Чтобы такая сложная система ("система систем") была управляемой, каждый ее элемент должен быть сильным, способным подчинять другого своей воле, а при необходимости находить в себе силы признать правоту другого и подчиниться, пойти на компромисс либо достигнуть консенсуса.
Характеризуя исполнительную ветвь власти в качестве системы, в дополнение к изложенному ранее материалу, напомним важнейшие положения теории систем:
целое не является простой суммой частей, поскольку систему можно рассматривать как единство;
системы можно рассматривать как открытые, если со своим окружением она обменивается информацией и энергией;
для того чтобы какую-либо систему воспринимали как систему, она должна иметь "границы", отделяющие ее от внешней среды; при этом нетрудно увидеть, что границы здесь не являются ни жесткими, ни непроницаемыми, ни замкнутыми;
большинство социальных систем, как, например, правительственные учреждения, могут достичь негативной энтропии, забирая из внешней среды больше, чем они используют и отдают;
для того чтобы открытая система продолжала существовать, она должна, по крайней мере, достичь такого состояния, при котором она усваивает достаточно вводов из своего окружения, чтобы возместить ее выходы плюс энергия и материалы, используемые в процессе своей работы;
для того чтобы какая-либо система достигла динамического равновесия, она должна обладать обратной связью - информационным вводом, который сообщает, действительно ли система достигла устойчивого состояния и не подвергается опасности разрушения;
за исключением вселенной, все системы являются подсистемами. Иными словами, системы имеют подсистемы и в то же время составляют часть суперсистемы, они иерархичны;
открытые системы, и в частности социальные, тяготеют к нарастанию усложненности и дифференциации - иными словами, открытая система будет по мере своего роста стремиться к большей специализации своих элементов и усложнению структуры, нередко расширяя свои границы или создавая новую суперсистему с более широкими границами;
специалисты-системники подчеркивают, что открытые системы могут достигать желаемых результатов (устойчивого состояния) различными способами, исходя из концепции или процесса, называемого "эквифинальность". В социальной системе цели могут быть достигнуты с помощью варьирующих вводов и варьирующих процессов или методов; при этом не существует единственного лучшего пути [8, c.50-52].
Таким образом, характеристика системы исполнительной власти включает определение ее персональных черт в качестве ветви власти в многообразии не только ее институциональных элементов (организаций), но и ее функциональных и иных признаков (ценностных, прямых и обратных связей, взаимоотношений с другими субъектами политической системы, "человеческий фактор" и многие другие).
Значение государственных органов единой системы исполнительной власти исключительно велико в формировании и обеспечении единого правового пространства унитарного Казахстана в силу следующих причин:
именно органы исполнительной власти являются наиболее многочисленной ветвью государственного механизма;
на деятельность центральных и местных исполнительных органов приходится более 90 процентов издаваемых нормативных правовых актов, причем большая часть из них носит оперативный, каждодневный характер, по существу формируя правовую систему страны;
именно исполнительные органы выступают в роли основных правоприменителей;
центральные и местные исполнительные органы представляют собой особую разновидность государственных органов, на которую государством возложены функции по организации и контролю единого правового пространства Казахстана.
Система органов исполнительной власти в настоящее время включает органы государственного управления общей и специальной компетенции. Понятие "органы государственного управления" в данном случае тождественно понятию "органы исполнительной власти" или "исполнительные органы".
Исполнительный орган - это:
) органичная часть системы исполнительной ветви власти, и вне ее он функционировать не может;
) как правило, он образуется вышестоящими органами исполнительной власти или Президентом РК, акимом области (Астаны, Алматы). В свою очередь, руководитель органа комплектует его штаты, назначает (принимает на работу) его служащих. В системе исполнительной власти существует четкая иерархия звеньев: нижестоящие подчиняются вышестоящим. В других ветвях государственной власти иерархии и ее атрибутов (подчинение, назначение и др.) нет (или она проявляется в иных формах). Каждый орган исполнительной власти - это элемент иерархической структуры;
) в постоянно действующих исполнительных органах имеются постоянные штатные работники. Каждый из них - организованный коллектив граждан, состоящий из государственных служащих, технических исполнителей и иных работников. Многие центральные органы исполнительной власти Республики Казахстан и ее субъектов возглавляют лица, занимающие государственные должности категории А, В, С. В литературе можно встретить высказывания, что наряду с органом-коллективом, есть органы, состоящие из одного человека. Представляется, что здесь единоличие смешивается с единоначалием. Президент Республики, аким, как и министр, начальник РОВД, осуществляют единоначалие, но им подчинены, непосредственно под их руководством работают помощники, референты, заместители и др. Министр возглавляет министерство, аким - акимат;
) исполнительные органы осуществляют подзаконную исполнительно-распорядительную (административную) деятельность. Они обязаны организовывать исполнение, обеспечить непосредственное исполнение законов, указов Президента РК, актов правосудия, актов вышестоящих органов исполнительной власти и международных договоров;
) для этого они наделены государственной властью, распорядительными полномочиями в отношениях с гражданами и организациями. Административная власть используется для организации (обеспечения, создания условий, объединения усилий) позитивных экономических, социальных процессов в стране (области, городе, учреждении), для создания системы безопасности, а также для борьбы с угрозами безопасности и иными негативными явлениями. Государственная власть - инструмент созидания и охраны социальных ценностей. Она реализуется в нормативных и индивидуальных актах письменных, устных, а также в иных властных действиях и материально-технических действиях;
) главный принцип деятельности исполнительных органов - эффективность, достижение социально полезных результатов в оптимальные сроки и с наименьшими затратами. Безусловно, очень важен принцип законности, но это - обязательное условие функционирования, а не ее цель. Строжайшее соблюдение правовых норм не может быть главным мерилом деятельности администрации. Эффективность может быть достигнута только путем исполнения законов, актов правосудия;
) поэтому исполнительные органы, как правило, "обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией" [10, с.150].
Формы органов исполнительной власти и методы их деятельности более разнообразны, возможности реагировать на различные жизненные ситуации более широки, чем у законодательных и судебных органов. Подобно первым, они издают нормативные акты (их издается намного больше, чем законов), подобно вторым - привлекают виновных к ответственности (и чаще, чем суды). Но, кроме того, исполнительные органы, и только они или преимущественно они (среди государственных органов), заключают договоры, распределяют материальные и финансовые ресурсы, регистрируют, выдают разрешения, лицензии, дипломы, пресекают неправомерные действия в общественных местах и т.д. Органы исполнительной власти обладают правовыми возможностями для того, чтобы разумно реагировать на гигантское разнообразие реальных управленческих ситуаций, с которыми они сталкиваются, проводя в жизнь законы, акты правосудия и иные правовые акты. Предоставление субъектам исполнительной власти большей оперативной самостоятельности должно быть адекватно требованиям многогранной действительности. Разнообразие управленческих воздействий должно соответствовать разнообразию объектов воздействия. Важный признак оперативной самостоятельности - право самостоятельно принимать решения и издавать акты от своего имени;
) если создание, структура представительных и судебных органов регламентируются конституционным правом, то организация исполнительных органов государственной власти регламентирована в основном административным и в очень небольших размерах конституционным правом. Как видим, еще одна особенность последних - в том, что их создание, реорганизация, ликвидация, подчинение, изменение подчинения, структура в основном регулируются административными актами и нормами. Что же касается компетенции исполнительных органов государственной власти, то она закрепляется в той или иной степени почти всеми отраслями действующего права.
Таким образом, орган исполнительной власти есть органичная часть исполнительной власти; образуется Президентом РК или вышестоящим исполнительным органом и подчиняется ему; является коллективом, состоящим из государственных служащих, технических исполнителей и иных работников, которые, как правило, назначаются на должность; осуществляет подзаконную исполнительно-распорядительную (административную) деятельность; имеет административную власть; цель и главный принцип его деятельности - эффективность; обладает оперативной самостоятельностью, правом самостоятельно принимать решения и издавать (принимать) акты от своего имени; его образование, подчинение, структура регулируются частично нормами конституционного права, а в основном - нормами административного права.
.2 Место и роль Президента Республики Казахстан в системе исполнительной ветви власти страны
Разработка эффективных систем и структур управления требует углубленного анализа сущностных связей, работающих в механизме организации и деятельности органов власти. Без такого анализа нельзя, очевидно, наметить правильные пути рационализации этих органов.
Согласно Конституции РК Президент Республики является главой государства и его высшим должностным лицом. В соответствии со ст.40 действующего Основного Закона Президент РК определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представление Республики Казахстан внутри страны и в международных отношениях; является символом и гарантом единства народа и государственной власти и обеспечивает незыблемость Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственности органов власти перед народом.
Указанные положения закреплены также в Конституционном законе "О Президенте Республики Казахстан".
Не имея возможности подробно анализировать данный вопрос, назовем основные теоретические подходы относительно размещения Президента РК (а также вообще главы государства в условиях смешанной республики, например, Франции, России) в единой и разделенной государственной власти.
Согласно ст. 10 Конституционного закона о Президенте РК, Глава государства обладает следующими полномочиями в отношении Правительства:
) с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-министра Республики, освобождает его от должности;
) по представлению Премьер-министра, вносимому в десятидневный срок после его назначения, определяет структуру Правительства, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства;
) регулярно заслушивает доклад Премьер-министра об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях, в ходе которого Премьер-министр отчитывается о работе Правительства;
) по представлению Премьер-министра утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;
) председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;
) поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента;
) отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-министра Республики;
) принимает решения по отставке, заявленной Правительством и любым его членом, если они считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций, либо если Мажилис Парламента или Парламент выразил вотум недоверия Правительству, а также по отставке, заявленной членом Правительства, не согласным с проводимой Правительством политикой или не проводящим ее;
) в десятидневный срок принимает или отклоняет отставку, заявленную Правительством или любым его членом;
) при отклонении отставки Правительства или его члена поручает им дальнейшее осуществление их обязанностей;
) вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства, освобождении от должности Премьер-министра и любого члена Правительства;
) своими актами вправе возлагать на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами Республики;
) дает законодательные поручения Правительству Республики.
Достаточно весомы полномочия Главы государства в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ст. 8 Конституционного закона "О Президенте Республики Казахстан") и в области внешней политики (ст. 7 этого же конституционного закона) [11].
Именно конституционные функции и полномочия Президента РК составляют материальную основу для осуществления реального влияния на эффективность функционирования исполнительной ветви власти как с позиций определения основных направлений деятельности исполнительных органов, так и используемых ими форм и методов деятельности. В адресованных народу Казахстана ежегодных посланиях Глава государства концентрирует внимание на проблемах, которые предстоит решать государству и обществу в предстоящем году. При этом чаще всего Правительство и исполнительные органы определяются исполнителями конкретных поручений. Вместе с тем, целый ряд актов и выступлений Главы государства посвящены именно совершенствованию организации и деятельности системы исполнительной власти.
Для модернизации государственного управления Правительству было поручено осуществить меры по: 1) совершенствованию структуры государственных органов; 2) увеличению зарплаты государственных служащих с привязкой ее к конкретным результатам труда; 3) достижению высокого качества государственных услуг; 4) внедрению рейтинга деятельности государственных органов и новых подходов в бюджетном процессе; 5) повышению стабильности, устойчивости и управляемости государственного аппарата; 6) снижению коррупции; 7) а также по формированию и укреплению позитивного имиджа государственной службы.
Эффективную систему государственного управления необходимо основывать на: 1) повышении эффективности контрольных и надзорных функций центральных государственных органов при сохранении самостоятельности регионов; 2) повышении гибкости во взаимоотношениях между разными уровнями исполнительной власти; 3) независимой внешней оценке/аудите эффективности деятельности органов государственного управления; 4) создании условий для привлечения на государственную службу наиболее талантливых кадров; 5) формировании позитивного имиджа государственной службы; 6) внедрении новых подходов в бюджетном процессе; 7) внедрении оптимальных методов государственного менеджмента, ориентированных на конечный результат; 8) снижении коррупции.
К приоритетам реформирования на настоящем этапе были отнесены: 1) качественное совершенствование процессов и процедур государственного управления, а также предоставления государственных услуг; 2) повышение профессионализма, эффективности деятельности и координации государственного аппарата.
2.3 Правительство в системе исполнительных органов Республики Казахстан
Правительство является ядром исполнительной власти и возглавляет ее систему.
В понятии "правительство", которое дается в конституциях стран СНГ, акцент делается на его руководящей роли в системе исполнительной власти, подчеркивается его управленческий и распорядительный характер.
Определения правительства в юридической литературе претендуют на более полное и точное раскрытие его сущности, назначения, состава, функций, выполняемых им в механизме государства.
Так, по мнению С.Ю. Кашкина, правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной, т.е. административной деятельностью в стране [12, с.278].
Аналогичная позиция и у З.И. Гадылшиной, предлагающей определение правительства как коллегиального органа исполнительной власти общей компетенции, осуществляющего руководство системой центральных органов государственного управления по всем вопросам, отнесенным к ведению государства (кроме тех, которые отнесены к ведению президента) [13, с.11].
Эти авторы подчеркивают состав правительства как коллегиального органа, общий характер его компетенции и руководящую роль по отношению к органам исполнительной власти.
Согласно ст. 1 Конституционного закона о Правительстве [14] Правительство является коллегиальным органом, которое осуществляет исполнительную власть в Республике Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью.
Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией РК, вышеуказанным конституционным законом, законами и иными нормативными правовыми актами Республики.
Правительство образуется Президентом Республики в составе Премьер-министра Республики Казахстан, заместителей Премьер-министра, руководителей Канцелярии Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов Республики.
Премьер-министр РК назначается Президентом с согласия Мажилиса Парламента. При этом Законом от 21 мая 2007 г. [15] Глава государства должен соблюсти два условия: во-первых, провести предварительные консультации с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента; во-вторых, внести на рассмотрение Мажилиса кандидатуру Премьер-министра Республики. Другие члены Правительства назначаются Президентом по представлению Премьер-министра. Данное правило не распространяется на назначение министров иностранных дел, обороны, внутренних дел и юстиции, при этом представление Премьер-министра не требуется.
Премьер-министр обладает особым статусом. Согласно ст. 67 Конституции и ст. 19 Конституционного закона о Правительстве, Премьер-министр: 1) организует работу Правительства и распределяет функциональные обязанности между членами Правительства; 2) представляет Правительство или поручает представительство Правительства в отношениях с Президентом Республики, Парламентом, Конституционным Советом, Верховным судом, Генеральной прокуратурой, другими государственными органами; 3) представляет Правительство или поручает представительство Правительства в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения; 4) вносит Президенту Республики предложения: о структуре и составе Правительства; об образовании, реорганизации и упразднении министерств и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; по кандидатурам для назначения на должность министра, за исключением министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; об освобождении от должности министра, в том числе не согласного с проводимой Правительством политикой или не проводящего ее, за исключением министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; 5) представляет на утверждение Президенту РК единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики; 6) докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства; 7) заслушивает отчеты членов Правительства, руководителей центральных и местных исполнительных органов; 8) выполняет другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства. Исходя из положений Закона РК от 21 мая 2007 г., Конституционным законом РК от 19 июня 2007 г. в Конституционный закон о Правительстве внесен ряд изменений, в частности, упразднен институт представления Премьер-министром Парламенту доклада о программе Правительства. Теперь перед вновь избранным Мажилисом Парламента Премьер-министр ставит вопрос о доверии Правительству. В случае выражения доверия Правительство продолжает исполнять свои обязанности, если иное не будет решено Президентом Республики (ч.2 п.1 ст. 70 Конституции РК).
Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. Лица, входящие в состав Правительства, не могут занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, за исключением случаев, когда это является их должностными обязанностями в соответствии с законодательством. Члены Правительства не могут быть одновременно депутатами представительного органа.
Деятельность Правительства охватывает по существу все стороны жизни общества. Его основные направления деятельности (функции) предусмотрены в Конституции и в ст. 9 Конституционного закона о Правительстве, согласно которым оно компетентно:
) разрабатывать основные направления государственной социально-экономической политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;
) разрабатывать государственные программы;
) разрабатывать и реализовывать индикативные планы социально-экономического и научно-технического развития;
) в порядке, определяемом Президентом Республики, участвовать в разработке республиканского бюджета и его изменениях, представлять Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивать исполнение бюджета;
) разрабатывать и осуществлять меры по укреплению финансовой системы Республики; обеспечивать государственный контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных валютных, финансовых и материальных ресурсов;
) осуществлять структурную и инвестиционную политику;
) вырабатывать и организовывать государственную политику ценообразования; устанавливать номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены;
) организовывать управление государственной собственностью, вырабатывать и осуществлять меры по ее использованию, обеспечивать защиту права государственной собственности и другие (всего 16 пунктов).
Причем перечень оставлен открытым: "16) выполнять иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики" [14].
Правительство на основе и во исполнение Конституции Республики, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов издает постановления, а Премьер-министр - распоряжения.
Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории Республики. При этом постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством Республики. Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром Республики.
На заседаниях Правительства по особо важным вопросам имеет право председательствовать Президент РК.
Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом, а также перед Парламентом Республики в случаях, предусмотренных Конституцией. Члены Правительства подотчетны Палатам Парламента в случае, предусмотренном п. 6) ст. 57 Конституции.
Согласно ст. 12 Конституционного закона о Правительстве, Правительство Республики: 1) регулярно информирует Президента о выполнении поручений Президента и других направлениях своей деятельности; 2) организует исполнение актов Президента Республики и осуществляет контроль за их исполнением министерствами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами; 3) выполняет поручения президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента; 4) представляет на утверждение Президента государственные программы. Правительство согласовывает с Президентом Республики планы законопроектных работ Правительства. Президент Республики отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов Правительства и Премьер-министра Республики [14].
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента (с 2012 года - пять лет) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
В рассматриваемом Конституционном законе закреплены нормы, регулирующие отношения Правительства с министерствами, центральными исполнительными органами, не входящими в состав Правительства Республики. Оно, в частности: 1) осуществляет руководство деятельностью министерств и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики, обеспечивает исполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики; 2) по представлению министров и руководителей иных центральных исполнительных органов утверждает положения о министерствах и иных центральных исполнительных органах, лимиты их штатной численности с учетом численности их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений; 3) отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики; 4) назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; 5) по представлению министров, руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, назначает на должность и освобождает от должности их заместителей, за исключением заместителей руководителей тех центральных исполнительных органов, назначение на должность и освобождение от должности которых производится Президентом Республики.
В соответствии со ст.16 Конституционного закона о Правительстве, Правительство в отношении местных исполнительных органов: 1) осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов Республики по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства Республики; 2) отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов местных исполнительных органов, вносит предложения об их отмене либо приостановлении на рассмотрение Президента Республики.
Анализ конституционно-правовой основы статуса Правительства дает основание в целом согласиться с мнением К.Б. Сафинова, представившего следующую сводную характеристику Правительства. "В организационно-структурном плане Правительство Республики Казахстан может быть определено как высший коллегиальный орган исполнительной власти общей компетенции, состоящий из руководителей органов отраслевого и межотраслевого государственного управления и отдельных должностных лиц, как орган, возглавляющий систему центральных и местных исполнительных учреждений и осуществляющий руководство их деятельностью, имеющий право издавать в рамках конституционных полномочий подзаконные акты обязательного значения на всей территории республики" [16, с.29].
Заключение
На систему казахстанской исполнительной ветви власти оказывают непосредственное влияние следующие факторы:
особенности президентской формы правления Республики Казахстана, встроенность Главы государства в систему исполнительной ветви в качестве ее непременного элемента, чем обусловлены действенные полномочия Президента Республики по конструированию системы исполнительной ветви власти, учреждению и прекращению деятельности конкретных ее органов;
существование в определенном отрыве от системы исполнительной власти органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики в области финансов, банковской деятельности, государственного бюджета, функционирования государственной службы, борьбы с экономической и коррупционной преступностью и др.
Неясность сохраняется и в вопросе вхождения акимов всех уровней в исполнительную ветвь власти; некоторыми особенностями министерств иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; вхождение Казахстана в мировые экономические процессы, в том числе в международные организации, что влечет передачу отдельных полномочий казахстанских исполнительных органов наднациональным органам (например, при создании Таможенного Союза Беларусью, Казахстаном и Россией); переживаемый страной период всесторонней модернизации, на который накладываются ситуации мирового финансового кризиса, возникновения новых рисков, формирование информационного общества, развитие нанотехнологий, проблемы с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, охраной окружающей среды, председательство Казахстана в ОБСЕ и др.; трансформация государственных функций, применение мягких методов управления взамен жестких, децентрализация и деконцентрация государственной власти с передачей определенных направлений и видов деятельности органов исполнительной власти в разряд государственных услуг с дальнейшей передачей их в конкурирующий сектор; соответственно меняются и характеристики государственного органа исполнительной власти, отдельные традиционные полномочия переходят от государственных органов к государственным предприятиям, функциями и полномочиями государственных органов наделяются военизированные организации.
В условиях разделения властей и функционирования президентской формы правления в Казахстане природа государственного контроля, система контрольных органов исполнительной власти претерпели существенные содержательные и организационно-структурные изменения.
Во-первых, как элемент сдержек и противовесов, контроль присутствует в отношениях между ветвями власти.
Во-вторых, контроль внутри каждой ветви власти.
В-третьих, внутриведомственный контроль.
Исполнительные органы в отдельных случаях могут осуществлять внешний контроль, то есть за пределами системы исполнительной власти. С точки зрения методов осуществления контроля можно подразделить контролирующие структуры на органы с административными полномочиями и на органы, наделенные процессуальными полномочиями. Для институтов исполнительной власти больше характерен контроль с использованием административных рычагов воздействия. Применительно к субъектам предпринимательства исполнительные органы реализуют в основном только часть контрольной функции, а именно надзор, что делается в целях ограничения контрольных полномочий органов управления с тем, чтобы ограничить возможности органов исполнительной ветви власти, государственного управления по вмешательству в сферу прав и свобод граждан, их законных интересов. В структуре многих центральных исполнительных органов имеются специализированные надзорные службы, в системе контрольных органов исполнительной власти они наиболее многочисленные.
Во многих странах реформы государственной администрации не являются внутренними вопросами правительств, а выносятся на активное обсуждение общественности. Первостепенными целями, как правило, выдвигаются обеспечение комплексного подхода к разработке государственной политики с ориентацией на общенациональные интересы и стратегические цели, а не только на конъюнктурные факторы; повышение целенаправленности и ответственности за распределение государственных услуг за счет тщательного учета интересов различных социальных групп (пожилых людей, женщин, инвалидов, национальных меньшинств), а не потребностей отдельных госструктур; использования современных технологий; внедрения новых услуг для развития малого бизнеса.
В целом реализация всех мер по административной реформе требует большой организационной, в том числе законодательной, работы, и значительных материальных ресурсов. Реформирование исполнительной власти - это длительный и сложный процесс, требующий усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ним. Только создав современную систему исполнительной власти, гибкую и максимально открытую для взаимодействия со всеми субъектами нашего общества, мы сможем последовательно развивать казахстанскую государственность действительно на принципиально новом качественном уровне.
Список использованных источников
1Нерсесянц B.C. Философия права. - М., 1997. - С.34.
2Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система: Учебное пособие. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 644 с.
Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. - М., 1996. - С.278.
Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг. Утверждена Указом Президента РК от 24 августа 2009 г. №858 // Казахстанская правда. - 2009. - 27 августа.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Зерцало-М, 1997. - 608 с.
Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. - М: МГУ, 1970. - С.37.
Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 28 февраля 2007 г. // Казахстанская правда. - 2007. - 2 марта.
Кунц Г., ОДоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Пер. с англ.; под общ. ред. и предисл. Д.М. Гвишиани. - М., 1981. - Т.1. - 495 с.
Органы государственной власти Республики Казахстан (16 декабря 1991 г. - 1 января 2001 г.): Справочник / Отв. ред. В.Н. Шепель; Архив Президента Республики Казахстан. - Алматы, 2004. - 736 с.
Конституционный закон Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995 г. №2733 // Ведомости Верховного Совета РК. - 1995. - №24. - Ст.172.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А. Страшуна. - М: Бек, 1995. - Т.2. - С.278.
Гадылшина З.И. Правовое положение Кабинета Министров - Правительства Республики Татарстан: автореф. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Казань, 1999. - С.11.
Конституционный закон Республики Казахстан "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 г. №2688 // Ведомости Верховного Совета РК. - 1995. - №23. - Ст.145.
Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" от 21 мая 2007 г. № 254-III // Казахстанская правда. - 2007. - 22 мая.
Сафинов К.Б. Правительство Республики Казахстан на переходном этапе / Под ред. С.З. Зиманова. - Алматы: ЮРИСТ, 2002. - 548 с.
Конджакулян К.М. Глава государства в системе и структуре органов исполнительной власти // Закон и право. - 2010. - № 2. - С.35.
Закон Республики Казахстан "О государственной статистике" от 7 мая 1997 г. №98-1 // Ведомости Парламента РК. - 1997. - №9. - Ст.91.
Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. - М., 2009. - 352 с.