение: «Содружество мёртвых и живых называют корпорацией». В Париже в 1215 году появился один из первых университетских уставов. В нём большое место уделяется такому моменту, как регламент похорон магистров и студентов. В нём Чётко прописано, что должен делать каждый член союза и как.

Эту логику очень просто понять. Ведь самое главное в жизни у средневеково человека это его смерть, и его уход из жизни. От того как он уйдет, зависит последующее существование его души. Если же он умирает на чужой земле, то те, кто приносил взаимную присягу, позаботятся об его праведном уходе. Вообще эта присяга приносилась для жизни в мире, для того, чтобы не конфликтовать. Конечно, для этого нужно было распределить правила поведения, сроки экзаменов, время для лекций, учебную форму. Но самым главным аспектом, конечно же, была гарантия взаимопомощи. Таким образом, вырабатывалась организационная форма, которая впоследствии стала очень распространенной. Верхушки власти, будь она светской или церковной, могли взять готовый образец устава и открыть новый университет.

Стоит учесть, что статус университетов основывался на суверенитете от местной власти, монарха и от церкви. Хотя сначала обучение было под контролем епископа, который выдавал разрешение, то после образования университета, учеба продолжалась с разрешения, выданного Папой Римским. Его выдавали только после экзаменации, проводимой объединением людей с равными полномочиями. Именно это объединение решало, стоит ли присвоить звание бакалавра, магистра, доктора, или не стоит. А представитель Папства мог только согласится с решением и выдать разрешение. Мы можем сравнит это с основами западноевропейского Интеллектуализма. Само собой, интеллектуализм в Европе как автономный союз, может существовать только с разрешения властей. Если нет разрешения, которое дает Папа или Император( иногда король), то не будет университета. Отсюда вытекает так называемая магия социума. Способность выдавать и присваивать степени, это большая привилегия союза университетов. Как говорили в Советском Союзе «учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан».

Логика университетов

Со временем ситуация изменялась, дискретность университета слабела, роль власти светской усиливалась. Однако университеты, как и раньше, владели большим авторитетом, с помощью которого они становились советниками монархов. Стремительно формируется университетская культура. Характерный тип мышления, обычаи, повадки, фольклор, практики присущие людям данного университета. Данный тип культуры Смог пережить средневековье и задать специфичный тип связи для ВУЗов современности. Таким образом, неистовые идеи студентов предаются в немецкие Университеты эпохи Просвещения.

Студенты были обязаны провоцировать обывателей, ханжей с узким кругозором. Подобное поведение необоснованно реплицируется в других эпохах и странах. Логика союза утверждала, что «наше неотъемлемое право, которое никто не может у нас отобрать, это наши степени». В то же время она была характерна и для учёных СССР. Именно поэтому академика Сахарова не лишили научного звания.

Также эта логика присуща и нынешним академиям и ВУЗам. Взяться за их реформацию без осознания их природы и средневековой истории, есть безумство. Это означает не заморозку исторического начала, но истинные реформаторы программ, такие как Гумбольдт и Ньюман, совещались с началами автономии университетов и союзности.

Распространение Университетской формы на весь мир


История изучения культуры университетов

университет культура средневековье

На сегодняшний день мы имеем множество животрепещущих исследований по культуре университета и её истории. Самые замечательные вещи были сформулированы медиевистом из Франции Жаком Ле Гоффом, теми, кто его критиковал и его единомышленниками во второй половине 20 века. Также существует эксперимент добавить Российские университеты в историю Европы, которые отображают, как традиции университетов пришли в Россию и переформировались.

Актуальными считают исследования в области истории университетов, которых нет у нас. Однако конечная собирающая работа на русском языке в этой области по европейским университетам была издана в 1896 году, хотя и была перевыпущена в 2012. Мы можем только надеяться, что картина скоро изменится, ибо средневековые университеты и их история сегодня востребованы в нашей стране.

Вывод

Культура университетов была сложным симбионтом таких культур как ученая и народная, в неё слились принципы аскез монашества и вольности школяров. Не что иное, как университеты, которых к концу 15 века насчитывалось около семи десятков, были основными концентриситетами, от которых анизотропно распространялась ученость и под влиянием которых увеличивалась наукоёмкость цивилизации и появлялись новые интеллектуальные профессии.

Список литературы

Верже Ж. Прототипы//Вестник высшей школы. - 1991, № 10; 1992, №

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: «Мысль», 1979. С. 216.

Жак Ле Гофф. Университеты и государственная власть в Средние века и эпоху Возрождения // Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000. С. 120-134.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПБ, 2003.

Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета.- М.: Изд. дом ГУ- ВШЭ, 2010.

Суворов Н.С. Средневековые университеты, М., 1896, 2-е изд. М., 2012.

Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. - М.: Университетская типография, 1887. - С. 127 и др.

Шопенгауэр А. Об учености и ученых//Шопенгауэр А. Афоризмы и истины. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - С. 710.

Ясперс К. Идея университета.- Минск: Изд-во БГУ, 2006.- C. 37- 38.

Похожие работы на - Университетская культура в Средневековье

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!