Формирование финансовой политики и стратегии устойчивого роста ПАО 'Фабрика №5'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    453,32 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование финансовой политики и стратегии устойчивого роста ПАО 'Фабрика №5'

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет»

ИЭДО

Кафедра бухгалтерского учета и финансов









КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Тема: Формирование финансовой политики и стратегии устойчивого роста ПАО «Фабрика № 5»


Задание

Таблица А.1- Производственно-финансовый леверидж

Выпуск продукции тыс. ед.

Цена изделия, руб.

Переменные затраты, руб./ед.

Постоянные затраты на весь объем, тыс. руб.

Капитал, тыс. руб.

Ставка банковского процента, %

Темп инфляции, %

Изменение выручки от реализации, %

56

79

56

546

3200

32

5

15


Таблица А.2 - Стоимость капитала

Структура капитала, тыс. руб.

Условия привлечения капитала

Заемный капитал

Чистая прибыль, тыс. руб.

Норма распределения прибыли, %


Выпуск привилегированных акций

Выпуск обыкновенных акций




Заёмный капитал

Привилегированные акции

Обыкновенный акционерный капитал (обыкновенные акции и нераспределенная прибыль)

Цена, руб.

Дивиденд, руб.

Затраты на размещение, руб.

Рыночная цена, руб.

Текущий дивиденд, руб.

Затраты на размещение, руб.

Темп прироста, %

Процентная ставка

Процентная ставка по новому заимствованию



150

200

645

300

10

4

160

13

2

5

20

23

568

20

 

Таблица А.3 - Модель устойчивого роста

На конец отчетного года

Коэффициент реинвестирования прибыли, %

Планируемое изменение объема производства, %

Использование мощности основных средств, %

Активы, тыс. руб.

Пассивы, тыс. руб.




Основные средства

Оборотные средства

Акционерный капитал

Нераспределенная прибыль

Долгосрочные кредиты (банковская ставка - 10 %)

Кредиторская задолженность



1 вариант

2 вариант

1920

1280

480

1120

640

960

40

22

75

80


Таблица А. 4 - Прогнозирование банкротства

На начало отчетного года

Активы, тыс. руб.

Пассивы, тыс. руб.

Основные средства

Оборотные средства

Акционерный капитал

Нераспределенная прибыль

Долгосрочные кредиты (банковская ставка - 10 %)

Кредиторская задолженность

1344

1696

480

952

608

1000


Таблица А.5 - Построение модели экономически обоснованного размера заказа

Годовой объем реализации ед.

Закупочная цена товара, руб.

Уровень затрат по хранению, %.

Затраты на размещение одного заказа, руб.

Время доставки заказа, дн.

645

74

9

94

5


Таблица А.6 - Проведение объемно-стоимостного анализа

Виноградно-яблочный

Клубнично-яблочный

Томатный

Мультивитаминный

Ананасовый

Вишневый

Персиковый

Яблочный

Айвовый

Грушевый

Гранатовый

Морковно-яблочный

Сливовый

46

56

44

33

22

89

78

76

21

12

32

34

4


Содержание

Введение

. Леверидж и структура капитала

.1 Оценка производствнного левериджа

.2 Анализ чувствительности прибыли

.3 Углубленный операционный анализ

.4 Оценка финансового левериджа

.5 Оценка производственно-финансового левериджа

. Финансовые решения и структура капитала

.1 Стоимость капитала

.2 Управление структурой капитала

. Модель устойчивого роста

. Прогнозирование вероятности банкротства

.1 Зарубежные статистические модели диагностики вероятности банкротства

.2 Отечественные статистические модели диагностики вероятности банкротства

. Оптимизация уровня запасов

.1 Построение модели экономически обоснованного размера заказа

.2 Проведение объемно-стоимостного анализа

Заключение

Библиографический список

Введение

Финансовая политика предприятия - совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.

Финансовая политика - наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлюший характер.

Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития.

Основа финансовой политики - четкое определение единой концепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных.

Стратегия роста фирмы нацелена на использование предоставляемых рынком возможностей. Крайне актуальной является необходимость ориентации в стратегических направлениях деятельности для организации эффективной работы.

1. Леверидж и структура капитала

1.1    Оценка производственного левериджа


Производственный леверидж - это механизм управления прибылью коммерческой организации, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли коммерческой организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем больше изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки коммерческой организации.

Известны три основные меры производственного левериджа:

доля постоянных производственных расходов в общей сумме расходов, или, что равносильно, соотношение постоянных и переменных расходов;

отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам;

отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах.

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию коммерческой организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

цены и объема продаж;

переменных и постоянных затрат;

комбинации перечисленных факторов.

На практике большим производственным рычагом обладают те коммерческие организации, которые имеют большую долю основных фондов и нематериальных активов в структуре баланса и большие управленческие расходы. И наоборот, минимальный уровень производственного рычага присущ коммерческим организациям, у которых велика доля переменных затрат. Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли коммерческой организации.

Расчет производственного рычага, запаса финансовой прочности, порога рентабельности, валовой маржи и их экономический смысл приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Расчет производственного рычага, запаса финансовой прочности, порога рентабельности, валовой маржи

Показатель

Расчетная формула

Назначение показателя

Валовая маржа   

Результат от реализации после возмещения переменных затрат является промежуточным финансовым результатом деятельности организации


 

Коэффициент валовой маржи

Доля валовой маржи в выручке от реализации


Порог рентабельности     

Такая выручка от реализации (объем продаж), при которой организация не имеет убытков, но и не имеет прибыли. Характеризует достижение такого объема производства (продаж), при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат, прибыль равна нулю


Запас финансовой прочности       

Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности. Показывает, какое возможное падение выручки (объема продаж) может выдержать организация, прежде чем начнет нести убытки


 

Производственный леверидж

Показывает - сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки от реализации



Условные обозначения:

В - выручка от реализации, руб.;

Ц -цена единицы продукции, руб.;- объем продаж, шт.;

Зпер- переменные затраты, руб.;

Зпер. на ед.- переменные затраты на единицу продукции, руб.;

Зпост. - постоянные затраты, руб.;

ВМ - валовая маржа, руб.;

ВМ ед. - валовая маржа на единицу продукции, руб.;

кВМ - коэффициент валовой маржи;

ПР (руб.) - пороговая выручка ;

ПР (шт.) - пороговое количество товара;

ЗФП -запас финансовой прочности.

В= 56 тыс.ед.*79 руб.=4424 тыс.руб.

Зпер. на ед. = 56 руб. (из задания)

Зпер. 56 руб.*56 ед. = 3136000 руб.

ВМ = В-Зпер. = 4424000 руб.-3136000 руб. = 1288000 руб.

ВМед. = Ц- Зпер. на ед. = 79 руб.- 56 руб.= 23 руб.

кВМ = ВМ\В = 1288000 руб.\4424000 руб = 0,29

Зпост. = 546000 руб. (из задания)

НРЭИ = ВМ- Зпост. = 1288000 руб.-546000 руб.=742000 руб.

ОР = ВМ\Прибыль = 1288000 руб.\742000 руб. = 1,74

ПР(руб.) = Зпост.\кВМ=546000 руб\0,29 = 1882758,6 руб

ПР(шт.) = Зпост.\ВМед. = 546000 руб\23 руб = 23739 шт.

ЗФП(руб) = В-ПР(руб) = 4424000 руб.-1882758,6 руб= 2541241,4

ЗФП(%) = 2541241,4 руб.\4424000 руб.*100 = 57,44

ЗФП(шт) = 56000шт. - 23739 шт = 32268 шт

В таблице 1.2 производятся расчеты показателей производственного левериджа на основании данных коммерческой организации.

Таблица 1.2 - Расчет производственного рычага, запаса финансовой прочности, порога рентабельности, валовой маржи

Показатели

Значение

Выручка от реализации, руб.

 4424000

Переменные затраты, руб.

 3136000

Валовая маржа, руб.

 1288000

Постоянные затраты, руб.

 546000

Прибыль до выплаты процентов и налога (НРЭИ), руб.

 742000

Производственный леверидж

 1,74

Порог рентабельности, руб.

 1882758,6

Пороговое количество товара, шт.

 23739

Запас финансовой прочности, руб.

 2541241,4

Запас финансовой прочности, %

 57,44

Запас финансовой прочности, шт.

 32261


Эффект производственного левериджа составляет 1,74 единицы. Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1% прибыль сократится на 1,74%.

На основе имеющихся данных построим следующий график (рис. 1).

.Нанесем на график линию выручки. Исходя из показателей объем продукции составляет 56 шт. Выручка при таком объеме - 4424 000 руб.

.Построим линию переменных расходов. При объеме производства 56 шт. переменные расходы составляют 3136 000 руб.

.Построим линию общих расходов. Для этого сначала отложим от нулевой точки отрезок, соответствующий сумме постоянных расходов - 546 000 руб. Затем параллельно линии переменных расходов, проведем линию общих расходов. Точкой безубыточности является точка пересечения линии выручки и линии общих расходов. Вертикальная проекция из точки на ось»объем производства» , показывает объем безубыточной реализации в натуральных единицах - 23739 шт. Горизонтальная же проекция из точки Е на ось Y показывает объем безубыточной реализации в суммовом выражении - 1882758,6 руб.

Таким образом, согласно построенному графику, точка безубыточности в нашем примере составляет 23739 шт. или 1882758,6 руб. В этих условиях цена безубыточной реализации одного изделия составит 79,3 руб.

Рисунок 1 Порок рентабельности

Порогом рентабельности является точка пересечения линии выручки с линией совокупных затрат. Проекция данной точки на ось абсцисс является пороговым количеством товара, которое данная коммерческая организация может реализовать без прибыли и убытков, достигается окупаемость постоянных и переменных затрат, прибыль равна нулю. Проекция данной точки пересечения на ось ординат - это порог рентабельности в денежном выражении.

В будущем году ожидается снижение спроса на продукцию и изменение выручки от реализации на 15 % (согласно заданию, таблица А.1). Исходя из этого рассчитаем критический объем реализации.

В = 4424 - 15% = 3760,4 тыс.руб

Допустим, снижение выручки произошло за счет снижения объема продаж с сохранением цены на прежнем уровне, тогда

Q = 3760,4 тыс.руб. / 79 руб. = 47,6 тыс.шт.

ВМед. = 79 руб. - 56 руб. = 23 руб.

ВМ = 3760,4 тыс.руб. - 2665,6 тыс. руб. = 1094,8 тыс.руб.

кВМ = 1094,8 тыс.руб. / 3760,4 тыс.руб. = 0,2911

ПР руб. = 546 тыс.руб. / 0,2911 = 1 875,644 тыс. руб.

ПРед. = 546 тыс.руб. / 23 руб. = 23,74 тыс.шт.

ЗФПруб. = 3760,4 тыс.руб. - 1875,64 тыс. руб. = 1884,76 тыс.руб.

ЗФПед. = 47,6 тыс.шт. - 23,74 тыс.шт. = 23,86 тыс.шт.

Допустим, снижение выручки произошло за счет снижения цены на товар, с сохранением прежнего объема продаж, тогда

Ц = 3760,4 тыс.руб. / 56 тыс.шт. = 67 руб.

ВМед. = 67 руб. - 56 руб. = 11 руб.,

ВМ = 3760,4 тыс.руб. - 3136 тыс. руб. = 624,4 тыс.руб.

кВМ = 624,4 тыс.руб. / 3760,4 тыс.руб. = 0,1660

ПР руб. = 546 тыс.руб. / 0,1660 = 3289,16 тыс. руб.

ПРед. = 546 тыс.руб. / 11 руб. = 49,63 тыс.шт.

ЗФПруб. = 3760,4 тыс.руб. - 1875,64 тыс. руб. = 1884,76 тыс.руб.

ЗФПед. = 56 тыс.шт. - 49,63 тыс.шт. = 6,37 тыс.шт.

Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод о том, что наименее болезненный для компании вариант падения спроса, является сохранение объма продаж при снижении цены на товар, т.к. в этой ситуации обеспечивается наименьший критический объем реализации:

,37 тыс.шт. > 23,86 тыс.шт.

.2 Анализ чувствительности прибыли

Анализ чувствительности показывает степень влияния анализируемых факторов на прибыль, а это влияние зависит, в первую очередь, от той доли, которая приходится на каждый фактор. Весомость же этой доли связана с тем, на каком расстоянии находится объем выпуска продукции от точки безубыточности.

Например, с удалением от порога рентабельности в более прибыльную зону доля постоянных затрат уменьшается, следовательно, и степень влияния на прибыль постоянных затрат также снижается.

Итак, мы задаем определенный параметр возможного изменения анализируемого фактора и смотрим, каким образом это изменение повлияет на размер прибыли.

В основе проведения анализа чувствительности лежат два условия.

. Изменение анализируемых факторов должно быть пропорциональным, т.е. цена, объем и различные группы затрат должны изменяться на один и тот же процент.

. Эти изменения должны быть параллельными, а не последовательными. Например, проанализировав изменение цены на 5%, необходимо вернуться в исходное положение и провести анализ 5%-го изменения постоянных затрат и т.д.

Анализ чувствительности прибыли позволяет: построить рейтинг влияния анализируемых факторов на финансовый результат деятельности коммерческой организации; планировать рентабельность на основе запаса финансовой прочности; прогнозировать последствия изменения рыночных цен, уровня и структуры затрат на результат финансовой деятельности коммерческой организации.

Расчет объема реализации, обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из факторов, дан в таблице 1.2.1.

Проведем анализ чувствительности прибыли к процентным изменениям (увеличение, уменьшение) основных элементов операционного рычага (цены, переменных и постоянных затрат). Изменение факторов на 10%

Таблица 1.2.1. - Расчет объема реализации, обеспечивающего неизменный результат

Анализируемый фактор

Расчетная формула

Обозначения

Цена реализации - новая цена реализации, руб.

Ц- цена реализации, руб.

 - коэффициент валовой маржи исходный и новый

-валовая маржа исходная и новая


 

Постоянные издержки


Переменные издержки



Организация производит 56 тыс.шт. изделий.

Цена реализации - 79 руб.

Средние переменные издержки - 56 руб./шт.

Постоянные издержки - 546 тыс.руб.

Снижение переменных издержек на 10%. Рассчитаем величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение переменных издержек (без потери прибыли).

При таком объеме реализации коммерческая организация получит прежнюю прибыль в размере 742000 рублей. Остальные расчеты представлены в таблице 1.2.2.

Таблица 1.2.2 - Анализ чувствительности прибыли к 10%-му уменьшению переменных издержек

Показатели

Объем -56 шт.

Объем, обеспечивающий постоянный результат Qк=45038ед.


Тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Выручка от реализации

4424


3558


Переменные издержки

2822,4

63,8

2270

63,8

Валовая маржа

1601,6

36,2

1288

36,2

Постоянные издержки

546

12,3

546

15,3

Прибыль

1055,6

16,8

742

20,9


Анализ данных показывает, что снижение переменных издержек на 10% увеличивает прибыль на 42,3%. Сокращение объема реализации на 19,6% позволит сохранить исходную прибыль.

Увеличение переменных издержек на 10%. Рассчитаем величину увеличения объема реализации, которую компенсирует данное увеличение переменных издержек (без потери прибыли).

При таком объеме реализации коммерческая организация получит прежнюю прибыль в размере 742000 рублей. Остальные расчеты представлены в таблице 1.2.3.

Таблица 1.2.3 - Анализ чувствительности прибыли к 10%-му увеличению переменных издержек

Показатели

Объем -56 шт.

Объем, обеспечивающий постоянный результат Qк=74040ед.


тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Выручка от реализации

4424


5849


Переменные издержки

3449,6

78

4561

78

Валовая маржа

22

1288

22

Постоянные издержки

546

12,3

546

9,3

Прибыль

428,4

9,7

742

12,7


Анализ данных показывает, что увеличение переменных издержек на 10% уменьшает прибыль на 42,3%. Увеличение объема реализации на 32,2% позволит сохранить исходную прибыль.

Снижение постоянных издержек на 10%. Рассчитаем величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение переменных издержек (без потери прибыли).

При таком объеме реализации коммерческая организация получит прежнюю прибыль в размере 742000 рублей. Остальные расчеты представлены в таблице 1.2.4.

Таблица 1.2.4 - Анализ чувствительности прибыли к 10%-му уменьшению постоянных издержек

Показатели

Объем - 56 шт.

Объем, обеспечивающий постоянный результат Qк=53615ед.


Тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Выручка от реализации

4424


4235


Переменные издержки

3136

70,9

3002

70,9

Валовая маржа

1288

29,1

1233

29,1

Постоянные издержки

491

11,1

491

11,1

Прибыль

796,6

18

742

17,5

 

Анализ данных показывает, что снижение постоянных издержек на 10% увеличивает прибыль на 7,4%. Сокращение объема реализации на 4% позволит сохранить исходную прибыль.

Увеличение постоянных издержек на 10%. Рассчитаем величину увеличения объема реализации, которую компенсирует данное увеличение переменных издержек (без потери прибыли).

При таком объеме реализации коммерческая организация получит прежнюю прибыль в размере 742000 рублей. Остальные расчеты представлены в таблице 1.2.4.

Таблица 1.2.4 - Анализ чувствительности прибыли к 10%-му увеличению постоянных издержек

Показатели

Объем -56 тыс.

Объем, обеспечивающий постоянный результат Qк=58362ед.


Тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Выручка от реализации

4424


4611


Переменные издержки

3136

71

3268

71

Валовая маржа

1288

29

1343

29

Постоянные издержки

601

13,5

601

13

Прибыль

687,4

15,5

742

16

Анализ данных показывает, что увеличение постоянных издержек на 10% уменьшает прибыль на 7,4%. Увеличение объема реализации на 4% позволит сохранить исходную прибыль.

Уменьшение цены на 10%. Рассчитаем величину увеличение объема реализации, которую компенсирует данное увеличение цены (без потери прибыли).

При таком объеме реализации коммерческая организация получит прежнюю прибыль в размере 742000 рублей. Остальные расчеты представлены в таблице 1.2.5.

Таблица 1.2.5 - Анализ чувствительности прибыли к 10%-му уменьшению цены

Показатели

Объем -56 тыс.

Объем, обеспечивающий постоянный результат Qк=85854ед.


Тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Выручка от реализации

3981,6


6096


Переменные издержки

3136

78,8

4808

78,8

Валовая маржа

845,6

21,2

1288

21,2

Постоянные издержки

546

13,7

546

12,2

Прибыль

299,6

7,5

742

12,3

 

Анализ данных показывает, что уменьшение цены на 10% уменьшает прибыль на 59,6%. Увеличение объема реализации на 53,3% позволит сохранить исходную прибыль.

Увеличение цены на 10%. Рассчитаем величину уменьшения объема реализации, которую компенсирует данное увеличение переменных издержек (без потери прибыли).

При таком объеме реализации коммерческая организация получит прежнюю прибыль в размере 742000 рублей. Остальные расчеты представлены в таблице 1.2.6.

 

Таблица 1.2.6 - Анализ чувствительности прибыли к 10%-му уменьшению цены

Показатели

Объем -56 тыс.

Объем, обеспечивающий постоянный результат Qк=41551ед.


Тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Выручка от реализации

4866,4


3615


Переменные издержки

3136

65

2327

65

Валовая маржа

1730,4

35

1288

35

Постоянные издержки

546

11,2

546

15,1

Прибыль

1184,4

24,3

742

20,5


Анализ данных показывает, что увеличение цены на 10% увеличивает прибыль на 60%. Уменьшает объем реализации на 26 % , позволит сохранить исходную прибыль.

На основании проведенных расчетов можно распределить данные факторы по степени их влияния на прибыль.

Рисунок 2 - Рейтинг влияния анализируемых факторов на прибыль

По приведенному рисунку видно, что наименьшее влияние на финансовый результат деятельности коммерческой организации оказывает изменение величины совокупных постоянных издержек - 7,4%, а наибольшее - цена реализации. 10%-е изменение цены приводит к пропорциональному изменению результата на 59,6%.

1.3 Углубленный операционный анализ

Разработка наиболее прибыльного и рентабельного ассортимента выпускаемой продукции может проводиться с помощью углубленного операционного анализа.

Сущностью данного анализа является разделение совокупных постоянных затрат коммерческой организации на прямые и косвенные объединения прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами.

В качестве критерия выбора наиболее выгодной продукции может выступать промежуточная валовая маржа - результат от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат, занимающая среднее положение между валовой маржой и прибылью.

Желательно, чтобы она покрывала как можно большую часть постоянных затрат коммерческой организации, внося свой вклад в формирование прибыли.

Главная цепочка, формирующая прибыль, и в частности, промежуточную валовую маржу, представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Схема формирования прибыли

Как только промежуточная валовая маржа становиться отрицательной, то данный товар должен быть изъят из ассортимента, т.к. становится не способным покрывать своей выручкой от реализации прямые переменные и прямые косвенные затраты.

Экономический смысл и порядок расчета основных показателей углубленного операционного анализа приводится в таблице 1.3.1.

Таблица 1.3.1 - Расчет основных показателей углубленного анализа

Показатель

Расчетная формула

Название показателя

Порог безубыточности    

Такая выручка от реализации (V продаж), которая покрывает переменные и прямые постоянные затраты.

При этом промежуточная валовая маржа равна нулю.


Порог рентабельности     

Такая выручка от реализации (объем продаж), которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.


Период времени покрытия затрат (мес.)    

Период времени, с которого начинают покрываться косвенные постоянные затраты. Период времени, с которого предприятие начинает получать прибыль.



Порог безубыточности

ПБ(ед) = Зп.пост\ВМед = 546000руб\23 = 23739 шт

ПБ(руб) = Зп.пост.\ кВМ = 546000руб\0,29 = 1882758,6 руб.

Затраты

Зк.пост. = 546 тыс.руб. * 0,55 = 300,3 тыс.руб.

Зп.пост. = 546 тыс.руб. * 0,45 = 245,7 тыс.руб.

Порог рентабельности

ПР(ед) = Зп.пост.-Зк.Пост \ВМед = 300300+245700\23= 23739 шт

ПР(руб) = Зп.пост.-Зк.Пост \ кВМ = 300300+245700\0,29= 1882758,6 руб

Период времени покрытия затрат (мес.)

t= 12мес*ПБ(ед)\Q = 12*23739\56000 = 5 мес

t= 12мес*ПР(ед)\Q = 12*23739\56000 = 5 мес

Вывод

Через 5 месяцев, при объеме продаж 56000 шт., предприятие перейдет порог безубыточности и начнет получать прибыль.

1.4 Оценка финансового левериджа


Проведем сравнительный анализ финансового риска при различной структуре капитала коммерческой организации.

Дадим оценку уровня финансового левериджа (рычага) коммерческой организации, используя:

-       европейскую концепцию финансового рычага;

-       американскую концепцию финансового рычага.

 

Таблица 1.4.1- Структура капитала коммерческой организации

Вариант

Доля заемного капитала, %


Для нечетных вариантов

А

-

Б

20

В

25

Г

30

Д

35

Е

40


Таблица 1.4.2 - Структура источников средств коммерческой организации, руб.

Показатель

Вариант


А

Б

В

Г

Д

Е

Собственные средства, тыс.руб

3200

2560

2400

2240

2080

1920

Заемные средства, тыс.руб

0

640

800

960

1120

1280

Капитал,тыс.руб

3200

3200

3200

3200

3200

3200


Таблица 1.4.3- Изменение рентабельности собственного капитала в зависимости от различной структуры источников средств

Показатели

Вариант


А

Б

В

Г

Д

Е

Нетто-результат эксплуатации инвестиций, тыс.руб.

742

742

742

742

742

742

Проценты за кредит, тыс.руб.

0

204,8

256

307,2

358,4

409,6

 Налогооблагаемая прибыль, тыс.руб.

742

537,2

486

434,8

383,6

332,4

Налог на прибыль, тыс.руб.

148,4

107,44

97,2

86,96

76,72

66,48

Чистая прибыль, тыс.руб

593,6

429,76

388,4

347,84

306,88

265,92

Чистая рентабельность собственных средств, %

16,1

11,7

10,6

9,5

8,3

7,2

Расчет уровня финансового левериджа

Европейский подход


Эффект финансового рычага, %

0,0

-3,25

-4,28

-5,4

-6,6

-7,93

Американский подход


Сила воздействия финансового рычага

1,25

1,73

1,91

2,13

2,41

2,79


Финансовый леверидж (плечо финансового рычага, кредитный рычаг, кредитное плечо, финансовый рычаг) - это отношение заёмного капитала к собственным средствам (иначе говоря, соотношение между заёмным и собственным капиталом). Размер отношения заёмного капитала к собственному характеризует степень риска <#"886767.files/image031.gif">

ЭФР>0, если ЭР>СРСП

ЭФР<0, если ЭР<СРСП

Чистая рентабельность собственных средств, % - финансирование за счет собственных средств; - финансирование за счет собственных и заемных средств   

 

Американская концепция финансового рычага

Сила воздействия финансового рычага     


Условные обозначения:

ЭФР-эффект финансового рычага, %,

СН-ставка налога на прибыль,

ЭР- экономическая рентабельность, %,(17%)

СРСП- средняя расчетная ставка процента по заемным средствам, %,

ЗС- заемные средства, руб.,

СС- собственные средства, руб.

СВФР- сила воздействия финансового рычага,

DЧП- изменение чистой прибыли (чистой прибыли на акцию), %,

DНРЭИ- изменение нетто-результата эксплуатации инвестиций, %,

ФР - финансовые расходы, руб.

Европейская концепция финансового рычага:

ЭФРА=(1-СН)*(ЭР-СРСП)*ЗС/СС = (1-20%)*(16,1-32)*0/3200000 = 0

ЭФРБ=(1-СН)*(ЭР-СРСП)*ЗС/СС=(1-20%)*(11,7-32)*640000/3200000 = -3,25

ЭФРВ=(1-СН)*(ЭР-СРСП)*ЗС/СС =(1-20%)*(10,6-32)*800000/3200000 = -4,28

ЭФРГ=(1-СН)*(ЭР-СРСП)*ЗС/СС =(1-20%)*(9,5-32)*960000/3200000 = -5,4

ЭФРД= (1-СН)*(ЭР-СРСП)*ЗС/СС =(1-20%)*(8,3-32)*1120000/3200000 = -6,6

ЭФРЕ= (1-СН)*(ЭР-СРСП)*ЗС/СС =(1-20%)*(7,2-32)*1280000/3200000 = -7,93

финансирование за счет собственных средств

чРссА= (1-СН)*ЭР = (1-20%)*16,1 = 12,88

чРссБ= (1-СН)*ЭР = (1-20%)*11,7 =9,36

чРссВ= (1-СН)*ЭР = (1-20%)*10,6 =8,48

чРссГ= (1-СН)*ЭР = (1-20%)*9,5 =7,6

чРссД= (1-СН)*ЭР = (1-20%)*8,3 =6,64

чРссЕ= (1-СН)*ЭР = (1-20%)*7,2 =5,76

финансирование за счет собственных и заемных средств

чРссА= (1-СН)*ЭР+ЭФР = (1-20%)*16,1+0 =12,88

чРссБ= (1-СН)*ЭР+ЭФР = (1-20%)*11,7+(-3,25) =6,11

чРссВ= (1-СН)*ЭР+ЭФР = (1-20%)*10,6+(-4,28) =4,2

чРссГ= (1-СН)*ЭР+ЭФР = (1-20%)*9,5+(-5,4) =2,2

чРссД= (1-СН)*ЭР+ЭФР = (1-20%)*8,3+(-6,6) =0,04

чРссЕ= (1-СН)*ЭР+ЭФР = (1-20%)*7,2+(-7,93) = -2,17

Американская концепция финансового рычага


СВФРА = 742 тыс.руб/ (742 тыс.руб- (0 тыс.руб- 148,4 тыс.руб)) =1,25

СВФРБ=742 тыс.руб/(742 тыс.руб-(204,8тыс.руб-107,44тыс.руб)) = 1,73

СВФРВ = 742 тыс.руб/ (742 тыс.руб-(256 тыс.руб- 97,2 тыс.руб)) = 1,91

СВФРГ=742 тыс.руб/ (742тыс.руб-(307,2тыс.руб- 86,96 тыс.руб)) = 2,13

СВФРД=742 тыс.руб/ (742тыс.руб-(358,4тыс.руб- 76,72 тыс.руб)) = 2,41

Исходя из проведенных расчетов видно, что отрицательный эффект финансового рычага возник в связи с тем, что экономическая рентабельность ниже средней расчетной ставки процента по заемным средствам (32%), следовательно обслуживание кредита не окупается, заемные средства используются не эффективно. Это оказывает большее влияние в тех вариантах, где доля заемных средств выше. Отрицательный эффект финансового рычага увеличивается, чистая прибыль и чистая рентабельность собственных средств падает. В такой ситуации финансовый риск тем больше, чем большая доля заемных средств в активе компании. Чем выше доля заемных средств, тем ниже рентабельность собственных средств. Наибольшая чистая прибыль и рентабельность собственных средств свойственна для варианта А, у которого заемные средства отсутствуют.

С категорией финансового рычага очень тесно связано понятие финансового риска, отражающего потери издержки, связанные с обслуживанием долга. Степень финансового риска зависит от структуры капитала. При изменении структуры капитала в сторону увеличения доли заемных средств возрастает значение чистой рентабельности собственных средств либо чистой прибыли на акцию.

Точка, в которой экономическая рентабельность активов равна средней расчетной ставке процента, называется точкой перелома или критическим (пороговым) значением нетто-результата эксплуатации инвестиции.

, (3.4)

Рисунок 5 Взаимосвязь структуры капитала и финансового риска

Рисунок 6 Формирование эффекта финансового рычага

Где НРЭИкрит - критическое значение нетто-результата эксплуатации инвестиций, руб.,

СРСП- средняя расчетная ставка процента, %,

А- активы предприятия, руб.

Чем дороже обходятся заемные средства коммерческой организации, тем больше ЭФРII, следовательно, и финансовый риск. Особенно это опасно при снижении прибыли до уплаты процентов и налога на прибыль.

На основании проведенных расчетов делается вывод о взаимосвязи структуры капитала компании и рентабельности собственных средств.

В условиях инфляции, если долги и проценты по ним не индексируется, эффект финансового рычага и экономическая рентабельность увеличиваются, поскольку обслуживание долга и сам долг оплачиваются уже обесцененными деньгами.

ЭФР с учетом инфляции рассчитывается по следующей формуле:

, (3.5)

где ЭФР - эффект финансового рычага, %;

СН - ставка налога на прибыль;

ЭР- экономическая рентабельность, %;

СРСП- средняя расчетная ставка процента по заемным средствам, %;

ЗС- заемные средства, руб.;

СС- собственные средства, руб.

Ти - уровень инфляции.

ЭФРиА=(1-СН)*(ЭР-СРСП/(1+Ти))*ЗК/СК+(Ти*ЗК/((1+Ти)*СК))*100=

=(1-20%)*(16,1-32%/(1+4%))*0/3200000+(4%*0/((1+4%)*3200000*100=0

ЭФРиБ= (1-СН)*(ЭР-СРСП/(1+Ти))*ЗК/СК+(Ти*ЗК/((1+Ти)*СК))*100=

=(1-20%)*(11,7-32%/(1+4%))*640000/3200000+(4%*640000/ ((1+4%)*3200000)*100 = -1,73

ЭФРиВ=(1-СН)*(ЭР-СРСП/(1+Ти))*ЗК/СК+(Ти*ЗК/((1+Ти)*СК))*100=

=(1-20%)*(10,6-32%/(1+4%))*800000/3200000+(4%*800000/ ((1+4%)*3200000)*100 = -3,4

ЭФРиГ=(1-СН)*(ЭР-СРСП/(1+Ти))*ЗК/СК+(Ти*ЗК/((1+Ти)*СК))*100==(1-20%)*(9,5-32%/(1+4%))*960000/3200000+(4%*960000/ ((1+4%)*3200000)*100 = -4,37

ЭФРиД=(1-СН)*(ЭР-СРСП/(1+Ти))*ЗК/СК+(Ти*ЗК/((1+Ти)*СК))*100==(1-20%)*(8,3-32%/(1+4%))*1120000/3200000+(4%*1120000/ ((1+4%)*3200000)*100 = -5,55

ЭФРиЕ= (1-СН)*(ЭР-СРСП/(1+Ти))*ЗК/СК+(Ти*ЗК/((1+Ти)*СК))*100=

=(1-20%)*(7,2-32%/(1+4%))*1280000/3200000+(4%*1280000/((1+4%)*3200000)*100 = -6,76

Прирост эффекта финансового рычага за счет инфляции определяется по формуле:

(3.6)

А= 0-0 = 0

Б = -1,73- (-3,25) = 1,52

В = -3,4- (- 4,28) = 0,88

Г = -4,37- (-5,4) = 1,03

Д = -5,55- (-6,6) = 1,05

Е = -6,76- (-7,93) = 1,17

Прирост эффекта финансового рычага за счет неиндексации процентов по займам:

 (3.7)

А= 32%*4%*0*(1-20%)/3200000*(1+4%) = 0

Б= 32%*4%*640000*(1-20%)/3200000*(1+4%) = 0,197

В= 32%*4%*800000*(1-20%)/3200000*(1+4%) = 0,246

Г= 32%*4%*960000*(1-20%)/3200000*(1+4%) = 0,295

Д= 32%*4%*1120000*(1-20%)/3200000*(1+4%) = 0,345

Е= 32%*4%*1280000*(1-20%)/3200000*(1+4%) = 0,393

Прирост эффекта финансового рычага за счет неиндексации заемных средств:


А= (4%*0/3200000*(1+4%))*100% = 0

Б= (4%*640000/3200000*(1+4%))*100% = 0,832

В= (4%*800000/3200000*(1+4%))*100% = 1,04

Г= (4%*960000/3200000*(1+4%))*100% = 1,248

Д= (4%*1120000/3200000*(1+4%))*100% = 1,456

Е= (4%*1280000/3200000*(1+4%))*100% = 1,664

Таблица 1.4.5 - Расчет прироста эффекта финансового рычага

Показатель

Вариант


А

Б

В

Г

Д

Е

ЭФРи, %

0,00

-1,73

-3,4

-4,37

-5,55

-6,76

ДЭФРи, %

0,00

1,52

0,88

1,03

1,05

1,17

ДЭФР за счет неиндексации процентов по займам, %

0,00

0,197

0,246

0,295

0,345

0,349

ДЭФР за счет неиндексации заемных средств, %

0,00

0,83

1,04

1,25

1,46

1,66

 

.5 Оценка производственно-финансового левериджа


Определяя стратегию развития коммерческой организации, необходимо помнить о тесной взаимосвязи производственного и финансового левериджей.

Влияние финансового левериджа «накладывается» на эффект операционного рычага. Общий риск коммерческой организации резко возрастает, если и операционный и финансовый леверидж имеют значения выше единицы.

Произведение двух этих показателей называется общим или комбинированным левериджем (уровень сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов).

, (3.9)

где Усэ - уровень сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов;

СВОР - сила воздействия операционного рычага;

СВФР - сила воздействия финансового рычага.

Он отражает общий риск, связанный с возможным недостатком средств для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию внешнего долга.

Оценка совокупного риска коммерческой организации отражены в таблице 3.10 при различной структуре капитала.

Таблица 3.10 - Уровень риска коммерческой организации.

Уровень риска

Вариант


А

Б

В

Г

Д

Е

Производственного

1,74

1,74

1,74

1,74

1,74

1,74

Финансового

1,25

1,73

1,91

2,13

2,41

2,79

Совокупного

2,18

3,01

3,32

3,71

4,19

4,85


Исходя из полученных данных, можно сказать, что совокупный риск коммерческой организации возрастает с учетом доли заемных средств капитала. Причем, уровень риска увеличивается на то количество процентов, которое отражает операционный рычаг в изменении прибыли на один процент выручки. В данном случае важно, что экономическая рентабельность организации ниже процентной ставки по заемным средствам.

.       
Финансовые решения и структура капитала

.1 Стоимость капитала

Для расчета предельной стоимости капитала воспользуемся данными таблицы А.2. и формулой 2.1:

 , (2.1)

где WACC - средневзвешенная стоимость капитала, %,- стоимость i-го источника средств, %,- удельный вес i-го источника средств в общей их сумме.

Найдем удельный вес источников инвестирования в структуре капитала с помощью таблицы 2.1.

Таблица 2.1.1. - Расчет удельного веса каждого источника

Наименование источника

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес

Обыкновенный акционерный капитал (обыкновенные акции и нераспределенная прибыль)

645

0,648

Привилегированные акции

200

0,201

Заемный капитал

150

0,151

Итого:

995

100%


Рассчитаем стоимость каждого источника средств.

Нераспределенная прибыль и обыкновенные акции (стоимость источника нераспределенной прибыли равна цене акционерного капитала без учета расходов на эмиссию):

 , (2.2)

где P0 - рыночная цена акции; - ожидаемый темп прироста дивидендов в последующие годы;

D1 - дивиденд на одну акцию, ожидаемый в первом планируемом году.

Ке = 13 руб. / 160 руб. + 0,05 = 0,13 * 100 = 13%

Обыкновенные акции нового выпуска:

 (2.3)

где З - абсолютная сумма расходов по эмиссии в расчете на 1 акцию

Ке (нов.) = 13 руб. / (160 руб. - 2 руб.) + 0,02 = 0,102 * 100 = 10,2%

Привилегированные акции:

 (2.4)

Кp = 10 руб. / 300 руб. = 0,033 * 100 = 3,3%

Привилегированные акции нового выпуска:

 (2.5)

Кp (нов.) = 10 руб. / (300 руб. - 4 руб.) = 0,0338 * 100 = 3,38%

Заемный капитал:

 (2.6)

где Кd - стоимость источника «банковский кредит», %- ставка по кредиту, %

СН - ставка налога на прибыль, в долях единицы.

Кd = 20 * (1 - 0,2) = 16%

Кd (нов.) = 23 * (1 - 0,2) = 18,4%

Рассчитаем средневзвешенную стоимость капитала, если для инвестирования используется:

а) нераспределенная прибыль

WACC1 = 13% * 0,648+ 3,3% * 0,201 + 16% * 0,151 = 11,503%

б) дополнительная эмиссия обыкновенных акций

WACC2 = 10,2% * 0,648 + 3,3% * 0,201 + 16% * 0,151 = 9,689%

в) дополнительная эмиссия обыкновенных акций и дополнительная эмиссия привилегированных акций

WACC3 = 10,2% * 0,648 + 3,38% * 0,201 + 16% * 0,151 = 9,704%

г) дополнительная эмиссия обыкновенных акций, дополнительная эмиссия привилегированных акций и привлечение заемных средств (новое заимствование)

WACC4 = 10,2% * 0,648 + 3,38% * 0,201 + 18,4% * 0,151 = 10,067%

Исходя из произведенных расчетов, можно сделать вывод, что наиболее дешевый источник инвестиций - дополнительная эмиссия обыкновенных акций. В связи с чем, первоначально предприятие должно стремиться к оптимизации выпуска новых акции, чтобы в дальнейшем максимально выгодно инвестировать их в развитие.

Найдем точки излома (из таблицы А.2: чистая прибыль = 568 000 руб., обыкновенный акционерный капитал = 645 000 руб., заемный капитал = 150 000 руб., привилегированные акции = 200 000 руб., норма распределения прибыли = 20 %):

ТПНП = 568 000 руб. * (1 - 0,2) / 0,648= 701235 руб.

ТПОА = 645 000 руб. / 0,648 = 995370 руб.

ТППА = 100 000 руб. / 0,201 = 497512 руб.

ТПЗК = 150 000 руб. / 0,151 = 993377 руб.

Рисунок 6 - зависимость WACC и структуры капитала


.2      Управление структурой капитала

Коммерческая организация только начинает свою деятельность.

Организация производит 56 тыс.шт. изделий.

Цена реализации - 79 руб.

Средние переменные издержки - 56 руб./шт.

Постоянные издержки - 546 тыс.руб.

Капитал - 3200 тыс.руб.

Для финансирования деятельности планируется привлечение заемного капитала.

Финансовые консультанты предоставили информацию, из которой следует, что при привлечении заемного капитала процент по нему будет зависеть от величины заемного капитала.

При организации коммерческой организации акции размещаются по номиналу 100 руб. за акцию.

Расчет чистой прибыли на акцию производится по формуле:

 , (2.6)

где ЧП - чистая прибыль на акцию, руб.

НРЭИ - нетто-результат эксплуатации инвестиций, руб.

ФР - финансовые расходы, руб.

СН - ставка налога на прибыль, в долях единицы;

n - количество обыкновенных акций (размещенных).

Количество обыкновенных акций выведем из формулы:

, (2.7)

где ЧА - чистые активы, руб.

А - активы, руб.

ЗК - заемный капитал, руб.

n - количество обыкновенных акций (размещенных).

Соответственно:

n =  (2.8)

Цена акции, согласно заданию, составляет 100 руб.

Рассчитаем размер заемного капитала и количество акций с помощью таблицы 2.2.1.

Таблица 2.2.1 - Расчет размера заемного капитала (руб.) и количества акций (шт.)

Показатели

Доля заемного капитала в общем, %


0

15

25

35

45

55

65

Заемные средства

0

320 000

640 000

960 000

1280000

1600000

1920000

Капитал

3200000

3200000

3200000

3200000

3200000

3200000

3200000

Количество акций

32000

28800

25600

22400

19200

16000

12800


Таблица 2.2.2 - Зависимость ставки по заемному капиталу и структуры капитала

Для нечетных вариантов

Доля заемного капитала в общем капитале компании, %

Ставка по заемному капиталу, %

10

10

20

12

30

14

40

16

50

18

60

20


Таблица 2.2.3 - Расчет чистой прибыли на акцию для каждого варианта финансирования

Показатели

Доля заемного капитала в общем, %


0

10

20

30

40

50

60

Нетто-результат эксплуатации инвестиций, руб.

742 000

742 000

742 000

742 000

742 000

742 000

742 000

Финансовые расходы, руб.

0

32000

76800

134400

204800

288000

384000

Прибыль до налогообложения, руб.

742000

710000

665200

607600

537200

454000

358000

Налог на прибыль, руб.

148400

142000

133040

121520

107440

90800

71600

Чистая прибыль, руб.

593600

568000

532160

486080

429760

363200

286400

Количество акций

32000

28800

25600

22400

19200

16000

12800

Чистая прибыль на акцию, руб.

19

20

21

22

22

23

23


Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что чистая прибыль на акцию коммерческой организации напрямую зависит от доли заемных средств в ее структуре.

С помощью таблицы рассчитаем рыночную цену акции в зависимости от структуры капитала. Рыночную цену найдем, исходя из того, что мультипликатор - это рыночная цена / прибыль на акцию (Р/Е); рыночная цена равна произведению значения мультипликатора и прибыли на акцию.

При нулевом финансовом рычаге значение коэффициента рыночная цена/прибыль на акцию имеет максимальное значение.

Таблица 2.2.4 - Зависимость мультипликатора и структуры капитала

Для нечетных вариантов

Доля заемного капитала в общем капитале компании, %

Мультипликатор P/E

10

10

20

8

30

6

40

5

50

3

60


Таблица 2.2.5 - Расчет рыночной цены акции

Доля заемного капитала в общем капитале организации, %

Чистая прибыль на акцию, руб.

Рыночная цена акции, руб.

0

19

190

10

20

200

20

21

168

30

22

132

40

22

110

50

23

69

60

23

46


Очевидно, что оптимальной структурой капитала, обеспечивающей максимизацию рыночной оценки коммерческой организации (цену акции), является структура, с долей заемного капитала в общем капитале организации, равной 10%.

Определим для оптимальной структуры капитала величину чистой прибыли на акцию в будущем периоде при заданном проценте изменения выручки 15%.

 (2.9)

где Усэ - уровень сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов;

DВ - планируемое изменение выручки, %.

. Модель устойчивого роста

Сформируем бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках организации на конец отчетного периода на основании данных таблиц А.3.

 

Таблица 3.1 - Бухгалтерский баланс, руб.

Статьи баланса

Значение

Активы

 

Основные средства

1 920 000

Оборотные средства

1 280 000

Баланс

3 200 000

Пассивы

 

Акционерный капитал

480 000

Нераспределенная прибыль

1 120 000

Долгосрочные обязательства

640 000

Кредиторская задолженность

960 000

Баланс

3 200 000


Реинвестированная прибыль составляет 40 % от чистой прибыли; дивиденды равны разности чистой и реинвестированной прибылей.

Таблица 3.2 - Отчет о прибылях и убытках, руб.

Показатели

Значение

Выручка от реализации

4 424 000

Затраты на производство и реализацию продукции

3 682 000

Прибыль до выплаты процентов и налога (НРЭИ)

742 000

Проценты за кредит (10% от долгосрочных обязательств)

64 000

Налогооблагаемая прибыль

678 000

Налог на прибыль

135 600

Чистая прибыль

542 400

Выплаченные дивиденды (ЧП минус РП)

325440

Реинвестированная прибыль (40% от чистой прибыли)

216960


Определим коэффициент роста, который коммерческая организация может поддерживать, без использования внешнего финансирования.

 , (3.1)

где g - коэффициент устойчивого роста (максимально достижимый годовой прирост объема продаж);

Коб - ресурсоотдача (продажи/активы);

Рпр - коэффициент чистой рентабельности продаж (чистая при быль/продажи);

Кнп - коэффициент нераспределенной прибыли;

М - мультипликатор собственного капитала.

Коэффициент нераспределенной прибыли найдем отношением нераспределенной прибыли к капиталу:

Кнп = 1 120 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,35

Мультипликатор собственного капитала равен отношению активов к собственному капиталу:

М = 3 200 000 руб. / (3 200 000 руб. - 640 000 руб.) = 1,25

Таблица 3.3 - Расчет коэффициента устойчивого роста

Показатели

Значение

Коэффициент нераспределенной прибыли

0,35

Коэффициент оборачиваемости активов (ресурсоотдача)

1,38

Коэффициент чистой рентабельности продаж

0,12

Мультипликатор собственного капитала

1,25

Коэффициент устойчивого роста

0,4


Рассчитаем достижимые темпы роста коммерческой организации при условии сохранения сложившихся пропорций показателей и изменения дивидендной политики: увеличения доли чистой прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов на 10%.

Дивиденды составляют 60% от чистой прибыли, с увеличением на 10%, доля дивидендов будет 70%, что составит 379680 руб.

Умножим получившуюся цифру на коэффициент устойчивого роста:

руб. * 0,4 = 151872 руб.

Выручка составит 4 424 000 руб. + 151 872 руб. = 4575872 руб.

Достижимые темпы роста при увеличении доли чистой прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов на 10 %=4 575 872руб./4 424 000руб. *100%-100% = 0,034%

Разработаем прогнозный баланс и прогнозный отчет о прибылях и убытках с учетом увеличения объемов производства на 22%, согласно заданию (таблица А.3) методом процента от продаж.

Выручка планируемого года равна:

Вплан. = 4 424 000 руб. * 1,22 = 5 397 280 руб.

Выразим составляющие баланса и отчета о прибылях и убытках текущего года в долях от его выручки.

Таблица 3.4 Составляющие баланса текущего года в долях от его выручки, %

Статьи баланса

Значение доли от выручки, %

Активы

 

Основные средства

43

Оборотные средства

29

Пассивы

 

Акционерный капитал

11

Нераспределенная прибыль

25

Долгосрочные обязательства

14

Кредиторская задолженность

21


Таблица 3.5 - Составляющие отчет о прибылях и убытках текущего года в долях от его выручки, %.

Показатели

Значение доли от выручки, %

Затраты на производство и реализацию продукции

83

Прибыль до выплаты процентов и налога (НРЭИ)

17

Проценты за кредит

1,5

Налогооблагаемая прибыль

15

Налог на прибыль

3

Чистая прибыль

12

Выплаченные дивиденды (ЧП минус РП)

7,4

Реинвестированная прибыль (40% от чистой прибыли)

4


Вычислим значения планируемого баланса и отчета о прибылях и убытках, умножив полученные доли на планируемый объем продаж.

Долгосрочные обязательства и оплаченный акционерный капитал переносятся из отчетного баланса. Нераспределенная прибыль увеличивается за счет реинвестированной прибыли:

НП план. года = НП отчет. года + ЧП планируемая - Дивиденды (3.2)

НП план. года = 1120000руб.+661728руб.-397037руб.=1 384 961 руб.

Таблица 3.7 - Прогнозный баланс, руб.

Статьи баланса

Отчет

Прогноз

Изменение

Активы

 

 

 

Основные средства

1920 000

2 320 830

400 830

Оборотные средства

1 280 000

1 565 211

285 211

Баланс

3200 000

3 886 041

686 041

Пассивы

 

 

 

Акционерный капитал

480 000

480 000

-

Нераспределенная прибыль

1 120 000

1 384 961

264 961

Долгосрочные обязательства

640 000

640 000

-

Кредиторская задолженность

960 000

1 133 429

173 429

Потребность во внешнем финансировании

-

247 651

247 651

Баланс

3 200 000

3 886 041

686 041


Таблица 3.6 - Прогнозный отчет о прибылях и убытках, руб.

Показатели

Значение

Выручка от реализации

5 397 280

Затраты на производство и реализацию продукции

4 479 743

Прибыль до выплаты процентов и налога (НРЭИ)

917 537

Проценты за кредит (10% от долгосрочных обязательств)

78 080

Налогооблагаемая прибыль

839 457

Налог на прибыль

167 892

Чистая прибыль

671 565

Выплаченные дивиденды (ЧП минус РП)

402 939

Реинвестированная прибыль (40% от чистой прибыли)

268 626


В результате расчетов выясняется потребность в дополнительном внешнем финансировании как разность между планируемыми суммами активов и пассивов.

Рассчитаем потребность в дополнительном внешнем финансировании:

ПДФ = (A/В) * DВ - (КЗ/В) * DВ - Рп * В1 * (1 - d), (3.3)

где ПДФ - потребность в дополнительном внешнем финансировании;

А/В - потребность в увеличении суммы активов в д. е. на 1 д. е. прироста объема продаж,

КЗ/В - потребность в дополнительной краткосрочной кредиторской задолженности, возникающей в д. е. на 1 д. е. прироста объема продаж,

В1 - прогнозируемый объем продаж;

В - объем продаж отчетного года;

- изменение объема продаж;

Рп - рентабельность продаж по чистой прибыли; - норма выплаты дивидендов.

Норма выплаты дивидендов составляет 60% от чистой прибыли.

ПДФ = (3 200 000 руб. / 4 424 000 руб.) * 973 280 руб. - (246 400 руб. / 4 424 000 руб.) * 973 280 руб. - 0,17 * 5 397 280 руб. * (1- 0,60) = 282 777 руб.

Вариант 1. Основные средства, при загрузке на 75% составляют 1 756 800 руб. Разница между активами и пассивами баланса составляет 339 200 руб. в пользу пассива, таким образом получается, что при такой загрузке основных средств, потребности в дополнительном внешнем финансировании есть.

Таблица 3.7 - Прогнозный баланс при 75% загрузке основных средств, руб.

Статьи баланса

Отчет

Прогноз при 75% загрузке осн.средств

Изменение

Активы

 

 

 

Основные средства

1920 000

1 756 800

422 400

Оборотные средства

1 280 000

1 561 600

281 600

Баланс

3200 000

3 318 400

704 000

Пассивы

 

 

 

Акционерный капитал

480 000

480 000

-

Нераспределенная прибыль

1 120 000

1 366 400

246 400

Долгосрочные обязательства

640 000

640 000

-

Кредиторская задолженность

960 000

1 171 200

211200

Потребность во внешнем финансировании

-

339 200

339 200

Баланс

3 200 000

3 318 400

704 000


Вариант 2. Основные средства, при загрузке на 80% составляют 1 873 920 руб. Разница между активами и пассивами баланса составляет 222 080 руб. в пользу пассива, таким образом получается, что при такой загрузке основных средств, потребности в дополнительном внешнем финансировании нет.

Таблица 3.7 - Прогнозный баланс при 80% загрузке основных средств, руб.

Статьи баланса

Отчет

Прогноз при 80% загрузке осн.средств

Изменение

Активы

 

 

 

Основные средства

1920 000

1 873 920

422 400

Оборотные средства

1 280 000

1 561 600

281 600

Баланс

3200 000

3 435 520

704 000

Пассивы

 

 

 

Акционерный капитал

480 000

480 000

-

Нераспределенная прибыль

1 120 000

1 366 400

246 400

Долгосрочные обязательства

640 000

640 000

-

Кредиторская задолженность

960 000

1 171 200

211200

Потребность во внешнем финансировании

-

222 080

222 080

Баланс

3 200 000

3 435 520

704 000

4. Прогнозирование вероятности банкротства

.1 Зарубежные статистические модели диагностики вероятности банкротства

Таблица 4.1 - Бухгалтерский баланс за отчетный период, руб.

Статьи баланса

На начало отчетного года

На конец отчетного года

Изменение


Значение

Значение


Активы

 

 

 

Основные средства

1 344 000

576000

Оборотные средства

1 696 000

1 280 000

-416 000

Баланс

3 040 000

3200 000

160 000

Пассивы

 

 

 

Акционерный капитал

480 000

480 000

0

Нераспределенная прибыль

952 000

1 120 000

168 000

Долгосрочные обязательства

608 000

640 000

32 000

Кредиторская задолженность

1 000 000

960 000

-40 000

Баланс

3 040 000

3 200 000

160 000


Таблица 4.2 - Отчет о прибылях и убытках за отчетный период, руб.

Показатели

На начало отчетного года

На конец отчетного года

Изменение


Значение

Значение


Выручка от реализации

4 256 000

4 424 000

168 000

Затраты на производство и реализацию продукции

3 682 000

3 682 000

0

Прибыль до выплаты процентов и налога (НРЭИ)

574 000

742 000

168 000

Проценты за кредит (10% от долгосрочных обязательств)

60 800

64 000

3 368

Налогооблагаемая прибыль

513 200

678 000

164 800

Налог на прибыль

102 640

135 600

32 960

Чистая прибыль

410 560

542 400

131 840

Выплаченные дивиденды

246 336

325 440

79 104

Реинвестированная прибыль

164 224

216 960

52 736


Составим прогноз вероятности банкротства коммерческой организации.

Модель Альтмана

Рассчитаем вероятность банкротства коммерческой организации с помощью двухфакторной модели.

= - 0,3877 - 1,0736 * х1 + 0,0579 * х2 , (4.1)

где Z - показатель, характеризующий степень вероятности банкротства;

х1 - коэффициент текущей ликвидности;

х2 - доля заемного капитала.

Коэффициент текущей ликвидности равен отношению текущих активов к краткосрочным обязательствам (кредиторская задолженность):

х1 = 3 200 000 руб. / 960 000 руб. = 3,33

Доля заемного капитала (долгосрочные кредиты) равна:

х2 = 608 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,2= - 0,3877 - 1,0736 * 3,33 + 0,0579 * 0,2 = - 4,225

Т.к. Z<0, вероятность банкротства меньше 50%.

Рассчитаем вероятность банкротства коммерческой организации с помощью многофакторной модели.

Z = 1,2* х1+1,4* х2+3,3* х3+0,6* х4+0,999* х5 , (4.2)

где х1 - отношение собственного оборотного капитала к сумме активов;

х2 - отношение нераспределенной прибыли к сумме активов;

х3 - отношение прибыли до вычета процентов и налогов к сумме активов;

х4 - отношение рыночной стоимости собственного капитала к заемному капиталу;

х5 - отношение выручки от реализации продукции к сумме активов.

х1 = 1 280 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,4

х2 = 1 120 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,3

х3 = 742 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,23

х4 = (3 200 000 руб. - 640 000 руб.) / 640 000 руб. = 4

х5 = 4 424 000 руб. / 3 200 000 руб. = 1,4

Z = 1,2 * 0,4 + 1,4 * 0,3 + 3,3 * 0,23 + 0,6 * 4 + 0,999 * 1,4 = 3,06

Степень вероятности банкротства данной коммерческой организации очень низкая, т.к. Z > 3,0.

Модель Таффлера

Оценим степень вероятности банкротства коммерческой организации с помощью факторной модели Таффлера:

Z = 0,53* х1+0,13* х2+0,18* х3+0,16* х4 , (4.3)

где х1 - отношение прибыли от реализации к краткосрочным обязательствам (кредиторской задолженности);

х2 - отношение оборотных активов к сумме обязательств;

х3 - отношение краткосрочных обязательств к сумме активов;

х4 - отношение выручки от реализации товара к сумме активов.

х1 = 742 000 руб. / 960 000 руб. = 0,77

х2 = 1 280 000 руб. / (640 000 руб. + 960 000 руб.) = 0,8

х3 = 960 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,3

х4 = 4 424 000 руб./ 3 200 000 руб. = 1,4

Z = 0,53 * 0,77 + 0,13 * 0,8 + 0,18 * 0,3 + 0,16 * 1,4 = 0,79

Вероятность банкротства данной коммерческой организации мала, т.к. Z > 0,3.

Модель Лисса

Оценим степень вероятности банкротства коммерческой организации с помощью модели Лисса:

Z= 0,063* х1+0,092* х2+0,057* х3+0,001* х4 , (4.4)

где х1 - отношение оборотного капитала к сумме активов;

х2 - отношение прибыли от реализации к сумме активов;

х3 - отношение краткосрочных обязательств к сумме активов;

х4 - отношение собственного капитала к заемному.

х1 = 1 280 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,4

х2 = 742 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,23

х3 = 960 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,3

х4 = (3 200 000 руб. - 640 000 руб.) / 640 000 руб. = 4

Z = 0,063 * 0,4 + 0,092 * 0,23 + 0,057 * 0,3 + 0,001 * 4 = 0,07

Вероятность банкротства отсутствует, т.к. Z > 0,037.

.2 Отечественные статистические модели диагностики вероятности банкротства

Модель Р. С. Сайфулина, Г. Г. Кадыкова

= 2* х1 +0,1* х2 +0,08* х3 +0,45* х4 + х5 , (4.5)

где х1 - коэффициент обеспеченности собственными средствами

(нормативное значение х1 > 0,1);

х2 - коэффициент текущей ликвидности (х2 > 2);

х3 - интенсивность оборота авансируемого капитала, характеризующая объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. средств, вложенных в деятельность предприятия (х3 > 2,5);

х4 - коэффициент менеджмента (эффективность управления коммерческой организацией), рассчитываемый как отношение прибыли от реализации к выручке;

х5 - рентабельность собственного капитала (х5 > 0,2).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами равен (собственный капитал - основные средства) / оборотные средства:

х1 = ((3 200 000 руб. - 640 000 руб.) - 1 920 000 руб.) /1280000 руб. = 0,5

х2 = 3 200 000 руб. / 960 000 руб. = 3,33

Интенсивность оборота авансируемого капитала равна отношению выручки от реализации к капиталу:

х3 = 4 424 000 руб./ 3 200 000 руб. = 1,3

х4 = 742 000 руб. / 4 424 000 руб. = 0,17

х5 = 742 000 руб. / (4 424 000 руб. - 640 000 руб.) = 0,2= 2 * 0,5 + 0,1 * 3,33 + 0,08 * 1,3 + 0,45 * 0,17 + 0,2 = 1,79

Рейтинговое число больше единицы свидетельствует о том, что организация имеет удовлетворительное состояние экономики и вероятность банкротства мала.

Модель А.Д. Беликовым и Г.В. Давыдовой

R = 8,38 *х1 + х2 + 0,054* х3 + 0,63 *х4 ,                        (4.6)

где х1 - чистый оборотный (работающий) капитал / активы;

х2 - чистая прибыль / собственный капитал;

х3 - чистый доход / валюта баланса;

х4 - чистая прибыль / суммарные затраты.

Чистый оборотный (работающий) капитал характеризует величину оборотного капитала, свободного от краткосрочных обязательств и равен

280 000 руб. - 960 000 руб. = 320 000 руб.

х1 = 320 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,1

х2 = 542 4000 руб. / (3 200 000 руб. - 640 000 руб.) = 0,21

х3 = 742 000 руб. / 3 200 000 руб. = 0,23

х4 = 542 400 руб. / 3 682 000 руб. = 0,14= 8,38 * 0,1 + 0,21 + 0,054* 0,23 + 0,63 * 0,14 = 1,2

Т.к. R > 0,42 вероятность банкротства менее 10%.

Вероятность банкротства коммерческой организации мала, ввиду правильного ведения хозяйственной деятельности. За отчетный период уменьшилась кредиторская задолженность, увеличились основные средства. В результате реинвестирования средств в деятельность предприятия выросла выручка от реализации и нераспределенная прибыль.

финансовый леверидж капитал банкротство

5. Оптимизация уровня запасов

.1 Построение модели экономически обоснованного размера заказа

Используя данные таблицы А.5, произведем расчет оптимальный размер запасов; годовое значение затрат, связанных с оформлением заказа и последующим хранением товара; общую сумму затрат по поде ржанию запасов; продолжительность периода, по истечении которого необходимо осуществлять новый заказ; размер товарного запаса, достигнув которого организации необходимо оформлять следующий заказ (момент размещения заказа).

Суммарные затраты по поддержанию запасов рассчитываются по формуле:

 , (5.1)

где Зх - затраты по хранению производственных запасов, руб.;

с - затраты по хранению единицы производственных запасов, в долях;

Q - размер заказываемой партии запасов, ед.;

Р - закупочная цена единицы товара, руб.

Зр - затраты по размещению и выполнению заказа, руб.;

F - затраты по размещению и выполнению одного заказа, руб.;

S - годовая потребность в запасах, ед.

Определим размер оптимальной партии заказа:

 (5.2)

 = 12 ед.

Определим суммарные затраты по поддержанию запасов:

З = 0,9 * 74 руб.* (12 ед. / 2) + 94 руб. * (645 ед. / 12 ед.) = 5452,1 руб.

Они включают в себя затраты по хранению и затраты по размещению:

Зх = 399,6 руб.

Зр = 5025,5 руб.

Т.к. Зр = F*N, где N - количество заказов, то

N = 5025,5 руб. / 94 руб. = 54

При размере заказа 12 ед., его необходимо делать 54 раза в год. Продолжительность периода, по истечении которого необходимо делать новый заказ равен: 365 / 54 = 7 дней.

Найдем момент заказа.

Дневной расход = 12 / 7 = 1,7 ед.

Момент заказа = 5 дней(время доставки товара) * 1,7 ед. = 8,5 ед.

Определим, следует ли коммерческой организации воспользоваться одной из предлагаемых скидок.

. При увеличении оптимальной партии заказа на 15 %, скидка составляет 0,05%:

Р1 = 73,95 руб.

Q1 = 12 ед. * 1,15 = 14 ед.

З1 = 0,09 * 73,95руб. * (14 ед. / 2) + 94 руб. *(645ед. / 14 ед.)=4370,6 руб.

Зх1 = 46,6руб.

Зр1 = 4324 руб.

З1общ. = 4370,6 руб. + 1035,3 = 5 405,9 руб.

. При увеличении оптимальной партии заказа на 20 %, скидка составляет 1%:

Р2 = 73,26 руб.

Q2 = 12 ед. * 1,2 = 15 ед.

З2 = 0,09 *73,26 руб.* (15 ед. / 2) + 94 руб. * (645 ед. / 15 ед.) = 4091 руб.

Зх2 = 49,45 руб.

Зр2 = 4042 руб.

З2общ. = 4091 руб. + 888 руб. = 4979,5 руб.

. При увеличении оптимальной партии заказа на 25 %, скидка составляет 2%:

Р3 = 72,52 руб.

Q3 = 12 ед. * 1,25 = 15 ед.

З3 = 0,09 * 72,52 руб. *(15 ед. /2)+94 руб.*(645ед. / 15 ед.) = 4090,95 руб.

Зх3 = 48,95 руб.

Зр3 = 4042 руб.

З3общ. = 4090,95 руб. + 832,5 руб. = 4923,45

Исходя из произведенных расчетов, можно сделать вывод, что затраты на размещение заказа снижаются, затраты на хранение увеличиваются, но снижение закупочных цен компенсирует увеличение расходов по хранению, суммарные затраты снижаются, следовательно, предложенная система скидок выгодна.

.2 Проведение объемно-стоимостного анализа

Заполним таблицу 5.1 согласно данным таблицы А.6.

Таблица 5.1 - Структура реализации по товарной группе

Ассортимент

Объем реализации

Структура, %

Виноградно-яблочный

46

9

Клубнично-яблочный

56

10

Томатный

44

8

Мультивитаминный

33

6

Ананасовый

22

4

Вишневый

89

16

Персиковый

78

14

Яблочный

76

14

Айвовый

21

4

Грушевый

12

2

Гранатовый

32

6

Морковно-яблочный

34

6

Сливовый

4

1

Итого

547

100


Исходя из полученной структуры, заполним таблицу 5.2.

Таблица 5.2 - Группировка реализованной продукции по товарной группе соки по категориям А, В и С

Категория А

Удельный вес (70>80%), %

Категория В

Удельный вес (10>20%), %

Категория С

Удельный вес (>10%), %

 

 

Вишневый

14

Виноградно-яблочный

8

 

 

Персиковый

14

Мультивитаминный

7

 

 



Айвовый

5

 

 

Клубнично-яблочный

10

Гранатовый

4

 

 

Ананасовый

10

Грушевый

3

 

 

Яблочный

10

Сливовый

1





Томатный

7

 

 

 

 

Морковно-яблочный

1

Итого по категор

0

Итого по категории

72

Итого по категории

28


По данным таблицы видно, что 72% от общего объема продаж составляют виды соков, удельный вес которых в общем объеме составляет 10 - 14%, 28 % - виды соков с удельным весом 1 - 8%. Соков категории А, обеспечивающих наибольшую выручку от реализации, в ассортименте не выявлено.

Соки категории В и С скорее носят ассортиментный характер. Необходимо уделить внимание поиску товаров категории А.

Заключение

Главной целью финансового менеджмента является выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что реализует конечные финансовые интересы его владельцев. В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач:

. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в финансовых ресурсах предприятия на предстоящий период, максимизации объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, определения целесообразности формирования собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников, управления привлечением заемных финансовых средств, оптимизации структуры источников формирования ресурсного финансового потенциала.

. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. Оптимизация распределения сформированного объема финансовых ресурсов предусматривает установление необходимой пропорциональности в их использовании на цели производственного и социального развития предприятия, выплаты необходимого уровня доходов на инвестированный капитал собственникам предприятия и т.п.

. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечением синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов.

. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация прибыли достигается за счет эффективного управления активами предприятия, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности.

. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Если уровень прибыли предприятия задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска, обеспечивающего получение этой прибыли.

. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет различных источников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей

Библиографический список

1.    Берзон Н.И. Финансовый менеджмент [Текст] / Н.И. Берзон [и др.]. - 6-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2010. - 336 с.

2.      Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджменте: учебник [Текст] / под ред. И.Я. Лукасевича, Г.А. Титоренко. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 271 с.

.        Ковалева А.М. Финансы фирмы [Текст]: Учеб. / А.М. Ковалева [и др.]. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2009. - 496 с.

.        Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2013. - 304 с.

.        Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учебное пособие [Текст] / В.Г. Когденко [и др.]. - М.: Юнити-Дана, 2012, 477с.

6.    Леонтьев В.Е. Финансовый менеджмент [Текст]: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / В.Е. Леонтьева, В.В. Бочаров. - СПб.: ИВЭСЭП, 2010. - 519 с.

.      Морозко Н.И. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. Серия: Высшее образование - Бакалавриат [Текст] / Н.И. Морозко, В.Ю.Диденко. - М.: Инфра-М, 2014. - 224 с.

8.      Попова Н.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие к выполнению курсового проекта для студентов направления 080200.62 «Менеджмент» профиля подготовки «Производственный менеджмент» (по отраслям); направления 080100.62 «Экономика» профиля подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; «Экономика предприятий и организаций» / Квалификация выпускника - бакалавр очной, очной сокращенной, заочной, заочной сокращенной формы обучения /Н.И. Попова. - Красноярск: СибГТУ, 2014. - 82 с.

.        Сироткин С.А. Финансовый менеджмент на предприятии: учебник [Текст] / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 708 с.

.        Финансовый менеджмент: учебник для вузов [Текст] / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 527 с.

.        Эриашвили Н.Д. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учебное пособие [Текст] / Н.Д. Эриашвили [и др.]. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 511 с.

Похожие работы на - Формирование финансовой политики и стратегии устойчивого роста ПАО 'Фабрика №5'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!