Геодезические изыскания для строительства дорог

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Геология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,83 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Геодезические изыскания для строительства дорог

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЯХ

1.1 Задачи и цели инженерно-геодезических изысканий для строительства автодорог

2. ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

2.1 Общие положения

2.2 Камеральное трассирование

2.3 Полевое трассирование

2.4 Камеральная обработка и построение профиля трассы автодороги

2.5 Создание опорных геодезических сетей для строительства

2.6 Сгущение опорных геодезических сетей

2.7 Развитие съемочных сетей теодолитными ходами

2.8 Тахеометрическая съемка вдоль трассы

2.9 Техническое и тригонометрическое нивелирование

3. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНСТИ

3.1 Общие положения

3.2 Техника безопасности при рекогносцировке геодезических сетей

3.3 Техника безопасности при земляных работах

3.4 Техника безопасности при закладке центров, марок и реперов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа содержит сведения об инженерно-геодезических изысканиях, выполняемых для строительства автомобильных дорог.

Целью данной работы было изучение технической и нормативной документации, изучение материалов, выполненных во время инженерных изысканий при проектировании и строительстве автомобильных дорог.

. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЯХ

Инженерные изыскания являются весьма важной составляющей строительной отрасли, поскольку от их результатов во многом зависит стоимость строительства, а так же надежность и долговечность построенных сооружений.

Под инженерными изысканиями для строительства следует понимать комплексный производственный процесс, в результате которого строительное проектирование обеспечивается исходными данными о природных условиях района или отдельного участка предполагаемого строительства. После выполнения изысканий проектировщик получает:

топографический план, дающий представление о рельефе территории и существующих коммуникациях;

инженерно-геологический отчет, включающий геологическое строение района, геоморфологические и гидрогеологические условия площади, состав, состояние и свойства грунтов, процесс возможных инженерно-геологических и гидрогеологических процессов;

отчет с экологической оценкой природной среды (почв, атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, геофизических полей) на участке расположения проектируемого объекта.

Основные виды инженерных изысканий:

инженерно-геологические изыскания

инженерно-геодезические изыскания

инженерно-экологические изыскания

инженерно- гидрометеорологические изыскания и др.

.1 Задачи и цели инженерно-геодезических изысканий для строительства автодорог

Цель инженерно-геодезических изысканий - получение данных, необходимых для разработки проекта строительства и реконструкции участка автомобильной дороги.

Задачи инженерно-геодезических изысканий - получение информации о состоянии автомобильной дороги, характере рельефа, ситуации, инженерных коммуникациях на объекте производства работ.


2. Инженерно-геодезические изыскания ДЛЯ строительства автомобильных дорог

2.1 Общие положения

При геодезическом трассировании линейных сооружений выполняются:

- камеральное трассирование на основе имеющихся материалов топографо-геодезической изученности, а также материалов специально выполненной аэрофотосъемки;

- полевое обследование (рекогносцировка) направлений трасс и предварительные трассировочные работы;

- окончательные трассировочные работы на местности;

- топографическая съемка полос местности вдоль трасс (или съемка текущих изменений для обновления планов);

- топографическая съемка отдельных участков (съемка переходов, пересечений и сближений трасс и др.);

координирование основных элементов сооружений и наружный обмер зданий и сооружений

- закрепление на местности углов поворота и створных точек трасс.

Нормативными документами установлено, что согласование проектных решений (пунктов, точек), примыкания трасс, технических условий пересечений подземных и наземных инженерных коммуникаций, окончательный выбор варианта трассы, согласование трассы с землепользователем и т.п. не относятся к компетенции изыскателей.

При выполнении инженерных изысканий и проектировании линейных сооружений обычно принимается следующий порядок производства работ:

- проектная организация (проектировщики) обязана на имеющихся топографических материалах запроектировать трассу и согласовать проектное решение с соответствующими организациями;

- изыскательская организация (изыскатели) выполняет съемку проездов в городах и необходимой полосы местности на незастроенной территории с нанесением всех существующих инженерных сетей;

- на составленном топографическом плане проектная организация (проектировщики)проектирует или уточняет положение оси линейного сооружения с учетом существующих коммуникаций;

- запроектированную ось линейного сооружения при необходимости изыскательская организация(изыскатели) выносит в натуру с привязкой к постоянным контурам и составляет продольный профиль по оси трассы.

К инженерным изысканиям не относятся работы по отводу земель для строительства, выбору направлений трасс по картам, рекогносцировочным обследованиям вариантов трасс, согласованию трасс линейных сооружений и получению технических условий с заинтересованными организациями.

При выполнении указанных работ изыскатели только принимают участие для выяснения возможностей и условий положения проектируемого линейного сооружения и одновременно производят согласование намеченных решений по выполнению собственно изыскательских работ.

Если работа по согласованию трасс линейных сооружений поручается изыскателям, то она должна оплачиваться за счет проектных работ, поскольку стоимость согласования трасс с заинтересованными организациями учтена ценами на проектные, а не на изыскательские работы.

После окончания полевых работ изыскательские подразделения передают по акту заказчику геодезические знаки и реперы, установленные на изысканных трассах линейных сооружений.

К инженерным изысканиям не относятся работы по разбивке и закреплению на местности осей сооружения, строительных сеток, переносу в натуру трасс внеплощадочных коммуникаций.

За пять дней изыскательская организация извещает заказчика о месте и времени встречи для сдачи и приемки закрепительных знаков на трассе магистральных трубопроводов и знаков геодезического обоснования на площадках.

В случае, если представитель заказчика не прибыл для приемки работ в течение пяти дней после срока, указанного в извещении изыскательской организации, составляется односторонний акт и работа по закреплению трасс и площадок на местности считается принятой.

2.2 Камеральное трассирование

Камеральное трассирование выполняют в основном на стадии проекта. При этом используют топографические карты масштаба 1:25000 или 1:50000, фотосхемы, а также цифровую модель местности.

Трассирование по топографической карте в зависимости от условий местности выполняют или способом попыток или построением линии допустимого уклона.

Способ попыток, применяемый в равнинной местности, состоит в следующем. Между заданными точками намечают на карте кратчайшую трассу, по которой составляют продольный профиль с проектом линии будущей дороги. На основании анализа продольного профиля выявляют места, в которых трассу целесообразно сдвинуть вправо или влево, чтобы отметки местности совпали с проектными. Эти места вновь трассируют и составляют улучшенный проект трассы.

В условиях местности со сложным рельефом самый распространенный прием камерального трассирования - построение на топографической карте в заданном направлении линии предельно допустимого уклона для данной категории трассы. Для этого по карте данного масштаба 1: М и по высоте сечения рельефа h определяют величину заложения α для предельно допустимого уклона iпр. Например, для карты масштаба 1:25000 при h = 5м и iпр = 0,020α = 5000: (0,020-25 000) = 10 мм. Основное требование, предъявляемое к дорожным трассам - обеспечение плавности и безопасности движения с заданными скоростями.

В связи с этим на автомобильных дорогах строго регламентируются максимальные уклоны и минимальные радиусы кривых (таблица 1).

Таблица 1.

Показатель12345Наибольший продольный уклон3040506070Наименьший радиус кривой1000600400250125выпуклой25000150001000050002500вогнутой80005000300020001500

На участке вольного хода трассу намечают по кратчайшему направлению, обходя лишь контурные препятствия. При этом, чтобы удлинение трассы было минимальным, углы поворота трассы должны быть не более 15... 25°.

На участках напряженного хода для соблюдения предельного уклона предварительно намечают линию нулевых работ, для которой заданный проектный уклон выдерживается без устройства насыпей и выемок (земляных работ).

Например, необходимо на карте из точки А (Рис. 1) провести трассу до точки К с заданным предельно допустимым уклоном. Для этого, придерживаясь основного направления трассы, из точки А раствором циркуля, равным заложению α, засекают соседнюю горизонталь.

Рисунок 1 - пример трассы на карте

Из полученной точки Б вновь засекают этим же раствором циркуля точку В следующей горизонтали и т.д. При пересечении оврагов (участок ВГ) к тальвегу не спускаются, а переходят на другую сторону, засекая одноименную горизонталь. Так же поступают при пересечении рек, стремясь, чтобы трасса была примерно перпендикулярна направлению течения реки.

Таким образом получают на карте точки А, Б, ..., К, образующие линию нулевых работ. Однако линия нулевых работ еще не может быть осью будущей дороги, так как она состоит из большого числа коротких звеньев, сопряжение которых кривыми невозможно из-за ограничений минимальных радиусов, поэтому линию нулевых работ заменяют участками более длинных прямых (спрямляют). Спрямление вызывает необходимость земляных работ. После спрямления линии нулевых работ транспортиром измеряют углы поворота трассы и, соблюдая нормативные требования, назначают радиусы круговых кривых. Затем по трассе намечают положение пикетов и характерных точек рельефа. Пикет - это точка оси трассы, предназначенная для закрепления заданного интервала. Характерные перегибы рельефа или контурные точки, определяющие пересекаемые трассой сооружения, водотоки, границы угодий, линии связи и т.д., называют плюсовыми точками. Пикетаж трассы - это система обозначения и закрепления ее точек. Для того чтобы не загружать чертеж, разбивку пикетажа по карте производят сокращенно: через два или пять пикетов. Закрепление пикетов начинают с нулевого. Плюсовые точки обозначают по номеру предыдущего пикета и расстоянию до него в метрах, например ПК2 + 35,7.

Отметки пикетов и плюсовых точек находят интерполированием по горизонталям. По отметкам и пикетажу строят продольный профиль местности по трассе, а затем, руководствуясь техническими нормативами, проектируют профиль будущей дороги. Трассирование может быть выполнено в нескольких вариантах, из которых после составления продольного профиля и проектирования проектной линии может быть выбран наилучший (оптимальный).

В настоящее время имеются автоматизированные системы проектирования трасс. Эти системы основаны на представлении всей информации о местности в виде цифровой модели, применении ЭВМ большой мощности для расчетов и проектирования вариантов и графопостроителя для автоматического составления проектной документации.

2.3 Полевое трассирование

Полевое трассирование ведут на стадии рабочего проектирования для поиска местных улучшений трассы, ее окончательного перенесения и закрепления на местности. Основой для полевого трассирования служат материалы камерального трассирования. Проект трассы, разработанный в камеральных условиях, выносят в натуру (на местность) по данным привязок углов поворота к пунктам геодезической основы или ближайшим контурам местности. Предпочтение отдают выносу точек трассы от пунктов геодезической основы как более надежному и точному.

В поле начинают с нахождения необходимых геодезических или контурных точек, от которых производят соответствующие угловые и линейные построения для определения положения исходных точек трассы, в том числе и начальной. На точках трассы, найденных на местности, устанавливают вехи и обследуют намеченные направления, в частности, переходы через водотоки и овраги, пересечения существующих магистралей и другие сложные места. Иногда приходится несколько смещать провешенную линию и передвигать вершины углов поворота, чтобы удобнее разместить элементы плана и профиля трассы и обеспечить минимальный объем строительных работ.

Окончательно выбранное положение вершин углов поворота закрепляют на местности деревянными или железобетонными столбами и составляют абрис привязки этих точек к местным предметам. Между закрепленными вершинами углов ВУ (Рис. 2) поворота трассы прокладывают теодолитный ход, измеряя правые по ходу углы и длины сторон.

Рисунок 2 - углы поворота

Углы поворота трассы определяют как дополнение правого угла до 180°. Углы измеряют одним приемом со средней квадратической погрешностью 0,5'. Для контроля угловых измерений одновременно по буссоли измеряют прямые и обратные магнитные азимуты сторон трассы. На длинных прямых участках в пределах непосредственной видимости через 500...800 м устанавливают створные точки (дополнительные углы), которые задают отложением угла 180° при двух кругах теодолита. Угол хода на створной точке также измеряют одним приемом. Он не должен отличаться от 180° более чем на 1'. В противном случае створную точку перемещают на местности. Расстояния между вершинами углов поворота и створными точками измеряют мерной лентой, рулеткой или дальномерами с предельной относительной погрешностью 1/1000... 1/2000. На участках трассы с наклоном более 2° в непосредственно измеренные длины вводят поправки за наклон со знаком плюс. По результатам измерений углов и линий и данным плановой привязки трассы к пунктам геодезической основы вычисляют координаты вершин углов поворота. При полевом трассировании разбивают пикетаж трассы. Начальная точка трассы служит нулевым пикетом. Ее фиксируют, как все пикеты и плюсовые точки, с помощью кола диаметром 30 мм, длиной 150 мм, который забивают почти вровень с землей. Рядом с колом на расстоянии 200 мм по направлению хода забивают сторожок - кол длиной 300...500 мм. На сторожке пишут номер пикета так, чтобы надпись была обращена назад по ходу к точке пикета. Пикет окапывают канавкой. Для разбивки пикетажа каждую линию трассы провешивают с помощью теодолита. Разбивку пикетажа ведут с применением стальной ленты или рулетки. Пикеты разбивают через 100 м. Для более детального отображения профиля местности дополнительно фиксируют плюсовые точки. Для того чтобы избежать измерения углов наклона и введения поправок из-за наклона, на наклонных участках ведут разбивку пикетажа, укладывая ленту горизонтально и проектируя отвесом на землю приподнятый конец мерного прибора. На углах поворота трасс вставляют круговые и переходные кривые. В качестве круговых кривых применяют дуги окружностей больших радиусов. В качестве переходных используют кривые переменного радиуса, который может изменяться от бесконечности до радиуса данной круговой кривой.

С помощью переходных кривых более плавно сопрягают прямолинейные участки дорожной трассы с круговой кривой.

Основные элементы круговой кривой трассы (Рис. 3): ᵩ - угол поворота, измеряемый в натуре; R - радиус кривой, назначаемый в зависимости от условий местности и категории дороги; АС=СВ=Т - длина касательных, называемая тангенсом и вычисляемая по формуле Т = Rtg (ᵩ/2); AFB = К - длина круговой кривой, определяемая по формуле К=R(/180); CF = Б - длина биссектрисы, которую вычисляют по формуле Б = R (secᵩ2-1); Д= 2Т-К - домер; Д = R(2tgᵩ/2--/180).

Рисунок 3 - круговая кривая

В практике элементы круговых трасс находят по таблицам, составленным по аргументам R и ᵩ. Точки начала НК, середины СК и конца КК круговой кривой называют главными. На круговой кривой пикетаж разбивают по линиям тангенсов. Сначала по измеренному значению угла поворота ф и принятому радиусу R из таблиц круговых кривых выбирают элементы кривой: тангенс T, длину кривой K, биссектрису Б и домер Д. Затем по уже определенному пикетажному значению вершины угла ВУ (ПК ВУ...14+25,00) рассчитывают пикетажные наименования главных точек кривой (Рис. 4) и, найдя их на местности, закрепляют.

Рисунок 4 - расчет круговых кривых

При этом начало кривой НК находят промером от уже закрепленного ближайшего пикета, а середину кривой СК - отложением расстояния Б по биссектрисе угла поворота. Разбивку пикетов от вершины угла по другому тангенсу начинают с отложения от вершины угла ВУ домера Д, считая, что его конец имеет то же пикетажное значение, что и вершины угла. От конца домера откладывают расстояние, недостающее до ближайшего целого. Далее обычным путем разбивают пикеты до следующего угла поворота. Зная пикетажное значение конца кривой КК, по ходу разбивки находят его на линии тангенса и закрепляют. Разбитые таким образом пикеты расположены на касательных, которые должны находиться на оси трассы, т.е. на кривой. Пикеты переносятся с касательных на кривую методом прямоугольных координат.

По принятому радиусу кривой R = 1000 м и длине К участка кривой от начала (или симметрично от конца) ее до выносимого пикета по таблице выбирают значения (К - х) - кривой без абсциссы и у - ординаты.

Так, для пикета 10К= 64 м (К - х) = 0,05 м и у = 2,05 м; для пикета 11К = 164 м (К - х) = 0,74 м и y = 13,42 м. Кривую без абсциссы (К - х) откладывают рулеткой эт соответствующего пикета, временно закрепленного на касательной, в сторону, противоположную вершине угла, т.е. к началу (или концу) кривой, а ординату у откладывают из найденной точки по перпендикуляру к касательной. Перпендикуляр к касательной при у < 5 м намечают «на глаз», а при у > 5 м направление перпендикуляра задают с помощью эккера или теодолита.

Для характеристики поперечного уклона местности разбивают поперечные профили в обе стороны от трассы на 15... 30 м и более в зависимости от характера склона и типа дороги. Поперечные профили назначают на таком расстоянии один от дороги, чтобы местность между ними имела однообразный уклон. В процессе разбивки пикетажа ведут журнал, в котором показывают все основные элементы трассы, пункты геодезической основы, ситуацию, отдельные элементы рельефа в полосе шириной по 50... 100 м с каждой стороны от оси будущей дороги.

Все данные в последующем помещают в соответствующих графах продольного профиля. Пикетажный журнал состоит из сшитых листов клетчатой бумаги.

Ось трассы показывают в виде прямой линии, расположенной по середине страницы. На прямую линию в масштабе (обычно одна клетка равна 20 м) наносят все пикетные и плюсовые точки, углы поворота, поперечные профили и т.д. Запись в журнале ведут снизу вверх, чтобы правая и левая стороны страницы соответствовали правой и левой сторонам трассы по ходу пикетажа. Углы поворота обозначают стрелками, направленными вправо и влево от средней осевой линии в зависимости от того, в какую сторону поворачивает трасса. Около углов поворота выписывают пришлые основные элементы кривых: угол поворота с указанием правый или левый, радиус, тангенс, кривую, биссектрису, домер; здесь же подсчитывают пикетажные значения начала и конца кривой. Эта же информация может быть записана в электронном журнале или блокнотном компьютере. Разбивку пикетажа ведут по той же линии, по которой выполняют непосредственный промер между вершинами углов при проложении теодолитного хода, что позволяет контролировать линейные измерения. Контрольное расстояние LK между смежными вершинами угла должно быть равно разности их пикетажных значений плюс домер на задней вершине:

Lk = ПКn+1 - ПКn + Дn.

Разность непосредственно измеренной линии и полученной по приведенной выше формуле в относительной мере не должна превышать 1/1000 - в благоприятных условиях измерений, 1/500 - в неблагоприятных условиях. Разбивка пикетажа через 100 м затрудняет использование дальномеров, поэтому иногда применяют беспикетный способ полевого трассирования, при котором на местности разбивают не каждый стометровый пикет, а только точки, расположенные на характерных формах рельефа и важных для проектирования элементах ситуации.

На планах и продольных профилях пикеты наносят камерально, их отметки определяют интерполированием между ближайшими плюсовыми точками. Если пикеты необходимы для строительства дороги, то их разбивают на местности при восстановлении трассы. Для составления продольного и поперечного профилей трассы и определения отметок реперов, устанавливаемых вдоль трассы, производят техническое нивелирование с использованием, как правило, двух нивелиров (Н-10 или Н-10К). Первым прибором нивелируют все связующие точки (пикеты, плюсовые точки, реперы), вторым - все промежуточные точки (некоторые плюсовые точки, поперечные профили, геологические выработки на трассе). Километровые пикеты и реперы как связующие точки обязательно нивелируют обоими нивелирами, что позволяет надежно контролировать превышения в ходе. Нивелирование по ходу обычно ведут методом из середины, устанавливая равенство плеч «на глаз». Расстояние до связующих точек принимают равным 100... 150 м. Если нивелирование по трассе производят одним нивелиром, превышения между связующими и всеми пикетными точками определяют по черной и красной сторонам реек, а при работе с односторонними рейками - при двух горизонтах нивелира. Рейки применяют шашечные, трехметровые, двусторонние; в пересеченной местности удобны четырехметровые складные рейки. При передаче высот через водные препятствия наблюдения выполняют или по специальной программе, или пользуются уровнем воды, полагая, что у взаимно противоположных берегов он имеет одинаковые отметки. Полевой контроль нивелирования производят на станции и в ходе между реперами с известными отметками. Расхождения между превышениями, полученными на станции из наблюдений двумя нивелирами или по двум сторонам реек, не должны превышать 7... 10 мм. Невязка в ходе между реперами с известными отметками не должна превышать 50 мм,

где L - длина хода, км, а расхождение между суммами превышений, полученными при нивелировании первым и вторым нивелирами, - 70 VZ мм. На трассе дороги могут быть расположены различные сооружения: участковые станции, разъезды, мастерские, станции обслуживания, заправочные колонки, сооружения (мосты, трубы), поселки, водоотводящие устройства и др. Для проектирования этих объектов необходимо иметь крупномасштабные планы соответствующих участков местности. Съемка таких участков ведется в масштабах 1:2000... 1:500 тахеометрическим способом с опорой на точки трассы. Для съемки больших площадок создают планово-высотное обоснование в виде теодолитных и нивелирных полигонов. Съемку узкой полосы вдоль трассы ведут по поперечным профилям, разбиваемым на пикетах и плюсовых точках трассы. При наличии крупномасштабных фотопланов подробных съемочных работ на трассе не ведут. На фотопланах обновляют и дополняют ситуацию, в необходимых местах рисуют рельеф.

2.4 Камеральная обработка и построение профиля трассы автодороги

По окончании полевых работ материалы трассирования обрабатывают: проверяют полевые журналы, уравнивают нивелирные и теодолитные ходы, вычисляют отметки и координаты точек трассы, составляют планы, продольный и поперечные профили участков дороги.

Продольный профиль разбитой на местности трассы - основной документ, полученный в результате изысканий. Им постоянно пользуются при проектировании и строительстве железных и автомобильных дорог, а также в процессе эксплуатации. Профиль составляют в масштабах: горизонтальном - 1:5000 для автомобильной дороги и 1:10000 для железной дороги; вертикальном - соответственно 1:500 и 1:1000.

На продольный профиль в соответствующие графы вписывают все данные, необходимые для проектирования дороги. В графе «Ситуация» показывают контурную часть плана в полосе шириной по 100 м с каждой стороны от оси трассы. Углы поворота в этой графе отмечают стрелкой, а ось трассы вычерчивают красным цветом. При заполнении графы «План линии» проставляют длины и истинные румбы прямых участков; на кривых показывают их основные элементы: ᵩ, R, Т, К. Кривую вычерчивают вниз, если трасса поворачивает влево, и вверх, если трасса поворачивает вправо. В графу «Отметки земли» выписывают отметки пикетов и плюсовых точек, определенные в процессе нивелирования по трассе. На продольном профиле отмечают также номера пикетов, расстояния между ними и километраж по трассе. Проектные данные показывают в соответствующих графах красным цветом. «План линии» также вычерчивают красным цветом. По отметкам земли и пикетажу строят фактический профиль. При этом начало масштаба высот выбирают так, чтобы самая низшая точка фактического профиля не доходила до первой графы на 20...30 мм. Красную линию профиля проектируют в соответствии с техническими условиями на данный вид и категорию дороги. Кроме того, при проектировании выполняют следующие правила: проектные уклоны задают с точностью до 0,001; проектные отметки относят к бровке земляного полотна; алгебраическая разность уклонов на двух соседних участках проектной линии не должна превышать заданного предельного уклона; на участках плановых кривых предельно допустимый уклон должен быть смягчен, уменьшен для железных дорог на 700/R, где R - радиус кривой, для автомобильных дорог - от 10 до 50 %; объем насыпей и выемок должен быть минимальным. Проектирование начинают от мест с заданными отметками, например, от начальной точки трассы, мостового перехода через водное препятствие. Далее приближенно намечают первый участок проектной линии. По разности отметки земли в конце первого участка и начальной проектной отметки, а также расстояния между этими отметками подсчитывают уклон. Если он окажется допустимым, его округляют до 0,001 и записывают в соответствующую графу профиля, указывая одновременно расстояния. Знаком уклон не сопровождают, его заменяет соответствующая диагональная линия в графе уклонов. По принятому значению уклона и расстоянию вычисляют превышение и, прибавив его с соответствующим знаком к первой проектной отметке, находят отметку конца первого участка красной линии. Дальнейшее проектирование выполняют подобным образом. Разность проектной и фактической отметок данной точки профиля называется рабочей отметкой. Положительная рабочая отметка показывает высоту насыпи, отрицательная - глубину выемки. Рабочие отметки намечают на самом профиле. Точку пересечения проектной линии с линией профиля называют точкой нулевых работ; рабочая отметка этой точки равна нулю. Точки нулевых работ иногда отмечают на профиле трассы, так как они указывают начало насыпи или выемки. В ходе проектирования, чтобы обеспечить размещение вертикальных кривых, выдерживают шаг проектирования - минимально допустимое расстояние между переломами проектной линии. На профиле дорог проектируют также водоотводные канавы (кюветы), указывая при необходимости в соответствующих графах продольного профиля их проектные уклоны, расстояния и отметки на пикетах (рис. 5 продольный профиль).


Рисунок 5 - продольный профиль трассы

2.5 Создание опорных геодезических сетей для строительства

Опорная геодезическая сеть должна проектироваться с учетом ее последующего использования при геодезическом обеспечении строительства и эксплуатации объекта.

Плотность пунктов опорной геодезической сети при производстве инженерно-геодезических изысканий следует устанавливать в программе изысканий из расчета:

не менее четырех пунктов на 1 км2 на застроенных территориях;

один пункт на 1 км2 на незастроенных территориях.

Предельная погрешность (предельная ошибка)* взаимного планового положения смежных пунктов опорной геодезической сети после ее уравнивания не должна превышать 5 см.

Плановое положение пунктов опорной геодезической сети при инженерно-геодезических изысканиях для строительства следует определять методами полигонометрии, построения линейно-угловых сетей, а также на основе использования спутниковой геодезической аппаратуры (приемники GPS и др.) и их сочетанием.

Высотная привязка центров пунктов опорной геодезической сети должна производиться нивелированием IV класса или техническим (тригонометрическим) нивелированием с учетом типов заложенных центров, а также на основе использования спутниковой геодезической аппаратуры.

При построении опорной геодезической сети должны соблюдаться требования, приведенные в приложении А.

Методики определения координат и высот пунктов (точек) геодезической аппаратуры (приложение <#"justify">2.6 Сгущение опорных геодезических сетей

Геодезические сети сгущения развиваются на основе государственной геодезической сети и служат для обоснования крупномасштабных съемок, а также инженерно-геодезических и маркшейдерских работ, выполняемых в городах и поселках, на строительных площадках крупных промышленных объектов, на территориях горных отводов и т. д.

Плановые геодезические сети сгущения создаются в виде триангуляции (триангуляционные сети) и полигонометрии 1 и 2 разрядов.

Полигонометрия 1 и 2 разрядов создается в виде одиночных ходов или систем с узловыми точками, длины сторон которых принимаются в среднем равными, соответственно, 0,3 и 0,2 км. Средняя квадратическая погрешность измерения углов в ходах полигонометрии 1 разряда - 5", относительная погрешность измерения длин - 1:10000. В полигонометрии 2 разряда точность угловых и линейных измерений в 2 раза ниже по сравнению с полигонометрией 1 разряда.

На все пункты геодезических сетей сгущения должны быть переданы отметки нивелированием IV класса или техническим нивелированием. В горной местности допускается передача отметок точек тригонометрическим нивелированием.

2.7 Развитие съемочных сетей теодолитными ходами

Съемочные геодезические сети (геодезическое съемочное обоснование) создаются для сгущения геодезической сети до плотности, обеспечивающей выполнение топографической съемки. Плотность съемочных сетей определяется масштабом съемки, характером рельефа местности, а также необходимостью обеспечения инженерно-геодезических, маркшейдерских и других работ для целей изыскания, строительства и эксплуатации сооружений.

Съемочное обоснование развивается от пунктов государственных геодезических сетей и геодезических сетей сгущения. Съемочные сети создаются построением проложением теодолитных, тахеометрических и мензульных ходов, прямыми, обратными и комбинированными засечками. При развитии съемочного обоснования одновременно определяется, как правило, плановое и высотное положение точек. Высоты точек съемочных сетей определяются тригонометрическим нивелированием или геометрическим нивелированием горизонтальным лучом с помощью нивелира, а также теодолита либо кипрегеля с уровнем при трубе.

Теодолитные ходы прокладываются с предельными относительными погрешностями 1:3000, 1:2000, 1:1000.

В системах теодолитных ходов предельные допустимые длины ходов между узловыми точками или между исходным пунктом и узловой точкой должны быть на 30% меньше приведенных в таблице 1.

Длины сторон в теодолитных ходах не должны быть:

на застроенных территориях более 350 м и менее 20 м;

на незастроенных территориях более 350 м и менее 40 м.

Число сторон в висячих теодолитных ходах на незастроенной территории должно быть не более трех, а на застроенной - не более четырех.

Стороны теодолитных ходов измеряются светодальномерными насадками, оптическими дальномерами, электронными тахеометрами, в одном направлении или в прямом и обратном направлениях стальными 20-метровыми лентами, рулетками и другими приборами, обеспечивающими требуемую точность измерений.

Относительная погрешность линии, измеренной в прямом и обратном направлениях,

не должна превышать значения, приведенного в таблице 1.

Теодолитные ходы должны прокладываться по местности, удобной для линейных измерений.

Поворотные точки выбираются так, чтобы обеспечивались удобство постановки прибора и хороший обзор для ведения съемки.

Теодолитные ходы не должны пересекать линии полигонометрии.

Применяемые для измерения линий мерные ленты и другие приборы компарируются на полевом компараторе.

Угловые невязки в теодолитных ходах не должны превышать = +/- 1'n, где n - число углов в ходе.

Одновременно с измерением горизонтальных углов измеряются одним приемом вертикальные углы и вводятся поправки за приведение длин линий к горизонту при углах наклона более 1,5-.

Если на измеряемой линии несколько точек перегиба, то при измерении ее лентой, рулеткой по частям углы наклона измеряются на каждом отрезке, ограниченном точками перегиба.

Углы в теодолитных ходах измеряются теодолитами не менее 30-секундной точности одним полным приемом с перестановкой лимба между полуприемами на 1-2 град.

При измерении углов теодолитами с односторонним отсчетом по кругам (Т5, Т5К, 2Т5К) достаточно осуществить перевод трубы через зенит между полуприемами с последующей перестановкой лимба на 1 - 2-.

Колебания значений углов, полученных из двух полуприемов, не должны превышать 45".

Центрирование теодолитов и марок производится с помощью оптического центрира или отвеса с точностью 3 мм.

2.8 Тахеометрическая съемка вдоль трассы

Тахеометрическая съемка применяется для съемки небольших и узких полос местности, когда использование аэрофототопографической съемки и мензульной съемки экономически нецелесообразно или технически невозможно.

Тахеометрическая съемка выполняется с пунктов (точек) съемочного обоснования. Сгущение съемочного обоснования разрешается выполнять проложением тахеометрических ходов в соответствии с указаниями пп. 2.181 <#"justify">Масштаб съемкиМаксимально допустимая длина, мМаксимальное число линий в тахеометрическом ходетахеометрического ходастороны тахеометрического хода1:5000120030061:200060020051:100030015031:5002001002

Допустимые невязки по высоте в тахеометрических ходах должны вычисляться согласно указаниям п. 2.184 <#"justify">2.9 Техническое и тригонометрическое нивелирование

Техническим (тригонометрическим) нивелированием должны определяться высоты точек съемочной сети, а также пунктов полигонометрии, высоты которых не определены нивелированием III-IV классов.

Ходы технического нивелирования должны прокладываться, как правило, между реперами (марками) нивелирования II-IV классов в виде отдельных ходов или систем ходов (полигонов).

Допускаются замкнутые ходы технического нивелирования, опирающиеся на один исходный репер (ходы, прокладываемые в прямом и обратном направлениях).

При построении высотной съемочной сети, в случае отсутствия на участке инженерных изысканий реперов и марок государственной нивелирной сети, ходы технического нивелирования должны закрепляться нивелирными знаками из расчета не менее двух на участок работ и не реже чем через 3 км один от другого (Рис. 6 - журнал нивелирования).

Допустимые длины ходов технического нивелирования в зависимости от высоты сечения рельефа топографической съемки должны приниматься по таблице 3.

Таблица 3.

Ходы технического нивелированияПредельная длина хода, км, при высоте сечения рельефа, м0,250,51 и болееМежду двумя исходными реперами (марками)2816Между исходным пунктом и узловой точкой1,5612Между двумя узловыми точками148

Техническое нивелирование следует выполнять нивелирами (типа 3Н-5Л, 2Н-10КЛ или им равноточными), а также теодолитами с компенсаторами (типа Т15МКП и др.) или уровнем при трубе, с отсчетом по средней нити по двум сторонам рейки.

Рисунок 6 - журнал нивелирования трассы

Расхождения между значениями превышений, полученными на станции по двум сторонам реек, не должен быть более 5 мм.

Расстояние от инструмента до мест установки реек должны быть по возможности равными и не превышать 150 м.

Невязка хода технического нивелирования или полигона не должна превышать величины мм, где L - длина хода, км.

При числе станций на 1 км хода более 25 невязка хода нивелирования или полигона не должна превышать величины мм, где n - число станций в ходе.

Тригонометрическое нивелирование следует применять для определения высот точек съемочной геодезической сети при топографических съемках с высотой сечения рельефа через 2 и 5 м, а на всхолмленной и пересеченной местности - через 1 м.

В качестве исходных для тригонометрического нивелирования должны использоваться пункты, высоты которых определены методом геометрического нивелирования. В горных районах допускается использовать в качестве исходных пункты государственной или опорной геодезической сети, высоты которых определены тригонометрическим нивелированием.

Длина ходов тригонометрического нивелирования не должна превышать при топографических съемках с высотой сечения рельефа через 1, 2 и 5 м соответственно 2, 6 и 12 км.

Тригонометрическое нивелирование точек съемочной сети должно производиться в прямом или обратном направлениях с измерением вертикальных углов теодолитом по средней нити одним приемом при двух положениях вертикального круга.

Расхождение между прямым и обратным превышениями для одной и той же линии при тригонометрическом нивелировании не должно быть долее 0,04S, м, где S - длина линии, выраженная в сотнях метров.

Допустимые невязки в ходах и замкнутых полигонах тригонометрического нивелирования не должны превышать величины

см,

где S - длина хода в метрах, а n - число линий в ходе или полигоне.

При изысканиях для строительства линейных сооружений на незастроенных территориях начальная и конечная точки трасс (если они не фиксированы на местности), вершины углов поворота, а также створные точки прямолинейных участков в пределах взаимной видимости (но не реже чем через 1 км) должны закрепляться временными знаками (деревянными и железобетонными столбами, металлическими уголками и др.).

На застроенных территориях закрепление трасс, как правило, не производится, а их точки должны привязываться не менее чем тремя линейными промерами к постоянным предметам местности (углы зданий, сооружений и др.).

При изысканиях для строительства линейных сооружений нивелирные знаки должны устанавливаться:

по трассам автомобильных и железных дорог, магистральных каналов не реже чем через 2 км;

по трассам трубопроводов не реже чем через 5 км (в том числе на переходах через большие водотоки и на организуемых водомерных постах).

На мостовых переходах через большие реки следует устанавливать постоянные реперы на обоих берегах реки.

Геодезические пункты, закрепленные постоянными знаками (грунтовыми и стенными реперами, марками и др.), и долговременно закрепленные точки съемочных сетей подлежат учету и сдаче для наблюдения за их сохранностью заказчику и органам архитектуры и градостроительства в установленном порядке.

3. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНСТИ

3.1 Общие положения

Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог разработаны в соответствии со СНиП III-4-80, ГОСТами, трудовым законодательством.

Структура Правил включает все основные виды дорожно-строительных работ, изложенных в СНиП 3.05.03-85. В них содержатся основные требования по организации и обеспечению безопасных приемов труда, нормы производственной санитарии и трудового законодательства, которые должны соблюдаться при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, на производственных базах и заводах, обслуживающих дорожное строительство.

При строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог необходимо соблюдать меры по рациональному использованию земли и ее недр, водных и лесных ресурсов, по охране окружающей среды.

При введении новых приемов труда, изменении технологических процессов, применении новых материалов, новых видов машин, приспособлений и оборудования, по которым требования безопасности производства работ не предусмотрены настоящими Правилами, следует соблюдать требования, изложенные в инструкциях и указаниях, разработанных и утвержденных в дорожной организации, по согласованию с местной технической инспекцией труда.

Организация обучения рабочих и инженерно-технического персонала должна проводиться согласно ГОСТ 12.0.004-90 с учетом настоящих правил.

Обязанности структурных подразделений и должностных лиц службы техники безопасности в организациях основного (первичного) звена управления строительством определяются на основе типового положения СНиП Ш-4-80, в органах среднего звена управления строительством.

На основании настоящих Правил и стандартов по охране труда, типовых инструкций по охране труда администрация организации по согласованию со службой охраны труда обязана разработать инструкции по охране труда для каждой профессиональной группы и вида работ с учетом специфики данной организации, особенностей оборудования и выполняемых работ. Такие инструкции утверждаются администрацией совместно с профсоюзным комитетом организации.

3.2 Техника безопасности при рекогносцировке геодезических сетей

При выполнении рекогносцировки геодезических сетей требования безопасности в основном предъявляются к выбору места постройки геодезического знака в районах (объектах) повышенной опасности, к подъему на деревья и мачты для установления видимости, а также к установке, в случае необходимости, мачт и вех на деревьях для этих или других целей.

Требования безопасности, предъявляемые к выбору местоположения геодезических сетей при рекогносцировке в населенных пунктах, в районах железных дорог и автомобилей, нефтегазопроводов, в аэропортах, строительно-монтажных и других объектах повышенной опасности изложены в соответствующих разделах настоящих Правил.

В настоящем разделе даны основные требования безопасности, предъявляемые к установке мачт и вех на деревьях и подъему на деревья и мачты людей.

При установке вех и мачт все работники должны быть в защитных касках.

Вехи и мачты длиной до 8 м, диаметром в нижнем срезе не более 10 см разрешается поднимать вручную с упором одного конца в яму глубиной не менее 60 см. Вехи и мачты длиной более 8 м или менее 8 м, но в диаметре нижнего среза более 10 см, поднимаются тросом с помощью ворота, лебедки или других механизмов.

Мачты, предназначенные для подъема на них людей, должны иметь диаметр верхнего среза не менее 15 см, углубляться в землю не менее чем на 1,5 м и на каждых шести метрах высоты иметь по четыре оттяжки, расположенные под углом 90° друг к другу и укрепленных на земле за прочные якоря. Если вехи и мачты сращиваются из стволов нескольких деревьев, срост должен быть в длину не менее двух метров, иметь плоскую клинообразную форму, сбиваться гвоздями и прикручиваться тросом не менее чем в четырех местах. Скрутки должны располагаться равномерно. В мачтах должны врезаться шпонки и каждая прибиваться двумя гвоздями.

Разрешается устанавливать вехи только на растущих деревьях, имеющих здоровые стволы.

Падающие мачты, применяемые для подъема вех или мачт, должны иметь длину не менее 1/3 высоты поднимаемых вех или мачт, а диаметр в верхнем срезе не менее 10 см при высоте вехи или мачты до 20 м и не менее 15 см при большей высоте. Падающая мачта укрепляется четырьмя оттяжками: две по оси вращения, две по перпендикуляру к оси вращения.

Вороты, лебедки, тракторы, автомашины или другие механизмы, применяемые для подъема вех, мачт должны отстоять от их основания на расстоянии не меньшем полуторной их высоты.

С площадки, где должен производиться подъем вех, мачт до начала работы необходимо убирать сухостойные и опасные деревья.

Во время подъема вех, мачт находиться на расстоянии, меньшем полуторной их высоты, запрещается.

Разбивать лагерь и устанавливать палатки для жилья вблизи вех, мачт запрещается.

Подъем разрешается на сырорастущие, без гнили, подсушки и трещин деревья до высоты, где ствол имеет диаметр не менее 10 см.

Подъем на деревья должен проводиться с помощью когтей. При подъеме обязательно пользоваться предохранительным поясом с двумя канатиками, чтобы поднимающийся при перехвате сучьев одним канатиком другим был связан с деревом.

Подъем на мачты разрешается до высоты, где ствол имеет диаметр не менее 15 см. Подъем производится только по шпонкам или по заранее вбитым костылям. При подъеме необходимо пользоваться предохранительным поясом с двумя канатиками.

В случае приближения грозы необходимо спуститься с мачты и дерева на землю и отойти от них на расстояние не менее тройной высоты.

Запрещается спиливать вершины деревьев для установки на них инструментов или для открытия видимости.

3.3 Техника безопасности при земляных работах

инженерный геодезический автодорога трасса

Рытье котлованов для закладки центров пунктов триангуляции и полигонометрии, грунтовых реперов, установки основных столбов геодезических знаков; вырубание углублений в кирпичных и железобетонных стенах для закладки марок и реперов; рытье канав для маркирования знаков должны производиться преимущественно механическими методами.

При использовании для земляных работ машин и механизмов, выпускаемых промышленностью, необходимо строго руководствоваться прилагаемыми к ним инструкциям заводов-изготовителей по обслуживанию и технике безопасности, а также требованиями подраздела 1.9. настоящих Правил.

Требования по безопасной эксплуатации землеройных, буровых (термобуровых) установок и других механизмов должны быть записаны в организационно-технические предписания исполнителями. Кроме того, бригады должны быть обеспечены инструкциями по эксплуатации конкретно используемых в бригаде механизмов.

При работе в населенных пунктах, в густонаселенных районах, на территориях промышленных объектов и строительных площадках надо следить за тем, чтобы буровая скважина не попала на линии подземных инженерных коммуникаций и не была пробурена на недопустимо близком от них расстоянии, в частности, от трасс водопроводной, канализационной, теплофикационной сетей на расстоянии менее 1 м; от кабелей связи, электросети и радиосети менее 2 м. При этом бурение на таком расстоянии от кабелей связи, электросети должно выполняться в присутствии представителя организации, ведающей подземными коммуникациями.

Если нет точных данных о местонахождении трасс подземных инженерных коммуникаций, а наличие их в этих местах предполагается, рытье котлованов для установки геодезических знаков методом бурения запрещается. Земляные работы в этом случае необходимо производить вручную с соблюдением необходимых мер предосторожности.

В случае если обнаружится, что постройка знака намечена на участке с возможным патогенным заражением почвы, необходимо получить разрешение органов Государственного санитарного надзора.

В случае если при производстве земляных работ обнаружится присутствие вредных газов или взрывоопасных веществ, работу следует немедленно прекратить, рабочих удалить из опасной зоны и немедленно поставить в известность руководство экспедиции и местные органы власти или организации.

При ручном бурении без копров вынимаемые из скважины штанги должны развинчиваться на свечи длиной не более 4 м. Запрещается задержка штанг клещами при спуске и подъеме.

Запрещается работать на полатях копров без ограждения и без предохранительных поясов.

По окончании работ бросать на землю треноги запрещается. Следует плавно опускать их при помощи тех же средств, которыми они были подняты.

Запрещается держаться за канат руками во время подъема и спуска инструмента при помощи лебедки. При спусках на ленточном тормозе ручки лебедки должны быть сняты.

Разворот бурового инструмента в случае сильного захвата должен проводиться под непосредственным руководством исполнителя работ (бригадира).

Земляные работы при постройке знаков в непосредственной близости от линий действующих подземных коммуникаций допускаются только вручную при помощи землеройных лопат. Применение в этих случаях ломов, кирок и других ударных инструментов запрещается.

При рытье котлованов вручную разрабатывать грунт способом подкопа запрещается. При случайном образовании «козырьков» грунта или нахождении на откосах выемки валунов, камней и других предметов необходимо вывести рабочих из опасных мест, после чего обрушить нависший грунт или удалить валуны и камни.

Рытье котлованов без крепления стенок в зимнее время разрешается на глубину промерзания грунта, в летнее время в нескальных и незамерзающих грунтах - выше уровня грунтовых вод на глубину не более:

,0 м - в насыпных, песчаных и крупнообломочных;

,25 м - в супесях;

,5 м - в суглинках, глинах и сухих лёссовидных грунтах;

,0 м - в особо плотных грунтах.

Устанавливать крепления необходимо в направлении сверху вниз по мере разработки выемки на глубину не более 0,5 м. При установке креплений верхняя часть их должна выступать над бровкой выемки не менее чем на 15 см.

Производство работ в котлованах, подвергшихся увлажнению, разрешается только после тщательного осмотра производителем работ (бригадиром) состояния грунта откосов и обрушения неустойчивого грунта в местах, где обнаружены «козырьки» или отслоения.

Спуск рабочих в котлованы глубиной более 1,3 м и подъем наверх разрешается только по лестнице-стремянке. Перед спуском в такие котлованы должна быть проверена устойчивость откосов или крепления стен.

Грунт, извлеченный из котлована, следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки выемки.

3.4 Техника безопасности при закладке центров, марок и реперов

Закладка центров полигонометрии и реперов в грунт должна выполняться после тщательной рекогносцировки, предусматривающей их расположение в наиболее безопасных местах.

Места закладки знаков в грунт в населенных пунктах должны быть согласованы с соответствующими управлениями городского хозяйства с получением письменного разрешения. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины залегания коммуникаций.

При закладке знаков полигонометрии в городах предпочтительнее вместо грунтовых закладывать стенные.

Если при закладке знаков в грунт обнаружится не указанный на плане (схеме) электрокабель, работу немедленно прекратить и вызвать к месту работы представителя кабельной сети для получения соответствующих указаний. Место закладки знака в этом случае следует изменить.

При производстве работ в обжитых районах, а также во всех случаях возможной доставки бетонных центров и реперов на место закладки, следует изготавливать их централизованно, что исключит тяжелые ручные работы и обеспечит более безопасные условия труда. В целях повышения безопасности, также централизованно следует выполнять работы, связанные с защитой металлических центров от коррозии.

При механизированном изготовлении бетонных и металлических центров и реперов силами экспедиций (предприятий) работающие на бетономешалках, вибростанках, пескоструйных аппаратах с пневматическими или электрическими механизмами и приспособлениями должны пройти специальное обучение и иметь соответствующую квалификационную группу по электробезопасности.

При приготовлении щебня, бетонного раствора, очистке бетонных и металлических поверхностей от грязи, ржавчины и т.п. рабочие должны надевать защитные очки и брезентовые рукавицы и располагаться так, чтобы ветер относил пыль и мелкие частицы щебня в сторону.

Погрузочно-разгрузочные работы, подноску материалов и транспортировку готовых бетонных монолитов и других грузов необходимо выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.020-80 «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности».

Бетонные монолиты должны опускаться в котлован с помощью веревок. До окончания спуска монолита не разрешается находиться в котловане кому-либо из работающих для установки монолита на посадочное место. Также не разрешается находиться в котловане при подъеме из котлована старых монолитов при перезакладке центра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены цели и задачи инженерно - геодезических изысканий для строительства автомобильных дороги. Подробно дана характеристика опорных и съемочных геодезических сетей для проведения изысканий. Изложена сущность выполнения камерального и полевого трассирования и порядок составления продольного профиля трасс. Приведены технические характеристики геодезических приборов, используемых для полевых работ и допуски инструкций.

Инженерные изыскания являются весьма важной составляющей строительной отрасли, так как их выполнение необходимо для выбора проектных решений и обоснования разработки проектов практически всех зданий и сооружений не зависимо от назначения вида и конструкции.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. И.Ф. Куштин, В.И. Куштин ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ Ростов-на-Дону: Изд. ФЕНИКС, 2002.

. С.В. Смолич, А.Г. Верхотуров, В.И.Савельева ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ Учебное пособие для студентов строительных специальностей ВУЗов 2009.

. Михелев Д.Ш. - Инженерная геодезия - Издательский центр «Академия», Москва, 2004 г

. СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

5. СНиП 10-01-94 <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Требования к построению опорных геодезических сетей при инженерно-геодезических изысканиях для строительства полигонометрия

Показатели4 класс1 разряд2 разрядПредельные длины отдельных полигонометрических хо-8 при n=3010 при n=506 при n=30дов при измерении линий светодальномерами и (или)10 при n=2012 при n=408 при n=20электронными тахеометрами в зависимости от числа сторон12 при n=1515 при n=2510 при n=10в ходе, км (n - число сторон в ходе)15 при n=1020 при n=1512 при n=820 при n=625 при n=1014 при n=6Предельная длина хода при измерении длин линий другими методами, км1553Предельные длины ходов, км, междуисходным пунктом и угловой точкой2/3 длины отдельного хода, определяемой в зависимости от числа сторон в ходеузловыми точками1/2 длины отдельного хода, определяемой в зависимости от числа сторон в ходе. При уменьшении числа сторон хода соответственно на 2/3 и 1/2Средняя квадратическая погрешность измеренного угла (по невязкам в ходах), с, не более3510Угловая невязка в ходах или полигонах, с не более (n - число углов в ходе или полигоне)Предельная относительная погрешность ходаПериметр полигона, образованного полигонометрическими ходами в свободной сети, км, не более30159Количество приемов при измерении углов способом круговых приемов по трехштативной системе теодолитамиТ1, Т1А и равноточными4213Т2КП и равноточными6323Т5КП и равноточными--3Количество приемов при измерении длин линий светодальномерами и (или) электронными тахеометрами321Расхождения (колебания) между результатами наблюдений направления на начальный предмет в начале и конце полуприема, не более3Т2КП и равноточные, с8883Т5КП и равноточные, мин.--0,2Расхождения (колебания) между значениями направлений в отдельных приемах (полуприемах),приведенных к общему нулю, не более3Т2КП и равноточные, с8883Т5КП и равноточные, мин.--0,2Погрешность центрирования инструмента над центром пункта, мм, не более222

Примечания

. В полигонометрической сети следует предусматривать минимальное число порядков, ограничиваясь, как правило, полигонометрией 4 класса и 1 разряда.

. При измерении длин линий светодальномерами и (или) электронными тахеометрами предельные длины сторон не устанавливаются.

. В ходах полигонометрии 1 разряда длиной до 1 км и 2 разряда длиной до 0,5 км допускается абсолютная линейная невязка 10 см.

. Измерение углов на пунктах полигонометрии при двух направлениях производится без замыкания горизонта.

Требования к измерению направлений настенные знаки в полигонометрии

Расстояния до стенного знака, м246810152030Колебания направлений, приведенных к общему нулю, в отдельных приемах, с15070504030201510

Примечания

. Направления на стенные знаки в полигонометрии 4 класса следует измерять тремя круговыми приемами, а в полигонометрии 1 и 2 разрядов по программе измерения основных углов.

. При расстояниях до стенного знака более 30 м расхождения в отдельных приемах не должны превышать значений расхождений (колебаний), установленных для наблюдения направлений в ходах полигонометрии.

Нивелирование

ПоказателиII классIII классIV классРасстояние между знаками (марками, реперами) в нивелирных ходах, км, не более:на застроенных территориях20,30,3на незастроенных территориях32,02,0Периметр полигонов или длины ходов между исходными марками (реперами), км, не более4015-Длины ходов между узловыми точками, км, не более105-Длина визирного луча, м, не более75100150Неравенство расстояний от нивелира до реек на станции, м, не более1 (3)2 (4)5 (7)Накопление величин неравенства расстояний в секции между соседними марками или реперами, м, не более2 (5)5 (7)10 (12)Высота визирного луча над поверхностью земли (ее покрытием или препятствием), м, не менее0,50,30,2Разность превышений, полученная на станции (по отсчетом основной и дополнительной шкал реек - II кл. и по черным и красным сторонам реек - III и IV кл. нивелирования), мм, не более0,735Предельная невязка в ходах (полигонах), мм, при среднем числе станций на 1 км хода:не более 15более 15

Обозначения:

L - длина хода в км, n - число штативов в ходе

Примечание

В скобках даны значения при использовании нивелиров с самоустанавливающейся линией визирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

Спутниковые геодезические средства глобальной системы позиционирования, применяемые при инженерных изысканиях для строительства

Наименование прибораНаименование фирмы (страна-изготовитель)Точность измерений в статическом дифференциальном режиме. Средние квадратические погрешности (m), ммОсновные характеристики приемников, наличие программного обеспеченияПриращений координат, mdРасстояний, msПревышений, mhФаза L1 код С/А/РФаза L2 код РКоличество параллельных каналовПрограммное обеспечениеОдночастотные приемникиSUPER C/A SENSORASHTECH (США)10+1ppm*10+1ppm**20+1ppm***+/--12+SENSOR IIASHTECH (США)10+1(2)ppm10+1ppm20+1ppm+/--12+GEOTRACER SYSTEM 2000 GEOTRACER 2100GEOTRONICS AB (ШВЕЦИЯ)5+2ppm5+1(2)ppm10+2(3)ppm+/--12+GEOTRACER SYSTEM 2000 GEOTRACER 2102GEOTRONICS AB (ШВЕЦИЯ)5+2ppm5-1(2)ppm10+2(3)ppm+/--12+GEOTRACER 2104GEOTRONICS AB (ШВЕЦИЯ)S+(1)ppm5+(1)2ppп110+2(3)ppm+/--12+NR101SERCEL (ФРАНЦИЯ)5+2ppm5+1ppm5-30+/--10+NR103SERCEL (ФРАНЦИЯ)5+2ppm5+1ppm5-30+/--10+NR102SERCEL (ФРАНЦИЯ)5+2ppm5+1ppm5-30+/--10+4000 SE LAND SURVEYORTRIMBLE (США)10+2ppm10+2ppm20+2ppm+/--9(12)-4000 SE LAND SURVEYOR IITRIMBLE (США)10+2ppm10+2ppcт20+2ppm+/--9(12)-4000 SE SYSTEM SURVEYORTRIMBLE (США)10+2ppm10+2ppm20+2ppm+/--9(12)-RS 12KARL ZEISS (ГЕРМАНИЯ)10+2ppm10+2ppm20+2ppm+/+-12+WILD GPS-SYSTEM 200 на базе RS 261 с выносной антенной AT 201LEICA AQ (ШВЕЦАРИЯ)10+2ppm10+2ppm210+/--6+Двухчастотные приемникиZ-12 Field SurveyorASHTECH (США)5+1ppm517+2ppm+/++12+Z-12 Real Time ZASHTECH (США)5+1ppm517+2ppm+/++12+GEOTRACER SYSTEM 2000 GEOTRACER 220GEOTRONICS AB (ШВЕЦИЯ)5+1ppm5+1ppm10+1ppm+/++12+GPS TOTAL STATIOMTRIMBLE (США)5+15-110+/++9(12)-LAND SURVEYORTRIMBLE (США)5+1ppm5+1ppm10+1ppm+/++9+4000 SSE GEODETIC SURVEYORTRIMBLE (США)5+1ppm5+1ppm10+1ppm+/++9(12)-4000 SSE GEODETIC SYSTEM SURVEYORTRIMBLE (США)5+1ppm5+1ppm10+1ppm+/++9(12)-4000 SSI GEODETIC SURVEYORTRIMBLE (США)5+1ppm5+1ppm10+1ppm+/++9(12)-4000 SSI GEODETIC SYSTEM SURVEYORTRIMBLE (США)5+1ppm5+1ppm10+1ppm+/++9(12)-WILD GRS-SYSTEM 200 набазе SR 299 (SR 299 E)LEICA AQ (ШВЕЦАРИЯ)5+1ppm5+1ppm10+/++9+WILD GRS-SYSTEM 300 набазе SR 399 (SR 399 E)LEICA AQ (ШВЕЦАРИЯ)5+1ppm5+1ppm10+/++9+Базовые станцииBNS-12ASHTECH (США)10+1ppm10+1ppm20+1ppm+/--12+NDS 100SERCEL (ФРАНЦИЯ)10-30 см 1-5 (KART)10-30 см 1-5 (KART)1-10 см+/--10+NDS 200SERCEL (ФРАНЦИЯ)5+2 ppm5+2 ppm10-20 см+/--10+COMMUNITY BASE STATIONTRIMBLE (США)---+/--12+

Обозначения:

* - (10 + 1ppm) соответствует (10 мм + 10D-6);

** - Средняя квадратическая погрешность определения расстояний (10 мм + 10D-6);

** - Средняя квадратическая погрешность определения (20 мм + 10D-6);

D - измеряемое расстояние.

Примечание

. В настоящее время функционируют две спутниковые системы определения координат: глобальная навигационная система связи (ГЛОНАСС) и глобальная система позиционирования (GPS). Для геодезических гражданских измерений при инженерных изысканиях для строительства используется система GPS.

ПРиложение В

(справочное)

Цифровой нивелир Leica Sprinter 50

Технические характеристики:

Точность измерений: стандартная рейка 2,0

Время измерений: 3 сек

Компенсатор Диапазон работы±10'

Тип: магнитный демпфер

Зрительная труб увеличение: 24х

Поле зрения 2°

Регистрация данных

Дисплей LCD, 128х104 пикселя

Встроенная память: нет

Измерения в режиме Online c ПК: нет

Обмен данными: нет

Клавиатура Кнопка включения, кнопка измерения

Питание: Аккумулятор 4, элемента типа AA

Прочие характеристики

Диапазон рабочих температур, от -10°C до +50°C

Влагозащита IP55

Размеры прибора (ДхШхВ в мм) 219x196x178

Масса с батареей2,55

Производитель Leica Geosystems

Артикул производителя762628

Гарантия1 год

Сертификация Сертифицирован

Свидетельство о поверке в комплекте

приложение Г

(справочное)

Электронный тахеометр Trimble M1

Технические характеристики тахеометра:ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙБез отражательный режим (белая цель)1,5 м - 400 мДальность с указанными призмамиБлагоприятные условия (отсутствие тумана, видимость свыше 40 км) С отражающей пленкой 5 см x 5 см 1,5 м - 200 м С одной призмой 6,25 см 1,5 м - 3000 мТочность (точный режим)С призмой: ±(2+2 ppm х D) мм В без отражательном режиме: ±(3+3 ppm x D) ммВремя измеренийПо призме: Точный режим: 1,8 с Нормальный режим:0,8 с Без отражательный режим: Точный режим: 1,8 с Нормальный режим: 1,0 с Наименьший отсчет: Точный режим:1 мм Нормальный режим: 10 ммИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВТочность по DIN 17123-3 (ГК и ВК)2"/0,6 мгон 5"/1,5 мгонСистема считыванияФотоэлектрический инкрементальный датчикДиаметр круга88 ммСчитывание по ГК/ВК2" - диаметральное; 5" - одностороннееНаименьший отсчет (градусы, MIL6400)1"/5"/10" 0,005/0,02/0,05 милЗРИТЕЛЬНАЯ ТРУБА Длина зрительной трубы125 ммИзображениеПрямоеУвеличение30-х (18x/36x с дополнительными окулярами Эффективный диаметр объектива: 45 мм Диаметр дальномера: 45 ммРазрешающая способность3"Минимальное расстояние фокусирования1,5 мЛазерный указательСоосный, видимый красный светКОМПЕНСАТОР НАКЛОНА ТипОдноосевойМетодЖидкостно-электрический датчикДиапазон компенсации±3'ПЕРЕДАЧА ДАННЫХ Порты передачи данных1 x послед. (RS-232C)Беспроводная связьВстроенный модуль BluetoothПИТАНИЕ Внутренняя Li-ion аккумуляторная батарея (x2)Выходное напряжение: 3,8 В пост. токВремя работыприблизительно 11 часов (измерение расстояний/углов каждые 30 секунд) приблизительно 22 часа (непрерывное измерение углов)Время зарядкиПолная зарядка: 4 часаОБЩИЕ ХАРАКТ ЕРИСТИКИУровеньЧувствительность круглого уровня: 10'/2 мм Чувствительность цилиндрического уровня: 30'/2 ммЭкранЖК-дисплей TFT, с подсветкой (128x64 пикселей) 2" - двухсторонний, 5"- одностороннийОптический центрирпрямое изображение, фокусировка от 0,5 м., увеличение 3хПамять для измерений10,000 точекРазмеры (Ш x Д x В)168 мм x 173 мм x 355 ммВесИнструмент (без батареи): 4,9 кг Батарея BC-65: 0,1 кг Чемодан для переноски: 2,5 кг Зарядное устройство с двумя отсеками: 0.6 кгУсловия эксплуатацииДиапазон рабочих температур: от -20 °C до +50 °C Атмосферные поправки: Диапазон температур: от -40 °C до +60 °C Барометрическое давление: 400 мм рт.ст. - 999 мм рт.ст. / 533 гПа - 1332 гПа / 15,8 дюйм рт. ст. - 39,3 дюйм рт. ст Защита от пыли и влагиIP 54

Похожие работы на - Геодезические изыскания для строительства дорог

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!