приглашение иностранных граждан и создание при себе представительств иностранных религиозных организаций.
свобода вероисповедание совесть правовой
Глава 2. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
.1 Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
Существенным затруднением для выработки и проведения в жизнь вероисповедной политики современного Российского государства является отсутствие общественного согласия по вопросу о том, какие ценностно-целевые установки должны лежать в ее основе.
Формирование государственной вероисповедной политики включает в себя основополагающие стратегические действия, рассчитанные на дальнюю перспективу. Это: выработка на основе изучения духовных запросов и ценностей общества теоретических, концептуальных положений о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, о характере, видах и масштабах сотрудничества государства с религиозными объединениями во имя решения социальных задач; создание и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу социальных отношений;
создание и совершенствование соответствующих структур органов власти, осуществляющих практическую реализацию вероисповедной политики государства.
Реализация государственной вероисповедной политики - совокупность действий государства, по достижению поставленных государственной вероисповедной политики целей и задач политики с помощью установленных принципов и методов.
Законодательство России предусматривает деятельность государства в сфере отношений с религиозными объединениями в двух направлениях, связанных с исполнением обязанностей и с осуществлением прав.
Во-первых, это исполнение государством, его органами власти и государственными учреждениями, лицами, замещающими государственные должности, и государственными служащими обязательных требований законодательства и контроль за исполнением этих требований религиозными объединениями, включая предотвращение и пресечение противоправных действий.
Во-вторых, это осуществление органами государственной власти и управления, государственными учреждениями разрешенных (предусмотренных) законодательством видов взаимодействия с религиозными объединениями и оказания им помощи.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80, п. 2 Конституции Российской Федерации). Конституционный механизм позволяет Президенту реализовать свои полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина в случае, если принятый Федеральным Собранием Федеральный закон ущемляет эти права и свободы;
приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Данная норма установлена статьей 85, п. 2 Конституции РФ;
подписывает международные договоры РФ (статья 86, пункт б) Конституции РФ). Подписанные Президентом международные договоры, содержащие обязательства в области свободы совести, становятся частью правовой системы РФ, согласно статье 15 п. 4 Конституции РФ.
Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ по своему статусу является консультативным органом, осуществляющим рассмотрение вопросов и подготовку для Президента предложений, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.
Конкретные задачи, решаемые Советом, имеют в основном информационно-аналитический характер.
Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). В качестве законодательного органа Федеральное Собрание формирует и совершенствует законодательную базу в области регулирования и защиты свободы совести, свободы вероисповедания и о религиозных объединениях; в области предоставления налоговых и иных льгот религиозным организациям.
Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ образована в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере государственно-конфессиональных отношений, в частности вопросов передачи имущества религиозным организациям.
Предметом отношений между современным российским государством и религиозными объединениями являются:
- реализация конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания;
осуществление гарантированных законом прав религиозных объединений и контроль за соблюдением законов и исполнением ими возложенных на них законодательством обязанностей;
обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и религиозных организаций в осуществлении социально значимых программ;
реализация конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства;
регулирование межконфессиональных отношений в случаях, порождающих общественный конфликт.
Субъектами отношений государства и религиозных объединений выступают:
со стороны государства - органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные учреждения и другие организации (в том числе образовательные, научные, культурные, государственные средства массовой информации);
со стороны религиозных объединений - религиозные организации и религиозные группы, их руководящие либо координирующие органы, духовные образовательные учреждения, а также созданные при участии религиозных организаций учреждения и иные организации, осуществляющие различные виды социально-гуманитарной, образовательной, культурно-просветительской, информационной и иной деятельности. Религиозные группы, не обладающие правами юридического лица и не являющиеся субъектами права, тем не менее могут быть субъектами государственно-конфессиональных отношений, поддерживать контакты с органами власти.
Уровни отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации: общегосударственный (федеральный), субъекта Федерации, местный (муниципальный).
На каждом из уровней в качестве субъектов отношений выступают соответствующие органы, учреждения и организации государства и религиозных объединений. Например, централизованная религиозная организация общероссийского масштаба заключает соглашение о сотрудничестве с федеральным министерством, епархия Русской Православной Церкви - с администрацией субъекта Федерации Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 г., является основополагающим элементом российского законодательства. Она включает в себя ряд важных положений, связанных с обеспечением свободы совести, свободы вероисповедания и с деятельностью религиозных объединений.
Кроме этого, Конституция декларирует важнейшие ценности - права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и другие, составляющие основу конституционного строя. Все вышеперечисленное и определяет значение Конституции как базы для развития общества.
Важнейшее положение, определяющее конституционные приоритеты, содержится в статье 2 Конституции:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Проблема соотношения прав и интересов личности, общества и государства являлась ключевой проблемой общественного устройства на протяжении всей истории человечества.
Таким образом, современные государства рассматривают права и свободы в качестве одной из основных ценностей, но отнюдь не высших, как сказано в Конституции РФ (ст. 2). Есть, оказывается, ценности высшего порядка (нравственное и физическое здоровье населения, общественный порядок, государственная безопacнocть и др.), нежели права и свободы индивида. Это и естественно, ибо человек сверхкорыстен, дорога к совпадению интересов личности и общества длинна и терниста, а эгоизм человеческий беспределен».
Конституция устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Принцип равенства перед законом недостаточно содержательно разработан в российском конституционном праве. Раскрытие содержания понятия «равенство перед законом» принципиально важно, поскольку в следующей статье Конституции говорится о нем применительно к религиозным организациям. рот
Дальнейшее правовое закрепление «узаконенное неравенство в обращении» государства с некоммерческими организациями (включая общественные объединения и религиозные организации) получило с появлением в российском законодательстве положений о «социально ориентированных некоммерческих организациях».
Формула о «религиозной и мировоззренческой нейтральности государства» не была включена ни в Конституцию РФ, ни в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в действующем законодательстве отсутствует.
В действующем российском законодательстве принцип отделения религиозных объединений от государства более детально раскрывается в статье 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Согласно ст. 14 ч. 2 Конституции, религиозные объединения равны перед законом. Российское законодательство устанавливает одинаковые для всех религиозных объединений основные права, обязанности и запреты.
Неравным объемом прав обладают централизованные и местные религиозные организации, религиозные группы, намеренные зарегистрироваться в качестве религиозной организации и располагающие подтверждением о своем существовании на данной территории не менее 15 лет или о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания и религиозные группы, не обладающие такими подтверждениями. Внесенными 05.04.2010 г. изменениями в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» введено понятие «социально ориентированных некоммерческих организаций». Религиозные организации могут признаваться таковыми в индивидуальном порядке и в качестве таковых получать право на получение в приоритетном порядке экономической поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Но в тоже время государство не может игнорировать фактическое неравенство конфессий, с учетом которого абстрактная «нейтральность» и «равноудаленность» от всех конфессий обернулась бы социальной несправедливостью. Поэтому приоритетное внимание органов власти к сотрудничеству в социальной сфере с наиболее распространенными и исторически укорененными в России конфессиями нельзя однозначно признать «противоправным» или носящим черты так называемой «позитивной дискриминации».
Статья 17 Конституции РФ. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
В данной статье Конституции в наиболее общем виде устанавливается наличие и неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, подтверждается их соответствие международным стандартам. Положение, содержащееся в ч. 3 ст. 17 Конституции, указывает на недопустимость ущемления прав и свобод других людей. Статья 19. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии, убеждений… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… религиозной принадлежности».
«Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию означает: во-первых, равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие); во-вторых, равенство юридических обязанностей граждан и других лиц; в-третьих, равные основания юридической ответственности за нарушение закона; в-четвертых, равенство перед судом (равное правосудие для всех)».
Игнорирование фактического неравенства людей по их физическим и интеллектуальным возможностям, непринятие во внимание их неодинакового общественного поведения, то есть формально-нейтральное, одинаковое обращение государства с гражданами без учета их индивидуальных особенностей, обернулось бы фактическим неравенством для тех, чьи заслуги перед обществом или потребность в поддержке были бы не учтены.
Статья 28. «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
В том виде, в котором свобода совести раскрыта в данной статье Конституции, она практически точно соответствует пониманию свободы как негативного права, предполагающего возможность личности действовать по собственному усмотрению, не подвергаясь давлению или ограничению извне. Однако в реальности, как мы знаем, свобода совести включает в себя и элементы позитивного права, которое для своей реализации требует определенных действий со стороны государства.
Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда … религиозного… превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений или убеждений или отказу от них….»
В статье 9 Закона РФ «О свободе вероисповедания» указывается, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, право на свободу совести. Родители ребенка или его опекуны, в свою очередь, вправе обеспечить его религиозное и нравственное воспитание. Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию. Статья 17 определяет религиозное объединение как добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное с целью совместного осуществления их права на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры. Регламентирован порядок регистрации устава религиозных организаций, их деятельности в системе общественных отношений, прекращения их деятельности.
Процитированные нормы, защищая права и свободы человека и гражданина, устанавливают исчерпывающий перечень оснований, по которым они могут быть ограничены. Указание на то, что эти ограничения могут вводиться только федеральным законом, исключает иные возможности ограничения, в частности подзаконным актом или актом субъекта Федерации.
Глава 3. Проблемы реализации свободы совести в России
.1 Проблемы реализации свободы совести в России
Целый ряд проблем выявлен на законодательном уровне. Правовой институт свободы совести в Российской Федерации является неадекватным, коллизионным, основанным на юридически некорректных принципах и понятийном аппарате. В частности, подмена свободы совести свободой вероисповеданий приводит к очень сильной зависимости реализации конституционного права от отношений государства с религиозными объединениями, а права «неверующих» фактически находятся вне правового поля.
Анализ законотворческого процесса выявил продолжение и усиление антиконституционных тенденций, предполагающих законодательное закрепление с одной стороны - системы «специальных» государственных льгот и привилегий (в том числе прямое государственное финансирование в целом ряде областей) для «основных» религиозных организаций, а с другой - неправомерных ограничений в отношении «неосновных» (под предлогом борьбы за «духовную безопасность», против «религиозного экстремизма», «сект», «иностранных миссионеров» и т.п.).
Все упомянутые тенденции направлены на закрепление государственных конфессиональных предпочтений и/или на «специальные» ограничения и контроль мировоззренческой сферы, основанные на не правовых принципах и терминологии: «религиозный экстремизм», «религиозная экспансия», «духовная безопасность», традиционная религиозная организация», «секта», «ваххабизм», «миссионеры» и т.п.
Что касается уровня деятельности органов государственной власти, правоприменения и судебной практики, то анализ ситуации последнего года в области свободы выявил дальнейшее углубление кризиса реализация свободы мировоззренческого выбора, намеченное ранее.
Как следствие имеют место многочисленные нарушения свободы вероисповедания и рост ксенофобии, нетерпимости, дискриминации по мотивам религии или убеждений. При этом неверующие так же чувствуют себя ущемленными, в том числе и в связи с продолжением незаконной практики государственного финансирования деятельности некоторых религиозных объединений.
Среди проблем, с которыми сталкиваются религиозные объединения, следует отметить: неправомерные ликвидации (попытки ликвидации); неправомерные ограничения в распространении текстов и печатных изданий; проблемы приобретения помещений и земли под строительство культовых сооружений; неправомерные препятствия в проведении публичных мероприятий; неправомерные ограничения деятельности религиозных объединений, лидеры которых являются гражданами иностранных государств; неправомерное вмешательство органов власти и местного самоуправления в деятельность религиозных объединений; проблемы возвращения законной собственности религиозных объединений; распространение недостоверной и порочащей информации о деятельности религиозных объединений.
Массовые и системные нарушения свободы совести привели к значительному количеству обращений в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.
Анализ материалов судебной практики по делам связанным с реализацией права на свободу совести подтверждает авторскую гипотезу о том, что решение проблемы реализации прав в данной сфере лежит не только в области правоприменения. Прежде всего, необходимо глубокое научное переосмысление проблемы и совершенствования правовой базы законодательства.
Европейский Суд по правам человека учрежден в 1959 г. в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от РФ.
Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение».
Жители России достаточно активно используют право, право обращения в Европейский суд по правам человека: ими было подано свыше 13 тысяч жалоб. Следует обратить внимание и на то, что права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, согласно ч.З ст. 56 Конституции РФ, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.
Приведу пример из судебной практики.
Дело Баранкевич против Российской Федерации. Постановление (Страсбург, 26 июля 2007 года).
Дело было инициировано жалобой N 10519/03, поданной против Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) в соответствии со Статьей 34 <consultantplus://offline/ref=FA305ED51EBE52AE7E9ADDDFE907688954CCBDAFD0D52EB3B629785B11DA000666363BA4FCDECFz2N2N> Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) гражданином Российской Федерации Петром Ивановичем Баранкевичем (далее - заявитель) 25 февраля 2003 г. Заявитель обратился в Администрацию г. Чехова за разрешением на проведение публичного богослужения с 11 до 13 часов 22 или 29 сентября 2002 г.
Заместитель главы Администрации отказал в разрешении. Заявителю было рекомендовано проводить богослужения и иные религиозные обряды по юридическому адресу церкви или в иных помещениях, которыми владеют или пользуются ее последователи.
Заявитель обжаловал отказ городской администрации в суд. Он ссылался на нарушения прав на свободу религии и собраний.
Чеховский городской суд рассмотрел требования заявителя и отклонил их. Суд отметил, что согласно действующему законодательству публичные богослужения и другие религиозные обряды проводятся с разрешения органа местного самоуправления.
Заявитель обжаловал в соответствии со Статьями 9 <consultantplus://offline/ref=FA305ED51EBE52AE7E9ADDDFE907688954CCBDAFD0D52EB3B629785B11DA000666363BA4FCDFCEz2NAN> и 11 <consultantplus://offline/ref=FA305ED51EBE52AE7E9ADDDFE907688954CCBDAFD0D52EB3B629785B11DA000666363BA4FCDFCFz2N4N> Конвенции запрет на проведение публичного богослужения в городском парке.
Власти Российской Федерации возражали, что заявителю не препятствовали в проведении богослужения в культовых зданиях или иных помещениях, предназначенных для этой цели. Ему лишь было отказано в разрешении провести богослужение на территории общего пользования.
Заявитель требовал 100 000 евро в качестве компенсации причиненного морального вреда.
На основании этого Суд единогласно: постановил, что имело место нарушение Статьи 11 <consultantplus://offline/ref=FA305ED51EBE52AE7E9ADDDFE907688954CCBDAFD0D52EB3B629785B11DA000666363BA4FCDFCFz2N4N> Конвенции, истолкованной в свете Статьи 9 <consultantplus://offline/ref=FA305ED51EBE52AE7E9ADDDFE907688954CCBDAFD0D52EB3B629785B11DA000666363BA4FCDFCEz2NAN> Конвенции; и что власти государства-ответчика обязаны выплатить заявителю 6 000 евро в качестве компенсации морального вреда.
Судебная практика неоднократно говорила о значимости, которую имеет в демократическом обществе право на свободу. В сфере, относящейся к ним статья 5 Европейской Конвенции в т.ч. относит: законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом; «каждому арестованному незамедлительно сообщается на понятном ему языке причины ареста и любое предъявленное ему обвинение»; «каждый задержанный и не заключенный под стражу, незамедлительно доставляется к судье», «каждый кто лишен свободы имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу». к публичному порядку внутри Совета Европы, тщательная проверка любой меры, могущей посягнуть на этот порядок, необходима во всех случаях».
С указанными выше положениями тесным образом корреспондируется и статья 5 Европейской Конвенции по правам человека Совета Европы «Право на свободу и личную неприкосновенность». Эта норма, гарантирует основополагающее право среди самых важных прав. Речь идет о неотчуждаемом праве, от которого само лицо не может отказаться.
Гарантии закрепленные в этой статье, действуют в отношении каждого: любое лицо, находящееся на свободе или заключенное под стражу, имеет это право. Защита, предусмотренная этой нормой, является строгой в той мере, в какой данная статья дает исчерпывающий перечень случаев лишения свободы и определяет точные рамки для того, чтобы защищать лиц от произвольного заключения под стражу (ареста). Для этого Конвенция делает национальную судебную власть настоящим блюстителем личной свободы.
Защита конституционной свободы совести Аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ является недостаточной и неадекватной, что говорит о необходимости реформирования Отдела защиты свободы совести. Те же самые замечания касаются деятельности региональных омбудсманов и Комиссий по правам человека при главах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, а также Общественной палаты РФ.
Прокуратура РФ не только не предпринимает адекватных мер для защиты, но напротив, выступает инициатором системных нарушений конституционной свободы совести в Российской Федерации.
Таким образом, деятельность государственных правозащитных структур в области свободы совести нельзя считать удовлетворительной.
В сложившихся реалиях единственной силой, способной инициировать позитивные изменения в сфере защиты свободы совести является правозащитное движение и независимые научно-исследовательские организации. Однако их деятельность не всегда является достаточной и адекватной.
Заключение
Свобода совести и вероисповедания понятие сложное и многогранное. На протяжении многих веков философы, историки, мыслители вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание. В первой главе рассмотрены данные понятия, проведены грани различия между ними.
В действующем законодательстве наблюдается неопределенность конституционной конструкции, что может негативно сказаться на законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Нельзя не отметить, что необходимо понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» поместить в разные статьи Конституции РФ, так как два этих права не являются синонимами и должны иметь свою сферу применения и способы защиты. Но в настоящее время разработчики законов и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, а иногда используют как равные. «Свобода вероисповедания» является лишь одной из составляющих понятия «свободы совести». Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что ни одна власть, ни государственная, ни духовная не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.
Во второй главе были рассмотрены нормативно-правовые основы понятий «свободы совести» и «свободы вероисповедания», статьи Конституции РФ отражающие правовой аспект понятий, регулирующие права и свободы человека в современном обществе, а также отразили правовое сторону общественных религиозных организаций.
В третье главе отмечено, что проблемы свободы совести и вероисповедания волнуют умы многих ученых и юристов не только в России, но и за рубежом, волнуют как людей верующих и религиозных, так и людей далеких от Бога и религии, но со своими атеистическими убеждениями и ценностями.
Регламентация права на свободу совести и свободу вероисповедания происходит как на международном уровне, в различных декларациях, конвенциях и рекомендациях, так и в отечественных нормативно-правовых актах. Региональные конституции и уставы отчасти дублируют положения Конституции РФ 1993г., но в целом в каждом субъекте нашей страны данное право закрепляется и подтверждается на самом высоком уровне.
Россия - огромное, многонациональное государство, и живут в ней и православные, и мусульмане, и буддисты, и многие другие представители той или иной религии, либо неверующие вообще граждане. И поэтому регулирование проблемы свободы выбора религии, свободы атеизма и т.п. должны не отодвигаться на второй план, чтобы не возникло религиозных репрессий, конфликтов на данной почве или какой-либо дискриминации.
Нарушение законодательства России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы, возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы совести и вероисповедания.
В настоящее время Конституция РФ содержит главные принципы в вероисповедной политике, присущие всякому демократическому государству. Уже после утверждения в 1990 г. Законов СССР и РСФСР О свободе совести и религиозных организациях и О свободе вероисповеданий религиозная ситуация в корне начала меняться в республиках СССР, и в России. Начинает формироваться в полном объеме западная модель государственно-церковных отношений. Она стала основой российского законодательства о свободе совести, предоставив широкие права верующим гражданам, и свободную, без выработанного четкого механизма, регистрацию религиозных объединений, в том числе и зарубежных. Продолжением вероисповедной политики явился процесс доработки утвержденного закона 1990 г. Итогом этого процесса стала подготовка нового Закона РФ О свободе совести и о религиозных объединениях.
Указом Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1995 г. осужден «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Указ предписал правоохранительным органам осуществить реабилитацию граждан, которые были необоснованно обвинены в преступлениях, лишались свободы, подвергались иным лишениям и ограничениям прав в связи с их религиозной деятельностью и убеждениями.
Библиографический список
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. №4;
2.Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (ред. от 02.07.2013) //СЗ РФ. 29.09.1997, №39 "Российская газета", N 190, 01.10.1997;
.Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №-53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 25.11.2013) с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2014) //СЗ РФ.30.03.1998, №13;
.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ, 15.1.1996, №3, ст. 145. "Российская газета", N 14, 24.01.1996;
5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013);
.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12. 2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // СЗ РФ, 07.01.2002. №1;
7.Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г. №378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами репрессий». "Российская газета", N 51, 16.03.1996;
8.Правоведение: Учебник / Под общ. ред. Г. В. Мальцева, -М., 2003. С. 316-319;
.Поляков А. В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 591;
10.Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000. С. 128-129;
.Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. С. 130;
.Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России. // Журнал российского права. 2004. № 1.С.154;
.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. C. 110;
.Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. С. 198-199;
.Козлов Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 2004.
.Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005;
.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 278;
18.Султанов А.Р. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского суда по правам человека. М.: Статут, 2013;
19.Куницын И.А. «Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы» М., Изд. Православное дело: Отчий дом, 2000 г;
.П.Н. Дозорцев. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 2001;
.М.В. Баглай, В.А. Туманов. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2001г;
.Лупарев Г.П. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм? // Религия и право. 2002, №2;
.Пчелинцев А.В. о книге А.Р. Султанова «Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского суда по правам человека» // Адвокат. 2014.№2.С. 45.