, тем здоровее психика. Если два комплекса соединяются (секс и влечение к смерти), то появляются маньяки.
Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции:
«Массовая психология и анализ человеческого "Я"»;
«По ту сторону принципа удовольствия»;
«Я» и «Оно»;
«Психология бессознательного»;
«Неудовлетворенность в культуре»;
«Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др. Фрейд выдвинул:
гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов;
утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений;
гипотезу, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного - принципу реальности.
Для философии Фрейда основная мысль - это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект - аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.
Главным исследованием Фрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека - «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия:
человека и социальной среды;
человека и культуры;
человека и цивилизации.
Через призму сублимации Фрейд рассмотрел:
формирование религиозных обрядов и культов;
появление искусства и общественных институтов;
возникновение науки;
саморазвитие человечества.
Со стороны философии Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх-Я», основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо.
В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.
В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой.
Карл Густав Юнг - швейцарский психолог, философ, культуролог, начинал свою деятельность как ближайший соратник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.
После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр идей о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры с точки зрения «либидо» и «сублимации», вытеснение сексуальности и всех проявлений бессознательного через «Сверх-Я».
. Сознание в философии Зигмунда Фрейда и его проблемы
философия фрейд сознание
Сознание - особое состояние, свойственное только человеку. Зигмунд Фрейд и его сторонники одними из первых попытались найти ответ на вопросы сознания и смогли раскрыть за ним мир «вытесненных» или просто «забытых» им и поэтому уже бессознательных психических переживаний. Они же одними из первых попытались понять эти явления, а через них и всю символическую активность сознания. Следуя учению Фрейда, получается, что бессознательное представляет собой оборотную сторону сознания, психологическую сущность которого можно понять только через соответствующее толкование этого. Если бы не это свойство бессознательного психического проявляться в виде символических образов сознания, давно уже отчужденных от него самого, то есть в виде отчужденного сознания, мы о нем вообще ничего бы не узнали. Фрейд - центральная фигура, вокруг которой группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований - бессознательной психики, причем это касается не только теорий, одна за другой потянувшихся вслед за ним, но и теорий, также одна за другой потянувшихся против него.
Согласно предложенной Фрейдом модели, в психике каждого человека существуют две качественно разнородные сферы: сознание и бессознательное. К сознанию относятся все психические акты, «присутствующие в нашем сознании и воспринимаемые нами», ко второй - все, что не дано непосредственно в самосознании. Сознание аналогично вниманию, ибо психические акты становятся сознательными лишь в том случае, если им удается привлечь к себе взоры сознания. Фрейд утверждал, что человеческое сознание состоит из трех неразрывно связанных между собой частей:
«Ид» («оно») - бессознательная часть нашей личности, состоящая из примитивных инстинктов, врожденных импульсов. Ключевое слово этой части сознания - «хочу»
«Эго» («я») - буфер между нашими инстинктами и внешним миром, обществом. «Эго» направляет наше поведение в нужное русло, способствуя безопасному удовлетворению инстинктивных потребностей.
«Суперэго» («сверхЯ») - наша совесть, этика, система ценностей. «Суперэго» приобретается с развитием личности, в процессе воспитания. Ключевыми словами для этой части сознания являются «должен», «надо».
Открыв в структуре духовного опыта человека три уровня - «Сверх-Я» (отеческие догмы, традиции, идеалы, совесть и другие ценностные представления, доминирующие в культуре), «Оно» (бессознательное, инстинкты), «Я» (сознание), Фрейд дал точный диагноз своему времени, вернее, человеку своего времени. Чрезмерное давление «Сверх-Я», не считающегося с миром человеческих бессознательных инстинктов, создает неполноценную личность, уводит людей в мир иллюзий по поводу возможности чисто социальными «уловками» творить природу человека, подправлять и изменять ее. Фрейд напомнил людям о существовании «Оно», которое по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Вытесненные бессознательные инстинкты сравнимы с пороховой бочкой, готовой взорваться внезапно в виде психических срывов, а также всякого рода социальных бунтов. Чрезмерное давление «Сверх-Я» как бы провоцирует усиление мощи «Оно». В результате человек оказывается заложником сил, не подчиняющихся его «Я».
Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал, что «целью жизни является смерть», хотя жизнь можно и должно прожить счастливо, необходимо только научиться направлять темные импульсы на благо разуму.
Фрейд отбросил философскую тенденцию, которая идет от Рене Декарта, согласно которой сознание - это то, что осознает личность; сознание автономно. Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую». По Фрейду наоборот:
сознание не автономно; оно есть слуга двух господ - бессознательного и бессознания;
сознание не ясно, не четко; сознание руководствуется теми или иными бессознательными образами.
Фрейд сводил бессознательное к двум комплексам:
Первый комплекс - комплекс Эдипа, который проявляется у сына в 3-5 летнем возрасте;
Второй комплекс - комплекс Электры (бессознательное влечение девочки к отцу и враждебное отношение к матери в 3-5 летнем возрасте).
Фрейд признавал, в действительности, только комплекс Эдипа. Бунт против отца и желание быть рядом с матерью или даже обладать ею уходит своими истоками в архаику, когда сыновья сговорились и убили отца - властелина первобытного племени. С тех пор в человеческом духовном опыте наследуется и воспроизводится структура «эдипова комплекса». Этот сексуальный «дефект» - причина многих неврозов. Культура, развитие цивилизации предполагают бесконечную работу по отлучению людей от инстинктов. Но когда культура чрезмерно подавляет инстинкты, они вырываются наружу и уничтожают культуру.
Типология преодоления конфликта (способов защиты) следующая. Вытеснение - активное, неосознанное человеком устранение из сознания чувств, мыслей, мотивов. Так социально неприемлемые сексуальные влечения или агрессия (например, к одному из родителей) могут полностью уводить из сознания и «прорываться» в оговорках, ошибках, символических сновидениях.
В более сложных ситуациях причиной неблагодарности, например, может быть приписывание человеку таких качеств, вследствие которых он и не должен был бы заслужить положительного отношения, а истинным мотивом, вытесненным, неприемлемым, скрытым для человека - утверждение своего «Я».
Проекция - приписывание своих чувств, желаний, влечений, другому человеку.
Так, ханжество - приписывание другим людям невозможных для себя, но подсознательно невероятно заманчивых моральных проявлений; приписывание окружающим мужчинам особой сексуальной активности и неподобающего поведения по отношению к себе самой у женщины, испытывавшей затруднения и неудовлетворенной общением с лицами противоположного пола и т.д.
Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и желаний другого человека. Такой вариант защиты свойственен детям, в процессе социализации усваивающих образцы поведет «значимых других», а также при принятии мужских или женских социальных ролей. Глубинная сущность такого защитного механизма - символическое обладание недоступным, но желаемым объектом (как в детских играх).
Сублимация - перенос энергии с запретного объекта на какую-либо приемлемую в обществе форму деятельности. Фрейд склонен был объяснять творчество реализацией свободной энергии такого плана; биографии известных художников, писателей, деятелей, ученых - варианты сублимированной энергетики.
Если психосексуальная энергия продолжает циркулировать в закрытом контуре и не разряжается, бессознательно мотивируя поведение, человек испытывает неприятные переживания, тревогу. Такое состояние может быть квалифицированно как невротическое.
Если следовать логике учения Фрейда, то укротить буйство бессознательного, «Оно», можно только одним способом: усилить «Сверх-Я», увеличить репрессивную функцию культуры и тем поставить на пути разрастания непредсказуемого «Оно» сдерживающие преграды. Иными словами, чтобы «Я», сознание укрепили свое положение, нужно создать осмысленный баланс между двумя стихиями, воздействующими на человека и его «Я»: стихией надындивидуальных общественных норм и установок культуры - и стихией бессознательного. В противном случае человечеству грозит опасность опрокинуться в варварство.
Рассмотрев различные историко-философские традиции толкования проблемы сознания, можно сделать несколько выводов:
Во-первых, философы не изобретали то или иное понимание сознания: они воспроизводили реальную, для определенной эпохи, структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней.
Во-вторых, структура духовного опыта во все времена была тесно связана со спецификой мировоззрения эпохи. Поэтому в зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим космоцентристское, теоцентристское, антропоцентристское, социоцентристское - менялось и понимание сознания.
В-третьих, деформация внутреннего опыта людей имела устойчивую тенденцию к «снижению» уровня духовности. И если во времена Плотина и Бл. Августина в структуре внутреннего опыта приоритетным был уровень Божественной простоты, то в Новое время говорить о нем считалось неприличным. «Бог умер», а «высший» уровень духовного опыта истощился. Сознание перестало пониматься как отражение и функция Божественного: оно стало претендовать на то, чтобы быть не функцией, а самостоятельной реальностью, причем самой очевидной и достоверной, ни от чего не зависящей. С развитием буржуазных отношений в структуре внутреннего опыта стали доминировать материальные интересы, и сознание стало ничем иным, как осознанием этих интересов.
И, наконец, с усилением процессов эгалитаризации (фр. Egalite - равенство) и либерализации (лат. liberal is - свободный), а соответственно, с уменьшением контролирующего влияния общества на жизнь человека, в структуре духовного опыта стало доминировать бессознательное, «Оно». Сознание превратилось в его служанку, оправдывая и обосновывая права инстинктов на господство.
«Сверх-Я» формируется в процессе социализации - компонент, представленный в личности теми требованиями социума, которые делают возможной совместную жизнь людей, движимых «Оно». Содержание «Сверх-Я» - законы, традиции, нормативы, запреты и т.д., все, что составляет моральные стандарты, принятые в данном обществе. Чем цивилизованнее общество и чем выше образовательный для представителей определенной его прослойки, тем мощнее срывающее инстинкты давление «Сверх-Я». Нужен компонент в структуре личности, который примирял бы «Сверх-Я» и «Оно», выбирая такой способ поведения, который по мере возможности не нарушал бы моральных требований и не перекрывал бы полностью энергетический «источник» «Оно». Такой компонент назван Фрейдом «Я». «Я» представляет собой центр личности, раздираемый извечным конфликтом и терпящий постоянное невыносимое напряжение.
Если интенсивность потребности велика, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется «Я» с помощью механизмов защиты.
Во фрейдовской концепции люди отличают друг от друга тем, какой способ защиты (выхода из конфликта) характерен для их «Я». Причем механизмы защиты служат не достижению какой-либо внешней по отношению к человеку цели, а только лишь способствуют снятию мучительного напряжения и обретению душевного равновесия.
Примечательно, что за порогом сознания фрейдовской личности оказалось не только «Оно», но и собственно «Я», ускользающее от рефлексии.
Согласно концепции Фрейда, невозможно такое сосуществование личности и общества, которое не порождало бы с неизбежностью конфликта. Все дело в том, что выход из конфликта поможет быть невротическим или нормальным. Если человек относится к такому слою общества, в котором «сверх-Я» не является слишком «громоздким», невроз менее вероятен и человек находит более простые способы удовлетворения влечений в меру меньшего количества усвоенных норм и запретов.
Образование, «наращивающее» «Сверх-Я» и не ориентирующее личность на творческую деятельность - губительно. В любом случае нормальная или с отклонениями ми функционирующая энергетика человека - продукт его социализации в конкретном обществе.
Заключение
Итак, идея бессознательной мотивации сознания стала предметом внимания австрийского врача 3. Фрейда. Как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области.
Став врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов. Он исходил из признания детерминированности сознания объективными по отношению к нему факторами, не представленными в опыте самого сознания, а потому бессознательными. 3. Фрейд относил к этим факторам психологические и биологические потребности, вызывающие неосознаваемые переживания. Именно ему принадлежат слова о том, что «я» не «является хозяином в собственном доме», и что сознание человека вынуждено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно». В поисках выхода он обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности.
Выделяют два понятия, характеризующие сущность учения Фрейда.
Вытеснение, означающее, что сознание личности вытесняет все неприемлемое в бессознание. Личность проводит рационализацию, т.е. логически аргументирует то, что личность не желает делать. Все содержимое бессознательного охраняется защитными механизмами. Бессознательное проявляется в: оговорке, описке, снах.
Таким образом, с появлением сознания, у человека, как у ребенка, возникло очень много «Почему?». Решение поставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания. В связи с этим бессознательное в человеке также претерпело очень сильные изменения. Перечисленные процессы, а также структуру этих явлений изучали ученые и философы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы.
Решение проблемы сознания в учении З. Фрейда заключается в нахождении осмысленного баланса «Сверх-Я» и «Оно» и тем самым получить возможность «Я» свободно и разумно конституировать самое себя, быть жизнеспособным. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния «Сверх-Я»; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся полностью освободиться от силы инстинктов. Выход заключается в осмыслении существования этих сил и их влияний и установления между ними какого-то компромисса. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а, следовательно, пространство сознания.
Итак, взаимоотношения между психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны. Философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре. С другой стороны, в своем органическом единстве, фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание, чем другие философские течения. Психоаналитические теории все активнее вторгаются в различные направления современной философии. Главная заслуга
Фрейда, как я думаю, заключается в том, что он сумел разрушить некоторые глубоко укорененные традиции мышления в науках о человеке и по существу открыл новый континент проблем. Что касается его решений, то одни из них выдержали проверку временем, другие нет. Лучшая форма уважения к наследию этого великого человека - обсуждение поставленных им проблем, их критический анализ. А проблемы эти связаны ни много ни мало, как с современным пониманием человека.
Список литературы
1. Бойко А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: Вища Школа, 2008. 680с.
. Бочаров А.Е. Мир философии. М.: Наука, 2007. - 500с.
. Варлаков С.Ю. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 2004. - 460с.
. Грачева О.И. Антология мировой философии. М.: Инфа, 2005. - 380с.
. Громов П.А. Современная западная философия. М.: Прогресс, 2004.- 300с.
. Дмитриев К.Н. Проблема сознания в современной западной философии. М.: ДЕЛО, 2009. - 290с.
. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. - М.: Высшая школа, 2008. - 286с.
. Жуков Н.И. Проблема сознания. - Минск: Университетское, 2007. - 205с.
. Зубов В.С., Осичнюк Ю.В., Философия: Учебное пособие для студентов вузов. СПБ: АМФОРА, 2008. - 400с.
. Иванов А.В. Сознание и мышление. - М.: Фита, 2009. - 500с.
. Канке В.А., Философия: Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2006. - 376с.
. Кохановская Т.И., Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 576с.