Тема: Факторы, влияющие на перспективный уровень добычи энергоресурсов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    9,37 Кб
Факторы, влияющие на перспективный уровень добычи энергоресурсов
Факторы, влияющие на перспективный уровень добычи энергоресурсов
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

Введение

. Развитие добычи нефти

. Добыча газа и угля

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Россия по-прежнему остается ведущим производителем энергоресурсов в мире. В ее недрах сосредоточено около 12 процентов мировых запасов нефти, более трети запасов газа и около 20 процентов запасов каменного угля.

Работают крупнейшие в мире нефтегазопромыслы, электростанции, другие объекты топливно-энергетического комплекса. Однако в последние годы в стране происходят веерные отключения электроэнергии, перебои с топливо- и теплоснабжением, спонтанный рост цен на нефтепродукты... Причин этому несколько.

Помимо ухудшения минерально-сырьевой базы и старения производственных фондов, в их числе и многие макроэкономические проблемы, решение которых невозможно без научно обоснованной долгосрочной энергетической политики.

Ее основные направления сформулированы в проекте энергетической стратегии России на период до 2020 года, разработанной министерством энергетики и недавно одобренной правительством РФ. Структурная перестройка позволит к 2020 году в расчете на год экономить более одного миллиарда тонн условного топлива, а энергосбережение - порядка 400 млн. тонн, одна треть из которых придется на топливно-энергетический комплекс, еще одна треть - на другие отрасли промышленности, и свыше четверти - на коммунально-бытовой сектор.

Для того, чтобы топливно-энергетический комплекс обеспечивал намеченное развитие, необходимо добиться роста производства энергоресурсов и существенно повысить эффективность их использования.

Вместе с тем высокие темпы роста валового продукта возможны только в случае качественного повышения энергоэффективности экономики. А в настоящее время энергоемкость национального дохода России в 3,5 раза превышает этот показатель в промышленно развитых странах.

Поэтому энергетическая стратегия учитывает структурную перестройку экономики, выражающуюся в увеличении в ней доли сферы услуг и высокотехнологических энергоэффективных производств, а также предусматривает организационные и технологические меры по энергосбережению.

Цель работы - исследование факторов, влияющих на перспективный уровень добычи энергоресурсов.

1. Развитие добычи нефти

Структурная перестройка позволит к 2020 году в расчете на год экономить более одного миллиарда тонн условного топлива, а энергосбережение - порядка 400 млн. тонн, одна треть из которых придется на топливно-энергетический комплекс, еще одна треть - на другие отрасли промышленности, и свыше четверти - на коммунально-бытовой сектор.
При ежегодных темпах роста валового внутреннего продукта в 5,5 процента к 2020 году потребуется добывать не менее 430 млн. тонн угля, 360 млн. тонн нефти, 700 млрд. кубических метров газа и вырабатывать 1620 млрд. киловатт-часов электроэнергии.
Достигнуть этого будет невозможно без увеличения инвестиций. В российском обществе кое-кто думает, что запасы энергоресурсов в наших недрах безграничны, а свободных средств, гуляющих в мировой экономике столько, что стоит только позвать и они потекут рекой, особенно в экспортно-ориентированные отрасли. К сожалению, эти люди глубоко заблуждаются.

Что касается инвестиционных средств, то потребность в них мирового ТЭКа составляет 950 млрд. долларов, а ресурсы международного финансового рынка, которые могут быть направлены в ТЭК, существенно меньше. При этом в большинстве стран в экономику вкладываются средства населения, размещенные на депозитах в национальных банках или вложенные в ценные бумаги национальных производителей. Мы же, вместо того чтобы обеспечить российскому населению безопасность и надежность его вложений в собственную экономику, в основном ориентируемся на зарубежные инвестиции, хотя совершенно очевидно, что только вера всего российского общества в стабильность экономики и законов России придаст импульс инвестиционным потокам.

Что без структурной перестройки национальной экономики и перехода промышленности на производство с высокой энергетической эффективностью цели энергетической стратегии оказываются невыполнимыми.

Говоря о прогнозе производства углеводородного сырья на период до 2020 года, хотелось бы обратить внимание на рост экспорта энергоносителей. Он согласован с российским внешним платежным балансом, так как не принимать во внимание обязательства страны перед кредиторами мы не имеем права.

В соответствии с прогнозом перспективный уровень добычи нефти в России будет определяться в основном зарубежными ценами, налоговыми условиями нефтедобычи и нефтепереработки, интенсивностью внедрения научно-технических разработок на месторождениях с истощаемыми и низкодебетными запасами, а также ввода новых месторождений, особенно в перспективном восточносибирском регионе. При их благоприятном сочетании прогнозируемая добыча нефти составит к 2017 году 335, а к 2020 году - 360 млн. тонн. Надеяться на большее не приходится, поскольку происходит нарастающее качественное ухудшение сырьевой базы.
Запасы на действующих месторождениях выработаны до 54 процентов, а доля трудно извлекаемых запасов повысилась до 55-60 процентов.
Между тем ресурсный потенциал новых провинций в Восточной Сибири, Тимано-Печорском регионе, на Дальнем Востоке в несколько раз ниже, чем в старых освоенных районах. Поэтому в перспективе главным нефтедобывающим регионом остается Западная Сибирь, хотя и ее доля в добыче нефти к 2020 году сократится с 68 до 55 процентов.

Что касается новых месторождений, то их вовлечение в эксплуатацию невозможно без государственного стимулирования инвестиций. Каждый из нас хорошо помнит, какие гигантские бюджетные и привлеченные под гарантии государства кредитные средства были вложены в Западную Сибирь. Месторождения Восточной Сибири также масштабны и, понимая, что время централизованных государственных капвложений уже прошло, а освоение столь масштабных программ не по силам даже самым крупным российским компаниям, необходимо законодательно закрепить преференции инвесторам в новые нефтегазовые регионы, а также рассмотреть возможность объединения интересов компаний или групп компаний в консорциумах с участием государства.

Учитывая высокую капиталоемкость освоения новых месторождений, необходимо будет увеличивать нефтеотдачу пластов. В связи с ростом себестоимости нефтедобычи без установления специальных налоговых норм для низкодебетных и с трудно извлекаемыми запасами месторождений достичь запланированного увеличения добычи не удастся.
Не менее важным как для диверсификации экспорта, так и обеспечения потребности российских потребителей в моторном топливе, является рост объемов переработки нефти на НПЗ России. В стратегии предусматривается рост переработки к 2020 году до 225 млн. тонн, то есть на 29 процентов, при увеличении глубины переработки до 85 процентов.
Ввиду избыточности мощностей российских НПЗ по сравнению с нынешней их загрузкой необходимо решить задачу оптимизации их использования с учетом минимизации маршрутов транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, сокращения их потерь, а также мобилизации ресурсов для поддержания заданного уровня экспорта. Одновременно энергетической стратегией предусматривается изменение номенклатуры производимых нефтепродуктов для обеспечения растущих потребностей в сырье нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше самого сырья.

Безусловно в связи с исключительно высокими ценами на нефть на мировом рынке и нерегулируемым ценообразованием на внутреннем рынке нефтепродуктов, нефтяные компании смогли существенно увеличить инвестиции в развитие нефтедобычи. Таким образом, благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть позволит не только укрепить российский бюджет, но и инвестировать в нефтегазовый комплекс около 8 млрд. долларов.

Не менее важным для достижения запланированных объемов производства в связи с прогрессирующим ухудшением горно-геологических условий нефтедобычи должно стать введение в отрасли новой системы налогообложения, включающей платежи за пользование недрами, налога на прибыль и налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, а также перенос основной налоговой нагрузки с производителей нефтепродуктов на сферу розничной торговли.

месторождение газ нефть потенциал

2. Добыча газа и угля

Значительно хуже обстоят дела в газовой промышленности, и причины этого вполне понятны. В течение всего времени падения добычи нефти и угля газовый комплекс обеспечивал бесперебойное снабжение населения и промышленности "голубым топливом". И при этом сохранил объемы поставок на внешний рынок, обеспечивая тем существенную поддержку бюджетам всех уровней. Но из-за интенсивной эксплуатации базовые месторождения Западной Сибири, обеспечившие в предыдущие 20 лет основную часть добычи, в значительной части выработаны: Медвежье - на 78, Уренгойское - на 67, Ямбургское - на 46 процентов. Причем выработаны верхние, самые низкие по себестоимости эксплуатации, горизонты. Правда, в Западной Сибири открыты новые уникальные месторождения газа, такие, как на Ямале и Заполярное, а также в Надыме.

Не менее важные по значимости запасы газа открыты на шельфах Баренцевого и Охотского морей, а также в Восточной Сибири. Однако, все эти месторождения по объему необходимых стартовых вложений для их освоения в 2-3 раза превосходят месторождения с высокопродуктивными и неглубокими синаматскими горизонтами.

"Газпрому" так и не удалось сформировать сколь либо значительных инвестиционных источников. На наш взгляд, на то было несколько причин. До начала проведения экономической реформы цены на топливно-энергетические взаимозаменяемые ресурсы устанавливались централизованно, с учетом их качества и эффективности использования. Заниженные цены на газ неизбежно привели к завышенному спросу на него и сформировали в стране нерациональную структуру топливно-энергетического баланса.

Энергетической стратегией предполагается увеличение добычи газа к 2010 году до 655 млрд. "кубов". Однако этого уровня можно будет достичь только при условии повышения цен на газ на внутреннем рынке. Только увеличение цен на газ на внутреннем рынке привлечет инвесторов в разведанные, но не подготовленные для добычи месторождения.
Чтобы обеспечить надежную сырьевую базу для добычи газа, необходимо приращивать его запасы на 3 триллиона кубометров каждые 5 лет. И такой прирост не может быть обеспечен только за счет средств "Газпрома" или бюджета. Без новых газодобывающих компаний и их свободного доступа к магистральным трубопроводам инвестиционная активность будет по-прежнему низкой, а нефтяные компании будут продолжать сжигать попутный газ. Следует помнить о том, что запасы природного газа в России не безграничны и его рациональное использование также предусмотрено энергетической стратегией.
Дальнейшее развитие получат газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, в том числе в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Из природного газа должны и будут добываться все находящиеся в нем ценные компоненты. На базе комплексной разработки уникальных ресурсов газового конденсата и гелия предстоит создать ряд совершенно новых, высокотехнологичных производств.

Энергостратегией предусмотрена также дополнительная газификация ряда регионов России, в том числе промышленных центров южной части Западной Сибири, Восточной Сибири и, что крайне важно, Дальнего Востока. Безусловно, развитие газо- и нефтедобычи невозможно без дальнейшего расширения сети газотранспортных магистралей и нефтепроводов, главным образом в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в районах Балтийского и Каспийского морей.

Угольная промышленность располагает достаточной базой для полного удовлетворения углём потребности экономики России. Однако ее развитие осложнено рядом факторов, в частности, ограничениями использования угля по экологическим условиям, ограничениями объемов его перевозок железнодорожным транспортом и зависимостью ценовых показателей угля от транспортных тарифов. Согласно стратегии, ежегодно востребованные объемы угля составят к 2020 году 430 млн. тонн. Принципиально важно, что, в отличие от быстро дорожающих газа и нефти, цены на уголь должны увеличиться к 2010 году лишь на 10-15 процентов вследствие вовлечения в добычу более эффективных запасов, улучшения хозяйственной организации отрасли и, главное, внедрения новейших научно-технических разработок добычи, переработки и транспортировки угля.

Снижение себестоимости угля предусматривается в период 2010-2020 годов, что служит важным аргументом для увеличения его роли в топливном балансе страны. Удовлетворение потребностей экономики страны в угольном топливе будет связано с развитием добычи в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах. Межрегиональное значение будут иметь месторождения в Восточной Сибири, Печерского, Донецкого и Южно-Якутского бассейнов.

Эффективность угледобычи будет повышаться за счет увеличения доли открытых карьеров с доведением открытого способа добычи до 80 процентов общего производства.

Для достижения запланированных темпов развития угольной отрасли необходимо завершить программу ее реструктуризации, создать условия для привлечения инвестиций, реструктурировать задолженность шахт перед кредиторами, большую часть которых составляют бюджеты различных уровней.

Заключение

Несмотря на явное преимущество России и стран с большими запасами натурального топлива над другими регионами, проблема ограниченности энергоресурсов является глобальной и затрагивает абсолютно все государства. Как следствие, в будущем ожидается непрерывный рост цен на нефть и газ. Путь решения проблемы состоит в проведении жесткой политики энергосбережения и использовании альтернативных источников энергии, прежде всего, возобновляемых, а также ядерного топлива. Под возобновляемыми источниками энергии подразумеваются биомасса, солнечная энергетика, ветроэнергетика, геотермальная энергия, энергия малых водотоков, океан.

Другой мотив к энергосбережению связан с вопросами энергетической безопасности, которая характеризуется способностью ТЭК (топливно-энергетического комплекса) удовлетворять спрос на энергоносители и устойчивостью ТЭК к различного рода негативным воздействиям. Очевидно, при возможном дефиците энергии, одной из важнейших составляющих энергетической безопасности является эффективное использование энергоресурсов.

Экология - следующий фактор, побуждающий к снижению потребления органического топлива. В большинстве стран установлены жесткие нормативы на выбросы вредных веществ, образующихся при сжигании органических топлив. Прежде всего, это пыль, окислы азота, серы и углерода. Особая ситуация складывается с углекислым газом, который относится к парниковым газам.

Список использованной литературы

1.Баранов А.О. и др. Исследование экономики России с использованием межотраслевых моделей. Новосибирск: Наука, 2015. - 198с.

.Динков В.А. Нефтяная промышленность вчера, сегодня, завтра. Москва, ВНИИОЭНГ, 2014. - 242с.

.Дунаев Ф.Ф. Экономика нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 2014. - 428с.

.Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность. / Под ред. В.И. Волкова и др. - М.: Экономика, 2014. - 477с.

5.Региональная экономика. / Под ред. Т.Г.Морозовой и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 472с.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!