Формирование и структура платежного баланса Республики Беларусь в современных условиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    183,3 Кб
  • Опубликовано:
    2016-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование и структура платежного баланса Республики Беларусь в современных условиях

Министерство образования республики беларусь

Учреждение образования

Полоцкий государственный университет

Финансово-экономический факультет

Кафедра финансов и отраслевой экономики




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Денежное обращение и кредит»

Тема:

Формирование и структура платежного баланса Республики Беларусь в современных условиях



Выполнила: Гривицкая Дарья

студентка 2 курса, группы 14-ФК

Руководитель работы ассистент

Салахова Юлия Шамильевна




Новополоцк 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

1.1 Экономическая сущность платежного баланса государства

1.2 Виды платежного баланса государства

1.3 Факторы, влияющие на платежный баланс государства

1.4 Методология составления платежного баланса государства

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Становление и развитие платежного баланса в Республике Беларусь

2.2 Государственное регулирование платежного баланса в РБ

.3 Анализ основных показателей платежного баланса РБ

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день каждая страна в некоторой степени является непосредственной участницей современного мирового хозяйства. Активность данного участия и принадлежность к интеграционным процессам отдельных стран в мировое хозяйство различно. Однако, не смотря на данные различия, не существует такой страны, которая не была бы связана с остальным миром посредством экономического взаимодействия. Увеличение масштабов и количества хозяйственных связей в первую очередь приводит к увеличению экономических операций между странами-участницами, а также приводит к изменению структурных отношений между ними. Характер данных трансформаций находится в непосредственной зависимости от развития экономики отдельной страны, а также от изменений в остальных странах и на мировом рынке. Все эти изменения находят свое отражение в платежном балансе государства.

Данная работа направленна на исследование основных понятий, методологий формирования и регулирования платёжного баланса Республики Беларусь.

Актуальность данной темы обосновывается тем, что платежный баланс является важным документом каждого государства, так как в нем отражается экономическое состояние страны, а также ее конкурентоспособность. В современном мире довольно затруднительно составлять прогноз или принимать участие в международных валютно-финансовых отношениях без сбалансированного платежного баланса. Наблюдающиеся тенденции в увеличении взаимосвязей экономик данных стран обуславливают высокие требования к разработке платежного баланса государства.

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности платежного баланса, ознакомление с методологией составления и регулирования платежного баланса государства, а также рассмотрение путей совершенствования формирования платежного баланса страны.

Для достижения поставленных целей курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:

.   рассмотреть понятие и виды платежного баланса;

2.      рассмотреть методологию составления платёжного баланса;

.        провести анализ динамики платежного баланса Республики Беларусь;

.        рассмотреть пути совершенствования формирования платежного баланса Республики Беларусь.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

.1 Экономическая сущность платежного баланса государства

На сегодняшний день платежный баланс является важнейшим документом страны. Платежный баланс отражает денежные поступления в страну, а также расходы государства. Ниже в таблице 1.1 приведены основные определения понятия платежного баланса, которые дают разные авторы.

Таблица 1.1

Понятия определения «платежный баланс»

Автор, издание

Определение

Т.А. Фролова

Платежный баланс страны - соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени Платежный баланс - это таблица соответствия внешних доходов и расходов страны [1].

Кушнир И.В.

Платежный баланс - ϶ᴛᴏ выраженное в валюте каждой отдельной страны соотношение между суммой платежей, полученных из-за границы, и суммой платежей, переведенных за границу, за тот или иной период (год, квартал, месяц) [2]<#"886734.files/image001.jpg">

Рисунок 1.1 - Структура платежного баланса. Источник [8]

Таким образом, макроэкономическое значение платежного баланса состоит в том, чтобы в удобной и понятной форме отражать экономическое состояние данной страны, а также состояние международных отношений данной страны с ее странами-партнерами, при этом являясь основным источником выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью.

.2 Виды платежного баланса государства

Существует несколько видов платежных балансов [10]:

.   Торговый баланс.

2.      Баланс торговли и услуг.

.        Баланс по текущим операциям.

.        Базисный баланс.

.        Баланс автономных счетов.

.        Баланс ликвидности.

.        Баланс международной инвестиционной задолженности.

Торговый баланс представляет собой соотношение между суммой цен товаров, вывезенных какой-либо страной, либо группой стран, и суммой цен товаров, ввезенных ими за определенный период времени, например, за год, квартал, месяц. Другими словами, торговый баланс - это экспорт и импорт какой-либо страны за определенный период или дату [11].

Зачастую торговый баланс имеет свое сальдо. Если сумма цен вывезенных товаров за границу превышает сумму цен ввезенных товаров, то сальдо торгового баланса является положительным либо активным. Если же сумма ввезенных товаров оказывается больше суммы вывезенных товаров, то сальдо платежного баланса называют отрицательным либо пассивным. В некоторых развитых странах отрицательное сальдо торгового баланса позволяет сдерживать темпы инфляции. На сегодняшний день в Республике Беларусь сальдо платежного баланса является положительным и составляет 335,1 млн. дол США.

Баланс товаров и услуг является частью баланса текущих операций. Как правило, в балансе товаров и услуг отражается общие поступления и платежи по экспорту и импорту. Баланс состоит из двух статей: статья «товары» и статья «услуги». В статью товаров, помимо экспортируемых и импортируемых товаров включаются также товары, ввозимые и вывозимые товары, для последующего реэкспорта или реимпорта. Также сюда могут включаться товары для ремонта и немонетарное золото. Сальдо по этой статье определяется разностью между стоимостью экспортируемых и импортируемых товаров. Оценка товаров при составлении платежного баланса осуществляется по ценам «фоб», т.е. по ценам производителя товара с учетом стоимости всех услуг по транспортировке, страхованию и хранению на момент пересечения границы страны экспортера. В статье «услуги» отражаются следующие виды услуг: услуги транспорта и поездок, строительные услуги, услуги связи, компьютерные информационные услуги, услуги отдыха и развлечений, платежи по патентам и лицензиям и прочее. Сальдо по этой статье определяется разностью между суммой услуг, которые были оказаны резидентами данной страны нерезидентам и суммой услуг, которые были получены от нерезидентов [12].

Балансом текущих операций является счетом платежного баланса, в котором отражаются все операции, связанные с товарами, услугами, доходами. Текущий платежный баланс включает экспорт и импорт товаров и услуг, доход от иностранных инвестиций и текущие трансферты. В нем отражаются операции, завершающиеся в течение периода, за который составляется баланс. Общая структура баланса текущих операций представлена ниже, на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Общая структура баланса текущих операций

Источник: собственная разработка на основании данных источника [13].

Базисный баланс представляется в виде объединенного баланса счета текущих операций и долгосрочного капитала. Базисный баланс является мерой долгосрочной международной экономической стабильности страны. Данный вид платежного баланса показывает международную конкурентоспособность, обеспеченность ресурсами производства, предпочтения покупателей, а также отношение к экономике в аспекте надежности инвестиций [14].

Баланс автономных счетов, по сути, представляет собой прибавление к базисному балансу статьи «движение краткосрочного капитала». Необходимость в нем заключается в том, что движение международного краткосрочного капитала может быть не временным явлением, но следствием развития экономики страны [15].

Баланс ликвидности отражает степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Баланс инвестиционной международной задолженности или баланс международных инвестиций - это статья платежного баланса, в которой отражается накопленные запасы внешних финансовых активов и обязательств страны. Иначе говоря, баланс международных инвестиций является счетом платежного баланса, активы и пассивы которого представлены на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Источник: собственная разработка на основании данных источника [16]

После подробного рассмотрения всех видов платежного баланса можно сделать вывод о том, что все рассмотренные виды дают возможность наиболее точно составить платежный баланс государства и не допустить при его составлении каких-либо ошибок.

.3
Факторы, влияющие на платежный баланс государства

Платежный баланс непосредственно связан с процессом воспроизведения. Рассмотрим восемь наиболее весомых факторов, которые непосредственно влияют на платежный баланс государства.

.   Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция. Эволюция основных статей платежного баланса отражает изменения соотношения сил центров соперничества в мировой экономике. Конкуренция между странами, уменьшение или увеличение доли в какой-либо промышленности какой-либо страны непосредственно отражается на платежном балансе этого государства [17].

2.      Циклические колебания в экономике. Как известно, в платежном балансе государства отражаются колебания, спады и подъемы хозяйственной и экономической деятельности этого государства, ведь от внутренней экономики страны зависит ее место во внешнеэкономических операциях. Колебания платежного баланса, обусловленные механизмом промышленных циклов, способствуют перенесению внутриэкономических циклических процессов из одной страны в другие. Обычно при росте производства увеличивается импорт сырья, топлива и оборудования, однако при замедлении экономического роста ввоз товаров в страну уменьшается. На изменения мирового рынка в большей степени реагирует экспорт услуг, товаров, а также экспорт капиталов. В силу асинхронности современного экономического цикла его колебания влияют на платежный баланс зачастую косвенно. Мировые экономические кризисы приводят к крупномасштабным дефицитам платежных балансов то одних, то других стран [17].

.        Рост заграничных государственных расходов. Этот фактор оказывает влияние на платежный баланс через внешние правительственные расходы, которые зачастую совершаются для экономических и политических целей.

.        Валютно-финансовые факторы. К данным факторам принято относить девальвацию, инфляцию, изменение валютных курсов. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту. С введением плавающих курсов возрос риск валютных потерь. Инфляция обычно отрицательно влияет на платежный баланс, потому как повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует "бегству" капиталов за границу [18].

.        Чрезвычайные обстоятельства. К ним относятся стихийные бедствия, неурожай, катастрофы и тому подобное.

.        Структурные изменения в глобализирующейся мировой экономике. НТР, интенсификация хозяйства, переход на новую энергетическую базу стимулируют инновационную деятельность. Это в свою очередь вызывает структурные сдвиги в международных экономических отношениях и основных статьях платежного баланса. Становится интенсивней международная торговля наукоемкими товарами, электронная торговля с использованием интернета, а также торговля высокотехнологической продукции. Развитие инновационной деятельности сопровождается интенсификацией международного движения товаров, интеллектуальных услуг, капиталов, включая человеческий капитал [19].

.        Финансовая глобализация. На сегодняшний день движение финансовых потоков стало главной формой международных экономических отношений. Данная ситуация обусловлена увеличением вывозимого капитала за пределы страны, либерализацией финансовых рынков, а также развитием мировых финансовых рынков. Как правило нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране может вызвать внезапную переориентацию инвесторов в пользу вложения в иностранные активы или валюты. При таких условиях владельцы капитала нередко несут потери в краткосрочном периоде, чтобы защитить его в долгосрочной перспективе.

.        Милитаризация экономики и военные расходы. Данный фактор обуславливает косвенное воздействие военных расходов на платежный баланс страны. Данное воздействие может проявляться в виде влияния на темпы экономического роста, условия производства и прочее. Рост вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров, в том числе многих видов сырья (нефти, каучука, цветных металлов), сверх нормальных потребностей мирного времени.

1.4    Методология составления платежного баланса страны

Платежный баланс Республики Беларусь - это статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени [20]. В платежном балансе отражается вся деятельность между резидентами и нерезидентами государства.

Платежный баланс Республики Беларусь разрабатывается на ежеквартальной основе и публикуется в информационно-аналитическом журнале Национального банка Республики Беларусь, а также размещается в представительстве Национального банка Республики Беларусь в сети Интернет [20].

Платежный баланс составляется Национальным банком республики. При составлении платежного баланса соблюдаются методические рекомендации Международного валютного фонда. Платежный баланс составляется на основании отчетных данных о внешнеэкономической деятельности резидентов. К организациям, предоставляющим необходимые данные, относятся: Министерство внутренних дел РБ, Государственный таможенный комитет РБ, депозитные организации, Министерство финансов РБ, нефинансовые организации, Национальный статистический комитет РБ. Также при составлении платежного баланса учитываются оценочные данные Национального банка РБ. Как правило, платежный баланс рассчитывается в белорусских рублях и долларах США.

На сегодняшний момент платежный баланс представляется в аналитическом и стандартном виде.

Основным методом, по которому составляется платежный баланс, является метод двойной записи. Данный метод основывается на том, что каждой регистрируемой операции должен соответствовать платеж в некоторой форме, в то же время баланс платежей и поступлений должен сходиться. Система двойной бухгалтерской записи, используемая при составлении платежного баланса, означает, что каждая операция представлена двумя записями, имеющими одинаковое значение. Одна из них регистрируется как «Кредит» и имеет положительный знак, другая - как «Дебет» с отрицательным знаком, а сумма их величин должна равняться нулю.

Система двойной записи предполагает формальное отсутствие расхождений между размерами сальдо по кредитовым и дебетовым статьям. Однако на практике такое состояние невозможно. Из-за сложности полного охвата всех сделок, неоднородности цен, разницы во времени регистрации сделок и других факторов возникает множество расхождений. Для отражения данных расхождений в платежном балансе предусмотрена специальная статья «Ошибки и пропуски». Как правило, величина, показанная в этой статье, относительно невелика и стабильна, однако она резко возрастает и может достигать больших значений в странах со слабым контролем за предоставлением отчетов участниками внешнеэкономических связей для статистики платежного баланса. В этом случае величина пропусков и ошибок дает представление о незарегистрированном оттоке капитала.

Таким образом, на основании всех данных представленных в первой главе, можно сделать вывод, что платежный баланс государства - это важный документ страны, который показывает экономическую активность, состоятельность и конкурентоспособность данного государства.

.  
АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1   Становление и развитие статистики платежного баланса в Республике Беларусь

После того, как Республика Беларусь обрела независимость и стала суверенным государством, руководство страны приняло решение о смене принципов государственного управления и установила курс на развитие рыночных инструментов регулирования экономики. Для всего этого было необходимо сформировать надежную систему государственных институтов. Перед государством стояли следующая задача: создание отлаженной системы сбора, обработки и анализа всей статистической информации, которая учитывала бы происходящие изменения и позволяла делать межстрановые сопоставления. Все это определило специфику развития платежного баланса Республики Беларусь [20].

Начальной точкой становления статистики платежного баланса РБ принято считать постановление Совета Министров от 30.03.1992 г. №174 «О переходе Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики». Данное постановление было направленно на создание такой системы статистики, которая соответствовала бы новым экономическим отношениям, а также обеспечивала бы анализ происходящих социально-экономических процессов.

Изменения, которые были внесены 8 декабря 1992 г. в Закон «О Национальном банке Республики Беларусь» добавили к основным функциям Национального банка разработку платежного баланса. С этого момента составление и публикация платежного баланса находится исключительно в его ведении. Для этой функции был создан специальный отдел [20].

В 1993 г. в результате совместной работы Национального банка, Министерства экономики, Министерства статистики и анализа был опубликован первый платежный баланс республики. Он содержал данные о проведенных внешнеэкономических операциях за 1992 г. и был составлен по методологии 4-го Руководства в укрупненном разрезе [21].

Со временем составлению и анализу платежного баланса государственные органы начали уделять все больше внимания. Его важность была косвенно подтверждена принятием некоторых нормативных актов, в их числе Указ Президента Республики Беларусь от 03.03.1999 г. №129 «Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь» и постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 мая 2001 г. №784 «О перечне информационных ресурсов, имеющих государственное значение», дополняющее Закон «Об информатизации» [21].

К проблемам, с которыми столкнулись на первых этапах специалисты платежного баланса при его составлении, можно отнести следующие [22]:

• отсутствие четко сформированных нормативно-правовых актов, которые регулировали бы сбор, обработку и анализ статистической информации, которая необходима для составления платежного баланса;

• не разработанность первичных документов сбора статистической информации. Например, статистику внешнеэкономических операций необходимо было создавать с нуля;

• отсутствие методик экспертных оценок и различных корректировок.

Преодоление данных проблем затянулось на очень долгое время. Были приняты законы «Об информатизации» (6 сентября 1995 г.) и «О государственной статистике» (17 февраля 1997 г.). Однако они носили общий характер и регулировали работу государственных статистических органов в целом.

Для повышения качества статистики внешней торговли было направлено постановление Кабинета Министров РБ от 21.02.1996 г. №129 «О совершенствовании ведения статистики внешней торговли». Оно обязывало Государственный таможенный комитет вести статистику внешней торговли на основе грузовых таможенных и статистических деклараций и предоставлять полученную информацию Министерству статистики и анализа, которое должно вести разработку отчетного торгового баланса Республики Беларусь [22].

Невысокий уровень реальных доходов населения привел к утечке отечественных трудовых ресурсов за рубеж. Для того чтобы учесть доходы резидентов, которые были получены в качестве оплаты труда, была разработана методика на основе информации миграционных служб и статистических органов зарубежных стран о среднем уровне заработков и расходов в данных странах. Для уточнения данных также используется зеркальная статистика третьих стран.

Довольно широко развитая практика покупки подержанных автотранспортных средств за рубежом приводит к необходимости постоянных поправок счета «товары». Данный феномен объясняется тем, что сумма вывезенного капитала отражается по дебету счета «Поездки» и по кредиту данной статьи. При пересечении границы происходит регистрация импорта транспортных средств органами Государственного таможенного комитета. И если их учитывать по счету «Товары», то это приведет к двойному учету импорта автомобилей. Данные поправки (снижение импорта товаров на импорт легковых автомобилей, ввезенных гражданами Республики Беларусь) начали применяться с 1999 г., но были впервые опубликованы только в платежном балансе за первое полугодие 2002 г [23].

В целом перечисленные факторы наложили отпечаток на составление платежного баланса. Национальный банк каждый год вносил корректировки в структуру платежного баланса, не давая объяснения, какие изменения имели место. Сопоставимые данные по платежному балансу, за рассматриваемый период, появились только в 1998 г., когда Национальный банк выпустил сборник с платежными балансами Республики Беларусь 1993-1997 гг., составленными по единой методологии на основе 5-го Руководства. Ежегодно Национальный банк производит уточнение динамических рядов статей платежного баланса, которые публикует в соответствующих сборниках (посвященных платежному балансу).

В настоящее время публикуемые Национальным банком платежные балансы Республики Беларусь могут быть классифицированы следующим образом [24]:

• по форме представления: нейтральное (стандартное) и аналитическое представление платежного баланса;

• по детализации представления: в детальном постатейном представлении и в сокращенном варианте, где показываются только основные показатели платежного баланса;

• исходя из валюты, в которой производится стоимостная оценка: в белорусских рублях и в долларах США;

• по временному охвату: квартальные и годовые.

Таким образом, на основании данных приведенных выше можно сказать, что национальными органами статистики достигнут высокий уровень составления платежного баланса и его данные вполне достоверны.

2.2    Государственное регулирование платежного баланса в РБ

экономический государственный платежный беларусь

Платежный баланс является инструментом для разработки монетарной и фискальной политик, при принятии решений для регулирования валютного курса и рынка, а также протекционистских мер.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, валютных, финансовых и денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося отрицательного сальдо [25].

Существует пять основных методов, с помощью которых государство регулирует платежный баланс.

Данные методы представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Методы государственного регулирования платежного баланса. Источник [25]

Рассмотрим данные методы подробней [26]:

.   Дефляционная политика. Данная политика обычно направлена на сокращение внутреннего спроса. Как правило, она включает в себя замораживание цен, ограничение бюджетных расходов, обычно на гражданские цели, а также замораживание заработной платы. Основными инструментами данной политики являются денежно-кредитные и финансовые меры. К данным мерам относятся преимущественно уменьшение бюджетного дефицита, кредитные ограничения, изменение учетной ставки центрального банка, или дисконтная политика, а также установление пределов роста денежной массы. При большом уровне безработицы и резервов неиспользованных мощностей производства данная политика ведет к падению занятости и производства. Дефляционная политика может грозить обострением социальных конфликтов, если вместе с ней не принимать компенсирующих мер.

2.      Девальвация. Данный метод подразумевает, что понижение национальной валюты, как правило, направлено на стимулирование и сдерживание импорта товаров. Роль девальвации в регулировании платежного баланса обычно зависит от конкретных условий проведения, а также финансовой и общеэкономической политик. Обычно девальвация стимулирует экспорт товаров при наличии экспортного потенциала товаров и услуг, а также благоприятной ситуации на мировом рынке. Данный метод может привести к росту издержек на производство отечественных товаров, повышению цен в стране. Вследствие этого данный метод может дать стране временные преимущества, и в некоторых случаях не устраняют причин дефицита платежного баланса. Для того, чтобы девальвация приносила положительный эффект для платежного баланса она должна быть достаточной по размеру. В противном случае она может лишь усилить спекуляцию на валютных рынках. Для обеспечения эффективности девальвации некоторые развивающиеся страны вводят дифференциальные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

.        Валютные ограничения. Данный метод предполагает блокирование иностранной валютной выручки экспортеров, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, а также лицензирование продажи иностранной валюты импортерам. Валютные ограничения используются для устранения дефицита платежного баланса с помощью ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, а также при помощи сдерживания импорта товаров.

.        Финансовая и денежно-кредитная политики. Этот метод используется для уменьшения дефицита платежного баланса. Это происходит при помощи бюджетных субсидий экспортерам, протекционистских повышений импортных пошлин, а также отмены налога с процентов, уплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях привлечения капитала в страну и таргетировании денежной массы, иными словами установление целевых ориентиров ее ежегодного роста.

Социальные меры государственного воздействия на платежный баланс. Данный метод используется в ходе формирования основных статей платежного баланса, а именно торгового баланса, движения капитала, «невидимых» операций.

2.3 Анализ основных показателей платежного баланса РБ

К основным показателям платежного баланса относятся такие статьи как: счет текущих операций, счет операций с капиталом, финансовый счет, статистические расхождения, общий баланс. Счет текущих операций отражает доходы и расходы страны за покупку или продажу товаров и услуг.

Динамика счета текущих операций за последние 5 лет представлена ниже в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Показатели чета текущих операций платежного баланса РБ за 2011-2015 гг.

Статья

2011

2012

2013

2014

2015

Товары и услуги

-1208,9

2834,0

-2640,9

-482,8

174,3

Первичные доходы

-1361,4

-1473,2

-2684,8

-2414,3

-2546,3

Вторичные доходы

-2482,2

-3223,0

-2541,6

-2342,5

298,3

ИТОГ

-5052,5

-1862,2

-7567,3

-5221,6

-2073,7


Источник: собственная разработка на основании приложения А.

Для наибольшей наглядности изобразим динамику счета текущих операций за последние пять лет на графике ниже.

График 2.1 - Динамика счета текущих операций РБ за 2011-2015 гг.

Как можно видеть на графике, за 2015 год данный показатель сложился отрицательным, в размере 2073,7 млн. долл. США, что меньше на 3147,9 млн. долл. США по сравнению с предыдущим годом. В целом данный показатель имеет довольно положительную динамику.

Второй показатель платежного баланса, счет операций с капиталом, отражает превращение сбережений в основной капитал, оборотный капитал и сокровище. Данный счет имеет 2 составляющие: кредит и дебет. Динамика данного показателя отражена в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Показатели счета операций с капиталом платежного баланса РБ за 2011-2015 г.

Статья

2011

2012

2013

2014

2015

кредит

4,6

6,6

11,7

10,0

3,1

дебет

0,5

2,9

1,4

2,3

1,5

ИТОГО

4,1

3,7

10,3

7,7

4,6


Источник: собственная разработка на основании приложения А.

Для наибольшей наглядности представим данные из таблицы 2.2 на гистограмме ниже.

Гистограмма 2.1 - Динамика счета операций с капиталом РБ за 2011-2015 гг.

В целом счет операций с капиталом имеет положительную динамику, однако, как мы можем видеть на гистограмме 2.1, в последние 2 года он снизился с 10,3 млн. долл. США до 4,6 млн. долл. США.

Третьим показателем является финансовый счет. Он состоит из пяти составляющих: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, производные финансовые инструменты, другие инвестиции и резервные активы. Динамика донной составляющей платежного баланса представлена в таблице ниже.

Таблица 2.3

Динамика финансового счета платежного баланса РБ

Статья

2011

2012

2013

2014

2015

Прямые инвестиции

-3 876,9

-1308,1

-1983,9

-1788,6

-1465,7

Портфельные инвестиции

-854,1

191,0

59,1

19,6

968,2

Другие инвестиции

-2668,2

126,1

-5709,3

-2521,0

-205,8

Производственные финансовые инструменты

594,6

-51,2

-0,8

29,6

25,1

Резервные активы

2790,6

81,0

-857,4

-1410,3

-620,1

ИТОГО

-4014,0

-961,2

-8492,3

-5670,7

-1298,3


Для наибольшей наглядности отобразим данные из таблицы 2.3 на гистограмме ниже.

Гистограмма 2.2 - Динамика финансового счета РБ за 2011-2015 гг.

Источник: собственная разработка на основании приложения А.

На основании данных, показанных на гистограмме выше, можно сделать вывод, что все составляющие финансового счета платежного баланса РБ имеют в основном положительную динамику. После большого скачка вниз в 2013 году, РБ смогла улучшить данный показатель на 7194 млн. долл. США. Также рассмотрим структуру финансового счета платежного баланса РБ на диаграмме ниже.

Диаграмма 2.1 - Структура финансового счета РБ за 2015 г.

Исходя из данных представленных на диаграмме выше, можно сказать, что наибольший удельный вес в финансовом счете занимают портфельные инвестиции. За 2015 год они получились положительными, в размере 968,2 млн. долл. США.

Таким образом, на основании вышеприведенных данных, можно сделать вывод о том, что показатели платежного баланса Республики Беларусь имеют положительную динамику роста. После резкого скачка вниз в 2013 году РБ успешно исправляет ситуацию, улучшая все показатели.


3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

Существуют различные способы по совершенствованию платежного баланса, улучшению его структуры. Одним из них является увеличение экспортного потенциала нашей страны. Данный способ можно осуществлять по семи направлениям:

. Макроэкономические условия являются наиболее значимыми для развития экспорта. Это обуславливается тем, что без развития и совершенствования объема и структуры экспорта повышение благосостояния граждан нашей республики. Для всего этого нужно:

·  создать необходимые условия для структурной перестройки неэффективных предприятий. Также необходимо создание равных условий для предприятий, принимающих участие в хозяйственной деятельности;

·        стабилизировать такие показатели как курс белорусского рубля, снижение темпов инфляции, а также предпринять меры по финансовой стабилизации;

·        создать условия для повышения внутренних сбережений и механизмов для притока их в инвестиционный капитал предприятий-экспортеров;

·        развить условия для увеличения объема инвестиций в наукоемкие производства;

·        сформировать такую экспортную стратегию, которая была бы основана на сбалансированности спроса и предложения.

2. Условия для привлечения экспортных инвестиций также является важным условием для развития и увеличения экспортного потенциала нашего государства. Важным приоритетом нашей страны необходимо поставить политику для создания наиболее выгодных и благоприятных условий инвестирования в реальный сектор экономики. Для достижения данного условия, необходимо выполнить следующее:

·  рассмотреть на законодательном уровне такой налоговый режим, который освободит предприятия со значительными объемами инвестиций в технологии от налоговых платежей, кроме, разумеется, социальных;

·        также целесообразно освободить от НДС и таможенных пошлин различные инвестиционные товары, которые ввозятся в нашу страну для промышленной модернизации;

·        снизить до минимального уровня задолженность по просроченным иностранным кредитам, а также применять механизмы политического влияния на предприятия для решения вопросов предоставления РБ средств внешнего финансирования;

·        также необходимо создать комплексную систему информационной поддержки деятельности по формированию позитивного международного инвестиционного имиджа РБ.

3. Третьим условием является повышение конкурентоспособности на мировом рынке белорусских производителей. Для этого возможно использование следующих путей:

·  усовершенствовать механизм стимулирования эффективного использования предприятиями выручки в иностранной валюте для закупки новейших технологий из стран с высоким техническим развитием;

·        привлекать инвестиции, которые будут использоваться для модернизации, технологической составляющей предприятий и понижения материалоемкости и энергоемкости производств;

·        развивать организационные связи с ведущими иностранными фирмами, а также участие в реализации транснациональных проектов;

·        внедрить такую систему оплаты труда, которая будет непосредственно зависеть от результатов экспортной деятельности;

·        улучшать путем поиска эффективного собственника для приватизации качество управления предприятиями-экспортерами;

·        систематизировать и либерализировать ценообразование на внутреннем рынке;

·        обеспечить поддержку со стороны государства в области рекламы;

·        усовершенствовать меры по борьбе, которая проводится с контрабандными экспортными товарами, а также мер по защите интеллектуальной собственности;

·        внедрить современные стандарты в области упаковочных технологий с целью улучшения имиджа и конкурентоспособности экспортных товаров, а также целесообразным является стимулирование создания центров дизайна;

·        проводить научно-техническую политику в области разработки инновационных механизмов для улучшения технологического уровня и эффективности производств.

4. Следующим условием для роста экспортного потенциала нашей страны необходима поддержка со стороны государства на внешнем рынке. Целесообразно расширять и укреплять сотрудничество с МВФ, Всемирным банком, а также другими значимыми международными финансовыми организациями. Данное сотрудничество несет в себе цель, которая подразумевает согласование национальных экономических приоритетов, с включением белорусской экономики в процессы мирового хозяйства.

На межгосударственном уровне немаловажное значение имеет деятельность межправительственных комиссий, которые занимаются вопросами торгово-экономического сотрудничества. В рамках данного сотрудничества необходимо рассматривать долгосрочные перспективы торговых потоков, которые не вызывали бы противодействия сторон.

Для эффективной деятельности торгово-экономических служб при  продвижении товара на рынке нужно следующее:

·  обеспечить данные белорусские службы информационно-маркетинговыми, нормативно-правовыми, а также аналитическими материалами, как в РБ, так и за рубежом;

·        расширить участие данных служб во всевозможных выставках, конференциях и встречах деловых кругов с целью сбора всей полезной информации о различных рынках сбыта;

·        сохранять белорусский экспорт на традиционных рынках.

5. Следующим не менее важным условием является создание условий для развития инфраструктуры экспортной деятельности. Это обусловлено тем, что продвижение экспорта непосредственно связано с развитием белорусских предприятий за рубежом. Приоритетным направлением для государства должно стать в этом случае модернизация нормативно-правовой базы, которая будет направленна на стимулирование предприятий для создания дилерских сетей фирменного послепродажного обслуживания. Например, сервисные центры, совместные предприятия и др. Также необходимо создание различных прогрессивных форм. К таким формам относятся специализированные внешнеторговые фирмы, отраслевые союзы, ассоциации. Главным условием для их создания является консолидация различных внешнеторговых компаний, а также торговых домов в конкурентные на мировом рынке структуры. Повышение эффективности деятельности структур товаропроводящей сети, созданных с участием государства, необходимо обеспечивать за счет использования широкого диапазона финансово-кредитных и организационных мер, совершенствования условий инвестирования национального капитала за рубеж в целях развития белорусского экспорта.

Наиболее эффективной мерой по продвижению товаров и услуг может стать выход на мировой рынок посредством телекоммуникационных сетей.

. Усовершенствование тарифных и нетарифных методов регулирования экспорта. Важными регуляторами регулирования экспорта посредством мер тарифного регулирования являются:

упорядочение системы согласования принимаемых решений в области тарифного и нетарифного регулирования и механизмов ввода их в действие;

расширение льгот по уплате таможенных пошлин и НДС по ввозимым комплектующим, запчастям, материалам и сырью, предназначенным для производства экспортной продукции, упрощение процедур их предоставления;

упорядочение системы железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в рамках Таможенного союза;

установление предельных размеров единовременного повышения ставок таможенных пошлин. В области нетарифного регулирования основным направлением работы должно стать снижение (исключение) антидемпинговых и компенсационных мер в отношении белорусского экспорта, а также введение и применение адекватных защитных мер.

Фискальные механизмы являются одним из резервов повышения эффективности и увеличения объемов экспорта, поэтому необходимо стремиться к гармонизации налогообложения в соответствии с мировой практикой, включая расширение инвестиционных льгот в подоходном налоге; налоговое стимулирование выставочно-ярмарочной и информационно-маркетинговой деятельности; сокращение числа налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды путем объединения налогов, имеющих сходную базу.

. Создание условий для формирования системы кредитования экспорта и страхования экспортных рисков. Необходимо существенно переориентировать в экспортный сектор денежные потоки, в том числе освоить систему синдицированного кредитования с иностранными банками зарубежных покупателей белорусской продукции. Для этого предстоит существенно переориентировать принципы работы кредитных организаций с целью:

создания современной системы перетока внутренних сбережений на инвестиции экспортных производств и кредитование экспортных контрактов;

создания условий для инвестирования в сферу экспортного производства капитала всех финансовых структур: страховых обществ, пенсионных фондов и инвестиционных банков;

создания условий для возврата валютных кредитов субъектами хозяйствования;

выделения в бюджете республики средств для фонда поддержки экспорта с целью осуществления льготного кредитования национальных проектов модернизации крупнейших экспортных производств (МТЗ, Атлант и т.п.);

совершенствования механизмов компенсации банкам потерь, связанных с льготным кредитованием экспортных проектов;

ограничения отвлечения средств внешнеторговых банков на другие цели;

- внедрения механизмов консорциального кредитования белорусскими и иностранными банками крупных экспортных проектов и др.

Значительные усилия необходимо направить на обеспечение страховой защиты и поддержки участников внешнеторговой деятельности, минимизацию возможных потерь и убытков. Для этого необходимо:

создание национальной системы страхования внешнеторговых операций и экспортных кредитов, включающей Белорусскую государственную организацию страхования внешнеэкономических рисков, другие страховые компании и банки, осуществляющие поддержку экспорта;

резервирования в республиканском бюджете необходимых средств для гарантирования и страхования экспортных кредитов;

вступление Республики Беларусь в Международный Союз страховщиков кредитов и инвестиций для обеспечения согласованных условий кредитования международной торговли, гарантирования и страхования экспортных кредитов;

обеспечение государственных гарантий по кредитам на участие в международных торгах;

введение системы обязательного медицинского страхования иностранных граждан при въезде на территорию Республики Беларусь.

Таким образом, рассмотренные условия и направления значительно могут улучшить и оптимизировать процесс формирования, а также показатели платежного баланса Республики Беларусь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Платежный баланс государства является наиболее важным инструментом в макроэкономическом анализе и прогнозировании. Он применяется для обозначения направлений фискальной политики, при регулировании внутреннего валютного рынка и валютного курса в целом. Важность платежного баланса как инструмента регулирования как внутри государства, так и на мировом рынке обуславливается изменениями, происходящими на валютном рынке, которые оказывают непосредственное влияние на экономику в целом.

Наибольшее влияние на платежный баланс имеет торговый баланс. Связь между ними является прямопропорциональной. Это объясняется тем, что при уменьшении положительного сальдо торгового баланса увеличивается отрицательное сальдо платежного баланса, и наоборот.

Данное свойство может быть использовано для регулирования платежного баланса. Для этого дается возможность увеличения активного сальдо торгового баланса.

Существуют различные способы по регулированию платежного баланса. Наиболее существенным является прямой контроль. Данный метод используют преимущественно на краткосрочном периоде времени. Прямой контроль используется наиболее часто, однако данный метод имеет немного положительных откликов.

Для обеспечения баланса и накопления золотовалютных резервов необходимо иметь положительное сальдо по статье «Текущий Счет». Это подразумевает превышение экспорта над импортом. Также этого можно достигнуть перекрытием отрицательного сальдо платежного баланса финансовым счетом.

Для повышения эффективности, а также увеличения экспорта отечественных товаров нашей страны необходимо проведение со стороны государства стимулирования валютной и макроэкономической политик.

В заключение, после рассмотрения платежного баланса, как основной экономической категории, характеризующей состояние внешнеэкономических связей страны, а также после анализа состояния и динамики основных показателей платежного баланса Республики Беларусь можно сделать следующие выводы:

) платежный баланс является важнейшим отражением внешнеэкономических связей государства, степени принадлежности к мировому хозяйству;

) платежный баланс каждой страны имеет свои индивидуальные особенности, что объясняется его зависимостью от экономической политики;

) международная обстановка имеет наибольшее влияние на платежный баланс государства;

) платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования;

) на основании данных платежного баланса принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны. И для того, чтобы избежать негативные последствия необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант схемы построения платежного баланса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Фролова, Т.А. Международная валютная система и валютный курс [Электронный ресурс]. - Таганрог, 2009

.   Кушнир, И.В. Макроэкономика [Электронный ресурс]. - Москва 2010

.   Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; Под общ. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 8-е изд. перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2007. - 496 с. - (Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).

.   Борисов, С.М. Платежный баланс Белоруссии. М., ИМЭМО РАН, 2010, 99 с. [Электронный ресурс]

.   Мягкова Е.Л., Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит. [Электронный ресурс]. - Аллель, 2010

.   Шимко, П.Д., Михайлушкин, А.И. Международная экономика. [Электронный ресурс]. - Высшая школа, 2002

.   Международная экономика. [Электронный ресурс]

.   Структура платежного баланса. [Электронный ресурс]

.   Официальный сайт Национального банка РБ. [Электронный ресурс]

.   Виды платежного баланса. [Электронный ресурс]

.   Торговый баланс. [Электронный ресурс]

.   Виды платежного баланса. [Электронный ресурс]

.   Структура баланса текущих операций. [Электронный ресурс]

.   Понятие базисного баланса. [Электронный ресурс]

.   Понятие баланса автономных счетов. [Электронный ресурс]

.   Понятие и структура баланса международных инвестиций. [Электронный ресурс]

.   Понятие платежного баланса. [Электронный ресурс]

.   Факторы, влияющие на платежный баланс. [Электронный ресурс]

.   Факторы, влияющие на платежный баланс, и методы регулирования его статей. [Электронный ресурс]

.   Антропова О., Гарбуз А.О платежном балансе Республики Беларусь за 2000 год //Банковский вестник. - 2001. - №13(162). - С. 2-7.

.   Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь за 2013 год - Минск: Главное управление платежного баланса и банковской статистики Национального банка, 2014 г.

.   Финансово-банковская статистика. практикум: учеб. пособие/ Н.Н. Бондаренко, А.Г. Кулак, Н.Э. Пекарская. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2012.

.   Васильева И.П. Платежные балансы и политика капиталистических государств. Учебное пособие. М.: Московский государственный институт международных отношений

.   Ковалев М. Республика Беларусь в системе мирового хозяйства. Состояние, тенденции, перспективы. //Белорусский банковский бюллетень. - 2002. - №7.

.   Регулирование и финансирование платежного баланса. [Электронный ресурс]

.   Есман, В.А. Платежный баланс Республики Беларусь и его регулирование / В.А. Есман // Национальная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы II Международной науч. - практ. конф. студ., Минск, 14-15 апреля 2009 года / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. экон. ун-т; [редкол.: Г.А. Короленок (гл. ред.) и др.]. - Минск: БГЭУ, 2009.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

2010

2011

2012

2013

2014

2015

I. Счет текущих операций

-8 280,1

-5 052,5

-1 862,2

-7 567,3

-5 221,6

-2 073,7

1. Товары и услуги

-7 500,1

-1 208,9

2 834,0

-2 340,9

-482,8

174,3

экспорт

29 301,7

46 537,1

51 886,0

44 046,1

43 311,9

32 837,4

импорт

36 801,8

47 746,0

49 052,0

46 387,0

43 794,7

32 663,1

1.1 Товары

-9 288,7

-3 466,8

565,4

-4 593,4

-2 635,4

-2 137,6

экспорт (в ценах ФОБ)

24 506,1

40 927,6

45 574,3

36 540,1

35 423,3

26 189,7

импорт (в ценах ФОБ)

33 794,8

44 394,4

45 008,9

41 133,5

38 058,7

28 327,3

1.2 Услуги

1 788,6

2 257,9

2 268,6

2 252,5

2 152,6

2 311,9

экспорт

4 795,6

5 609,5

6 311,7

7 506,0

7 888,6

6 647,7

импорт

3 007,0

3 351,6

4 043,1

5 253,5

5 736,0

4 335,8

2. Первичные доходы

-1 096,6

-1 361,4

-1 473,2

-2 684,8

-2 414,3

-2 546,3

кредит

503,3

705,0

916,7

858,6

900,4

518,8

дебет

1 599,9

2 066,4

2 389,9

3 543,4

3 314,7

3 065,1

3. Вторичные доходы

316,6

-2 482,2

-3 223,0

-2 541,6

-2 324,5

298,3

кредит

885,0

1 870,9

1 974,0

2 090,2

1 902,8

1 193,7

дебет

568,4

4 353,1

5 197,0

4 631,8

4 227,3

895,4

II. Счет операций с капиталом

0,0

4,1

3,7

10,3

7,7

4,6

кредит

0,0

4,6

6,6

11,7

10,0

6,1

дебет

0,0

0,5

2,9

1,4

2,3

1,5

Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-) (сальдо по данным счета текущих операций и счета операций с капиталом)

-8 280,1

-5 048,4

-1 858,5

-7 557,0

-5 213,9

-2 069,1

III. Финансовый счет

Чистое кредитование (+) / чистое заимствование (-)* (сальдо по данным финансового счета)

-7 575,0

-4 014,0

-961,2

-8 492,3

-5 670,7

-1 298,3

3.1 Прямые инвестиции

-1 342,8

-3 876,9

-1 308,1

-1 983,9

-1 788,6

-1 465,7

Чистое приобретение финансовых активов

50,6

125,5

155,5

262,2

73,4

102,6

Чистое принятие обязательств

1 393,4

4 002,4

1 463,6

2 246,1

1 862,0

1 568,3

3.2 Портфельные инвестиции

-1 185,6

-854,1

191,0

59,1

19,6

968,2

Чистое приобретение финансовых активов

59,4

10,8

-27,9

17,7

23,1

25,0

Чистое принятие обязательств

1 245,0

864,9

-218,9

-41,4

3,5

-943,2

3.3 Производные финансовые инструменты

0,0

594,6

-51,2

-0,8

29,6

25,1

Чистое приобретение финансовых активов

0,0

1,7

-51,0

-2,1

2,0

0,9

Чистое принятие обязательств

0,0

-592,9

0,2

-1,3

-27,6

-24,2

3.4 Другие инвестиции

-4 238,1

-2 668,2

126,1

-5 709,3

-2 521,0

-205,8

Чистое приобретение финансовых активов

1 178,2

2 672,9

-452,4

-332,0

-218,0

442,4

3.4.1. Другие инструменты участия в капитале

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.4.2. Долговые инструменты

1 178,2

2 672,9

-452,4

-332,0

-218,0

442,4

3.4.2.1. Центральный банк

667,9

1 102,4

-1 070,9

-397,5

77,0

61,0

3.4.2.2. Депозитные организации, за исключением центрального банка

47,8

817,9

-723,8

-78,3

-157,6

345,7

3.4.2.3 Сектор государственного управления

-101,1

-3,3

-0,3

0,0

0,0

0,0

3.4.2.4 Другие секторы

563,6

755,9

1 342,6

143,8

-137,4

35,7

3.4.2.4.1 Прочие финансовые организации

5,7

-6,2

3,7

10,9

60,1

4,8

3.4.2.4.2 Нефинансовые организации, домашние хозяйства и НКОДХ**

557,9

762,1

1 338,9

132,9

-197,5

30,9

Наличная валюта и депозиты

-11,5

37,8

-21,4

-17,7

30,1

261,8

Кредиты и займы

-81,6

67,4

-30,9

-3,7

21,8

-57,1

Страховые, пенсионные программы и программы стандартных гарантий

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Торговые кредиты и авансы

651,0

656,9

1 391,2

154,3

-249,4

-173,8

Прочая дебиторская задолженность

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Чистое принятие обязательств

5 416,3

5 341,1

-578,5

5 377,3

2 303,0

648,2

3.4.1 Другие инструменты участия в капитале

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.4.2 Долговые инструменты

5 416,3

5 341,1

-578,5

5 377,3

2 303,0

648,2

3.4.2.1 Центральный банк

1 449,6

263,0

-1 100,4

876,8

988,5

-393,8

2 295,9

474,1

27,3

1 997,1

-212,2

-562,5

3.4.2.3 Сектор государственного управления

525,8

1 519,0

417,7

463,3

634,6

1 156,5

3.4.2.4 Другие секторы

1 145,0

3 085,0

76,9

2 040,1

892,1

448,0

3.4.2.4.1 Прочие финансовые организации

3,6

-6,1

1,9

17,6

221,7

41,2

3.4.2.4.2 Нефинансовые организации, домашние хозяйства и НКОДХ**

1 141,4

3 091,1

75,0

2 022,5

670,4

406,8

Кредиты и займы

76,6

1 859,7

472,7

1 440,6

616,4

699,1

Страховые, пенсионные программы и программы стандартных гарантий

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Торговые кредиты и авансы

1 064,8

1 231,4

-397,7

582,2

54,0

-286,7

Прочая кредиторская задолженность

0,0

0,0

0,0

-0,3

0,0

-5,6

3.5 Резервные активы

-808,5

2 790,6

81,0

-857,4

-1 410,3

-620,1

IV. Статистические расхождения

705,1

1 034,4

897,3

-935,3

-456,8

770,8

V. Общий баланс

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0


Похожие работы на - Формирование и структура платежного баланса Республики Беларусь в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!