Организационно-содержательные условия формирования толерантности младших школьников во внеклассной работе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,72 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационно-содержательные условия формирования толерантности младших школьников во внеклассной работе

Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»










Курсовая работа

по специальности: Преподавание в начальных классах

ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ


Выполнила:

Цыпуштанова Анастасия Юрьевна


КРАСНОДАР

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты воспитания основ толерантного поведения обучающихся

.1 Воспитание толерантности обучающихся на ступени начального общего образования

.2 Особенности проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте

.3 Роль внеклассной работы в формировании основ толерантного поведения младших школьников

. Анализ практической деятельности по формированию толерантности обучающихся на ступени начального общего образования во внеклассной работе

.1 Организационно-содержательные условия формирования толерантности обучающихся 3-Б класса МБОУ СОШ №14 (Мониторинг)

.2 Проектирование деятельности по созданию организационно содержательного условия формирования толерантности обучающихся 3 Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширяются зоны конфликтов. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Современному школьнику не хватает терпимости, гуманности, тактичности в общении с людьми. В сознании ребенка прослеживаются изменения таких жизненно важных понятий, как добро, любовь, счастье.

Ни один из эпизодичных предметов, предусмотренных целевыми и региональными программами, ни разовые воспитательные мероприятия, тем более назидательные беседы учителей о необходимости быть терпимыми и гуманными не дают желаемых результатов в нравственном воспитании, «оздоровлении» души современных младших школьников. Средства же массовой информации, напротив, весьма оперативно и успешно снабжают всех желающих порой дешевой, низкопробной информацией далеко не воспитательного характера. Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а также достаточно поздним порождением психики человека, поскольку условия объективной действительности в гораздо большей степени способствует интолерантности - явлению, противоположному толерантности по своему содержанию. Осознанию актуальности толерантности отдельным индивидом предшествует длительная духовная работа над собой, что порождает педагогическую проблему толерантности. Подтверждением этого служит подписанная 16 ноября 1995 года странами-членами ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности, отдающая приоритет в популяризации идей толерантности в сфере образования.

В статье 4 Декларации принципов толерантности рассматривается необходимость воспитания толерантности. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. А воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.

Поэтому формирование основ толерантного поведения должно занять весомое место в образовательных и воспитательных программах школ.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка. Но процесс воспитание толерантности происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходимо организованная педагогическая деятельность в школе, полноценная работа педагогов с воспитанниками.

Именно в школе нужна терпимость в отношении друг с другом, невзирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со счётом и письмом. Учить принимать других такими, какими они есть. Не все, но многое может школа. Например, качнуть мир в сторону добра, донести до учащихся, что быть толерантным - значит, быть современным.

Только с помощью активного формирования гуманности, милосердия, терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, удастся преодолеть нравственный инфантилизм сегодняшних школьников. Такой подход к делу соответствует тем гуманным задачам, которые ставит перед школой современное общество в новом тысячелетии.

Актуальность избранной для работы темы еще до недавнего времени вызывала сомнение. Однако глубокие изменения, происходящие в общественных отношениях и в общественном сознании современной России, предают первостепенную важность формированию основ толерантного поведения младших школьников.

С каждым годом к нам в школы все большее количество разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная личность. Но произносить красивые слова конечно не достаточно. Толерантность нужно воспитывать. Именно с этим связана актуальность данной проблемы, желание её исследовать и изучить.

Анализ педагогической практики показывает, что в системе школьного образования существуют недостаточно изученные вопросы: не полностью используется потенциал учебной и внеклассной деятельности школьников; не до конца решенной задачей является определение воспитательных функций учителя, работающего в системе школьного образования в процессе формирования толерантных отношений у школьников; не соотнесены между собой формы, методы, средства и приемы воспитания толерантности.

Таким образом, проблема исследования обусловлена с одной стороны, потребностью учебно-воспитательной практики системы начального образования в решении задач воспитания толерантной личности младшего школьника, ее духовно-нравственной культурой, а с другой - недостаточностью разработки проблемы воспитания толерантного поведения школьников.

В связи с вышеизложенным:

Объект исследования: формирование основ толерантного поведения младших школьников.

Предметом исследования являются организационно-содержательные условия формирования толерантности младших школьников.

Цель исследования: разработка методических рекомендаций учителю начальных классов по формированию толерантности младших школьников во внеклассной работе

Задачи:

.        Проанализировать понятие «толерантность» и подходы к воспитанию основ толерантного поведения.

.        Изучить специфику проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте.

.        Изучить методы и приёмы воспитания толерантности, соответствующие воспитанию младших школьников.

.        Разработать методические рекомендации

Практическая значимость работы состоит в разработке методов формирования основ толерантного поведения обучающихся во внеклассной работы.

Методологической основой исследования являются отечественные и за- философские теории, концепции, раскрывающие проблемы человеческого существования; современные психологические, социологические, педагогические теории и концепции образования; антропологический, аксиоматический, личностный и деятельностный подходы к изучению толерантности человека.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

. Теоретико-методологический анализ специальной и методической литературы.

. Беседа с учителем и учащимся.

. Тестирование учащихся с целью определения уровня сформированности толерантного поведения.

. Теоретическое обобщение результатов исследования и их интерпретация с позиции новых фактов и конкретных условий.

. Педагогический эксперимент

1. Теоретические аспекты воспитания основ толерантного поведения обучающихся

.1 Воспитание толерантности у обучающихся на ступени начального общего образования

толерантность образование школьник воспитание

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации.

Социализация (от лат.общественный) - процесс становления личности в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение.[21, с.23].

Изучением толерантности занимаются многие исследователи такие, как Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Федоренко Л.Г. и многие другие.

В переводе с латинского толерантность (tolerantia) означает терпение. Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то найдем три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется с одной стороны, как способность терпеть, с другой - как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть - 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению. Именно терпение считается одним из значимых качеств педагога. В педагогической работе, как ни в какой другой необходимо много терпения.

Первое значение толерантности связанно с терпением, терпимостью, но это лишь одна грань трактовки этого многозначного понятия.

Второе значение включает аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо. Адаптация - постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Адаптация обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных качеств саморегуляции. Можно заключить, что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека [4, с.6].

Толерантность понятие широкое, она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивному взаимодействию представителей разных социальных групп. Наиболее точна, в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б.В. Вульфовым определяется им как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни» [24, с.12].

Существует несколько видов толерантности: этническая, коммуникативная, гендерная, политическая.

Этническая толерантность понимается как отсутствие негативного отношения и наличие позитивного образа иной этнической культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной

Политическая толерантность - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами.

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [4, с. 39].

Гендерная толерантность - как психолого-педагогическая готовность к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности. «Гендер» - социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения «мужчина» и «женщина» [8, с.17].

Анализируя работы Безюлевой Г.В., можно сказать, что коммуникативная толерантность как черта человека собирательная: в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что является наиболее значимым в педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений». [8, с.17]

Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснения проявлений ее противоположности - интолерантости. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремиться подавлять все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей. Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека. [4, с.77]

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. При этом под процессом воспитания толерантности педагогом подразумевается целенаправленная организация позитивного (преодоление негативного) опыта толерантности, то есть создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря - сосуществования разного.

Воспитание в духе толерантности начинается с обучения детей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. В процессе воспитания толерантности необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования способствуют улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общества. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. [10, с.3]

Терпимость личности включает в себя и проявляется в таких качествах личности, как: доброжелательность к представителям различных групп и группам в целом; равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; возможность следовать своим традициям; свобода вероисповедания, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами.

В зависимости от того, на какую сущностную сферу человека влияет педагог, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук выделяют следующие методы воспитания толерантности у школьников. [23, с.170]

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию и стыд.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение.

Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Внушение является важным фактором распространение лозунгов - суждений, в которых предельно кратко, но точно определяются отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.

Метод внушения может реализовываться через использование цитат из Библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.

Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?».

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.

Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понятна другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий педагога.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказаться методы требования и упражнения.

По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования. Среди них выделяются позитивные, как совет, намёк, одобрение, просьба.

К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Таким образом, толерантность проявляет себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношения к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

.2 Особенности проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте

Национальный состав учащихся современных школ достаточно разнообразен. Казахи, армяне, татары, евреи, немцы, азербайджанцы учатся в одном классе. У всех у них разная религия, обычаи, стиль в одежде в связи с традициями. В связи с возрастными особенностями дети младшего школьного возраста проявляют нетерпимость по отношению к другим детям. У детей данного возраста заложены такие понятия, как «хороший» или «плохой», среднего показателя не существует. Поэтому задача педагога на ранней стадии показать детям разнообразие мира, чтобы они стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

Важность проблемы очевидна, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.

Е.С. Рапацевич дает следующую характеристику младшего школьного возраста. Младший школьный возраст 7-10-летних детей, обучающихся в I-III классах современной отечественной начальной школы [14, с.720].

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы в целом. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развитии психики детей на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением и т.д. [2, с.19]. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. [1, с.23]. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большое значения для ребенка начинают приобретать сверстники. Учитель выступает для младшего школьника образцом действий, суждений и оценок. Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. По мнению Е.С. Рапацевича участие в играх с правилами способствуют формированию у детей произвольности поведения и положительно влияют на физическое и нравственное развитие [2, с.19].

С точки зрения психологии [4, с.32], изучая поведение человека, анализируя его поступки, можно выяснить их мотивы, которые позволяют судить о том, насколько закономерен или случаен для человека данный поступок, прогнозировать возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности. На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

Установка - готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним. [12, с.37].

Повторение установочных ситуаций через контакты в семье, социальной группе, школе создает условия для постепенного складывания фиксированных установок, которые неприметно для человека и определяют его жизненную позицию и служат ориентиром в ситуациях взаимодействия.

В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью, окончательную форму они приобретают к концу юношеского возраста, а «выкристаллизовываются» к 25-30 годам, после чего меняются с большим трудом. Поговорка «старого учить - что мертвого лечить» имеет определенный психологический смысл.

Установки, которым школьники придерживаются по отношению к различным фактам общественной жизни, событиям, людям, определяют положительные или отрицательные эмоции, реакции и поведение. Они могут носить позитивный характер или негативный характер предубеждения и предвзятости. Толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации [8, с.14].

По мнению психологов Е. Смирновой и В. Холмогорова, главным методом социально-эмоционального воспитания детей является усвоение моральных норм и правил поведения. Считается, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать поступки, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что тем самым ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако практика показывает: все не так просто. Да, большинство младших школьников уже в первом классе отличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают: с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определенных правил поведения.

Таким образом, основа гуманного отношения к людям, способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому считается, что у детей нужно сформировать не только представление о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Толерантное поведение непосредственно связано с нравственным аспектом человеческих взаимоотношений. Толерантное поведение можно рассматривать как частный случай ценностного отношения к людям, например, проявления сочувствия и сострадания к другому, что роднит толерантное поведение и гуманное поведение.

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

1.3 Роль внеклассной работы в формировании основ толерантного поведения младших школьников

Большой потенциал в связи с решением актуальной воспитательной задачи по формированию у учащихся толерантного и гуманного поведения имеется увнеклассной работе в свете ФГОС второго поколения.

Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. По сравнению с уроками внеурочная деятельность открывает перед учителями разнообразные возможности для удовлетворения индивидуальных запросов школьников, учета их интересов и склонностей. В ней не требуется так строго, как на уроках, регламентировать темп и объем работы, содержание и способы ее организации. В ходе внеурочной деятельности существенно изменяется позиция ученика: на смену непосредственному педагогическому руководству приходит опосредованное влияние учителя на школьника через взаимодействие с ученическим коллективом, что способствует повышению активности школьников во всех видах деятельности. Значительно повышается роль самого школьника в выборе способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания, формировании определенных жизненных установок.

В настоящее время основными задачами внеклассной работы признаны:

• создание благоприятных условий для проявления творческих способностей,

• наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат,

Процесс воспитания - есть процесс формирования мотивов и потребностей личности. В решении задачи по формированию у учащихся толерантного, гуманного поведения не последнее место принадлежит просвещению, которое должно быть нацелено не столько на пополнение знаниями, а на развитие мышления, оценочных суждений.

Использование знаний в оценочной и регулирующей функции способствует формированию у воспитуемых высокого уровня внутренней мотивации, готовности руководствоваться приобретенными знаниями в своем поведении. В связи с этим важно, чтобы классный руководитель явился организатором такой деятельности, создавал ситуации нравственного выбора на основе этического анализа и оценки явлений действительности. Одной из форм такой оценочной деятельности является рефлексия, направленная на осмысление человеком собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. К таким приемам, стимулирующим аналитическую, оценочную деятельность школьников можно отнести следующие:

анализ противоречивых высказываний (это помогает учить детей понимать сложность, противоречивость жизненных и нравственных явлений);

анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, (в которых заключается глубокая мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям над нравственными проблемами);

анализ проблемных вопросов - таких в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное;

анализ нравственных проблемных ситуаций (важно чтобы эти ситуации были конкретны и жизненны, а также истинно проблемны и неоднозначны, а не просто требующие оценки «хорошо» или «плохо»);

анализ дилемм (ситуаций нравственного выбора, которые нельзя разрешить однозначно; в них человек вынужден делать выбор, сообразуясь со своей совестью, высшими нравственными принципами, взять на себя ответственность за свой выбор).

В процессе формирования толерантного и гуманного поведения важно создание для детей ситуаций «проживания», прочувствовать своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые ребенок включен в процессе своей жизнедеятельности. Для того, чтобы ребенок осознал, осмыслил свои состояния и чувства, он должен эти чувства, эти состояния пережить вновь или восстановить в своей эмоциональной памяти

Среди приемов активизации нравственных эмоций и чувств выделяются:

актуализация эмоционального опыта (используется для того, чтобы пробудить в душе ребенка те чувства и переживания, которые он испытал когда-то);

рисунок-ассоциация (когда детям дается возможность зафиксировать возникающие в их сознании мысли, чувства в образной форме на бумаге, что помогает понять им и выразить свой внутренний мир, осознать сущность многих явлений);

дневник настроения (создает ситуацию постоянной рефлексии учениками своих внутренних состояний, развивать внимание и интерес учащихся к внутреннему миру других людей;

фильмы;

мультфильмы.

Таким образом, в ходе организации разнообразной внеучебная деятельность педагог может наблюдать, какой уровень толерантного поведения проявляется у ребенка. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт учащихся в области толерантных отношений к окружающим, способствует развитию и поддержанию у детей чувства понимания и эмпатии в тех или иных ситуациях у ребёнка. В ходе внеклассных мероприятий дети осознают практическое значение знаний о толерантности.

2. Анализ практической деятельности по формированию толерантности и обучающихся на ступени начального общего образования во внеклассной работе

.1 Организационно-содержательные условия формирования толерантности обучающихся 3 «Б» класса МБОУ СОШ №14 (Мониторинг)

Практическая часть исследовательской работы была осуществлена на базе МБОУ СОШ №14 в 3 «Б» классе на период апрель-май 2015 года.

Количество учащихся в классе 26 человек из них 11 мальчиков и 15 девочек. В классе учатся дети не только из России, но и из других стран: Афганистана, Сирии, Швеции, Армении.

План организации воспитательной работы в 3 Б классе на апрель - май 2015 года предусматривает следующие мероприятия:

Классный час «День космонавтики».

В ходе классного часа «День космонавтики» учащимся было рассказано о том, как летали в космос люди из разных стран, проживая и сотрудничая там, не один месяц. Была сделана попытка показать учащимся 3 Б класса о том, как сложно долгое время находиться в космическом пространстве.

Просмотр фильма 5D о Великой Отечественной войне.

Фильм 5D в котором рассказывалось то, что люди разных народов принимали участие в Великой Отечественной войне, например, в сражениях под Нарофоминском, Прохоровкой участвовали бойцы более 20 национальностей.

Анализ плана воспитательной работы составленного по различным направлениям деятельности учащихся позволяет сделать выводы о том, что учитель использует формы внеклассной работы: классные часы, экскурсии, походы, встречи с иностранными людьми.

Для организации воспитательной работы классный руководитель применяет различные методы и приёмы: индивидуальный подход, групповую работу, проектную деятельность.

Классный коллектив достаточно неоднороден по национальному составу. На уроках «Окружающего мира» педагог изучает с детьми различные страны и регионы мира, изучая кубановедение учащиеся познают культуру, быт и традиции народов, которые проживают на территории Краснодарского края.

В связи с многонациональным составом класса необходимо внести корректировку в план воспитательной работы класса:

Разработать проекты в 4 классе на тему «Страны и континенты», «Мы- жители планеты Земля», «Страны мира».

При подготовке к урокам литературного чтения, музыки, а также к классным часам использовать игры разных народов, чтение зарубежных произведений, беседы о странах мира и культурах.

Также можно рекомендовать посещение клуба интернациональной дружбы детям вместе с родителями.

Наблюдение в 3 «Б» классе показало, что коллектив класса сформирован. Ребята общаются друг с другом, стараются помочь друг другу, но иногда возникают конфликты по поводу межличностых отношений. В основном между учащимися дружеские отношения. Многие из ребят ответственно относятся к поручениям и своевременно их выполняют, однако есть дети, которые требуют к себе контроль со стороны учителя.

Задачи педагогического исследования

• Проверить уровень сформированности толерантного поведения учеников 3 класса

• Проведение классного часа

• Беседа с учителем и детьми

. Для исследования уровня сформированности толерантного поведения был использован адаптированный опросник Басса - Дарки.

Обработка результатов проведена по следующим критериям:

. Общий балл по результатам ответов на все вопросы теста содержится в интервале от 0 до 10 - это свидетельствует о низкой степени агрессивности и выраженном адаптивном поведении. Это ребята, умеющие терпимо относиться к окружающим, к их мнениям, поступкам, они легко идут на контакт. Основы толерантного поведения у таких учащихся уже сформированы. Уровень основ толерантного поведения - высокий.

. Общий балл по результатам ответов на все вопросы теста заключён в интервале от 11 до 20 - это дети, у которых уровень толерантного поведения - средний. В некоторых случаях они могут терпимо отнестись к той или иной ситуации, но всё, же случаются рецидивы, когда ребятам тяжело сдержать недовольство, агрессию. Таким детям сложнее адаптироваться в новых условиях.

. Общий балл по результатам ответов на все вопросы теста заключён в интервале от 20 и более, это говорит о несформированности у детей основ толерантного поведения. Эти дети часто бывают агрессивными, их адаптивные возможности низкие. Уровень толерантного поведения у таких учащихся - низкий. Чем выше балл, тем ниже у данных учащихся уровень толерантности.

Полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные взаимоотношениям учащихся. В повседневном, общении личность проявляется намного ярче и многообразнее.

Анализ результатов тестирования показал, что в классе у 6 (27%) учащихся уровень толерантного поведения достаточно высок, средний уровень у 16 (54%) учащихся, толерантное поведение таких детей зависит от ситуации и у 4(19%) учащихся уровень толерантного поведения низкий. Можно сказать, что это дети, которые в большинстве случаев будут вести себя интолерантно.

Таким образом, возникла необходимость проведения работы по формированию основ толерантного поведения у учащихся 3 «б» класса, особое внимание следует уделить воспитанию толерантности именно у 4 учащихся с низким уровнем толерантного поведения.

Результат диагностики и мониторинг уровня толерантности приведены в приложении «Б» и «В»

Результаты тестирования были дополнены беседой с учителем 3 «Б» класса. Целью беседы являлось уточнение полученных результатов тестирования и причин, повлиявших на недостаточность сформированности основ толерантного поведения у учащихся 3 «Б» класса.

Беседа включала в себя следующие вопросы:

. Является ли проблема формирования основ толерантного поведения у младших школьников важной и актуальной (по мнению учительницы)?

. Стоит ли уделять большое внимание формированию основ толерантного поведения у младших школьников во внеклассной работе?

. Что может являться причиной влияния на низкий уровень толерантного поведения у 19 % учащихся?

.Какие методы, приёмы и средства, использовались для формирования основ толерантного поведения у учащихся во внеклассной работе?

Беседа с учителем и анализ тестов позволили сделать следующие выводы:

. Учитель считает проблему формирования основ толерантного поведения у младших школьников важной и актуальной.

. Формированию основ толерантного поведения у учащихся класса во внеклассной работе уделялось недостаточно внимания.

. Дети не знакомы с понятием толерантность.

Успешному формированию основ толерантного поведения у младших школьников во внеклассной работе могут способствовать варианты заданий, предложенных ниже:

. Классный час

«Урок толерантности»

Цели:

развивать стремления быть терпимым в обществе людей;

воспитывать коллективизм интернационализм;

способствовать развитию чувства доброты, милосердия, сострадания.

Задачи:

развивать коммуникативные умения детей;

развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас;

формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности.

Большая часть класса (17 человек) активно участвовали на уроке, отвечали на поставленные вопросы. ( Приложение №Г)

. Использование приема «Акцент на лучшее». (Приложение Д)

Проведение упражнений « Камушек в ботинке» и « Жемчужина в раковине».

Цель: помочь учащимся найти «тёмное пятно» и «светлое пятно».

Весь класс (26 человек) принимали участие в упражнении. Детям было интересно искать в себе то, что мешает им жить с собой и окружающими людьми, найти в себе то, что является наивысшим достоинством.

. Упражнение как «Толерантный комплимент».

(Приложение Е)

Цели: - воспитывать коллективизм;

способствовать развитию чувства доброты.

Задачи:

обогащать словарный запас учащихся;

развивать устную речь.

Большая часть класса (20 человек) активно участвовали, писали комплименты.

2.2 Проектирование деятельности по созданию организационно содержательного условия формирования толерантности обучающихся 3 Б класса

Анализ теоретических исследований по проблеме формирования толерантных основ у младших школьников во внеклассной работе Степанова П., Федоренко Л. Бондырёвой С., Глебкина В. и другие позволил составить рекомендации учителю начальных классов по формированию основ толерантного поведения младших школьников:

Создайте в классе такую атмосферу толерантности, сотрудничества и поддержки, которая:

·        помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;

·        позволяет им действовать с максимальной возможной степенью свободы;

·        способствует укреплению дружбы, развитию эмпатии, уважения потребностей и чувств других детей;

·        формирует условия, в которых дети могут работать и играть, успешно взаимодействуя;

·        способствует признанию достоинств и различий;

·        дает детям возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;

·        создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.

Моделируйте позитивное поведение, которому вы хотите научить детей:

·        позитивная самооценка, эмпатия и толерантность;

·        умение слушать;

·        коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения;

·        решение проблем:

·        конструктивное отношение к конфликтам и конструктивное взаимодействие.

Организуйте специально такие виды деятельности, при которых возможно оказание взаимной помощи.

Воспитывайте эмоциональную культуру (через «витамин Ч» - честность, чуткость, человечность).

Для эффективности работы по формированию основ толерантного поведения было проведено родительское собрание по теме «Что такое толерантность?», так как многие родители не знакомы с этим понятием. Целью родительского собрание являлось знакомство родителей с понятием «толерантность», «толерантное поведение», тестирование родителей.

Более успешному формированию основ толерантного поведения у младших школьников во внеклассной работе могут способствовать варианты заданий, предложенных ниже:

. Проведение дискуссии « Что значит быть добрым?» на занятии по теме: «Урок толерантности».

Учащиеся разбиваются на 4 группы, каждая из которых обсуждает поставленный вопрос и отстаивает свою точку зрения. Учитель следит за ходом дискуссии, помогает учащимся, направляет ход дискуссии, чтобы учащиеся могли самостоятельно сделать необходимые выводы. После окончания дискуссии все сказанное обобщается, выбираются лучшие выступления участников групп, делается вывод о том, что необходимо быть добрым значит быть терпеливым и снисходительным, допускать другое видение и мнение, следовательно, быть толерантным.

В конце занятия проводится фронтальная беседа с целью выявления трудностей, возникших у учащихся в процессе дискуссии, трудности в умении сдерживать себя, в умении терпимо относиться к высказываниям выступающих и противоположной точке зрения.

. На следующем занятии с учащимися был использован приём «Жемчужина в раковине».

Цель занятия: помочь учащимся найти в себе «светлое пятно»

Описание: каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже в самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является наивысшим достоинством.

Примечание: положительные и отрицательные качества рекомендуется записать на лист, но не проговаривать вслух.

В ходе работы над предложенным приёмом все учащиеся (20 человек) смогли полнее раскрыть в себе индивидуальные положительные качества и осознали их важность в современном обществе. И пришли к выводу, что если использовать присущие каждому положительные качества можно избежать многих конфликтов, быть более терпеливыми и чуткими по отношению к своим товарищам.

. Одним из приёмов по формированию основ толерантности младших школьников стал конкурс «Добро в предметах»

Цель: учить детей во всё находить добро.

Описание: учащиеся выбирают любой предмет: палка, верёвка, книга, камень и им нужно совершить с ним те действия, о которых можно сказать, что они приносят добро. Например, палку использовать как палочку для того, чтобы опереться на неё.

На уроке, в который был включён конкурс «Добро в предметах» значительно повысилась творческая активность всего класса. Учащиеся старались приводить такие примеры, которые отличали их от сверстников, каждый хотел выделиться и проявить себя. Во время проведения конкурса в классе царила дружеская и благоприятная атмосфера. Все учащиеся (20 человек) активно использовали своё воображение, и у них это успешно получалось. Некоторые учащиеся (6 человек) приводили конкретные примеры из своей жизни, когда совершенное ими действие с тем или иным предметом приносило добро не только близким, но и окружающим.

. В ходе проведения классного часа были использованы по теме ролевые игры.

Два ученика разыграли перед классом сценку - без принятия решения - по следующему сценарию.

Занятия окончились, и дети идут на игровую площадку. Увидев футбольный мяч, двое учеников кидаются к нему и хватают его одновременно. Первый говорит: «Он мой! Я первый прибежал!» Второй отвечал: «Нет, первым был я, а теперь ты пытаешься отнять его! Отдай!» они дерутся, пытаясь завладеть мячом. Затем ученики предлагают свои варианты решения конфликта. Их можно записать на доске. Ученики обсуждают варианты ответа в группах.

Ученикам предлагаются обсудить следующие вопросы:

·        Всегда ли можно принять решение, от которого выигрывают обе стороны?

·        Насколько важно бывает предлагать как можно больше решений?

·        Может ли решение, при котором обе стороны получают то, что им нужно, привести к насилию?

·        Что обычно происходит, когда прибегают к насилию?

В конце занятия был подведён итог.

После того как учащимся было объявлено, что необходимо перед классом разыграть сценку больше половины класса (13 человек) изъявило желание принять в ней участие. На этапе поиска выхода из сложившийся ситуации младшие школьники предложили массу вариантов выхода из данной конфликтной ситуации:

·        Уступить мяч товарищу;

·        Предложить товарищу играть с мячом по очереди;

·        Играть с мячом вместе с товарищем, если он не против;

·        Поиграть в другую игру, без использования мяча, которая интересна обеим сторонам.

После обсуждения вариантов выхода из конфликтной ситуации, учащиеся пришли к выводу, что можно принять решение, от которого выигрывают обе стороны.

. Одним из наиболее ярких, оставившим положительные впечатления у детей, было занятие с использованием игры «Волшебная рука».

Цель: учить детей относиться к себе критично, видеть свои достоинства и недостатки.

Описание игры: участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить.

Весь класс (26 человек) с удовольствием приступили к игре, так как здесь присутствовал элемент рисования. Участвуя в этой игре каждый учащийся смог, наметить к чему он должен стремиться, над какими недостатками необходимо работать, чтобы обратить их в достоинство.

Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Общей для родителей и педагогов является проблема межнациональной толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако, очень часто именно родители сеют зёрна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого. Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а «плохом» русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такое негативное отношение к людям другой национальности.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Перевоспитать родителей вряд ли удастся, но откорректировать их действия по отношению к ребёнку возможно.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Знакомство с семьёй школьника педагог может проводить в различных формах, можно начать с небольшой анкеты для родителей. Помимо того, что педагог сможет получить интересующие его данные, анкета заставит и самих родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка.

Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением учащихся. Для младших школьников можно предложить нарисовать рисунки или написать сочинение на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».

Проведение семейных конкурсов, другая организация совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить учителю следующий метод рекомендации по формированию взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующую работу.

. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение дискуссий («Моя семья», «Моя родословная», «Как трудятся мои родители» и другие подобные темы), творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей.

. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье через, проведение семейных праздников, пропаганду опыта формирования положительных отношений в семье.

. Организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семьях, проведение совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление и т.д.), выполнение семейных заданий по учебным предметам.

. Проведение праздников семьи.

. Проведение совместных занятий.

. Создание совместных объединений по интересам.

Таким образом, проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй.

Педагог должен соблюдать ряд организационно - содержательных условий:

• Добровольность включения ребёнка в ту или иную деятельность;

• Доверие ребёнку в выборе средств в достижении поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребёнка и самовоспитанию толерантности;

• Оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми;

• Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

• Дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с другими группами;

Условиями реализации данного принципа являются:

•Соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, ближайшем социуме;

• Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребёнка;

• Учёт разнообразных факторов окружающей среды (особенностей учебного заведения, типа поселения, региональных);

• Коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от СМИ.

В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:

процесс воспитания толерантности строится с учётом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовного общества;

школа не должна замыкать воспитание ребёнка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

учитель должен корректировать негативное влияние на ребёнка окружающей среды;

все участники окружающей среды должны взаимодействовать.

Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации внеклассной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Правила организации педагогической деятельности:

школа для ребёнка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность учителей и товарищей к своим успехам и неудачам;

учитель и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;

общая цель школы - цель каждого учителя и ученика;

необходимо реально уважать мнение детей, а не играть с детьми в уважение к ним;

каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;

толерантный педагог воспитывает толерантных учащихся.

Таким образом, формирование основ толерантного поведения у учащихся включает в себя актуализацию эмоциональных переживаний, выражение этих ощущений в творчестве, использование игровых ситуаций для развития способности к милосердному взаимодействию с окружающими.

Можно сделать вывод, что используемые в ходе практики упражнения, методы, приёмы расширяют представления младших школьников по вопросам толерантности, повышают психологическую культуру, совершенствуют умения толерантного взаимодействия, развивают толерантные качества и навыки толерантного общения. Методические рекомендации позволяют учителю начальных классов ориентироваться в данном направлении воспитательной работы со школьниками.

Заключение

Известно, что в последние годы активно преобразовывается система образования. Основной целью становится гуманизация образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим среди приоритетных целей появляются: всестороннее развитие и этическое, эстетическое, нравственное воспитание ребенка.

Подводя итоги, следует отметить, что проблема воспитания толерантной личности - общесоциальная проблема.

Таким образом, воспитание несет в себе значительный гуманистический потенциал, который может способствовать воспитанию таких личностных качеств человека, как уважение других людей, милосердие, доброта, терпимость.

Формирование основ толерантного поведения у детей необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте. Важно, чтобы воспитательный процесс был целенаправленным, систематичным, чтобы учитель использовал для этих целей как можно больше активных методов и приемов обучения и воспитания, в результате чего, будет обеспечен максимальный результат.

Изучив теоретический материал, можно сделать вывод, что каждому учителю начальной школы необходимо уделять особое внимание формированию основ толерантного поведения у детей, как во внеклассной, так и в урочной деятельности.

Безусловно, что некоторые положения воспитания толерантности у младших школьников нуждаются в тщательной дополнительной разработке. Ведь современное общество требует постоянного совершенствования системы начального образования. Успешность реализации работы по формированию основ толерантного поведения у младших школьников определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватными психологическими и физиологическими особенностями и возможностями детей.

Именно в школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со счетом и письмом. Учить принимать других такими, какие они есть. Учить терпимо, относиться к самобытности, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия. Не все, но многое может школа. Например, качнуть мир в сторону добра, донести до учеников, что быть толерантным - значит, быть современным, используя влияние подготовленных педагогов и помощь просвещенных родителей.

Поставленная цель работы достигнута, задачи решены.

Список использованных источников

Нормативные документы

. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». - М., 1996.С.23

. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. // Защити меня! - 2012. - С.319.

. Мечинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. - М.: ИПП, 1998

Специализированные издания

. Андриенко Е.В. «Социальная психология». - М., 2012. С.6,77

. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. - М.: Вербум-М, 2010. 168с

. Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. науч. тр. Вып. IV. - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - 104 с.

. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 2011.

. Донцов А.И. «Психология коллектива». - М., 2011.С.17

. Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». - М., 1998.

. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.. Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.

. Новикова Л.И. «Школа и среда». - М., 2010..

. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с. Авторы-составители: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А.

. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.

. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.

. Социально-педагогический словарь. Авторы-сост.: М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева, Н.П. Кириленко, Л.Ю. Петрова, Т.Н. Черняева, З.В. Шуралева. - Саратов: ИЦ «Наука», 2007. - 116 с.

. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт.-сост. Л.Д. Баранова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с.

. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ.ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2012. - 256 с.

. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. - СПб.: КАРО, 2007, - 128.С.46

. Шишковец Т.А. справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с. (22)

. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004. С.31

. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко,

Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г.С.23

. Социологический энциклопедический словарь / ред. Г.В. Осипов. - М.: Норма, 2013. - 488 с.

. Степанов, П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников подростков: дис.... канд. пед. наук / П.В. Степанов. - М., 2010. - 170 с.

Приложение А

Тест на выявление уровня сформированности основ толерантного поведения у младших школьников (на основе опросника Басса-Дарки)

. Во время спора я часто повышаю голос.

. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что я о нем думаю.

. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.

. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.

. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь внимание или доказать свою правоту.

. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.

. Вспоминая прошлое, порой я, чувствуя себя обиженным (ой).

. Хотя я и не подаю вида, иногда я завидую другим.

. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.

. В большом гневе я употребляю сильные выражения (сквернословлю).

. Если кто-то поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.

. Я бываю на столько зол, что бросаю вещи.

. У меня часто возникает потребность переложить все предметы на моем столе.

. В общении с людьми я часто чувствую себя как на пороховой бочке, в постоянной готовности взорваться.

. Порой у меня появляется желание зло, подшутить над другим человеком.

. Когда я сердит, то обычно мрачнею.

. В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.

. У меня часто «чешутся кулаки» и я всегда готов пустить их в ход.

. Если я знаю, что человек меня намеренно толкнул, то дело может дойти до рукопашной.

. Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.

. Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало по руку, и ломал.

. Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.

. Я часто пытаюсь понять, какие скрытые причины заставляют другого человека делать для меня что-нибудь хорошее.

. Если мне нанесут обиду, то у меня пропадает желание разговаривать с кем бы, то ни было.

. Иногда я, намеренно говоря плохие вещи про человека, которого не люблю.

. Когда я взбешен, я говорю самое злобное ругательство.

. Я избегаю драк.

. Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.

. Когда я взбешен, я могу хлопнуть дверью.

. Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.

. Я постоянно своими чувствами и переживаниями делюсь с другими людьми.

. Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.

. Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.

. Меня раздражает, когда вещи и предметы лежат не на своих местах.

. Если мне не удастся починить сломавшуюся или порвавшуюся вещь, то я в гневе ломаю или рву ее окончательно.

. Другие люди мне всегда кажутся более преуспевающими.

. Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.

. Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.

. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Приложение Б

Результаты диагностики

Фамилия и имя

ВА

ФА

ПА

ЭА

СА

Общий балл

1

А. Р. Х.

3

1

0

3

2

9

2

А. Ю.

5

5

1

4

5

20

3

А. М.

2

4

2

3

3

14

4

Г. А.

3

5

2

2

3

15

5

Д. А.

4

3

2

6

4

19

6

К. С.

3

2

2

1

1

9

7

К. И.

4

3

4

3

4

18

8

К. А.

4

3

4

4

4

19

9

М. Р.

4

1

1

3

1

10

10

М. И.

5

4

4

3

6

22

11

Н. Р.

5

3

5

7

6

26

12

П. Н.

3

6

5

4

4

22

13

П. В.

1

2

3

1

3

10

14

Р. А.

4

4

3

2

1

14

15

С. В.

4

6

4

6

4

24

16

С. Я.

4

4

3

4

3

18

17

С. А.

2

2

2

2

2

10

18

У. Я.

4

5

3

3

3

18

19

Ф. В.

4

3

4

4

4

19

20

Ц. А.

5

5

4

4

4

22

21

Ч. А.

2

2

1

2

2

9

22

Ч. А.

4

3

2

4

3

16

23

Ш. М.

3

1

2

2

1

9

24

Ш. Д.

3

3

4

3

2

15

25

Я. Р.

4

5

3

2

0

14

26

С. П.

2

2

3

3

1

11


Приложение В

Мониторинг уровня толерантности

Приложение Г

Классный час

«Урок толерантности»

Цели:- развивать стремления быть терпимым в обществе людей;

воспитывать коллективизм интернационализм;

способствовать развитию чувства доброты, милосердия, сострадания.

Задачи:

развивать коммуникативные умения детей;

развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас;

формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности.

Учитель. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце урока попробуете сказать, что означает слово "толерантность"

. Учитель читает стихотворение С. Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Африканцев, чья родина -

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых -

Тех, что живут

В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад - с Востоком,

А дети - друг с другом!

Беседа по прочитанному.

О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

У. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Д. Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.

У. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...

У. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага - фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам.Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

А теперь давайте попробуем объяснить, что же обозначает слово "толерантность".

Высказывания детей.

. Толерантность в семье, школе.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы закрашиваете кружок зеленым, если согласны с 1 ответом, желтым - если со 2, и красным - если с 3-м.

) Маленький брат сломал твою игрушку.

. Ты его прощаешь.

. Ты грозишься, что сломаешь его игрушку.

. Ты ударяешь его.

) Ты поссорился со своей сестрой.

. Ты попытаешься объясниться с ней.

. Ты обижаешься и не разговариваешь с ней

. Ты злишься и мстишь ей.

) Ты недоволен собой.

. Анализируешь свое поведение и стараешься исправиться.

. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

. Ты все сваливаешь на других.

) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

.Ты устраиваешь истерику.

. Ты ищешь повод, чтобы отказаться от прогулки.

. Ты идешь с ними гулять.

У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Продолжаем игру.

) Саша живет в бедной семье, он плохо одет...

. Это неважно.

. Ты делаешь ему замечание.

. Ты подсмеиваешься над ним.

) Пожилая женщина медленно идет.

. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

. Вежливо ждешь ее, но думаешь: «Ползет, как черепаха»

. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

) Маша проболела, пропустила уроки и во время ответа сказала на твой взгляд глупость.

. Ты понимаешь, что Маше надо помочь изучить новый материал и предлагаешь свою помощь

. Ты сочувствуешь

.Ты смеешься над глупым ответом.

Проявлять толерантность - это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. Давайте продолжим игру.

)Для того чтобы больше не было войны.

. Нужно понимать, почему она происходит.

. Ничего нельзя сделать.

. Меня это не касается

) Когда говорят о детях, пострадавших от войны.

.Ты ищешь возможность проявить солидарность

. Ты об этом услышал и забыл.

. Меня это не касается

) Твой друг говорит что-то, а ты с ним не согласен.

. Ты все-таки слушаешь его.

.Ты вежливо пытаешься перебить его.

. Ты не даешь ему говорить.

.) В классе ты уже ответил.

. Ты предоставляешь возможность ответить другим.

. Тебе хочется отвечать еще, ты настойчиво тянешь руку.

. Учитель больше тебя не спрашивает, и ты выкрикиваешь правильный ответ

. Подведение итогов игры и урока.

Покажите свои «светофорики». Если у вас все кружки зеленые - вы - очень толерантны, если есть желтые - вы не всегда еще знаете, как правильно поступать, а если кружки - красные, то вы пока не очень толерантны, т.е. терпимы и добры к людям. Но не огорчайтесь, главное, чтобы вы поняли свои ошибки и старались быть более терпеливыми, снисходительными к людям, проявляли мягкость, милосердие, сострадание…

У. Заканчиваем наш урок толерантности.

Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?

Приложение Д

Использование приема «Акцент на лучшее».

Вступительное слово: На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак - монада, в котором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» и «Янь» (знак монады висит на доске). Тесное пятно на светлом фоне и светлое пятно - на темном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на хорошее, доброе, что имеется в человеке. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков»

Проведение упражнения «Камушек в ботинке».

Цель: помочь учащимся найти «темное пятно»

Описание: у каждого из нас имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает жить вам с собой и окружающими людьми.

Проведение упражнения «Жемчужина в раковине».

Цель: помочь учащимся найти в себе «светлое пятно»

Описание: естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является наивысшим достоинством.

Примечание: положительные и отрицательные качества рекомендуется записать на лист, но не проговаривать вслух, только при индивидуальной работе ученик говорит вслух.


Упражнение «Толерантный комплимент».

Описание: класс делится на 4 группы. Работа осуществляется микрогруппах в течение 5 минут.

У каждого ученика на спине белый лист бумаги и фломастер в руке. В течение 5 минут каждый ученик пишет на спине у каждого позитивный комплимент. Все надписи должны быть добрыми.

После окончания дети снимают листы с надписями и прочитывают, что надписи на листах. Затем листы с надписями ученики прикрепляют на «Доску толерантности».

Похожие работы на - Организационно-содержательные условия формирования толерантности младших школьников во внеклассной работе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!