Этапы бюджетного процесса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что настоящее время происходит реформирование бюджетного процесса в России. Концепция реформирования нацелена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год.
Целью курсовой работы является рассмотрение организации бюджетного процесса в Российской Федерации на федеральном уровне.
Задачами курсовой работы является:
изучить экономическую сущность бюджетного процесса;
рассмотреть участников бюджетного процесса;
провести анализ бюджетного процесса на федеральном уровне;
изучить пути совершенствование бюджетного процесса в России;
рассмотрение организации бюджетного процесса на федеральном уровне;
установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия;
рассмотреть стадии бюджетного процесса на федеральном уровне.
Объектом исследования является организация бюджетного процесса в Российской Федерации. Предметом исследования является федеральный бюджет.
При написании курсовой работы будут использоваться следующие методы: экономического анализа; обобщения, монографический.
Теоретической основой написания курсовой работы послужило законодательная база, а именно Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ. И также труды отечественных ученных таких как Бабич А.М., Павлова Л.Н.,Изабакаров И.Г., Ниналалова Ф.И.
1. СОДЕРЖАНИЕ ИМАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
.1 Экономическая сущность бюджетного процесса
Бюджетный процесс [1] представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Этапы бюджетного процесса [1] - это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета и составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный период (цикл) [1] - это время, в течении которого длится бюджетный процесс. Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет.
Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - функциями соответствующих представительных органов власти. Бюджет действует в течение одного года, с 1 января по 31 декабря. По прошествии года для завершения бюджета предоставляется один месяц, в течении которого все операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, должны быть завершены.
Базовыми макроэкономическими показателями для формирования параметров бюджета являются: объем ВВП и темпы его роста в очередном финансовом году, предполагаемый уровень инфляции, основных направлениях бюджетной и налоговой политики страны
Бюджетный процесс включает четыре стадии (см. рисунок 1):
) составление проекта бюджета;
) рассмотрение и утверждение бюджета;
) исполнение бюджета;
) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Рисунок 1. -Стадии бюджетного процесса;
Задачами бюджетного процесса являются [5]:
максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;
определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования);
контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.
Организация бюджетного процесса построена на следующих принципах:
) единства - выражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;
) самостоятельности бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти - обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определения направления их использования;
) балансовом методе, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов. Важное условие данного метода - соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов.
К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся: [1]
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением, составление , внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации, и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
.2 Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются (см. рисунок 2).
Как видно из рисунка 2 основными участниками являются [10]: Президент РФ; Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; Банк России; Счетная палата РФ; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Рисунок 2. - Участники бюджетного процесса
Теперь охарактеризуем деятельность данных органов в бюджетном процессе.
Президент РФ [11] - как глава государства обеспечивает в области бюджетного регулирования согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, их должностных лиц в проведении единой денежно-кредитной политики. Кроме того, в исключительные полномочия Президента РФ входит установление основ внутренней и внешней политики РФ, в соответствии с которыми определяются направления финансовой политики. Данные сведения фиксируются в ежегодном послании Президента РФ о положении в стране, с которым он обращается к Федеральному Собранию РФ. Кроме того, важной частью бюджетного процесса является ознакомление с бюджетным посланием Президента РФ.
Государственная Дума [12] - полномочия включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.
Совет Федерации [4] - в их полномочия входит рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления его Государственную Думу и голосует за его одобрение в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней направляется Президенту РФ. Процедура рассмотрения Советом Федерации федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период и об исполнении федерального бюджета установлена ст. 208 Бюджетного кодекса РФ.
Правительство РФ [12] - обеспечивает составление проекта бюджета вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (ст. 154 БК РФ).
Министерство финансов РФ [4] осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а в предусмотренных законом случаях - за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Оно обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство [15] осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.
Банк России - государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег <#"justify">2. ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
.1 Анализ бюджетного процесса на федеральном уровне
Бюджетный процесс на федеральном уровне состоит из 4 стадий: Составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета, составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Проанализируем каждый этап в отдельности.
Первый этап бюджетного процесса <#"justify">2.2 Совершенствование бюджетного процесса в России
В настоящее время бюджетный процесс в России,[4] благодаря наличию Бюджетного и Налогового кодексов, а также других законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к бюджетной сфере, достаточно четко регламентирован. Это позволяет законодательным органам власти во время, до начала нового финансового года, принимать бюджет, а исполнительной власти - работать бесперебойно, постоянно имея необходимые финансовые ресурсы.
планировании бюджетных средств исключительно на основе индексации ассигнований прошлых лет;
отсутствии четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;
ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям и отсутствии процедур внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
На ликвидацию перечисленных недостатков была направлена система мер, разработанная в рамках «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2012-2016гг.». Эта Концепция была одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2011 г. N° 249.
Переход к реформированию бюджетного процесса на основе: Бюджетирования ориентированного на результат (БОР), начатый в 2014 г, первоначально включал следующие мероприятия:
реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета;
выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
совершенствование среднесрочного финансового планирования;
совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
В рамках первого направления предусматривалось приближение бюджетной классификации РФ к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. Данные меры частично были реализованы в декабре 2013 г., когда была принята новая Бюджетная классификация РФ, а также позднее, в 2014 и 2015 гг., когда были внесены соответствующие изменения в Бюджетную классификацию РФ.
В рамках второго направления выделялись бюджеты действующих и принимаемых обязательств. Бюджеты действующих обязательств [9] - это расходные обязательства, которые предопределены ранее принятыми законодательными и другими нормативными правовыми актами, заключенными договорами и соглашениями, действующими бюджетными программами и т.п. Ассигнования на исполнение этих обязательств, как правило, подлежат обязательному включению в ежегодный бюджет с использованием достаточно простых правил определения или корректировки их объема (индексация, прямой счет и т.п.). Напротив, принимаемые обязательства - это иного типа расходные обязательства (новые программы, решения об увеличении заработной платы в бюджетной сфере, пособий и т.п.), включение которых в бюджет в том или ином объеме зависит от решений, принимаемых непосредственно в ходе формирования бюджета на очередной финансовый год. Поэтому указанные обязательства и ассигнования на их исполнение требуют в рамках бюджетного процесса более детального обоснования, в том числе с учетом имеющихся бюджетных ограничений в рамках среднесрочного финансового плана.
В соответствии с системой БОР основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики. Выделение ассигнований на новые обязательства может и должно осуществляться только в случае и пределах повышения прогнозируемых бюджетных ресурсов над расчетным объемом действующих обязательств. При этом распределение основной части средств бюджета принимаемых обязательств должно обеспечиваться исключительно с учетом оценок их результативности. Именно такой подход позволяет создать для субъектов бюджетного планирования стимулы представлять свои расходы в форме бюджетных целевых программ и приведет к поэтапному формированию системы мониторинга эффективности их деятельности, что будет способствовать общему повышению результативности бюджетных процессов.
Третье направление предполагает переход к среднесрочному (многолетнему) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.
Четвертое основное - направление предполагало формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов и поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. Предполагалось, что последнее может быть достигнуто посредством перехода преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактически или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.
Пятое направление предполагало совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты. До последнего времени Бюджетный кодекс РФ достаточно подробно регламентировал порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета. В то же время процедура рассмотрения проекта федерального бюджета Государственной Думой ФС РФ была затянута по срокам и в основном была ориентирована на рассмотрение вопросов распределения бюджетных средств под детальным позициям бюджетной классификации в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики. При этом разграничение бюджетных полномочий и ответственности между законодательными и исполнительными органами власти являлось нечетким и противоречивым, имела место ежегодная корректировка сроков составления перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета.
В бюджетном процессе Российской Федерации наблюдается изменение в 3 стадии, то есть в исполнение бюджета. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации кассовое исполнение бюджета возложено на федеральное казначейство.
Федеральное казначейство [15] - федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0>), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8>, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю , за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> Российской Федерации.
Основной целью [15] создания и развития системы «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Для достижения поставленной цели система «Электронный бюджет» должна обеспечивать решение следующих задач [15].
повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;
создание инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения финансовых результатов реализации государственных программ и результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг (в ред. Постановления <consultantplus://offline/ref=A029C150DAF6338E3B6061A14EA9BC92DE4DBE03077FDB010E86F2C4F582A7B5730B4644FF60E81CN1g7M> Правительства РФ от 30.06.2015 N 658)
обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления в сфере управления общественными финансами;
обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями публично-правовых образований.
Для достижения цели и решения поставленных задач функционирование системы "Электронный бюджет" будет основано на следующих принципах:
открытость информационных систем и интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационных ресурсов различной архитектуры с возможностью дальнейшего их наращивания и развития;
интерактивный доступ к информационным системам всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных;
исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени средствами самих информационных систем;
обеспечение удобства работы пользователей путем постоянного улучшения эргономических характеристик информационных систем и предоставления широкого набора интерфейсов;
По итогам создания и развития системы "Электронный бюджет" предусматривается:
формирование единого информационного пространства и осуществление интеграции информационных потоков организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;
обеспечение открытости и доступности для граждан и организаций информации о прошлой, текущей и планируемой финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований;
обеспечение подотчетности органов государственной власти и органов местного самоуправления, создание инструментов для повышения ответственности публично-правовых образований за выполнение их функций,
улучшение позиции Российской Федерации в международном рейтинге, формируемом в соответствии с Кодексом надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере Международного валютного фонда на основе интегральных показателей прозрачности информации о государственных финансах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев бюджетный процесс в Российской Федерации на федеральном уровне, было выявлено, что бюджетный процесс содержит 4 этапа это составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение бюджета и составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. За составление проекта бюджета отвечает, Правительство Российской Федерации, а за рассмотрение и утверждение отвечает Федеральное Собрание. В Российской Федерации с 1998 года сложилось казначейская система исполнение бюджета.
В целях совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации на федеральном уровне необходимо применить следующие мероприятия:
реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета
автоматизация бюджетного процесса
выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств
совершенствование среднесрочного финансового планирования
совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.
.Федеральный закон от от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 18 декабря 2006 г.)
.Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / Бабич А.М., Павлова Л.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 703 c.- Режим доступа: #"justify">.Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для студ. по напр. «Экономика» и спец. - профилю «Финансы и кредит»; рек. УМО / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. - М.: Вузовский учебник ; М. : Инфра-М, 2013.
.Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. Государственное и муниципальное управление, Финансы и кредит/ под ред. Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
.«Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студ. вузов по спец. «Государственное и муниципальное управление»; доп. МОН РФ / И. Н. Мысляева. - 3-е изд. - М. : Инфра-М, 2013.
.Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.С. Нешитой. - М.: Издательская корпорация «Дашков и К0», 2012.
.Новикова М.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / Новикова М.В..- Электрон. текстовые данные.- С.: Научная книга, 2012.