Тема: Православие и коммунизм. Причины борьбы за влияние на массы

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    6,75 Кб
Православие и коммунизм. Причины борьбы за влияние на массы
Православие и коммунизм. Причины борьбы за влияние на массы
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Гуманитарный институт

Кафедра философии







ЭССЕ

на тему: «Православие и коммунизм. Причины борьбы за влияние на массы.»



Выполнил: Серов Н.С.

Приняла: доц. Александрова О.С.







Владимир 2015



Прежде чем начать рассуждать на тему: почему православие и коммунизм не смогли ужиться вместе и в чем причины их борьбы за влияние на массы, для начала стоит разобраться с понятиями и выделить те трактовки, которые нам потребуются для выяснения этой проблемы.

Стоит отметить что коммунисты никогда не вели войны против православия, для них было важно лишить влияния русскую православную церковь.

Итак, коммунизм (коммуна от лат. communis - «общий») - в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

Согласно определению, которое дает словарь Ожегова, это общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставится целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление принципа «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Коммунизм (от латинского communis - общий) - общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам; в узком смысле - высшая фаза коммунистической формации (полный коммунизм), конечная цель коммунистического движения.

Исходя из этих трех определений, мы можем сказать, что коммунизм - это строй бесклассового общества, в котором все его члены равны.

Теперь стоит рассмотреть определение православия.

Православие (буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление») - направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова, под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя - Нового Рима. Вероучение базируется на Священном Писании и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной догматический документ - Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:

Спасение через исповедание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа).

Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.

Исповедание Иисуса - Христом, Господом и Сыном Божиим (2-й член Символа).

Боговоплощение (3-й член Символа).

Веру в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 11, 12-й члены Символа).

Веру в единство, святость и кафоличность Церкви (9-й член Символа); Глава Церкви - Иисус Христос (Еф. 5:23).

Если вера - явление, которое может быть сугубо индивидуальным, то религия - явление социальное. Неоспоримо взаимное влияние религии на общество и общества на религию.

Выделим две основные функциональные составляющие в деятельности православной церкви. Первая - мировоззренческая. Вторая - социально-политическая.

Соотношению православия и общества посвящено достаточно много исследований. Они различны с точки зрения подходов в оценке ситуации на разных этапах. Некоторые тенденциозны и сиюминутны. Далеко не всегда предлагаются видимые, возможные пути дальнейшего развития отношений в названной паре. Некоторые же работы данные перспективы определяют.

О влиянии православия на общество в той или иной мере говорило достаточно большое количество исследователей. Это авторы дореволюционные. Их работы, несомненно, носили характер почитания Русской православной церкви и не всегда впрямую говорили о роли православия в социальной составляющей жизни государства. Можно выделить самые различные аспекты влияния религии на социум в целом и влияние на общество конкретно православия. Причем при выделении данных аспектов необходимо учитывать самые разные подходы. В одном случае в государственно-церковных отношениях это вопросы духовной секуляризации и, соответственно, антисекуляризации, или борьбы религиозных организаций, в данном случае Русской православной церкви, за сохранение религиозности в обществе, а при возможности и её увеличение. Секуляризацию же можно рассматривать через призму видов деятельности церкви. Это, несомненно, миссионерство, благотворительность и сфера образования. Названные виды оказывают самое прямое, непосредственное влияние на формирование религиозной среды социума. При ином подходе ситуация несколько иная. Это опосредованное влияние религиозных организаций на общество через экономические отношения. Здесь вопрос об имуществе, о финансово-экономическом состоянии, разговор о влиянии внешнего видимого материального благополучия на восприятие индивидом или группой той или иной конфессии.

Теперь стоит поговорить о православной церкви как инструменте влияния. В работе Арнольда Джозефа Тойнби «Постижение истории» на фоне характеристики цивилизаций оценивается христианское общество на начальной стадии своего развития и в процессе своей трансформации. Интересны характеристики церкви как «раковой опухоли, поедающей ткань цивилизации», или церкви как «куколки». Это два подхода в оценке роли церкви в социальных процессах. В первом случае роль церкви определяется как сугубо разрушительная. Во втором - жизнетворный центр нового общества в период межгосударственности. Это яйцо, из которого рождается новое. Правда, следует сказать, что данная роль А. Тойнби отводится католической христианской церкви. Автор, характеризуя упадок одной цивилизации и зарождение в её недрах другой, оценивает роль церкви как основополагающую.

Есть разные мнения касательно того влияет ли церковь на массы или же нет, однако, в рамках данной работы мы будем считать, что влияет.

Итак, если мы рассматриваем церковь, как инструмент религии, то из всего вышеперечисленного можно смело утверждать, что церковь имеет огромное влияние на все православное общество и самое главное - стремится к его увеличению за счет тех, кто еще не был определен к какой-либо конфессии.

Следовательно, коммунизм и православие имеют много общих черт, для начала, например, «в основе Морального кодекса строителя коммунизма лежат те же идеалы и чаяния, что и в библейских текстах: Любовь - к Родине, семье, детям, людям, товарищество и коллективизм, стремление к правде и справедливости. И самое главное: Кто не работает, тот не ест - ценность Труда. Она одинаково отражена и у Апостола Павла, и в партийном моральном кодексе».

«Коммунисты и русская православная церковь вместе борются за сохранение традиционных семейных ценностей, против насаждения ювенальных технологий, разрушающих семью и отнимающих у родителей право самим решать, как будет воспитываться их ребенок (введение по сути принудительного "сексуального просвещения" в школах, поощрение доносов детей на своих же родителей и беспредел растущих как грибы после дождя органов опеки, по надуманным предлогам изымающие детей из семей). Коммунисты и иерархи русской православной церкви вместе выступают за возрождение советской системы бесплатного образования и здравоохранения, преодоление вопиющего социального неравенства и возрождение принципов социальной справедливости, без которых не может существовать здоровое общество».

Обе эти идеологии - коммунизм и православие - естественные враги капитализма и либерализма. И та, и другая направлены на то, чтобы сделать все материальное имущество общим, а не делать смыслом жизни человека обладание.

Но не смотря на все эти общие черты, есть существенные различия между православием и коммунизмом.

Прежде всего, христианство и коммунизм непримиримы в главном - в концепции происхождения человека. Христианство утверждает богоподобие человека как высшую, ни к чему не сводимую ценность в этом мире. Только к имеющему образ и подобие Божие человеку могут быть обращены слова: "...Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим... возлюби ближнего твоего, как самого себя..." (Мф.22,37-39).

В конечном варианте христианство и коммунизм кажутся антиподами, но в диалектическом мировоззренческом процессе истории они едины - идеологически начиналось все как христианство, а закончилось как коммунизм. И сегодня надо понять это спокойно без всяких ярлыков, обвинений и проклятий - такова объективная правда истории, к которой все напрямую причастны, и христиане, и коммунисты, как бы они при этом не отрицали, не отталкивались, и не отрекались друг от друга.

Что же касается их противостояния, то оно вытекает из того, что две эти идеологии имеют много общих черт, но в то же время различны в плане своих целей, что и привело их к борьбе за власть, в которой первоначально победу одержал коммунизм, но затем с подступом к капитализму преимущество оказалось у православия.

коммунизм православие общество церковь


Список литературы


1.Тойнби А.Д. «Постижение истории» - Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001-640 с., ISBN 5-7836-0413-5

.Фирсов С., Филлипов А. «Может ли быть христианский коммунизм?». 2012.

.Зюганов Г.А. «Православие и коммунизм», 2012.

.Аксючиц В. «Коммунизм и христианство», 2003.

.А.Молотков. «Православие и коммунизм. Новое пространство истории», 2014.

6.Интернет-ресурс: <https://ru.wikipedia.org/wiki/Православие>

.Интернет-ресурс: <http://www.esperanto.mv.ru/wiki/Марксизм/Коммунизм>

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!