Тема: Экономико-географическая характеристика Туркменистана

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    30,44 Кб
Экономико-географическая характеристика Туркменистана
Экономико-географическая характеристика Туркменистана
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

1. Географическое положение и природно-климатические условия

2. Социально-экономическое развитие <#"justify">1. Географическое положение и природно-климатические условия

Туркменистан (Туркмения) - это государство, расположенное в Центральной Азии. Занимает площадь в 491 200 квадратных километров и находится на пятьдесят первой строчке в рейтинге самых крупных государств мира. На территории Туркмении, по данным на 2009 год, проживает 4,884,887 человек.

На севере страна граничит с Узбекистаном и Казахстаном, на юге граничит с Ираном и Афганистаном.

Столицей Туркмении является город Ашхабад, с населением в 827 500 человек. К самым крупным городам относятся также Дашогуз, Туркменабат и Туркменбаши.

Ландшафт в основном пустынный, почти четверть территории лежит в пределах Туранской низменности, занятой пустыней Каракумы, которая является самой большой пустыне в государстве. Как закономерное следствие, в Туркмении очень мало почвы, пригодной для культивирования. На юге простирается неширокая полоса возвышенностей и средневысотных гор.

Из-за расположения Туркмении в нижних широтах, особенностей ландшафта, а также очень большого расстояния до вод Мирового океана, климат в государстве резко континентальный, с жарким, затяжным и очень сухим летом. Зимой наблюдаются осадки в виде дождя и снега, температура воздуха, как правило, не опускается ниже 0 °С. Осадки в стране выпадают неравномерно, больше всего в горах, в то время как количество осадков на северо-востоке примерно в 4 раза ниже. Отсутствие на севере и северо-западе барьеров в виде горных систем позволяет любым воздушным массам циркулировать на территории страны, что зачастую вызывает резкие колебание температуры воздуха.

На территории страны представлены серо-бурые песочные почвы, песчаные пустынные почвы, а также луговые почвы. Основные районы культивирования расположены в дельтах речных долин, там созданы условия для вегетационного периода в течение 200-270 суток, что вполне хватает для выращивания хлопка и бахчеводства. На территории страны преобладает пустынная растительность, которой свойственны такие черты, как сильная разреженность и слабый видовой состав. Ее, тем не менее, можно использовать как корм для скота. В западной части страны произрастают виноград, яблоня, боярышник, алыча, миндаль, гранат, грецкий орех, инжир, фисташка. Кроме этого, выращивают ирисы, тюльпаны и мандрагору.

Животный мир представлен видами, характерными для пустынной местности. В стране насчитывается 91 вид млекопитающих, 372 вида птиц, 74 вида рептилий и около 60 видов рыб. В предгорной полосе наряду с богатой фауной пресмыкающихся и грызунов обильна фауна птиц, в Амударье распространены растительноядные рыбы. Самыми крупными заповедниками являются Красноводский заповедник, Бадхызский заповедник и Репетекский заповедник.

Природный газ - это главное природное богатство страны. Оценки значительно отличаются друг от друга, согласно оценкам ОПЕК это 4,7 трлн. куб. метров, в то время как национальный институт статистики и информации приводит данные о 23 трлн. куб. метров. Важнейшие месторождения газа, где добыча осуществляется свыше 40 лет - Шатлык, Ачае, Наип и некоторые другие. Наиболее богатые газовые месторождения по состоянию на начало 2015 г. - Долетабад и Малай.

Согласно официальной государственной статистике, запасы нефти в стране составляют до 12 млрд. тонн, притом, что шельф Каспийского моря почти не обследован. По официальным данным, запасы нефти в стране составляют 12 млрд. тонн. Согласно данным ОПЕК, запасы нефти в этом районе могут составлять до 5 млрд. тонн.

Помимо нефти и природного газа, в Туркменистане есть залежи минеральных солей, преимущественно хлориды и сульфаты. В Западном Копетдаге имеются рудопроявления барита, витерита, флюорита, ртути, однако промышленного значения при данном уровне развития технологий они пока не имеют. Промышленные запасы серы, гранита, известняка, глауберовой соли относятся к неметаллическим полезным ископаемым. Запасы воды имеют для страны стратегическое значение из-за засушливого климата. В стране имеются йодо-бромные, минеральные лечебные, промышленные и питьевые воды.

Туркмения не имеет доступа к Мировому океану, на западе омывается Каспийским морем.

Из-за засушливого климата в Туркмении немного рек, а имеющиеся в основном немноговодны. В стране также отсутствуют ледники, потому что высота гор не позволяет образовываться ледовому пласту. Для этого также недостаточно осадков. Самой полноводной рекой страны является Аму-Дарья, втекающая на территорию страны с востока и питающаяся талыми водами.

Большая часть территории государства не имеет доступа к речной сети. Реки страны расположены на периферийных территориях, они берут начало в горах и по выходе из них быстро разбираются на орошение. В ХХ-ХХI вв. экология и гидрография страны находятся в особенно тяжёлом состоянии из-за интенсивно увеличивающегося населения. Имеется устойчивая классификация рек Туркмении на три бассейна: Аральский, Каспийский и воды внутреннего стока.

Особое место в гидрографии Туркмении занимают реки внутреннего стока, которые можно разделить на две группы. С одной стороны это две относительно крупные реки Мургаб и Теджен, которые образуют «ирригационные веера» в своих конусах выноса, а их остатки теряются в песках пустыни Каракумы. Если бы не было забора воды на орошение в Афганистане и Туркмении, воды этих реки достигали бы бассейна Аму-Дарьи. Большую часть вод Теджена забирает Гератский оазис в Афганистане.

Ко второй группе внутреннего стока относятся речки и ручьи, стекающие с северного склона Копет-Дага. Наиболее значительные из них речки Келят-Чай, Кызыл-Арват, Гуза и другие более мелкие ручьи. Средние годовые расходы их колеблются в пределах от 10 до 100 л/сек. Наиболее крупная из них речка Келят-Чай - имеет средний расход всего 0,6 м3/сек. Суммарный средний расход рек северного склона Копет-Дага составляет всего около 11 м3/сек. Весь он уходит на орошение водоснабжения населения. Большинство из них в настоящее время впадает в Каракумский канал. Остатки сбрасываются в пустыню. Лишь немногие из этих речек имеют преимущественно грунтовое питание, а потому сохраняют постоянный сток в течение всего года. С западных склонов Копет-Дага после весенних ливней и таяния снега по логам стекают и временные бурные потоки «саи». Известно не менее 15 логов длиной от 10 км и более. На некоторых из них Гяурли и Кизик возведены дамбы для задержки воды.

Природно-климатические особенности любого государства во многом определяют особенности ее экономического развития. Каждое государство может извлечь из них свои преимущества, и каждому государству придется бороться с недостатками и трудностям.

Самым главным недостатком географического положения Туркмении является значительная удаленность от вод Мирового океана, что очень сильно ограничивает круг торговых партнеров страны.

2. Социально-экономическое развитие

Численность населения Туркменистана по состоянию на начало 2005 достигла ориентировочно 6 млн. человек. Эти данные получены путем моделирования, а именно прибавления среднего роста населения до 1995 года к имеющимся данным по численности населения за 1995 год согласно официальным данным. По другим оценкам, в Туркмении проживает 4,884,887 человек.

В целом в Туркмении вот уже более тридцати лет наблюдается устойчивая тенденция роста населения.

По переписи 1979 года население страны составляло 2759 тысяч, по переписи 1989 года - 3534 тысячи, по переписи 1995 года - 4481 тысячу человек. Продолжается бурный рост населения и после переписи 1995 года: к началу 2000 - 5200 тысяч, к началу 2001 - 5369,4 тысячи, на 1 мая 2001 - 5410 тысяч, на 1 августа - 2001 - 5478,9 тысячи человек; 5,579,571 человек (июль 2008).

По информации Интернет-сайта компании «РосБизнесКонсалтинг», общий коэффициент рождаемости составлял 28,3 (на 1000 человек) и сократился до 18,5 к 2000 году. Коэффициент смертности составлял 7 в 1995 году и уменьшился до 5,4 к 2000 году. Число заключенных браков в 1995-2000 годах сократилось с 7,4 до 5,7 на 1000 человек; соответственно число разводов снизилось с 1,3 до 1,1. Средняя продолжительность жизни составляет 52 года. Исходя из переписи 1995, а также с учетом нарастающей миграции этнических русских из Туркменистана основную часть населения по состоянию на начало 2005 составляли туркмены - 81% всего населения, узбеки - 9%, русские - 3,5%, казахи - 1,9%, азербайджанцы - 0,8%, татары - 0,8%, белуджи - 0,8%, армяне - 0,7%, украинцы - 0,3%, прочие - 1,2%.

Согласно данным МИД РФ, с начала 1989 по начало 2007 года в Туркменистане численность туркмен выросла вдвое (с 2,5 до 4,9 миллиона), а численность русских - упала втрое (из 334 тысяч осталось чуть более 100 тысяч). По данным из 5,2 млн населения Туркмении русские составляют 3,5 %.

В соответствии с конституцией Туркменистана, официальный государственный язык - туркменский. Практически все население владеет русским языком, являющимся языком межнационального общения. Начиная с 1999 в Туркменистане идет свертывание сферы распространения русского языка и русскоязычного информационного пространства (закрытие русскоязычных школ, ВУЗов, перевод с 1 января 2000 делопроизводства на туркменский язык, непризнание советских и российских дипломов, выданных за последние 10 лет, запрет на выписку газет из России, вещания русскоязычных радиостанций и др.

В современной Туркмении преобладает ислам (до 89 % населения). Европейские переселенцы исповедуют различные толки христианства: русские принесли на туркменскую землю православие (до революции в Ашхабаде было 11 православных храмов), немцы - лютеранство (сейчас в Туркмении действует три изолированные общины: в населенных пунктах Иолотань, Туркменбаши и Серахс), а поляки - католицизм. В эпоху Сасанидов в Мерве существовала и буддийская община.

ВВП Туркмении, согласно данным международной организации UNCTAD, демонстрирует уверенный рост на протяжении последних двадцати лет, с того момента, как страна обрела независимость.

Согласно официальным данным, ВВП Туркмении имеет следующую отраслевую структуру:

За счет промышленности создается около 40% ВВП

За счет аграрного сектора создается около 25% ВВП

За счет сектора услуг создается около 30% ВВП

Темпы экономического роста, согласно официальным данным, составили в 2009 - 16%, 2010 - почти 18%, 2011-2012 - около 20%, в 2013 - почти 17% и в 2014 - свыше 21%. Тем не менее, по оценкам экспертов из S&P, рост экономики Туркмении в последние годы не превышал 7%. Данные о доходе на душу населения, основанные на официальной статистике, показывают, что, исходя из банковского курса национальной валюты 5,200 манат за 1 доллар США, ВВП на душу населения составлял в 2002 менее 1 тыс. долларов. Однако тут же делается поправка: если за основу брать более реальный рыночный курс, то ВВП на душу населения не превышает 250 долларов США. Существует также мнение, что реальной доход на душу населения в 2005 - около 100 долларов США, однако этот уровень дохода исчислен по паритету покупательной способности.

В 2000 году общая сумма расходов государственного бюджета Туркмении составила 29,1 трлн. манат, в то время как сумма доходов равна 28,6 трлн. манат. Дефицит бюджета, соответственно, составил около полумиллиарда манат. В качестве основного источника финансирования расходов бюджета выступают средства государственных фондов. Огромную роль в формировании бюджета 2000 года сыграли также отчисления и поступления от предприятий, работающих в угле-водородной сфере. По приблизительным оценкам, около 12 трлн. манат доходной части бюджета приходилось на отчисления от предприятий нефтегазового комплекса, среди которых «Туркменнефтегаз», «Туркменгаз», «Туркменнефть». Налоги являются вторым по значимости компонентом в формировании бюджета, за счет прямых и косвенных налогов в 2000 году было обеспечено расходов на 4,4 трлн. манат.

В целом главной целью экономической стратегии бюджетной политики Туркмении является повышение уровня собираемости налогов. Подоходный налог, который в развитых странах является одним из главных источников формирования бюджета, в Туркмении принес в казну всего 3% от общей суммы поступлений.

Основная расходная часть бюджета - затраты различных государственных фондов и комплексов, в общей сложности 22,7 трлн. манат. Расходы на развитие национального хозяйства (аграрно-промышленный комплекс, инфраструктура, строительство, капиталовложения и др.) составляют в общей сложности 787 млрд. манат; на военные нужды (оборона, охрана границ, закупка вооружений) тратится около 600 млрд.; обслуживание внешнего государственного долга стоит около 30 млрд. манат в год. Важной тенденцией является укрепление направленности бюджета на социальные нужды населения. Расходы на социальные нужды в 2015 году увеличились на 79% по сравнению с 2014 годом. Таким образом, доля расходов на социальную сферу в общей сумме расходов составляет 15%.

Экспертам МВФ представляется, что занижая уровень затрат на обслуживание внешней задолженности по государственным министерствам и ведомствам, правительство Туркменистана стремятся подчеркнуть невысокие общие размеры внешнего долга, благоприятную ситуацию в национальном хозяйстве и повысить привлекательность страны для иностранных инвесторов. Бюджетный дефицит в размере примерно 500 млн. манат предполагается покрыть за счет беспроцентных кредитов Центрального банка Туркменистана.

Промышленность является главной отраслью национального хозяйства Туркмении, т.к. в ней создается почти половина ВВП страны.

В свою очередь, главным составляющим компонентом промышленности является нефтегазовый комплекс. Именно добыча нефти и газа, а точнее их экспорт обеспечивают экономическое развитие государства. Именно за счет торговли нефти и газом в страну поступает иностранная валюта. Отмечается, что если растет добыча нефти, то увеличивается экспортный потенциал страны, что, в свою очередь, позитивно сказывается на экономике. Два главных завода, на которых ведется нефтепереработка: заводы в Туркменбаши (бывший Красноводск) и Сейди. Мощность первого НПЗ - около 6 млн. тонн нефти в год; - примерно 1 млн. тонн. В целом, благодаря растущим мощностям добычи нефти, в стране очень сильно повысилось качество перерабатываемых нефтепродуктов, в стране активно используются высокооктановый бензин и высококачественное дизельное топливо.

Легкая индустрия после нефтегазового комплекса является второй по значимости отраслью промышленности Туркмении. Это в первую очередь текстильная промышленность. Для ее е развития есть природно-климатические предпосылки: в дельтах рек растет много хлопка-сырца. Ежегодно в Туркмении производится около 60 тыс. тонн хлопчатобумажной пряжи, примерно 70 млн.кв. м хлопчатобумажных тканей, около 25 млн. шт. трикотажных изделий. Продукцию текстильной промышленности отличает также тот факт, что на нее существует стабильный спрос внутри страны.

Остальные отрасли экономики страны играют подчиненную роль. К ним относятся строительство и производство стройматериалов, пищевкусовая промышленность, нефтехимия, машиностроение и металлообработка, электротехническая промышленность и др.

Марыйская ГЭС, Абаданская и Балканабатская электростанции являются ведущими поставщиками электроэнергии в стране. В стране ведутся активные работы по расширению сети линий электропередач. На завершающих стадиях находится конструирование стратегической линии Мары - Ашхабад - Балканабат (220 кВт). Этот проект позволит сократить число аварий в системе энергоснабжения и уменьшить скачки напряжения.

Аграрный сектор находится на втором месте в экономике Туркменистана. За счет сельского хозяйства формируется около четверти ВВП.

Основным составляющим компонентом этой отрасли является хлопководство, ведь торговля хлопковыми изделиями, как и торговля углеводородами, обеспечивает поступление в страну иностранной валюты. Большая часть пахотных земель, площадь которых превышает 800 тыс. га, используется именно под выращивание хлопчатника. Согласно неофициальным данным, Туркмения не может усовершенствовать технологию сбора хлопка и ежегодно не выполняет план сбора на примерно 30%. Около 25% всего объема собираемого урожая этой культуры представляют собой высококачественные сортам хлопка. Однако специализация страны: засоление и заболачиванием почвы в связи с необходимостью обильного орошения посевов хлопчатника.

Основные зерновые культуры страны: ячмень, пшеница, кукуруза, рис, джугара (сорго). По официальным данным сбор урожая пшеницы в 2004 составлял 1,4 млн. тонн против 1,7 млн. т в 2000 году, что говорит о сокращении объемов сбора урожая. Ахалский велаят является основным районом зерноводства, в нем расположено почти 40% всех зерновых республики.

Сбор урожая риса достиг в 2004 г. примерно 35 тыс. тонн против 32 тыс. т в 2000 году. Большинство посевных площадей этой культуры расположены в хозяйствах Лебапского и Дашогузского велаятов. Для негосударственных производителей стратегически важной продукции предусмотрены различные государственные программы, предусматривающие упрощенное налогообложение и субсидии.

Возделываются 5 видов кормовых культур:

кормовые травы - люцерна, суданская трава, вика, перко, рапс;

силосные - кукуруза (на зерно), сорго (джугара);

кормовые бахчевые - кормовой арбуз, тыква, кабачки;

корнеплоды - сахарная и полусахарная свекла;

зернофуражные культуры - озимые ячмень и рожь.

Бахчеводство в Туркменистане играет важную роль в системе земледелия Туркмении. К бахчевым культурам относятся арбузы, дыни, тыква. Центром бахчеводства являются Лебапский и Дашогузскийвелаяты, где выращивается около половины всех культур. Посевные площади бахчевых культур в 2004 составили 26 тыс. га, а валовой сбор, соответственно, 229 тыс. тонн. Не меньше трети валового сбора бахчевых экспортируется.

Садоводство также является одной из важных отраслей сельского хозяйства Туркменистана. К основным плодовым культурам относятся яблоня, груша, айва, абрикос, персик, слива, алыча, лох из косточковых, грецкий орех и фисташки (из орехоплодных), инжир, маслины, шелковица, гранат, миндаль и лимон. Наиболее распространены культуры яблони (44%), абрикоса (19%), сливы (8%), груши (6%), граната (5,5%), персика (4%), все остальные виды плодовых составляют 13,5%. В 2004 площадь под плодовыми культурами составила 23,5 тыс. га, валовой сбор - около 60 тыс. т.

Овощеводство широко распространено в первую очередь в Ахалскомвелаяте. Наиболее распространенными овощными культурами являются томаты, огурцы, лук, морковь, капуста, перец, баклажаны, редька, редис. В 2004 площадь под овощными культурами составила примерно 25 тыс. га, валовой сбор достиг 350 тыс. тонн. Виноградарство - важная составная отрасль агропромышленного комплекса республики, обеспечивающая население свежим и сушеным виноградом, также являющаяся сырьем для винодельческой и консервной промышленности. Сборы составляют ежегодно в среднем 200 тыс. тонн.

Животноводство является второй по значимости после земледелия областью сельскохозяйственного производства. Развито каракулеводство (каракульские шкурки, экспортирующиеся на мировой рынок и использующиеся в национальной меховой промышленности страны), тонкорунное овцеводство, верблюдоводство, свиноводство, птицеводство, коневодство (выращивание всемирно известных племенных лошадей ахалтекинской породы), шелководство, пчеловодство, рыбное хозяйство. Производство мяса в стране в начале нынешнего тысячелетия колеблется в пределах 280-300 тыс. т, молока - около 980 тыс. т, яйца - 370 млн. шт.

Официальная денежная единица Туркменистана называется манат. Она была введена 1 ноября 1993 года. Центральный банк страны является учреждением, в полномочия которого входит определение обменного курса национальной валюты. Он является постоянным, и составляет $1 = 5,2 манат. Однако в стране существует и так называемый «черный рыонк», на котором валюта продается по более реальному курсу. В 2005 году этот курс составлял примерно 24,5 манат за 1 долл. Информация о размерах денежной массы в стране, а тем более избыточной бумажно-денежной эмиссии, отсутствует.

Бумажные денежные знаки Туркменистана печатаются в Лондоне. В стране действует законодательство, которое запрещает вывозить из страны национальную валюту на сумму более 50 манатов. В первые годы своего существования туркменскийманат подвергся значительному обесцениванию. Если при введении в обращение в ноябре 1993 его официальный обменный курс был равен 500 российским рублям за 1 манат и 1,99 маната за $1, то к середине 1996 биржевой курс снизился до уровня 55-59 манат за 100 российских рублей и 2400-2450 манат за $1.

Численность банков в Туркмении в 2004 году составляла 12 штук. По оценкам экспертов банковской рейтинговой структуры Standards&Poors, банковский сектор в республике является монополизированным государством. Из совокупных активов всей системы (3,327 млн. долларов), государству принадлежит около 96%.

Медленными темпами идет процесс приватизации банковского сектора. Преобладание государственной собственности в банковской сфере предоставляет правительству возможность оказывать влияние на процесс принятия кредитных решений. Некоторые эксперты заявляют о противоречивых последствиях государственного вмешательства, указывая на негативное воздействие на качество и эффективность функционирования банков.

По данным официальной туркменской статистики, на 1 января 2005 года экономически активное население составляло 3,4 млн. человек. Руководство страны ставит цель достигнуть к 2011 году значение этого параметра в 4,7 млн. человек. Эти планы основаны на расчетах, в которых ежегодный прирост трудового ресурса составляет до 8%.

Крайне противоречивыми являются данные по численности занятого и безработного населения. Официальные оценки и оценки международных экспертов очень сильно отличаются. Данные правительства свидетельствую об относительно низком уровне безработицы, который не превышает 5%, а в планах сократить его до 2%.

Однако международные независимые эксперты (в первую очередь из Всемирного банка, МВФ, ЕБРР) считают, что безработица в Туркменистане составляет примерно 25% в крупных городах. Гораздо сложнее обстоит ситуация в сельской местности, где, по оценкам, безработица составляет до 40%. Учитывая, что в сельской местности проживает более половины всего населения, напрашиваются выводы о значительной доле безработных в численности всего экономически активного населения.

Согласно официальным данным, в промышленности занято около 40% экономически активного населения, в сельском хозяйстве и в сфере услуг по 30% соответственно.

Автомобили представляют основу всей транспортной системы страны. Ввиду отсутствия достоверных данных за последнее время, проанализируем структуру грузоперевозок в стране, основываясь на данных за 2000 год. Объем грузовых перевозок составил 408 млн. тонн. Железнодорожным транспортом перевезено 10 млн. тонн, внутренним водным транспортом перевезено 1,7 млн. тонн. Незначительна доля грузов, перевезенных морским и воздушным транспортом, 161 тыс. тонн и 11 тыс. тонн соответственно. В основном груз перевозят на автомобильном транспорте.

Перевозки пассажиров в том же году составили:

автомобильным транспортом - 842 млн. человек,

по железным дорогам - 2,629 тыс. человек,

по воздуху - 1,293 тыс. человек

Качество автомобильных дорог республики остается на высоком уровне, основные дороги, соединяющие крупнейшие города, получили хорошие отзывы от международных экспертов. Среди них трассы Ашхабад - Туркменбаши, Ашхабад - Мары - Туркменбата, Ашхабад - Каракумы - Дашогуз, Туркменбаши - Дашогуз.

Главный порт страны расположен в Туркменбаши, на него ориентирован почти весь морской транспорт. Через этот порт в страну поступают почти все товары из стран Каспийского моря. Через этот же порт в страну отправляется нефть, кокс и другие нефтепродукты, химическая и другая продукция местных производителей.

Основными направлениями развития средств связи являются реконструкция существующих и строительство новых сетей, открытие новых международных каналов, перевод действующих систем с аналоговых на цифровые. Ведущим источником доходов от систем связи общего пользования является реализация услуг населению (по данным 2000, из общей суммы поступлений в размере 237 млрд. манат по этой статье в бюджет поступило 74 млрд. манат). В столице завершен первый этап модернизации телефонной сети, позволивший предоставить телефонную связь примерно 70% населения Ашхабада. Постепенно увеличивается число абонентов, к сотовой и пейджинговой связи, хотя они пока что остаются малодоступными для широких слоев населения страны из-за высокой стоимости.

По данным правительственных источников, в государственном секторе экономики создается около 55% валовой продукции; негосударственный сектор дает примерно 45% всей производимой продукции.

При этом, в рамках негосударственного сектора непосредственно на частный сектор приходится почти 3/4 всего произведенного продукта (остальное - общественный, корпоративный, смешанный сектора).

Наиболее сильные позиции частный сектор экономики занимает в сфере услуг (в первую очередь - в торговле), сельском хозяйстве (преимущественно скотоводство, садоводство, овощеводство, бахчеводство), легкой промышленности.

Что касается высоких технологий, то современная техника (включая роботов) широко используется в текстильном производстве, телекоммуникациях, началось ее применение в газо- и нефтедобыче (добыча углеводородов на больших глубинах, а также на истощаемых месторождениях).

В 1993 президент С.Ниязов объявил об отказе страны от советских стандартов в образовании. Основные изменения затронули среднюю школу, в которой начался процесс перехода к девятилетнему образованию. В тот период.

Большинство экспертов отмечают, что образовательная система Туркменистана постепенно деградирует. Радикальные реформы, на которые пошло правительство, не дали ожидаемых результатов. Если в 1993 году в школах Туркменистана обучались ежегодно 860 тысяч детей, в техникумах - 71 тысяча студентов, а в ВУЗах - 40 тысяч студентов, тот к настоящему времени, по оценкам независимых экспертов, численность учащихся всех уровней сократилась в среднем в 10 раз по сравнению с началом 90-х.

Снижение эффективности образовательной системы можно рассматривать как следствие уменьшения числа изучаемых предметов, сокращения численности преподавателей, а также снижения качества образования ввиду внутриполитических особенностей (программа по истории, к примеру, в течение длительного времени предусматривала лишь изучение истории Туркменистана; при этом чаще изучался написанный С.Ниязовым идеологический труд Рухнама). Прием студентов в ВУЗы сократился на 75%, с 12 000 до 3 000 человек. Закрыты факультеты заочного обучения, многие специализированные кафедры, упразднен комитет по профессиональному техническому образованию, введена система обязательного производственного стажа при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения. Таким образом, в настоящее время более 35 тысяч молодых людей в год не имеют шансов продолжить образование после окончания школы.

В сфере образования отмечены коррупция и взяточничество (размеры взяток для поступления в престижные школы и ВУЗы достигают $10 000). В некоторые высшие учебные заведения (военные и полицейские) запрещено принимать лиц нетуркменской национальности. Определенный урон качеству образования нанес переход в преподавании на туркменский язык, поскольку в нем отсутствует современная терминология (особенно в сфере естественных наук и высоких технологий), что все равно объективно заставляет учащихся использовать русский язык.

Немалый урон системе образования, подготовке и использованию кадров, научно-исследовательской работе нанесло решение о непризнании дипломов, выданных начиная с 1993 за пределами Туркменистана, необходимость иметь двухлетний стаж работы «по выбранной специальности» для поступления в ВУЗ, а также ликвидация Академии Наук Туркменистана. И хотя руководство Туркменистана опровергает информацию о непризнании российских дипломов, отношение к их обладателям при приеме на работу ухудшилось.

3. Государственный строй и политика Туркменистана

В Туркменистане существует президентское правление. Долгое время республику возглавлял первый секретарь бывшей Коммунистической партии СССР Сапармурат Ниязов (имеющий титул «Туркменбаши» - вождь туркмен). По итогам выборов 21 июня 1992 С. Ниязов занял пост президента страны. После проведения референдума 15 января 1994, а затем еще одного референдума в 1999 году его президентские полномочия были продлены, сначала до 2002 года, а затем он получил право на бессрочное правление. Сапармурат Ниязов занимал одновременно посты премьер-министра и верховного главнокомандующего страны вплоть до своей смерти в 2006 году. Высшим представительным органом народной власти является Халкмаслахаты (Народный Совет) Туркменистана, это положение закреплено в конституции. В его состав входят: президент; депутаты меджлиса, избираемые народом по одному от каждого этрапа (района); председатель верховного суда, председатель высшего хозяйственного суда, генеральный прокурор, члены кабинета министров, главы администрации велаятов (областей), арчыны (мэры муниципальных советов) шахеров (городов), а также поселков, являющихся административными центрами этрапов.

Меджлис (парламент) является законодательным органом Туркменистана. Он состоит из 50 депутатов, избираемых по территориальным округам с примерно равным числом избирателей сроком на пять лет. Исполнительную власть на местах осуществляют: в 5-ти велаятах (областях) - велаятхякими (Ахалкский, Балканский, Дашогузский, Лебапский, Марыйский велаяты); в шахерах (городах) - шахерхякими; в этрапах (районах) - этрапхякими, арчыны.

В Туркменистане существует единственная политическая партия - Демократическая партия Туркменистана, представляющая собой бывшую Коммунистическую партию Туркмении. Ее до возглавляет первый секретарь компартии республики Сапармурат Ниязов, пришедший на свой партийный пост в 1985. Предпринимавшиеся попытки создать в 1992 Аграрную партию Туркменистана провалились.

В стране разрешена деятельность общенационального движения возрождения «Галкыныш».

Любая оппозиционная деятельность внутри страны преследуется по закону и пресекается силовыми структурами.

За рубежом существует несколько оппозиционных объединений. Среди них народное демократическое движение Туркменистана (создано Шихмурадовым Б.О., находящимся в настоящее время в заключении по обвинению в покушении на С.Ниязова). Существует также - Народное движение «Ватан», созданное эмигрировавшим из Туркменистана бывшим вице-премьером, председателем Центробанка страны Худайберды Оразовым.

Оппозиция отмечает подпольное функционирование в Туркменистане Коммунистической партии, однако подтверждений этому нет.

Судебная власть в Туркменистане осуществляется верховным казыетом (судом) и другими казыетами, предусмотренными законом страны председатель верховного казыета отчитывается перед халкмаслахаты и президентом о деятельности судебной системы. Судьи на всех уровнях назначаются президентом сроком на пять лет.

Надзор за соблюдением законов, правовых актов президента органами государственного управления, управления Вооруженными Силами, местного самоуправления, участниками производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров.

В Народном совете хала маслахаты заседают и председатель верховного суда, и генеральный прокурор. В компетенцию халкмаслахаты входят пересмотр Конституции и внесение поправок к ней. Вследствие этого, защита фундаментальных прав, установленная запретом на передачу законодательных функций парламента в области уголовного законодательства и судопроизводства, может быть обойдена путем простого изменения конституции властью народного совета. В стране отсутствует конституционный суд и правовые механизмы, устанавливающие соблюдение верховенства международного права над внутренним законодательством страны и обеспечивающие приведение законов в соответствии с конституцией.

Численность вооруженных сил составляет ориентировочно 100 тыс. человек (2005). Расходы на оборону достигают, по официальным данным, почти 100 млн. долл. (примерно 3,4% ВВП).

Вооруженные силы оснащены истребителями МиГ-29, штурмовиками Су-25, вертолетами Ми-24 и Ми-8, зенитными самоходными установками «Шилка», зенитно-артиллерийскими комплексами С-60, зенитно-ракетными комплексами «ОСА» и «Стрела-2», танками различных типов, БМП, некоторыми другими видами вооружения. В наследство от СССР достались около 300.

Сухопутные части туркменской армии - 600 танков Т-72, более 1000 БМП и БТР и около 500 единиц артиллерии калибром свыше 100 мм.

У Туркмении имеется ВМФ, численностью в 2 тыс. человек, который подчинен командованию пограничных войск.

На первом этапе после получения независимости армия функционировала по советскому образцу, используя доставшиеся от СССР вооружение и военную технику. Затем в основу концепции строительства вооруженных сил был положен сначала нейтральный статус Туркменистана, а после 2002 - необходимость широкомасштабного привлечения военнослужащих к работам в национальном хозяйстве. В вооруженных силах стали создаваться специализированные подразделения для работы в разных отраслях экономики и сферы обслуживания, в первую очередь на стройках, в селах, медицинских учреждениях. Считается, что во время прохождения двухгодичной службы солдаты смогут овладеть гражданской специальностью и работать по ней после демобилизации. Весной 2002 был снижен возрастной ценз для призыва в армию - до 17 лет.Несмотря на провозглашенный нейтральный статус Туркменистана, армия оснащена современными видами вооружения, в первую очередь ВВС и ВМФ на Каспии. Грузия модернизировала для Туркменистана 43 военных самолета и 8 вертолетов (в том числе 22 штурмовика Су-25 за более чем 22 млн. долл.); кроме того, Туркменистан приобрел у Грузии два новых боевых самолета.

У Украины были закуплены новейшие радиолокационные станции «Кольчуга», способные незаметно для аппаратуры слежения противника обнаруживать надводные, воздушные и наземные цели. Туркменистан - единственная из стран СНГ, не подписавшая соглашение о мерах по контролю за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Стрела» в странах Содружества.

С 2002 на вооружение сил береговой охраны на Каспии поступили десятки новых патрульных катеров, приобретенных у Украины, в основном «Калкан-М» и «Гриф-Т». В 2003 Иран на весьма выгодных условиях передал Туркменистану в долгосрочную аренду семь катеров береговой охраны и один эсминец.

В целом, государственное устройство Туркмении представляет собой один из самых авторитарных режимов в регионе и в мире. Несмотря на смену власти в 2006 году, когда умер пожизненный президент Сапамурат Ниязов, в стране создалась в основном видимость шагов по демонтажу авторитарных устоев. Верхушка власти осталась прежней, и реальных сдвигов к западным стандартам не произошло. По сообщениям международных правозащитных организаций, сотни, если не тысячи человек, остаются за решеткой, осужденные на неправосудных процессах по предположительно политически мотивированным делам. Сохраняются драконовские ограничения на свободу выражения мнений, свободу ассоциации, собраний, передвижения и религии.

4. Внешняя политика

Местоположение любой страны в системе МЭО прежде всего зависит от курса ее внешней политики.

В настоящее время на внешнеполитический курс Туркмении оказывает влияние ряд факторов. Кратко перечислим основные:

Стремление к увеличению экспорта углеводородов

Возросшее в регионе влияние США после начала войны с талибами

Отсутствие правовых норм для урегулирования споров о принадлежности каспийского шельфа

Стремление к уменьшению зависимости от России

Отношения Туркмении с другими странами можно разделить на три типа: сложные, добрососедские и перспективные.

Как сложные и конфликтные можно охарактеризовать отношения с Узбекистаном, причиной которых являются территориальные споры: страны не могут поделить границу. Даже после подписания мирного договора в 2001 году на границе двух государств происходили военные конфликты. Туркмения также на дипломатическом уровне ведет споры с Азербайджаном из-за давнего спора о принадлежности нескольких месторождений в Каспийском море.

Как добрососедские можно охарактеризовать отношения Туркменистана и Турции. Лидеры обеих стран неоднократно заявляли, что нацелены не на краткосрочные перспективы, а на долгосрочное стратегическое партнерство. Страны даже наладили сотрудничество между спецслужбами.

Очень перспективными, по мнению большинства международных экспертов, являются отношения Туркмении и Ирана. До недавнего времени эти страны почти никак не взаимодействовали, однако после смены власти в Туркмении намечается курс на усиление внешнеэкономических связей двух государств.

Внешнеполитические связи Туркменистана с Западом ориентированы, главным образом, на США. Заинтересованность запада поддерживать отношения со страной в центрально-азиатском регионе обусловлены желанием Вашингтона поддержать проект «Набукко», газопровод, который позволит транспортировать газ в обход России.

Отношения Туркменистана с государствами Европейского Союза строятся практически полностью на базе взаимной заинтересованности в газовых поставках, а также стремлении Ашхабада привлечь инвестиции европейских стран в свою экономику, что в целом удается делать, хотя процесс идет довольно медленно. Здесь Европа проявляет больший консерватизм, нежели США, и большее недовольство нарушением прав человека в Туркменистане.

5. Международная торговля

Структура экспорта Туркмении, по мнению множества международных экспертов, не является достаточно диверсифицированной. Главную позицию в товарной структуре тукрменского экспорта занимают углеводороды, в первую очередь природный газ, а за ним - нефтепродукты. На втором месте находится экспорт электроэнергии. Далее следуют товары хлопкового происхождения, ковровые изделия, кожа, шелк, овощи и фрукты, а также рыба и другие продовольственные товары.

Примечательно, что власти страны, тем не менее, не стремятся значительно изменить структуры экспортируемых товаров, поскольку считают, что именно экспорт газа и нефти дает стране уникальную возможность получать значительный объем иностранной валюты. Правительства считает, что наличие обширных запасов углеводородов является конкурентным преимуществом страны, которое способно приносить прибыль и обеспечивать экономику средствами, которые можно расходовать на импорт и развитие структуры национального хозяйствования.

После того, как страна обрела независимость, объем экспортируемых товаров и услуг значительно снизился, достигая своих минимальных значений в 1998 году. После короткого периода хаоса, вызванного развалом СССР, страна стабильно наращивает объемы экспорта за рубеж, прибавляя в год в среднем по 20%.

Кроме того, отмечается аналогичная тенденция касательно показателя экспортной квоты. Это говорит о том, что экономика страны год от года становится несколько более открытой, более ориентированной на внешний рынок. Экспорт играет значительную роль в формировании ВВП страны, заставляя страну искать новые рынки сбыта.

География экспорта достаточно обширна. Товары из Туркмении расходятся в более чем 50 стран мира. Главным пунктом назначения является Украина, экспорт газа в эту страну (через территорию России) составляет более 50% от всего объема экспорта. Второе место занимает Иран, на долю которого приходится около 20% экспорта Туркменистана. На третьем месте находится Турция. Многие эксперты считают, что из-за подписанных соглашений о поставках туркменского газа в Россию до 2028 года, в ближайшее десятилетие Россия станет главным внешнеторговым партнером республики.

Импорт Туркменистана, как и экспорт, не отличается диверсифицированной структурой: подавляющее большинство ввозимых в страну товаров это продукция производственно-технического назначения: машины, оборудование для развития нефтегазовой отрасли, электроэнергетики и строительства. Налицо синдромы голландской болезни, особенно если учесть, что импорт данных товаров превышает 80% от всего импорта страны. Кроме оборудования для развития добывающих отраслей, правительство тратит средства на закупку транспорта, металла и металлоконструкций (Туркменистан только сейчас стал задумываться о создании собственной металлургической базы, хотя реальных возможностей для этого почти нет), изделий черной и цветной металлургии, угля, леса, химических препаратов, лекарств, промышленных потребительских товаров и др.

Географическая структура импорта Туркменистана более широкая, чем структура экспорта. Связи наблюдаются с более чем 80 странами мира. Главное место в списке стран, откуда Туркмения импортирует товары, занимают также страны из постсоветского пространства, а именно Украина и Россия, которые за последние десять лет обеспечили Туркменистан 15% всего импорта. На лидирующие позиции выходят страны Западной Европы: Великобритания и Германия, а также Соединенные Штаты, что обусловлено определенными геополитическими интересами этих стран в регионе. Закупки осуществляются также у Ирана, Турции, ОАЭ и других стран центрально-азиатского региона.

Внешнеторговый оборот Туркменистана за период с 1995 года по 2009 год вырос в почти три раза, постоянно сохраняя положительное сальдо внешней торговли. Коэффициент покрытия импорта экспортом в стране в среднем составляет 2, что означает, что доход от экспорта в два раза окупает затраты на импорт продукции, а также затраты на производство экспортной продукции.

Страна предпочла избежать участи заложника большой игры между западом и востоком, и ищет основных союзников в своем регионе. Это отражается и на внешнеторговых связях страны.

Одни из таких союзников является республика Иран, которая в последние годы выходит на лидирующие позиции среди всех торговых партнеров Туркмении. (анализ динамики торговых показателей). По прогнозам многих экспертов, в ближайшие пять лет Иран станет главным внешнеторговым партнером Туркменистана. Эти прогнозы уже озвучиваются на официальном уровне лидерами обоих государств и разного уровня чиновниками, например посолом Ирана в Туркмении. Объем торговли между двумя странами может превысить отметки в 10 млрд долларов в год.

Другими региональными партнерами республиками становятся Турция и Китай.

Экспорт газа в Китай, Турцию и Иран способствует росту ВВП Туркмении, согласно данным Азиатского банка развития. В своем новом докладе "Прогнозы развития Азии в 2016 году" высказывает предположения, что темпы роста ВВП в Туркмении увеличатся именно из-за роста экспорта газа в соседние страны. Согласно прогнозу АБР, в 2016 году рост ВВП составит 9%, а в 2017 году - 10%.

По оценкам экспертов, росту ВВП в этой стране способствовали открытие новых газопроводов (газопровод Туркмения-Узбекистан-Казахстан-Китай и вторая ветка газопровода Туркмения-Иран) и возобновление газового экспорта. В то же время специалисты АБР обращают внимание на необходимость принятие мер по усилению промышленной базы частного сектора Туркмении.

В целом, в последнее десятилетие страна активным образом участвует в международной торговле, пытаясь установить новые внешнеторговые связи и занять прочное место в регионе. Главным торговыми партнерами страны являются, как и страны постсоветского пространства, например Россия и Украина, так и соседи в центрально-азиатском регионе, например Иран, Турция и Китай. Важной тенденцией является усиление торговых связей со странами Западной Европы и США.

туркмения политика торговля капитал

6. Участие Туркмении в международном движении капитала

Существует ряд факторов, которые не способствуют созданию в стране благоприятного инвестиционного климата. Это, во-первых, отсутствие у Туркменистана выхода к мировому океану. Во-вторых, не стоит забывать, что республика расположена в регионе, где идет война: американские войска так и не выведены до конца из Афганистана, а авиация регулярно наносит удары по объектам террористов на территории Пакистана.

В основном иностранная валюта поступает в страну за счет экспорта сырьевых ресурсов, в частности, в 2009 году объем чистых валютных поступлений в экономику Туркмении составил 1,2 млн. долларов.

Тем не менее, правительство Туркменистана после финансового кризиса 2008 года осознало, насколько опасным может быть расчет, основанный на вере в постоянно высокую цену нефтяной бочки. Поэтому богатая энергоресурсами каспийская страна стремится привлечь больше иностранного капитала, однако деловые правила в стране остаются мрачными, а риски для инвесторов высоки.

В начале 2011 года туркменские чиновники совершили поездку в Абу Даби, организовав там форум для потенциальных инвесторов, пытаясь привлечь средства бизнесменов из Ближнего Востока.

На этом форуме прозвучали обещания привести страну в соответствие с международными стандартами и открыть экономику для инвестиций. На форуме, по приказу президента Гурбангулы Бердымухаммедова, присутствовали почти все государственные министры, встречавшиеся с представителями крупных международных холдингов и транснациональных корпораций.

Международные эксперты хотя бы из-за проведения этого форума чувствуют разницу: ведь предшественник действующего президента, Сапармурат Ниязов вел страну по совершенно другому пути, по изоляционной ветке развития. До 2002 года страна, фактически, была недоступна для большинства иностранных предприятий, за редким исключением строительных трестов или газовых корпораций. Туркменистан следовал изоляционистскому пути, и за исключением нескольких газовых и строительных компаний был почти закрытой страной для иностранных предприятий.

В настоящий момент отмечается совершенно противоположная тенденция. После смены власти в январе 2007 года, усилия правительства направлены на то, чтобы поднять развитие Туркменистана выше регионального уровня, на международный уровень. Для достижения этой цели страна обеспечивает инвестиционный менеджмент, то есть создает органы власти, чье непосредственной задачей является разработка законодательства, создание центров по оказанию консалтинговых услуг иностранным инвесторам. Правительство, помимо всего прочего, вкладывает средства в рекламу Туркмении как места, в которое нужно вкладывать деньги.

Туркменистан предпринимает многие другие шаги для привлечения иностранных инвестиций. Например, правительство объявило о широкомасштабных планах по развитию инфраструктуры. Этот беспрецедентный проект обойдется государству в 23,6 млрд. долларов США. Правительственные чиновники говорят о таком расширении отношений с иностранными государствами, как открытие новых посольств в столице, строительство отелей, выставок, конференц-центров для проведения мероприятий в сотрудничестве с такими международными организациями, как ООН и ОБСЕ.

Строительный бум Бердымухаммедова превосходит даже бум его предшественника. Если Ниязов тратил десятки миллионов долларов на строительство зданий, нынешний президент тратит сотни миллионов.

Прямые иностранные инвестиции в Туркменистане в большей степени заложены в нефть и газ, однако данные весьма солидные. В 2008 году страна привлекла примерно 820 млн. долларов США в виде прямых иностранных инвестиций, об этом было заявлено на конференции ООН по торговле и развитию. Это - примерно 8% всех прямых инвестиций, привлеченных в страны СНГ (Содружество Независимых Государств) и 40% всех инвестиций страны в долгосрочную производственную необходимость, как фабрики, здания и оборудование. Ключевыми сферами для привлечения новых инвестиций являются текстильная промышленность, телекоммуникации, туризм, малые и средние предприятия.

Участники форума в Абу-Даби, в частности представители строительных компаний, сохраняю объективность. Считая форум продуктивным, они объясняют, что крупные международные корпорации проявляют интерес к Туркмении именно сейчас, потому что государство почти не пострадало в результате мирового экономического кризиса. Экономика осталась на прежнем уровне развития, в отличие от других стран СНГ, но ее главным недостатком на фоне конкурентов является отсутствие достаточных нормативно-правовых норм. Взгляды инвесторов продолжают консервировать Туркменистан как сырьевой придаток, ведь привлекательной для вкладчиков выглядит только газовая промышленность. По его прогнозам, инвесторы продолжат концентрировать свое внимание на газовой промышленности.

Туркменистан также пытается привлечь инвестиции в сферу туризма. Много разговоров в деловых кругах идет о перспективах развития туристической зоны «Аваза», расположенной на берегу Каспийского моря. Однако приток инвестиций туда тоже не очень велик, в основном из-за отсутствия гарантий в виде законов.

Несмотря на усердную политику страны, направленную на создание торговых и деловых стимулов, главным для Туркменистана по прежнему остается разработка инвестиционного кодекса, поддерживающего внутригосударственные нормы, политику нейтралитета, стабильность и безопасность страны. В стране считают опасным создавать для иностранных вкладчиков условия, гораздо более выгодные, чем для внутренних финансистов, потому что в перспективе это может привести к разногласиям в правящих кругах республики.

Кроме этого, Туркменистан выбрал трудное время для того, чтобы открыться бизнесу. Прямые иностранные инвестиции в почти все регионы мира значительно сокращаются, что является закономерным следствием мирового экономического кризиса. А инвестиции в центрально-азиатский регион могут вообще смениться оттоком капитала, если верить прогнозу старшего банкира и руководителя представительства ЕБРР в Ашхабаде Нейла МакКейна. Конкуренция за иностранные инвестиции у стран Каспийского бассейна также велика, и пока Туркменистан разрабатывает новые проекты для привлечения в страну иностранного капитала, от него не отстают Азербайджан, Иран, Казахстан и Россия. Все эти страны также заняты разработкой стратегий и планов развития иностранного инвестирования в свои экономики, поэтому Туркмении придется искать какие-то абсолютные или альтернативные преимущества, чтобы победить в конкурентной борьбе с такими странами.

Также существуют и другие проблемы. Традиционно, инвесторы всегда неохотно вкладывают средства в страны, инвестиционному климату которой не свойственны четкие правила. А если к этому добавляются еще и высокие риски, то вероятность привлечение финансистов из-за границы становится очень низкой. Государственный департамент США в отчете по состоянию инвестиционного климата в Туркмении по этому поводу заявляет: «Недостаток установленного верховенства закона, непоследовательная регулятивная практика, незнание международных норм бизнеса являются основными препятствующими факторами для иностранного инвестирования".

Индекс экономической свободы 2010 года, составленный "Heritage Foundation" и "Wall Street Journal", поставил Туркменистан на 171 место из 179 стран. В индексе говорится, что показатели страны в этом году на 1,7 пунктов ниже, чем в прошлом, что отражает пониженные показатели, в частности в инвестиционной и финансовой свободе.

В частности, составители Индекса отмечают наличие государственного контроля над экономикой и ограничений в тех секторах промышленности, куда могли бы быть направлены иностранные инвестиции. Более примечательно, что они рисуют в своем докладе картину, которая совершенно противоположна тому, о чем заявляют туркменские власти. Правительство, по мнению экспертов, выбирает своих инвестиционных партнеров избирательно, а личный контакт с высокопоставленными чиновниками является лучшей гарантией одобрения. Также говорится, что другие инвесторы, иностранные и внутренние, сталкиваются с существенной дискриминацией. Отмечается, что бюрократия не транспарентна и политизирована, а процедуры являются запутывающими и сложными. Незаконность и высокий уровень коррупции являются большими препятствиями для инвесторов. Инвалютные счета требуют правительственного одобрения, как и все выплаты и переводы. Операции с капиталом подвергаются ограничениям и в некоторых случаях требуют одобрения центрального банка. Вся земля принадлежит государству. Все перечисленные факты в совокупности заставляют нас задуматься о том, как вообще страна с подобным устройством может привлечь свободные денежные средства в свою экономику.

Не все эксперты настолько пессимистичны в прогнозах. Как представители The Wall Street Journal. Некоторые экономисты отмечают, что с дней правления Ниязова были проведены некоторые реформы, такие, как унификация валютного курса, конвертируемость валюты и изменения в банковском надзоре, разработанные для интеграции Туркменистана в мировую экономику. Помимо этого, в 2008 году был введен закон об иностранном инвестировании, а цены были освобождены. Исходя из этих обстоятельств, МакКейн говорит, что инвестиционный климат в стране постепенно улучшается. Но он одновременно отмечает, что вместе с улучшением инвестиционного климата должны улучшиться технические навыки менеджеров, предпринимателей и госслужащих. ЕБРР поддерживает этот процесс, к примеру, работая с правительством по разработке стратегии развития и законодательства для малого и среднего бизнеса, с предпринимателями - по вопросам хорошего управления, с банками - по вопросам финансирования торговли и стандартам бухгалтерского учета.

Есть некоторые усилия, направленные на то, чтобы сделать экономическую деятельность государства более прозрачной. Правительство достигло некоторого успеха в бюджетных реформах, таких, как закрытие некоторых внебюджетных фондов и создание более открытого Стабилизационного Фонда. Эти шаги встретили широкую поддержку и международных организаций, в частности, МВФ выразил свое одобрение по поводу этих шагов, а Программа Развития ООН и ЕС работают с Туркменистаном по расширению программы бюджетной реформы. Но даже оптимистические прогнозы заканчиваются на том, что, несмотря на весьма положительные изменения, Туркменистану предстоит еще очень многое.

Список литературы

1.Демченко А.С. Гидрография Туркмении. - М.: Дрофа, 2002. - 112 с.

.Погорлецкий А.Ч. Экономика зарубежных стран. - М.: Прогресс, 2000. - 462с.

.Попова Е.В. Азия: справочник в 5-ти томах. Т.3. - М.: ИТАР-ТАСС, 2005. - 466-471 с.

.Устинов Н.Н. Мировая торговля: статистико-аналитический справочник. - М.: Экономика, 2000. - 390 с.

.Хлопин И.Н. Туркменистан: от эпохи поздней бронзы до наших дней. - М.: Наука, 2003. - 250 с.

.Андреас М. «Набукко подает признаки жизни» // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 2010. - №11. - С.17

.Брэдбинг О. Экономический подъем Центральной Азии // Daily Mail. - 2011. - №6. - С. 3.

.Караджаев Д. Туркменистан - страна благополучия // Нейтральный Туркменистан. - 2004. - №5. - С. 29.

.Катлер Р. Возникает новая евразийская сила // Asian Times. - 2011. - №3. - С. 14.

.Бердыев Ю. Анализ и перспективы развития минерально-сырьевой базы ТЭКа Туркменистана // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. - 2009. - №2. -С. 49-55.

.Германские эксперты о положении экономики Туркмении // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2008. - №102. - С. 5-6.

.Гигичев Н. Геоэкономические и геополитические перспективы развития международного транспортного коридора «Север-Юг» // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2008. - №2. - С.67-70.

.Ионова Е. Влияние внешних факторов на отношения России и Туркмении // Россия и мусульманский мир. - 2010. - №6. - С. 86-91.

.Каледин Н. Постсоветское пространство: предпосылки и результаты регионализации и глобализации // Балтийский регион. - 2009. - №1. - С. 32-42.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!